Истерики у ребенка 4-5 лет
К этому возрасту количество истерик у детей сокращается. Ребенок уже может выразить словами, что хочет, он полностью открыт и не стремится конфликтовать.
Он уже осознает любовь к родителям. И самым интересным и важным для него становятся люди и отношения.
Ребенок уже хорошо может вербализировать свои чувства и эмоции. Истерика в этом возрасте случается, если родители не идут на поводу, он что-то не поделил с друзьями,. Также в этом возрасте может начать врать
Причина лжи – страх не понравиться взрослым, а ребенку сейчас важно быть хорошим.
Во время истерики ребенок не просто плачет, а может кричать что-то обидное: “Я тебя ненавижу, уйду, ты плохая мама..” . Но это не значит, что он так думает на самом деле.
Причины истерик у школьников
Вот лишь основные из них:
- Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
- Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
- Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
- Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
- Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.
Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.
Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.
Как успокоить ребенка во время истерики
- Увести ребёнка туда, где нет свидетелей. «Всегда достаточно одного человека, чтобы поддержать и успокоить ребёнка». Малышу не нужны все родственники, всего лишь один человек, лучше, если это будет мама или папа.
- Будьте рядом. Малыш боится оставаться со своими эмоциями один на один. Единственный случай, когда вы можете отойти, если вы сами не можете контролировать себя. (Однажды во время истерики, я закрыла дверь в комнату и мой сын начал кричать еще сильнее: он так просил не уходить. Но это я уже потом поняла…).
- Без объяснений! Ребёнок во время истерики не может воспринимать информацию. Я тоже совершала эту ошибку: объясняла, что так нельзя себя вести. В общем, была уверена, что малыш в состоянии быстро успокоиться (как вы понимаете, я ошибалась…).
- Обнимайте! Если он дерётся, то обнимите сзади и поглаживайте его. Это поможет ему успокоиться.
- Не кричите и не бейте! (Думаю, не нужно объяснять – почему). Когда я не могу сдержать эмоции, то повторяю вслух: «он не виноват, он не виноват, он еще маленький, ему нужно помочь». Эти фразы помогают мне эмоционально остыть. Есть еще совет глубоко дышать, но мне это не помогает – мне необходимо высказаться в этот момент, а не молчать.
- Спокойны вы – спокоен ребёнок (как просто звучит, правда?). Прежде всего, покажите своё самообладание. Малыш, глядя на вас, будет успокаиваться (а вам здесь в помощь снова 5-ый пункт).
- Стойте на своём. Если истерика случилась из-за запрета, то не нужно его отменять. Если ребёнок поймет, что истерики работают, то они станут демонстративными. Если вы хотите изменить запрет, то сделайте это уже в спокойной обстановке.
- Озвучивайте чувства! Малыши еще не понимают своих чувств, поэтому нам нужно их проговаривать: «ты устал, тебе плохо, тебе обидно, ты расстроен и я понимаю тебя».
- После истерики не нужно требовать извинений и начинать «разбор полётов». Дети до трёх лет не поймут, что вы от них хотите, а для детей старше трёх лет нужно найти другое время.
«За частые повторения истерик, ответственны, как правило, родители», — предупреждает психолог.
И если ребёнок часто устраивает истерики, то вам необходимо:
- Строго соблюдать режим дня.
- Исключить телефон и телевизор.
- Временно не водить малыша в шумные места.
- Играть с ребёнком с природными материалами: песок, камни, вода.
- 1 – 2 раза в неделю добавлять в ванну успокаивающие средства.
Ни в коем случае нельзя использовать телевизор для того, чтобы накормить и успокоить ребёнка – устанавливайте с малышом эмоциональный контакт. Не доверяйте его бездушной технике именно в такие моменты.
Если истерики стали частыми, психолог советует завести «дневник истерик». Описывайте все подробности: когда, как, при ком и при каких обстоятельствах происходит истерика. И скоро вы выявите обстоятельства, которые вызывают эмоциональный срыв. Например, если малыш плачет в публичных местах, то, скорее всего он быстрее устаёт там, где многолюдно. Поэтому лучше его не брать с собой в магазины, в гости и на публичные мероприятия.
Благодаря этим советам, через некоторое время я вздохнула с облегчением и посмотрела на истерики сына под другим углом: у меня перестал дёргаться глаз (в прямом смысле!), волосы не встают дыбом (это уже – в переносном), а в голове появился чёткий план действий. Теперь я могу не только адекватно реагировать на эмоциональный всплеск, но и помочь малышу справиться с охватившими его чувствами (заодно и со своими).
Рассказать друзьям
Подписаться на рассылку
Он легко заводится
Родителей шестилетнего Сэма беспокоило его поведение дома. В последнее время он часто устраивал истерики и расстраивался по любому пустяку. Они описывали, как быстро он заводится и начинает кричать, бросать вещи и бурно рыдать. Раньше Сэм был послушным мальчиком, часто гулял на свежем воздухе. У них в саду были футбольные ворота, и он любил гонять мяч с отцом. А недавно ему подарили на день рождения планшет.
Сэм не хотел говорить со мной о своем поведении, хотя он и его родители признали, что они стали намного чаще ссориться дома. Зато он с радостью согласился поговорить о планшете и своей любимой игре “Майнкрафт”.
Как игры на планшете снижают иммунитет и нарушают развитие мозга
Мы еще только начали изучать, как гаджеты влияют на детей, но даже первые результаты вызывают беспокойство. Согласно одному исследованию, в котором участвовали около 2500 детей, достаточно смотреть телевизор всего лишь час в день, чтобы риск развития проблем с концентрацией внимания увеличился почти на 10%.
Самая большая опасность заключается в том, что некоторые типы компьютерных игр могут стимулировать выброс адреналина. Обычно это происходит, когда человек испытывает страх, стресс или чем-то сильно захвачен: слышит громкий звук, видит вспышку света, болеет за любимую футбольную команду или играет в компьютерную игру, где его персонаж может умереть. Выброс адреналина связан с восприятием угрозы — она не обязательно должна быть реальной. Получается, что волнение, которое ваш ребенок испытывает во время онлайн-игры, скорее всего, вызовет выброс адреналина.
Адреналин дает нам дополнительную энергию, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Одна из главных функций надпочечников, производящих этот гормон, — мгновенно переводить тело в режим “бей или беги”. Сердцебиение учащается, чувства обостряются, и высвобождается энергия для мгновенного реагирования, поэтому мы можем убежать от опасности или атаковать врага.
Проблема в том, что всякий раз, когда выбрасывается адреналин, тело высвобождает кортизол, также известный как “гормон стресса”: он повышает кровяное давление и сахар в крови, а также ослабляет иммунную систему. Ежедневный стресс, который может быть вызван играми на компьютере или планшете, ведет к выработке большого количества кортизола. Со временем высокий уровень кортизола может разрушить мышцы или кости, нарушить пищеварение и остановить выработку жизненно важных гормонов.
Кортизол также влияет на настроение, повышая уровень тревожности. Проводя слишком много времени перед светящимся экраном, наши дети находятся под угрозой химической атаки собственного тела. Примерно так же стресс влияет на людей, “сгорающих” на работе.
Кортизол особенно вреден для маленьких детей, потому что они пока не могут справляться с эффектами, вызванными этим гормоном. Мозг ребенка в этот период все еще развивается, он пластичен, и при формировании нейронных связей для приобретения новых навыков переизбыток кортизола и длительный стресс особенно вредны. Кроме того, постоянный высокий уровень кортизола повышает давление, грозит развитием диабета и нарушением гормонального баланса.
Если от игры на планшете у ребенка учащается сердцебиение, поднимается температура, он сильно потеет, ерзает, кричит и тяжело дышит, играя на компьютере, — все это признаки сильного эмоционального возбуждения и повышенного выделения адреналина. Вам стоит ограничить доступ к таким играм. Подобная реакция вряд ли возникнет при просмотре телевизора или канала на YouTube (разве что во время спортивных соревнований). Но она вполне может появиться во время игры, в которой персонажи дерутся и теряют жизни.
Шаг 3: “Подбрасывайте монетки в паркомат”
Полуторагодовалые малыши берут и берут, а потом требуют еще! У них короткая память, и они быстро забывают о том, что два часа назад вы уже уделили им внимание и поиграли с ними. (Не забывайте, что нетерпеливому малышу два часа кажутся шестью.) Но регулярные дозы вашего внимания нужны им так же, как цветам — вода и солнечный свет
Вот почему “подбрасывая монетки в паркомат” малыша по несколько раз в час, вы получаете в руки мощное средство от истерик.
Родители, которые по многу раз в день балуют детей вниманием, дают им возможность почувствовать себя умными, сильными, уважаемыми и любимыми. А когда дети чувствуют себя именно так, они становятся гораздо покладистее
Устраивайте “сеансы внимания” (играйте с ребенком, хвалите его), используйте “сплетничание”, наклейки, отметки на руку, взращивайте в нем чувство уверенности в себе (с помощью уважительного слушания и игры в поддавки, а также предлагая варианты), не забывайте о ритуалах (“особом времени” и разговорах по душам перед сном), и сейте семена доброты (с помощью сказок и ролевых игр, а также обращая внимание малыша на хорошие поступки других)
Какое лечение назначается пациентам с частыми истериками?
- Соблюдение режима отдыха и сна. Необходимо ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, уделяя на сон не менее 7-ми часов. Во время работы или учебы стоит делать перерывы, чередуя умственную активность с физической.
- Исключение психотравмирующих ситуаций – ссор, конфликтов, шумных развлечений, просмотра триллеров и фильмов ужасов.
- Нормализация гормонального состояния с помощью лекарственных препаратов. Уровень половых гормонов у женщины значительно влияет на ее эмоциональное состояние. Гинеколог-эндокринолог назначает лечение, для нормализации уровня эстрогенов.
- Регулярная половая жизнь. Сексуальная разрядка помогает нормализовать уровень гормонов. Она также улучшает нейрохимические процессы, происходящие в нервной системе, и способствует снижению нервного напряжения.
- Повышение уровня самооценки:
- Прекратить сравнивать себя с другими. Допустимо сравнивать себя настоящего с собой прошлым;
- Повторять позитивные высказывания по отношению к себе;
- Составить список своих достоинств и достижений;
- Ежедневно бескорыстно помогать окружающим, не рассказывая об этом;
- Устроиться на работу, приносящую удовольствие;
- Принимать решения самостоятельно, не ища одобрения окружающих.
Альтернативные способы разрядки:
- Спорт – теннис, велосипедная езда;
- Танцы;
- Физическая работа (в саду).
Освоение навыков релаксации:
- йога;
- медитация;
- аутотренинг.
Изменение отношения к происходящему. Истерики возникают, когда ожидания не соответствуют реальности. Поэтому не стоит многого ожидать от людей и предстоящих событий, чтобы не испытывать разочарования.
Как помочь взрослому при истерике?
- Создайте спокойную обстановку. По возможности избавьте от заинтересованных зрителей. Дайте человеку побыть несколько минут наедине.
- Обрызгайте холодной водой лицо, шею, руки. Предложите выпить воды и умыться.
- Слегка похлопайте по лицу и рукам. Резкие удары могут ухудшить состояние и вызвать новый приступ истерики.
- Совершите поступок, которого человек не ожидает – заверните в одеяло, запойте.
- Дайте понюхать ватку, смоченную уксусом или нашатырем Резкий запах воздействует на рецепторы и определенные зоны мозга и случит отвлекающим фактором.
- Не общайтесь с ним. Если данные меры не сработали, то не разговаривайте с кричащим человеком. Сделайте равнодушный вид и займитесь своими делами.
- персен форте;
- ново-пассит;
- фитосед;
- валокордин;
- адонис бром.
Если только возможно, не берите его
Вы когда-нибудь садились на соседние места с родителями и двухлетним ребенком в церкви в воскресенье? Естественно, двухлетний ребенок не интересуется службой. Равно как и его родители, которые заняты тем, чтобы удерживать ребенка в рамках приличия и не давать ему беспокоить окружающих. Кроме того, служба проходит мимо еще десятка зрителей, которые сидят поблизости от этого трио: зрители оценивают, насколько хорошо справляются родители.
Итого у нас получается дюжина человек, которые могли вообще не приходить на службу.
Естественно, мы не пытаемся вас отговаривать от посещения церкви, но когда вы куда-то собираетесь, обдумайте все заранее. Не создавайте лишнее беспокойство окружающим, поставив своего ребенка в ситуацию, с которой он просто не может справиться. В нашем примере, пока родители изо всех сил пытались удержать ребенка, чтобы он не мешал окружающим, он все равно очень сильно мешал.
О чём важно помнить родителям?
О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.
Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.
Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.
Что такое истерика
Истерика — это психоэмоциональное состояние ребёнка, при котором доминируют негативные эмоциональные проявления (агрессия, отчаянье, раздражение). Особенностью детской истерики является невозможность самостоятельного контроля. Иными словами, истерическое поведение доставляет самому ребёнку намного больше вреда и дискомфорта, чем окружающим людям. Механизм протекания следующий:
- Возникает стимул (триггер).
- Триггер вызывает эмоциональную реакцию у ребёнка.
- Эмоция захлёстывает, становясь доминирующим состоянием в текущий момент. Ребёнок не контролирует эмоцию, призывы «Успокойся!» не сработают.
- Ребёнок демонстрирует истерическое поведение.
- Происходит разрешение или не разрешение ситуации.
- Эмоциональная реакция ослабевает.
- Истерическое поведение прекращается.
Затрагивая данную тему, важно очертить границы, так как истерика может являться симптомом ряда неврологических проблем. Если состояние обладает следующими параметрами, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к врачу-невропатологу:
- продолжительность свыше 40 минут;
- потеря сознания;
- малыш задерживает дыхание в процессе истерики;
- ребёнок наносит себе физический ущерб (бьёт, царапает, кусает);
- истерическое поведение возникает всё чаще и чаще;
- после истерики ребёнок испытывает страх, видит ночные кошмары;
истерика начинается ночью, при этом непонятно, ребёнок спит или бодрствует.
Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием “Предупреждение”.
Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.
Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.
Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.
Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: “Если сейчас не придете — кормить не буду!”.
Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка
Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: “Почти остыло
Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?”. С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.
Почему появляется привычка дышать через рот?
Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:
Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).
Дыхание через рот во сне
Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей – деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.
Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.
Какие симптомы истерики у взрослого?
Внешние проявления приступа истерики:
Крик, обвинения, угрозы. Плач в голос, часто без слез с закрытыми глазами. Выкрикивание отдельных звуков, слов. Повторение одних и тех же фраз. Беспорядочные движения. Заламывание рук, топанье ногами, царапанье лица, вырывание волос, скрипение зубами. Движения судорожные и театральные, при этом человек не наносит себе значительного вреда. Падение на пол
Делает это осознанно и достаточно осторожно, чтобы не травмировать себя
Вегетативные нарушения:
- Икота;
- Рвота, вызванная спазмом желудка;
- Нарушение глотания связанное со спазмом мышц гортани и пищевода;
- Спазм гортани, сопровождающийся чувством удушья;
- Учащенное мочеиспускание;
- Дрожание тела – дрожат руки, подрагивает подбородок;
- Временная утрата функций. По словам человека, он теряет способность слышать, видеть, различать запахи и вкусы, чувствует онемение в половине тела. Эти нарушения развиваются на фоне полного здоровья всех органов и нервной системы. Часто у человека обнаруживаются именно те симптомы, которые в его понимании должны быть при болезни.
Помните, что при истерическом припадке никогда не возникает следующих симптомов:
- выделение пены изо рта;
- прикусывание языка;
- болезненные удары головой;
- настойчивые просьбы ввести определенный препарат;
- непроизвольная дефекация и недержание мочи;
- нарушение сознания;
- отсутствие реакции зрачков на свет;
- глубокий сон сразу после припадка.
эпилептического припадкаинсульта
Дальнейшие действия
Следует понимать, что работа с ребенком начинается после окончания истерики. С ним надо разбираться последовательно, если не хочется повторить это поведение
Важно научить ребенка социально установленным способам выражения чувств. Желательно это делать с помощью сюжетно-ролевых игр или чтения специальной литературы – сказок и стихотворений
Также детям надо объяснять, что они не всегда могут получить то, что хочется. Они должны понимать, что желаемого нельзя добиваться с помощью воплей, слез, дрыганья ногами. Родители должны показывать, что их огорчает такое поведение.
Детские истерики часто становятся привычкой. Поэтому быстро избавиться от проблемы не получится. К тому же длительность переобучения зависит от темперамента ребенка. Сложнее всего будет холерикам.
Истерика у ребенка в 1 год
Истерики могут случаться и у годовалого ребенка, хотя считается, что они характерны для детей более старшего возраста.
В год ребенок еще не умеет хорошо ходить, говорить и не обладает массой других навыков. Часто это может расстраивать малыша и он будет закатывать истерику, выражая свои эмоции криком, плачем, падением специально на пол. Так он будет добиваться своего, если, например, ему не разрешили взять какую-то вещь или он не может до нее добраться сам.
Также у малыша появляется страх отделения от мамы (сепарационная тревога) и страх чужих взрослых, что тоже может вызвать слезы и крик.
Как производится коррекция поведения у ребенка склонного к истерикам?
если после истерики ребенок получит желаемое, то скоро истерический приступ повторитьсяобщие рекомендации, как вести себя при истерике у ребенка:
Ведите себя спокойно и сдержано. Истерика у ребенка не должна выводить вас из себя
Важно не перейти на чрезмерно ласковый тон или на крик. Невыполнимые просьбы необходимо отклонять твердо и спокойно
Объясняйте причину, приводя убедительные аргументы. Выдерживайте паузу. Не бросайтесь к ребенку при первых признаках плача. Отсутствие публики в вашем лице может заставить его прекратить истерику. Если этого не произошло, подойдите к ребенку и скажите спокойным голосом: «Я вижу что ты сейчас расстроен. Мы поговорим, когда ты успокоишься». Попросите помочь: «Я не могу разобраться, чего ты хочешь. Помоги мне, объясни все подробно». Так вы учите ребенка выражать свои чувства и желания словами и искать конструктивное решение проблемы. Попросите выслушать: «Ты высказался, теперь моя очередь…». Помните, что вам необходимо быть предельно кратким. «Я тебя услышал. Я сделаю так, как будет лучше…» Предложите компромисс: «Давай с тобой договоримся так…». Если это возможно, то идите на уступку. Например, «Мы купим куклу после зарплаты» или «Шоколад можно будет съесть после ужина».
- Во время истерики не уделяйте ребенку внимания, не разговаривайте с ним, пока не прекратится приступ. Но не покидайте помещение.
- Как только ребенок замолчал, подойдите и приветливо заговорите с малышом. Не соглашайтесь на его требования. Но если возможно, предложите альтернативу.
- Если ребенок повторно переходит на крик или плач, отойдите от него и прекратите общение.
Почему возникает истерика?
- Воспитание по типу «кумир семьи», а также культивирование в ребенке демонстративных черт характера, поощрение «актерствования» и манерности;
- Врожденные особенности нервной системы;
- Состояние здоровья, истощенность после тяжелых травм и длительных болезней.
Почему у человека развивается приступ истерики?
Истерика – это вытеснение проблемы эмоциями. Человек видит перед собой проблему и пытается вытеснить ее из психики бурным проявлением эмоций. Проблема при этом часто так и остается нерешенной
Истерика – попытка манипулировать другими людьми, привлечь внимание, заставить их выполнить желаемое. С помощью приступа истерики ребенок или взрослый пытается добиться желаемого
И в том случае, если ему это однажды удалось, истерики будут повторяться. Они закрепятся, как модель поведения и будут использоваться в различных ситуациях.
Истерический припадок могут спровоцировать:
- отказ окружающих выполнить желание или просьбу;
- недостаточное проявление внимания или уважения;
- отказ в просьбе или неприятная фраза;
- длительная сексуальная неудовлетворенность;
- ревность;
- гормональные сбои при пмс, беременности и климаксе;
- длительное нервное напряжение, стрессы;
- работа в ночную смену;
- хроническая усталость, вызванная умственными и физическими нагрузками. данная причина может вызвать истерику у сильного волевого человека не склонного к истерическому поведению.
В чем причина истерик?
Спровоцировать такое поведение ребенка способны несколько факторов:
- Физическое состояние, если малыш переутомлен, устал, чувствует голод или боль. До 4-5 лет дети не понимают, что хотят есть и спать и начинают истерить. Поэтому задача родителей держать такие моменты под контролем.
- Эмоциональное состояние – перегруз эмоций (внутренние переживания). Недостаток внимания или эмоциональной связи с ребенком тоже способствует частым истерикам.
- Психологическая незрелость – ребенок пока еще не в состоянии остановить себя физически и психологически и не реагировать на определенные события бурно.
Истерика учит малыша контролировать свои импульсы и свои эмоции.
Накопленные эмоции в истерике дети могут выразить только слезами. Поэтому родители должны разрешить ребенку выпустить свои сложные эмоции и принять их.
Шаг 4: тренируйте терпение ребенка
Тренировка терпения крайне важна для предотвращения истерик. Она развивает способность мозга маленького “пещерного человечка” контролировать примитивные импульсы. Научившись быть терпеливее, дети автоматически становятся спокойнее и разумнее. А если малыш способен пару лишних минут спокойно подождать, этого часто бывает достаточно, чтобы вы успели закончить то, чем занимаетесь (договорить по телефону, приготовить салат и т.д.).
Каждый раз, когда малыш терпеливо чего-либо ждет, вознаграждайте его за это маленьким “сеансом внимания” или игрой в поддавки, чтобы он видел, что вы цените его усилия.