Уход за ребенком в 5 месяцев
Из-за повышенной активности на коже в этот период могут появиться раздражения. Потница — обычное явление. Она проявляется появлением красных пятен на голове, спине или ногах. Особой тревоги они не должны вызывать, но чтобы избавиться или вообще избежать этого надо следить за:
- одеждой, избегая жестких швов;
- менять подгузники желательно каждые 3 часа;
- не надевать много одежды, если позволяет температура, лучше раздевать наголо почаще, чтобы «дышала» кожа малыша;
- подмывать ребенка надо каждый раз при смене подгузника со специальным детским мылом.
Купать с мылом не реже чем 2 раза в неделю, но водные процедуры надо проводить ежедневно перед сном. Гигиенические процедуры, которые проводились ранее остаются, например, надо очищать глазки, подстригать ноготки и прочее.
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
К этому времени вес грудничок удвоил свой вес, который имел при рождении.
Средние параметры (возрастные показатели, разработанные ВОЗ), которым должен в идеале соответствовать кроха:
— масса девочек соответствует диапазону от 6,1 до 7,8 кг, а мальчиков — от 6,7 до 8,4 кг;
— рост малышек колеблется от 61,8 до 66,2 см, а малышей — от 63,8 до 68,0 см;
— окружность головы маленьких красавиц — 40,2-42,7 см, а красавцев — 41,4-43,8 см.
У детей постепенно увеличивается глубина дыхания, потому что идет развитие легких. И в 5 месяцев средняя частота дыхание составляет 35-40 вдохов-выдохов в минуту. Органы пищеварения все еще незрелые, поэтому прикорм вводить еще рановато, лишь в виде исключения.
Не забывайте, что такие показатели описывают «идеального» карапуза, но на деле и физическое, и психомоторное развитие ребенка в 5 месяцев протекает неравномерно и может отличаться от вышеперечисленных нормативов. Поэтому, волнуясь из-за каких-либо незначительных расхождений, надо консультироваться с педиатром, наблюдающим за развитием Вашего сына или дочки.
Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек?
Разница в развитии мальчиков и девочек прослеживается с самого рождения. Представители сильного пола появляются на свет с большей массой и длиной тела. Физически мальчики 5 месяцев более развиты. У них крепче мышцы. Они более активны. Острота слуха у мальчиков до 5-месячного возраста выше, чем у девочек.
При этом представительницы слабого пола являются более чувствительными к шуму. Тактильные ощущения у девочек развиты лучше.
Телесный дискомфорт они переживают острее. При этом девочки более ласковы и отзывчивы на поцелуи и объятия, чем мальчики. Для игр представительницам женского пола достаточно ограниченного пространства. Мальчикам же требуется больше площади для развлечений.
У девочек сильнее развивается левое полушарие головного мозга. Поэтому они лучше концентрируются на определенных предметах и являются более коммуникабельными. У мальчиков лучше развито правое полушарие. Благодаря этому они быстрее ориентируются в пространстве, у них хорошо развиты двигательные функции. Умения и навыки детей разных полов немного отличаются. Основные моменты приведены в таблице ниже.
Критерий сравнительного анализа | Что умеет ребенок в 5 месяцев, мальчик | Что умеет делать ребенок в 5 месяцев, девочка |
Умения и навыки физического характера | Многие ребята уже умеют сидеть у опоры. Они достаточно подвижны. | Некоторые малышки в этом возрасте совершают первые попытки сидеть. Но девочек не рекомендуется присаживать раньше 6-7-месячного возраста. Это обусловлено слабостью их мускулатуры и костей. Раннее присаживание может пагубно повлиять на органы малого таза. |
Речевые способности | Общаются мальчики путем гуления. | Произношение первых слогов. Гуление плавно переходит в лепетание. Кроха пытается имитировать речь взрослых. |
Форма общения | Мальчики предпочитают объятия. | Малышкам очень нравится слушать голос матери. |
Развивать ребенка, как мальчика, так и девочку надо всесторонне – помогать овладевать навыками и умениями через игру.
5 месяцев ребенку: речь
А вот в развитии речи в возрасте пяти месяцев у малышей наблюдается первое разделение по половому признаку. Как известно, девочки начинают говорить раньше мальчиков. И сейчас, в таком нежном возрасте, младенцу-девочке пора уже переходить с гуления на лепет. А малыш-мальчик обычно делает это позднее. Но ни в коем случае не надо считать это патологией!
Пятимесячный малыш учится проговаривать слоги. Самыми простыми считаются «ма» и «па», за ними следует «ба». Именно потому, кстати, первые слова чаще всего именно «мама» или «папа», на худой конец «баба».
Так вот в этом возрасте дети могут проговаривать слоги очень четко, чисто. И часто услышавшая бойкое «ма-ма-ма-ма!» из кроватки, молодая мама пускает слезу умиления — как-никак, первое слово чада! Но пусть это невероятно мило, но до первых слов еще рано. Слоги ребенок лепечет неосмысленно, просто так. И это рано считать первым самостоятельным словом.
Помощь в развитии речи от родителей может потребоваться только одна — больше общаться с ребенком с помощью языка
Не важно, посредством чего — просто рассказа, диалога, сказки, песни или стих — все одинаково хорошо. Дети склонны повторять все, что им интересно, и имея живой пример общения перед глазами, крохе будет куда проще освоить навыки говорения
А вот от фонового шума, который создается музыкой или телевизором, лучше отказаться. Некоторые родители полагают, что включенный постоянно говорящий телевизор поможет их чаду заговорить быстрее, но это не так. Как уже говорилось ранее, нервная система малыша в пять месяцев еще очень слабая и неустойчивая. Постоянное шумовое воздействие перегружает ее, и в результате это повлечет неприятные последствия — начиная от перевозбуждения, и заканчивая отставанием в освоении речевых навыков (постоянно включенный голосовой шум приучает ребенка к тому, что общение — не способ коммуникации, а звуковая помеха и не более).
Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев
Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.
Питание
Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.
Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом
Калорийность | |
Завтрак | 20 % |
Обед | 35 % |
Полдник | 15 % |
Ужин | 20 % |
Перекус | 10 % |
Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.
На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.
ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару
Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.
Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи
Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | Перекус (по желанию ребенка) |
Понедельник | Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. | Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. | Творог.Морковное пюре.Молоко. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Вторник | Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. | Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный | Йогурт.Сухарик. |
Среда | Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр | Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. | Свекольное пюре.Печенье. | Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. | Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный. |
Четверг | Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. | Пудинг молочный.Морс.Печенье. | Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Пятница | Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко.Сухарики. | Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. | Молоко.Хлеб пшеничный. |
Суббота | Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. | Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог с молоком.Хлеб пшеничный. | Йогурт.Хлеб пшеничный |
Воскресенье | Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. | Простокваша.Сухарики.Груша. | Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. | Кефир.Печенье. |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.
Особенности развития от 5 до 6 месяцев
К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:
- может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
- понимает, где близкие и чужие люди;
- в лепете прослеживаются четкие слоги;
- начинают резаться первые зубки;
- рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
- подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.
Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.
Ребенок тянет в рот все, что попадается под руку, поэтому стоит убрать подальше опасные предметы. При передвижении малыша его безопасности не должно ничего угрожать
Особенно стоит акцентировать внимание на розетках, проводах и тяжелых предметах, которые могут упасть на малыша.
Давайте кратко перечислим, что умеет ребенок в 5 месяцев при правильном развитии:
- Держать голову в положении сидя
- Подтягиваться, опираясь на ручки
- Держать небольшие предметы
- Радостно кричать
- Отвечать улыбкой на улыбку родителей
- Брать предметы из рук родителей
В большинстве случаев пятимесячный ребенок будет уметь:
- Издавать разные звуки, похожие на простые комбинации гласных и согласных букв
- Капризничать, если забрали игрушку
- Тянуться рукой, чтобы получить игрушку
- Перекладывать игрушку из одной руки в другую
- Искать игрушку, которую забрали
Помните, что ваш ребенок уникальный
То, что умеет ребенок в 5 месяцев — не всегда одинаково для всех детей. Все дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе. То, что ваш ребенок не умеет сейчас, он сможет чуть позже и это нормально. Если ваш ребенок родился преждевременно, то знайте, что дети, рожденные раньше срока, как правило, развиваются чуть дольше. Если у вас есть вопросы о развитии вашего малыша, то лучше обратиться к врачу.
Питание
Начиная с 5го месяца жизни малыша можно потихоньку
вводить в его рацион взрослую пищу – по чайной ложке, постепенно увеличивая
количество съедаемого. Желательно вводить не более одного продукта в неделю –
так Вы сможете точно отследить аллергические реакции и возможности пищеварительного
тракта справиться с новой едой.
Начинать
прикорм можно с однокомпонентных овощных и фруктовых пюре: яблочного,
грушевого, кабачка, цветной капусты или брокколи. Со временем можно начинать
давать многокомпонентную пищу. Что касается каш, то оптимально начинать
введение прикорма с гречневой или рисовой крупы – они являются гиппоалергенными
и наиболее просто усваиваются нежным желудком малыша. Конечно, несмотря на
введение прикорма, основным питанием крохи 5го месяца жизни остается грудное
молоко – оно помогает защитить организм
малыша, прекрасно формируя собственный иммунитет и замечательно усваивается.
Кроме того,
кормление грудью – это способ общения с мамой, дающий ощущение спокойствия
и защищенности. Промежутки между кормлениями к этому возрасту увеличиваются до 4 часов – на протяжении этого времени кроха спокойно может выдержать без
прикладывания к груди, если конечно она не понадобится ему для удовлетворения
потребностей помимо голода, например таких
как способа уснуть или утешиться.
Разница в развитии мальчиков и девочек
В 5 месяцев наступает новая стадия физическое развитие ребенка. Прибавка в весе замедляется и равна 0,7 кг. Хотя по сравнению с моментом рождения вес увеличивается почти в 2 раза и в среднем достигает 6-8 кг. Прибавка в росте, в течение этого месяца, составляет 2 см, а сам рост 64 — 68 см. Причем, по статистике, мальчики весят на 0,6 кг больше, чем девочки, а их рост на 2 см больше роста девочек.
Таблица нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, а также основные различия в развитии мальчиков и девочек:
Основные черты | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Скорость роста | Растут быстрее | Медленнее |
Тактильные ощущения | Предпочитают объятия | Лучше реагируют на голос |
Темперамент | Более требовательны | Просят потихоньку |
Вес | 6,2 ― 9,4 кг | 5,6 ― 8,7 кг |
Рост | 61 ― 67 см | 60 ― 66 см |
На основании таблицы можно сделать вывод о том, что мальчики и в весе, и в росте набирают быстрее. Но при этом предпочитают тактильные ощущения визуальным. Хотя в 5 месячном возрасте они уже демонстрируют мужской характер выражаемыми требованиями.
Что должен уметь ребенок в начале 5-го месяца
В возрасте 5 месяцев кроха издает большое количество звуков. Малыш начинает активно агукать, гулить, визжать, выражает свои радостные эмоции при виде мамы или понравившегося ему предмета.
Ребенок уже довольно взрослый для того, чтобы подолгу концентрировать свое внимание во время различных игр и при общении с родителями. В этом возрасте ребенок пробует на вкус игрушки и любые предметы, которые попадают ему в руки
Таким образом кроха познает окружающий мир, отдельные предметы и их свойства (шершавость, мягкость и т.п.) Поэтому, он активно хватает все интересующие его предметы, облизывает, рассматривает, трясет и т.д. Также малыш хватает себя за ножки и играет с ними, может самостоятельно переворачиваться со спины на животик и опираться на ручки, пытаться самостоятельно ползти.
Теперь малыш различает лица и образы. Когда ребенок видит человека впервые, он долго настороженно рассматривает его, после чего может ответить неуверенной улыбкой. Если же кто-то незнакомый попытается взять малыша на руки, ребенок может закричать или расплакаться.
Двигательная активность ребенка в 6 месяцев
В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.
Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.
Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.
Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.
Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.
Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места
Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма
Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.
Развитие речи
В пятимесячном возрасте речь развивается стремительно: ребенок произносит не только звуки, но и некоторые слоги, порой напоминающие такие долгожданные слова «ма-ма» и «па-па». Поддержите своего разговорчивого малыша: внимательно слушайте его, повторяйте за ним произнесенные слоги, вступайте в диалог.
Когда ребенок услышит, что вы подхватываете его «слова» и отвечаете на них, он будет произносить их, чтобы привлечь ваше внимание. Такие проявления осознанного использования речи свидетельствуют о том, что младенец учится поддерживать социальный контакт. Малыш уже может интонировать речь: сердитые фыркающие звуки будут означать недовольство, а беспечный лепет и радостное покрикивание – счастье и умиротворение
Малыш уже может интонировать речь: сердитые фыркающие звуки будут означать недовольство, а беспечный лепет и радостное покрикивание – счастье и умиротворение.
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
По сравнению с предыдущими месяцами уже не так активно прибавляет в весе и росте.
Возрастные нормы и стандарты
В первый год жизни на развитие ребенка сказывается очень много окружающих факторов. Время появления определенных навыков может отличаться у детей и растягиваться от 2х месяцев до полугода. К примеру, очень активный малыш уже в 5 месяцев может стараться встать на ножки, а более спокойные детки могут начать активничать только после 9 месяца.
Многим родителям иногда кажется, что их ребенок может не успевать в развитии тех или иных навыков. В таком случае не стоит бояться общаться с детским педиатром, у которого достаточно большой опыт и понимания о допустимых задержках в развитии.
Родители могут не тревожиться о физическом и психологическом развитии ребенка, если с первых дней жизни поддерживался режим сна, питания, малыш часто бывал на свежем воздухе, был окружен любовью, вниманием и заботой семьи, не испытывал эмоциональных потрясений.
Итоги первого года жизни
Когда ребенку исполнится год, можно подводить итоги. За 12 месяцев малыш из беспомощного существа превратился в человека, у которого уже активно начали формироваться привычки, характер, желания, развиваться определенные навыки.
Физические навыки:
- ребенок сам садится и встает;
- может самостоятельно ходить или же с поддержкой взрослых;
- может употреблять твердую пищу;
- повторяет звуки, слога, действия.
Психоэмоциональное развитие:
- кроме слов «мама» и «папа» знает несколько других слов;
- может понимать тон голоса и реакцию взрослых на те или иные действия малыша;
- по-разному ведет себя с окружающими людьми, умеет различать своих от чужих;
- показывает радость при встрече и умеет прощаться.
К годику малыш любит показывать свою самостоятельность. Родители должны ему в этом помогать и поддерживать, например, дать возможность выбрать одежду для прогулки, книжку для чтения или игрушки. Если же ребенок при этом начинает бурно показывать свои эмоции, то ему нужно дать время успокоиться.
Психологическое развитие в этом возрасте
Малыш теперь активно стремиться познать каждый окружающий предмет, правда, делает это своеобразно – запихивает все интересующие предметы в рот. Облизывая и кусая игрушки, детки этого возраста изучают их фактуру, консистенцию, плотность.
Естественно, следите за чистотой тех игрушек, которые попадаются малышу «на зуб». Хорошо если их структура позволяет обрабатывание кипятком или стирку. А еще они должны быть безопасными: не слишком маленькими или острыми.
Кстати, если вы уже вводите прикорм вдобавок к основному рациону, можно воспользоваться этой детской особенностью, чтобы потихоньку развивать вкусовые рецепторы ребенка. Дайте ему сушку или кусочек яблока. Во-первых, это гораздо полезнее резиновой соски, да и питательнее, чего уж там. А во-вторых, этими предметами малыш спокойно сможет чесать десны в период, когда у него лезут первые зубки.
Также не забывайте продолжать включать малышу классическую музыку и петь песенки. И, конечно, показывайте все новые и новые картинки, яркие и красочные. Можно показывать картинки животных и рассказывать малышу, какие звуки издает то или иное животное.
Кстати, если дома есть какие-либо животные, сейчас самое время познакомить кроху с ними. Кошки и собаки, как правило, очень лояльны к детям, так что бояться, что вашего ребенка поранят, не стоит. А вот контакт с живой шкуркой или усиками, с урчанием кошки и теплым язычком собаки будет крайне полезен.
Познакомьте малыша и с новыми запахами. Предложите ему понюхать фрукты, духи, шампунь для купания. Резкие и неприятные запахи сразу вызовут у него реакцию отвращения, а вот приятные и знакомые нотки могут даже вызвать у ребенка улыбку. Только слишком резкие запахи не стоит подносить слишком близко к носику.
Режим дня и питание
У малыша должен быть чёткий режим сна и бодрствования. В пятимесячном возрасте ему надо спать не меньше 10 часов ночью и 5 днём. Как правило, дневной сон разбивают на три раза, после которых несколько часов ребёнок обязательно активен. В режиме дня малыша должны быть несколько прогулок. Их время сугубо индивидуально и зависит от погодных условий. При этом он может уже и не спать во время гуляний, а рассматривать окружающий мир.
Развитие и питание зависят друг от друга напрямую. Если вы кормите грудью, то давайте ребёнку кушать, как только он просит. Будьте готовы к тому, что звуки и шорохи могут отвлекать ребёнка от процесса. Если молока у вас достаточно, то прикорм вводить пока не нужно. А вот дети, которые кушают смеси, должны строго питаться по времени. Им надо 5 приёмов пищи с паузами до четырёх часов. В сутки ребёнок должен съедать количество пищи, равное его весу, поделённому на 7. Ему уже можно вводить прикорм, если этого не делали ранее. Пробуйте давать карапузу кашу, немного овощей и фруктовое пюре.