Что должен уметь ребенок в возрасте 9 месяцев и как распознать отставание в развитии

Как понять, слышит ли ваш малыш?

Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух – проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить

Как проверить слух ребенка? Очень просто. Для этого можно воспользоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой (Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под “киндер-сюрприза”, фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая – нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья – манкой, ее сотрясение создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подает сигналы со спины малыша, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или “сидит” на стуле на руках взрослого, взрослый вступает с ним в эмоциональный контакт. По его сигналу другой взрослый, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой – пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

До 4 месяцев малыш реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует. Однако обследование и в этом возрасте следует начинать с более тихих звуков (первая – баночка, заполненная манкой, затем – гречкой и только потом – горохом), чтобы уловить реакцию малыша, поскольку при повторных предъявлениях реакции крохи быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху).

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы

При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук

При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек (с манкой, гречкой и горохом). Дитя определяет направление звука: поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: “Покажи носик, ушки, ручки…”. Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем – шепотом; вначале около ребенка, а потом – в 6 метрах от него.

Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может найти источник звука, а на втором году жизни – не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха).

Вам может показаться, что гораздо легче сходить в детскую поликлинику к лор-врачу. Но, к сожалению, даже опытному отоларингологу сложно диагностировать нарушения слуха у ребенка в раннем возрасте. Поэтому необходимо, чтобы детская поликлиника направила вас с малышом в близлежащий сурдологопедический центр или сурдологопедический кабинет.

Нейро-психомоторное развитие

На новый уровень выходит развитие головного мозга. Полученные за 9 месяцев знания об окружающем мире постепенно складываются в прочные информационные связи. Используя уже имеющиеся знания, малыш постигает новую информацию о знакомых и новых предметах.

Малыш уже хорошо понимает взрослых и правильно реагирует на основные глаголы и просьбы: «дай», «нет», «покажи». Одним из любимых занятий на этом этапе становится многократное изучение одного и того же предмета. Часто можно наблюдать, как карапуз по нескольку раз обходит или обползает по кругу стула или стола. Кроху очень интересует, почему разные предметы ведут себя по-разному: двери открываются и закрываются, кроватка качается, стены остаются на месте при любых попытках их подвинуть. Такое поведение ребенка нормально и полезно для формирования понимания свойств различных предметов, закрепления пространственных ориентиров.

Среди игрушек многие малыши отдают предпочтение предметам, позволяющим изменять окружающий мир. Баночки и емкости, кубики и конструкторы привлекают возможностью при помощи простых манипуляций спрятать один предмет в другой, создать новую форму.

Все чаще проявляется стремление копировать взрослых. Карапуз не только наблюдает за мамой и папой, но и пытается повторить их движения. Все больше навыков самостоятельности приобретается, благодаря желанию подражать: пить и есть самостоятельно, пытаться одеть на голову шапку, на руки варежки. Это желание стоит поощрять и при его помощи развивать игровые и познавательные умения карапуза: научите собирать игрушки в одно место, играть с электронной детской панелью, устраивать чаепитие для кукол.

Развитию нейро-психомоторных способностей в большой мере способствует спокойная и доброжелательная атмосфера в доме. Наполненные разговором отношения, в которых малыш играет важную роль позволяет крохе не только изучать окружающее пространство, но и запоминать правильные формы взаимоотношений между людьми.

Раннее развитие малыша в 9 месяцев — за и против

Так называют воспитание и развитие ребенка в 9 месяцев с акцентом на максимальное раскрытие физического и интеллектуального потенциала. Мнения педиатров, в том числе доктора Комаровского, по этому поводу относительны, но они сходятся в одном – навредить такие методы могут только при перегрузке в результате фанатичного желания вложить в малыша энциклопедические знания. Если играть с детьми так, чтобы не просто весело проводить время, но и учить малышей чему-то новому, то никаких негативных последствий не будет. Существует несколько методик раннего развития:

  1. По Монтессори. Девизом этого метода является «Научи меня, чтобы я мог сделать это сам». Примером служат объемные буквы и цифры, которые малыш может ощупывать, или рисование узоров обычной манкой.
  2. По Глену Доману. Методика предполагает осваивание карточек с изображениями букв, цифр, слов и фото. После таких занятий должны быть активные подвижные игры для физического развития.
  3. По Марии Гмошинской. Методика заключается в рисовании пальчиками, для чего потребуются краски в баночках и большой ватман.

Вес и рост ребенка в 9 месяцев

Самый показательный параметр в жизни молодого человека – его размер. Потому мамы, а особенно – бабушки, так переживают за пухлость щечек и количества складочек на ручках и ножках. А тут еще и прибавки в весе незначительные!

Но переживать не стоит – просто «проверьте» малыша по среднестатистическим параметрам, которые предлагает отечественная педиатрия:

  • вес крохи может быть от 7,5 до 10,5 килограмм;
  • рост – от 67,5 до 75,1 сантиметров;
  • окружность головы может находиться в районе 42,9-47,4 сантиметров;
  • окружность груди – в районе 44,5-50,8 сантиметров.

Если вы скептически относитесь к отечественным данным, можете смело ориентироваться по данным Всемирной Организации Здравоохранения:

  • нормальный вес может варьироваться от 6,5 до 11 килограммов;
  • нормальный рост – от 65,3 до 76,5 сантиметров;
  • нормальная окружность головы находится в районе 41,2-47,5 сантиметров.

Расти в 9 месяцев крошка будет чуть медленнее, чем вы привыкли. Раньше же он только кушал да спал, вот и рос быстро. А сейчас у него, кроме еды и сна, много других интересных дел.

Игрушки, которые заинтересуют малыша

  • Центр активности – это плоскость, на которой закреплено большое количество всевозможных колесиков, кнопок, шнурочков, липучек и рычажков. Малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки, крутить колесики или нажимать на рычажки. Основное назначение данной игрушки – развитие мелкой моторики рук.
  • Шкатулки с сюрпризами. Когда кроха нажимает на кнопочку, из шкатулки появляется фигура и играет музыка. Это стимулирует познавательную активность и логическое мышление (ребенок учится видеть связь между действием и результатом).
  • Пирамидки. Позволяют развивать координацию движений и моторику рук. Карапузу придется постараться, чтобы правильно насадить элементы игрушки на стержень.
  • Маленького непоседу по-прежнему увлекают игры с мячиками, шарами и кубиками. Их можно весело кидать, а потом собирать. И снова кидать. А кубики он уже умеет складывать друг на друга.
  • Книжки их картона с яркими картинками. Малыш будет разглядывать рисунки и листать страницы, а мама – читать вслух стихи или сказку из книги.

Познавательное развитие ребенка 2 лет 9 месяцев

Стоит вооружиться хорошими детскими книжками. Читая, наблюдайте, насколько внимателен малыш. Обязательно отвечайте на вопросы, которые непременно будут по ходу чтения. Можете и сами задавать вопросы, чтобы выяснить насколько хорошо малыш понимает прочитанное. Детки любят обсуждать иллюстрацию, разыграть маленькие сценки, что непременно нужно поощрять.

В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен вписывать свое поведение в эту систему.

Участвуя в ролевых играх, малыш понимает, когда игра заканчивается, способен принимать участие в планировании игры. Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам. Охотно берет на себя роль мышки, зайчика, мишки и пр.

Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.

К 2 годам 9 месяцам ребенок знает названия основных цветов, некоторых частей тела. Отличается хорошей памятью. Может выучить наизусть короткие стишки. Начинает интересоваться формами вежливого поведения.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

Хоть младенец и должен развиваться самостоятельно, помощь ему все равно необходима

Родителям стоит работать сразу в нескольких направлениях, уделяя внимание физическому и психологическому здоровью. Список, чему учить ребенка в 9 месяцев, включает:

  • развитие мелкой моторики ручек;
  • познавательные игры, в том числе на свежем воздухе;
  • активные движения для подготовки к ходьбе;
  • первые шаги с помощью опоры.

Мелкая моторика

Для уже более развитых пальчиков тоже необходима тренировка. Познакомьте ребенка с туалетной бумагой, покажите, как она разматывается. Кроха с удовольствием будет рвать и раскидывать ее. Прилепите к ладошке небольшой кусочек скотча – малыш с интересом попробует оторвать лоскуток. Еще один способ развивать мелкую моторику – насыпать в миску крупу, положить небольшие игрушки и предложить крохе отыскать их. Развитию тактильных ощущений способствует специальный сундучок с разными материалами, например, куском бумаги, губкой, тканью и прочими маленькими предметами.

Познавательные игры

Самая простая и полезная игра – складывание кубиков или пирамидки. Малыш может и не сможет сам повторить за вашими действиями, но будет активно наблюдать за процессом. Даже если он сломает башню, то ничего страшного, ведь в возрасте девяти месяцев крохам нравится смотреть, как что-что падает и рассыпается. Просто попросите младенца сложить кубики в коробку. Еще одна познавательная и простая игра – куклы вверх ногами. Нужно показать крохе, как они должны лежать, перевернув в нормальное положение, и попросить повторить за вами.

Двигательная активность

Необходимо прилагать все усилия, чтобы научить кроху ползать. Для этого создавайте ему опору для одной и другой ножки поочередно. Так он сможет научиться ползать. Если малыш уже это умеет, то приобретите домик с тоннелем. Младенец будет активно ползать в нем, укрепляя свой навык. Деткам в этом возрасте нравится помогать маме, поэтому позволяйте малышу потереть тряпкой во время уборки или подержать поварешку перед приготовлением обеда.

Первые шаги

Некоторые девятимесячные карапузы делают свой первый шаг, но это необязательно. По мнению врачей, в норме, если ребенок научился ходить до 1,5 лет, но это не значит, что не нужно помогать крохе и пускать все на самотек. Слабость или гипертонус мышц ног может помешать карапузу. Избежать их поможет гимнастика:

  1. Поставить малыша перед коляской, чтобы он держался за нее ручками. Далее двигать ее – ребенок будет тянуться вперед и сделает шаг.
  2. Посадить кроху на фитбол спиной к себе. Удерживая за бедра, наклонять мяч в разные стороны. Это развивает координацию.
  3. Длинный шнурок натянуть между мебелью на высоте коленей малыша. Держа кроху за руки, заставить переступить препятствие.

Часто задаваемые вопросы

Что из продуктов питания можно давать девятимесячному ребенку?

Примерно половину рациона ребенка составляет грудное молоко или смесь, а другая половина – это твердая пища. Девятимесячному ребенку можно давать:

  • фруктовое и овощное пюре;

  • овощи на пару мелкими кусочками;

  • спелые мягкие фрукты (банан) мелкими кусочками;

  • хорошо проваренные цельнозерновые макароны;

  • цельнозерновой хлеб мелкими кусочками;

  • курица мелкими кусочками;

  • яичница-болтунья;

  • цельнозерновые хлопья и каши;

  • йогурт;

  • овсянка.

Какие продукты девятимесячный ребенок может есть сам?

Девятимесячные дети часто пытаются есть руками. Это очень важный шаг на пути к самостоятельному питанию. Можно дать ребенку овощи на пару, мягкие фрукты, макароны, курицу, яичницу-болтунью. На этом этапе дети часто забывают жевать еду, поэтому ее нужно давать малышу порезанной на мелкие кусочки, чтобы он не поперхнулся.

Может ли ребенок начать ходить в 9 месяцев?

Многие дети начинают ходить в возрасте около 1 года. Но иногда это может произойти немного раньше или позднее.

Сколько раз в течение дня спит девятимесячный ребенок?

Как правило, девятимесячный ребенок спит около двух раз в течение дня – утром и днем.

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Для обучения цветам подойдут подручные предметы ярких оттенков

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Необходимые навыки для этого возраста

Специалисты воедино собирают навыки 9 месячного крохи, не усредняя их, а показывая максимальные умения. Поэтому, если чего-то Ваше дитя не может из представленного списка, не стоит отчаиваться. Наблюдайте за общим развитием.

  • Умение садиться и сидеть ровно, удерживая спину.
  • Должен уметь ползать, иногда даже назад.
  • Вставать, удерживаясь за диван, руки родителя.
  • Мять бумагу, мягкий пластилин.
  • Повторение движений взрослых: показывать какой большой, поднимая ручки вверх, топать.
  • Стучать одним предметом об другой.
  • Пытаться ставить один кубик на другой.
  • Большие предметы брать одной рукой, маленькие двумя пальчиками.
  • Переворачивать страницы в крупных книгах.
  • Выполнять просьбы что-то взять, возможно, принести.
  • Показывать глазки, ушки, носик у куклы.
  • Показывать игрушку, которую спрятали на глазах.
  • Оценивать настроение взрослых, находящихся рядом.
  • Самостоятельно начинать игровые действия.

Конечно, это является условным списком, и всего кроха может не уметь делать. Главное в развитии дитя является то, что он должен активно интересоваться происходящим вокруг. Встать он может и позднее, некоторые этап ползанья пропускают вовсе. Но вот сидеть, брать игрушки и вторить звуки чадо в девять месяцев обычно умеет, иное, повод обратиться к врачу.

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

https://youtube.com/watch?v=meGQJbUXI0o

Нормы речевого развития детей в 1 год 9 месяцев

Понимание речи:

  1. Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: “Где?”, “Кто это?”, “Что это?”, “Что делает?”.
  2. Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
  3. Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх). Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

В возрасте 1 год 9 месяцев у ребенка особенно активно развивается речь: накапливаются слова, ребенок может произнести почти любое слово (по-своему), к концу этого периода появляются настоящие предложения, фразовая речь.

Отличие в развитии мальчиков и девочек

Мальчики и девочки развиваются приблизительно одинаковыми темпами. Это прежде всего касается основных физических навыков, роста и веса. Несмотря на это, есть и значительные отличия. Рассмотрим их:

  • Девочки быстрее развиваются в плане эмоций. Они, как правило, сильнее привязаны к маме.
  • Мальчики выполняют с игрушками активные действия, предпочитают активные игры. Девочки ведут себя более спокойно.
  • У мальчиков больше проявляется любознательность. Они то и дело стараются вскарабкаться на диван, залезть на стул, исследовать чулан. Девочки более осторожны в этом плане.
  • Мальчики часто ломают игрушки, бросают их, а девочки относятся к ним бережно.
  • Сидя на руках, девочки более спокойны, они любят обнять маму, гладить ее волосы, разглядывать лицо. Мальчики часто активничают и нередко используют маму в качестве способа дотянуться к тому или иному предмету.

Несмотря на такие отличия, ученые считают, что представители сильной половины все же более уравновешены в эмоциональном плане.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Уже на 10-м месяце жизни отчетливо видны различия между детьми разного пола. Среди наиболее ярких отличий:

  • Девочки меньше ростом и весом. К 10-ти месяцам обычно девочки весят меньше мальчиков на 400 г, а по росту ниже на 2-3 см;
  • Мальчики больше стремятся развивать крупную моторику: ползать, ходить, девочки –мелкую моторику: заниматься с небольшими предметами, перебирать, сортировать;
  • Малышки более разговорчивы и чаще стремятся подражать услышанным звукам;
  • Мальчики чаше интересуются, что находится внутри игрушки, пытаются ее сломать или разобрать.

Выделенные особенности детей разного пола не являются обязательной нормой. Многие детки развиваются и отдают предпочтение играм, с которыми их познакомили родители. Если в семье есть старшие дети, то часто малыши играют с теми игрушками, которые используют старшие дети.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий