Как отучить ребенка от рук: первые шаги к самостоятельности

Когда и каким образом начинать развивать самостоятельность в ребенке: консультация для родителей

Наш эксперт объясняет, что самостоятельность в ребенке необходимо начинать развивать в 2 года. В этом возрасте он уже достаточно развит, чтобы снять носки, штаны, может сам себя занять игрой, самостоятельно сходить в туалет.

В 3 года начинается наиболее интенсивный период развития самостоятельности у ребенка. «Я сам» — любимая фраза трехлетки. Если родители по каким-то причинам не поощряют инициативу со стороны любимого чада, то малыш начинает проявлять лень, упрямство и своенравность.

Психолог обращает внимание на еще один важный момент — развивающую коммуникацию:

Примеры: «Как ты думаешь, почему важно мыть руки?», «А почему ты сложил вещи именно так?», «Как ты думаешь, с чего нам начать уборку квартиры?» Когда ребенок проговаривает свои мысли, он берет ответственность на себя. Помните, что наши дети нас не слышат, они смотрят на нас! Подавайте правильный пример: если вы перебегаете дорогу на красный свет или не убираете со стола после еды, то и ребенок будет делать так же

Помните, что наши дети нас не слышат, они смотрят на нас! Подавайте правильный пример: если вы перебегаете дорогу на красный свет или не убираете со стола после еды, то и ребенок будет делать так же.

Елена Сидорина объясняет, что начинать необходимо с бытовой самостоятельности: надеть и снять одежду, умыться, помыть с мылом руки и др. Можно попросить ребенка позаботиться о старших: принести подушку, плед, какую-то вещь.

Когда этот этап пройден, можно переходить к следующему — выполнению домашних обязанностей

Важно помнить, что все задания должны быть посильны ребенку. В этот период прививают ответственность за кого-то: покормить кошку или собаку, полить цветы и т

д.

Следующий этап — это воспитание воли и характера, когда необходимо научить ребенка уметь контролировать свои эмоции и брать ответственность за себя.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Почему ребёнок привыкает к рукам?

  1. Перед рождением крохи вокруг будущей мамы собираются бабушки, дедушки, тёти и дяди. Когда радостный момент наконец-то наступает, новорождённый становится центром всеобщего внимания. Каждый родственник хочет подержать малыша в своих объятиях. Очень скоро кроха привыкает находиться на руках и уже отказывается лежать в полном одиночестве.
  2. В первые три-четыре месяца жизни девяносто процентов детей страдают коликами. Они сопровождаются сильными болями и громким плачем. Чтобы облегчить состояние, грудничка берут на руки и прижимают к себе животиком. Тепло согревает брюшную полость новорождённого, тем самым снимая неприятные симптомы метеоризма. Бывает, колики причиняют много проблем новоиспечённым родителям и для успокоения кроху часто носят на руках. Когда пищеварительная система «созревает», боли проходят. К моменту исчезновения метеоризма малыш уже привыкает к постоянной компании и не хочет смирно лежать один.
  3. Причиной постоянного нахождения на руках становится болезнь. Маленькие дети тяжелее переносят повышенную температуру, ломоту в теле и головную боль. Единственным утешением для малыша становится близость с мамой. Через одну или две недели ребёнок поправляется, а привычка остаётся.

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица

2 года3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу.Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности.Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать.Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Нужно ли отучать

Перед тем как начинать отучать ребенка от рук, сначала надо подумать: стоит ли? Находясь на родных маминых руках, малыш счастлив, он ощущает себя частью единого целого, испытывает комфорт и умиротворение. Возможно, не надо лишать его этого счастья слишком рано.

  • Если женщина устала от домашних забот, стоит поговорить с мужем или с мамой, свекровью. Пусть родные люди часть забот по дому возьмут на себя. Ведь отпуск дается, чтобы полноценно ухаживать за малышом, а не за мужем или квартирой.
  • Когда малыш предпочитает находиться рядом с мамой постоянно, для занятий с ним привлекают других членов семьи. Пусть с ребенком посидит папа или бабушка, развлечет старшая сестренка. Если он научится общаться с другими людьми, тогда и отучать его от рук нет необходимости.
  • Некоторые родители считают, что ребенка незачем держать на руках. Это неправильно, он вырастет эмоционально бедным, одиноким человеком, ему сложно будет проявить свою любовь.

Но есть дети, которые просто привыкли находиться на руках постоянно, не приемлют иного общения, чему способствуют любящие бабушки, братья и сестры. В этой ситуации можно говорить об избалованности и, естественно, отучать маленького деспота от рук нужно.

Когда не стоит отучать от рук?

В некоторых случаях процесс отучения от рук может вызвать у ребенка настоящую психологическую травму. Если вы видите, что у ребенка начинается в такие моменты чуть ли ни истерика, то не торопитесь. Иногда малышей рекомендуют отучать от рук только после годовалого возраста.

Не советуют спешить с отучением от рук в следующих случаях:

  • у ребенка имеется отставание в развитии;
  • ребенок родился недоношенным или слабым;
  • в процессе родов ребенок получил травму.

Для удобства мама может использовать слинг, тем самым освобождая руки от постоянной нагрузки

Также стоит обратить особое внимание на микроклимат в семье. Многие детки отказываются отучаться от ношения на руках, если становятся свидетелями постоянных домашних скандалов

Почему ребенок просится к маме?

Проголодался.

Таким нехитрым способом малыш намекает вам, что пора бы его покормить. Если у мамы проблемы с лактацией, чадо может проситься каждый час, если молока хватает, то промежуток между кормлениями составляет 2-3 часа.

Сырость. Капризы – это возможность рассказать маме о насущных нуждах. Если пора поменять подгузник или пеленку, то кроха не будет больше плакать и проситься, ведь ему это делать незачем. Нередко карапуз капризничает, если на коже появились опрелости, кожу нужно помыть, хорошенько вытереть и смазать кремом или специальной присыпкой.

Холодно или жарко. Если в вашей квартире часто меняются температуры, груднички просятся на руки. Причем перегревание доставляет ребенку куда больший дискомфорт, чем прохлада, так что кутать или поднимать температуру до огромных высот «чтобы чадо не заболело» все-таки не нужно. В комнате новорожденного днем температура должна составлять 24-25 градусов, ночью – до 22 градусов.

Болезнь. Если кроха заболел, то он будет плакать даже на руках. В этом случае нужно искать причину плача: то ли это колики, то ли прорезаются зубки, то ли чадо простудилось. Если ребенок беспрерывно плачет, а вы не можете сориентироваться, обратитесь к врачу.

Общительность

Кому не нравится, когда на него обращают внимание, холят и лелеют? Кроха пока не осознает этого, но общаться со взрослыми ему очень нравится. Достаточно пару минут подержать его, а потом опустить в коляску или манежик

Ребенок будет видеть, что мама или папа рядом, и в то же время привыкать к самостоятельности.

Испуг. Звуки окружающего мира пока незнакомы ребенку, поэтому любой резкий шум может его напугать. Возьмите кроху, успокойте его, а потом снова положите в кроватку.

Мама, не балуй!

В младенчестве малыши, дай им волю, могут сутками «висеть» на маме. Иногда это, действительно, необходимость, которую нельзя игнорировать

Здесь важно научиться четко разграничивать, когда ребенок правда нуждается в особом внимании, а когда просто капризничает

Педиатры утверждают: запустив «ручную» проблему, вы столкнетесь с критической зависимостью ребенка от матери, он вырастет избалованным и будет испытывать трудности с адаптацией в обществе. Впрочем, постоянные истерики дитя подправят сединой и родительские прически.

Медики успокаивают: отучить ребенка от рук не так сложно, как кажется. Главное -договориться с самим собой: вы не лишаете малыша любви, а воспитываете в нем правильные черты характера, создаете в семье спокойную и благоприятную атмосферу.

Причины формирования сильной привязанности

Если ребенка берут на руки по первому требованию — он привыкает к этому

Встречаются ситуации, когда ребенок не может жить без маминых ручек, его поведение становится навязчивым и капризным, малыш постоянно требует, чтоб его взяли на руки, когда начинает ходить, все равно проситься, чтоб его понесли на руках. Подобное поведение является неправильным. Давайте рассмотрим, что именно может провоцировать излишнюю привязанность:

  • постоянное ношение на руках в период бодрствования крохи вызывает патологическую привычку;
  • карапуза, которого мучают кишечные колики (а они могут тревожить до четырех месяцев), носят на руках и прикладывают к маминому животу – малыш может привыкнуть, что в таком положении испытывает облегчение, избавляется от дискомфорта;
  • реагирование на ребенка по каждому его требованию – малыш привыкает, что родители удовлетворяют все его потребности, облегчая жизнь;
  • если ребенок часто болеет, мама носит на руках – он привыкает к этому.

Как решить проблему «рук»?

— Играйте с ребенком в «ку-ку», прятки. Поначалу просто закрывайте себе лицо руками, затем платком или тоненькой пеленкой. Так у ребенка формируется способность представлять, что хотя мамы «не видно», но она все-таки рядом. Позднее, при игре в «прятки» поддерживайте с малышом контакт голосом. Это позволит ей или ему понять причинно-следственную связь, усвоить постоянство предметов. Со временем, можно накрывать лицо ребенка тонким платком, спрашивать, «А где же наш малыш, куда спрятался? «и затем радостно сдергивать его, или стимулировать, чтобы платок убирал сам ребенок.

— Всегда предупреждайте ребенка, если собираетесь «исчезнуть» в другую комнату, отлучаясь, поддерживайте с ним постоянный голосовой контакт, не прекращайте разговор ни на секунду: «Мама пошла на кухню. Пока! Вот я иду, сейчас вернусь! Мама идет! Все хорошо», и т. п. Возвращаясь, не забудьте похвалить малыша за терпение (даже, если первое время это будет совершенно не так): «Ты такая молодец! Совсем чуть-чуть огорчилась, пока мамы не было! Потерпела! Вот спасибо! (Тихонечко посидела, пока мама своими делами занималась, и т. п. ) «

— Еще некоторое время, месяцев 6–8, малышу будет необходимо находиться рядом с мамой в плотном контакте. Примите это как данность. Я прекрасно могу понять, как мама любую маму, что это значит — постоянно таскать на руках годовасика. Однако, чем меньше Вы будете раздражаться и сердиться по поводу этой реальности, тем меньшее напряжение будет передаваться вашему малышу, и, соответственно, тем меньше он будет протестовать и требовать этого внимания. Помните, что это процесс постепенный!»Облегчить себе жизнь» можно следующим способом. Время от времени спускайте свое сокровище с рук, усаживайте рядом с собой. Увлекайте какими-то «интересными» и сравнительно безопасными предметами. Это могут быть кастрюли, поварешки, тазики-миски, пустые бутылки от шампуня, телефон (отключенный, а если сотовый, то без батареи), неработающая клавиатура от компьютера, пустые коробки, и т. д. и т. п. Покажите ребенку, что можно делать с тем или иным предметом. И пусть то время, которое она или он проведет вне Ваших рук, будет, поначалу, совсем кратким, все равно, непременно хвалите малыша за то, что он сам поиграл

Постоянно разговаривайте с ним, называйте свои действия, акцентируйте внимание на том, что вы рядом, чтобы ребенок вас видел и слышал. «Ты такая молодец! Сама целую минуточку играла, а мама столько дел успела сделать! (пусть это и не так) Вот спасибо тебе!»

У здорового ребенка в возрасте 10–12 месяцев концентрация внимания очень непродолжительная, буквально 2–3 минуты максимум. Малыш и не должен уметь сам себя занимать. Это придет гораздо позже! И если существуют в мире малыши 11 месяцев, которые чрезвычайно привязаны к своим матерям, и при этом способны спокойно, по полчаса или больше, увлеченно играть в игрушки и не требовать маминого внимания, то это большая редкость!

Когда не стоит отучать

Исключения составляют дети, имеющие неврологические нарушения развития. Эти проблемы могут касаться детей в основном старше 8-9 месяцев, чаще после года, когда ребенок уже может реагировать на определенные события остановкой развития. Получив психологическую травму, такой малыш может прекратить свою физическую активность, после года не проявлять интереса к прямохождению. Ярким показателем психологической травмы становится остановка развития речи, когда грудничок вдруг перестает произносить звуки, не пополняется его словарный запас, он перестает понимать взрослую речь.

Одними из пунктов, обязательных для реабилитации таких деток, являются близость с мамой и длительный телесный контакт. Сразу после того, как психическое здоровье ребенка будет восстановлено, его обязательно нужно будет учить самостоятельному времяпрепровождению.

Уважительные причины взять на руки

Болезнь. Не заставляйте малыша испытывать еще большие страдания во время лечения. Отложите все свои дела и проводите с ним максимальное количество времени. Спокойствие от сознания того, что мама рядом, поможет быстрее уснуть и ускорит процесс выздоровления.

Дискомфорт. Ребенок иногда капризничает из-за дискомфорта от неудобной одежды, жесткого матраца или чувство перегревания или замерзания. Внимательный осмотр поможет выявить опрелость от подгузника, холодные руки, вспотевшую спину или передавленные носочками ноги.

Испуг. Привычные для взрослых звуки окружающего мира могут вызвать испуг у малыша. В этом случае немедленно возьмите его на руки и постарайтесь успокоить или отвлечь. Ведь тактильный контакт — наилучший способ подарить чувство защищенности и комфорта.

Скука. Маленькие дети не могут долго заниматься одним делом. И даже любимая игрушка или книжка через некоторое время надоедает и вызывает раздражение

Чтобы переключить внимание не обязательно иметь целый арсенал развлечений. Попробуйте заинтересовать кроху солнечным зайчиком, бумажным самолетиком или другим новым предметом.

Психологи выделяют несколько ситуаций, когда следует подождать с отучением от рук.

  1. Родственники и знакомые уверяют, что ребенок вырастет избалованным. Современная система воспитания значительно отличается от той, что применялась несколько десятилетий назад, когда любая уступка считалась непростительной педагогической ошибкой. Последние наблюдения доказывают, что дети, получившие достаточно объятий и ласки в грудном возрасте, вырастают более послушными, спокойными и уверенными в себе.
  2. У мамы не хватает сил на ребенка и домашние дела. В этом случае разумнее будет распределить домашние обязанности между членами семьи. Не стесняйтесь попросить помощи у родственников или воспользоваться услугами няни. Очень полезно пару раз в неделю встречаться с подругами вне дома. За эти несколько часов мамы успевают соскучиться по своему крохе и после возвращения с удовольствием проявляют заботу и ласку.
  3. Ребенок растет слабым, застенчивым или немного отстает от сверстников. Такие малыши нуждаются в особой заботе, и в этом возрасте можно переломить ситуацию или, напротив, усугубить проблемы. Для того чтобы детский организм быстрее окреп, следует развивать ребенка физически и умственно. Делайте ежедневный массаж, упражнения на фитболе, учите потешки и рассказывайте сказки. Вместе с педиатром разработайте систему закаливания и строго придерживайтесь ее правил.

После девяти месяцев ребенка нужно постепенно приучать к самостоятельности. При этом следует прислушаться к материнской интуиции, чтобы понять, когда можно настоять на своем, а когда — немедленно отреагировать на плач.

Хорошим началом будет игра в прятки, когда мама прячется сначала в той же комнате, а затем – в соседней. Так малыш поймет, что даже когда родителей не видно, они находятся недалеко и при необходимости быстро придут на помощь.

Держа ребенка на руках, наклоняйтесь с ним так, чтобы он мог самостоятельно взять игрушку или потрогать большой предмет. Во время ползания и первых шагов размещайте интересные вещи в пределе досягаемости, чтобы побудить малыша изучать окружающий мир.

Обеспечьте кроху разнообразными развлечениями. Приобретите конструктор с крупными деталями, развивающий коврик, игрушки, произносящие несколько фраз. Девочек способна увлечь кукла с длинными волосами и множеством одежды и заколок.

Когда мама занята работой на кухне, ребенок может находиться с ней рядом. Усадите его на стульчик для кормления и надежно закрепите. Предложите ему рисовать, лепить из пластилина, играть мелкими игрушками и при этом общайтесь с ним и следите за его действиями.

Для того чтобы не возникало проблем с засыпанием, придерживайтесь режима дня, проветривайте комнату, гуляйте на свежем воздухе. Прекращайте укачивание постепенно. Сначала укладывайте малыша рядом и обнимайте его во время рассказывания сказки, а через несколько месяцев попробуйте уложить сразу в кроватку или манеж. Если ребенок капризничает, не настаивайте. Лучше повторите попытку попозже.

Помните, что дети растут быстро, и скоро вы будете с удовольствием вспоминать время, когда ребенок просился на ручки.

Ребенок бьет вас? Не позволяйте!

Не позволяйте малышу-годовасику бить или царапать Вас или кого бы то ни было. И не нужно это терпеть, типа, она маленькая, ничего серьезного взрослому не причинит. И уж тем более совершенно недопустимо смеяться и умиляться такому поведению малышки: «Такая малявка, а руки распускает». Остановите замахнувшуюся ручку. Спокойно, но твердо скажите, например: «Я вижу, что ты расстроилась (злишься, сердишься и т. п. ). Но бить маму нельзя, маме больно! Хочешь постучать рукой? Можно постучать вот здесь (или поцарапать вот это) и т. д. «В отношении этого вопроса у всех членов семьи должны быть согласованные действия.

А еще, никогда не предлагайте ребенку то, что впоследствии придется запретить. Поясню примером. Одна мама строго-настрого запрещала бабушке ставить восьмимесячного сына на подоконник, чтобы посмотреть в окошко. Аргументы бабушки: «Да я же его крепко держу, он сам еще не ходит, окно закрыто и т. п. «,— решительно отвергались. Главный довод этой мамы: „А как я ему потом, когда он сам захочет залазить на окно, объясню, почему еще вчера было можно, а сегодня — уже нельзя“.

Фото самостоятельного ребенка

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Как отучить ребенка от рук в 2-3 года

Если у мамы не получилось отучить грудничка от рук до года, то в более позднем возрасте, когда ребенку исполнилось 2, а то и 3 года, процесс отучения также должен быть постепенным

Важно проявить терпение, нельзя резко отучать ребенка от рук

Прежде, чем отучить ребенка от рук, необходимо поговорить с самим малышом – это первый этап правильного отучения

Если речь идет о взрослом (2 – 3-летнем) ребенке, то в качестве аргумента привести во внимание его нелегкий вес, к примеру: «Ты же уже взрослый сынишка, настоящий мужчина. У мамы уже нет столько сил, чтобы даже поднять тебя

Посмотри все мужчины ходят ножками, и ты бери с них пример».

Если ребенок плачет и просится на руки, можно немного схитрить – обнять его, но не поднимать. Достаточно просто сесть на корточки, тогда малыш будет видеть мамины глаза, сможет сам ее обнять. Тем самым мама дала то, чего хотел малыш – объятие, и ей не пришлось поднимать его на руки.

Мама уже знает по невербальным жестам, когда ребенок вот-вот попросится на руки

Поэтому, когда вы гуляете с ребенком на улице и вдруг замечаете по его поведению, что сейчас он попросит вас взять его на руки, переведите его внимание на привлекательную окружающую среду: большую собаку, красивый автомобиль, красочную и яркую витрину магазина. Постоянная смена событий привлечет интерес к познанию нового и необычного

Дома постепенно отучить ребенка от рук можно, отвлекая малыша играми, которые требуют подвижности. Всевозможные пазлы и конструкторы, большая железная дорога или целый небольшой городок с любимыми персонажами. Вовлечен в игру, ребенок на время забывает о том, что хотел на ручки, ведь у него теперь есть новое увлечение. Ребенок в процессе игры и коммуникации воспитывает в себе самостоятельность.

Хорошим способом отучить ребенка от рук также является возможность общаться с взрослыми и детьми. Необходимо, чтобы круг общения не ограничивался только в семейном кругу знакомых людей. Когда происходит контакт с людьми, с которыми ребенок недавно только познакомился, это уменьшает чувство тревоги и опасности. Общение и игра с другими детьми развивают в малыше самостоятельность.

Когда ребенок познакомился с другими детьми, это хороший пример, как можно отучить ребенка от рук, на примере других деток. Вы можете сказать своему малышу: «Вот смотри, Катя уже взрослая, она ходит с мамой за ручку, давай-ка и мы будем так ходить. Покажи Кате, что ты тоже уже взрослый и самостоятельный».

Почему дети просятся на ручки?

Требование двухлетнего ребенка взять его на руки может обернуться проблемой.
Малыш может отказываться шагать рядом с идущим взрослым, хотя с удовольствием бегает вокруг него, когда родитель сидит. Такое поведение может выглядеть как лень или демонстративный отказ идти домой, но в действительности это редко бывает так.

Когда ребенок начинает ходить, этот процесс для него не связан с перемещением из пункта А в пункт Б, ходьба для него – это удаление от взрослого, а затем возвращение «на базу». Если база начинает двигаться сама, ребенок чувствует себя растерянным. Он может плюхнуться на землю и заплакать.

Если вы замедлите шаг, он не последует за вами, поскольку не может этого сделать. Если вы вернетесь и возьмете его за руку, малыш сможет пройти с вами несколько шагов, но, даже держась за руку, он не сможет идти с вами рядом – в этот момент он как бы не чувствует, что вы вместе. Поэтому до трехлетнего возраста ребенок просится на руки – так он чувствует, что он с вами.

Почему еще малыши любят сидеть на руках?

Во-первых, это дает ощущение особой эмоциональной близости – кроха соскучился, ему хочется, чтобы вы обратили на него внимание, приласкали его.
Во-вторых, детские ножки могут отдохнуть.

В-третьих, мылыш может быть не здоров или его что-то тревожит (например, режутся зубки).
В-четвертых,  это дает чувство защищенности и безопасности. Например, кроха теперь выше проходящих мимо собак, которые могут испугать и т.д.
И наконец, когда вы берете ребенка на руки, его обзор увеличивается – до этого он видел на уровне ног и колес, а теперь видит все, что видите вы; и он может видеть лица взрослых и слышать, о чем они разговаривают.

Как проявляется самостоятельность детей старшего дошкольного возраста?

Объясняет Елена Сидорина:

В 7 лет ребенок — это уже почти сформировавшаяся личность. Большинство детей в этом возрасте идут в школу, а некоторые в силу сложившихся обстоятельств сами возвращаются домой и в состоянии обслужить себя до прихода старших. Первоклассник может не только самостоятельно следить за своей гигиеной, но также способен справляться с элементарными обязанностями по дому. Он должен уметь:

— застелить постель;

— подогревать еду;

— мыть за собой посуду;

— выносить мусор;

— вытирать пыль и пылесосить;

— ухаживать за домашними питомцами, поливать цветы и т. д.

Последний пункт особенно полезен с точки зрения формирования не только самостоятельности, но и ответственности по отношению к окружающим.

Собственно говоря, ребенок может делать все, что ему по силам, главное — объяснить степень важности дела и поддерживать его стремления. В 7 лет детям нравится быть самостоятельными

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Рекомендации маме

Существует много мнений о том, как отучить ребенка от рук. Некоторые мамы пресекают на корню попытки малыша попасть в их объятия. Но такие действия могут вызвать у младенца серьезные психологические проблемы.

отвлекайте внимание новорожденного яркими игрушками, включите мобиль над кроваткой. Чтобы младенец не уставал от обилия игрушек, давайте их ему по одной

Время от времени надоевшие погремушки убирайте в шкаф, через несколько дней ребенок будет воспринимать их как новые и разглядывать с интересом.
такую же отвлекающую функцию будет выполнять развивающий коврик. Малыш будет увлечен окружающими его яркими цветами и интересными деталями, и ему будет не до мамы.
если младенец заплакал в коляске и тянет к вам ручки, поверните его на другой бочок или повесьте интересные погремушки.
малышу важен тактильный контакт с мамой. Можете не брать грудничка на руки, а попробовать просто дотронуться до ребенка, ласково погладить и поцеловать. Младенец успокоится, зная, что мама рядом и он находится под защитой.
сделайте так, чтобы малыш находился с вами на кухне в коляске, качельках или люльке. Так вы будете друг у друга перед глазами, пока готовится обед или ужин. Кроме того, ребенку будет интересно смотреть на ваши передвижения и действия.
чтобы малыш испытывал уверенность в том, что вы всегда рядом, можете постоянно разговаривать, рассказывать ему сказки или описывать все происходящее вокруг на прогулке. Новорожденный будет слышать родной голос и успокаиваться. Кроме того, отмечается, что чем чаще мама говорит с малышом, тем больший пассивный словарный запас накопится у ребенка.
если ваш малыш уже умеет ходить, но ленится и постоянно просится на руки, завлекайте его рассказами об интересных вещах, которые он увидит в конце вашего пути. Также вы можете сказать, что вам тяжело нести такого взрослого ребенка, или отвлекать его внимание, рассказывая про окружающие дома, деревья и машины.

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

А стоит ли приучать?

Одно время в моду вошла спартанская методика воспитания, согласно которой маме предписывалось вообще не брать ребенка на руки и поменьше нежничать. Покормила, поменяла подгузник – и в кроватку или манеж. Сторонники теории, считали, что любое «баловство» портит ребенка, поэтому советовали родителям отбросить сентиментальность и общаться с ребенком только «по делу».

К счастью, поклонников этой методики воспитания нашлось немного. Ведь желание матери брать свое дитя на руки заложено на уровне инстинктов.

Но, тем не менее, большинству молодых мамочек время от времени приходится выслушивать совету: «Не приучай к рукам!». Но нужно ли им следовать?

Новорожденный младенец физически нуждается в тесном контакте с мамой, поэтому ни в 1 месяц, ни в 3 месяца, ни о каком отучении от рук речь идти не может. Малыша обязательно нужно брать на ручки, обеспечивая ему необходимый тактильный контакт и потихоньку знакомя с окружающим миром. Ведь ребенок пока лишен возможности передвигаться, и если не брать его на руки, то ничего, кроме своей кроватки он не увидит.

Конечно, речь не идет о том, что мама не должна спускать ребенка с рук. Даже в этом раннем возрасте нужно потихоньку приучать его занимать себя самостоятельно. Для этого используются яркие игрушки, мобили, которые подвешивают над кроваткой.

Чуть позже, примерно в 6 месяцев нужно стараться оставлять ребенка играть самому подольше. Очень помогут в этом различные развивающие коврики. Но если этого аксессуара нет, не стоит расстраиваться, его с успехом заменит расстеленное на полу одеяло и разложенные на нем игрушки.

В 10 месяцев дети, как правило, пытаются делать первые шаги, держать за опору. Теперь пришло время предоставить ребенку больше свободы, не подхватывая его на руки каждый раз, когда он шлепнется на попу.

В возрасте 1 год ребенка стоит брать на руки, только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись. Чувство тактильного голода можно удовлетворять другими способами: массажем, совместной игрой, «обнимашками». Если все будет сделано правильно, то в 2 года ребенок приобретет практически полную «автономность» и не будет проситься на руки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий