Как не воспитать из ребенка невротика: 13 типичных родительских ошибок

Рецепт № 6: Выращиваем часто болеющего ребенка

Рецептов этого блюда может быть несколько. Предлагаем вам наиболее простой.

Смысл в том, чтобы взять одного здорового ребенка и терпеливо дожидаться, когда он прихворнет. Как только он почувствует недомогание:

— убрать всю критику в его адрес, если такая была,

— снять с него все обязанности,

— все делать за него (собирать игрушки, заправлять постель и т. п.),

— накупить всего вкусного,

— разрешать есть все, что он хочет, даже если эти продукты ранее были под запретом.

— показывать много мультфильмов,

— разрешать играть в компьютер,

— снять все ограничения по просмотрам.
 

Если вы работающий родитель — обязательно возьмите больничный, чтобы быть дома с ребенком и чаще с ним играть. Более надежный способ — вообще уволиться с работы, чтобы постоянно наблюдать за его здоровьем и лечить. При этом не забывайте при ребенке отмечать, какой у него слабый иммунитет, и что пока он болеет, вы даже на работу выйти не можете.

Чаще вздыхайте, смотрите грустными глазами на ребенка и говорите ему и при нем, какой он болезненный и слабенький, обсуждайте все с бабушками, они с возрастом становятся тревожнее, помогут вам лучше справиться с этим рецептом. Ни в коем случае не закаливайте малыша, одевайте его потеплее, дома не открывайте форточки, реже проветривайте помещение.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Рецепт № 5: Растим тревожного человека

Ребенок вырастет тем тревожнее и боязливее, чем больше внутренней тревоги у вас. Ни в коем случае не обращайтесь к психотерапевту за помощью, лучше почаще ходить по врачам, желательно по разным, и побольше читать про свои симптомы в интернете.

Теперь берем одного здорового ребенка и начинаем за него все время беспокоиться:

1. Даем побольше рекомендаций.

2. Чаще используем частицы «не», после чего рассказываем, что с ним может или должно произойти неприятное. Например: «не ходи без мамы, упадешь», «не катайся на велосипеде быстро — разобьешься», «не залезай на шведскую лесенку — руки разожмутся, и ты свалишься», «не ешь мороженое — заболеешь», «не ешь сладкое — будут болеть зубы», «не гладь этого котенка — подцепишь заразу», «брось эту палку — выбьешь себе глаз» и т. п.

3. Периодически рассказываем ребенку истории про других вымышленных детей, которые не слушались маму, и что с ними потом случилось страшное.

4. Не отдаем таких детей в спорт, не ходим в бассейн — а то встретит там хорошего тренера, и тревогу как рукой снимет.

Рецепт № 2: Готовим беспомощного человека

Рецепт прост, потому что не требует сложных ингредиентов, нужно только ваше желание и хорошее настроение. Но готовится достаточно долго — нужно набраться терпения.

В этом рецепте главное — не пропустить ранний возраст. Упустите его —  и ребенок, не дай бог, вырастет самостоятельным и жестким.

Берем одного здорового ребенка раннего возраста. Как только малыш сталкивается с какой-то трудностью, тут же бросайтесь на помощь и включайтесь. Для вкуса можно ласково гладить по голове и приговаривать «Ничего, ничего, когда-нибудь у тебя обязательно все получится». Такому ребенку старайтесь не давать задания по дому (он может устать), делайте все за него — если не вы, то кто ему в жизни еще поможет?

Через некоторое время вы заметите, что ребенок:

— избегает пробовать что-то новое,

— отказывается участвовать в коллективных играх,

— часто плачет, если у него что-то не получается.

Это значит, что все идет по плану. Ваши усилия вознаградятся человеком с «выученной беспомощностью». По жизни он будет чувствовать себя тревожно и неуверенно в этом мире. Вы молодец — зато он будет не агрессивный!

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Покупка игрушки для себя, а не для ребенка

Многие современные родители испытывают чувство вины из-за того, что много времени проводят на работе, забывая не только сходить с малышом куда-либо, но и элементарно почитать ему сказку или поиграть. Дефицит внимания, которое могли бы уделять собственным детям, они пытаются восполнить с помощью покупки дорогостоящих игрушек, в наличии которых звуковые и световые эффекты, опции воспроизведения сказок и песен. Глупо полагать, что высокотехнологичные гаджеты могут заменить ребенку общение с матерью или отцом. Ими можно воспользоваться, но в самых крайних случаях, когда из-за отъезда нет возможности почитать ребенку сказку. Можно сказать, что появление данных гаджетов способно успокоить лишь самих родителей, но дети не всегда в них нуждаются. Для их развития, в том числе эмоционального, интеллектуального, социального, намного полезнее окажется заниматься с пластилином, мячом, ведерком и лопаткой. Это будет способствовать полноценному развитию творческого начала и подготовке ко взрослой жизни. Говорят, что у современных детей отсутствует фантазия и желание что-либо придумывать из-за постоянного времяпрепровождения за компьютером, вследствие чего не стоит лишь ребенка желания заниматься с подручными материалами. Это займет его, в особенности в тот момент, когда родитель будет занят домашними делами, а малыш сможет создать нечто новое и интересное своими руками.

Рекомендация: самое оптимальное – подбор и покупка игрушек в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Лучше всего не покупать их слишком много, чтобы чередовать, а заодно вызывать интерес у малыша появлением новых, чтобы не появилось однообразия. Можно купить несколько игрушек и спрятать, чтобы впоследствии радовать ребенка новым приобретением.

Влияние телевизора на ребенка

Можно сколько угодно говорить о вреде просмотра телевизионных передач на ребенка. Отрицательное влияние на зрение никто не отменял, как и отсутствие смысловой нагрузки в большинстве детских мультфильмов. Другой вопрос, что многие родители часто пользуются помощью телевизора, чтобы отвлечь ребенка, а самим заняться домашними делами. Стоит осознать, что до трехлетнего возраста этого делать категорически нельзя, так как психика малыша отличается неустойчивостью. Ко всему прочему, просмотр мультфильмов может сделать ребенка более ленивым, лишить его фантазии, давая готовые шаблоны при попадании в те или иные ситуации. Взрослые фильмы и передачи способны развить в ребенке ненужную агрессивность, а также вызвать испуг и самую настоящую зависимость от телевизора.

Важно! Ребенок может проводить от 15 до 40 минут в возрасте 2-5 лет и не более часа, если старше 5 лет. Детям до 2 лет просмотр телевизора не рекомендуется!

Психологический надлом

И вот ребенок подрос, родители готовы “пожинать плоды своих трудов”: еще немного — и он прославится, что-нибудь изобретет, выиграет международный конкурс, попадет в сборную страны. Но после многих лет стараний, самоотречения все неожиданно начинает рушиться: талантливые, трудолюбивые, послушные дети больше ничего не хотят и не могут, катятся по наклонной вниз, превращаются в откровенных лузеров — они даже не “как все”, а хуже всех. У одного нервный срыв, у другого глубокая депрессия, третий начинает воровать в магазинах, четвертый подсаживается на наркотики.

Характерный пример — история одной из героинь фильма “Рожденные в СССР”. Этот проект режиссер Сергей Мирошниченко начал в 1989 году. Он встречался с одними и теми же детьми каждые семь лет — когда им было 7, 14, 21 и 28.

С девочкой Катей из Вильнюса родители начали заниматься очень рано и интенсивно. В школу она ходила только на выборочные занятия, остальному ее учила дома мама. В семь лет она бегло читала, играла на фортепиано и легко формулировала мечты о будущем на английском языке. В четырнадцать Катя продолжает нас восхищать — автор фильма открыто характеризует ее как “вундеркинда”. Она уже заканчивает школу экстерном, свободно говорит по-английски, учит японский.

Но уже в первой серии (“Семилетние”) можно увидеть признаки неблагополучия — и неврологические (локальные тики лицевой мускулатуры), и психологические. Например, на вопрос: “Есть ли у тебя друзья?” — Катя безо всякой иронии отвечает: “У меня друзей настоящих нет пока. У меня однопланетники и однопланетницы”. В 14 лет она так говорит о своих занятиях: “Как на ишака нагрузили этой зубрежки, и вези, сколько у тебя спина выдержит…”

В третьей части цикла, когда Кате 21 год, мы ожидаем увидеть ее молодым перспективным ученым или профессиональным переводчиком. Но нас ждет разочарование. После окончания школы Катя поступила на факультет психологии, а то, что произошло дальше, она объясняет так: “Мне там стало тяжело, и я ушла оттуда. Я себя чувствую виноватой. Я не знаю, из-за чего. Так, на всякий случай. Я психически была нездорова тогда. И это долго чувствовалось, я долго от этого отходила: наверное, года три. И до сих пор у меня бывают моменты, когда я себя чувствую совершенно выжатой и физически, и внутренне”.

Катя была яркой и неординарной девочкой, но она не выдержала — в какой-то момент произошел надлом, даже понадобилась помощь специалистов. Позднее она все-таки смогла справиться с этой жуткой ситуацией и поступить в вуз во второй раз.

Ведущий спросил, не слишком ли высокая планка ей была задана. Катя ответила: “Сейчас я стала от этого избавляться. Может, я просто расту и учусь принимать себя такой, какая я есть. И не прыгать так высоко, что я заранее знаю, что я не допрыгну. А раньше, да, это было”.

Эта история имела вполне благополучное продолжение: в очередной серии фильма мы видим, как 28-летняя Катя завершает обучение в Вильнюсском университете по специальности “английская филология”, работает оператором на телефоне — принимает звонки из Великобритании, пишет книгу вместе с американской подругой. К сожалению, не всем детям удается “перерасти”, преодолеть тяжелые ситуации, в которые их загоняют родительские амбиции.

Навязывание собственных взглядов

Родители всегда считают, что лучше знают, чем именно заниматься ребенку. Это довольно распространенная практика их поведения. Они справедливо полагают, что руководствуются лишь благими намерениями. Лучше всего набраться терпения и позволить малышу повозиться с игрушечной посудой. Многие взрослые организовывают для ребенка игрушечные кухни, инструменты, что позволяет любимому чаду почувствовать себя большим, способным брать пример со взрослых.

Нет ничего плохого в изучении ребенком подручных предметов. Это позволит ему найти увлечение, которое действительно нравится. При ограничении пространства и видов деятельности, можно подавить в ребенке самостоятельное начало, из-за чего придется столкнуться в дальнейшем с инфантильностью и нежеланием принимать собственные решения. Беззаботное детство, возможность пофантазировать, позволят раскрыть в малыше творческое начало. От взрослого требуется контролировать игру, но никак не ограничивать ребенка. Кто знает, возможно, именно благодаря игровому процессу, ребенок сможет понять, какое увлечение придется ему по душе и в дальнейшем выбрать себе профессию.

Неспособность к творчеству

Дети по своей природе креативны, они все время что-то придумывают, воображают. Сегодня это качество востребовано как никогда: мир меняется, необходимые еще вчера знания и навыки завтра, возможно, будут не нужны, зато гибкость, умение быстро перестраиваться, готовность к восприятию всего нового и необычного всегда в цене.

Самый благодатный возраст для развития фантазии, воображения, творческих задатков — дошкольный, от трех до пяти лет. Дать бы детям свободное время, чтобы просто поиграли — увлеченно, беззаботно. Но нет: каждое занятие должно приносить практическую пользу, чему-нибудь служить и что-нибудь развивать.

Сын во всех тетрадках рисует фантастические замки — везем его к профессиональному педагогу; дочка под музыку крутится перед зеркалом, изображая принцессу на балу, — записываем ее в модную танцевальную студию. Мы будто пытаемся избавиться от спонтанности, загнать стремление ребенка к самовыражению в заданные рамки — “все должно идти в дело”.

Даже совместная прогулка теперь не просто прогулка — мы непрерывно чему-нибудь учим ребенка и тут же проверяем “усвоенный материал”. Из-за постоянного “как называется этот цветок?”, “повтори, какие бывают животные” ребенок не чувствует себя свободным, не может просто помолчать, побегать, потрогать, послушать, посмотреть и поговорить о том, о чем ему хочется.

У ребенка нет не только времени, но и места, где можно реализовать свои фантазии. В продуманном до мелочей пространстве дома и сада, вычищенном и вылизанном, не найдешь ни одного потайного уголка, “островка свободы”. А вот игрушки — самые дорогие, современные, развивающие. Негоже ребенку играть с кастрюлей и шваброй — на них же не написано “развивающие”!

Любопытство, воображение, творчество подобны мышцам: если ими не пользоваться, они слабеют и в конце концов атрофируются. Своим вечным “надо” и “должен” мы гасим в детях любые творческие порывы, а потом удивляемся, почему они растут пассивными, инертными, безынициативными.

Маленький невротик: основные симптомы

На самом деле, разновидностей невротических состояний у детей великое множество. Каждая из них имеет собственные признаки. Однако общие черты все-таки есть, что помогает распознать данное заболевание по первым симптомам.

  1. Малыши становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Если же их поругать, то последующую реакцию вообще сложно предугадать. Крохи могут впасть в истерику, падать на пол или даже биться головой о стену.
  2. Иногда встречаются и противоположные способы реагирования. Ребенок замыкается в себе, не отвечает на вопросы взрослых, в общем, становится отчужденным.
  3. Если невроз переходит на следующую стадию, то проявляются и другие признаки. У малыша исчезает аппетит, некоторые детки просто перестают кушать. Они начинают жаловаться на регулярную головную боль и неприятные ощущения в животе.
  4. Отмечаются проблемы со сном и засыпанием, вплоть до бессонницы. Ночью дети просыпаются с плачем и криком. У них появляется повышенная потливость, причем конечности остаются холодными.
  5. Следующая стадия – ребенок не хочет посещать садик, он страдает от депрессии, постоянных страхов. Это очень непростое состояние, которое требует немедленного вмешательства специалистов.

Итак, жизнь невротика, как мы видим, достаточно сложна. Однако во многом в этой ситуации виноваты именно родители.

В начале статьи мы привели 12 правил, которые гарантируют неурядицы в семье, развитие невротических черт личности у ребенка и прямую путевку к неврологу и психологу.

Мы надеемся, что вы, прочитав подобные вредные рекомендации, поступите наоборот, если, конечно, не хотите, чтобы ваш малыш вырос неуверенным, депрессивным и замкнутым человеком.

Не проявляем интерес к совместным играм

Чтобы укрепить эмоциональную привязанность между родителем и ребенком, можно обратиться к настольным играм, вместе приготовить ужин или же прибить полку. В раннем детстве у ребенка еще наблюдается интерес к совместной деятельности, чем родители должны активно пользоваться. Взрослые должны сами проявлять творческое начало, чтобы лишний раз продемонстрировать любовь к ребенку, желание обучить его полезным навыкам, которые непременно пригодятся во взрослой жизни.

Следуя этим рекомендациям, можно вырастить из ребенка по-настоящему счастливую и гармонично развитую личность. Не стоит считать, что малыш должен заниматься лишь изучением книг, посещением кружков и обучением. Именно игра позволит развить самостоятельность, навыки, способные пригодиться в будущем и поспособствуют развитию эмпатии и коммуникативных навыков.

Дети-невротики – типичные родительские ошибки

Как мы уже говорили, среди причин возникновения неврозов у детей специалисты выделяют самую главную – родительское поведение.
Именно отношение мама и папы к ребенку формирует не только его характер, но и нервную систему.

Как же воспитать из спокойного чада невротика?

Старайтесь постоянно подчеркивать важность не самого малыша, а его достижений: первые места в спортивных и творческих конкурсах, мнение окружающих людей, высокие отметки. Не одергивайте воспитателей, которые публично говорят о его неудачах, поддерживайте родственников, выражающих неудовольствие его поведением.
Будьте противоречивы – вместе с супругом ругайте и хвалите ребенка за один и тот же поступок

Обязательно устраивайте скандалы и конфликты в присутствии детей. Только в этом случае они смогут построить «нормальные» отношения в личной жизни, на работе. Если вы в разводе, не забывайте каждый день напоминать о плохой наследственности.
Высмеивайте недостатки малыша. Так вы подготовите его к будущей школьной жизни и, конечно, повысите его самооценку. Постоянно напоминайте девочке, какая она толстая. Это заставит ее заниматься своей внешностью, а значит, ее ждет или карьера модели, или анорексия.
Пусть ребенок остается в неведении, поэтому не объясняйте мотивов своих поступков. Ведь он еще маленький и ничего не поймет, а когда подрастет, то сам обо всем догадается. Не забывайте, что даже двухлетний малыш «понимает» сложные инструкции и формулировки, например, «всегда поступай правильно».

С раннего детства пугайте серым волчком, Бабой-Ягой, Бабайкой, которые только и ждут, чтобы забрать с собой непослушного карапуза. Затем к этой веселой компании добавляйте злого полицейского, жестокого доктора с уколами, монстров в темных комнатах. Кстати, кто сказал, что детей нельзя закрывать в чуланах?
Почаще сравнивайте малыша со сверстниками и осуждайте его. Напоминайте ему, что другие дети в детском саду лучше его: умнее, общительнее, перспективнее. Как только ребенок приступает к какому-либо занятию, немедленно подключайтесь и комментируйте все его неудачи и промахи.
Помните, что доверие между родителями и детьми – совершенно необязательное условие. Выспрашивайте ребенка, что он сделал за сегодняшний день: «Будь честен со мной, я тебя не накажу». Однако после его признания обвините в совершенном проступке, накажите или лишите чего-нибудь.
Кстати, наказания должны прочно войти в вашу родительскую практику. Не слушайте психологов, говорящих о вреде физических мер воздействия – порите офицерским ремнем. Также лишайте своего общения, запирайте в темной комнате, грозитесь отдать чужой тете. Пусть малыш каждую минуту гадает, что придумает мама за новый поступок.
Из вашего чада не получится невротик, если вы не научите его обманывать. Вы ведь уверены, что дети всегда лгут? Тогда пусть ребенок врет более изощренно. Постоянно напоминайте ему в беседе о том, что видите насквозь его жалкие попытки обмана: «Думаешь, я не вижу, что ты лжешь?», «Как только можно такое выдумать?» За любую попытку обмана обязательно наказывайте.
Заботливая мама – это тревожная, беспокойная родительница, которая передает свое волнение ребенку. Постарайтесь ни на минуту не покидать его. Постоянно находитесь рядом, оберегая от любых инициатив и волнуясь за него. Пусть малыш также растет тревожным, неуверенным в себе, замкнутым, зато он всегда будет готов к любым неприятностям.
Вашему младенцу уже исполнилось полгода, а он еще не выучил английский язык, не умеет плавать, не отличает творчество Моцарта от музыки Бетховена? Тогда вы должны освоить с ним все самые популярные методики раннего воспитания. Невроз обязательно наступит, как несоответствие между возможностями ребенка и предъявляемыми требованиями.
Всегда помните, что лучшая на свете мама – это мама-невротик. Поэтому никогда не принимайте помощь родных и близких, решайте все свои проблемы самостоятельно. Внимательно следите за трудностями других людей, чтобы успеть вмешаться и в их ситуацию. Даже если вы устали и постоянно срываетесь на домочадцев, не ходите к психологу – пусть ребенок считает, что вы сильный человек и просто само совершенство.

В результате подобных манипуляций велика вероятность воспитания невротика. Как же увидеть в ребенке признаки невротической личности?

Жизнь без радости

Одиннадцатилетний мальчик из богатой семьи после уроков пришел на день рождения к однокласснику. Пообедав, дети собрались в парк аттракционов, но он сказал, что не сможет поехать: ему надо в музыкальную школу, а вечером на занятия по айкидо. Мальчик даже не расстроился: не получилось пойти с друзьями и не надо!

На вопрос о том, как он выдерживает такую насыщенную программу, ребенок, улыбаясь, ответил: “Не проблема, привык, все это вполне можно проглотить”.

Мальчик нашел очень точное слово — “проглотить”. Чтобы что-нибудь для себя выделить, зацепиться, заинтересоваться, необходимо время и определенная внутренняя работа. А когда события следуют одно за другим, как в калейдоскопе, только и успеваешь, что “по-быстрому проглотить” — возможности прожевать, переварить и усвоить просто нет.

Ребенок так загружен, что не в состоянии прочувствовать, понять, чего он на самом деле хочет, что ему по-настоящему нравится, а что нет, что поднимает настроение, а что портит и почему. Он движется в потоке дней, принимая и приятное, и неприятное с одинаковым безразличием и равнодушием. Это своего рода защитный панцирь, от которого отскакивает все, что могло бы задеть его за живое.

Безразличие проявляется в особом расположении духа — оно “никакое”. Как говорила Марья-искусница, героиня известной киносказки, “что воля, что неволя — все равно”. Живой человек излучает эмоции: радость и огорчение, принятие и отвержение. Безразличный производит впечатление скорее тусклое, трудно уловимое, у него нет четких контуров и акцентов.

На первый взгляд, в таком невозмутимом спокойствии нет ничего страшного — ведь это не агрессия, это не взрывоопасно. Даже хорошо — послушный ребенок! Но все не так просто. Из блеклого эмоционального состояния его может вывести только что-то из ряда вон выходящее, какое-то экстремальное переживание, сильный раздражитель.

Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?

Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?

Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».

Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.

Трудный возраст

Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.

Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.

В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.

Подытожим вышесказанное

Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий