В каком возрасте возможен бесплатный проезд?
Рассмотрим часть 1 статьи 21 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:
1
Обратите внимание, бесплатный проезд детей возможен лишь в тех случаях, когда они следуют вместе со взрослыми
2. В городском и пригородном сообщении можно бесплатно перевозить детей до 7 лет, причем в любом количестве. Т.е. пассажир может взять с собой 5 или 10 детей и все они будут ехать бесплатно. Однако отдельные места для сидения детям в этом случае не предоставляются.
3. При междугородней поездке можно . Отдельное место для сидения в данном случае также не предоставляется.
Как контролер может определить возраст ребенка?
Часть 3 статьи 21 Федерального закона:
Таким образом, пассажир должен самостоятельно подтвердить возраст ребенка, для чего следует взять с собой свидетельство о рождении.
Если у контролера возникнут сомнения в возрасте малыша, то он попросит предъявить указанный документ. Если же документа у пассажира нет, то проезд придется оплатить в полном объеме.
В каких случаях проезд ребенка должен оплачиваться?
Часть 2 статьи 21 Федерального закона:
Итак, если перевозка детей без предоставления отдельных мест для сидения запрещена, то действуют следующие правила оплаты проезда:
При этом каждому из детей должно быть выделено отдельное место для сидения.
В каких случаях ребенку требуется отдельное место?
В данном случае возникает вопрос по поводу того, в каких случаях запрещена перевозка ребенка без выделения отдельного места. В Уставе автомобильного транспорта не даются ссылки на конкретные нормативные документы, поэтому придется их найти.
Обратимся к пункту 5.1 ПДД:
Поскольку ребенок является пассажиром общественного транспорта, то при перевозке он должен быть пристегнут ремнем безопасности. Сами ремни устанавливаются только на местах для сидения. Таким образом получается, что если конструкцией автобуса предусмотрены ремни безопасности, то ребенку требуется отдельное место. Соответственно, за проезд следует заплатить половину стоимости.
Какие автобусы должны оборудоваться ремнями безопасности?
Обратимся к Техническому регламенту таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. Приложение №2:
Напомним, что к классам III и B относятся автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Кроме того, отдельное требование касается междугородних автобусов. Приложение №8 к Техническому регламенту:
Т.е. все автобусы, используемые в междугороднем сообщении, должны быть оборудованы ремнями безопасности.
Таким образом получается, что если в автобусе предусмотрена только перевозка пассажиров сидя, то этот автобус должен быть оборудован ремнями. Если в автобусе есть ремни, то ими должны быть пристегнуты пассажиры, в том числе и дети. Соответственно каждому ребенку нужно отдельное место с ремнем и родителям придется за это место заплатить.
Обратите внимание, если в автобусе нет ремней безопасности, а от пассажира все равно требуют, чтобы он оплатил отдельное место для ребенка, то рекомендую выяснить, на основании чего выставляется подобное требование. Если никакого внятного ответа получить не удается, то следует написать жалобу на перевозчика
Постановление от 13 сентября 2019 года № 1196: О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами
Поведение при авариях на ЖД
В случае крушения поезда:
- обрести устойчивость, упершись ногами и схватившись руками за что-либо неподвижное;
- эвакуироваться через окна и другие выходы;
- отойти от пути далее, чем на 30 метров;
- оказать нуждающимся пассажирам первую помощь.
Это лишь некоторые ситуации из тех, что возникают в общественном транспорте.
Это важно: в любой аварийной ситуации обязательно надлежит оказывать помощь пострадавшим, не забывать о человечности и сострадании.
Соблюдение элементарных правил в транспорте помогает избежать множества конфликтных ситуаций, сохранить здоровье, настроение и чувство собственного достоинства.
Смотрите видео, в котором разъясняются правила поведения в общественном транспорте:
Правила поведения в общественном транспорте
Этикет при входе
Правила поведения в общественном транспорте при посадке гласят, что первыми входят:
- пожилые люди,
- дети,
- женщины.
Если мужчина изъявляет желание помочь при посадке в общественный транспорт данным категориям граждан, то он обязательно должен попросить на это разрешения.
Согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объёмные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
Кому уступать место
По негласным правилам общественного этикета, все сидячие места в автобусах, троллейбусах и т.п. предназначены для детей, стариков и инвалидов. Если люди этих категорий сидят и при этом остаются свободные места, занять их разрешается женщинам.
По правилам поведения в общественном транспорте, мужчина может сесть в автобусе или троллейбусе только в том случае, если рядом стоящие пассажиры дали на это своё согласие. Так что молодым людям, прежде чем занять свободное место в транспорте, надо негромко спросить у рядом стоящих, не хотят ли они присесть. Спрашивать разрешения громко у всего салона некультурно, так же как и предлагать каждому занять свободное место.
Этикет в транспорте предполагает, что женщина в некоторых ситуациях должна уступать место мужчине. Например, если он является достаточно пожилым человеком, инвалидом или очень плохо себя чувствует.
Уступая место в транспорте, следует произносить этикетную фразу: «Пожалуйста, присаживайтесь». Просто встать и молча указать другому пассажиру на освободившееся место невежливо. Тот, кому уступили место, должен присесть и поблагодарить за оказанную любезность.
По правилам поведения в общественном транспорте, парни и девушки не должны сидеть в общественном транспорте, если в нём стоят пожилые люди, беременные женщины, дети или инвалиды.
Находясь в общественном транспорте со спутницей, мужчина непременно должен выражать признательность тому, кто уступает ей место.
Как вести себя в транспорте
- Некрасиво рассматривать пассажиров в общественном транспорте.
- Входя в салон автобуса, автолайна не надо здороваться со всеми людьми, там находящимися. Говорите «Здравствуйте» только тем, с кем хорошо знакомы или очень часто ездите вместе.
- За проезд в общественном транспорте каждый пассажир самостоятельно за себя платит. Молодому человеку вовсе не обязательно оплачивать проезд своей спутницы.
- Если Вы пользуетесь проездным документом, держите его всегда наготове, чтобы не создавать замешательств и не отнимать время у контролёра.
- Чистые сумки и рюкзаки можно ставить на свободные места, если в транспорте нет людей, которые могли бы занять пустующие кресла.
- Когда в транспорте кто-то читает книгу или газету, некрасиво заглядывать в неё.
- Если Вы едете в транспорте со своим знакомым, и вам не терпится поговорить, можете пообщаться, но только вполголоса.
- Недопустимо даже вполголоса разговаривать на личные темы с другом в общественном транспорте.
- Если Вы едете в автобусе, троллейбусе, трамвае со своими детьми, позаботьтесь о том, чтобы они вели себя вежливо: не шумели, не толкали посторонних людей. Лучше заранее рассказать своим чадам о правилах поведения в общественном транспорте.
- Согласно этикету в транспорте нельзя причёсываться, пользоваться ножницами или пилкой для ногтей, краситься, наносить лак на ногти, перевозить опасные предметы.
- Даже в переполненном вагоне метро или салоне автобуса старайтесь соблюдать правила хорошего тона: не облокачивайтесь на других пассажиров, не толкайте их при выходе, не наступайте людям на ноги.
Этикет при выходе
По правилам поведения в общественном транспорте, первым из автобуса, троллейбуса и т.д. должен выходить мужчина либо младший по возрасту. Вышедший молодой человек, согласно этикету, должен оказать необходимую помощь при выходе из общественного транспорта всем, кто в ней нуждается: подать руку женщине, ребёнку, помочь вынести сумку старику и т.д.
Этикет в общественном транспорте позволяет подчинённому не помогать при выходе своему руководителю или коллеге, занимающему более высокую должность. Однако об этом послаблении следует забыть в том случае, если начальник – женщина.
К выходу из общественного транспорта полагается готовиться заблаговременно
Соблюдению этого правила этикета следует уделять особое внимание в том случае, если в салоне много людей. Прежде чем обойти того или иного человека, стоящего перед Вами на пути к выходу, по правилам хорошего тона, следует поинтересоваться у него, не собирается ли он тоже выходить на ближайшей остановке
Анастасия, 13.12.2010
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!
Автобус отъезжает от остановки – кто должен уступить?
Для ответа на этот вопрос мы заглянет в главную настольную книгу автомобилиста – Правила дорожного движения РФ.
Пункт 18.3 ПДД гласит буквально следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».
Как мы видим, в этой норме Правил закреплена не только обязанность водителя автомобиля уступать дорогу общественному транспорту, но также и обязанность водителя автобуса (троллейбуса) выезжать с остановки на полосу только после того, как они убедятся, что их пропускают.
Важно! Общественный транспорт имеет преимущество при выезде с остановки только в том случае, если остановка имеет обозначение, установленное в соответствии с законом (знак или специальная разметка). Выезд автобуса на соседнюю полосу в ином месте (например, с обочины), не порождает у водителей попутного транспорта обязанность уступить дорогу . Следующий интересующий многих водителей вопрос – кто виноват, если автомобиль не пропустил автобус, отъезжающий от остановки и случилось ДТП?
Следующий интересующий многих водителей вопрос – кто виноват, если автомобиль не пропустил автобус, отъезжающий от остановки и случилось ДТП?
Судебная практика трактует такие ситуации, как правило, не в пользу водителей автомобилей. Однако, каждый случай индивидуален и определенные нюансы могут сыграть важную роль. Например, часто бывает так, что автобус начинает выезжать с остановки как раз в тот момент, когда следующий по соседней полосе автомобиль уже почти поравнялся с ним, либо без обозначения своего маневра указателем поворота. В этой ситуации вина автовладельца далеко не так очевидна, как это иногда пытаются представить водители общественного транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте для детей
Ожидай транспортное средство на специально оборудованной остановке.
Подходи к входным дверям транспортного средства только после полной его остановки, запрещено запрыгивать в открытые двери на ходу.
Если видишь, что транспорт переполнен, подожди следующий.
Перед входом в транспортное средство нужно пропустить всех выходящих пассажиров.
Заходи, не спеша, соблюдай очередность, не старайся опередить всех.
Входя, снимай сумку, рюкзак, чтобы не задеть других пассажиров, не запачкать их.
При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед женщин и пожилых людей.
Не останавливайся у самого входа, иди в середину салона, чтобы не мешать проходу других пассажиров. Исключение: если выходишь на следующей остановке.
Уступай место маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам.
Не заходи в транспорт с открытыми напитками и едой, чтобы не испачкать пассажиров, не испачкаться самому и не подцепить вредные бактерии, вирусы, ведь в транспорте ездит очень много людей.
Не стряхивай в транспорте снег и капли дождя.
Не разглядывай пассажиров, не показывай на них пальцем, не обсуждай их поведение и внешний вид.
Не шуми, громко не смейся, громко не разговаривай, активно не жестикулируй.
Не разбрасывай мусор.
Нельзя пачкать сиденья, забираться на них с ногами, разрисовывать их.
В общественном транспорте некультурно причесываться, чистить уши, ногти, нос и прочие части тела.
Не высовывайся в окна.
В транспорте старайся не наступать на ноги другим пассажирам, не опирайся локтями на человека, который находится рядом.
Помни, что в транспорте запрещена перевозка горючих, легковоспламеняющихся веществ и острых предметов.
Не отвлекай водителя во время работы.
Держись за специальные ремни, поручни.
Не протискивайся, расталкивая людей локтями. Если нужно пройти по салону, вежливо попроси уступить тебе дорогу.
Будь вежливым
Если нужно что-то попросить у другого пассажира, употребляй слова «извините», «спасибо», «будьте добры».
Не занимай места для пассажиров с большими сумками и пакетами.
Обрати внимание, что в транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Домашних животных можно перевозить в специальных клетках-переносках, собак — в наморднике.
Обязательно оплати проезд и при необходимости покажи билет контролеру
После поездки билет выброси в урну.
Если пользуешься проездным документом, при посадке держи его наготове, чтобы не отнимать время у кондуктора.
Современные гаджеты позволяют интересно и с пользой проводить время в дороге, но они не должны мешать другим людям.
Если на улице идет дождь, и ты пользовался зонтом, сложи его еще на остановке, до входа в транспорт. В салоне сложенный зонт опусти, давая возможность воде стечь вниз, никого не намочив. После выхода из транспорта, открывать зонт нужно не в дверях, а отойдя на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не забрызгать их каплями и не задеть зонтом.
Готовься к выходу заранее. Спроси у стоящих впереди пассажиров, или они выходят на следующей остановке.
Не пытайся выйти из транспорта первым, подожди пока выйдет основная толпа пассажиров.
Переходи улицу после высадки только после отъезда транспортного средства от остановки. Вот такие простые правила поведения в общественном транспорте для детей. Если их придерживаться, можно избежать конфликтов и проблем в транспорте.
Правила входа и выхода
Как театр начинается с вешалки, так поездка на общественном транспорте – с входа в него. Уже в этот момент можно создать настроение на всю дальнейшую поездку.
Порядок входа:
- Дождаться полной остановки ТС, затем выхода пассажиров из салона, не торопя их.
- В городские средства транспорта вход производится через переднюю дверь. Через вторую разрешено движение инвалидов.
- Первыми при входе следует пропустить женщин, а также пожилых граждан, детей. Ненавязчиво предложить помощь при входе нуждающимся в этом: пожилым, инвалидам, пассажирам с малышами.
- Войдя внутрь, не стоит оставаться у дверей. Надо пройти дальше в салон, дав возможность войти остальным.
- Свою помощь не навязывать насильно, а поинтересоваться вежливо, можно ли оказать услугу.
При входе и выходе следует опираться на поручни во избежание травматизма. При входе на водный транспорт особо позаботиться о безопасности на трапе.
Порядок выхода:
- Прежде всего, к выходу надо своевременно подготовиться, чтобы впоследствии обойтись без спешки.
- Вежливо спросить впереди стоящих пассажиров, выходят ли они.
- Выходить вначале необходимо мужчинам. Им предписано помочь покинуть транспорт остальным, например, подавая руку.
Покинув транспортное средство, не останавливаться рядом, не мешать входящим.
Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?
С автобусами и маршрутками в городах мы определились, а теперь разберемся, как обстоит дело на загородных трассах, где тоже есть общественный транспорт и остановки на обочинах.
Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.
Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?
В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос – нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки?
Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.
Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).
Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.
Занятия в транспорте
При чтении важно не причинять неудобств попутчикам, задевая их книгой, производя громкие звуки, шуршание. В автобусе принято вести беседы, однако делать это следует негромко, без грубых высказываний, обсуждений
В автобусе принято вести беседы, однако делать это следует негромко, без грубых высказываний, обсуждений.
Следить за корректностью темы беседы, ведь она может стать достоянием многих. Даже пристально смотреть на незнакомых людей считается невежливым.
Разговаривать громко по мобильному телефону в салоне, слушать музыку, считается признаком дурного тона. Подойдёт лишь вариант с наушниками. Отвлекать разговорами водителя запрещено.
Проблемами личной гигиены заниматься в салоне не принято (например, расчёсываться, наносить макияж)
Важно помнить, что не все люди одинаково переносят резкие запахи, предусмотрев оптимальный вариант парфюмерии
В метро нельзя:
- бегать по эскалатору, садиться на его ступени;
- ставить вещи на поручни;
- создавать давку;
- в вагоне прислоняться к двери.
Возьмите на заметку: в любом виде транспорта не стоит забывать о чистоте, гигиене и добром отношении к окружающим.
Курение и распитие алкогольной продукции в транспорте запрещено.
Проездные для школьников и студентов
Если ученику приходится добираться в школу на общественном транспорте, тем более с пересадками, есть смысл приобрести ему проездной билет.
Если ребёнок добирается до школы на общественном транспорте, ему выгоднее приобрести школьный проездной билет
В различных регионах условия получения проездного и конкретный размер скидки на проезд (по сравнению со взрослым проездным) может значительно отличаться. Ведь выпуск и реализацию этих документов регулируют местные власти. В среднем же можно говорить о скидке примерно 50%.
Школьные проездные бывают двух видов:
- Даёт право на льготные поездки только в одном виде транспорта (к примеру, троллейбус либо метро).
- Даёт право на льготный проезд одновременно на нескольких видах транспортных средств. Это актуально, если школьник добирается в своё учебное заведение с пересадками.
Проездные неодинаковы и с финансовой стороны:
- Бесплатные (для отдельных категорий школьников, например, сирот).
- Именные электронные карты. Они оформляются бесплатно, но родители должны своевременно класть на них определённую денежную сумму. Но чтобы воспользоваться таким проездным, транспортное средство должно быть оборудовано валидатором, который считывает информацию. А ими оснащён транспорт пока только в крупных городах.
- Традиционный проездной-карточка, действующий в течение месяца.
Школьный проездной действует только во время учебного года. Конкретные рамки определяет регион: обычно это с 1 сентября до конца мая (иногда чуть позже). Во время же летних каникул ученики должны оплачивать проезд в полном объёме.
Оформить школьный проездной ребёнок может в специальном пункте или кассе (где это находится, подскажут в школьном секретариате). Необходимо собрать определённые документы, перечень которых опять-таки зависит от региона. Однако в любом случае понадобится справка с места учёбы (в общепринятом формате).
Все справки из школы обычно имеют типовой формат
Помимо этого, в пункте выдачи могут потребовать свидетельство о рождении либо паспорт (когда ребёнку уже исполнилось 14 лет), паспорт родителя, фото ученика.
В метрополитене учащийся должен постоянно предъявлять справку с места учёбы, это же может требоваться в некоторых других видах транспорта (опять-таки в зависимости от региона).
Студенческий проездной
Студенческие проездные аналогично организуются и финансируются на региональном уровне власти.
Проездные для студентов также организуют и финансируют региональные власти
Как и школьные проездные, это также могут быть традиционные карточки либо электронные (в крупных городах).
Оформить студенческий проездной возможно лишь студентам-очникам. Это можно сделать самостоятельно в специальных пунктах либо обратиться в профсоюз своего техникума либо вуза.
В любом случае понадобятся определённые документы:
- Ксерокопия паспортных данных.
- Ксерокопия студенческого билета.
- Фото 3х4 см.
После подачи документов нужно подождать определённый срок, в каждом регионе он свой (14–30 дней).
Если карта традиционная, то по истечении срока её можно забрать в профсоюзе, если электронная — студенту придётся самому отправиться в пункт выдачи вместе с паспортом.
Конечно, в мои студенческие годы всё было намного проще. В конце каждого месяца я просто приходила в профком и там покупала очередной проездной. Помимо этого, его можно было приобрести у кондуктора прямо в троллейбусе без предъявления каких-либо документов.
Ход занятия:
1. Вводная часть. 1. Сюрпризный момент. – Здравствуйте ребята. Сегодня, я шла в детский сад, и увидела почтальона. Он дал мне очень красиво письмо. Давайте откроем и посмотрим, что тут нам прислали. Ой, посмотрите, тут много интересного, картинки и еще письмо.
2. Беседа с детьми.
– Вы хотите узнать, что тут написано? Нам тут прислали очень интересное стихотворение.
– А давайте посмотрим, кто написал это стихотворение (показ портрета) Это поэтесса, которая пишет детям – Агния Барто.
– Давайте вместе скажем Агния Барто. Запомните. Еще тут есть картинка, Девочка Люба.
– Вам она нравится? (ответы детей) Давайте прочитаем про нее.
2. Основная часть. 1. Чтение стихотворения
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Едет Любочка в трамвае,
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь,
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места.
Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
– А теперь вам нравиться девочка Люба?
– А сначала же она вам нравилась, а сейчас почему она вам не нравится?
– Что Люба, делала не правильно? (толкалась, громко разговаривала, билет не брала, бабушку прогнала)
– А вы как Люба поступаете?
– А кто мне скажет, почему нужно билеты покупать? (бензин водителю надо купить, зарплату платить, за то, что он нас водит).
А вот еще какие могут возникнуть ситуации. Предлагаю вам их разобрать.
1. Вы с братом едете в автобусе. Один из пассажиров занял место, а рядом на свободное поставил сумку. Как поступить, если автобус полупустой? Если полон людей?
2. Тебе мама купила мороженое, и вы побежали к подъехавшему к остановке автобусу нужного вам маршрута. Как поступить с мороженым?
3. Вы с мамой в автобусе. Отвлеклись и не вышли на своей остановке, двери автобуса закрылись. Что делать?
А какие с вами происходили ситуации в транспорте? (дети рассказывают о своих ситуациях).
2. Физминутка «Что хорошо, что плохо»
– Давайте сейчас поиграем. Я вам говорю, а вы делаете. Если я говорю правильно, вы хлопаете в ладоши и топаете, а если говорю не правильно, вы садитесь.
– Выбрасывает мусор (садятся)
– Громко разговаривает (садятся)
– Оплачивает за проезд (хлопают в ладоши и топают)
– толкается
– тихо разговаривает
– едет, молча
– уступает место
– не оплачивает за билет
– выбрасывает мусор
– не уступает место старшим
– наступает на ноги
– вежливо просит двигаться вперед
– обзывается на людей
3. Беседа по содержанию, формулировка правил поведения в транспорте.
– Что мы читали с вами сегодня?
– Кто автор этого стихотворения, кто запомнил?
– А что мы про Любочку узнали?
– Значит, не одежда красит человека, а поступки человека.
– А Ребята вы, запомнили правила поведения в транспорте? (мнение детей)
– Да, теперь мы знаю,что:
– первым делом надо купить билет.
-нужно всегда уступать место старшим, инвалидам, пассажирам с детьми;
– вести себя надо вежливо и тихо;
– нельзя мусорить в салоне;
– заранее проходить к выходу перед остановкой.
3. Подведение итога
Аргументы в пользу сидящего ребенка
Даже если ты настроена воспитать настоящего джентльмена или вырастить вежливую леди, учти такие аргументы в пользу того, чтобы ребенок в троллейбусе, трамвае, автобусе, метро или маршрутном такси занял место сидя:
Детям до 10 лет нежелательно стоять в транспорте из-за неразвитого вестибулярного аппарата. Из-за низкого роста детей до 140 см легко просто не заметить при посадке или высадке. Кости растущего скелета только формируются и крепнут, ребенок более склонен к переломам, особенно в кризисные моменты взросления: 2-3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. У детей из-за особенностей строения головного мозга ниже скорость реакции
Они не могут быстро принять решение уцепиться за что-то рядом, если возникает такая необходимость. Дошкольники еще не умеют держать баланс и при резком торможении могут упасть. Дети устают быстрее взрослых, поэтому неподвижное стояние в течение 15-20 минут истощает их организм. Уставший ребенок дошкольного возраста эмоционально нестабилен, более подвержен истерикам, начинает капризничать, отвлекая внимание водителя и пассажиров.. Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине – прежде всего
Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине – прежде всего
Куда обратиться по вопросу нарушений прав
Бывают непредвиденные случаи, когда водитель никак не реагирует на сообщение о травме и продолжает движение. По закону данное непрофессиональное поведение возможно приравнять к ситуации оставления места ДТП (ч.2 ст.12.27 КоАП РФ): «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) За это предусмотрен арест до 15 суток или же лишение прав на срок 1–1,5 года.
Конечно же, в данном случае не получится вызвать полицию к месту происшествия. Поэтому родителям нужно найти в транспорте сведения о страховой компании (записать их или сфотографировать), фамилию водителя, номер транспортного средства, телефоны и фамилии свидетелей. Следует опять-таки сохранить билет и обратиться в медучреждение, чтобы там у ребёнка зафиксировали травмы.
Далее родители подают заявление в страховую компанию с имеющимися документами за возмещением уже не только ущерба здоровью, но и для получения моральной компенсации.
Поведение детей и родителей
За поведение маленьких детей в транспорте отвечают родители. Они обязаны постоянно объяснять правила действий в общественном транспорте и всё демонстрировать на собственном примере.
Ведь сколько бы ни говорили взрослые детям об этикете, если сами будут поступать иначе в присутствии последних, эффекта ждать не стоит. Малыш обязательно скопирует поведение взрослого (может и не сразу, а в будущих поездках).
Как это можно показать на примере:
- Папа пропустит женщину, а мальчик девочку. Это можно уподобить игре.
- Старший ребёнок, особенно мальчик, пусть зайдёт раньше мамы и подаст ей руку, почувствовав себя маленьким джентльменом.
Ребёнок должен понять, почему нельзя поднимать ноги на сиденье. Не просто сказать, «нельзя», а объяснить, почему не следует этого делать.
Малыши очень хорошо понимают мотивированное объяснение, подкреплённое примерами:
- сиденье будет грязным – другой мальчик испачкает одежду;
- для игры мало места, можно задеть кого-то, причинить боль, неудобства;
- криком можно напугать кого-то, у сидящей рядом бабушки может болеть голова, кто-то устал после работы;
- есть мороженое (сладости) в автобусе неудобно: можно испачкаться, руки грязные (негигиенично), кто-то тоже захотел, а у него нет.
И самим взрослым надлежит вести себя соответственно.
Ситуация: родители стоят, ребёнок сидит. Это вряд ли можно считать приемлемым. Ребёнок уже с трёх лет способен заботиться о маме, тем более школьник. Как вариант, можно сесть вместе.
Надо всегда помнить, что дети любят сказки и верят им. Каждую ситуацию можно превратить в сказочный сюжет. После обыгрывания ситуации с тем, как малыш уступил место старенькому дедушке, беременной женщине, кроме привития нравственных качеств, повышается его самооценка.
Малыш любит ощущать себя взрослым, поступать «как мама», радуется похвале. Постепенно его привычки автоматизируются.
Ход беседы:
Воспитатель: Я, блестящая такая,
И, конечно, легковая
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться Вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня?. (Машина)
Показ иллюстраций различного вида транспорта.
Воспитатель: Для чего люди придумали эти машины? (Ответы детей). Какие машины перевозят людей, а какие грузы? (Ответы детей). Как называют людей, которые водя машины? (Ответы детей). Благодаря транспорту можно быстро передвигаться по земле, воде или воздуху. Транспорт, который служит для перевозки людей, называется пассажирским, а для грузов – грузовым.
В больших городах много разных видов транспорта, это троллейбусы, автобусы, трамваи, метро, такси, различные грузовики и легковые автомобили.
Для передвижения между городами, поселками существует железнодорожный транспорт (Пригородные и дальние пассажирские и товарные поезда, междугородние автобусы.
Есть ещё воздушный транспорт (самолеты и вертолеты, морской и речной – водный транспорт (катера, теплоходы, баржи).
Рассказываю о назначении каждого вида транспорта.
Воспитатель: Движение транспорта на улицах регулируется светофорами и дорожными знаками. Ребята, давайте вспомним с вами правила дорожного движения. (Ответы детей). Ребята, как нужно правильно переходить улицу? (По пешеходным переходам, где движение регулируется светофорами).
А если нет светофора или полицейского, то как в этом случае переходить улицу?Ответы: (В этом случае нужно соблюдать осторожность: переходить улицу только по пешеходным дорожкам, где есть знак перехода). Воспитатель: Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить
В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо). Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения? (Правила дорожного движения нужны для безопасности движения транспорта и пешеходов. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта). Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть? (Только во дворе, на игровой или спортивной площадке)
Воспитатель: Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что машины поблизости нет, только после этого можно начинать переходить. В какую сторону надо посмотреть сначала при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины улицы – направо). Ребята, для чего нам нужны правила дорожного движения? (Правила дорожного движения нужны для безопасности движения транспорта и пешеходов. Нарушать правила – значить подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Нельзя мешать движению транспорта). Почему нельзя играть на проезжей части улицы? Где можно играть? (Только во дворе, на игровой или спортивной площадке).
Физкультминутка «Машины»
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би! Би-би-би!
В машине, в машине
Детей полно.
Поехали дети.
Глядят в окно.
Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой…
Приехали дети. Машина, стой!
Би-би-би! Би-би-би!
Н. Найденова
Воспитатель: А сейчас, ребята, я расскажу, как вести себя в транспорте:
1. Входить в автобус полагается через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
2. Разговаривать надо тихо.
3. Нельзя стоять у дверей, это мешает входу и выходу пассажиров
Это особенно важно, так как двери открываются автоматически. Нельзя высовывать руки в открытое окно
4. Принято уступать место пожилым людям.
Рефлексия.
Решение проблемных ситуаций.
– «Ты сидишь, а в автобус вошел пожилой мужчина или женщина»;
– «Ты с бабушкой вошел в автобус. А там только одно свободное место (или несколько?»;
– «Тебе надо передать деньги на билет. Как ты обратишься к пассажирам?»;
– «Ты зашёл в автобус и начал в нём играть с друзьями?»;
– «Ты зашёл в автобус с мороженым и испачкал другого пассажира»;
– «Ты запрыгиваешь в уходящий автобус».
(Ответы детей).
Воспитатель: Я думаю, вы запомнили, какой бывает транспорт, как вести себя в транспорте. И никогда не будете нарушать правила дорожного движения.
Уступать место или нет
Присесть должны в первую очередь маленькие дети, пожилые, больные, беременные. Во вторую очередь – женщины.
Мужчины могут сесть на оставшиеся места. Лишь старик или инвалид имеет моральное право сидеть в присутствии стоящей женщины.
Уступая место, не следует громко кричать, привлекать внимание окружающих. Нужно сохранять спокойствие и выдержку, используя слова «разрешите предложить», «пожалуйста»
Человек, которому предложено место, также отвечает благодарностью.
Грубым считается обсуждение людей, не уступивших место, упрёки. По этикету возможна лишь вежливая просьба. Мужчина, спутнице которого уступили место, обязан выразить благодарность за заботу.