Эффективные методы по отучению ребенка кусаться

Как отучить ребёнка кусаться (до года и старше)

Приведём советы психологов и педиатров. Способы борьбы:

  1. Для грудничков, у которого режутся зубки, приобретите особые кольца из силикона (прорезыватели), а также игрушки с пупырышками , чтобы массировать дёсны.
  2. Если ребёнок укусил грудь при кормлении, сразу её отбирайте. Так отучите его хулиганить.
  3. Детям постарше увеличивайте физическую нагрузку. Отдайте ребёнка на гимнастику, плавание, занимайтесь с ним зарядкой.
  4. Эмоциональных детей учите проговаривать свои чувства. Пусть учатся проговаривать эмоции: «Мне тяжело, мне неприятно, я не хочу идти в детсад, из-за того, что…».
  5. И, конечно, не забывайте беседовать с ребёнком о плохих поступках, объяснять, что кусание — это так же плохо, как щипаться и драться.

Главное, чтобы меры, предпринятые для того, чтобы отучить ребёнка кусаться, не травмировали его

Чего делать не стоит: распространенные ошибки в воспитании

Если решили отругать малыша, то ругайте только его поведение, а не его самого. Не нужно внушать ребёнку, что он нехороший или вредный (злой). Это занизит его самооценку и внушит не нужные комплексы.

Почему ребенок грызет ногти?

Говоря о природе происхождения вредной привычки, Мария Евстигнеева объясняет, что корнями она уходит в психологию ребенка наряду с сосанием пальца, накручиванием волос на палец, покусыванием кожи губ и покачиванием ноги. Все эти симптомы должны насторожить родителей, поскольку сигнализируют о том, что у маленького человека повышен уровень тревожности. Они вовсе не являются огрехом воспитания, как это принято считать в обществе. Задача взрослых — попытаться понять, возможно, с помощью специалиста, что волнует ребенка и заставляет его совершать те или иные зачастую неосознанные действия.

Считается, что, как правило, впервые дети сталкиваются с онихофагией примерно в возрасте четырех-пяти лет. Однако в ряде случаев это может случится раньше — в два-три года. Или же, напротив, позже — например, в семь лет в связи началом школьной жизни. Или ближе к подростковому возрасту с присущими ему трудностями, то есть в 10-12 лет.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не игнорировать проблему, поскольку по мере взросления причин для беспокойств будет становиться только больше, а стремление портить ногтевую пластину станет рефлексом, избавиться от которого будет крайне сложно. Расставание с близким человеком, конфликты в семье, страх одиночества, смена места жительства или учебы, сильный испуг, чрезмерная или, наоборот, недостаточная эмоциональная или физическая нагрузка (непосильное количество секций, требование быть лучшим во всем) — все это может стать пусковым механизмом для онихофагии.

Помимо душевных переживаний выделяют следующие возможные причины появления вредной привычки:

  • наследственность. Существует мнение, что дурные привычки тоже могут передаваться генетически. Если мама или папа в детстве грызли ногти, не исключено, что подобным образом будет поступать и их потомство;
  • дурной пример заразителен. Дети склонны во всем копировать взрослых и порой перенимают манеру их поведения, даже не осознавая этого. Если родители в присутствии ребенка «грешат» тем, что то и дело тянут пальцы в рот, не стоит удивляться, застав за тем же занятием своего ребенка. Причем в данном случае рассказы о том, что грызть ногти — это вредно, вряд ли подействуют, поскольку малыш будет видеть, что ничего страшного со старшими не происходит;
  • аутоагрессия, то есть поведенческое нарушение, при котором ребенок вредит сам себе физически. Такое состояние может быть вызвано неблагоприятным климатом в семье, частыми стрессами, дефицитом внимания и другими причинами эмоционального характера;
  • недостаточная гигиена. Если старшие члены семьи не уделяют достаточно внимания уходу за детскими руками, ногти могут начать слоиться и ломаться, а на коже вокруг них образуются заусенцы. Все это доставляет дискомфорт или даже боль, и ребенок пытается доступными ему способами устранить источник неприятных ощущений;
  • авитаминоз. Нехватка кальция в организме может приводить к ломкости ногтей, хрупкая ногтевая пластина повреждается и мешает, провоцируя детей на нежелательные действия;
  • ограничения в еде. Дети могут таким образом компенсировать тягу к запрещенным для них продуктам, например, сладкому;
  • необходимость удовлетворить сосательный рефлекс. Замечено, что онихофагией часто страдают малыши, которых рано отлучили от груди или соски;
  • недосып. Недостаточное для детского организма количество полноценного отдыха приводит к раздражительности, которая выливается в аутоагрессию.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Причины, по которым кусаются детки 1 – 3 лет

Если ребенок кусается в старшем возрасте необходимо выяснить причину такого поведения и правильно на нее прореагировать.

Дети приходят в этот мир, не зная правил по которым нужно жить в обществе и очень быстро учатся, беря пример с других или запоминая реакцию взрослых на их поведение. Как правило, усвоенные уроки откладываются у маленького человека на всю жизнь и формируют модель его поведения в будущем в тех или иных ситуациях. Но часто малыши не знают, как проявить свои чувства, не умеют говорить, слишком стеснительны или в семье не принято слишком эмоциональное общение

Именно тогда укус и становиться, единственным способом выразить себя, обратить на себя внимание окружающих. Чтобы понять причины побуждающие кроху к укусам, давайте рассмотрим такие эпизоды подробнее

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

Итак, кто же склонен кусаться?

Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.

Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.

Дети, которым не хватает внимания и любви

В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.

Агрессивные дети

Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.

Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.

Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как отучить ребёнка кусаться

Бороться с укусами грудничка нетрудно:

  1. При прорезывании зубов помогут специальные игрушки для массажа дёсен. Уменьшить боль помогут стоматологические гели.
  2. Если малыш «хулиганит», следует сразу же отнять грудь, выразить своё недовольство суровым тоном и выражением лица.
  3. Для правильного захвата груди можно использовать специальные накладки на сосок.
  4. Прочистить носик, если он заложен.

Специальная игрушка поможет массировать дёсны при прорезывании зубов

Видео: что делать, когда младенец кусает мамину грудь

Когда кусается ребёнок в возрасте 1–3 года, проблему также нужно решать в зависимости от её причины:

  1. Не ругаться при ребёнке, демонстрировать, что все конфликты можно разрешать спокойными словами.
  2. Никогда самим не кусать малыша в шутку, демонстрируя свою любовь. Лучше заменять это поцелуями, крепкими объятиями.

  3. Доверительная беседа. Крохе нужно доходчиво объяснить, что укусами он делает больно маме, другим детям, возможно, после этого с ним просто не захотят играть. Если ребёнок так ведёт себя в целях самозащиты, нужно поднимать его самооценку, учить твёрдо говорить «нет».
  4. Сказкотерапия. Можно немного напугать малыша: рассказать, что на коже живут злые микробы, при укусе они попадают в животик и вызывают болезни. Кроме того, хорошо придумать поучительную историю про какого-нибудь зверька (например, котёнка), который кусал своих друзей. Ему было весело, но окружающие плакали, зализывали раны. И однажды другие котята ушли от него. Герою стало скучно, он осознал свою ошибку и извинился. Все снова начали играть вместе.

  5. Не запрещать малышу много двигаться, чтобы избавляться от накопившейся энергии.
  6. Не допускать скуки. Родители должны уделять ребёнку больше внимания, играть с ним в настольные игры, читать книги, мастерить поделки.

  7. Слабые жевательные мышцы тренируют с помощью твёрдой пищи (яблоки, сырая морковь) и специальных упражнений (надувание воздушных шариков, мыльных пузырей).

  8. Помощь специалиста. В отдельных случаях (если ребёнок слишком агрессивный, у него сложный характер) следует обратиться за помощью к психологу. Если же к трём годам вредная привычка не исчезает (несмотря на все усилия родителей), возможно, необходимо лечение у невролога, психотерапевта.

Укусы грудного ребёнка, в принципе, являются нормой, хотя и доставляют маме дискомфорт. В более старшем возрасте такая реакция уже обусловлена конкретной психологической причиной. Взрослые должны её выяснить и деликатно помочь малышу изменить своё поведение.

Кто из детей чаще становится «кусакой»

Детские психологи и педиатры, в том числе и доктор Комаровский, считают, что склонность к укусам, щипкам и драчливости свойственна детям с определенными чертами характера или возникает как следствие болезней или семейных проблем и ошибок в воспитании.

Кусаются чаще всего:

  • Малыши-подражатели. То есть те, кому нравится копировать манеры окружающих. Кусаться они могут, беря пример с домашних котят или щенков или подражая действиям одногруппников.
  • Чрезмерно эмоциональные крохи. Есть малыши с рождения очень активные в эмоциональном плане. Несовершенство нервной системы в первые годы жизни не позволяет им адекватно справляться со своими чувствами, поэтому они выражают их через щипки и укусы.
  • Дети, не получающие достаточного внимания от взрослых. В этом случае малыш вполне может кусать не только близких, но и самого себя за руку или ногу.
  • Малыши со склонностью к агрессии. Если ребенок продолжает кусать и уже тогда, когда можно в силу возраста контролировать свои желания, то есть после трех лет, то это в большинстве случаев указывает на повышенный уровень агрессии. Чтобы избавиться от плохой привычки и предотвратить появление других проблем в старшем возрасте необходимо как можно раньше начать обратиться к психотерапевту и следовать его рекомендациям.
  • Дети, у которых имеется врожденная слабость жевательных мышц. Обычно это проявляется сильным привыканием к соске пустышке, а после отучения от нее именно появлением привычки кусаться.

Причиной тяги к агрессии, выплескиваемой на окружающих, у детей младшего возраста нередко становится и нездоровая семейная обстановка.

Постоянные ссоры, напряжение, крики негативно отражаются на неокрепшей психике крох, вызывают у них страх, непонимание, обиду, а иногда и несознательную ненависть.

Повлиять на ситуацию дети никак не могут, и свои чувства выражают агрессивными действиями, направленными на родителей, себя или других детей.

Нередко дети дошкольного возраста начинают несознательно грызть или кусать губы. Возникает такая привычка при преобладании негативных эмоций, при недостатке микроэлементов или витаминов, или вследствие образования корочек.

Чтобы справиться с проблемой, нужно определить основную причину ее появления и уже отталкиваясь от нее искать пути решения.

Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания

Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?

Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!

  1. Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
  2. Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
  3. Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала – нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
  4. Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
  5. Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
  6. Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
  7. Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
  8. Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.

(
оценок; рейтинг статьи )

Как отучить кусаться малыша в 2 года

Сложнее, если вашему ребенку 15-36 месяцев отроду. Теперь озорник вовсе не ограничивается столь необычным проявлением внимания только по отношению к домашним, но также кусается в детском саду или на игровой площадке. Здесь речи о физическом дискомфорте не идет, и решить проблему можно только с помощью педагогических мер. В большинстве случаев причины того, что малыш проявляет агрессию, дерется, кусается и щипается общие:

  • чрезмерная эмоциональность малыша;
  • недостаток внимания к ребенку, прежде всего, со стороны его родителей;
  • негативный пример со стороны сверстников в детском саду;
  • проблемы в семье, например, проявление агрессии со стороны отца к матери.

Главный способ, как отучить ребенка кусаться, тот же, что и по отношению к малышу возрастом до 15 месяцев – негативная реакция на сделанное. Вот только сделать это не в пример труднее, придется постараться и проявить смекалку. Простое нравоучение правильнее заменить на сказку о мальчике, который кусался. Если укус – проявление симпатии, придется объяснить, как лучше это сделать с помощью поцелуя, рукопожатия, объятия. Можно пробудить в ребенке сострадание, рассказав, как больно бывает от укуса.

И главное – ни в коем случае нельзя кусать своего малыша в ответ, пусть даже шутя. Такое действие со стороны родителя будет скопировано, и только подтолкнет озорника проявлять эмоции привычным способом.

В большинстве случаев найти способ, как отучить собственного ребенка кусать окружающих могут сами родители без помощи специалистов. Но в некоторых ситуациях, например, когда малыш «пробует на зуб» себя самого, разобраться без консультации психолога невозможно.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ».

    Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.

  • Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах

И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детейНаиболее вероятные проявления негативных эмоцийФизиологические причиныПсихологические причиныСтратегии поведения взрослых: Э – эффективная Н – неэффективная
3-11 месяцевКапризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного телаПрорезывание зубов, болевые ощущенияНедостаток внимания, тревога, ожидание кормленияЭ: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование
1 годУкусы, удары или плач во время игрыПереутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системеИзбыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоенияЭ: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса – твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование
2 годаУкусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др.Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системыНамеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитанияЭ: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания
3 годаТо же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защитеОтставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системыКризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоцийЭ: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты
4 годаЛюбые из приведенных ранееПри нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины – только психологическиеКризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенностьЭ: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ
Старше 4 летОбратитесь к специалистам: психологу и неврологу – для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа – также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Почему дети кусаются в детском саду

Вы узнали, что ваш ласковый и спокойный ребенок в детском саду кусается, почему это происходит и как с этим бороться? Для начала необходимо спокойно поговорить с ребенком и выяснить, как было дело, а уж потом вырабатывать стратегию воспитательных работ. Причин, почему дети кусаются, много и все они крутятся возле одного – неспособности контролировать свои эмоции и выражать их другим способом. Но если ребенок начал кусаться только когда пошел в сад, причинны, могут быть несколько иные.

Первым делом родители, дети которых начали кусаться в саду начинают утверждать, что ребенок попал под плохое влияние, ранее такого не случалось. Действительно, одной из причин такого поведения может стать плохой заразительный пример, если в группу попадает малыш с проблемами воспитания или самовыражения и кусает детей, остальные поступают так же, поскольку малыши учатся плохому, быстрее, чем хорошему. И даже ребенок, которому не присуща агрессия может пойти на поводу у толпы, чтобы не выделяться. Только дети, уверенные в себе, те которых много хвалят или талантливые дети всегда будут отстаивать свое мнение, не поддаваясь влиянию большинства.

Если вы заметили что кусается ваш ребенок, что делать в первую очередь? Выявить в группе агрессора и обратить внимание воспитателей и родителей. Далее можно рассказать детям сказку, в которой все персонажи перессорились из-за того, что кусали друг друга

Провести отдельную воспитательную беседу с малышом, в которой объяснить что это некрасиво, больно и негигиенично.

Что делать если ребенок кусается один в группе и сам становиться образцом для подражания? Причиной такого поведения, которое стало неприятным сюрпризом для родителей, может быть защита малыша. Возможно, ребенок не уверен в себе, не имеет авторитета в кругу сверстников и единственным способом отстоять себя или свою игрушку является укус. В этом случае необходимо попытаться пересмотреть свой способ общения с ребенком, не критиковать его, давать право выбора, больше хвалить.

Если ребенок кусается без причины, агрессивно нападает на детей, что делать? Если в первом случае укус был как способ защиты, то здесь на лицо явное нападение. Причиной тому могут быть педагогические упущения, наложенные на тяжелый характер малыша. При таких обстоятельствах, справиться самостоятельно, не получиться и даже если прекратятся укусы, могут возникнуть другие конфликты зачинщиком которых станет ваш ребенок. Лучшим выходом будет консультация у детского психолога. При этом нельзя делать из ребенка изгоя, он должен продолжать ходит в дошкольное учреждение, а родители должны стать защитой и помощью малышу, а не «карательной комиссией».

В любом случае, как бы ни случилось, и кто бы ни был виноват в инциденте с укусом, не ругайте ребенка при посторонних, этим вы унижаете его и теряете доверие в его глазах. Не придавайте малыша, выясните все обстоятельства, поговорите дома в спокойной обстановке.

Наказывать или не наказывать?

Наказывать, подчеркивают специалисты, нельзя. Щенок кусается, так как играет, а за это не наказывают.

Щенков в возрасте до трех месяцев вообще нельзя наказывать физически. Если вы будете бить собаку за то, что она вас укусила, вам никогда в дальнейшем не удастся вырастить из нее надежного охранника и защитника. Кроме того, малыш может понять, что, ударив его, вы тем самым приглашаете его к игре по более жестким правилам, и он не то что не перестанет, а начнет кусаться еще сильнее.

Когда на вас пытается напасть щенок более старшего возраста, скорее всего дело не в игре, а в его желании занять в семье место вожака стаи. Это уже более сложная ситуация, с которой не всегда удается справиться без помощи кинолога.

Тем не менее несколько простых рекомендаций есть, как научить собаку уважать хозяина: нельзя пропускать собаку первой в двери, если вы идете на прогулку или возвращаетесь домой, кормите собаку после того, как поест семья. Найдите и другие способы продемонстрировать своему питомцу, что главные в доме – это люди, а не он.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Почему ребенок кусается?

Зубы и когти – естественное оружие подрастающего молодняка млекопитающих животных. Животные используют защитные приспособления собственного тела, чувствуя опасность

Маленьким детям также характерны инстинкты – чувствуя угрозу или желая привлечь внимание родителей они нередко используют зубы. Малыш действительно не осознает, что кусаться – это плохо и неправильно

Когда карапуз проявляет агрессию в саду или дома, сообщай ему, что подобное поведение неприемлемо. Порой кажется логичным ответить укусом на укус – малыш должен понять, что делает больно. На практике подобный способ, как отучить ребенка кусать, неэффективен.

Вместо ответного укуса или наказания отсади малыша и твердо скажи: «Не кусай!». Если карапузу год, длительные объяснения, почему нельзя вести себя агрессивно, будут бесполезны. Просто объясни, что нельзя нападать на других. Детям в 2 года или старше можно рассказать о боли, которую ощущает другой человек от укуса.

Убедись, что малыш не получает вознаграждения за укусы

Помни, что укус – лишь способ привлечь внимание. Если внимание проявляется в виде выговора, малыш все равно достигает желанной цели

Что делать, когда карапуз укусил сверстника в саду? Удели внимание пострадавшей стороне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий