Что умеет и должен уметь ребенок в 10 месяцев

Развитие речи

Говорение у ребенка стало более активным, но основу общения малыша составляет звукоподражание. Не все дети в этом возрасте говорят несколько слов. Нормой считается, если до года у карапуза есть хотя бы одно слово, обозначающее предмет или человека (мама, папа, мяч, дай). Если пока ваш малыш не сказал вам «мама», не переживайте. Появление активной речи у каждого ребенка имеет свои сроки и возможно кроха скажет заветное слово уже в ближайшие недели.

На 11-м месяце жизни в речевом развитии идет процесс анализа речи окружающих людей, повтор простых форм без вкладывания в них определенного смысла. Малыш как бы играет со звуками, изучая возможности своего речевого аппарата. Повторяя за взрослыми, кроха может повторять простые слова, но пока не будет вкладывать в них конкретный смысл. Каждое слово приобретает смысл, только после закрепления в головном мозге четкой связи между видом и звучанием слова, обозначающего предмет. Хорошо на формирование таких связей влияет использование разнообразных карточек, методики Глена Дамана.

К 10-ти месяцам, если вы называли кроху преимущественно по имени, он быстро реагирует на свое имя, оборачивается или поднимает на вас глаза, радостно приветствуя ваше желание с ним пообщаться.

Чтобы развитие речи карапуза шло быстрым темпом, стоит уделять много времени на речевые игры и беседы. Называйте окружающие его предметы, рассказывайте ему о событиях и действиях, которые он делает или видит. Карапуз должен «купаться» в речи, видеть необходимость в скорейшем обретении этого навыка.

Малыш начинает использовать различные артикуляционные упражнения для получения новых звуков или повторения услышанного. Он экспериментирует со звучанием и громкостью, играет с языком и губами. Часто можно заметить, как во время игры кроха повторяет один и тот же звук или слог. Благодаря таким тренировкам кроха четко запоминает, какое положение губ, зубов и языка необходимо для получения нужного звука.

Происходит систематизация эмоций, с которыми встречается малыш. Он может безошибочно опознать похвалу или негатив, сам может реагировать на происходящее, используя широкий спектр жестов, звуков, мимики. Легко понимает и реагирует на простые просьбы «дай», «покажи», «нельзя» или «нет», «посмотри».

Одним из способов стимуляции развития речи является предложение на 11-м месяце жизни твердой пищи, которую необходимо жевать. Во время процесса разжевывания происходит тренировка мышц речевого аппарата, ускоряется процесс появления активной речи.

Основные показатели физического развития

К 10 месяцам малыши значительно прибавили в росте и весе, по сравнению с периодом новорожденности, но месячные прибавки снизились. Это связано с возросшей активностью младенца и расходованием энергии на двигательные навыки.

Физические показатели девочек 10 месяцев

ПоказателиМасса, кгРост, смОкружность головы, смОкружность груди, см
Девочки 10 мес.6,7-10,966,5-76,441,5-46,945,2-50,1

Физические показатели мальчиков 10 месяцев

ПоказателиМасса, кгРост, смОкружность головы, смОкружность груди, см
Мальчики 10 мес.7,4-11,468,7-77,942,9-47,945,1-51,4

Средние размеры большого родничка – 12-14 мм. Количество молочных зубов – 6-8.

Внимание! Отклонение в сроках прорезывания зубов от нормы на полгода, а также прорезывание зубов в произвольной последовательности – абсолютно нормальные явления. Лекарств, способных влиять на сроки и последовательность прорезывания зубов, в природе не существует, утверждает детский врач Е

Комаровский.

Физические показатели

Физические показатели десятимесячного малыша

К десятому месяцу жизни рост ребенка постепенно замедляется, если сравнивать с более ранними этапами. Вес набирается уже не так активно. Средние показатели находятся в области 9,5 кг веса и 76 см роста. Данные могут несущественно отличаться от указанных, все дети развиваются индивидуально

Существует один момент, на который необходимо обратить внимание, – малыш должен расти по определенному графику. Если данные менялись резкими скачками, а потом стояли на месте, это может говорить о каких-то скрытых внутренних патологиях

В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Еще один важный показатель нормального физического развития – полноценный и здоровый сон. Теперь по ночам малыш спит почти не просыпаясь, до 12 часов подряд. Обязателен дневной сон, минимум два раза по два часа. Без полноценного отдыха новорожденный не будет равномерно расти и правильно набирать вес. Если придерживаться указанного графика до полутора лет, это позволит укрепить природный иммунитет организма, повысит его сопротивляемость инфекциям.

Советы родителям

  • Если у малыша уже имеются зубы, давайте ему возможность учиться жевать твердую пищу. Детки этого возраста любят погрызть сушку, печенье, морковку. Также им стоит давать кусочки отварных овощей или свежих мягких фруктов (персика, банана).
  • Начните приучать кроху к порядку. В конце дня или после игры собирайте вместе игрушки, сделав этот процесс интересным карапузу. Также приобщайте ребенка к помощи по дому. Десятимесячный малыш уже может разложить салфетки или вместе с вами протереть пыль. Обязательно хвалите ребенка и поощряйте такую деятельность.
  • Не переживайте, если ребенок до сих пор не ползает. Некоторые детки не проходят такой этап, а начинают сразу ходить. При этом не торопите карапуза, пусть он осваивает ходьбу самостоятельно.
  • Во время прогулки ходите на детскую площадку, чтобы малыш мог наблюдать за игрой других деток и их общением.
  • Не ругайте ребенка, если он ломает игрушки или бросает их. Так он исследует разные предметы и подобное поведение для 10-месячного малыша является нормой.

Для музакального развития ребенка проведите с крохой занятия, показанные в видео Лазарева М. Л.

Воспитание

Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.

Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.

Купание и гигиена

Купание остается важным элементом гигиены ребенка, но от ежедневного полного омовения тела уже можно отказаться. Вполне достаточно проводить процедуру купания 1 раз в 2 дня. Малыш хорошо сидит, поэтому смело используйте стульчик на присосках для ванной. В таком приспособлении кроха будет надежно защищен от возможного падения, будет чувствовать себя комфортно, сможет играть с предложенными предметами, пока вы его моете. Температура для купания может варьироваться в зависимости от цели процедуры. Если вы хотите расслабить малыша, настроить на грядущий сон, то оптимальной будет температура 34-37 градусов. Для стимулирующей ванной, в которой малышу предлагается плавать, можно снизить температуру воды до 30 градусов.

Мыть голову с шампунем не стоит чаще 1 раза в неделю. Использовать мыло для очистки кожи желательно только после дефекации для паховой области. Общая процедура очищения кожи не требует дополнительных мыльных растворов. При желании во время купания можно добавить в воду рекомендуемые вашим педиатром отвары трав.

Для привлечения малыша к купанию хорошо использовать разнообразные игрушки. Резиновые звери, мельницы, фонтаны и другие игрушки помогут вам совершить все необходимые действия, пока малыш занят изучением предложенных вещей.

Рекомендации по развивающим играм

В период активного обучения прямохождению важно не забывать объяснять малышу технику безопасности. Важно научить его не подходить близко к дверям (они могут внезапно открыться), не играть у лестницы, не брать опасные вещи и т.д

Если в доме есть лестница или кроха научился залезать на кровать, диван и т.п., крайне важно научить малыша остерегаться края (используйте емкие «бух», «бо-бо», «край») и обязательно — спускаться (лечь на живот, спустить ноги, оттолкнуться слегка ручками). Если карапуз научился вставать на игрушку и падать из кровати — немедленно уберите переднюю стенку и уделите 2 или 3 дня плотному обучению технике слезания

Дети быстро осваивают этот трюк, а восторг, от что теперь они свободны, будет безграничен.

Прекрасными развивающими играми для карапуза будут занятия с преодолением препятствий. Для устройства такой зоны пригодятся коробки, скакалки, щетки, ортопедические напольные коврики, деревянные бруски, большие мягкие кубики из поролона и так далее.

Хотя малыш и будет стремиться больше проводить времени в вертикальном положении (стоять, ходить, сидеть), но по-прежнему ползать для него очень важно и полезно для укрепления мышц спины. Прекрасно, если родители могут обеспечить комнату игровой «трубой»

Очень увлекательными станут для семьи игры на развитие мышления и памяти. Взрослые могут спрятать какую-либо игрушку и попросить найти ее. Так малыш научится прятать ее сам. Уместными будут игры: «какого предмета не хватает», попросить собрать пирамидку от большего к меньшему и т.д

Во время чтения книжек с иллюстрациями родителям важно указывать на персонажей, произносить их имена, что они делают на изображении. Позже нужно спросить малыша, как зовут тех или иных героев, что они делали в сказке, как они говорят (животные)

Скорее всего, его ответ будет непонятен, но это лишь вопрос времени. Если карапуз еще не пробует говорить, попросите его показать на названного персонажа из книги.

Другой хорошей игрой на развитие слуха, памяти и внимания будет занятие с хлопками. Взрослые хлопают ладошами пару раз с разным темпом, малыш должен повторить. Со временем повышайте «уровень»: увеличивайте количество хлопков, усложните темп и сами действия (хлопки по ногам, плечам, животику, крест-накрест и т.д.).

В 10 месяцев малыш уже должен знать названия всех основных вещей в квартире, указывать на них пальчиком (или взглядом), когда родители просят показать, где находится та или иная вещь. Также малыш должен помнить свое имя и понимать, что говорят о нем.

Другим видом развивающих занятий будут пальчиковые игры. Малыши с радостью участвуют в них, протягивая свои ладошки маме. Кроме того, ребенок в возрасте 10 месяцев будет стараться во всем подражать взрослым, этим можно воспользоваться, чтобы обучить его другим играм на развитие мелкой моторики.

Прекрасными примерами таких развивашек являются:

  • рисование пальчиками и ладошками по песку (муке, крупе и т.д.) или пальчиковыми красками;
  • поиск спрятанных «сокровищ» в большой миске с сыпучим наполнителем (подойдет крупа, фасоль, зерна кофе и т.д.);
  • завязывание и развязывание веревочек, продевание их сквозь отверстия, нанизывание на них крупных бусин и колец;
  • развлечение с бельевыми прищепками (лучше деревянными): родители прицепляют на одежду малышу несколько прищепок, он должен их найти и снять с себя;
  • также полезно разминать в руках тесто для лепки (лучше предпочесть его пластилину: он не пачкает руки, очень податливый, мягкий); для 10-месячного возраста прекрасно подойдет домашнее соленое тесто, оно эластичное и очень податливое;
  • игры с «кинетическим песком» также помогут в развитии мелкой моторики и чувствительности, его приятно разминать, приподнимать и смотреть, как он перетекает из руки на поднос; кроме того, можно разнообразить игру, снабдив малыша формочками, маленьким ведерком, лопатками и т.д.

Подстраивайтесь под интересы вашего малыша, придумывайте другие игры на развитие мелкой моторики, которые прекрасно стимулируют оба полушария головного мозга.

Напоследок, о раннем развитии. Многие родители сейчас выбирают подходящую им методику. И лучшей методикой, на наш взгляд, является та, что рекомендует такой вариант развития для ребенка, который приносит ему и его родителям настоящую радость и удовлетворение.

Нельзя жертвовать активными играми и познанием живого окружающего мира ради получения умений, которые до школы ребенку не пригодятся. Самое главное для малыша в 10 месяцев — двигательная активность, которую следует стимулировать и поддерживать разнообразными занятиями.

Навыки и умения 10-месячного малыша

Заботливые родители интересуются, что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев. Сравнение фактических параметров с нормативными, позволяет вовремя выявить отклонение и обратиться к доктору. Существует специальный календарь развития грудничков, в котором помесячно указаны способности и навыки здоровых детей.

Область развитияНавыки и умения детей в 10 месяцев
ФизическаяДетей больше интересуют маленькие предметы, чем крупные. Это способствует развитию мелкой моторики. Малыши в этом возрасте умеют:

  • ходить с поддержкой;
  • самостоятельно садиться;
  • ползать;
  • вставать у опоры;
  • сидеть на горшке;
  • залезать и слезать с невысокой кровати;
  • держать в двух руках по игрушке.

Движения рук десятимесячных детей хорошо скоординированы. Малыш способен выполнять различные манипуляции с предметами (открывать и закрывать коробки, катать машинку, прятать игрушки).

СоциальнаяГруднички начинают прислушиваться к речи окружающих людей, повторять простые слова, слоги за взрослыми. Они пытаются соотносить предметы с их названиями. Девочки стремятся заслужить похвалу. Мальчики становятся более предприимчивыми, самостоятельными. Дети пытаются копировать жесты, мимику, поведение взрослых. Ребенок начинает интересоваться другими детьми, старается находить с ними контакт.
Психическая, речеваяДесятимесячные дети не только копируют взрослых, но и начинают проявлять свою индивидуальность. У них появляются предпочтения в играх, еде. Малыши пытаются настаивать на своем. Дети знают названия большинства предметов в доме и могут указать на них пальцем. Они узнают животных, продукты изображенные на картинке. Ребята активно реагируют на музыку: пытаются танцевать (раскачиваться, приседать, кивать головой), держась за опору. К концу десятого месяца малыши начинают произносить первые осознанные слова («мама», «дай»). С ребенком уже можно вести беседу: он способен отвечать на простые вопросы. Дети умеют хлопать в ладоши, махать рукой на прощание, есть и пить из посуды, собирать пирамидку.

Попытки ходить 10 месячного ребенка

Все дети развиваются по-разному, и ходить они также начинают в разном возрасте, но в среднем в этом возрасте малыш уже хорошо ориентируется в пространстве и активно начинает учиться ходьбе. Можно учить ребенка ходить, взяв его за обе руки, ни в коем случае не водите его за одну руку, а то будет искривление осанки. Ребенка можно поставить в ходунки, с помощью которых он будет передвигаться по дому, но не следует эти злоупотреблять, это задержит его навыки самостоятельного хождения.

Если нет рядом взрослого и не на что опереться, то ребенок самостоятельно ползком переберется к заинтересовавшему его предмету и поднимется на ноги возле него. Это неутомимый исследователь окружающего пространства, поэтому взрослым следует заранее позаботиться о его безопасности, а также не оставлять надолго ребенка без присмотра.

Советы родителям

Дети очень четко реагируют на реакцию родителей в различных
ситуациях и начинают активно использовать собственное поведение в качестве
рычага давления

Так, не стоит потакать слезам и крикам малыша, если он
капризничает из-за отобранного у него опасного предмета или нежелании
укладываться спать: молодой маме или папе важно спокойно и четко выражать свою
позицию: «нет» значит «нет» и вариантов здесь быть не может.
 
Следите за тем,
чтобы запреты были установлены действительно по необходимости: не стоит
ограничивать стремление ребенка изучать окружающую обстановку, если она состоит
из опасных для него предметов постоянным одергиванием и криками – просто
постарайтесь устранить по максимуму все, что может представлять угрозу из поля
зрения ребенка.

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу

Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
показывает части тела, минимум 3;
собирает пазл из 4-8 частей;
вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
рисует кривые линии, круги, квадрат;
может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Опасности для ребенка 10-ти месяцев

Так как многие дети в этом возрасте уже начинают ходить самостоятельно и могут уже дотягиваться до различных предметов, которые могут нести опасность и причинить ему вред, родителям нужно:

  1. Все опасные предметы убрать в кладовую или хранить в закрытых шкафах.
  2. Все доступные розетки закрыть специальными заглушками.
  3. Зафиксировать все двери фиксаторами, которые можно приобрести в детских магазинах;

Всегда наблюдайте за ребенком. Объясняйте, что можно делать, а что нельзя. Малыши очень любопытны и еще не понимают, где скрыта опасность. Поэтому только активное участие взрослого позволит уберечь его от неприятных последствий.

Так как маленькие непоседы начинают учится ходить самостоятельно, то увеличиваются риски падений и ушибов. Старайтесь подстраховывать малыша в его первых неустойчивых шагах. Если малыш еще не очень уверенно ходит лучше его придерживать за руку, особенно во время прогулок на улице.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий