5 действенных методик, которые помогут научить ребёнка различать цвета

Игры на цветоразличение

«Прогулка по дому»

Сформулируйте для себя цель: работаем с определённым цветом (взрослым надо мотивировать, прежде всего, себя). Начинать рекомендуется с красного. Условие: для детей ясельного возраста работать одновременно только с одним признаком. Например, вы начали работать с цветом, только через пару часов  можете поработать с формой.Ход игры 1. Сперва возьмите красный кубик. Это будет некий эталон (образец). 2. Поставьте его на не загромождённую другими предметами полочку или подоконник. Каждый раз, поднося малыша к полке, называйте цвет таким образом: это кубик, он красный. Строить фразу надо именно так, потому что кубик (или другой предмет) может быть и иного цвета 3. Расставьте по дому красные предметы. А потом гуляйте по этому пространству, показывайте пальчиком ребёночка обнаруженный красный предмет и называйте его. Закончить игру на образце: красном кубике. 4. Недели через три-четыре место красного займёт синий кубик, потом жёлтый. Восьми-десяти минут таких ежедневных прогулок будет достаточно. За это время малыш не успеет переутомиться и не потеряет желание заниматься.

«Прокати в воротца»

Приготовьте небольшие мячики или пластмассовые шарики как в «сухом» бассейне. Ограничьте двумя книжками воротца. Задача: прокатить в воротца шарик определенного цвета.

«Разноцветные коробочки»

Распространённое упражнение на сортировку. Надо взять четыре коробочки. Обклеить их бумагой какого-нибудь основного цвета. Это будут домики для игрушек. Обычно родители на моменте обклеивания коробочек стопорятся. А можно привлечь к этому делу дошкольника. Он с удовольствием поработает вместе с вами.Ход работы Берём лист бумаги нужного нам цвета и клеящий карандаш. Отрываем от листа произвольного размера и формы небольшие кусочки, намазываем их клеем и наклеиваем на коробку со всех сторон. «Домики» получаются своеобразные, мохнатые. Может быть не совсем эстетичные. Но для детей подобные детали не важны. С ними они играют с большим удовольствием. А теперь задание: разложить игрушки в «домики» одного с ними цвета. Даже маленьким детям такая совместная работа со взрослым понравится. 

«Какого цвета»

Называйте цвет всего вокруг. Одевая малыша, называйте расцветку его одежды. Сначала называть будете вы, а потом с вами вместе и чадо. Просите ребёнка подать предмет определённого цвета.

«У тебя – у меня»

Дошколёнку проще запомнить цвет, сравнивая его с другим. На задание я наткнулась в Интернете и теперь применяю его на тренировках с дошколятами разного возраста. Задание  простое. Вы говорите: «У моей куклы платье синее, а у твоей…» и дошкольник называет. «У меня сапожки чёрные, а у тебя…» и т. д.

«Цветные дорожки»

Игра напоминает предыдущую. Потребуется 2 набора фломастеров. Инструкция. Мы будем проводить дорожки. Я проведу синюю дорожку (проводите), а ты красную. Задача ребёнка выбрать красный фломастер и провести дорожку. Потом меняетесь ролями: малыш задаёт цвет.

«Какого цвета машинка»

Современные дети любят машины. Одна мамочка долго учила с чадом цвета по карточкам и не могла добиться результата

Тогда она стала обращать внимание на цвет машин, проезжающих по улице или стоящих во дворе. Результат не заставил себя ждать

Я склонна этой мамочке верить, так как часто сталкиваюсь с явлением: дошкольник не может выучить небольшое стихотворение, но прекрасно знает марки автомобилей. Покупая игрушечную машинку интересуйтесь, какого цвета он хочет, есть ли у него машинки такого же цвета.

 А можно поработать с малышом вот так, как показано на видео

Книжки с красочными иллюстрациями

Рассматривая картинки, называйте цвет на рисунках, спрашивайте у малыша, что какого цвета. Я уже не говорю про пирамидки, вкладыши. И это только маленькая часть игр на тренировку цветоразличения.


Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка

Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2—3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать — грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Советы и рекомендации опытных мам и пап

Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

  • Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
  • Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
  • Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится;
  • Побуждайте ребятёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой — пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце;
  • Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.;
  • Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
  • Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).

Книги о цвете для детей

Книги в стихах о цвете:
  • «Разноцветная книга» Маршака (Лабиринт).
  • Рассказ Сутеева «Петух и краски» (Сборник сказок Сутеева в Лабиринте).
  • «Еня и Еля. Изучаем цвета» Анны Гончаровой (Лабиринт).
  • «Раскладушка на картоне. Про четыре цвета» Нина Саконская (Лабиринт, Май-Шоп).
  • «Цвета» Ю. Каспарова (Лабиринт). Добрые стихи, яркие иллюстрации, оригинальный формат обязательно увлекут вашего ребенка.
  • «Учимся различать цвета» Ольга Корнеева (Лабиринт). Картонная книжка-вырубка с подвижными пластиковыми глазками для малышей.
  • Книга «Цвета в загадках» (Лабиринт). Большие карточки с заданиями, веселые стихотворные задачки, яркие картинки и гид для родителей. Учите цвета и оттенки вместе с забавными персонажами и сюжетными картинками, обсуждайте нарисованные ситуации, учите новые слова!
Развивающие карточки для самых маленьких «Смотрю. Играю. Узнаю»

Набор состоит из 70 карточек с фотографиями того, что ребёнок видит дома, на улице, в магазине, в зоопарке, в лесу. Изображения сопровождаются подписями, что помогает запомнить значение и написание слов. На обороте каждой карточки — вторая игра: в цвета и формы.

6 способов, как выучить цвета с ребенком

Способ № 1. «Пробуждаем творчество»

Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1-2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.

У малышей в качестве красителя можно использовать свежевыжатый сок свеклы или ягод. Он безопасен, но пятна от него тяжелы в выведении.

Изначально рисовать придется родителю.

  • Четко и ясно произносите, каким цветом рисуете.
  • Разрешите ребенку провести пару линий или полностью закрасить лист бумаги.
  • Следите, чтобы ребенок не ел краски, фломастеры или карандаши.
  • Не начинайте изучать следующий цвет, пока малыш не начнет уверенно называть предыдущий.

С осторожностью используют восковые карандаши, так как дети их часто грызут, царапают ноготками и совершают попытки засунуть их в уши или нос

Способ № 2. «Дорисовываем картинку»

Изучение цветов происходит пассивно. Используют данный метод у детей старше 4 лет, так как требуются определенные мыслительные навыки. Необходимо нарисовать картинку, в которой чего-то не хватает. Например, солнцу — лучей, зайцу — уха, ежику — иголок.

Ребенку предлагается несколько карандашей. Суть задания заключается в том, чтобы малыш различил цвета и выбрал правильный, чтобы закончить рисунок. По мере взросления картинка усложняется большим количеством деталей.

Способ № 3. «Игра с интерактивной игрушкой»

Современный обучающий метод, позволяющий родителям не особо заморачивать голову. Поможет и цвета выучить, и ранее изученный материал проверить. Сочетает все с песенками, стихами и загадками.

Обычно в каждую игрушку встроен хотя бы 1 светофильтр, основной целью которого является привлечение внимания ребенка.

Обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед использованием. Поинтересуйтесь материалом, из которого изготовлен светофильтр и сама игрушка.

Возраст, рекомендованный для режимов, в которых изучаем цвета, в среднем колеблется от 1,5 до 2 лет, хотя может использоваться и детьми постарше. В случае наличия мелких деталей и разборных конструкций интерактивной игрушкой разрешают играть тем, кому уже исполнилось 3 года.

Способ № 4. «Сортировка»

Способ хорош для детей 3-4 лет. Необходимо попросить ребенка разложить все его игрушки по нескольким сортировочным кучкам в зависимости от цвета. Если ребенок мал, то первый раз, а то и два, пример сортировки по цветовой гамме проводить будет родитель.

Не переживайте, дети достаточно быстро учатся, а данный вид сортировки им даже нравится. Еще одним предметом, который любят сортировать малыши, являются лоскутки ткани. В настоящее время популярны так называемые игрушки-сортеры, которые помогают изучить цвета и формы.

Задавайте играющему с ними ребенку дополнительные вопросы, уточняйте, какого цвета должен быть тот или иной элемент, который необходимо вставить.

Способ № 5. «Цветовой день»

Детки в 4 года любят играть в цветовой день. Суть способа заключается в том, чтобы в течение дня находить предметы определенного цвета. Утром демонстрируете цвет, в течение дня ребенок в вашем присутствии пытается отыскать, увидеть и показать предмет того цвета, который вы загадали.

В конце дня подведите итоги. Можно придумать систему поощрений. Способ хорош тем, что вырабатывает внимательность и позволяет занять ребенка.

Способ № 6 «Я расскажу тебе о цветах»

Способ хорош для мам, использующих слинги, эргорюкзаки, или гуляющих с ребенком на руках

Мама рассказывает малышу все, что видит сама, активно описывая цвет предметов или явлений, которые она видит, привлекая внимание грудничка

Считается, что хоть и начинают изучать цвета в более осознанном возрасте, в памяти ребенка формируются определенные смысловые связки, позволяющие ускорить процессы обучения в дальнейшем.

Как научить ребенка различать цвета

Для начала родителям стоит научиться правильно строить сами фразы. Без сомнения, очень часто родители, когда показывают на яблоко, говорят: «яблоко оранжевое». Но ведь яблоко еще может быть не только оранжевым, но и зеленым, красным или желтым, ведь так? Поэтому, когда станете ребенку доносить подобного рода информацию, то лучше фразы использовать другие.

К примеру, говорите так: «Это яблоко, оно красное». Другими словами, конкретно подчеркнуть то, что красное именно это яблоко, а не все яблоки, бывают только красными

У детишек развито отлично ассоциативное мышление, и поэтому важно не вносить путаницу в их логику

Цвета нужно познавать постепенно. Сразу изучать весь спектр цветов не нужно. Сначала хорошо следует изучить и запомнить только один цвет, после этого стоит приступать изучать другой. Специалисты рекомендуют начинать изучение цветов с красного цвета. Потом в такой последовательности: синий, зеленый и желтый. Если малыш хорошо их освоил, то можно познакомить его с дополнительными цветами.

Родителям можно объявить такую игру, как: «день цвета». Что это может означать? Значит, это то, что родителям целый день нужно выделить конкретно для одного цвета. Как уже говорилось, лучше начать с цвета — красного. Например, утром надуйте воздушный шарик красного цвета, наденьте малышу красную футболку или шортики, пусть ребенок съест красные ягодки или овощи. Затем ребенку предложите порисовать.

Скажите, чтобы он изобразил на листе бумаги красный домик. Спросите ребенка: «Какой карандаш нужно нам для этого взять? Конечно, красный! Ты красным цветом покрасишь крышу, а я дверь. Вот и домик красный получился. Если у домика красная крыша, дверь и окно, то он весь какого цвета? Правильно, красный!» И потом в том же духе. Пусть малыш покажет бабушке и дедушке свой рисунок и расскажет какого он цвета.

Как научить ребенка различать цвета — родителям следует запастись терпением, ведь ребенка во время занятий подгонять нельзя. Пусть он некоторое время подумает. Но не подсказывайте ему. Учить ребенка цветам нужно доброжелательно и терпеливо. Все дети разные, и для одним родителям просто научить ребенка различать цвета, а другим намного сложнее.

Как научить ребенка различать цвета в форме игры

В какие можно поиграть с ребенком в игры, которые помогут ему освоить разные цвета намного быстрее? В такие игры играть смогут даже малыши, которым полтора годика.

Игра «цветы и бабочки». Чтобы поиграть с ребенком в такую игру, нужно вырезать из картона, большие цветочки, которые будут четырех цветов: синего, зеленого, желтого и красного. Еще для игры нужны также бабочки, тоже четырех основных тех же вышеназванных цветов. Попросите ребенка бабочек посадить на цветы того же цвета, какого они сами.

Можно при этом говорить такие слова: «Летела-летала зеленая бабочка и вот, села на зеленый цветочек». Когда ребенок всех бабочек рассадит на цветочки соответствующего цвета, то задание следует сделать более сложным. Например, скажите ребенку, чтобы он посадил красную бабочку посадить на синий цветочек.

Еще есть игра «строитель». Вырежьте из цветного картона частички для домика: крышу и квадратную основу коробки. После чего следует домики сложить, не подбирая по цвету детали. После этого попросите ребенка правильно сложить домики, то есть, чтоб и крыши и основа домиков были одного цвета.

Поиграйте еще в такую игру, как «веселый светофор». Из цветного картона вырежьте круги красного, зеленого и желтого цветов. Правила игры такие: когда мама показывает кружок красный ребенку, то он должен стоять на месте, когда желтый – то на месте подпрыгивать, а если зеленый, то бежать. Заодно и о правилах, как вести себя на дороге можно поговорить!

Еще игра, которая поможет ребенку освоить цвета, такая: «разноцветная уборка». Попросите ребенка помочь убраться в квартире. Только уборка будет эта не простая, а разноцветная. Сначала в любую корзину для игрушек или белья пусть ребенок соберет предметы, имеющие один цвет. В корзину можно положить красный мячик, красный маркер, красную кофту и так далее убрали все красные вещи? Можно приступить к уборке зеленых вещей.

Игры, похожие на эти, можно придумать и самим. Только не ленитесь и каждый день им уделяйте, хотя бы минут двадцать. Если попросить помощи у своей фантазии, то вопрос наш — как научить ребенка различать цвета — весело и интересно решится!

Как можно определить дальтонизм с помощью теста?

Такой диагноз, как дальтонизм подтверждают при помощи полихроматических таблиц или проведения специальных тестов. Наиболее популярной считается методика Ефима Рабкина. Она включает в себя несколько таблиц. Пациенту по очереди показывают около трех десятков цветных таблиц. Рисунки на них выполнены в форме точек и кружочков разной окраски. Такой способ позволяет выявить дальтонизм у детей и у взрослых. Потому он считается универсальным.

Второй тест был придуман японским офтальмологом Шинобу Ишихара. Пациенту предлагают прочесть текст, который состоит из красочных пятен. По итогам теста окулисты определяют наличие дальтонизма у детей и у взрослых. Оба метода используются только для диагностики психически здоровых пациентов. Проведение тестов у людей с психическими отклонениями покажет неверные результаты.

Что такое дальтонизм?

Дальтонизм — это заболевание, для которого характерно снижение или полная утрата способности различать цвета. Очень часто люди, которые страдают этой патологией, не могут различать красный и синий цвета. Каждый фоторецептор сетчатой оболочки глаза «отвечает» за определенный оттенок. Всего существуют три вида пигментов:

  • красный;
  • синий;
  • желтый.

Они являются основой спектра. Только с их использованием можно получить другие оттенки, например, оранжевый, голубой или бардовый. Кстати, дальтонизмом страдали и многие художники, среди которых: Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Илья Репин.Фоторецепторы располагаются в центре сетчатки, который называется «желтым пятном». Внутри каждого из них содержится специальный пигмент. От количества пигмента зависит, как сетчатая оболочка глаза будет различать цвета. Если содержание пигмента нарушается или какой-то из них отсутствует полностью, то изменяется и восприятие цвета. Дальтонизм может развиться до абсолютной цветовой слепоты, когда человек утрачивает способность воспринимать все оттенки и цвета.

Продолжаем обучение

Дети очень любят разгадывать загадки, это и нужно использовать, чтобы научить их различать цвета. Кроме того, такая форма работы развивает мышление и память, способствует увеличению активного словарного запаса.

Можно предложить малышу такую загадку: «Вот огурец-молодец, прибыл к нам из огорода, там таких много. А какого цвета он?», «А это мышка, милая мышка. Она бывает белой, но чаще… Какая же?». Сопровождать чтение текста следует визуализацией, то есть показать малышу огурец, игрушечную мышь.

Далее можно сыграть в следующие веселые игры.

  • «Лишний цвет». Перед ребенком выкладывается несколько (5-6 будет достаточно) предметов одного цвета и один «лишний» – другого цвета. Задача малыша – найти ошибку и рассказать, почему он так думает. Об успехе можно говорить, если кроха произнесет: «Все красное, а шарик – зеленый». В подобной игре можно использовать и блоки Дьенеша.
  • «Подбор пары». Используются цветные фигурки, которые родитель перемешивает, ребенок же должен разобраться во всем многообразии и сложить их парами, исходя из окраса.
  • «Светофор». Подходит для развлечения с теми детьми, которые уже немного знают названия цветов. Мама произносит наименование, малыш должен найти его в своей одежде, если он есть – сделать шаг вперед, если отсутствует – остаться на месте. Можно внести в забаву и элемент активной игры – если названного тона в наряде не оказалось, ребенок попробует перебежать, а мама будет его ловить.

Заниматься надо каждую свободную минуту, например во время прогулки повторять ребенку, что проехала красная машина, трава – зеленая, цветы – желтые. Потом спрашивать его: какого цвета трава? А что еще ты видишь зеленого цвета? Это поможет быстрому запоминанию

Важно помнить, что детская память очень пластична, малыш способен вобрать в себя много информации, поэтому если какой-либо из заинтересовавших его предметов сиреневый, можно изучить и этот оттенок, не нужно «упрощать задачу» и называть его фиолетовым

Когда учить ребенка различать цвета

О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно, хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут определенного уровня развития.

Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться. Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого возраста дети различают цвета:

  • черный и белый – первые 1-2 месяца;
  • желтый и красный – с 3-4 месяцев;
  • зеленый и синий – с 4 месяцев;
  • освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
  • в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения какому-либо оттенку.

Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки, крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда же учить, как они называются?

Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.

По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия. Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать цвета.

Рекомендации по знакомству с цветом

Для большей эффективности упражнений на изучение цвета следует соблюдать несколько правил.

Фигурки, с которыми работает малыш на первых порах, должны быть одинаковыми по форме и размеру, отличаться только цветом. Другие отличия могут путать ребенка.


Разговаривая с ребенком о цвете, следует правильно формулировать предложения.

Словосочетания наподобие «желтый шарик», «синяя бабочка» могут быть восприняты малышом как названия конкретных предметов: «желтыйшарик» и «синяябабочка».

Лучше сказать так: «Вот шарик. Он желтый». В таком случае слово «желтый» будет восприниматься как некий признак.

Можно также приводить примеры других предметов этого цвета: «Шарик желтый. А вот цыпленок. Он тоже желтый». Это поможет малышу быстрее определить тот признак, о котором идет речь.

Знакомство с новым материалом должно происходить постепенно. Для закрепления полученных знаний можно проводить дни, посвященные одному цвету. Начинать такой день можно с сортировки, отбирая игрушки или предметы нужной окраски. Подбирать подходящие оттенки в одежде, творчестве.

По возможности подбирать продукты и готовить блюда одного цвета. Во время прогулки можно искать его в окружающих предметах. Выбирать книги, в иллюстрациях которых он встречается. Можно отвести для этой игры определенный день недели и запланировать тематику «цветных дней» на несколько недель вперед. А чтобы малыш знал, какой день его ожидает, обводить дни в календаре соответствующим фломастером.

Другие игры для деток 4-5 лет

Мы выяснили, когда ребенок должен знать цвета. Это возраст 3-4 лет. Но закреплять полученные знания нужно и позже. Процесс обучения детей проходит легче и интересней, если превратить его в игру. Представленные игры не только понравятся ребенку, но и позволят выучить цвета:

  1. “Путаница”. Для игры понадобятся несколько цветных ручек с колпачками либо фломастеры. Задача – подобрать к каждой ручке соответствующий колпачок. Взрослый может намерено перепутать цвета, малыш непременно заметит и исправит ошибку.
  2. “Лишний”. Ребенку дают несколько предметов одного цвета и один – другого, к примеру 5 желтых кубика и один зеленый. Малыш должен показать лишний кубик и назвать его цвет. Для детей постарше усложняют игру, предоставляя двухцветные предметы.
  3. “Пара”. Эта игра особенно нравится детям. Ребенку предлагают найти пару предмету соответствующего цвета. К примеру, колеса для машины, крышу для домика. Есть и другая вариация игры: перед ребенком выкладывают неправильно скомпонованные в пары носочки или ботинки, вырезанные из цветной бумаги, и просят исправить ошибки.

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее — информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года – накапливание понимания разговорной речи. После – развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное – процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет – четыре основных.

Занятия с ребенком постарше

В 2-3 года можно предложить крохе решение самых простых задачек, в ходе которого он будет учить цвета вместе с мамой. Возможны следующие варианты.

  • Родитель рисует несколько автомобилей, причем качество рисунка не имеет особого значения, главное – закрасить их разными цветами. После этого дает малышу набор карточек или пуговиц, окрас которых совпадает с цветом каждого автомобиля. Задача малыша – построить «дорожки» для машин, чтобы они соответствовали тону. Упражнение также хорошо тренирует мелкую моторику и, соответственно, полезно для развития речи.
  • Строим поезд. Родитель ставит один кубик любого тона, который уже знаком крохе, например синий. Задача малыша – продолжить паровозик, найдя все кубики именно синего цвета.
  • Собери цветок. Мама рисует цветными фломастерами простые цветки (серединка и несколько крупных лепестков), потом разрезает их пополам и перемешивает. Далее просит малыша, собрав цветы, составить букет, назвать все используемые тона.

Такого типа задания помогают крохам верно сортировать предметы, определяя, являются ли они красными, желтыми, зелеными. В процессе игры маме следует обязательно проговаривать названия цветов, просить ребенка повторить – это способствует запоминанию

Если ребенок допустил ошибку, важно ее отработать: возможно, он просто не понял задание или подумал, что «так будет красивее». Еще раз поясните, что необходимо использовать кубики (пуговицы, карточки) именно одного названного вами цвета

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Специфика детского восприятия цвета

Зрение у человека начинает развиваться еще в материнской утробе. Так, к 7 месяцам у эмбрионов уже полностью сформированы органы зрения и открываются веки. Однако новорожденный видит плохо, поскольку его глазные мышцы развиты пока весьма слабо, он не способен различать цвета.

Исследователи выделили следующие этапы цветовосприятия младенцев.

  1. Начиная со второго месяца они способны различать черный и белый.
  2. В 3-4 месяца воспринимают желтый, красный, оранжевый, а немного позднее – синий и зеленый, даже фиолетовый, но при условии, что краски будут насыщенными, яркими. Оттенки пока дети не дифференцируют.
  3. В 9-12 месяцев ребенок способен различать уже многие цвета.

Учитывая эти возрастные особенности восприятия, родителям рекомендуется приобретать для крох яркие погремушки, поскольку пастельные тона они еще не воспринимают. Это поможет детям научиться быстрее понимать палитру, а в дальнейшем – более успешно изучать цвета.

Признаки дальтонизма

Дальтонизм — это не самостоятельное заболевание. Эта болезнь носит либо наследственный характер, либо является симптомом травмы. Оказать негативное влияние могут и другие офтальмологические заболевания и повреждения центральной нервной системы. В большинстве случаев причины дальтонизма кроются в наследственности. Ученые «винят» в этом Х-хромосому. Носителем гена может быть только женщина — будущая мать ребенка. В женском организме есть две Х-хромосомы. При аномалии одной вторая компенсирует ее действие, и дальтонизм не проявляется. У мальчиков же всего одна Х-хромосома, поэтому в случае её повреждения нет возможности заменить ген на полноценный из второй хромосомы.
Приобретенная форма дальтонизма обычно развивается в результате повреждения глаз или зрительного нерва. Это может являться следствием:    

  • химического ожога;
  • травматического поражения сетчатки;
  • возрастных изменений.

Например, симптомы дальтонизма окулисты часто отмечаются при катаракте. Врачи объясняют эту особенность тем, что из-за изменения восприимчивости фоторецепторов к свету хрусталик начинает препятствовать его прохождению. Нарушается цветоощущение пациента. Подобная картина наблюдается при болезни Паркинсона, при онкологических опухолях, инсульте. Происходит это из-за нарушения перемещения нервных импульсов к фоторецепторам.

Учимся, играя

Поскольку лучшая форма обучения ребенка — это игра, то и разучивать цветовую палитру лучше всего во время игры. Форм и методов для этого предостаточно. Ограничением может быть только лишь полное отсутствие фантазии у взрослого. Ниже приведено несколько простых примеров о том, как можно изучать с ребенком оттенки.

1. Разноцветная прогулка

Очень простая и увлекательная игра! Для того, чтобы ее начать достаточно просто выйти на улицу.

Как играть?

  • Перед тем, как отправляться на улицу, выберите с ребенком какой-то один цвет.
  • Выйдя из дома, предложите малышу отыскать и показать вам как можно больше предметов, окрашенных в выбранный оттенок. Договоритесь предварительно, сколько точно нужно отыскать предметов нужного цвета для того, чтобы «раунд» считался законченным.
  • После того, как «раунд» завершен, повторите игру, но уже с другим оттенком.
  • Для того, чтобы усложнить задачу и добавить азарта, играйте с ребенком на скорость: кто первый безошибочно найдет нужное количество предметов, тот и победитель.

2. Пропавший кубик

Для того, чтобы играть в эту игру, понадобится 4 кубика, которые, естественно, должны быть разных цветов.

  • Первое, что нужно сделать, это начать строительство башни из имеющихся кубиков. В процессе этой работы нужно незаметно взять и неподалеку припрятать один кубик. И обязательно сообщите ребенку о том, что кубиков стало мало. Спросите у малыша, какого цвета был пропавший элемент. Если кроха ответила неправильно, ему озвучивается правильное название, пропавшая деталь возвращается «на стройку», и все повторяется заново до тех пор, пока ребенку это занятие не надоест.
  • Для усложнения задачи количество кубиков в игре увеличивается, цветов становится больше, а пропадают кубики в количестве 2-3 шт.

3. Строим башню

Перед началом строительства с ребенком договариваются о том, что должно быть построено 2 башни из кубиков или конструктора ЛЕГО разных цветов — сначала одного цвета, потом другого.

Во время строительства требуется преднамеренно брать деталь «неправильного» цвета. Ребенок должен замечать эту «ошибку» и исправлять ее.

4. Подбираем веревочку

На бумаге рисуется несколько воздушных шаров разного цвета. Ребенку предлагается определить, что за цвет у каждого шара и подобрать (подрисовать) к нему веревочку такого же цвета.

Как изучать цвета с ребенком — решать каждому родителю! Методик и способов изучения огромное количество.

Главное, выбрать верный и эффективный путь изучения вместе с малышом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий