Эдипов комплекс у мальчиков

Комплекс Электры: развитие

Вскоре девочка подсознательно понимает, что ее желание сексуальной близости с отцом может привести к тяжелым последствиям, и пытается найти способ двигаться дальше. Первый защитный механизм – блокирование памяти, изгнание эмоциональных импульсов и сексуальных идей из сознания, пока не разрешится конфликт. Начальный этап – загнать неуместные мысли в подсознание. Если ничего не предпринять, чтобы помочь исправить ситуацию и решить комплекс Электры, то мысли так и останутся в подсознании и будут влиять на психосексуальное поведение в зрелом возрасте, т. е. проблема сохранится

Обычно девушки используют защитные механизмы, такие как «смещение» или «идентификация», чтобы преодолеть эти чувства и перенести внимание с отца на мужчин в целом. Кроме того, после фаллической стадии психосексуального развития включается смещение основной эрогенной зоны от «инфантильного» клитора к «взрослому» влагалищу

Второй механизм защиты – адаптация – понимание личностных особенностей однополых родителей. Идентификация используется, чтобы восстановить отношения с матерью, т. к. приходит понимание «однополости». Если не двигаться дальше, то девочка остается «зациклена» на фаллической стадии психосексуального развития, что может спровоцировать невроз, педофилию, гомосексуализм, поиск сексуального партнера, похожего на отца, напряженные отношения с матерью. Фрейд считал, что неспособность решить эти проблемы может сформировать психотип женщины, всегда зависящей от мужчины. В зависимости от уровня самооценки будут складываться отношения: высокая самооценка – роль соблазнительницы, желание доминировать; более низкая самооценка – чрезмерная покорность мужчине. Если женщина достигает совершеннолетия с неразрешенным комплексом Электры, то это влияет на ее выбор типа сексуального партнера и отношения с ним. Фрейд считал женский эдипов комплекс более эмоционально-интенсивным, вследствие чего у них развивается более слабое СуперЭго, способствующее формированию в дальнейшем неуверенной в себе личности. Это может рассматриваться как свидетельство моральной неполноценности (Альфа-предпочтение).

Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.

Неосознаваемые области психики именуются бессознательным.

Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.

Может казаться, что только с помощью гипноза возможно “заглянуть” в глубины психики. Но это не так.

::

Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря , который в своей работе использовал гипноз (см. ). Фрейд являлся учеником Брейера и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался (см. ).

Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа (см. ).

Психоанализ и всегда проводятся в бодрствующем состоянии пациента (). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активное участие пациента в процессе самопознания.

Зарождение Эдипова комплекса

Чрезвычайная привязанность к родителям ‒ специфическая черта человека, выделяющая его среди всех , является результатом «длительной детской беспомощности и зависимости человека» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд). Мать для младенца ‒ первый объект любви и источник удовлетворения всех его желаний. Первоначально даже не сама мать ‒ а только , т.к. ребенок, обладающий только зарождающейся психикой, еще не способен объять более того, что может обнять.

«…уже совсем в ранние годы развивается в отношении матери , который исходной точкой имеет и является образцовым примером …»
(“Я и Оно”. Фрейд)

Младенец привязан к матери, без нее он не может существовать, и, соответственно, “” ее своей собственностью. Если мать способна уделять достаточно внимания младенцу, то формируется идиллия в диадных отношениях мать-ребенок.

Вейкко Тэхкэ назвал такие отношения между матерью и грудным ребенком идеальной диадой. Нарушение идиллии происходит в результате развития психики ребенка. По мере того, как формируется его психика, ребенок «узнает однажды, что мать лишает его любви и заботливости, направляя их на нового пришельца» (“Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд), ‒ отношения становятся триадными. Это вызывает закономерный гнев в адрес нарушителя идиллии и рождение Эдипова комплекса. То есть изначально Эдипов комплекс для детей обоих полов представляет собой любовь к матери и чувство недовольства в адрес нарушителя спокойствия – отца (брата, сестры или других нарушителей). Мать подтверждает чувство превосходства младенца, уделяя ему больше внимания, чем своему мужу, отцу ребенка, что совершенно необходимо на этапе младенчества. И ребенок чувствует себя эдипальным победителем

Но, в более старшем возрасте, ребенок продолжает настаивать на своем исключительном значении для матери, когда отец ребенка тоже претендует на внимание матери ребенка, его жены, что и порождает эдипальный конфликт. Чаще всего этот конфликт разгорается в постели родителей, вот как Фрейд описывает чувства своего маленького пациента Ганса:

«Этот отец стоял у него поперек дороги к маме. В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотела брать Ганса в постель, отец подымал крик. Гансу пришлось испытать, как это хорошо, когда отец находится в отсутствии, и желание устранить отца было у него вполне оправдываемым.»
(“Анализ фобии пятилетнего мальчика”)

Фрейд подчеркивает сексуальную составляющую этого процесса: «Для Ганса, как и для всех детей, лежать в постели с отцом или матерью есть источник » (там же). Сексуальность проходит красной нитью через все учение Фрейда о психоанализе.

Значение понятия

Великий ученый Зигмунд Фрейд написал множество трудов о причинах развития психических и невротических заболеваний человека. В 1910 году вышла его небольшая книга «Об особом типе выбора объектов у мужчин». Из нее люди узнали, что такое Эдипов комплекс, этот термин стал распространенным среди специалистов данной отрасли. По мнению Фрейда, это бессознательное или сознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и двойственное проявление чувств к родителю своего пола.

Данное открытие стало ключевым в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. По его версии комплекс является основным источником развития всех невротических заболеваний. Решение этой проблемы станет залогом психического здоровья человека в то время, как игнорирование понятия приведет к самым печальным последствиям.

Есть ли выход?

Если в подобных случаях ситуация затягивается, то она, увы, чаще всего заканчивается весьма неблагоприятно, вплоть до опасности расширенного суицида (когда страдающий юноша убивает мать, а потом и самого себя). Поэтому основной рекомендацией здесь может быть следующая: мать, набравшись душевных сил, должна попытаться зацепиться за любую возможность, способную помочь ей разорвать порочный круг, прервать эти кровосмесительные отношения. Этому может в немалой степени поспособствовать и появление у нее адекватного любовника, а еще лучше – брачных отношений. Тогда все еще может встать на свои места.

Оправданна также надежда на военную службу сына или учебу вдали от дома, тогда связь может быть расторгнута естественным путем

Но, пожалуй, самое главное – необходимость обратить внимание на особенности психики молодого человека, который оказался склонным к весьма необычным эмоциональным проявлениям в психотравмирующей стрессовой ситуации

И конечно же, лучше всего при самых первых проявлениях эдипова комплекса обращаться за советом и помощью к соответствующему специалисту. Это можно сделать, даже не раскрывая главной интимной тайны, ведь опытный специалист – психолог, психотерапевт или суицидолог – наверняка и сам многое поймет и проведет необходимое лечение в деликатной форме.

Профилактика

Это состояние неизбежно для мальчиков в возрасте от трех до шести лет, однако его можно преодолеть без ущерба для психики.

С малышом нужно много разговаривать, стимулировать его познавать окружающий мир. Он будет задавать много вопросов, на которые искать ответ можно вместе

Особенно важно, чтобы в этот период рядом был папа: тогда сын поймет, что они не соперники, а близкие люди, которым нечего делить

Родителям важно поощрять знакомства детей с посторонними людьми. Он может разговаривать с соседями, сверстниками, воспитателями в детском саду

Однако ему стоит объяснить важность дистанции со взрослыми и субординации, а также предостеречь от чрезмерной доверчивости.

Богатое общение с детьми – один из лучших способов профилактики и борьбы с комплексом. Как только сын влюбится в подругу, станет понятно, что он навсегда избавился от романтических чувств к матери.

Комплекс проходит самостоятельно до семи лет. В это время мальчики понимают, что они не могут занять место папы и стать мужем мамы

Знакомства с одноклассниками, первые влюбленности заставляют переключить внимание от матери как объекта романтической любви на новых подруг.

Источники

  • Rigby A., Blower JE., Blower PJ., Terry SYA., Abbate V. Targeted Auger electron-emitter therapy: Radiochemical approaches for thallium-201 radiopharmaceuticals. // Nucl Med Biol – 2021 – Vol98-99 – NNULL – p.1-7; PMID:33906122
  • Banerjee R., Basak K., Ghosh A., Rajachandran V., Sureka K., Ganguly D., Chattopadhyay S. Spike protein mutational landscape in India during the complete lockdown phase: Could Muller’s ratchet be a future game-changer for COVID-19? // Infect Genet Evol – 2021 – Vol – NNULL – p.104874; PMID:33905891
  • Van Bergen NJ., Massey S., Stait T., Ellery M., Reljić B., Formosa LE., Quigley A., Dottori M., Thorburn D., Stroud DA., Christodoulou J. Abnormalities of mitochondrial dynamics and bioenergetics in neuronal cells from CDKL5 deficiency disorder. // Neurobiol Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.105370; PMID:33905871
  • Türker F., Cook EK., Margolis SS. The proteasome and its role in the nervous system. // Cell Chem Biol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905676
  • Hou H., Wang B. An Optimized Force Field for Vapor-Liquid Equilibria and Molecular Dynamics Simulations of Eco-Friendly Dielectric Fluid Perfluoronitriles. // J Phys Chem B – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905648
  • Labun K., Krause M., Torres Cleuren Y., Valen E. CRISPR Genome Editing Made Easy Through the CHOPCHOP Website. // Curr Protoc – 2021 – Vol1 – N4 – p.e46; PMID:33905612
  • Berger T., Lebon J., Maichle-Mössmer C., Anwander R. CeCl3/n-BuLi: Unraveling Imamoto`s Organocerium Reagent. // Angew Chem Int Ed Engl – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905590
  • Skovbjerg G., Roostalu U., Hansen HH., Lutz TA., Le Foll C., Salinas CG., Skytte JL., Jelsing J., Vrang N., Hecksher-Sørensen J. Whole-brain mapping of amylin-induced neuronal activity in receptor activity-modifying protein 1/3 knockout mice. // Eur J Neurosci – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905587
  • Liu Y., Wang X., Yu J., Guo X. Chiral separation and molecular simulation study of six antihistamine agents on a coated cellulose tri-(3,5-dimethylphenycarbamate) column (Chiralcel OD-RH) and its recognition mechanisms. // Electrophoresis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905565
  • Brzezinski D., Porebski PJ., Kowiel M., Macnar JM., Minor W. Recognizing and validating ligands with CheckMyBlob. // Nucleic Acids Res – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905501

Эдипов комплекс и личностное развитие

Данный вид отклонения имеет огромное значение для развития личности и ребенка в целом. Фрейд полагал, что расстройство будет проявлять себя с 3 до 5 лет. Можно услышать, как сын говорит матери, как женится на ней, когда подрастет. Необходимо понимать, что в данный период ребенку предстоит решить важную задачу – продолжать развиваться, чтобы все же преодолеть данный вид расстройства.

Необходимо отметить, что благодаря разрушению и устранению комплекса, ребенок сможет перейти от фаллической фазы сексуальности к так называемой скрытой фазе. После наступления латентного периода, можно с уверенностью заявить про наличие у ребенка нормального развития.

Патология может вовремя не уйти, вследствие чего напомнит о себе вновь уже в подростковом возрасте. Нельзя недооценивать роль Эдипова комплекса в развитии ребенка. Данный период обязаны пройти все дети. Любые сбои способны привести к тому, что взрослые женщины и мужчины будут страдать от различного рода неврозов. Они будут видеть сны, испытывать серьезные сексуальные проблемы в отношениях с противоположным полом.

Не стоит забывать, что ни одна нерешенная трудность в сфере психического развития не проходит бесследно. Чаще всего, организм попросту пользуется различными механизмами защиты. Лишь на уровне бессознательного живы все наши проблемы, непрожитые полноценно события, цикл сценария, в который мы возвращаемся снова и снова, если не смогли решить какие-то недоразумения.

История

Название комплекса происходит от древнегреческого героя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери. После этого он страдал до самой смерти – ослепил себя, поссорился с детьми и в конечном итоге был изгнан из общества.

Описанное выше поведение детей – это всего лишь начальная стадия эдипова комплекса, когда влечение к родителям считается в целом нормальным состоянием психики. Проблемы начинаются позже, по мере взросления ребёнка. Если он не преодолеет эдипов комплекс, то в дальнейшей жизни столкнётся со многими трудностями.

Учение Фрейда

Фрейдисты считают, что мальчику справиться с этим комплексом легче, поскольку у него есть стимул – подсознательная боязнь кастрации. Тем не менее, в некоторых случаях избавление от психологического недостатка может стать непростым испытанием. С «общепсихологической» точки зрения (то есть если абстрагироваться от фрейдизма) эдипов комплекс у подростков и тем более у взрослых людей – это проявление отставания индивида в психологическом развитии.

Идентификация

Ребенок рождается с потребностью быть похожим на того, кто для него имеет значение. Обычно, в этом случае говорят, что ребенок берет пример, но это нечто большее, чем просто потребность в подражании, это врожденная потребность стать кем-то, сформировать свое Я (Эго), в конце концов, стать личностью ‒ в психоанализе такую потребность называют идентификацией. Ребенок рождается, конечно, со своим уникальным набором генов, определенными врожденными особенностями и способностями, но психика его в определенном смысле является tabula rasa (чистым листом), этим и обусловлена эта потребность в идентификации.

Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать таким, как он. Отец является для него идеалом. Мальчик хотел бы быть на его месте во всех случаях, включая отношения с матерью, когда его не пускают в постель родителей. Ребенок замечает, что отец препятствует его единоличному обладанию матерью; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца у матери. Идентифицируясь с агрессивностью отца, мальчик оборачивает эту агрессию в конкуренции за мать против него же. Одновременно мальчик идеализирует и любит отца, из чего формируется (см. предыдущую статью).

Так идентификация мальчика с отцом формирует основу для формирования Эдипова комплекса.

Что это?

В житейском понимании термин «комплекс» почти приравнен к комплексу неполноценности. То есть, человеком с комплексами скорее назовут того, кто робок, застенчив, мнителен. Напротив, проявление комплекса сверхкомпенсации воспринимается как проявление некой незакомплексованности. Поэтому разберемся, что же такое комплексы на самом деле.

Изначально понятие «комплекс» появилось в психоанализе. Так обозначалось группа психических образований (мотивов, интересов, установок), объединенных единым аффектом, действующая, как правило, на бессознательном уровне, но определяющая направленность и структуру сознательной жизни человека.

У мужчин и мальчиков

В раннем возрасте мальчики проявляют любовь к матери, предлагая свою помощь, обнимая и целуя ее. Они часто приходят в постель к родителям и занимают место отца в ней, постоянно ищут материнских одобрения и похвалы, а на наказания, исходящие от мамы, реагируют остро и порой неадекватно (впадая в истерики, демонстрируя негативизм).

Отца в это время они воспринимают как конкурента, избегают его общества, отрицательно относятся к физическим контактам с ним.

Взрослые мужчины подчас сохраняют в себе черты эдипова комплекса, бережно относясь к матери и игнорируя общение с отцом. Также сильный пол может культивировать любвеобильное отношение к дочери в семье, и быть более равнодушным к жене и сыновьям.

Такие эмоции и поведение находятся на грани нормы и патологии, а вот сексуальные отношения с противоположным полом, стремление приобрести женскую сущность — это крайние проявления эдипова комплекса у мужчин.

Как проводится психоанализ?

Если гипноз не годится для исследования своего бессознательного, т.к. человек в этот момент находится в бессознательном состоянии – как же ему тогда познать свое бессознательное?

Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, а также рассказывать о своих проблемах, опасениях и страхах. Запретных тем нет

Можно говорить без опаски,  потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Поэтому можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ, а психоаналитик – только психоаналитик

И, естественно, если пациент может говорить все, что ему приходит в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике (в психоанализе это называется переносом).

Психоанализ – это анализ чувств пациента, связанных с его прошлым, настоящим и будущим, а также чувств, которые он испытывает здесь-и-сейчас в кабинете психоаналитика, в том числе и в адрес самого психоаналитика. Это оказывается возможным благодаря нейтральной позиции психоаналитика, который не осудит пациента, что бы он ему ни сказал. Это создает особую атмосферу безопасности и доверия, которая называется психоаналитической ситуацией.

Свободные ассоциации

Метод свободных ассоциаций – основное открытие Фрейда, сделанное совместно с его учителем . Это было открытием естественной потребности человека говорить то, что приходит в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).

Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что приходит ему в голову… До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.

В конце концов, сама жизнь учит нас, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову ().

Наша вынужденная неискренность принуждает нас, в конце концов, быть неискренними с самим собой: скрывать от себя самого собственные желания, мнения, обиды – культура социума вынуждает нас репрессировать самого себя. От этого – неудовлетворенность жизнью и, в конце концов, неудовлетворенность самим собой, что составляет синдром, называемый депрессией.

Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь, не думая. Легче это делать лежа на кушетке. Психоаналитик сидит вне поля видимости пациента, слышен только его голос. А если Вы не видите психоаналитика, значит его, как бы, и нет – поэтому легче говорить все, что приходит в голову.

Психоаналитик, также как случайный попутчик, внимательно Вас слушает (психоаналитик и есть, в каком-то смысле случайный попутчик, если пациент случайно забрел на его сайт в интернете). Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, так и не успев ничего сказать. Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете – и если Вы с ним договорились, что он будет Вас ждать по вторникам и пятницам в 19:30 – Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет. , что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего в самый важный момент.

Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить подавленную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как происходило в детстве, и как происходит во взрослой жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно  – проанализировать причины .

::

Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – это еще не психоанализ.

Как избавиться от Эдипова комплекса

Бороться с синдромом лучше при первых нездоровых признаках (скандалы, ссоры с отцом, посягательства на личное пространство матери), то есть этим должны заниматься родители. Что же делать тем, кто уже вырос, но комплекс остался с ними? Вот что:

  1. Установить доверительные отношения с другим человеком. Он может быть любого пола, возраста и статуса. Главное, чтобы всегда можно было выговориться ему, доверить самое сокровенное и при этом не быть осужденным.
  2. Построить такие отношения (дружеские или любовные), которые будут в полной мере отвечать потребностям в любви, принятии, значимости, заботе. Это нужно каждому человеку.
  3. Повышать стрессоустойчивость и учиться самостоятельно решать жизненные трудности, а не прятаться за юбку мамы или жены.
  4. Развивать навыки общения с друзьями и врагами, партнерами и конкурентами. Человек должен ориентироваться и сохранять самообладание, самоуверенность в любой ситуации.

Справиться с этим самостоятельно во взрослом возрасте практически невозможно, поэтому лучше обратиться к психотерапевту за профессиональным лечением.

Лечение

В рамках психоанализа эдипов комплекс и комплекс Электры — это естественное явление у ребенка до 6-7 лет. А вот если его признаки проявляются и дальше, тогда необходимо обратиться к помощи специалистов.

Психолог, психотерапевт или психиатр в процессе консультирования и терапии помогут:

выстроить отношения между родителями и детьми на основе принятия и позитивного восприятия друг друга; осознать триединство (минимум) в семье, важность, индивидуальность и необходимость каждого, его право на любовь и уединение; понять ребенку, что настоящие отношения с противоположным полом выстраиваются вне семьи; «продвинуть» формирование истинной половой идентичности ребенка, подчеркнуть плюсы его пола. Для самодиагностики эдипова комплекса существует ряд признаков:

Для самодиагностики эдипова комплекса существует ряд признаков:

  • желание тотального контроля над отношениями с противоположным полом у детей, негативное отношение к ним — у родителей;
  • применение санкций и превосходства во взаимодействии с супругом (супругой);
  • систематическое одобрение поведения родителя одного пола и «затюкивание» другого;
  • ревность к детям или «предкам» противоположного пола.

Если вы обнаружили у себя подобное, значит, сделали самое главное — осознали проблему. Теперь для того, что бы жить без этого эмоционального груза, необходимо начать работать над ней под контролем специалиста.

Часть 1. Нарциссическая потребность

Даже взрослые люди делаются апатичными и псевдодепрессивными в условиях дефицита нарциссического удовлетворения.Возникает тревога об утрате любви…Фенихель. Психоаналитическая теория неврозов

:: :: :: :: ::  

Термин конфликт происходит от латинского conflictus – столкнувшийся.

Внутрипсихический конфликт с точки зрения психоанализа – это не просто столкновение мотивов, не позволяющее сделать выбор, а сложная неосознаваемая полностью система противоречивых психических сил. порождает желания, которые в результате невозможности их осуществления из-за внешних запретов со стороны родителей (или закона, норм и правил для взрослого человека), или из-за внутренних запретов со стороны . Для облегчения негативных переживаний, связанных с фрустрацией, в действие вступают . В результате формируется компромиссное образование как суперпозиция векторов психических сил. Этот агрегат представляет из себя , влияющий на чувства и поступки, иногда в течение всей жизни. Этот комплекс может быть как стимулом к развитию, так и причиной невроза или депрессии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий