Что делать, если грудной ребёнок плохо ест молоко или смесь?

Признаки недостатка выработки молока

Молодая мама имеет возможность самостоятельно определить, что у нее присутствует нехватка выработки молочной жидкости. Как правило, при этом проявляются следующие распространенные признаки:

  • грудь кормящей мамочки к моменту вскармливания не достаточно тяжелая или полная (чувствуется физическое проявление);
  • молочная смесь подтекает неинтенсивно, о чем свидетельствует поведение грудного малыша.

Это два основных признака, которые позволяют определить недостаток смеси для вскармливания, а также своевременно обратиться к специалисту для выявления причины, по которой вырабатывается недостаточное количество молока.

В каждом отдельном случае нехватки молочной смеси также присутствуют и иные симптомы, которые позволяют специалисту определить причину недостатка выработки молока.

Грудь не такая тяжелая и плотная к моменту кормления

Здесь налицо недостаток выработки вещества грудными железами проявляется естественной симптоматикой, когда женщина может самостоятельно определить, что ее грудь стала легче либо не имеет необходимой плотности. Кроме визуального восприятия, данная причина ощущается естественным образом. Проявление этих двух симптомов – это повод проконсультироваться у специалиста.

Молоко не интенсивно подтекает

Еще один нехороший симптом – это слабое подтекание молочной жидкости при кормлении. Обычно это сопровождается капризами ребенка, который не дополучает затребованного количества естественного продукта питания. Также мать может это почувствовать самостоятельно, так как проходимость смеси будет существенно снижена, по сравнению с первоначальными кормлениями.

Особенности лечения

Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты. В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Причины истерик у школьников

Вот лишь основные из них:

  • Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
  • Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
  • Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
  • Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.

Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.

Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.

О чём важно помнить родителям?

О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.

Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.

Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.

Причины отказа от грудного вскармливания

Отказ от грудного вскармливания доставляет маме множество физических и психологических страданий. Знать, что малыш голодный, тяжело морально, но еще сложнее переносить боль от застоя в молочных железах. Если ребенок по непонятной причине отказывается от груди, он лишает себя целого комплекса сбалансированных питательных веществ. Задача матери – разобраться и понять, почему ребенок не ест грудное молоко.

Причины неожиданного отказа могут носить физиологический характер:

  • проблемы со здоровьем (кишечные инфекции, отит);
  • снижение аппетита;
  • насморк, который затрудняет процесс сосания;
  • болезненные процессы в ротовой полости (стоматит);
  • прорезывание зубов.

Чаще всего ребенок плохо ест грудное молоко, если у него что-то болит. Иногда достаточно малышу прочистить нос, и процесс кормления наладится. Если вы видите, что беспокойство не проходит, плач становится сильнее, необходимо обратиться к врачу.

Почему ребенок не ест грудное молоко

Поводы для отказа от груди могут быть не только физиологические, но и психологические. Каждый час и день приносит малышу новые открытия. В зависимости от темперамента, дети могут испытывать беспокойство и возбуждение. Увидев мир другим, они не могут сосредоточиться на сосании груди. Внешние ощущения, их новизна и масштабность захватывают ребенка и на некоторое время вытесняют чувство голода. Таким детям трудно переключиться от возбужденного режима восприятия нового до спокойно-сосредоточенного состояния, необходимого для грудного кормления.

Признаки отказа от грудного вскармливания именно по этой причине проявляются в том, что малыш берет грудь, а потом с криком ее бросает. Ночью проблем нет, сонный ребенок ни на что не отвлекается и кушает нормально. Как заставить ребенка есть грудное молоко? Если вы видите, что ребенок здоров, а причина отказа носит психологический характер, врачи рекомендуют:

  • придерживаться определенного режима дня;
  • убрать источник возбуждения (выключить музыку, телевизор, уйти в другую комнату, где нет гостей);
  • оградить от интенсивного внешнего воздействия перед кормлением (в это время мама должна оставаться с малышом наедине);
  • оптимизировать уровень возбуждения с помощью укачивания или пеленания;
  • снизить эмоциональный уровень с помощью пустышки.

Если ребенок перестал есть грудное молоко от возбуждения, эти советы помогут вернуть его в спокойное состояние перед кормлением.

Что делать, если ребенок не ест грудное молоко

Если врач пришел к выводу, что малыш здоров и отказ ребенка от грудного вскармливания не вызван физическим состоянием, маме нужно пересмотреть распорядок дня и уменьшить воздействие внешних раздражителей. Кормящая женщина постоянно должна наблюдать за малышом, не допускать ситуаций, которые нарушат его психологический баланс.

Педиатры могут назвать множество случаев, когда ребенок не хочет есть грудное молоко только в определенной позе при кормления. Есть дети, которые отказываются сосать одну «нелюбимую» грудь. Все это не должно пугать родителей, такие моменты проходят, если ситуации не форсировать, а преодолевать маленькими шагами. Терпение и материнская любовь позволят пройти все трудности, зато грудное вскармливание обеспечит вашему малышу стойкий иммунитет.

Важно!

Грудное вскармливание не заменят даже самые качественные смеси. Материнское молоко включает гормоны, иммуноглобулины и липиды (жирные кислоты). С помощью этих веществ у ребенка эффективно развивается головной мозг, нервная система, формируется устойчивый иммунитет. Даже если годовалый ребенок ест только грудное молоко, тревожиться не следует. Детский организм получит все необходимые компоненты.

Диагностика

Таким образом, количество причин возникновения повышенной
утомляемости и слабости у детей довольно обширен. Поэтому родители далеко не
всегда могут самостоятельно разобраться с тем, что вызывает слабость у их
ребенка и эффективно решать имеющуюся проблему

При этом важно учитывать, что
практически любое заболевание, сопровождающееся астенией, может в конечном
итоге приводить к развитию вегето-сосудистой дистонии, справиться с которой
будет непросто. Поэтому важно как можно раньше показать ребенка врачу и пройти
комплексное обследование с целью выявления причины утомляемости

Далеко не каждый специалист сможет только на основании
внешнего осмотра и опроса пациента поставить правильный диагноз, а от этого
напрямую зависит эффективность лечения. Поэтому при наличии жалоб на частую
слабость больным назначают комплекс исследований, в число которых могут входить:

  • ОАК;
  • ОАМ;
  • биохимический анализ крови;
  • УЗИ щитовидной железы, органов брюшной полости;
  • пункция костного мозга;
  • рентген или МРТ позвоночника;
  • биопсия мышц.

В каждом случае требуется максимально внимательное отношение
к результатам исследований и состоянию ребенка

Для врача важно суметь точно
определить причину развития астении и подобрать наиболее соответствующую
ситуации терапию. В противном случае ребенок рискует не только столкнуться с
осложнениями уже имеющихся заболеваний, но и сильно отстать от школьной
программы, потерять интерес к жизни и столкнуться с депрессией, что еще больше
будет усугублять его состояние

Необходимость смешанного питания

Если ребенок постоянно отказывается от груди, то при очередном обследовании может быть выявлен недостаток в весе. Для устранения проблемы необходимо установить, достаточный ли объем питания он получает. Рекомендуется регулярно пересчитывать количество мочеиспусканий. Врачи утверждают, что их не должно быть меньше семи раз в сутки. На целесообразность ввода докорма влияет много факторов. Далеко не обязательно его вводить сразу.

Дополнительный объем питания малыш должен получать при плохом наборе веса и недостаточном количестве мочеиспускания. В таком случае рассматривается вопрос о смешанном варианте кормления. В таком случае ребенок сможет получать необходимое количество витаминов и минералов из искусственного варианта. Выбор продукта и интенсивности кормления выбирается врачом-педиатром на основании данных обследования.

Истерика у школьника – это нормально?

Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.

Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.

Какое поведение родителей усугубляет проблему?

Вот какие вопросы следует себе задать:

Не слишком ли высоки наши требования? Никогда не стоит забывать, что даже очень ответственный ребёнок – всего лишь ребёнок. Не стоит ожидать от него больше, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого чада. Если получается замотивировать вашу дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и стремление добиться цели – значит всё в порядке. Но если идёт активное или пассивное сопротивление, самое время задуматься, в чём может быть причина. Не слишком ли высоко поставлена планка? Помните: дети, ставшие заложниками завышенных ожиданий, очень несчастны.
Достаточно ли мы поддерживаем нашего малыша? Ключевое слово – именно «достаточно». Дело в том, что излишняя поддержка сама по себе может стать причиной нерешительности

Вы, должно быть, встречали детей, которые без слова родителей и шага не сделают? Важно поддерживать, но приучать ребёнка к самостоятельности и независимости. Это неотъемлемые условия взросления личности.
Как и за что мы его осуждаем? Ребёнок должен совершенно точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные действия

И даже если он действительно виноват, не нужно отчитывать его слишком резко. Успех воспитания – в наставлении, в постоянном диалоге. Совершенно не допустимо осуждать ребёнка за его случайные промахи, высмеивать неудачи и рассказывать о них всем подряд.

Очень многое здесь зависит именно от родителей

Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.

Когда ребёнок поймёт, что промах – это ещё не конец света, ему будет проще решиться на что-то более сложное. Разберём две ситуации.

Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения

Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся

Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд

«Доволен ли ты сам тем, что получилось в итоге?» – вопрос, от которого не возникает желание защищаться, и который может стать отправной точкой в разговоре с детьми. «Что тебе удалось сделать хорошо?» – ещё один вопрос, который поможет ребёнку осознать, что даже в неудаче есть то, что может сделать её маленькой победой. Всё это – мини-шаги на пути к уверенности, а значит, и к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребёнка думать обо всём в положительном ключе, и страхи постепенно пройдут. А чем в этой ситуации поможет детский психолог?

Продолжение истории

Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.

Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.

Аллергия ли это?

В первую очередь важно понять природу высыпаний, появившихся на теле вашего малыша. На первый взгляд, краснота, раздражение и сыпь однозначно говорят о нарушениях в организме

Однако бывает сыпь, которая вполне естественна, и бояться ее не стоит.

Речь идет о так называемом «акне новорожденного», которое выступает на коже в первый месяц жизни вашего крохи. Ее появление объясняется следующим: гормональный фон малыша начинает приходить в норму, покидают организм ребенка мамины гормоны, которые были получены во время беременности. В процессе этого перестроения на теле появляются небольшая красноватая сыпь – чаще всего на лице, иногда сыпь локализуется на верхней части туловища.

Максимум через месяц такая сыпь проходит сама. Единственное, что не стоит делать – это выдавливать маленькие прыщики и пытаться «снять» их ваткой.

Если краснота не проходит длительное время и сопровождается зудом, беспокоящим малыша, или высыпания становятся обильными, следует проконсультироваться у врача педиатра. Возможно, это уже истинная аллергия.

Прибавка в весе

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

  • до 3 месяцев – средняя прибавка составляет 800 граммов в месяц, поскольку ребёнок постоянно спит и не расходует много энергии;
  • с 4 месяцев до полугода – ребёнок приступает к познанию мира, переворачивается, садится (в 5 месяцев). Прибавка в 4 месяца и старше – 500 — 800 граммов;
  • с полугода до 9 месяцев – ребёнок активно ползает, садится, встаёт в постельке, получает прикорм. Набор веса составляет 300 — 600 граммов в месяц;
  • с 9 до 12 месяцев – малыш изучает окружающий мир, тратя практически все калории. В среднем набор массы тела составляет 100 — 500 граммов ежемесячно.

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Физиологические причины

Одной из распространенных причин слабости является банальное
переутомление после интенсивной физической нагрузки. Дети нередко настолько
увлекаются игрой на прогулке, что не чувствуют усталости, или слишком
выматываются на тренировке или спортивном состязании. В результате мышцы
переутомляются, и на следующий день ребенок чувствует усталость и слабость.

Другой причиной усталости может быть нарушение режима дня.
Например, задержавшись за просмотром телевизора или на шумной вечеринке на утро
ребенок, как и любой взрослый, может чувствовать себя разбитым, так как
организм не успел восстановиться полностью, особенно если ему пришлось рано
вставать в школу. Но и слишком продолжительный сон может сказаться аналогичным
образом на самочувствии. После очень долгого сна нередко присутствует ощущение
разбитости.

Также на первый взгляд беспричинная слабость может
наблюдаться во время полового созревания, что часто сочетается с неправильным
питанием и возникновением дефицита питательных веществ в организме. Кроме того,
в этот период наблюдаются гормональные колебания, что может ухудшать состояние
подростка, в результате чего его может преследовать постоянная слабость,
сонливость и рассеянность. Потому нередко у подростков в это время наблюдается
снижение успеваемости в школе, что они объясняют родителям повышенной
утомляемостью.

Чем можно заменить молочные продукты?

Молоко – не единственный источник кальция. И если ребенок не ест молочные продукты по какой-либо причине, необходимо составлять меню, учитывая эту особенность. Восполнить потребность в кальции можно, включая в рацион блюда из брокколи, сельдерея, и многих других зеленых овощей и трав, особенно шпината и укропа. Эти ингредиенты можно использовать в качестве украшения, добавлять во вторые и первые блюда. Практически одинаковыми по составу кальция будут морские продукты – морская капуста, различные водоросли, рыба морских пород. Для детей не желательно выбирать жирные сорта, и с опаской давать красную рыбу. Предлагать креветки, крабов можно только после трех лет. Вся экзотика относится к группе потенциальных аллергенов.

Богаты кальцием и многие фрукты и орехи, кальциевым коктейлем будет хурма и грецкий орех. Из этих продуктов можно готовить фруктовые салаты, в качестве заправки использовать натуральный йогурт или даже мороженое. Большое количество кальция содержится в сухофруктах, некоторых крупах (овсянка).

Только после консультации со специалистом можно будет принимать дополнительные витаминные комплексы, содержащие минералы. Это может быть чистый кальций, или же поливитамины. Необходимо учитывать особенности усвоения кальция – оно невозможно без фосфора. Стоит учитывать сезонность приема кальцийсодержащих препаратов, и особенности рациона ребенка. Передозировка кальция так же опасна, как и его недостаток.

Фото — фотобанк Лори

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий