Когда можно оставлять ребенка дома одного?
Недавно, когда мой ребенок заболел, я была вынуждена остаться дома. Сначала я пыталась уговорить мужа прогулять работу, потом звонила вечно занятым бабушкам и дедушкам, а в заключении долго объясняла начальнику, что мне не с кем оставить больного ребенка, и я сегодня не смогу осчастливить коллег своим присутствием. Внимательно слушая мои телефонные дебаты, трехлетний карапуз ошарашил меня вопросом: “Мам, а когда я смогу остаться дома один, чтобы ты могла работать?”
Простой, на первый взгляд, детский вопрос поставил меня в тупик: действительно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов несколько часов провести один и при этом не пострадать? Вопросы возникали один за другим, а ответа не было..
Здравый смысл
Шансы на то, что за 14 лет у мамы с папой ни разу не возникнет необходимости срочно отлучиться куда-то без ребенка, конечно же, равны нулю
Рано или поздно такой момент наступит, поэтому важно, чтобы сам ребенок был готов к этому. Чтобы определить уровень его готовности, нужно понять, имеются ли следующие признаки:
- Ребенок способен заниматься чем-то самостоятельно не менее 2 часов подряд, не нуждаясь в подсказках и помощи взрослых.
- Он не «теряет» своих родителей, если их нет в поле зрения. Например, когда мама на кухне готовит обед, а сам малыш играет в соседней комнате.
- Его уже не пугает темнота, он не нервничает в замкнутом пространстве (скажем, когда играет в комнате при закрытой двери).
- Ребенок точно знает, что можно, а что нельзя, и почему. Осознает, что нарушение обоснованных запретов может привести к негативным и даже опасным последствиям.
- Вы часто замечаете, что в ролевых играх сын или дочь часто исполняет ведущую роль, образ кого-то старшего и более опытного. К примеру, предпочитает быть доктором, когда играет в «больничку», или родителем, когда играет в «дочки-матери».
- Ребенок не проявляет жестокости и стремится избежать боли сам. Он прекрасно понимает, что такое боль и какие действия могут ее причинить.
- Он знает, как пользоваться телефоном, как связаться с родителями.
- Ребенок не злопамятный и отходчивый: быстро забывает обиды, не имеет склонности копить и утаивать злость.
- Способен объективно оценивать собственное поведение: понимает, когда поступил плохо, когда хорошо и почему. Может предугадать реакцию родителей на свои поступки.
- Чадо имеет свои домашние обязанности. Родители могут поручать ему убирать на место свои игрушки, кормить кота, заправлять постель и пр. Ему нравится эта ответственность, он с удовольствием выполняет порученное.
- Ребенок уже привык к определенному распорядку дня и соблюдает его, сам того не замечая: кушает, ложится спать и встает примерно в одно и то же время. Маме с папой уже не нужно постоянно напоминать ему, когда и что делать.
Чем больше пунктов совпадают с поведением вашего ребенка, тем больше в нем готовности остаться одному дома. В идеале должно быть не менее 8–9, другой результат говорит о том, что ребенок еще не готов и пока с этим следует повременить.
Как привить самостоятельность
Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.
Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.
Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.
Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.
Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.
В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.
Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.
Научите, как позвонить маме
Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо . Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и набрать мой номер.
Используйте современные технические средства
Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.
Научите не открывать никому дверь
Что касается такой неприятной темы, как , не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии – «…ты один дома, а в дверь звонят».
А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».
Инструкция по безопасности для мам:
- Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей, соседей, бабушки с дедушкой.
- Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
- Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
- При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
- Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
- Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
- Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
- Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
- Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
- Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
- Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
- Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребенку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
- Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
- Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
- Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
- Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.
Дети и окна
Когда наступают теплые деньки, начинается сезон открытых окон. И, к сожалению, он приносит много несчастных случаев, связанных с детьми. Существует несколько простых правил по технике безопасности вблизи окон:
В первую очередь, не стоит оставлять ребенка одного в комнате, где есть открытое окно, или если у малыша есть возможность открыть его;
Следует перед началом сезона проверить все окна на исправность, чтобы избежать неисправимых ситуаций и самопроизвольного их открытия;
Если все же ребенок остается в комнате один, лучше оставить окно в режиме проветривания, так он не сможет его открыть настежь;
Родителям стоит обратить внимание на замки для окон с ключом, которые можно закрыть, а ключ забрать;
Детям лучше всего не показывать, как открывается и закрывается окно, так как у них отличная память, и они все запоминают очень быстро. Во время манипуляции лучше отвлечь их внимание на что-то более интересное;
Самое главное правило, это оказать влияние на ребенка с точки зрения воспитания, родителям необходимо объяснить своему чаду чем опасно открытое окно, что не нужно из него выглядывать и становиться на подоконники
Для того, чтобы малыш послушался совета, взрослые сами не должны пренебрегать этими правилами. Так же, детям лучше не видеть, как мама или папа моет окно;
Следует помнить, что окна бывают не только дома, поэтому соблюдать правила безопасности необходимо в гостях, и в любых других помещениях.
Для того, чтобы избежать трагедии, родителям не нужно оставлять ребенка дома одного даже на минуту, особенно во время сна. Обычно, малыши выпадают из окна в тот момент, когда родители отсутствуют. Чтобы кроха не смогла добраться до подоконника, нужно убрать от окна всю мебель, на которую ребенок может залезть. Самое популярное заблуждение взрослых – это то, что москитные сетки станут помехой для ребенка и обезопасят его от падения. Это далеко не так, такие сетки дают детям ложную надежду, что за ней они в безопасности. Таким образом, карапуз может облокотиться на москитную сетку и выпасть вместе с ней. Таких случаев огромное множество.
Для большей безопасности, можно установить на окна специальные решетки. Но следует помнить, что в случае чрезвычайных ситуаций, у взрослых должна быть возможность легко их открыть. Если на улице происходит что-то интересное, что требуется показать крохе, родители должны очень крепко держать малыша, так как у них наблюдается повышенная активность. И ни в коем случае не надо держать малыша за одежду. Чтобы ребенок так же не смог открыть окно с помощью ручки, можно просто снять ее, и надеть по необходимости.
Пожалуй, еще один важный момент безопасности ребенка дома является входная дверь. Родители должны четко объяснить ребенку, что ее нельзя открывать незнакомым людям и впускать их в помещение. Если ребенок остается дома один, то вопрос входной двери должен соблюдаться беспрекословно. Даже если тот, кто звонить в дверь, покажется ребенку знакомым.
Как определить готовность ребенка оставаться дома одному.
Рекомендуется обращать внимание не столько на возраст несовершеннолетнего, сколько на его развитие и реальные возможности. Чтобы остаться без родителей и не навредить себе, ребенок должен:
Чтобы остаться без родителей и не навредить себе, ребенок должен:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- знать правила безопасности;
- уметь пользоваться бытовыми приборами;
- не бояться остаться без родителей.
Перед тем, как оставлять школьника дома, необходимо провести с ним беседу о безопасности
Важно, чтобы ребенок знал, когда можно или нельзя открывать дверь
Также школьник должен уметь пользоваться телефоном, знать номера аварийных служб, если ему придется остаться одному в течение нескольких часов.
Перед тем, как оставлять ребенка одного дома, родители должны убедиться в том, что он безопасно и комфортно проведет время.
Оптимальный возраст.
К этому моменту ребенок уже хорошо умеет пользоваться всей бытовой техникой, может занять себя.
Если возникла необходимость оставить школьника раньше на несколько часов без присмотра, то следует позаботиться о его безопасности:
- Необходимо убрать все потенциально опасные предметы так, чтобы несовершеннолетний не смог ими воспользоваться.
- С ребенком рекомендуется провести беседу о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в экстренной ситуации.
- Следует убедиться, что несовершеннолетний умеет пользоваться техникой и знает о правилах безопасности.
- Проинструктировать ребенка о телефонах аварийных служб, разъяснить их назначение. Список с номерами рекомендуется оставить на видном месте.
- Рекомендуется оставить несовершеннолетнему телефон для связи с взрослыми.
Перед уходом родители должны подробно объяснить ребенку, куда они направляются и во сколько вернутся. Это позволит ему чувствовать себя в безопасности.
Если родители отлучаются на несколько часов, то они должны проверить, сможет ли ребенок при необходимости обеспечить себя едой и водой
При этом важно, чтобы он соблюдал меры безопасности
Мнение детских психологов
Как мы выяснили, не рекомендуется оставлять дома детей одних примерно до шести-семи лет. Но каждый детский психолог скажет, что нужно учитывать не возраст ребёнка, а реальные возможности и готовность к этому малыша.
Родители должны понимать, что кроха сможет комфортно, безопасно и интересно провести время один. Он должен не бояться оставаться без взрослых, уметь ориентироваться в домашнем пространстве.
Важно, чтобы ребенок мог обеспечить себя нужным. Например, найти игрушки, книгу, сходить в туалет, налить стакан воды и так далее
При этом он должен выполнять только безопасные действия.
Важно, чтобы малыш знал главные нормы безопасности. Кому можно открывать дверь, а кому – нет
Как и с кем связаться в случае опасности или чрезвычайного происшествия. Задайтесь вопросами и спросите у самого малыша, спокойно и не страшно ли ему сидеть в доме одному.
Обратите внимание, легко ли он отпускает вас по делам, на работу, гости либо в магазин, когда остается с кем-то другим. Если вы утвердительно ответили на перечисленные вопросы, а также обучили малыша нужным знаниями и навыкам, его смело можно оставлять одного
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
В каком возрасте можно оставить ребенка одного дома на ночь?
Моя знакомая работает ночным оператором и оставляет 12 летнюю дочь одну ночью. Знаю что за границей это запрещено законом. А как это регламентировано у нас? Существуют ли определенные возрастные и временные рамки?
Похожее:
У нас это будет регламентироваться только в том случае, если с ребенком что-то произойдет. Есть закон о том, что детям нельзя находиться на улице без взрослых с 22 часов вечера до 6 утра. В этом случае родителям грозит штраф. А если ребенок находится дома один ночью, даже если он совсем маленький и никто об этом, кроме мамы, не знает и с ним ничего не случилось, то и ответственность эта нигде не прописана. Это лежит уже на вашей собственной ответственности. Бывают случаи, когда, как у вашей подруги, ребенка не с кем оставить. Ну что, здесь остаётся надеяться только на то, что с ребенком ничего не случится. Хотя я бы на месте вашей подруги все же задумалась и как-то обезопасила ребенка. Ведь всякое может произойти, в 12 лет ребенок ещё совсем несмышленый, хоть и кажется взрослым.
в России нет прямого закона, который бы четко ограничивал тот возраст, когда ребенка можно оставить дома одного. Однако, согласно статьи 125 УК РФ “Оставление в опасности” родители могут быть наказаны за оставление в опасности малолетнего ребенка, а малолетним считается гражданин, еще не получивший паспорт, т.е. до 14 лет. Таким образом, не стоит без надобности оставлять одного ребенка до 14 лет на всю ночь, лучше постараться подобрать такие варианты, когда за ребенком могут присмотреть бабушки или няня.
Мне кажется 12 лет, это вполне нормальный возраст, если ребенка оставить на ночь (конечно если ребенок послушный и не сильно активный). Но только в том случае, если нет возможности кого-то позвать. Все таки лучше перестраховаться, как говорится лучше все лишний раз обдумать, чем разгребать проблемы.
Допустим меня в детстве с 12 лет тоже оставляли одну. И все нормально обошлось. Но как говорится, лучше все таки быть бдительными.
А на меня в девять лет оставляли двух месячного брата. Мне и кормить его приходилось (подогревала молоко или смесь), и пеленать, и гулять выносить (двор был жилкоповский). Но тогда были другие времена. Сейчас все сложнее, и девочку 12 лет не стоит оставлять одну. Хотя много зависит от воспитания, доверия.
Люди не могли так сильно измениться. Просто родители стали более беспокойными. Но это не плохо, а наоборот хорошо. Больше досмотра за детьми
Если обратиться к закону нашей страны, то он говорит о том, что дети без присмотра могут оставаться дома с 14 лет.Однако, если брать ситуацию, которую Вы описали, я понимаю Вашу подругу. Работать надо, да и все дети разные. Ее дочь в 12 лет вполне может уже готова оставаться одна. Когда-то в мое время детей родители и в в более раннем возрасте оставляли дома одних. Лично я оставалась, когда мама работала в ночь и в восемь лет. И ничего страшного, уже все понимала вполне.
Оставляют и более младших детей. Пока ничего не случилось, никто ничего не узнает и не скажет. В принципе, в 12 лет ребёнок уже может быть вполне самостоятельным, и если обстоятельства вынуждают, что поделать. Меня родители оставляли одну спать в 5 лет, а сами уходили в кино. А вот я свою дочку пока одну спать не оставляла, она чуть старше дочери Вашей знакомой. Пока не было такой необходимости.
Российский закон устанавливает нижний временной предел, по достижению которого ребенок может оставаться дома без присмотра родителей – 14 лет. До этого срока считается, что быть ночью дома одному опасно. Да мало ли что может случиться (незакрытый газ. пожар, паника у ребенка). Маленьких особенно опасно оставлять одних, так как неожиданно проснувшись, они пугаются, а младенцев вообще нужно постоянно контролировать ночью.Меня потрясло известие в сети. В Пермском крае родители оставили четырехмесячного младенца дома одного, уйдя в гости. Вернувшись домой в 6 утра, они обнаружили его мертвым. За несколько часов могло произойти что угодно: мог подавиться слюной, неудачно повернуться, уткнувшись носиком в подушку, лечь на живот и т.д. Лично я старшего сына одного на ночь еще не оставляла, хотя ему через пару дней будет пятнадцать. Младшему два с половиной месяца, и большую часть ночи он спит у меня под боком, либо в метре от меня на соседней кровати.
Инструкция по безопасности для мам:
- Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей, соседей, бабушки с дедушкой.
- Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
- Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
- При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
- Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
- Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
- Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
- Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
- Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
- Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
- Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
- Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребенку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
Предусмотрите каждую мелочь.
Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
- Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
- Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
- Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.
Основные правила безопасности для детей
Итак, стало понятно, научить правилам безопасности детей — это забота родителей. Как бы ни старались мама и папа, всегда быть с родителями малыш не сможет, поэтому родители должны составить некую инструкцию, в первую очередь — для себя. Памятка «Учим ребенка правилам безопасности» поможет не упустить важные наставления. Памятка включает в себя следующие основные нормы безопасного поведения, которым взрослый может научить детей:
- Никому не открывать двери, если малыш остался дома один. Если кто-то звонит по телефону, ни в коем случае не сообщать, что взрослых в квартире нет.
- Выучить наизусть номера экстренных служб и уметь пользоваться ими. Можно повесить список номеров на видное место. В сложной ситуации такая анкета поможет быстро сориентироваться, в какую именно службу необходимо позвонить.
- На улице не разговаривать с незнакомцами, не подходить к машинам, даже если оттуда протянута рука со сладостями или котенком, не уходить с неизвестными людьми по их просьбе, не входить в лифт с незнакомцами. Обращение по имени еще не означает, что человек знает ребенка. Также нужно помнить: мама и папа никогда не пришлют незнакомца за малышом.
- Если преследует незнакомец, нужно направиться в людное место и сообщить о том, преследует неизвестный человек. Помочь и защитить может полицейский или охрана торгового центра. Ни в коем случае нельзя заходить в подъезд, чтобы спрятаться.
- Переходитьи дорогу только на зеленый сигнал светофора, пользоваться пешеходными переходами и всегда внимательно смотреть по сторонам.
- Спички, газ, электричество, лекарства — все это не игрушки. С электрическими и газовыми приборами нужно обходиться очень аккуратно. Лучше всего не использовать их, если дома нет взрослых.
Конечно, данный свод правил — далеко не полный. Заботясь о безопасности детей, родители могут создать несколько отдельных памяток, сгруппировав нормы поведения по разделам (например, правила пожарной безопасности, безопасность ребенка дома и на улице, правила дорожного движения для детей).
Можно периодически доставать памятки и освежать собственные знания, одновременно подкрепляя формирование безопасного поведения у ребенка. Не забывайте о том, что малышам очень важен пример взрослых, поэтому выполнять правила нужно и самому, в противном случае ребенок не усвоит их.
Детская безопасность — важнейшая часть воспитания ребенка. Формирование у ребенка навыков безопасного поведения в сложных жизненных ситуациях — большой труд, однако посвящать этому достаточное количество времени обязан каждый родитель. К сожалению, уберечь детей от всех возможных видов опасности просто невозможно, но мама и папа вполне способны сделать все, чтобы подготовить ребенка к встрече с трудностями.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
- Техника безопасности пребывания на льду для детей
- Правила безопасности поведения для детей зимой
- Основные правила безопасного поведения на улице для детей
- Что такое фликеры и как обеспечить безопасность детей на дорогах
Буква закона
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует конкретный нормативный акт, который бы четко устанавливал, с какого возраста можно оставлять детей дома без присмотра взрослых. Но есть законы, которые влияют на этот вопрос косвенно:
- Считается, что частично нести за себя ответственность ребенок начинает с момента получения паспорта гражданина РФ, то есть с 14 лет. Поэтому теоретически оставление подростков одних дома с этого возраста не запрещено.
- Есть еще статья 125 УК РФ об оставлении в опасности. Кратко суть ее сводится к тому, что если вы оставили ребенка младше 14 лет дома одного и с ним произошел несчастный случай, вы будете виноваты и понесете наказание.
Интересно, что при этом законодательство не освобождает мать от работы в ночное время или командировок, если ее ребенок достиг возраста 5 лет. И работодателя совершенно не волнует, есть ли у нее возможность оставить с кем-то свое чадо.
Как видите, противоречия есть, и они видны невооруженным глазом.
Знакомство с местностью
Как только ребенок становится более-менее осмысленным, родители начинают объяснять ему правила поведения на улице, как переходить дорогу, кто свой и кто чужой, знакомить с соседними кварталами и основными маршрутами движения семьи.
Ребенок должен хорошо ориентироваться на местности: знать маршруты, уметь не отвлекаться на собачек, друзей и воздушных змеев. Можно нарисовать план-схему, например, дом-магазин. И научить ребенка ориентироваться по плану.
Определить ориентиры основные: школа, садик, магазин, дерево, площадка. По каким дорогам ребенок ходит в магазин (школу) – должен знать наизусть, чтобы не потеряться.
Во дворах и на улице есть места, куда детям заходить не нужно: подвалы, гаражи, закутки между гаражами и т.п. Объяснить это нужно ребенку заранее и проверить, что он понимает, что эти места – табу.
Выучить домашний адрес, свои имя-фамилию, телефон и имена родителей. Ребенок должен внятно и разборчиво говорить. Записку с контактами можно класть ему в карман – всегда.
Сначала для воспитания самостоятельности ребенка ег отпускают одного в знакомых местах рядом с домом: двор (если он огорожен – плюс), дача, ближайший магазин, школа, если она рядом.
Когда ребенок первые разы сам на улице, можно попросить других мам на площадке присмотреть за ним и самим присматривать в окно.
Потенциально опасные ситуации
Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.
Сорвало кран (прорвало трубу)
Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.
Пожар
Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!
Запах газа
Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.
Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.
В дверь кто-то стучит или звонит
Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).
Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).
Если визитеры не уходят – позвонить в полицию.
Как понять, готов ли ребенок оставаться один
Не существует конкретного возраста, когда малыша можно оставлять одного в квартире. В некоторых странах это вовсе запрещено делать, пока ребенку не исполнится 10-12 лет. В любом случае, вся ответственность за чрезвычайные ситуации ложится на родителей. Поэтому прежде, чем покинуть квартиру, стоит убедиться, что малыш действительно готов побыть некоторое время в одиночестве.
Ребенок готов остаться дома один, если можно утвердительно ответить на следующие вопросы:
- может позвонить кому-то из родителей, позвонить 112 и описать ситуацию;
- может играть, не прибегая к помощи родителей хотя бы час;
- не испытывает страха;
- четко знает и выполняет распорядок своего дня;
- неукоснительно слушается родителей и не пользуется запрещенными предметами.
Если все это можно сказать о малыше, стоит попробовать оставить его дома одного
Но важно понимать, что не следует оставлять ребенка в возрасте до 5-6 лет. Предварительно необходимо рассказать ребенку, как он должен действовать в случае опасных ситуаций
Почему ребенка опасно оставлять дома одного?
Скорее всего, вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставлять одного, заинтересовал вас не в контексте потенциального несения административной или уголовной ответственности, а в связи со стремлением позаботиться о своем малыше. Поэтому начнем с того, что выясним, почему это в принципе важный вопрос.
Вероятно, вы замечали, что стоит только отвернуться – как ваш ребенок уже находит себе новое веселье. Причем в лучшем случае оно может быть связано с порчей имущества, а в худшем – с возникновением угрозы для его здоровья или жизни. Даже в аккуратной квартире с относительно безопасной техникой кроется множество потенциальных источников опасности. Открытые розетки и слабые сетки на окнах, тяжелые предметы на верхних полках шкафов, даже лампочки в люстрах и обычная ванна. И если вы думаете, что ваш ребенок никогда и ни за что не додумается набрать полную ванну воды и поиграть в ней в подводную лодку, создав опасность своего утопления, то не зарекайтесь.
Вы должны понимать, что дети живут в своем мире, который достаточно разительно отличается от нашего, мира взрослых. И это продолжается достаточно долго (по сути, вплоть до тех пор, пока ребенок сам не вырастет в относительно взрослого человека). У него хорошо развито воображение и фантазия, и он вполне может придумать себе занятие, которому вы не найдете никакого логического объяснения. И сделает он это не для того, чтобы вас разозлить, не для того, чтобы что-то испортить, а просто потому, что он так воспринимает мир.
Какие признаки указывают на то, что ребенка можно оставить дома одного?
Существует немало инструкций и теоретических выкладок, определяющих, какие признаки указывают на то, что ребенок способен остаться дома один. Речь идет о получении некоторых гарантий безопасности для малыша и окружающей обстановки. Психологи, работающие с детьми, указывают, что есть несколько признаков в их поведении, которые указывают, можно ли оставить малыша одного дома. Речь идет о следующих ситуациях:
ребенок играет самостоятельно и не пытается постоянно привлечь внимание взрослого человека;
если мамы или папы нет в пределах видимости, малыш не начинает их искать взглядом, а продолжает заниматься своими делами;
не нервничает, если дверь в комнату закрыта;
ребенок в состоянии самостоятельно почистить зубы, помыть посуду и прибраться в комнате;
малыш не боится спать с выключенным светом.
Когда наблюдаются совсем иные проявления, то стоит повременить с оставлением ребенка дома одного. Это может привести к неприятным и даже печальным последствиям.
Поколение «с ключом на шее»
Именно так в некоторых социологических исследованиях называют россиян, чье детство пришлось на 80-е годы (и даже раньше). Эти дети не просто могли оставаться дома одни. Исключением, скорее, являлись случаи, когда дома был еще кто-то кроме них. Рано привыкшие к самостоятельности, они сами отпирали дверь, разогревали (а то и готовили) себе обед, делали уроки, ходили на занятия в кружки и секции. Мало кого тогда заботили вопросы «психологической адаптации» или «детских стрессов». Куда ж деваться-то, когда все взрослые на работе с утра до вечера, а то и до ночи? Сразу после детского сада, все резко становились самостоятельными.
Современных родителей ужасает беспечность предков. На одном форуме был описан следующий «забавный» случай. Бабушка недоумевала, отчего дочь боится оставить в колыбельке годовалую внучку. Сама она «в свое время» совершенно спокойно оставляла дочь в том же возрасте одну в кроватке, уходя на работу и возвращаясь лишь на обед (чтобы покормить и идти работать дальше). «А что тебе было бы? – удивлялась она, – Вылезти ты бы все равно никуда б не смогла!»