Истерики у трёхлетнего ребёнка: 6 главных причин, 12 методов борьбы и профилактики

Истерика у ребенка, а страдают родители

Если детские истерики — это нормальное явление, то почему к ним относятся с такой неприязнью? Во многом причина — в социальном давлении. Мы живем в таком обществе, где негативные эмоции считаются чем-то неуместным. Поэтому детские истерики воспринимаются как то, что обязательно нужно устранить.
Плюс — отношение самих родителей к истерикам. Ведь кому на самом деле плохо, когда ребенок истерит? Родителям. Это происходит потому, что нас самих когда-то в детстве не принимали в таком состоянии, мы не научились проживать свои эмоции. Когда такие дети вырастают и сами становятся родителями, как правило, примыкают к одной из двух групп. 

Первая — те, кто могут накричать на ребенка, шлепнуть. То есть выдергивают ребенка из истерики, вызвав у него чувство страха

Страх — это эмоция, которая заставляет нас переключить внимание с чего угодно. Банальный пример: вы с мужем ругаетесь, в этот момент падает ребенок

Все, ваш конфликт прекращается, хотя бы на время. 

Но запугивая ребенка, вы его отталкиваете, показываете, что в таком состоянии, как сейчас, он вам не нужен. И это — самая большая угроза для маленького человека. У детей есть два состояния: «меня родитель любит, принимает — значит, я живу» и «меня родитель не принимает, не любит — значит, я умру». Быть нужным — это жизненно важная потребность для ребенка.
 

Вторая группа родителей — те, кто, наоборот, стараются быть идеальными: «Я должен принять ребенка, не обесценить, не наорать на него, не шлепнуть и при этом быть очень спокойным».

Но те модели поведения, которые мы видели в детстве, откладываются глубоко в подсознании, на уровне рефлексов и в критические моменты выходят наружу. Если родитель уже во взрослом возрасте не научился проживать свои эмоции, принимать и любить в первую очередь себя таким, какой он есть, не скатываться в чувство вины, в момент детской истерики он сам начинает фрустрировать. Ребенок это сразу же считывает и его истерика только усиливается. Получается такой патологический круг, в котором многие родители крутятся.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.

Консультации и советы невропатолога нужны, если:

  • во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
  • после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
  • приступы учащаются и утяжеляются;
  • ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
  • истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
  • ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.

Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.

Почему появляются?

Чтобы определить, как остановить истерику у ребенка, следует знать, из-за чего она появляется. Решение проблемы зависит от того, что является провоцирующим фактором такого поведения. Обычно это возникает от конфликтов в детско-родительских отношениях

Важно учитывать возрастные особенности детей

Истеричное поведение возникает по следующим причинам:

Если ребенок еще маленький, у него небольшой словарный запас. Поэтому на конфликтную реакцию он будет реагировать истерикой. Как остановить истерику у ребенка в 1 год? Обычно в таком возрасте мамы могут сами устранить это состояние, рассказав малышу что-то интересное или заинтересовав его игрушкой. Нежелательная реакция возникает при отказе родителей выполнять требование ребенка. Часто это появляется, когда ребенок выпрашивает купить какую-либо игрушку. Негативное поведение возникает после появления младших сестер или братьев в семье

Таким способом дети желают привлечь внимание родителей, что свидетельствует о ревности. Истеричное состояние появляется по причине переутомления, например в течение дня у ребенка было много дел, занятий и он просто устал

Как остановить истерику у ребенка в 1,5 года? Необходимо его успокоить и дать отдохнуть. Истерика может быть при нежелании отвлекаться от любимого занятия. Например, ребенок играет во дворе, а мама зовет его домой. Данные приступы связаны с недомоганием. Если ребенок еще плохо говорит, то ему сложно сказать о своем самочувствии.

Получается, что у любой истерики есть свои причины. Малыш 3 лет не желает злить родителей, его самого может пугать приступ. Поэтому необходима правильная реакция на детское поведение.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто

Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Дальнейшие действия

Следует понимать, что работа с ребенком начинается после окончания истерики. С ним надо разбираться последовательно, если не хочется повторить это поведение

Важно научить ребенка социально установленным способам выражения чувств. Желательно это делать с помощью сюжетно-ролевых игр или чтения специальной литературы – сказок и стихотворений

Также детям надо объяснять, что они не всегда могут получить то, что хочется. Они должны понимать, что желаемого нельзя добиваться с помощью воплей, слез, дрыганья ногами. Родители должны показывать, что их огорчает такое поведение.

Детские истерики часто становятся привычкой. Поэтому быстро избавиться от проблемы не получится. К тому же длительность переобучения зависит от темперамента ребенка. Сложнее всего будет холерикам.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила…) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием “с глаз долой — из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Как предупредить развитие истерики?

Если взрослые хотят справиться с истерикой, им нужно внимательно следить за поведением и эмоциональным состоянием малыша и стараться не допустить крика и плача. Полностью заставить ребёнка не истерить невозможно. Однако можно уменьшить частоту истерических приступов.

Как предотвратить истерику:

  • вовремя кормить малыша, придерживаться распорядка дня, не допускать переутомления, укладывать спать днём;
  • подготовить малыша к предстоящей новой ситуации, заинтересовать игрушкой или обещанием что-то купить;
  • понять, что хочет дочь или сын, вовремя среагировать на его желания (дать поесть, переодеть мокрые колготки);
  • предоставить малышу больше свободы, разрешить ему самому выбирать себе одежду, еду на завтрак;
  • больше времени проводить со своим малышом, любить его, читать сказки, играть с ним в игры.

Как взрослым реагировать на истерику?

Если у ребёнка начался истерический приступ, родители не могут на него не прореагировать. Часто взрослые начинают кричать на малышей и даже их бить, что делать категорически запрещено. Есть немало способов, помогающих ребёнку успокоиться.

Как правильно вести себя родителям во время детской истерики:

занять малыша интересной игрушкой, переключить его внимание на какое-нибудь увлекательное занятие;
избегать кризисных моментов, не кормить нелюбимой кашей, не надевать некрасивую шапку;
не кричать, не спорить, не объяснять, не уговаривать, а игнорировать крики и плач;
уйти в другую комнату, ведь истерика «любит» зрителей;
спросить у ребёнка, что он хочет;
терпеливо переносить детские капризы и постараться не срываться;
не кричать, а жалеть малыша, погладить его по голове и посочувствовать.

Истерика началась — 4 простых шага

Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.

Этап 1. Оцениваем свое состояние

В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.

Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.

Этап 2. Присоединение
Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.

Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду». 

Этап 3. Принятие эмоций

Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:

Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.
 

И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.

Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».

Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.

Этап 4. Диалог.

Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:

Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.

Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему. 

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

В каких случаях нужно обращаться к психологу?

Обратиться за помощью к детскому психологу необходимо в таких случаях:

  • истерические припадки случаются регулярно по несколько раз на день;
  • после приступа у малыша появляется одышка, рвота, судороги, он теряет сознание, его клонит ко сну;
  • малыш травмирует себя и окружающих;
  • у ребёнка появляются фобии, ему снятся ночные кошмары.

К четырём годам дети должны перестать истерить. В этом возрасте они уже умеют говорить, и могут выразить своё недовольство словами или объяснить взрослым, что хотят. Если четырехлетий малыш по-прежнему плачет и кричит, значит, у него нервное расстройство, которое требует лечения у специалиста.

Особенности такого поведения

Исторический приступ проявляется в виде эмоционального возбуждения, агрессивности, которая направлена на окружающих или самого себя. Ребенок рыдает, кричит, падает на пол или землю, стучит по стене. При этом он способен «отключиться» от реальной обстановки: не слышать слова других и не чувствовать боли.

В особо сложных случаях наблюдаются непроизвольные судорожные реакции, которые называются «истерическим мостом». Тело ребенка выгибается в виде дуги, и мышцы напряжены

Важно отличать истеричный приступ и каприз. Первый является непроизвольным

Капризное поведение считается преднамеренным шагом, который выполняется для обладания какой-либо вещью. Такие приемы обычно используют дети, которые склонны к манипуляциям.

5 уважительных причин истерики грудничка

Младенец заходится в истерике и плачет так громко, что соседи снизу уже начинают стучать по батарее, а вы сами готовы расплакаться вместе с ним? Без паники! У малыша могут быть вполне уважительные причины, чтобы заплакать. В этой статье мы расскажем вам, что происходит с ребенком, который заходится криком, и как его успокоить. Главное — не игнорируйте детскую истерику, что бы ее ни спровоцировало

Особенно пристальное внимание нужно уделять малышам до года: они ведь еще не разговаривают, поэтому только с помощью крика могут «рассказать» маме о том, что их беспокоит. Если вы возьмете плачущего младенца на руки и утешите, вы его этим нисколько не избалуете

1. Малышу больно

Младенцев часто беспокоят колики в животе, а они очень болезненные. Если в этом причина детской истерики, то кроха кричит громко и пронзительно, краснеет, стучит ногами.

Возможно, малышу больно из-за того, что у него прорезываются зубы — в таком случае плач будет постоянным, «ноющим», при этом ребенок будет все тянуть в рот.

Иногда у младенцев развивается отит в качестве осложнения внутриутробной инфекции. В этом случае дети плачут пронзительно, без остановок, а время от времени появляются отчаянные крики.

Решение проблемы: понаблюдайте за состоянием ребенка, приложите его к груди, умойте теплой водой. Если плач становится все громче, вызывайте скорую. Возможно, ребенку действительно нужна помощь врача, но вы сами в любом случае не сможете поставить диагноз.

2. Он хочет кушать

Распространенной причиной детской истерики становится то, что малыш голоден. Взрослым может казаться, что ребенок должен быть сытым, ведь он кушал всего час назад. Только не зря педиатры рекомендуют «кормление по требованию». Новорожденные дети могут снова захотеть кушать даже через полчаса после того, как поели.

Если ребенок действительно проголодался, он не просто плачет, а еще открывает рот и тянет ручки, как будто ищет грудь.

Все, что нужно сделать в этой ситуации, — покормить малыша, даже если вам кажется, что он сытый.

3. Он переутомился

Взрослые часто думают, что грудничок просто не может устать (казалось бы, ну отчего может устать новорожденный ребенок). Однако новорожденные дети часто переутомляются, ведь все вокруг для них новое и неизвестное — люди, звуки, движения. Если ребенок бодрствует всего час, а уже стал зевать, закрывать глаза, хныкать, затем громко и монотонно плакать, он явно утомился.

Что нужно сделать в такой ситуации: возьмите малыша на руки. Тепло вашего тела и знакомое биение сердца напомнят ребенку о том, как он жил в мамином животе, это его успокоит. Проветрите комнату, чтобы впустить свежий воздух — малыш сможет дышать глубже, к мозгу начнет поступать больше кислорода. Если работает телевизор, выключите его. Обеспечьте ребенку тишину и напойте колыбельную.

4. Ребенку скучно

Также часто причиной детских слез становится обычная скука. Своим плачем младенец пытается сообщить родителям, что ему стало одиноко, скучно и тоскливо, ему надоело просто так лежать и смотреть на стену или погремушки. В таких случаях плач прерывистый: младенец периодически затихает, будто ждет, что сейчас мама подойдет, а затем снова начинает ее «звать». Если на ребенка долго не обращают внимания, он начинает плакать очень громко и непрерывно.

Успокоить малыша в этом случае просто: возьмите его на руки и походите по дому, расскажите что-нибудь, развлеките.

5. Он ощущает дискомфорт

Если грудничок лежит в мокром или переполненном подгузнике, конечно, он начнет кричать, ведь ему некомфортно. Вызвать у ребенка истерику может и неудобный шов на распашонке, и неуютное положение в кроватке или коляске, даже попавшая под одежду крошка, которая колет нежную кожу.

Решение проблемы: проверьте, не пора ли менять подгузник, попробуйте сменить позу — положить малыша на животик, поносить вертикально.

Читаем также: как понять причины плача ребенка

Анна Сергеевна Федяева, врач неонатолог, сотрудник отделения патологии новорожденных и недоношенных детей в детской городской клинической больнице №1 города Нижнего Новгорода рассказывает, как оценить причины беспокойства малыша. В каких случаях обращаться к врачу:

Капризы детей до 1 года

Родителям важно понимать, как происходит психологическое развитие крохи в таком возрасте

Кризис новорожденности

Наблюдается в период от самого рождения до двухмесячного возраста малыша. Этот этап в развитии играет очень важную роль. Если такой кризис проявляется вовремя, это считается нормальным. Малыш на приближение взрослых должен реагировать, а общаясь с мамой, издавать различные звуки и улыбаться. Основной признак этого кризиса – это потеря веса.

Младенческий возраст

Начинается в двухмесячном возрасте и длится до одного года. В этот период общение ребенка с окружающими происходит с помощью эмоций

Очень важно, чтобы родители и другие родственники уделяли как можно больше внимания общению с малышом. В этот период многие дети уже могут произносить свои первые слова и познают мир

Когда кроха в этом возрасте плачет или лепечет, это значит, что он стремится наладить контакт с родителями. Кризис пройдет тогда, когда у ребенка сформируется самостоятельная полноценная речь.

На основе этих особенностей психологии детей, выясним, есть ли неприятные причины и последствия этих кризисов.

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика — банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.

В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

Читаем также: Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Читаем также: 10 причин плохого поведения детей

Методы профилактики

А вот еще одни рекомендации психологов:

Нужно пересмотреть запреты

Важно проверить ограничения и оставить только необходимые. А необязательные запреты надо убрать

Детям надо предоставлять выбор. Ребята старше 3 лет стараются быть самостоятельными и независимыми. Поэтому не стоит ущемлять их в этом
Ребенку важно внимание родителей. Нередко они стараются его получать различными способами, в том числе плохими
Следует стараться тратить больше времени и откликаться на стремление побыть рядом.

Необходимо следить, как дети реагируют на развитие ситуации. Если наблюдаются признаки появления истерики, то желательно переключить интерес на что-то другое.

Способы предотвращения истерики

Отличный отдых. Внимательно следите за режимом дня своего малыша и за тем, чтобы он мог полноценно отдыхать и никоим образом не перегружал свою нервную систему.

Если есть установленные правила укладывания в кроватку в определенное время, то нельзя менять поставленный режим, так же и с приемом пищи, и с прогулкой.

Следует строго следить, чтобы чадо в полтора – два года ложился и вставал с постели каждый раз в одно время, принимал пищу тоже в положенное время, шел на прогулку с вами, ведь дети любят стабильность во всех ее проявлениях и это действительно полезно для детской психики.

Нельзя идти в магазин с непоседой, если он голоден, а если вы видите, что он устал от активной игры, то переключите его на более спокойное времяпрепровождение: рисование, чтение сказки или разглядывание картинок.

Сочувствие. Демонстрируйте ребенку, что разделяете все его эмоции, например: «Я знаю, что ты разозлился, потому что пора домой» или «Тебе, наверное, обидно, потому что тот мальчик не захотел дать тебе поиграть с лопатой» или «Тебе грустно, потому что не дали конфеты».

Так ребенок в два года постепенно сможет научиться рассказывать о своих переживаниях. Также очень хорошо работает фраза: «Я понимаю, что ты злишься, но нельзя кричать в магазине, так можно напугать людей», которая поможет понять малышу, что, несмотря на избыток чувств, имеются определенные рамки, а их нарушать категорически нельзя.

Право выбора. У всех людей имеются свои права и свой выбор, и дети тому не исключение. И именно поэтому стоит уважать, а, главное, принимать тот или иной выбор своего малыша, тем более, если он касается незначительных вещей.

Например, ваш маленький человечек захотел надеть красную шапочку, а не зеленую. Так пусть оденет, если они одинаково защищают детскую головку. Но, ни в коем случае, не создавайте видимость того, что кровиночка имеет свое мнение, но продолжать поступать по-своему.

Например, фраза: «Хочешь синюю машинку купить? А мне кажется, что желтая красивее, давай ее купим?», вызовет некий диссонанс у крохи. Как это так, вроде можно выбрать самому, но покупают то, чего не выбирал. Потому позволяйте иметь свое мнение и желание любимой кровиночки.

Игровое время. Чадо в полтора – два года должен играть столько, сколько ему требуется, естественно, без переутомления. Можно выбрать определенные часы, которые можно проводить, играя с различными игрушками.

Самостоятельность. Помощь мамы и папы неотъемлемая часть в жизни каждого ребенка, но это не должно мешать ему учиться самостоятельности. Даже элементарные навыки самообслуживания, прием пищи или одевание вещей ребенок должен стараться сам!

Если все время родители будут делать за своего малыша, то он впоследствии станет сильно зависим от их помощи. Но если заметно, что кроха в два года просто не справляется с каким-либо действием, то помощь просто необходима, во избежание того же переутомления.

Просьба. Весьма полезный момент. Поскольку ваш малыш существо многогранное, индивидуальное и имеющее свое видение, то просьбы обязательно должны присутствовать в ваших разговорах.

Когда у ребенка виднеются первые слезинки, попросите подойти его к вам, затем дайте в ручки любой предмет (книжка, жираф, кубик) и попросите показать вещь любому из родственников.

Именно вы должны выступать примером для маленького человека и если вы используете в своем лексиконе слово «пожалуйста», то и малыш в два года научится просить, а не требовать от окружающих.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий