Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Речь ребенка в 2,5-3 года

От 2,5 до 3 лет для речи ребенка характерно следующее:

  • За каждый месяц в течение этого полугодия усваивается в норме около 50 новых слов.
  • Предложения состоят из трех-четырех слов.
  • Дети в этом возрасте могут называть полностью свое имя, возраст и пол.
  • В речи активизируются местоимения (я, ты, он, она, они) и несколько слов во множественном числе (автомобили, собаки, кошки).
  • Ребенок в период с 2,5 до 3 лет является увлеченным наблюдателем, он подражает взрослым, может даже слово в слово повторять сказанное родителями во время их беседы по телефону. Удивительно, что часто дети даже держат телефон точно так же, как мама или папа: в том же положении ставят голову, разговаривают с похожей интонацией. Это объясняется тем, что близкие взрослые представляют для них основную модель поведения.
  • Речь становится внятной, более понятной и целостной.
  • В этот период дети часто разговаривают сами с собой или с игрушками.
  • Формируется понимание некоторые простых предлогов (в, под, на).
  •  Ребенок выполняет верно несложные поручения, пока что только поэтапно.
  • Правильно воспринимает простые временные понятия, такие как вчера и завтра.
  • В раннем дошкольном возрасте малыши любят повторять одни и те же сказки, слушать их, задавать вопросы. В это время дети еще воспринимают все «за чистую монету» и отождествляют себя с главными героями.
  • На вопрос «Кто ты?» отвечает «Я – мальчик/девочка», то есть появляется определение себя к гендерной принадлежности.
  • На вопросы часто отвечает, начиная со слова «где».

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка

Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д

— мир так богат для тренировки чувства осязания!
Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
Зрение
Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание)
Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги)

Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками

Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Когда нужно обращаться к врачу

Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.

  • В 1,5–2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
  • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
  • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
  • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).

Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг – все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.

Рисование с детьми. Растим творческую личность

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

Сложности с речевым развитием: как определить

Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

  1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
  2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
  3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4—5 слов.
  4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
  5. Частая замена слогов и звуков в словах.
  6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
  7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
  8. Ребенок говорит слишком быстро.
  9. Ребенок отказывается говорить.

Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.

Развивающие игрушки для детей от 1 года

По-моему, всех любителей развивающих игр и занятий можно поделить на 2 типа: тех, кто предпочитает все делать из подручных материалов и тех, кто придерживается мнения «проще купить готовое и не мучиться». Если уж делить так строго, то я, скорее, представитель второй категории :). Но и самодельные развивашки, конечно, тоже обеими руками поддерживаю и практикую, особенно если соотношение денежных затрат и потраченного времени действительно оправдано. Для любителей очумелых ручек я скоро подготовлю статью про развивающие игрушки своими руками, ну а сегодня о готовых решениях. О самых удачных и нужных.

Лечебная диета

Что можно есть годовалому ребенку при проблемах с опорожнением? Для того чтобы забыть о запорах следует соблюдать специальную диету, кормить часто, но понемногу. Лечебный рацион требует полного исключения из меню рисовой каши, цельного молока, выпечки, макаронных изделий, неочищенных яблок, груш и бананов, бобовых, капусты и грибов, шоколада, какао и киселя.

Соблюдение рекомендаций особенно важно тем деткам, которые склонны к патологии. Лечебное питание должно состоять из фруктов, злаков, овощей, отрубей, цельнозернового хлеба, гречневой каши, пшена

Рекомендуют включать в меню кукурузу, пшеничную кашу, супы и борщи, нежирное мясо, масло, куриные яица.

Очень важно обеспечивать малышу достаточное количество воды на протяжении дня. Для питья лучше подбирать бутилированную или фильтрованную

Также можно давать питьевые йогурты, простоквашу, кефир. При запорах лучше всего не заниматься самолечением, а обратиться с детьми за помощью к педиатру, который назначит подходящее лечение и поможет избавиться от недуга.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

Последствия

Если кишечник несвоевременно опорожняется, это приводит к пагубному влиянию на желудочно-кишечный тракт. Систематические запоры приводят к хронической форме. Хронический запор способен вызвать ряд осложнений. Может возникнуть сбой при переваривании пищи. Малыш в данном случае начинает страдать анемией, слабостью и снижением иммунитета.

Отравление организма, при котором продукты распада каловой массы начинает всасываться в кровеносную систему. Ребёнок при этом теряет аппетит, снижается уровень его активности и появляется сонливость. Возникает растягивание стенок кишечника, что нередко приводит к воспалительному процессу слизистой, повышенному газообразованию, болевым ощущениям и нарушению кровообращения.

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2—3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, учится сам завязывать шнурки.

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Причины и механизмы развития нарушений

Отклонения в период становления речи могут наблюдаться у детей с:

  • ЗРР (задержкой речевого развития). Задержка может возникнуть из-за педагогической запущенности, когда с ребенком не занимаются, не разговаривают, не играют и т. д. Причиной также часто являются преждевременные роды: развитие плода, которое продолжается в последние месяцы внутриутробного периода, приходится в этом случае на первые месяцы жизни новорожденного, из-за чего и может произойти отставание в развитии.
  • Алалией. Причиной проявления алалии могут быть нарушения в работе речевых центров коры головного мозга, послеродовые травмы головы, осложнения беременности в первом триместре.
  • Речевым негативизмом. В логопедии это понятие подразумевает отрицание, нежелание идти на контакт. Здесь речь идет о норме развития в целом, просто в некоторых ситуациях дети могут по разным причинам отказываться повторять или отвечать на вопросы. Однако, бывают случаи, когда ребенок перенес в раннем детстве стресс, связанный, к примеру, с испугом, бывают и более серьезные причины, например, психологические травмы. Детская психика ослаблена, и отказ от речи будет являться одной из защитных ее реакций. В подобных случаях без работы с психологом не обойтись.

Если дети воспитываются в семье, где говорят сразу на нескольких языках, есть также вероятность того, что при развитии речи будет наблюдаться задержка.

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Начальный детский лексикон

Первые слова всеми детьми произносятся к одному году. Они примерно одинаковые для всех малышей. Их слоговая структура больше похожа на лепет и обычно основана на звукоподражаниях. Слова, применяемые малышом при общении, составляют его активный словарь. Но уже годовалому крохе понятно гораздо большее количество слов, чем он способен сказать. Понимаемые слова называются пассивным словарем. С первых слов, имеющихся в активном и пассивном словаре, начинает свое становление начальный детский лексикон − истинный словарный запас, принадлежащий ребенку на начальной стадии овладения родным языком.

Приблизительный набор слов, составляющих начальный детский лексикон, строится на таких индивидуальных особенностях ребенка, как его возраст, пол, доступные ему бытовые и игровые манипуляции, а еще зависит от ближайшего окружения и информации, полученной от взрослых. Невзирая на многочисленность аспектов, воздействующих на развитие речи у детей от 1 до 2 лет, количество слов, составляющих начальный детский лексикон, ограничивается из-за специфики развития познавательных процессов и обычно составляет не более 500 к двум годам (общее количество понимаемых и произносимых слов).

Существует период, длящийся приблизительно полгода с момента появления первых слов

В это время происходит постепенное освоение произношения небольшого числа слов, имеющих наиболее важное для ребенка значение. Такие слова могут обозначать одновременно несколько предметов или явлений, поэтому суть детского высказывания можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение

К полутора годам большинство малышей используют порядка тридцати слов, произносимых довольно понятно. Это обусловлено тем, что после восемнадцати месяцев детьми с легкостью осваиваются произвольные артикуляционные упражнения. Это провоцирует дальнейшее развитие их речевых способностей, что позволяет воспроизвести необходимую артикуляцию, подражая старшим. Слова, численность которых с полутора лет стремительно увеличивается, начинают приобретать постоянные четкие значения, их можно отнести к определенным морфологическим категориям. К двухлетнему возрасту происходит преобразование пассивного словаря в активный, ребенок начинает употреблять много слов, которые до этого момента знал, но не мог сказать. Этот процесс протекает очень стремительно. Специалисты называют это явление «лексическим взрывом».

Постоянно подражая старшим, малыш стремительно осваивает новые слова, пытается повторить целые высказывания. Приблизительно к двум годам в речи ребенка возникают первые словосочетания, построенные из используемых слов. Первыми в речи малыша появляются предложения в «телеграфном стиле» − без грамматического оформления.

Однако ребенок уже умеет различать довольно специфические тонкости словоупотребления и пытается применять их в своей речи. Разнообразные глаголы, употребляемые при коммуникации, скопированы из разговоров взрослых, по этой причине ребенок верно применяет их только в конкретной ситуации. Эти формы носят название «замороженные» из-за невозможности их самостоятельного изменения. Их возникновение является значимым этапом в речевом развитии ребенка. Он самостоятельно старается расширить свою фразу для сообщения информации своему собеседнику в доступной форме.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
Удовлетворение потребности в общении с родителями

Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.

Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Возрастные нормы развития речи в 2—3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость

К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша

Нормы речи у детей 2—3 лет:

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Читать далее
Рубрика: 1 – 2 года  2 – 3 года  Первые уроки: счет, цвета, логика

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий