Как общаться с ребенком, чтобы избежать конфликтов

Подчеркните, что понимаете ситуацию

Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.

Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.

Оставайтесь защитником своего сына или дочери

Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ

В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации

Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.

Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».

Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах.

Что такое конфликт?

Эксперт сразу дала понять: как только человек осознает, что такое конфликт и как он формируется, — он сразу понимает, из-за чего возникла ссора.

В конфликте участвуют двое, и это уже обозначает отношения. Если конфликт произошел, то это значит, что в отношениях нет открытости и защищенности

А ведь это весьма важно для нашего «я»

Как объяснила психолог, одна из функций нашего «я» — защищать себя. Получается, что конфликт — это защита.

А вот и вопросы:

  • По чьим правилам играть?
  • Кто устанавливает эти правила в игре?

По ее словам, никогда не поздно сесть за стол переговоров и совместно открыто обсудить правила игры и стать партнерами. Иногда это получается сделать только в кабинете психолога.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Можно ли совсем избежать конфликтов?

Ссоры подростков с родителями накаляют отношения в семье до предела, что эмоционально истощает каждого.

Полностью избежать конфликтов невозможно, поскольку между ребенком и родителями всегда будет стоять разница в возрасте. Взрослые воспитывались совсем в другой среде и уже имеют устоявшиеся взгляды на жизнь. Ребенок — это другое поколение, ценности которого могут кардинально отличаться. Столкновение интересов является обычным и вполне нормальным проявлением отношений между людьми разных поколений. Главное — к какому именно итогу оно приведет.

Бессмысленно бороться с проявлениями самостоятельности подростка, не выяснив истинные причины его поведения. Только это поможет понять, как именно урегулировать возникающие конфликты

Главное — объяснить ребенку, насколько важно сохранить близкие, доверительные отношения в семье

Если же конфликты стали привычкой, можно совместно пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив здоровый сценарий поведения, вам будет легче находить компромисс.

Конфликт поколений: как решить проблему постоянных ссор с подростком?

Возникающие между взрослыми и ребенком конфликты усугубляются, когда обе стороны считают, что ведут себя совершенно нормально. Близкие уверены, что заботятся о здоровье и благополучии своего чада. А подросток конфликтует с родителями, поскольку убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат и не понимают. Замкнутый круг.

Отношения родителей и ребенка не должны превращаться в войну. По мнению психологов, оптимальный тип семьи на момент возрастного кризиса — партнерство. Гиперопека, диктатура и сосуществование — неподходящие модели семейных отношений.

Как родителям и подросткам избегать конфликтов? Взрослым важно следовать следующим принципам:

  1. Не ограничивать самостоятельность ребенка, поддерживая все его начинания.

  2. Оставить за ребенком право выбора друзей и стиля.

  3. Стать соучастником всех переживаний ребенка, пытаясь ему помочь, а не научить, «как правильно жить».

  4. Не упрекать ребенка за неудачи, а попытаться совместно преодолеть трудности.

  5. Давать ребенку право слова на семейных советах при принятии важных решений.

  6. Быть терпимее к чертам характера ребенка, которые порой вызывают острое неприятие.

  7. Не пытаться решить проблему «на эмоциях», а любое столкновение интересов сводить к конструктивному диалогу.

  8. Избегать в ссорах навешивания ярлыков («ты всегда…», «ты никогда…»).

  9. Уважать личное пространство ребенка (не входить в комнату без стука, не подслушивать телефонные разговоры, не трогать личные вещи).

Психологи советуют родителям постепенно уменьшать опеку — отдавать ребенку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. Трудный возраст, если в семье присутствует взаимоуважение и любовь, пройдет относительно безболезненно.

Поведение подростков в конфликте

Поведение подростка внешне выглядит как отрицание и обесценивание авторитета взрослых. Он может покрасить волосы в яркий цвет, носить вызывающую одежду, допоздна гулять, найти увлечение, которое не одобряют родные и учителя. Но на самом деле, подросток ругается с родителями не ради конфликта как такового. Все это попытка вырваться из-под жесткого контроля родных, очертить личные границы. Многие из действий ребенка носят такой подтекст: «Я уже могу и хочу принимать важные для себя решения. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!». Но у родителей, поскольку они росли совсем в другое время, проявления возрастного кризиса вызывают только неприятие.

Взрослым может показаться, будто стремительно взрослеющему ребенку глубоко безразлично, что происходит вокруг, поскольку он зачастую ведет себя, мягко говоря, отчужденно. Но это лишь защитная реакция — подросток просто не знает, как решить конфликт с родителями. Поэтому он всеми силами старается уклониться от выяснения отношений в надежде, что ситуация разрешится сама по себе. В итоге он становится замкнутым и неразговорчивым, лжет по поводу и без.

Дети подросткового возраста на претензии и конфликтные действия родителей, как правило, отвечают такими реакциями:

  • жесткая оппозиция (демонстративные действия негативного характера);

  • полный отказ (неподчинение требованиям родителей);

  • изоляция (молчание, сокрытие правды).

Каковы бы ни были причины конфликтов родителей и подростков, для ребенка они становятся огромным стрессом. Напряженные отношения в семье могут обернуться для него серьезными последствиями, вплоть до депрессии. Ребенок, хоть и стремится всей душой  к самостоятельности, еще не научился справляться с жизненными трудностями. Ему нужна помощь родителей.

Драка одноклассников — худший вариант развития конфликта

Если ссоры не приводят ни к чему хорошему, то драки — и подав­но. И всё-таки, наверное, каждый мальчик хоть раз дрался в школе с кем-то из своих одноклассников.

Когда учителя разнимают драчунов и спрашивают, нельзя ли бы­ло мальчикам договориться на словах и обойтись без драки, как пра­вило, каждый из подравшихся мальчиков говорит, что другой его не хотел ни слушать, ни понимать.

Причин для драк между одноклассниками очень много — обиды, ссоры, желание кого-то доказать свою силу или привлечь к себе вни­мание. Часто драки возникают тогда, когда кто-то хочет защитить более слабого от того, кто на него нападает. Иногда поводы к драке бы­вают очень серьёзные, но чаще всего ребята начинают драться из-за пу­стяков, небольших разногласий.

А как ты думаешь, почему мальчики дерутся со своими однокласс­никами и даже… одноклассницами?

Чаще всего потому, что они не умеют доказывать свою правоту на словах, высказывать своё мнение. Если тебя кто-то обижает, то ударить этого человека намного проще, чем попытаться с ним договориться на словах. Особенно легко «переубедить» кого-то с помощью драки, если тот слабее и меньше тебя. Если ты начнёшь драться с кем-то, тебе не придётся думать, какими же словами и выражениями можно было бы ему объяснить, что он ошибается. Затеять драку намного проще, чем до­казать свою правоту в словесном споре. Но драка — это самый худший выход из ситуации. Если ты начинаешь драку, то показываешь, что ты не в силах переубедить своего соперника другими способами. Драка — самое неумное и негуманное решение проблемы. Даже если ты не побо­ишься вступить в драку с тем, кто сильнее и старше тебя, — это не сде­лает тебя героем: ведь насилие никогда и ничем нельзя оправдать, кро­ме тех случаев, когда тебе приходится защищаться.

Не прыгайте через голову

Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.

Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»

Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».

Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.

Отчего случаются конфликты между детьми

Конфликты между малышами или уже подростками бывают повсеместно и не обязательно в семье. Споры, ссоры и драки чаще даже случаются в социуме (в садике, школе, на улице), чем в доме. Внутри семьи все же проще сдружить детей и научить их мирно сосуществовать друг с другом, чем отследить конфликт между двумя (или больше) детьми, не имеющими между собой ничего общего.

Из-за чего возникают споры и драки? Да из-за всего! А все потому, что дети еще не умеют решать многие вопросы мирным путем

Они просто не знают, как это делать, и задача взрослых – научить их этой важной для дальнейшей жизни стратегии

Причиной ссор могут стать:

борьба за авторитет, когда старшие дети желают показать младшим братьям или сестрам в семье, кто из них главный. Младшие же, признавая только авторитет родителей, не желают мириться с таким положением дел и дают отпор

Среди сверстников (в саду и в школе) конфликт вызывается желанием одного из детей стать лидером в группе, и если он встречает на своем пути еще одного такого же «желающего», то возникает конфронтация, в которой каждый из детей пытается перетянуть «одеяло» на себя;
желание быть любимчиком у родителей (учителей, воспитателей) часто создает ситуации, при которой дети, пытаясь привлечь к себе внимание, специально провоцируют других детей и намеренно создают конфликтные ситуации. Они могут начать «шпионить» и потом докладывать взрослым о плохом поведении оппонента, брать без спросу чужие вещи и тем самым нарываться на ссоры и скандал, а потом изображать из себя жертву

В общем, вести партизанскую войну против других детей;
жадность и нежелание делиться, ябедничество, неумение общаться с другими детьми на равных также могут стать причиной ссор не только в семье, но и в социуме. Дети не любят жадин и ябед, не любят тех, кто, по их мнению, «бука» и будут стараться разными способами задеть и наказать тех, кто им не нравится;
обычная детская жестокость. И это так, ведь дети до подросткового возраста (да и старше тоже, если их не научить), просто не умеют сочувствовать тем, кто не похож на них, кто слабее и медлительней, кто некрасивей или отстает по развитию и интеллекту. Это не миф – это факт, основанный на особенностях детской психики. Дома ребенок вполне дружелюбен и ласков, послушен и мил, но стоит ему выйти из-под контроля взрослых и встать плечом к плечу со своими сверстниками и единомышленниками, как он превращается в гонителя слабых и агрессора, который бездумно обзывает и бьет того, кто ему не по нраву;

неумение занять себя. От скуки или просто от того, что малыш просто не умеет играть самостоятельно и не знает, как привлечь к себе внимание старших детей в семье (или сверстников на улице или в садике), он начинает задирать их. Ну и, соответственно, выводит из себя и получает заслуженные тумаки.

Конфликтные ситуации могут возникать и по другим причинам, но для взрослых, чтобы знать, как правильно гасить споры еще в самом их начале, нужно все-таки усвоить одну истину. В детских конфликтах (как, впрочем, и во взрослых) нет стороны виноватой и невиновной

И не стоит принимать во внимание факт, что один начал первым, а второй – его жертва. Если сделать одного правым, а другого нет, то крайним останется взрослый арбитр, а проблема неприменения сторон останется открытой

Тактика для обхода конфликтных ситуаций

Постоянные конфликты с детьми держат в стрессе всю семью. Поэтому многие задаются вопросом, какую же тактику выбрать, чтобы найти решение конфликта родителя и ребенка. Соответствующий вопрос мы задали нашему эксперту.

Она посоветовала помочь и поддержать ребенка, поскольку в конфликте он чувствует себя в опасности. А проявляемая родителем любовь и забота уменьшат эту тревожность.

Однако зачастую у самого ребенка возникает претензия к родителю: «Он мне врет». Что же делать в этом случае?

Психолог сразу обратила внимание, что тут не существует прописных правил. Она посоветовала чаще находить стимулы и пытаться заслужить доверие ребенка, научиться его слышать и принимать его мнение, даже если оно не вписывается в установки взрослого человека

Она посоветовала чаще находить стимулы и пытаться заслужить доверие ребенка, научиться его слышать и принимать его мнение, даже если оно не вписывается в установки взрослого человека.

Мирные способы решения конфликтов

Бывают ли случаи, когда без драки не обойтись? Ответить на этот вопрос очень сложно. Стремиться избежать драки нужно в любом слу­чае. Если тебя обижают, обвиняют в каком-нибудь проступке, ты не должен позволять своему обидчику довести себя до такого состояния, когда тебе захочется броситься на него с кулаками. Попробуй объяс­ниться с тем, кто на тебя нападает. Ну, а если он не настроен на раз­говор и не хочет тебя выслушать, отложи решение вашего спора. Ино­гда людям нужно дать время для того, чтобы они поняли, что в чём-то ошиблись.

Для того чтобы избежать драки и решить все спорные во­просы, ты можешь обратиться к человеку, который сможет со стороны оценить обстановку и сказать, кто прав и кто виноват. Человека, кото­рого ты собираешься попросить разрешить ваш спор, должен уважать и ты, и тот, с кем у тебя произошла ссора или спор. Таким «судьёй» между тобой и твоим соперником может быть учитель или кто-нибудь из ваших одноклассников.

За обиженного заступись

Другая ситуация складывается, когда ты видишь, что кого-то оби­жают. Если ты видишь, что кто-то из твоих одноклассников дразнит или бьёт мальчика или девочку, ты должен помочь тому, кого обижа­ют. Попробуй поговорить с обидчиком, объясни ему, что он не прав, а если твои слова не произведут на него нужного впечатления, расскажи о происходящем учителю. Если ты решишь вступиться за кого-то, ко­го бьют, или остановить дерущихся, ты должен действовать так, чтобы самому не оказаться втянутым в драку. Если ты видишь, что остано­вить дерущихся тебе не под силу, лучше найди тех, кто сможет это сде­лать, — взрослых или старшеклассников.

Не обижай девчонок!

С тем, что ни один уважающий себя мальчик ие станет драться с девочкой, ты, надеемся, согласен. Часто мальчики из шалости толкают девочек в классе, дёргают их за волосы, дразнят и обзывают их, поль­зуясь тем, что большинство одноклассниц не могут им ответить тем же. Как бы ии хотелось тебе иногда схватить особенно «вредную» девчон­ку за косичку, делать этого не следует. Ведь ты сильнее и сможешь по­казать свою силу и ловкость в спортивном зале или на школьных суб­ботниках, а не в драках с одноклассницами.

Типы конфликтов между взрослыми и детьми

Как нам рассказала психолог, в детско-родительских отношениях выделяют пять типов конфликтов. Разберем подробно каждый из них:

диктатура родителей — этот тип присутствует практически в каждой семье, только в разных формах и по-разному выражается. Здесь речь идет о контроле и несоблюдении личных границ ребенка, что подавляет его чувства, самостоятельность и право выбора. Такое поведение родителя в конфликте в корне неправильно;

конфликт неустойчивого родительского восприятия — этот конфликт возникает в том случае, когда ребенок превращается в подростка. Он уже совсем иначе себя проявляет, его статус в семье и обществе постепенно изменяется, а поведение крайне нестабильно. К примеру он может полноценно критиковать окружающих и требовать уважения как взрослая и состоявшаяся личность. Но одновременно с этим он часто ничего не помнит, разбрасывает вещи и таким образом выступает в роли ребенка. Родители в таком случае часто видят только негатив, тем самым недооценивая его положительные качества. Здесь психолог посоветовала объективно оценить все достоинства и недостатки характера своего чада, осознать свои чувства к нему и обговорить новую систему взаимодействий;

открытый конфликт или мирное сосуществование — это позиция невмешательства. В этом случае родители не нарушают границы, в семье у каждого свои проблемы, радости, а сами родители взращивают в ребенке раскованность и чувство свободы, полностью забывая о семейных ценностях. Что происходит в результате? Подросток быстро отдаляется, и семья становится для него чем-то инородным и чужим

Поэтому тут важно включать ребенка в семейную жизнь и помочь ему стать полноценным членом ячейки общества;

конфликт опеки — здесь все наоборот. Чрезмерная забота, ограждение от трудностей

В результате безынициативность, покорность, подавленность, а далее протест в форме «холодной вежливости» или «активного отпора»;

конфликт родительской авторитетности «шоковая терапия» — другими словами это принцип воспитания «совершенного ребенка»
Родители не слышат свое чадо, не обращают внимание ни на его промахи, ни на успехи, совершенно не хвалят его и не испытывают за него чувства гордости. Чтобы избежать появления такого конфликта, важно поддерживать, доверять и проявлять свои чувства любви и заботы.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Конструктивные и неконструктивные конфликты

Постоянные конфликты подростков и родителей — это риск разрушения отношений и опасность затяжного кризиса. Но по мнению психологов, в возникающих разногласиях потенциально заложено мощное конструктивное начало. Получается, что конфликт может быть полезен, если приводит к «правильному» итогу.

В зависимости от результата конфликты можно разделить на 2 группы — конструктивные и неконструктивные.

Когда ссора перетекает в спокойный диалог и заканчивается компромиссом — это конструктивный конфликт. В данном случае и ребенок, и родители готовы идти на сотрудничество, не умалчивают свои претензии и не держат друг на друга обиды.

К позитивному влиянию конструктивного конфликта можно отнести:

  • разрядка напряженности между родителями и ребенком,

  • возможность лучше узнать друг друга,

  • стимул к личностным изменениям и развитию.

Именно к такому итогу нужно стремиться детям и родителям — не обострять проблему, а конструктивно решать ее

Но важно, чтобы каждая из сторон была нацелена на позитивный результат

Неконструктивные конфликты между родителями и подростками носят разрушительный характер. Когда ни у одной из сторон нет приемлемого пути решения возникающих проблем, на первый план выходят взаимные упреки, а не поиск компромисса. Это конфликт ради конфликта — эмоциональный, порой агрессивный. Именно из-за таких пылких ссор подросток становится замкнутым, часто врет, «осваивает» вредные привычки, находит опасные увлечения.

К негативному влиянию неконструктивного конфликта можно отнести:

  • полное эмоциональное истощение взрослых и ребенка,

  • ухудшение психологического климата в семье,

  • полное нежелание идти на контакт друг с другом.

Когда конфликт принял затяжной характер, его непросто перевести из деструктивного в конструктивное русло.

По данным анкетирования, 38 % опрошенных подростков в возрасте 12-13 лет в конфликтных ситуациях с родителями решают проблемы неконструктивными способами (агрессия, замкнутость, защитное поведение). Этот показатель повышается до 44 % у подростков в возрасте 14-15 лет.

Начните с понимания, даже если вы не понимаете

Этот простой секрет, который поможет вам во всем, что вы делаете со своим подростком. Независимо от того, насколько это трудно, постарайтесь начать все взаимодействия с вашим ребенком с понимания, даже если вы не полностью согласны или даже совсем не понимаете, о чем они говорят.

Например, вы обнаруживаете, что ваш ребенок онлайн общается со своими подругами в то время, как должна делать уроки. Это сводит вас с ума, потому что вы думаете: Она едва успевает в школе, и вообще не заботится о выполнении домашних заданий. В это же время ваша дочь думает: Мне нужно срочно выйти в интернет и поговорить с Леной. Если мы не помиримся после ссоры, которая была сегодня в школе, все одноклассницы будут против меня.

Вы и ваш ребенок живете в двух разных реальностях. Спросите ребенка, почему она разговаривает с подругой, вместо того, чтобы делать уроки. Постарайтесь понять ее реальность, даже если у вас не очень это получается. Как только узнаете, что происходит, попробуйте сказать: Я понимаю, как тебе тяжело быть в ссоре с подругой. Но я знаю и то, что завтра тебе нужно сдать тест. Школьные занятия это твоя работа, и ты несешь ответственность за то, чтобы делать ее в меру своих способностей. Давай сядем и подумаем о том, как ты можешь распределить время сегодня вечером.

Постарайтесь не говорить я понимаю, но&hellip,, посколько это просто дисквалифицирует то, что вы только что сказали. Начните с понимания и постарайтесь сначала поставить себя на место вашего ребенка, прежде чем сказать ему, что нужно изменить.

Такой подход привлекает внимание подростков. Вместо того, чтобы чувствовать необходимость защищаться, они на самом деле начинают слушать вас

Причины конфликтов

Как нам рассказала специалист, такую статистику, которая точно показала бы причины возникновения конфликтов родителей с детьми, найти не так просто. Поэтому она поделилась своим опытом. Как оказалось, на первом месте среди причин стоят интернет-игры. Далее идут следующие причины:

  • контроль, несоблюдение границ;
  • непонимание;
  • разные взгляды;
  • отдаление;
  • нежелание общаться.

Также в корне конфликта лежат несбывшиеся ожидания:

  • со стороны родителей — когда по мере своих возможностей они вкладывают или лучше сказать «взращивают» то, что ребенок не хочет видеть у себя ( другими словам — установки);
  • со стороны ребенка — это всегда ожидание принятия, любви, внимания, защищенности.

Психолог обратила внимание, что воспитывая детей и обучая их ориентироваться в окружающей среде, взрослые бессознательно не слышат своих чад. Зачастую они ориентируются только на свой прожитый опыт, на личный внутренний мир, на свои инструменты бытия, при этом забывая, что ребенок — это совершенно другая система, даже если родная, близкая и любимая

Активно слушать, а не просто слышать

Ребёнок не всегда способен выражать свои тревоги чётко и понятно, облекая их в правильные слова. Особенно если его кто-нибудь сильно обидел, оскорбил или несправедливо с ним обошёлся. Иногда даже в очень серьёзных ситуациях ребёнок может замкнуться в себе или неправильно что-то объяснить. В таких случаях родители должны использовать приём «активного слушания». Взрослый должен проявить интерес к тому, о чём ребёнок пытается сказать и помочь ему подобрать правильные слова.

Установить с ребёнком обратную связь, уточняя его мысли и поправляя слова – в этом и заключается приём «активного слушания». Вот несколько правил установления контакта с ребёнком в процессе общения.

  • Общение с ребёнком требует значительного внимания. Нужно отложить все домашние дела, не смотреть в телевизор, не переписываться в телефоне, не читать книгу, не доделывать отчёты. Ребёнок должен видеть лицо родителя и его заинтересованность в этом разговоре.
  • Установление зрительного контакта. Глаза ребёнка и взрослого должны находиться примерно на одном уровне. Дети часто ищут ответы и сочувствие именно в глазах.
  • В том случае, если ребёнок находится в сильно расстроенных чувствах, не стоит задавать ему лишних вопросов и в чём-то его активно разубеждать. Пусть он выскажется, облегчит душу. Родитель должен поддержать его, объяснить его чувства. Не надо проявлять агрессию или говорить, что ребёнок неправ, осуждать его.
  • Обратная связь. В разговоре лучше иногда повторять слова ребёнка, соглашаясь с ним. Например: «Я понимаю, ты был очень рассержен словами того мальчика» или «Это естественно, что тебя задело такое несправедливое замечание постороннего человека». Таким образом взрослый даёт понять, что он заинтересован этим разговором и внимательно слушает его рассказ.
  • Паузы. В разговоре с ребёнком не стоит торопиться, а тем более его перебивать. Пусть возникают небольшие паузы, которые помогут ребёнку собраться с мыслями, подумать, что ещё он хочет сказать и как это выразить словами.

Найти решение проблемы вместе с ребёнком

Воспользовавшись приёмами «активного слушания», родитель может узнать о чувствах и переживаниях ребёнка. Но это ещё не значит, что проблемы решились сами собой. Следующий этап разговора должен заключаться в поиске решения, которое позволит изменить, скорректировать поведение ребёнка.

Подходящее время для разговора

Для серьёзного разговора надо подобрать правильное время. Даже если стало известно о конфликте с одноклассником именно сейчас, не надо сразу же кричать на ребёнка. Сначала лучше продумать то, о чём и каким образом стоит сказать. Дождавшись прихода ребёнка домой, нужно дать ему время отдохнуть после школы/секции/репетитора. После неудачного родительского собрания не надо всё своё раздражение обрушивать на ребёнка. Можно отвлечься на ужин, любимый сериал, домашние дела, а потом уже приступать к разговору.

Ищите позитив

Дети могут очень негативно отреагировать на критику в свой адрес. Неправильно сделанное замечание со стороны взрослого могут привести к серьёзной психологической травме. Конечно, хвалить ребёнка постоянно невозможно, но критику лучше сочетать с какими-либо позитивными словами. Например: «Ты очень хорошо рисуешь, но школьные тетради придуманы для другого. Если хочешь, мы можем записаться в художественную школу» или «У тебя отличное чувство юмора, но на уроках твои одноклассники должны слушать учителя, а не тебя. Ты можешь рассказать своим друзьям весёлые истории на перемене».

Предоставьте выбор

Представители подрастающего поколения с ранних лет хотят показать себя независимыми и самостоятельными. Не надо всё решать за них, лишая детей малейшего выбора

Иногда в каких-либо мелких делах можно акцентировать внимание на том, что ребёнок имеет право выбрать самостоятельно. Например: «Ты наденешь сегодня шорты или юбку?», «Тебе заплести косу или сделать хвост?», «Ты хочешь кашу или яичницу на завтрак?»

Возможность сделать самостоятельный выбор даже в самых незначительных ситуациях поможет ребёнку почувствовать себя важным и покажет ему, что родитель готов его слушать.

Решайте проблемы вместе с детьми

Взрослый может обратиться к своему ребёнку, чтобы узнать его мнение по той или иной проблеме. Например: «Ты приходишь в школу прямо к началу уроку и не всегда успеваешь приготовиться и пообщаться с друзьями. К тому же я часто опаздываю на работу. Наверное, нам нужно что-то делать с этой ситуацией. Что ты думаешь об этом?». Подобные разговоры воспитывают в ребёнке ответственность, и он почувствует себя равным взрослым.

Расскажите про свои чувства

Родитель должен доверять ребёнку свои чувства, но не стоит вываливать на него все свои проблемы. Это поможет установить с ребёнком доверительные отношения, и впоследствии он будет делиться всеми своими переживаниями. Родитель может, например, рассказать, что повышенный тон ребёнка в разговоре его обижает, ранит, а если это происходит на людях, то и вовсе ставит в неловкое положение.

Не сравнивайте с другими детьми

Самое главное, никогда не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, выделяя при этом их положительные качества, которым он уступает остальным. Каждый ребёнок уникален, в каждом есть что-то особенно прекрасное, а желание показать ему, что в чём-то он хуже остальных, приведёт к тому, что ребёнок станет неуверенным в собственных силах. Нужно развивать те способности, которыми ребёнок действительно наделён, а не те, которые есть у ребёнка соседей или друзей.

Выстраивание хороших отношений между родителями и ребёнком – это во многом задача взрослых. Грамотное общение поможет избежать конфликтов в семье и уменьшить негативную атмосферу

Важно принимать и любить ребёнка таким, какой он есть, не пытаясь подогнать его под какие-то стандарты. Нужно уметь слушать, понимать, помогать, и тогда ребёнок в дальнейшем отплатит за такое тёплое отношение

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Начните с фразы «Я хочу с вами посоветоваться!»

Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»

Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.

А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий