Детская истерика: как успокоить ребенка за 2 минуты

Как отличить истинную истерику?

Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.

Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.

Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.

Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?

Причины ночных истерик

В первую очередь специалисты выделяют генетическую причину. Парасомниями чаще страдают те дети, у которых есть к этому склонность. Если бабушки или дедушки были лунатиками, а беспокойный сон наблюдается и у других членов семьи, очень велик шанс, что ребенок еще до года начнет переживать приступы ночных истерик. Конечно, есть и другие причины:

  • Высокая эмоциональность. Впечатлительные малыши сильнее подвержены риску возникновения истерик.
  • Перевозбудимость в течение дня. Если у ребенка было много новых впечатлений (как положительных, так и отрицательных), то его нервная система пребывает в возбужденном состоянии, что плохо сказывается на качестве сна.
  • Стресс. Истерики могут случиться у деток, впервые попавших в новую среду, например после первого посещения детского сада. Такая же реакция может возникнуть на дальние переезды, расставание родителей или другой стрессовый фактор.
  • Болезни нервной системы. Их следует исключить в первую очередь, посетив специалиста.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Истерика у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?

В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства.  Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому. 

Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:

  • Вы его не поняли и не дали,что он хотел
  • Он не хочет ждать своей очереди
  • Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
  • Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил 
  • Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
  •  Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…

Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи. 

Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет

Поэтому тут очень важно поведение и реакция  взрослых на истерику

Причины истерик у детей

Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?

1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.

2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.

3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.

4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.

5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.

6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.

7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.

Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.

Почему у ребенка истерика

Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.

Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:

  • ребенок не получает желаемого;

  • его оторвали от увлекательного занятия;

  • он переутомился;

  • хочет внимания родителей;

  • играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;

  • у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.

Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.

Ребенок проявляет негативизм по отношению к требованиям взрослого, упрямится, пытаясь защищать свое мнение и заставить родителей считаться с его желаниями, становится строптивым, идет поперек принятых правил поведения в семье. Неудивительно, что при всех этих признаках нового этапа взросления, у ребенка частые истерики. Если у вас есть ребенок, в 2,5 года истерики могут случаться в доме по 2-3 раза в неделю или чаще.

Способы лечения

Обыкновенную истерику вылечить нельзя. Это лишь временное и демонстративное поведение, поэтому нужно бороться с причинами, из-за которых оно возникает. В этом поможет психотерапия: когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия, а также прием препаратов.

Когнитивно-поведенческая терапия

Ее цель — изменить модель поведения человека, тип его мышления. В процессе излечения люди учатся понимать свои мысли, анализируют поступки. К концу курса к пациенту должно прийти осознание собственного состояния и того, что с ним можно и нужно бороться.

Когнитивно-поведенческая терапия проводится с психотерапевтом или психиатром. На первом сеансе он задаёт пациенту наводящие вопросы:

  • что спровоцировало на такое поведение;
  • почему не смог проконтролировать эмоции;
  • часто ли случаются такие истерические приступы раздражения и ненависти, конфликты;
  • больного бесят конкретные люди или их поступки, действия, манеры и т. д.

На этом и последующих этапах важно вовлечение клиента. Если он будет не заинтересованным в лечении, не стоит зря тратить время

Курс состоит из 5–10 сеансов в зависимости от конкретной ситуации. Одна консультация длится 40–60 минут. В процессе обсуждаются аспекты поведения человека. Возможно посещение групповых занятий.

Лечение состоит не только из индивид уальных сеансов, но и из домашних заданий. Цель последних — проработать свои проблемы самостоятельно. Понять первопричины истерики, научиться ее быстро распознавать и предотвращать. В таком случае к когнитивно-поведенческой терапии подключается самоанализ.

После каждого занятия взрослого пациента спрашивают, что нового о себе или о своем расстройстве он узнал. Часто консультации проходят в вид е ролевых игр и активного диалога. Это дает возможность отследить прогресс и сделать прогноз, будет ли развиваться расстройство или этот процесс может прекратиться.

Арт-терапия

В психологии такой способ лечения является лучшим для детей от 3 до 10 лет. Заключается в том, что с помощью какого-либо вид а искусства нужно отобразить свои страхи или ненавистные вещи. Позволяет понять, почему ребенок определенным образом ведет себя во время истерики.

Анализируются цвета, которые использовал в рисунке ребенок, все линии и штрихи, а также орнаменты. Чем больше размер изображенного предмета, тем ярче проявляются негативные эмоции.

После арт-терапии с малышом необходимо поговорить. Попросить объяснить рисунок, что вызывает страх и провоцирует внутреннюю истерику.

Арт-терапия не поможет вылечить истерию. В психиатрии считают, что она лишь дает понятие о природе проблемы, а уже избавиться от нее поможет психоанализ, гипноз и когнитивно-поведенческая терапия. Применяются внушения и убеждения. Методика выбирается в зависимости от предмета истерики.

Медикаментозное лечение

Успокоительные — один из самых быстрых вариантов прийти в себя во время истерического припадка. Они оказывают седативное воздействие. Помогут лекарства на растительной основе:

  • валерианы;
  • зверобоя;
  • ромашки;
  • лаванды;
  • дуба;
  • пустырника;
  • мелиссы;
  • мяты.

Иногда в составе могут быть витамины группы В, которые благоприятно воздействуют на ЦНС.

При повышенной возбудимости пьют лекарства на основе брома. Если истерия случается часто — транквилизаторы. Они снимают эмоциональное напряжение, устраняют чувство тревоги. Лучшие среди них:

  • «Буспирон»;
  • «Атаракс»;
  • «Мезапам»;
  • «Мебикар»;
  • «Клозепид»;
  • «Амизил»;
  • «Феназепам».

Если истерика настолько сильная, что доходит до бессонницы, нужно выпить снотворное средство. Иногда хватает ромашкового или мятного чая.

Шаг 2: общайтесь с уважением… в течение всего дня

Используйте навыки общения не только, когда надо усмирить бурю эмоций. Старайтесь прибегать к правилу фастфуда (в России этот способ общения известен как активное слушание. — Прим. ред.) по десять раз на дню, даже когда ребенок расстроен не сильно или просто что-то просит. Например, когда ваш полуторогодовалый малыш хочет выпить сока, улыбнитесь и озвучьте его желание веселым жизнерадостным голосом: “Ты говоришь сок! Ты любишь сок! Хорошо, милый, вот твой сок”.

Помогите ребенку учиться на вашем примере, используя активное слушание с другими — с детьми, с вашим партнером, даже с мягкими игрушками вашего малыша! И говорите о чувствах людей, которых видите на улице или на фото в журнале: “Милый, посмотри, как этот человек насвистывает, какое у него хорошее настроение! Как ты думаешь, чему он так рад?”.

Конечно, все это будет отнимать у вас лишние секунды, но окупится сторицей. Кроме того, ваш малыш будет развивать разговорные навыки и усвоит, что любящие люди общаются с уважением.

Комментарий специалиста: Светлана Покровская, детский и семейный психолог

Я рекомендую родителям определить, в какое время при каких обстоятельствах ваш ребенок чаще всего впадает в истерику. Для этого в течение пары недель фиксируйте все случаи эмоционального всплеска¸ время суток и ситуации, которые их провоцируют. Так вы сможете не допустить этих состояний у ребенка или придумать, как их сгладить. Так, например, вы отметите, что в первой половине дня ваш ребенок истерит чаще. Разумно в этой время не посещать общественные места, не нагружать психику малыша дополнительными внешними стимулами. Если вы отметите, что ребенок бушует исключительно в магазинах, то желательно какое-то время его туда попросту не брать. Или же подобрать способы отвлечения от истерики. Поверьте, они есть! Для многих детей достаточно взять с собой любимую игрушку, и они будут вести себя спокойнее.

Важным моментом является и то, что слишком яркие проявления истерики могут быть симптомами психоневрологических нарушений. Обратитесь к врачу если ребенок выходит из истерики часами (всхлипывает, не хочет общаться, замыкается в себе), пытается во время эмоционального выплеска нанести себе травму или же теряет в процессе сознание.

pixabay.com

Истерика в 1.5-2 года

Истерика у детей младшего возраста развивается поэтапно. Вначале малыш сильно кричит, казалось бы, беспричинно.

Родителей в этом случае охватывает паника, так как они не могут понять, что стало причиной такого резкого изменения в поведении крохи.

Причин может быть несколько: ребенок чувствует дискомфорт, боль, страх, либо просто хочет привлечь внимание родителей. Следующий этап – появление неконтролируемой двигательной активности

Ребенок машет руками, может упасть на пол, крик при этом не прекращается. Болевые ощущения на данном этапе притупляются. Завершающий этап – появление рыданий со слезами. Ребенок чувствует обиду, усталость, и даже после того, как он успокоиться, силы его будут восстанавливаться еще очень долго. Часто малыш после приступа истерики вялый, неактивный, отказывается от еды, хочет спать

Следующий этап – появление неконтролируемой двигательной активности. Ребенок машет руками, может упасть на пол, крик при этом не прекращается. Болевые ощущения на данном этапе притупляются. Завершающий этап – появление рыданий со слезами. Ребенок чувствует обиду, усталость, и даже после того, как он успокоиться, силы его будут восстанавливаться еще очень долго. Часто малыш после приступа истерики вялый, неактивный, отказывается от еды, хочет спать.

В 2-летнем возрасте кроха уже понимает значение запрещающих фраз, и истерика – это как один из методов борьбы малыша с этими ограничениями. Выразить свой протест в словесной форме ребенок еще не может, поэтому старается добиться своего криками, агрессивным поведением.

Что делать родителям?

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, так как агрессия родителей только усугубит ситуацию.

Нельзя оставлять ребенка одного, так как в приступе неконтролируемого приступа кроха может пораниться.

Нужно постараться успокоить малыша, отвлечь его чем – то интересным, и, по возможности устранить причину приступа.

В то же время не следует уступать требованиям ребенка, так как малыш в этом случае почувствует вашу слабость, и, в дальнейшем приступы истерики будут повторяться все чаще и чаще. Ведь ребенок поймет, что истерика – действенный способ получить от родителей то, что ему нужно.

Самый действенный способ подавить детскую истерику – сказать малышу о том, как сильно вы его любите, нежно обнять кроху, не обращая внимание на его агрессивный настрой.

Истерика в 3 года

Этот момент сопряжен с возрастным кризисом, поступлением в детский сад. Малыш начинает развиваться как личность, в его психике выстраивается некая установка, появляется собственное мнение, которое он пытается активно доказывать при помощи криков. Истеричный характер в 3 года — совсем не редкость, реакции становятся более неадекватными. Часто на просьбу выполнить определенное действие, малыш делает все наоборот.

Больше общайтесь с малышом

Уделите внимание его жизни, дайте немного свободы, но не идите на поводу. Старайтесь не употреблять указательных предложений

Вместо «надевай костюм», предложите «наденешь синий или зеленый костюм на прогулку». Через 1 год или 2, в зависимости от того, когда малыш начнет говорить, истерическое поведение сходит на нет. Но, если родители не смогли подать правильный пример, истерики будут продолжаться.

Шаг 3: “Подбрасывайте монетки в паркомат”

Полуторагодовалые малыши берут и берут, а потом требуют еще! У них короткая память, и они быстро забывают о том, что два часа назад вы уже уделили им внимание и поиграли с ними. (Не забывайте, что нетерпеливому малышу два часа кажутся шестью.) Но регулярные дозы вашего внимания нужны им так же, как цветам — вода и солнечный свет

Вот почему “подбрасывая монетки в паркомат” малыша по несколько раз в час, вы получаете в руки мощное средство от истерик.

Родители, которые по многу раз в день балуют детей вниманием, дают им возможность почувствовать себя умными, сильными, уважаемыми и любимыми. А когда дети чувствуют себя именно так, они становятся гораздо покладистее

Устраивайте “сеансы внимания” (играйте с ребенком, хвалите его), используйте “сплетничание”, наклейки, отметки на руку, взращивайте в нем чувство уверенности в себе (с помощью уважительного слушания и игры в поддавки, а также предлагая варианты), не забывайте о ритуалах (“особом времени” и разговорах по душам перед сном), и сейте семена доброты (с помощью сказок и ролевых игр, а также обращая внимание малыша на хорошие поступки других)

Что делать при детской ночной истерике

Если ребенок начал кричать по ночам, испытывая приступы паники, необходимо для начала обратиться к специалистам, чтобы исключить неврологические причины состояния. Если никаких патологий доктор не выявит, при приступах ночной истерики нужно будет действовать следующим образом:

  • не пытаться разбудить ребенка, это только усилит его тревожность;
  • не вынимайте ребенка из кровати и не берите его на руки;
  • сядьте рядом, тихо разговаривайте с малышом или напевайте колыбельную;
  • следите за тем, чтобы ребенок не повредил ручки или ножки, если будет беспокойно шевелиться во сне.

После пробуждения ребенка не стоит задавать ему наводящих вопросов. Если Вы хотите поговорить о его состоянии, лучше спросить, что ребенку снилось и как он себя чувствует.

Причины истерики

Многие молодые родители считают истерику у ребенка лишь капризом, средством достижения собственных целей. Однако, это не всегда так. Для того чтобы выработать план действий во время истерики у ребенка, родители должны четко понимать, почему данное явление имеет место, какие причины могут стать толчком ее появления?

К числу таких причин относят:

  1. Болезненные ощущения, например, если ребенок обжегся, поранился, упал.
  2. Плохое самочувствие малыша, если в его организме присутствует какая – либо патология.
  3. Изменение температурного режима, когда ребенку слишком жарко или холодно (это характерно для детей самого младшего возраста, когда ребенок еще не в состоянии выразить свои неудобства словами).
  4. Весьма распространенное явление – истерика перед сном. Возникает, чаще всего, если перед отходом ко сну ребенок играл в подвижные игры, и теперь его организм не может настроиться на спокойный лад.
  5. Стрессы, связанные с какими – либо изменениями привычного уклада его жизни (например, при поступлении в детский сад), либо с негативными ситуациями в семье.
  6. Конфликты со сверстниками (например, борьба ребенка за лидерство среди друзей, проблемы в общении).
  7. Недостаток внимания со стороны родителей, и желание получить его.
  8. Избалованность, привычка добиваться своих целей любыми доступными средствами, отсутствие воспитания и непринятие правил поведения.

Причины

Исследуя причины детских истерик большинство психологов сходятся во мнении, что наиболее частыми можно назвать следующие:

«Обрати на меня внимание!»

В современном мире мамы предъявляют себе завышенные требования и возлагают на самих себя слишком большую ответственность: ежедневно нужно выполнить ряд домашних дел, успеть поработать фрилансером, уделить внимание мужу, выделить время на себя… В такой череде событий, мамы, довольно часто пытаются найти самостоятельное занятие для ребёнка. Рано или поздно, ребёнок понимает, что он «стоит в очереди» за маминым вниманием

Конечно, такое положение дел его не устраивает и тогда он обрушивает череду необоснованных, с точки зрения мамы, истерик. В проявлении подобных истерик можно прочесть его слова: «Вспомни обо мне! Я здесь! Я хочу твоей любви, заботы и внимания!»

Рано или поздно, ребёнок понимает, что он «стоит в очереди» за маминым вниманием. Конечно, такое положение дел его не устраивает и тогда он обрушивает череду необоснованных, с точки зрения мамы, истерик

В проявлении подобных истерик можно прочесть его слова: «Вспомни обо мне! Я здесь! Я хочу твоей любви, заботы и внимания!».

«А что, если…»

Часто своими истериками ребёнок проверяет границы дозволенного. Путём проб и ошибок он понимает: что можно, а что нельзя, где добро, а где – зло. Через прощупывание границ происходит познание мира. Это нормально. Данный процесс – естественная составляющая оформления взаимодействия родителя и ребёнка.

«Не могу, ни как!»

Не умение сдерживать негативные эмоции и самостоятельно с ними справляться в процессе получения новых навыков – одна из главных причин детских истерик. Ребёнок хочет как можно быстрее получить конечный, итоговый результат своих действий какого-либо характера (лепка определённой фигуры, вырезание круга, рисование дерева) и если такового результата нет – истерике быть! Надо понимать, что в такие моменты он действительно очень расстроен и эта проблема перекрывает все мысли и чувства маленького человека.

«Сегодня можно, завтра – нет!»

В случаях, когда родительское поведение непоследовательно, когда отсутствует чёткая и понятная система ограничений, ребёнок находится в растерянности и не понимает, как себя вести. Он не может выбрать верный ориентир. В подобных ситуациях истерика становится союзником ребёнка и помогает ему.

«Я устал»

Если планируется сложный и насыщенный день у ребёнка (много подвижных игр, праздники и дни рождения, дальние поездки), риск появления истерики в конце такого дня очень высок.

«Когда любви слишком много!»

Когда родители в своей заботе о ребёнке не видят границ, и душат ребёнка своей любовью и опекой, дети начинают противостоять этому. И главным орудием в этой битве для ребёнка становится истерика. Особенно ярко это проявляется в кризисные возрастные периоды.

Как реагировать на истерику?

Советы психолога

Бесполезно успокаивать ребенка  и разговаривать с ним во время истерики. Иногда чем больше вы говорите, тем больше ребенок плачет и кричит. Также не стоит наказывать малыша – нужно, наоборот,  помочь разобраться с чувствами и эмоциями. 

Если ребенок  взвинчен, то лучше молчать. Но не игнорировать – вы должны быть доступны и присутствовать эмоционально. Опуститесь на уровень ребенка и сядьте рядом. Спросите: “Хочешь, я тебя обниму?” Если скажет, что нет, просто будьте рядом. 

Можно повторять одну и ту же фразу: “Мама рядом, я готова тебя обнять, я помогу тебе справиться”.  Не стоит говорить: “У тебя все хорошо” – ведь это не так на самом деле. 

Оставайтесь спокойными и уверенными в себе и не отгораживайтесь: “Пока ты истеришь, я уйду”. 

Вместо этого вызывайте у ребенка сопереживание: “Ты так визжишь, моим ушам больно. Пожалуйста, тише.” 

Установите понятные правила и границы дозволенного. Они должны соответствовать возрасту ребенка и понятны ему. 

В течение дня акцентируйте внимание малыша на хорошем. Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя

Пусть будет меньше запретов таким образом.  

Говорите, что ребенку можно вместо того, что нельзя. Пусть будет меньше запретов таким образом.  

После 2 лет используйте принципы логичных и естественных последствий. Например, если ребенок не хочет надевать варежки и истерит по этому поводу, выходите на улицу без них. Но предупредите: “Без варежек твои руки замерзнут и ты не сможешь долго гулять”. Как только вы заметите, что руки замерзают, спросите: “Хочешь, варежки?” Ребенок легче согласится их надеть. Или: “Ты не поспал днем и я поэтому тоже не отдохнула – у меня нет сил идти на площадку теперь.” Так ребенок будет понимать, как каким последствиям приводят его действия. 

А вот, чего важно избегать: 

  • Шантажа
  • Подкупа
  • Одноразовых решений

Они не научат ребенка принимать правильные решения и не помогут решить проблему истерик в перспективе. 

Помните о правилах безопасной истерики:

  • “Я не раню себя”
  • “Я не раню других”
  • “Я не порчу имущество”

Если одно из них нарушено, нужно ограничить ребенка в действиях.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 22

Можно ли уступить ребенку

Когда триггером истерики стал какой-то родительский запрет, то часто, если ребенок уж очень сильно плачет, родитель «сливается» — делай, бери, только отстань.

Когда мы отказываем детям, то зачастую отказываем больше, чем надо: это нельзя, туда не ходи, то не трогай. Поэтому когда ребенок что-то просит, не отвечайте сразу, подумайте пару секунд. Прежде чем запретить что-то ребенку, спросите себя:

Если оба ответа «нет», спокойно разрешайте, если хотя бы один из ответов «да» — менять свою позицию можно только в редких случаях. И в таких случаях можно сказать: «Слушай, я подумала, я вижу как тебе это очень надо, да, я тебе это разрешу».

Но изменение своего решения не должно быть базовой реакцией на просьбы ребенка. В противном случае родитель перестает быть доминантой, и мы получаем ситуации, когда ребенок валяется на полу в магазине, чтобы получить игрушку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий