10 показаний для грудничкового плавания + 6 полезных упражнений

Этап первый: плавание

Основа основ грудничкового плавания – приучить ребенка к воде и движениям в ней.

До того, как переместить ребенка в воду, проводится определенная подготовка. Выполнить ее может как квалифицированный специалист, так и мама. В течение нескольких минут на пеленальном столике поглаживают и разминают тело – от пальчиков рук и ног к туловищу, от позвоночника к плечикам и круговыми движениями живот. Затем малыш накрывается полотенчиком и относится в воду.

В воду ребенок опускается вертикально, он должен произвести «ухват»:

  • правая рука взрослого поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу),
  • левая рука выполняет массажные движения в воде:
    • размять ягодицы,
    • погладить спинку,
    • размять мышцы ножек и ручек.

Следующий этап пребывания ребенка в воде – «ходьба» по дну:

  • малыш удерживается в вертикальном положении,
  • им нужно «потанцевать», слегка подвигав в воде, чтобы рифленая поверхность резинового коврика раздразнила стопу,
  • ребенка можно поманить вперед яркой игрушкой, а возможно и без того он начнет совершать «пошагивания»,
  • рука взрослого, удерживающая ребенка, должна следовать в направлении шаговых движений малыша,
  • длительность хождения определяется настроением маленького пловца, но обычно это 2-3 длины ванночки.

Далее наступает этап под названием «двойная ручная поддержка», когда ребенка переводят в горизонтальное положение:

  • в вожже выполняется движение «восьмерка»,
    • большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку,
    • кистью удерживающей руки нужно слегка покачивать, чтобы стимулировать гребковые движения у малыша,
  • дойдя до середины ванны, ребенка рекомендуют повернуть к взрослому,
  • если малыш тревожится и плачет, вернитесь на этап «ухват».

Следующий элемент грудничкового плавания – «полив»:

  • в положении «ухвата» левой рукой зачерпывают воду и вместе с командой «Ныряй!» поливают на лоб ребенка – это первый шаг к последующей практике «проныривания», с командой у малыша должно развиться восприятия воды на лице для пробуждения защитных рефлексов,
  • после проделывают проводку «восьмеркой» медленно и одобрительно беседуя с малышом.

Затем малыша вынимают из воды, заворачивают в полотенце и относят в детскую комнату, где при необходимости могут выполняться гигиенические процедуры. 2-3 недель занятий с периодичность несколько раз в неделю может быть достаточно для привыкания ребенка к выполняемым упражнениям. Далее начинается второй этап грудничкового плавания.

Температура имеет значение

Оптимальной температурой для купания на первых порах считается 36-37 градусов. Если вода будет теплее, кроха вряд ли захочет двигаться. Более прохладная ванна может вызвать дискомфорт. Если в течение трех минут после погружения малыш плачет и никак не может успокоиться, скорее всего, ему холодно. 

Одна из целей занятий плаванием – закаливание детей. Для оздоравливающего эффекта температуру нужно постепенно уменьшать. Каждые две-три недели, при условии, что вы занимаетесь регулярно, можно убирать полградуса. Показатель 34°С способствует физической активности, улучшает аппетит и делает сон крепким и спокойным. 33°С – включаются механизмы закаливания. После этого температуру снижают по индивидуальному плану, опираясь на особенности организма ребенка.

Один из вариантов, как дойти до 28 градусов, стандартных для обычного бассейна – использовать методику З. П. Фирсова. Согласно его рекомендациям, первое занятие проводится в воде 37°С, пятое – 36,5, девятое – 36, четырнадцатое – 35,5, двадцатое – 35, двадцать четвертое – 34 и т. д. Обязательное условие методики – ежедневная практика.   

Прайс на Вакуумно-роликовый массаж (аппарат Starvac)

Общий массаж (90 минут)
Разовая процедура2500 рублей
Абонемент на 5 процедур12000 рублей (2400 рублей – 1 процедура)
Абонемент на 10 процедур23000 рублей (2300 рублей – 1 процедура)
Массаж «Живот+бока» (30 минут)
Разовая процедура800 рублей
Абонемент на 5 процедур3750 рублей (750 рублей – 1 процедура)
Абонемент на 10 процедур7000 рублей (700 рублей – 1 процедура)
Массаж спины (30 минут)
Разовая процедура800 рублей
Абонемент на 5 процедур3750 рублей (750 рублей – 1 процедура)
Абонемент на 10 процедур7000 рублей (700 рублей – 1 процедура)
Массаж «Бедра+ягодицы» (40 минут)
Разовая процедура1000 рублей
Абонемент на 5 процедур4750 рублей (950 рублей – 1 процедура)
Абонемент на 10 процедур9000 рублей (900 рублей – 1 процедура)
Массаж «Живот+бедра+ягодицы» (40 минут)
Разовая процедура1800 рублей
Абонемент на 5 процедур8500 рублей (750+950 рублей – 1 процедура)
Абонемент на 10 процедур16000 рублей (700+900 рублей – 1 процедура)

Мама будет Логопедом

Родителям детей грудничкового возраста могут научиться выполнению массажа и гимнастики перед плаванием.Массаж и гимнастика перед плаванием
Перед тем, как преступить к плаванию малышу нужно сделать легкий массаж и несколько специальных гимнастических упражнений на «суше». Это называется «сухое плавание», оно необходимо, чтобы ребенок подготовился к усвоению плавательных упражнений, а кроме того, прикосновение материнских рук — это очень мощный фактор, способствующий установлению психологического контакта, формированию у ребенка чувства защищенности. Отметим, что «сухое плавание» не является заменой ежедневных профилактических массажа и гимнастики. Оно включает поглаживание, растирание кожи от периферии к центру, легкое разминание мышц. Сначала мама поглаживает и растирает стопы, голени и бедра, кисти рук, предплечья и плечи, затем область спины, шеи, груди, живота. В этой же последовательности проводятся легкие поверхностные разминания мышц. Продолжается такой массаж 3-4 минуты, через месяц можно увеличить время до 7 минут. Перед тем, как перейти к гимнастике, дайте ребенку нужно дать отдохнуть 1-2 минуты.

Почему стоит верить тем, кто ЗА

Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.

Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.

Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.

Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.

Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.

Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.

Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.

В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.

Грудничковое плавание: аргументы «против»

Они имеют право на существование и нередко весьма обоснованы

Принимать во внимание мнение противников грудничкового плаванья необходимо. В то же время правильно организованный процесс для ребенка способен принести больше пользы, чем вреда

А молодым родителям советуют внимательно относиться к поведению младенца – если он капризничает и каждое посещение бассейна сопровождается очевидным стрессом, то обучение плаванью лучше отложить на более поздние годы, а взаимодействие с водой ограничить более или менее длительным пребыванием в домашней ванночке.

Вот как высказываются противники практики грудничкового плавания:

  • Будучи врожденным рефлексом, умение «барахтаться» и задерживать дыхание относится к защитным рефлексам, и сохраняются они на первых порах для использования в критических ситуациях, которую мы и воссоздаем в бассейне. Другими словами, это искусственное создание критической ситуации, поведение в которой (пусть даже умелое) сопровождается для младенца стрессом.
  • С точки зрения физиологии, склонному к угасанию рефлексу нужно позволить это сделать. Нередко детей, с которыми занимались грудничковым плаванием, в более сознательном возрасте приходится обучать плаванью по стандартным методикам.
  • Новорожденные ребенок беспомощен перед глубиной, а такая (в сравнении с внутриутробным пространством) будет ощущаться им даже в самом маленьком бассейне-ванночке. Инстинктивно «проныривание» да и любое плавание воспринимается ребенком потенциально опасным – так же фактом, как и наличие врожденных рефлексов, признано обстоятельство, что их совершенно недостаточно для самостоятельного преодоления большего, чем объемы матки, пространства.
  • Полноценное физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастными потребностями совсем не обязательно должно включать плаванье. Это чрезмерная динамическая нагрузка для ребенка, даже не умеющего ползать, которая может пойти и во вред.
  • Грудничковое плаванье может стать пусковым механизмом к развитию воспалительных заболеваний (уха, носоглотки, дыхательных путей) и ослабления иммунитета, поскольку возникает риск перемерзнуть и подцепить инфекцию в бассейне. Справедливости ради нужно отметить, что таких рисков в окружающем малыша мире масса и без бассейнов, и если удается их минимизировать, то благодаря разумному подходу к воспитанию и закаливанию ребенка. Такой же подход необходимо соблюдать и при посещении бассейна. Что касается микрофлоры и хлорирования воды, то опять же – столкнуться с этим непременно придется и в более позднем возрасте, и не факт, что в это время иммунитет будет более подготовленным.
  • Расстройство пищеварения может быть спровоцировано захлебыванием мелких порций воды во время «проныривания».
  • Касательно пользы ныряния для внутричерепного и внутригрудного давления у ребенка – это нужно обсуждать с педиатром. Часто медики не рекомендуют его деткам с повышенным внутричерепным давлением и до полного заращения обходного шунта в сердце. Заглатывание грудничками воды в бассейнах и вовсе может стать поводом для попадания в реанимацию.

Все эти замечания не лишены смысла, но и не являются однозначным поводом для отказа от грудничкового плавания. Выход прост:

  • взвешивайте плюсы и минусы грудничкового плавания,
  • консультируйтесь с детским врачом и объективно оценивайте здоровье и самочувствие своего ребенка (в том числе его поведение в бассейне),
  • все занятия или как минимум каждый новый этап проводите под руководством компетентного в этом вопросе специалиста.

Второй этап

Второй этап занятий: ОКУНАНИЕ НА МЕСТЕ и  В ДВИЖЕНИИ, УМЕНЬШЕНИЕ ПОДДЕРЖЕК НА СПИНЕ, НА ГРУДИ.

Обязательно вводим перед упражнениями в ванной разминку на суше. Комплекс выглядит примерно следующим образом:

Разминка с 3-4 месяцев по 5-6 минут

1. Начинаем с массажа ручек: поглаживаем и растираем, а с  4-х месяцев добавляем  разминание.

2. Тренируем гребковые движения ручек. Ребенок лежит на столике, делаем 5-6 гребков над полом из положения лежа на спине и повторяем  на груди. (можно тренироваться на фитбольных мячах)

3. Далее проводим массаж ножек: поглаживаем, растираем. Поочередно из положения лежа на спине и на груди делаем движения ног в кроле(10-15 раз), брасса (5-6 раз) и выполняем разведение ног до 90 градусов 5-6 раз.

4. Завершаем разминку массажем спинки с поглаживанием, растиранием и разминанием по 3-4 раза.

Урок в воде. Собственно основные виды упражнений остаются те же, но увеличивается длительность и количество упражнений.

А) На спине увеличиваем количество отталкиваний от стенок: 20-25 раз в обе стороны. Уменьшаем поддержки: только одной рукой, позднее попробовать держать двумя пальцами под спинку. Увеличиваем число гребковых движений рук: 3 повтора по 5-6 раз.

Б) Стоим-Идем. К четырем месяцам, как правило, граница воды больше уровня пупка.

Можно тренировать действительно хождение в ванной, но не более 30 секунд за раз.

В) Плавание на груди. Уменьшаем количество поддержек, начиная с первого круга.   Г) Окунание — один из основных этапов урока: Продолжаем тренировать команды «Ныряем, Имя», полив на лицо с руки. Окунание на месте повторяем  2-3 раза по 1 секунде. Окунание в движении по 1,5-2 секунды. Не забываем про «Опыт душа» (льем на носик из чашки водичку): 1-2 неделя-1-2 секунды, 3-4 неделя: 3-4 секунды. Ориентировочно через месяц — уходим от полива. Окунаем под команду «ныряем», 1 раз поливаем, 2-5 раз окунаем без полива.

Гребем: 5-6 раз по 3 повтора. Отталкиваемся в обе стороны  по 15-20 раз. Качание на волнах: 1-2 упражнения.

Д) Боковое плавание. Повторяем по 10-15 раз по 2-3 секунды. Плывем к себе и от себя.

Принципы грудничкового плавания

Некоторые родители считают, что лишь опытный инструктор в бассейне, специализирующийся на грудничковом плавании, может проводить обучение. На самом деле, все не так сложно

Посмотрим, чему следует уделить внимание при подготовке

  • Начинать водные занятия лучше в возрасте 3-4 недель.
    В это время у детей еще не утратился врожденный рефлекс задерживать дыхание под водой. Кроме того, пупочная ранка уже затянулась, а ребенок набрал вес и окреп.
  • Ванну или небольшой бассейн (если он имеется) необходимо содержать в чистоте.
    Перед процедурами емкость нужно тщательно мыть с мылом (подойдет обыкновенное хозяйственное), а 1 раз в неделю – чистить пищевой содой, хорошо смывая средство большим количеством проточной воды. Если для плавания используется плавательный круг, его тоже необходимо хорошо промывать. Раствор марганцовки или травяные отвары лучше не использовать, так как при купании вода может попадать не только в дыхательные пути, но и в пищеварение (рекомендуем прочитать: ). По этой же причине не нужно пользоваться агрессивными химическими средствами, которые плохо смываются и в небольшом количестве остаются на поверхности.
  • Температура воды для грудничков первых трех месяцев должна быть не ниже 32 градусов.
    Начать можно с 35 градусов и через несколько занятий постепенно снизить на 3 градуса. Погрузив малыша в воду, нужно понаблюдать за ним. Если он начал плакать и не прекращает уже несколько минут, значит, ему холодно. Если он слишком вялый, значит вода горячая. Если же ребенок быстро освоился в воде и совершает всевозможные движения руками и ногами, значит, температура воды оптимальная.

У многих родителей возникают сомнения и страхи по поводу ныряния. Известный педиатр Евгений Комаровский, который положительно высказывается о грудничковом плавании и водных процедурах для новорожденных, к нырянию также относится хорошо. Он утверждает, что ныряние очень полезно и не опасно, однако, если у родителей присутствует страх, от ныряния лучше отказаться или повременить.

Грудничковое плавание – с чего начать?

Первый, а затем и весьма регулярный, контакт с водой малыш испытывает во время домашних купаний. Для этого используются специальные ванночки. Помимо непосредственного процесса обмывания с малышом в ванной можно играть, веселить и даже проводить процедуры закаливания. Полноценное раннее плаванье в маленькой ванночке не проведешь, для того в домашних условиях может использоваться взрослая ванна. Здесь возникают вопросы – насколько она чиста, насколько правильно будет выстраиваться родителями само мероприятие и вообще, все ведь можно доверить профессионалу! Но кого считать профессионалом и что значит «доверить»?

Определяясь куда и к кому отвести малыша для начала грудничкового плавания, принимайте во внимание такие составляющие правильного решения:

Качество бассейна. К сожалению, найти хороший бассейн порой непросто даже для взрослого человека. Чаще всего «загвоздка» заключается в качестве воды – она должна быть и максимально очищенной и не пресыщенной хлоркой

Для ребенка это особенно важно. Отдавайте предпочтение учреждениям, где используются самые прогрессивные технологии очистки воды, но при этом будьте готовы к тому, что как минимум входящий поток воды будет подаваться из центрального городского водопровода.
Наличие условий для самых маленьких

Речь банально о мини-бассейнах и ванночках для новорожденных. Обычно вода сюда набирается через специальные естественные фильтры и не сравнима с обработанной для общего бассейна. Если ближайший бассейн такой услуги предоставить не может, ищите дальше. Касательно микрофлоры, которая будет присутствовать в любой ванночке – соблюдение гигиены и стандартов чистоты сотрудниками бассейна никто не отменяет, но на самые минимальные и часто неотъемлемые бактериальные воздействия иммунитет здорового младенца должен среагировать защитой. И то, что рано, это неплохо.
Квалификация инструктора по плаванью. В его дипломах и сертификатах вряд ли будет написано «тренер по грудничковому плаванью», как таковой специализации такой нет, но опытом человек обладать может. Обычно знания приходят со временем, с годами практики, а действительно хорошего специалиста можно подобрать по отзывам знакомых или на специализированных форумах.
Доверие. Еще одна составляющая, без которой сложно доверить стороннему человеку совсем маленького ребенка. Доверие – также чувство наживное. Молодым родителям следует опираться не только на советы и отзывы о профессионале, но и, например, понаблюдать, как он работает с маленькими пловцами.
Прислушаться к ребенку. И присмотреться. И воспринять его мнение. Может младенческий возраст и не тот, когда малыша легко понять, но научиться этому лучше раньше, чем позже. Если грудничковое плавание приносит ребенку положительные эмоции, вы на правильном пути. Если ребенок капризничает и нервничает, а тем более заболевает, отказывайтесь от затеи, откладывайте ее до лучших времен, а быть может, будет достаточно сменить бассейн или тренера.

При каких условиях занятия в бассейне приносят пользу?

Практически каждое выступление в защиту или против грудничкового и раннего плавания завершается перечнем условий, при которых оно все-таки приносит пользу.

Например, в упомянутой выше лекции “Вновь о плавании грудных детей” говорится:

Соблюдение первого пункта защищает ребенка от стресса. Соблюдение второго позволяет грамотно рассчитать нагрузку, не переутомить малыша. Четвертый пункт – залог правильно проведенных процедур закаливания организма, формирования иммунитета, подготовки малыша к смене температурного режима в бассейне. Пятый пункт – это ваша и наша ответственность и осознанность в работе с грудничком или ребенком дошкольного возраста. И третий – это к вопросу о том, что “спокойна мама – спокоен малыш” и работе со своим подсознанием.

К этому списку стоит добавить наличие квалифицированного тренера и бассейна, отвечающего СанПиН.

В школе плавания Aqualastica мы соблюдаем все принципы успешного обучения. Вы можете нам доверять. Запишитесь на пробное занятие, посмотрите своими глазами и примите собственное решение.

Когда начинать

– В каком возрасте лучше приходить на плавание?

– Это решает не тренер. Это должны решить родители. Каждый родитель своего ребенка чувствует лучше. Если ребенок увлечен, если ему нравится вода, то начать можно и в 3 месяца, и в 2,5 месяца. Но нужно подходить к этому моменту очень осознанно – для чего именно вашему ребенку нужно плавать.

Возможно у ребенка есть какие-то патологии – это мышечный тонус, кривошея. Тогда на ранних этапах – да, действительно приходят к специалисту и говорят “у нас кривошея, нам врач посоветовал посещать детский бассейн” или “у нас есть мышечный тонус и нужно его расслабить”. Как известно, вода является универсальным средством, которое может и расслабить, и напрячь мышцы. Ни один массажист не может сделать того, что может сделать вода вместе с грамотным специалистом, который в воде проработает ту группу мышц, которую необходимо.

Если ребенок здоров, вода и ему принесет пользу. Раннее плавание способствует всестороннему физическому развитию – от двигательного до речевого аппарата. Те кто плавает, начинают раньше разговаривать, раньше вставать, своевременно переворачиваться, сидеть. Плавание – это развивающая среда, которая дает ребенку возможности для новых видов активности.

Этапы обучения грудничков плаванию

Обучение младенцев плаванию проходит в три этапа:

  • Малыш привыкает к воде. На это уходит около месяца. Задача взрослого на этот период – поддерживать тельце ребенка в воде и выполнять короткие проводки вдоль ванны.
  • Ребенок учится погружаться в воду с головой и задерживать дыхание (при условии, что для этого не имеется противопоказаний). Для приобретения таких навыков понадобится 4-6 недель. 
  • Младенец приучается держаться на воде самостоятельно. Это важный момент для перехода в обычный бассейн. На этом этапе можно использовать вспомогательный инвентарь: круги нарукавники и т. п. 

Очень часто третий этап проходит уже непосредственно в специализированном бассейне с теплой водой. 

Процесс адаптации к воде и приобретения необходимых навыков во многом индивидуален. Следовать даже самой проверенной и успешной методике, не отклоняясь ни на шаг, удается далеко не всегда. Известная акушерка Ингеборг Штадельман писала: “Во-первых, все будет по-другому; Во-вторых, совсем не так, как вам видится; А в-третьих, как того захочет ребенок…”

Помогать гармоничному развитию ребенка нужно обязательно. Если вы не уверены, сможете ли все сделать правильно, приходите с малышом к нам в клинику. Наши специалисты с удовольствием помогут ребенку адаптироваться к воде, чтобы вы могли с легкостью продолжать занятия дома. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий