Общие правила и техника проведения гимнастики для грудничков в 2 месяца

Упражнения

Предварительный массаж проводят традиционным способом. Сначала растирают и легко массируют руки и ноги по направлению от пальчиков вверх. Затем круговыми движениями слегка растирают мышцы груди и живота, спинку, ягодицы. Потом можно переходить непосредственно к гимнастическим упражнениям. Мы рекомендуем такие приемы:

«Боксер». Уложите кроху на спинку. Возьмите кисти его ручек в свои и делайте выпады ими вперед, так, как это обычно делает боксер на ринге. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и верхней части спины, способствует укреплению плечевых суставов.
«Мельница». Ребенок продолжает лежать на спине. Зафиксируйте кисти его ручек между своими большим и указательным пальцами и потрясите кисти, а потом повращайте их по кругу

Делайте это осторожно, чтобы не травмировать малыша. «Бабочка»

Разведите ручки малыша в стороны и приведите обратно к груди. После того как вы несколько раз проделаете это, поднимайте ручки вверх и опускайте их вниз, вдоль тела. Завершите упражнения полукруговыми движениями сверху вниз, руки малыша должны выписывать две дуги по бокам от него, как крылышки бабочки.

  • «Велосипед». Не нужно забывать и об упражнениях, которые вы проводили ребенку в первые недели после рождения. По-прежнему актуальным остается «Велосипед» – приведение со сгибом ножек в коленях попеременно. Но привычный уже прием нужно немного усложнить. Делая «велосипед», слегка надавливайте своими ладонями на стопы ребенка, чтобы «педали» крутились с небольшой нагрузкой. Упражнение отлично развивает голени, коленные суставы, бедра, нижние и длинные мышцы спины.
  • «Каракатица». Малыш лежит на спине. Поднимайте его ножки к головке и опускайте их в исходную позицию. При этом следите, чтобы ноги не сгибались в коленях. Для этого придерживайте одной рукой конечности малыша в области голеностопа, а второй — под коленками.
  • «Лягушка». Малыш находится на животе. Подставьте под стопы свои ладони и надавите, чтобы малыш согнул ноги в коленных и тазобедренных суставах. Его поза при этом будет напоминать позу лягушки. Слегка подвиньте малыша вперед. Это упражнение станет хорошей базой для будущего ползания. Стимулируйте участие ребенка в процессе — положите перед ним яркую игрушку, чтобы он сам пытался дотянуться до нее.
  • «Поворот». Положите ребенка на спинку, вложите ему в правую руку свой указательный палец, чтобы малыш крепко за него ухватился. Придерживая малыша за левую сторону тела, потяните руку на себя и аккуратно совершите переворот со спины на живот через левый бок. Затем проделайте переворот через правый бок, но для этого нужно дать малышу ухватиться за ваш палец левой ручкой.
  • «Гусеница». Положите ребенка на живот, вытяните его ручки вперед, приложите ладонь к стопам и слегка наступательно надавите, чтобы кроха продвинулся чуть вперед. При этом его ручки согнутся в локтях, снова возьмите ручки и положите вперед. Таким образом, как гусеничка, малыш будет медленно продвигаться вперед, например, к интересной игрушке. Помните, что у ребенка обязательно должен быть стимул для совершения активных упражнений. Если не будет мотивации, не будет и удовольствия от гимнастики.
  • На мяче. Положите малыша животом на мячик, придерживая за бока. Покатайте мяч вперед и назад, влево и вправо. Поверните ребенка на спину и проделайте то же самое. Упражнение стимулирует развитие мышц живота и спины, а также способствует развитию вестибулярного аппарата.

Противопоказания к ЛФК

Есть случаи, когда лечебная гимнастика категорически противопоказана для грудничка:

  • инфекционные заболевания, повышенная температура тела;
  • сердечная, легочная недостаточность;
  • кожные болезни: аллергические дерматиты, грибок, инфекционная сыпь, ожоги, травмы и т.д.;
  • расстройства ЖКТ, сопровождающиеся рвотой, болями в животе, поносом, тошнотой;
  • кровотечения и болезни крови;
  • опухоли разной этимологии;
  • изменения в анализе мочи;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Также не стоит делать ребенку лечебную гимнастику, если он перенес вакцинацию. Возобновить занятия можно спустя 3 дня после получения прививки. Если же самочувствие малыша не улучшилось за это время, гимнастику откладывают минимум на неделю.

После первых занятий грудничок будет засыпать лучше и спать крепче. Это нормальная реакция, когда в привычный режим новорожденного вводят дополнительные физические нагрузки

Но стоит обратить внимание на то, что если кроха станет капризным и будет плохо засыпать, следует уменьшить нагрузку ЛФК и вовсе отказаться от занятий на пару-тройку дней, наблюдая за состоянием ребенка все это время. Если ребенок ослаблен, дайте ему время на отдых – устраивайте занятия через день-два, если же малыш в прекрасном расположении духа – занимайтесь гимнастикой ежедневно

← Насморк и его лечениеКак правильно подмывать новорожденного мальчика →

Значение гимнастики для развития ребенка

Специальные занятия, массаж помогут восполнить недостаток двигательной активности, окажут общеукрепляющее действие на детский организм. А также, нежные прикосновения маминых рук, игры — упражнения доставляют огромное удовольствие малышу, создают крепкую эмоциональную связь между ним и мамой. С помощью регулярных занятий гимнастикой любой здоровый ребенок станет еще совершеннее, а ребенок, отстающий в развитии, сможет быстро догнать своих сверстников.

Еще в роддоме мамам рекомендуется поглаживать малыша, легонько проводить по часовой стрелке по животику. При этом для ребенка огромную ценность имеет тепло маминых рук, ведь сейчас крошке достаточно одного присутствия мамочки и ее нежности.

Важным этапом ухода за новорожденными является гимнастика для новорожденных. Учитывая возраст малыша, обязательно проводятся физические упражнения, которые оказывают огромное значение для развития ребенка. Естественно, чем больше ребенок будет двигаться, выполнять разнообразные движения, тем лучше будет развиваться его головной мозг.

Физзарядка способствует развитию легких малыша. Гимнастика благотворно влияет на аппетит, пищеварение и сон новорожденного. Гимнастика способствует росту костей и мышц, усиливая приток крови к ним.

Чтобы гимнастика принесла только пользу малышу, нельзя забывать об особенностях опорно-двигательного аппарата новорожденных. Мышцы, связки и кости грудничка до конца не сформированы, они слишком нежные и хрупкие, а значит физические упражнения, выполняемые в процессе гимнастики, должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Прежде чем приступить к гимнастике с малышом, лучше проконсультироваться с врачом, обучится некоторым упражнениям, получить полезные рекомендации.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди.
  • Массаж ножек.
  • Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения («скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик.
  • Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  • Массаж животика.
  • Рефлекторное «парение» на животе.
  • Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  • Массаж стоп и упражнение для них.
  • Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  • Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  • Рефлекторное «парение» на спине.
  • Поворот влево со спинки на живот.
  • Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Техника безопасности при динамической гимнастике

Чтобы занятия приносили радость и пользу, нужно изучить правила техники безопасности при проведении техники безопасности.

  1. Не нужно делать резких движений, все упражнения делаются плавно и аккуратно.
  2. Динамику нужно начинать с любимых упражнений для малыша.
  3. Если грудничок занервничал в процессе, стоит отвлечь его чем-то приятным, но позже обязательно нужно вернуться к неприятному моменту.
  4. Если вдруг при каком-то упражнении щёлкнул сустав, упражнения нужно прекратить и проверить, ничего ли не угрожает здоровью грудничка. При изменении настроения ребёнка нужно обратиться к педиатру, если настроение осталось неизменным, то занятия можно продолжить.
  5. Количество упражнений должно совпадать с количеством раз кормления.
  6. Необходимо чередовать «любимые» упражнения ребёнка с «нелюбимыми».

Когда следует проводить гимнастику с ребенком: время и условия

Лучшее время начинать делать гимнастику со своим малышом – это 6-я или 7-я неделя его жизни. Также стоит помнить о том, что ее рекомендуется дополнять массажем – это принесет гораздо больше пользы. До достижения полутора – двух месяцев, лучше ограничиться простыми поглаживаниями, без присутствия физических упражнений, поскольку в столь раннем возрасте более интенсивными занятиями малышу можно нанести вред.

Массаж и гимнастику лучше всего проводить каждый день и в одно и то же время – не раньше, чем через час – полтора после кормления или за полчаса до него. Длиться первые упражнения должны недолго – всего лишь несколько минут в день. Постепенно продолжительность занятий следует увеличивать, доводя до 5 – 6 минут за один раз и осуществляя их дважды в сутки.

Также при проведении гимнастики и массажа необходимо соблюдать следующие условия:

  • не следует заниматься с ребенком сразу после сна, дайте ему окончательно проснуться и осознать окружающую обстановку;
  • запрещается делать гимнастику и массаж сразу после кормления, поскольку это может спровоцировать срыгивание или принести малышу дискомфортные ощущения;
  • делать гимнастику и массаж можно только абсолютно здоровому ребенку, никогда не начинайте процедуры, если ваш кроха плохо себя чувствует или даже просто недоволен, ориентируйтесь на его настроение – если оно хорошее, только тогда начинайте занятия;
  • при проведении упражнений и массажа можно создать музыкальное сопровождение, ориентируясь при этом на предпочтения ребенка, не стоит включать слишком активную или агрессивную музыку, также не нужно чрезмерно увеличивать громкость;
  • при проведении процедуры, следует негромко и спокойно разговаривать с малышом, улыбаться ему, хвалить за маленькие, но уже такие важные его первые «спортивные» достижения.

Зарядка для детей до года на фитболе

Фитбол – это большой гимнастический мяч. С его помощью можно не только подтянуть фигуру мамы после родов, но и развить малыша. Занятия можно начинать уже с двухнедельного возраста. Гимнастика для детей до года на фитболе чрезвычайно полезна:

  • Такие занятия снижают тонус и расслабляют мускулатуру кишечника, что является профилактикой коликов.
  • Небольшая вибрация во время движений является прекрасной стимуляцией многих важных органов ребенка.
  • Развивается вестибулярный аппарат.
  • Упражнения доставляют ребенку и маме массу положительных эмоций.

Правила зарядки на фитболе

  • Диаметр мяча лучше выбирать 60-75 см.
  • Нельзя сильно тянуть малыша за кисти рук и стопы. Это может спровоцировать вывих.
  • Ребенка надо аккуратно придерживать за спину, ягодицы, живот, предплечья.
  • Не нужно делать слишком большую амплитуду движений – можно случайно уронить кроху.
  • Занятия лучше сопровождать музыкой, пением или рассказыванием детских стишков.
  • Если малышу не нравится, он плачет, необходимо сразу прекратить зарядку.
  • Нельзя заниматься на фитболе, если у ребенка еще не зажила пупочная ранка или кроха плохо себя чувствует.

Для совсем маленьких деток, которым еще не исполнился годик, подойдут следующие упражнения:

Фитнес-мяч – это универсальный снаряд для всей семьи. Можно придумать или найти в интернете сотни упражнений с применением этого спортивного аксессуара. С его помощью можно заниматься не только с новорожденным, но и с ребенком любого возраста.

Неважно, какие упражнения мама выберет для малыша – с мячом или классическую гимнастику. Любая двигательная активность принесет крохе огромную пользу

Главное, помнить, что гимнастика должна основываться на трех принципах: регулярность, аккуратность и удовольствие ребенка.

Двигательная активность оказывает огромное влияние на процесс развития ребенка. При помощи различных движений малыш узнает окружающий мир, подрастает, нормально развивается. Благодаря движениям, кровообращение малыша улучшается, регулируются процессы обмена веществ. Малышам с самого рождения очень нужна физическая активность, а значит и гимнастика. Все родители желают, чтобы их дети выросли здоровыми и счастливыми

Солнце, свежий чистый воздух, разнообразное и полноценное питание, любовь и внимание взрослых — это залог здоровья ребенка не только телесного, но и душевного. В настоящее время часто недооценивается значение физической активности для детей раннего возраста

Недостаточная физическая активность очень неблагоприятна как для здоровья малыша, так и для формирования его личности. Особенно остро данная проблема стоит для детей, постоянно проживающих в городе, большую часть дня проводящих в помещениях.

Противопоказания для выполнения гимнастики

Гимнастику с грудничком можно выполнять не всегда. Вот список заболеваний и состояний, при которых противопоказаны занятия гимнастикой:

  • высыпания на коже любой природы;
  • грыжи любого вида;
  • рвота, расстройство пищеварения;
  • ОРВИ;
  • повышение температуры тела выше 37,5 °С и лихорадочное состояние;
  • травмы, ожоги;
  • рахит в острой стадии;
  • врожденный порок сердца;
  • сердечная или дыхательная недостаточность;
  • заболевания кровеносной системы;
  • патология опорно-двигательного аппарата;
  • судорожный синдром;
  • гипотрофия.

Некоторые временные состояния (высыпания на коже, инфекционные процессы, повышенная температура тела и др.) требуют воздержания от занятия с ребенком до полного выздоровления. При наличии врожденных заболеваний или патологий от гимнастики придется отказаться совсем – занятия будут приносить малышу вред, а не пользу.

Как укрепить спину ребенку в 5-6 месяцев?

Ближе к 5-6 месяцам ребенка уже можно вертикализировать на короткое время, но без опоры на ноги. Грудничка можно присаживать на несколько секунд, дольше держать на руках вертикально, в стульчике поднимать спинку повыше. Сама вертикальная поза для спины, уже своего рода укрепляющее упражнение. Первые попытки удержать себя сидя выглядят очень неуверенными, ребенка болтает в разные стороны, сидя он может сложиться вперед, но с каждым днем ребенок держит спину уверенней. Периодически держа ребенка вертикально, занимаясь с ним упражнениями, мы приучаем его организм, позвоночник в частности, к нагрузке, что дает стимул для роста костей, их уплотнению, замене хряща на костную ткань. Мышечная система реагирует аналогично, испытывая новые нагрузки, мышцы становятся толще и крепче, т.е. растут. Главное, что на этом возрастном этапе происходит, это знакомство мозга и всей нервной системы с иным положением тела. Первая вертикализация ребенка во-первых дает сигнал мозгу о необходимости структурных изменений в скелете и мышцах, во-вторых мозг, вестибулярный аппарат, мышцы и периферические нервы учатся работать согласованно в одной цепи. Появляется необходимость удержания вертикальной позы для туловища, а это сложная и поэтапная задача для организма. Для того чтобы удержать себя сидя или стоя у ребенка происходит цепная реакция между вестибулярным аппаратом, нервной системой, мышцами.

Итак, далее рассмотрим практически, как укрепить ребенку спину в 5-6 месяцев, упражнения:

1. Тонизирующий массаж для спины.

2. Наклоны ребенка, зафиксировав его ноги. Наклоны в этом случае будут пассивно-активные, потому что ребенок скорее всего в 5 или 6 месяцев самостоятельно из положения наклона не сможет подниматься, хотя бывают и такие дети. Ноги фиксируются выше колена, но ниже тазобедренного сустава, ребенок повернут спиной к инструктору-массажисту (маме), стопы ребенка на весу, без опоры, одна рука взрослого поддерживает ребёнка под грудь, туловище наклоняется вперед. Это упражнение нежелательно после еды, или при повышенном внутричерепном давлении.

3. Удержание в вертикальной позе. Фиксируем ребенка, как в предыдущем упражнении, только не наклоняем, а держим вертикально. Когда ребенок начал хоть немного себя удерживать вертикально, надо этим пользоваться и развивать это умение. Развитие или укрепление спины ребенка здесь заключается в том, что мы начинаем из вертикальной позы младенца по чуть-чуть наклонять в вправо, влево, вперед. Точнее это будет попытка наклонить его нижнюю часть туловища, а верхнюю новорожденный будет рефлекторно стремиться удержать вертикально. Наша задача в момент такого наклона не переборщить с углом, иначе неокрепшие мышцы спины ребенка не выдержат и он резко наклонится вниз. Надо найти грань, после который мышцы не могут удерживать туловище, и наклон всегда доводить до этой грани вплотную, при этом держа страховочную руку перед ребенком, но не касаясь его, иначе он на руку ляжет и напряжения спины не будет. С каждым днем эта грань будет все дальше и угол наклона все больше, т.к. мышцы будут крепнуть. Далее можно усложнять с углом и в том числе можно в состоянии наклона описывать окружность перед собой, чтобы работали мышцы разных групп по очереди.

4. Катаясь на фитболе мышцы спины ребенку укрепить можно прокатывая его вперед и давая ему взять игрушку. В этом упражнении игрушка или предмет должен находиться от ребенка на расстоянии вытянутой его руки и немного выше уровня глаз. Ребенку чтобы взять игрушку придется напрячь спину, чуть приподняв корпус и потянуться за предметом.

Зарядка для новорожденных

Как проводится гимнастика для новорожденных? И нужна ли она вообще? Этот вопрос должна задать себе мама, малыш которой родился абсолютно здоровым. С первых дней жизни начинается сложный период адаптации к новой среде. В этом возрасте большую часть времени дети спят, а в перерывах питаются. Кроме материнского тепла и заботы, малышу больше ничего не нужно в первые недели жизни. Поэтому можно услышать и такое мнение: не надо спешить ни с массажем, ни с гимнастикой. Что включает гимнастика для месячного ребенка? Все упражнения направлены на развитие равновесия и стабилизации в теле, а также тренировки мускулатуры. Никаких активных движений быть не должно. Все упражнения выполняются в максимально щадящем, плавном режиме, без силового нажима.

  •  Упражнение № 1. Малыш лежит на спине, его таз находится в свободном положении, его не надо приподнимать или, наоборот, прижимать. Взрослый становится со стороны стоп малыша и сгибает его ноги под прямым углом по отношению к тазу. Также ноги должны быть согнуты под прямым углом в коленях. В этом положении нужно зафиксировать ножки младенца. Необходимо следить, чтобы колени грудничка находились на одной линии с плечевыми суставами. Следует обхватить колени малыша руками так, чтобы большие пальцы лежали на голени и внутренней поверхности коленного сустава. В таком положении нужно удерживать ноги на протяжении 3 минут. В этот период нужно воздействовать на колени на протяжении 7 секунд, потом уменьшать воздействие на протяжении 10 секунд, затем снова плотнее удерживать ноги.
  • Упражнение № 2. Это упражнение тренирует мышцы спины и шеи, формирует навык удерживания головы. Малыш лежит на животе. Взрослый, находящийся сзади, наклоняется и обхватывает руками плечи грудничка. Таким способом помогает ребенку удерживаться на локтях. Эта поза самостоятельно осваивается примерно в 3 месяца. Можно слегка разводить плечи малыша в стороны, это приведет к реакции — младенец начнет поднимать голову.
  • Упражнение № 3. Грудничок находится на спине, а взрослый стоит слева от него. Нужно подложить ладонь под голову малыша так, чтобы зафиксировать его голову. А другой рукой фиксируется правое колено грудничка таким же способом, как это выполняется в первом упражнении. Удерживать малыша также нужно в течение 3 минут, с поочередным воздействием и расслаблением. Затем нужно перейти на правую сторону и выполнить то же упражнение с левой ногой.

Никакой боли во время гимнастики малыш не должен испытывать. Он может заплакать из-за непривычных ощущений в теле, которые ему были до этих пор неведомы. Перечисленные упражнения полезны тем, что дают возможность телу проявлять ответные реакции на воздействие. Таким способом происходит самостоятельная тренировка мышц и формирование координации движения.

Динамика для новорождённых грудничков

Динамическая гимнастика для новорождённых начинается с разминки:

  1. Нужно раздеть карапуза.
  2. Лёгкими касаниями нужно погладить ножки и животик.
  3. Помассировать аккуратно ступни и пальчики.
  4. Слегка нужно поворачивать ножки, сначала в одну сторону затем в другую.
  5. Затем идёт разминка ножек: бег, езда на велосипеде.
  6. Придерживая коленки, нужно аккуратно разводить ножки в бёдрах.
  7. Поглаживаем спинку, делая движения к сердцу.

Затем нужно приступить к самим упражнениям. Начинать нужно с самых лёгких:

  1. Разработка ручек: поглаживаем ручки ребёнка и даём ему ухватиться за ваш большой палец, затем аккуратно приподнимаем малыша и придерживаем его за ручки.
  2. Разработка ножек: положив ребёнка на спинку, берём ступни малыша и разглаживаем их от пальчиков до бёдер.
  3. Тренировка мышц шеи: положив малыша на животик, разводим ножки и повторяем шаги, когда ребёнок положит голову на удобную ему сторону, на противоположную нужно положить игрушку.
  4. Гимнастика для спинки: положив ребёнка на животик, ладонями разглаживаем спинку от поясницы до шейки, делая 10 повторов, малыш под действием рефлекса будет прогибать спинку.
  5. Разминка для животика: положив малыша на спинку, упираем его ножки в грудь, а ручки поднимаем вверх.
  6. Развитие рефлексов: уложив ребёнка на спину, поднимаем его ножку и нажимаем на часть ножки, где начинаются пальчики. Малыш должен согнуть ножку. Затем держим ребёнка за подмышки и наклоняем его вперёд, ступая на твёрдую поверхность. Нужно следить, чтобы ребёнок сам пытался делать шажки.

Польза

Оглавление

Ещё во времена СССР академик, учёный-физиолог Борис Никодимович Клосовский доказал, что новорождённым необходима стимуляция вестибулярного аппарата и простые физические упражнения. Его работы приобрели всемирную известность и стали отправной точкой в трудах специалистов по педиатрии и физиологии.

Доктор наук, физиотерапевт, основатель Институтов достижения потенциала человека Гленн Доман настаивал, что родители должны помогать грудничку в активности. Его исследования показали прямую взаимосвязь между физическим формированием и улучшенной работой мозга. Чем раньше кроха начинает ползать, ходить, тем быстрее и лучше растёт мозг.

Известный педиатр, кандидат наук, любимец молодых родителей Евгений Олегович Комаровский придерживается такой же точки зрения. Доктор рекомендует проводить ежедневные тренировки вечером непосредственно перед купанием.

Это не опасно?

Активные упражнения даются малышу легко. Врожденная подвижность суставов еще велика, поэтому родители зря опасаются взять кроху как-то не так. Врачи и массажисты порой проделывают с новорожденными невероятные трюки: подбрасывают, держат за одну ногу или руку, переворачивают вниз головой, раскачивают в воздухе.

Основные элементы динамической гимнастики – качания, перевороты, парение в воздухе, висы, закидывание малыша на плечо и бедро. Ребенка можно вращать вокруг оси за руку или ногу, покачивать взад-вперед, ухватив за руки, раскачивать на мяче.

Динамическая гимнастика благотворно влияет на развитие ребенка: такие дети раньше начинают ползать, садиться, ходить. Причем кроха быстро делает успехи, потому что умеет управлять своим телом. Благодаря занятиям, малыши легче переносят стрессы, иммунитет лучше справляется с внешней средой, у них хорошая координация, крепкий сон и отменный аппетит.


Фото: pixabay.com

https://youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

https://youtube.com/watch?v=bMrVt-JeYe0

https://youtube.com/watch?v=9OgKfzSLh9c

СТРЕСС: РАЗРУШЕНИЕ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?

«»Тренируя» таким образом младенца, преднамеренно «включая» его врожденные рефлексы, ориентированные на защиту от опасности, мы день за днем заставляем его переживать глубочайший стресс! Самое прискорбное, что всем этим с младенцем занимается мать. Мать, которая должна спасать дитя, попавшее в трудную ситуацию (о чем и говорят его рефлексы), сама эту ситуацию создает и не только не разрешает, но и усугубляет ее. Как же влияет переживаемый в этих случаях стресс на развитие грудного ребенка? Работа нервной и эндокринной систем в условиях стрессовой реакции приводит к чрезвычайно высокому содержанию в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем. Особенно чувствительна в этом отношении нервная система, формирование которой к моменту рождения еще не завершено. Клинические и экспериментальные исследования Г. Дернера доказывают, что гормоны стресса участвуют в формировании мозга во время беременности, родов и в течение первого года жизни. Аномальные уровни гормонов в этот период способны «вызвать нарушения функций мозга в последующей жизни». Эти нарушения в свою очередь могут привести к поведенческим, психоэмоциональным и психическим расстройствам. Таким образом, любое «парадоксальное» поведение родителей, вызывающее у младенца стресс, задерживает и искажает его развитие.

Г. Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие:

1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается.

2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного.

3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы.

Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его.

Физиологи различают стрессы патологический и физиологический

Патологический стресс возникает при воздействии таких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых превышает адаптивные возможности организма. Патологический стресс истощает организм, лишая его возможности сопротивляться, и заставляя лишь спешно восполнять понесённые энергозатраты.

В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температур, влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Конечно же, имеется в виду стресс физиологический!

Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  • Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  • «Скользящие шаги».
  • Массаж спины.
  • Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  • Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  • Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  • Напряженное выгибание.
  • Круговые движения ручками с кольцами.
  • Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий