Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?
Есть два способа.
- Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
- Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.
Как научить ребенка управлять деньгами
«Дети и деньги» — тема вовсе не сложная, если придерживаться определенной системы в этом вопросе. И система эта практически ничем не отличается от принципов управления личными финансами у тех же взрослых.
Первое правило — вы должны понимать размер покупок, качество и сумму, которую готовы потратить на ребенка в течение, например, месяца. В домашнем бюджете стоит завести отдельную категорию «дети» и записывать туда все соответствующие расходы: садик, одежда, специфические детские продукты, секции и так далее. То есть вы должны четко понимать сколько стоит обслуживание всех потребностей малыша. И здесь у вас будут постоянные расходы, от которых вы не можете отказаться, например, садик. И непостоянные — игрушки, «хотелки». В этом-то пункте вам и нужно четко определить бюджет — сумму, которую вы можете выделять на пожелания чада. При этом ребенок должен четко представлять в каких «масштабах» он может чего-то «хотеть».
Второе правило — идите в магазин только с четким списком покупок. Имейте в виду, что он должен быть не только для вас, но и для ребенка. Обсудите с малышом то, что он хочет, до того, как войдете в магазин, а лучше еще дома. Если ребенок говорит «ну хоть что-нибудь», убедите его все-таки определиться с покупкой, поскольку для «правильных» трат должна быть четкая цель посещения супермаркета. Цели нет? Тогда будьте готовы к истерике.
Третье правило — в покупках нужно стараться учитывать желание ребенка, поскольку это тоже проявление любви и заботы. Но ориентируйтесь на минимум того, что вы можете себе позволить купить для малыша. И помните — поощрение ребенка покупкой, связанной с его успехами или с семейными праздниками, традициями, — не возбраняется ни одним психологом.
Четвертое правило — когда вы вместе со своим чадом решили, что именно купите для него, стойте на своем до конца, даже если малыш вцепился во что-то другое
Если у него начинается истерика, то постарайтесь просто не обращать внимание. Можно позволить ему походить с желаемой вещью по магазину
Но обязательно объясните, что этот товар вы вместе не планировали купить, поэтому перед кассой его нужно вернуть на место. Очень многое зависит от вашей железобетонной уверенности в себе и в том, что вы в этот момент делаете все правильно. «Мы так с тобой решили» — вот основная причина отказа ребенку. Сумма в вашем кармане ни на что не должна влиять, даже если у вас есть деньги на незапланированную покупку.
Вот так стоит один раз усвоить эту систему, эти правила, и в будущем проблем с ребенком в магазине больше не возникнет, и малыш научится контролировать свои желания. Согласитесь, ценнейшее качество в обществе потребления.
Доводы «за» и «против» выдачи карманных денег детям разного возраста
В первую очередь важно разобраться и понять, нужно ли давать детям карманные деньги. Здесь мнения специалистов расходятся
Одни психологи считают, что собственные финансы детям необходимы, поскольку в этом случае они:
- не чувствуют себя ущербными в обществе других ребят, которые сами покупают себе сладости, игрушки, различные безделушки;
- учатся правильно распоряжаться денежными средствами, готовятся к планированию собственного бюджета во взрослой жизни;
- не испытывают негатива к родителям, которые не дают им деньги, или желания украсть деньги у других.
Другие психологи придерживаются иного мнения — занимаясь финансовым воспитанием детей, им не нужно давать деньги. Аргументируют они это так.
- Дети не умеют правильно распоряжаться финансами, поэтому родители будут нести убытки.
- Выдача слишком большого количества карманных средств приведет к обесцениванию денежных купюр в глазах ребенка и возникновению хвастовства.
По сути, оба мнения имеют право на существование, поскольку у каждого из них есть обратная сторона.
Детская литература про деньги
И, напоследок, мы хотим поделиться списком детской литературы о деньгах. Эти книги помогут сформировать правильные установки и привычки у детей.
2. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. «Волшебный банкомат»
Книга «Волшебный банкомат» рассказывает о приключениях восьмилетних двойняшек. Их тётя дарит им на день рождения волшебный банкомат. Он отправляет детей на чудо-остров, где они узнают, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.
3. Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги»
В книге рассказывается, как появились деньги и как прошли путь от металлических монет до пластиковых карт. А ещё о том, как составлять бюджет, не влезть в долги, заработать и начать свой бизнес. Совсем маленьким детям эту книгу давать рано, а вот ученикам 5-9 классов — в самый раз.
4. Майкл Гудвин, Дэвид Бах и Джоэл Бакан. «Экономикс»
Книга для старшеклассников (и даже взрослых) «Экономикс» — это история экономики, написанная понятным языком и оформленная в виде комикса.
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ
Что должны знать дети о семейных финансах
Для начала определитесь, будете ли вы говорить с детьми о деньгах. Ни в коем случае не допускайте ситуаций, в которых они видят, как мама с папой ссорятся из-за денег, обвиняя друг друга в растратах семейного бюджета или недостаточном заработке.
Приобщать детей к финансовым вопросам можно только после того, как родители договорятся между собой. Когда малышу 2 года, все, что он должен знать о деньгах, — это то, что отец каждый день ходит на работу, трудится и получает деньги, покупает еду и игрушки.
Когда малышу исполнится 3 года, он осознает, что у родителей может не быть с собой денег сегодня и новую игрушку ему не купят прямо сейчас. Но, возможно, через несколько дней можно будет вернуться в магазин и получить долгожданный подарок.
К четырем годам ваш сын или дочка уже способны осознать, что для покупки дорогостоящей вещи нужно подождать, пока накопится требуемая сумма. В 5 лет ребенок осваивает основы счета. Поэтому, составляя перечень всего, что нужно купить, попросите его помочь вам. Пусть в этом списке будут полезные лакомства для вашего малыша. Дети должны знать, что родители не только прекрасно руководят семейным бюджетом, но и всегда помнят про то, в чем нуждается маленький ребенок, например, в полезных фруктах и вкусном мороженом.
С каждым годом дети все яснее осознают, что во взрослой жизни материальная сторона играет ключевую роль. Нельзя допускать того, чтобы они видели, как мама с папой обсуждают, что не смогут прокормить еще одного ребенка.
Серьезные вопросы, например, о покупке нового жилища или автомобиля, о необходимости взять кредит и тому подобное, не следует обсуждать с ребенком. Ваших детей должны касаться только элементарные денежные вопросы, недопустимо перекладывать финансовую ответственность на маленького человека.
Должны ли дети участвовать в формировании бюджета вашей семьи? Конечно, финансовые споры не должны касаться ребенка. Но некоторые вопросы можно решать всем вместе. Как только старшие пришли к консенсусу о крупных семейных тратах, можно позвать ребенка. Например, чтобы подумать, куда отправиться на выходные — в горы или поплавать на надувных лодках. Спросите, какой вариант ему больше нравится. Планируете приобрести презенты для ваших малышей на праздник? Спросите, что бы они больше хотели: пару игрушечных машинок или машинку и конструктор, чтобы играть с ними по очереди?
«Кружков должно быть как можно больше»
Есть родители, которые записывают своих чад во всевозможные секции, нанимают репетиторов по нескольким предметам. На все это, конечно, уходит много денег. А когда приходит время поступать в вуз, родителям с трудом удается расплатиться за обучение. А ведь если задуматься, не такой большой процент выпускников высших учебных заведений работает по специальности. Угадать свое призвание в совсем юном возрасте непросто. Поэтому многие молодые люди начинают осваивать новую специальность уже в сознательный период жизни – окончив вуз и начав работать. Тогда же становится ясно, знание каких иностранных языков ему требуется для развития. Может оказаться, что кружки рисования и французского, на которые ушло столько денег, ему вообще были не нужны. Поэтому основные затраты на обучение ребенка лучше планировать на возраст 18+, когда он сможет осознанно делать выбор своего будущего пути. А пока ребенок мал, ему достаточно самых необходимых навыков: физической подготовки, базового английского, основ экономических знаний и т.п.
Какие качества характера ребенка помогает развивать наличие карманных денег?
Все-таки большая часть специалистов считает, что финансовое воспитание детей — очень важный момент в их развитии. Выдача карманных денег воспитывает в них различные черты характера.
- Ответственность — с самого раннего возраста ребенок будет учиться планировать расходы, ведь новую сумму ему никто не выдаст, если он бездумно израсходовал предыдущую.
- Расчетливость — ребенок будет учиться планировать свой бюджет, рассчитывать, как долго и сколько ему придется копить, например, на игрушку.
- Терпение — его не хватает детям всех возрастов, особенно младшего, школьного и дошкольного. А ждать, пока накопятся деньги, придется.
- Экономность — чадо будет дорожить каждой купюрой и не станет покупать очередную дешевую игрушку.
- Бережливость — ребенок будет беречь купленную за свои деньги вещь, ведь он на нее долго копил и потратил именно свои деньги.
Кроме того, малыш начнет лучше понимать родителей, которые также долго откладывают финансовые средства на все дорогостоящие покупки, и не будет каждый раз кричать в магазине: «Купи!».
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании
Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Panda Monеу (копилка-тамагочи), Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.
Сделайте ребёнку банковскую карту
Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.
Выбирайте более сложные настольные игры
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Обсуждать с ребёнком финансовые аспекты, встречающиеся в сказках, фольклоре
Если ребёнок рассказывает вам что-то вроде: «Мама, смотри, как классно! Вот Емеля лежал на печи, ничего не делал, потом пошёл, случайно поймал волшебную щуку, и она исполнила все желания!», — стоит поговорить с ним об этом. Объясните, что это всего лишь сказка, не имеющая отношения к жизни
Предложите ребёнку обратить внимание на реальных людей, друзей и знакомых, которые финансово успешны, но при этом много работают. Таким примером могут быть родители или знакомые.
В средней школе ребёнку уже можно объяснить, почему вообще сочинялись такие сказки. Их придумывал народ, а люди тогда жили бедно и плохо. При этом богачи считались эксплуататорами, то есть были отрицательными героями, которые несправедливо получили своё богатство. Поэтому сказки сочинялись исходя из той текущей жизни простых крестьян: «Вот мы сидим, последнюю репу доедаем, а как было бы классно, чтобы приплыла щука и исполнила все наши желания!» Это просто фольклор, и он не имеет отношения к нашей современной жизни. Сейчас мы живём в обществе, где хорошо настроены социальные лифты, где нужно стараться, работать, развиваться — и можно добиться успеха, даже будучи выходцем из очень бедной семьи. Вот об этом и нужно рассказывать детям, ориентировать их на получение знаний, на успешную работу.
Поговорите о будущем
С подростком следует обсудить, чем вы сможете ему помочь, пока он будет вставать на ноги.
- Получится ли у вас заплатить за его обучение в вузе или вы сможете оплатить только репетиторов и подготовительные курсы?
- На какую поддержку он сможет рассчитывать во время учёбы?
- Он будет жить вместе с вами или снимать жилье?
- Будете ли вы помогать ему финансово или ему придётся найти подработку?
- Будете ли вы помогать своему ребёнку с покупкой квартиры?
Ответы на эти вопросы могут быть разными, в зависимости от убеждений родителей и финансовых возможностей в семье. Но что бы вы ни решили, это следует обсудить с ребёнком, чтобы он знал, к чему ему готовиться во взрослой жизни.
Обучение
Хорошим вариантом будет накопить деньги на платное образование, а в случае если ребенок поступит на бюджет, отдать накопленную сумму в его распоряжение.
- Во-первых, это станет для него прекрасной мотивацией поступить на бесплатное место.
- Во-вторых, люди, имеющие в своём распоряжении стартовый капитал после окончания учёбы, быстрее встают на ноги и находят правильное применение деньгам. Например, они могут начать копить на жильё или открыть своё дело.
Жилье
Даже если у вас есть возможность полностью оплатить ребёнку квартиру, лучше этого не делать, так как в этом случае у него не будет мотивации добиваться чего-то собственными силами.
Хорошо, если вы сможете помочь ему с покупкой квартиры или сделать первоначальный взнос по ипотеке, так как, учитывая ситуацию в России, даже хорошо зарабатывающий человек сможет переехать в собственное жильё далеко не сразу. Можно также разрешить ему жить до определённого возраста в другой своей квартире или купить на первое время небольшую квартиру на окраине, чтобы у ребёнка в дальнейшем была мотивация к развитию и переезду.
«Кушай сам!»
Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.
Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.
Опыт
Анна Яренкова, мама двоих детей 12 и 17 лет:
Финансовую грамотность я воспитывала в своих детях с детства. Мы учились вместе копить и тратить
Планировать, отказываться от ненужного и радоваться покупке самого важного и желанного. Я постепенно перекладывала на детей ответственность за собственные деньги
Они отправлялись работать и давали семье в долг. Мы копили на что-то вместе и по отдельности. Все это дало замечательные результаты. Сейчас дети могут самостоятельно накопить себе на путешествие, не говоря о том, что большую часть любимых кроссовок и вещей они тоже покупают сами. Сейчас дети относятся к деньгам по-деловому. Знают, как ими пользоваться, и понимают, что их нужно зарабатывать и не тратить впустую.
Виктория Досаева, мама пятерых детей, бизнесвумен:
Мое воспитание финансовой грамотности включало в себя несколько очень важных аспектов. Мой отец всегда, когда приходил с работы, рассказывал, что происходило, с какими проблемами он столкнулся, и спрашивал моего совета — как бы я вышла из ситуации? Я старалась придумать решение. Потом папа приходил и рассказывал, как все разрешилось, обсуждал со мной всю ситуацию. Так с 11-12 лет меня погружали во взрослые дела. С самого раннего детства я играла в «Монополию», оттуда пошла моя любовь к деньгам. Мне давали карманные деньги, но их было немного, только на самое необходимое, и я решила зарабатывать сама. Уже подростком я хорошо понимала в обмене. Никогда не давала ничего за просто так. Списывать или помочь сделать домашнее задание — только в обмен на что-то. Зарабатывать рвалась в раннего возраста. Писала сочинения, делала домашки, занималась, скупала учебники и продавала их младшему классу. В 12 лет начала печь шарлотки и продавать их, а в 14 писала большие работы за деньги. Сейчас с детьми использую похожие методы и еще свой личный подход. Мои дети активно участвуют в наших бизнесах. помогают, ходят к нам на работу. Недавно дочка спросила, зачем нам несколько бизнесов, я ей рассказала про диверсификацию, она в свои 8 лет все понимает и хочет участвовать. Она и сама уже хорошо разбирается в купле-продаже. Всем интересуется, придумывает как подзаработать. У нее есть просто гениальные идеи. Я не стараюсь это жестко контролировать. Никакой гиперопеки над детьми. Хотя у них есть жесткие рамки, дисциплина и меры пресечения. Их не много, стараюсь не принуждать и не ломать детей. Я сама занимаюсь благотворительностью, но есть люди, которые не хотят этого, детей ни к чему не принуждаю. Все добровольно и открыто. Не стараюсь делать для них идеальную жизнь, отгораживать от всего, позволяю совершать свои ошибки, как эмоциональные, так и финансовые.
Формировали ли в вас финансовую грамотность и как? Пишите в комментариях.
Автор этой статьи будет благодарен вам, если вы поставите лайк нашей группе в Facebook.
Игры для детей до 5 лет
«Познакомьтесь, деньги»
Для начала ребенка можно с деньгами просто познакомить. В магазине приколов можно найти купюры любого номинала и познакомить ребенка с названиями. Дать пощупать монетки, понять, чем они отличаются и как выглядят. Так ребенок поймет, что такое деньги и какие они бывают.
Обязательно все делать с картинками и примерами, наглядно, потому что в этом возрасте дети мыслят образно. Просто объяснения не помогут.
Магазин
Одна из любимых игр для детей. В этой игре можно уже наглядно продемонстрировать весь путь приобретения товара. Пришел в магазин — взял то, что тебе надо — пошел на кассу — заплатил — получил сдачу. Деньгами может стать все, что угодно. Палочки, листочки, пуговки. В этой игре важна схема и порядок действий.
Меняемся
Прежде чем говорить ребенку, что он должен со всеми делиться и отдавать свои игрушки, решите, хотите ли вы, чтобы он и во взрослом возрасте бесплатно отдавал то, чем владеет — свои умения, навыки и вещи. Если нет, то лучше научить ребенка меняться. Так вы избежите детских обид и научите ребенка с чем-то расставаться, чтобы что-то получить, и наоборот.
Много практики
Водите ребенка с собой в магазин. В этом возрасте он всему учится наглядно. Чем чаще он будет видеть, при каких обстоятельствах вы отдаете деньги (парковка машины, покупка продуктов, одежды, игрушек, оплата в кафе и прочее), тем больше он будет понимать, какое место в жизни занимают деньги и зачем они нужны.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой
Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Скачайте приложения по финансовой грамотности для детей
При поддержке Министерства финансов РФ разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. Там можно решать тесты, квесты, кроссворды и загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения в том, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать свои задания.
Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
С какого возраста начинать финансовое воспитание детей
Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача.
С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения.
С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку.