Как правильно реагировать на замечание вашему ребенку от постороннего человека?

Для начала нужно расставить приоритеты

Проще всего укоризненно покачать головой, соглашаясь с незнакомым человеком, или отчитать свое чадо за совершенный проступок, может даже незначительный. Чаще всего, родители так и делают. Одернут порицающе малыша и забывают через несколько минут об этой ситуации. А вот дети такое запоминают. Вам кажется что ребенку все равно, но посмотрите на ситуацию со стороны — вы, по сути, переходите на сторону обидчиков, незнакомых и чужих людей, и вместе с ними ругаете свое родное чадо! Это не предательство?

Представьте ситуацию: в спешке молодая жена красит глаза и в итоге стрелки получились кривыми. Они с мужем заходят в лифт и соседка начинает комментировать: «Вы видели как ваша жена стрелки подвела? Она в зеркало смотрится или как?» А муж вместо того, чтобы стать на сторону своей половинки ответит: «Да, она у нас неумеха, постоянно так глаза подводит!»

Правда же нелепая и смешная ситуация получается? А с ребенком взрослые именно так и поступают. Прежде чем отреагировать немедленно на провокацию случайного прохожего по поводу вашего малыша, подумайте кто вам дороже — какая то тетка или ваш ребенок?

Если критика объективна

Фильтруйте сказанное

Нельзя верить каждому слову

– даже конструктивные высказывания могут быть гиперболизированы, особенно если человек говорит на эмоциях. Но и отрицать все тоже нельзя. Если слишком серьезно относиться к негативным отзывам, вы рискуете получить психологическую травму, а если полностью их отвергнете, не ища в них полезного, тоничему не научитесь .

Примите правду

Если «обвинитель» прав, будьте честны, признайте это и предпримите соответствующие меры . Принятие ответственности за свои действия – хорошая стратегия, присущая эмоционально взрослым, гармоничным личностям.

Успокойтесь

Даже после справедливой критики вы можете чувствовать себя уязвленным, и это нормальная реакция. Постарайтесь не действовать сгоряча

и найдите, чемуспокоить себя . Побалуйте себя чем-нибудь приятным, чтобы расслабиться и отвлечься: примите горячую ванну, обсудите проблему с другом, сходите в кинотеатр и пр.

Действуйте

По возможности воплотите полученные справедливые замечания в жизнь

. Если вы увидите позитивные изменения, это поможет вам понять и принять, что критика – не всегда зло и внимательное отношение к ней действительно способно помочь.

Приходил с улицы весь мокрый, от него несло «химией»

Конечно, часто родителям сложно добиться от ребенка правды. Многие дети (особенно мальчики) не хотят жаловаться на нападки в школе, поскольку боятся заработать репутацию «маменькиных сынков». Так было и с сыном Евгении: когда она предложила помочь ему разобраться с обидчиками, мальчик воспринял это в штыки.

Кроме того, женщина боялась, что психика ребенка не выдержит, и он, решив отомстить обидчикам, совершит какие-то плохие поступки. От таких мыслей у любой матери, естественно, мороз по коже.

«Вы знаете, ребенок может так постоять за себя, что родителю придется уже разбираться с судебными исками, – соглашается Ксения Ферзь. – Поэтому я рекомендую все-таки в превентивной манере это решать. Ведь, вы знаете, это нередкая история, когда дети, понимая, что они не хотят иметь славу «маменькиных сыночков», пытаются решить проблему своими силами, и делают это почти криминальными методами. Лучше до этого не доводить. Одно дело, когда ребенок в принципе не рассказывает о конфликте – это его выбор, вы не можете из него изъять эту информацию. А если ребенок все-таки жалуется дома, мы не можем его отправить с этой проблемой назад, чтобы он искал решение сам».

Защита ребенка от всех внешних нападок – это прямая функция родителя, подтверждает психолог, психотерапевт Елена Лосева.

«Если доверие между родителем и ребенком сохраняется, то безусловный рефлекс родителя – защитить ребенка. Но после этой первичной реакции, которая опирается на безусловную любовь и привязанность к ребенку, ситуацию нужно разобрать. Причем разобрать со стороны всех участников конфликта. Как правило, кого-то безусловно неправого и безусловно правого в конфликте нет: все стороны так или иначе задействованы, принимали участие и виновны в конфликте

Здесь важно помнить, что каждая ситуация индивидуальна. У нас есть неадекватные учителя, неадекватные дети, неадекватные родители, и в каждой конкретной ситуации набор участников и их характеристики будут уникальны, поэтому какого-то единого рецепта здесь нет

Важно сохранять трезвый ум, выслушать все стороны и только потом обдуманно принимать какое-либо решение и выстраивать свою линию поведения. Не рубить сгоряча – это правило для любого конфликта», – считает Лосева.

Видя, что у ребенка не складываются отношения с коллективом, многие родители находят единственный выход в смене учебного заведения. Но всегда ли перевод в другую школу решает проблему? Не стоит поддаваться этой иллюзии, считает Елена Лосева.

«Травля может не иметь под собой каких-либо объективных оснований, и перевод в другую школу и смена детского коллектива во многих случаях действительно может решить проблему

Но здесь очень важно разобрать поведение самого ребенка. Мне недавно рассказали такой случай из практики, когда девочку защищали и мама, и учитель, и директор, а она сама задирала одноклассников в духе: «Ты мне ничего не сделаешь, ты получишь от моей мамы и от директора!»

Здесь проблема в поведении ребенка, и речь идет уже не столько о воспитании, сколько о коррекции поведения и формировании социально одобряемых стилей поведения. То есть каких-то в случаях жертва действительно бывает сама виновата – зачинщиком конфликтом иногда становится сам ребенок. Поэтому здесь, опять же, требуется разбор каждой конкретной ситуации», – отмечает психотерапевт.

Почему в России принято делать замечания чужим детям

В России многие взрослые позволяют себе делать замечания чужим детям. В то же время во многих европейских странах подобная ситуация — большая редкость. Такая разница в поведении взрослых обусловлена различными культурными традициями и особенностями менталитета.

Детство многих из нас пришлось на советские времена, когда понятия «чужой ребёнок» не было вовсе. Всё было общим. Считалось нормальным, когда общественные организации (партия, комсомол) смело вмешивались в дела семьи. Интимные проблемы людей выносились на публику, а общественное порицание «антисоветского» поведения людей было обычным делом.

И похвала, и порицание — всё было общественным в советское время

Пережитки прошлого до сих пор дают о себе знать. Многие взрослые и сегодня считают, что в праве «совать свой нос» в жизнь других людей и воспитывать чужих детей.

Делать замечания чужим детям на улице — распространённое явление в России

Виноват или не виноват?

Если вам незнакомые люди дают советы или высказывают замечания по делу, стоит понимать, когда прислушиваться к их комментариям, а когда пропустить мимо ушей. Ведь люди иногда возмущаются по весьма существенной причине и порой по делу. Причины самые типичные — «Ваш ребенок кидается песком», «Он кидает камни в моего ребенка» или ещё что-то такое, чего вы не заметили сами и что:

  • несёт угрозу для здоровья вашего ребёнка;
  • несет угрозу для здоровья окружающих.

Оцените ситуацию трезво и поймите кто виноват. Может это ребенок , может и ваша вина, что недоглядели, а может нелепое недоразумение. Как бы там ни было, даже если ваше чадо и нашкодило, не нужно сразу его отчитывать при чужих. Не стоит унижать собственного ребенка! Скажите спасибо «советчику», отойдите с ребенком в сторону и поговорите наедине без угроз, шлепков и криков. Ведь ваши крики ничего не изменят, вам только стыдно будет перед людьми, за устроенное представление.

Если вы очень злы, лучше всего увести вашего ребенка с детской площадки и поговорить с ним дома. По дороге домой наверняка вы остынете и будете воспринимать вещи более здраво.

Заставил выйти к доске и проговаривать слово «рефрижератор»

Мы привыкли видеть в учителях блюстителей дисциплины в классе, и именно у педагога школьник может искать защиты, если его третируют одноклассники. Но, как это ни парадоксально, во многих случаях учителя поддерживают издевательства в классе и даже сами становятся зачинщиками травли.

Об одном из таких случаев нам рассказал ученик 7 класса Саша. Он занимается в подростковой театральной студии, и недавно ее художественный руководитель предложил ребятам поставить спектакль, посвященный теме буллинга. Чтобы собрать материал для постановки, школьники решили пройтись по району и расспросить случайных прохожих о том, приходилось ли им сталкиваться с травлей. Кто-то отвечал отрицательно, многие, очевидно, стеснялись рассказывать о подобных вещах, но некоторые все же поделились своими историями.

Когда к вашему ребенку придирается (или откровенно издевается, как в данном случае) сам учитель, то тут уже всякие сомнения отпадают: родителям необходимо действовать. Ксения Ферзь советует сначала поговорить с самим педагогом и выяснить, что послужило причиной конфликта: возможно, ребенок сам своим поведением спровоцировал преподавателя.

«Здесь, опять же, начинаем с локальных методов – пробуем в какой-то определенной форме поставить этого человека на место, – советует Ксения. – Если родитель должен объясниться с учителем, он говорит так: «Могу я попросить вас в случае, если мой ребенок ведет себя как-то, на ваш взгляд, не так, сразу сообщить мне причину вашего негодования, не применяя воспитательных мер на месте происшествия, в том числе публично?».

Если же договориться с педагогом напрямую не получается, и он не может вам толком объяснить, что именно в поведении ребенка вывело его/ее из себя, то проблему необходимо решать через завучей, директора, говорит Ферзь. Если и этот метод оказывается неэффективным, то стоит обращаться в более высокие инстанции.

В последние годы на помощь родителям пришли так называемые службы школьной медиации, рассказывает Елена Лосева. Служба школьной медиации – это служба, созданная внутри школы и состоящая из учителей, учащихся и их родителей, главной целью которой является урегулирование конфликтов. Пару лет назад такие службы стали появляться в Москве и Подмосковье, а также в некоторых других регионах в рамках развития психологического сопровождения школ, объясняет Лосева.

Очень радует, что эта система развивается, положительные тенденции есть. Здесь большой толчок дало освещение в СМИ различных случаев буллинга. Сейчас можно встретить множество историй, в том числе тех, которые публикуют родители – о том, как они по большому счету победили школу и систему, обращались в полицию и прочее. Это как раз случаи, когда директор закрывал глаза, а учитель поддерживал травлю», – говорит психолог.

Договариваются не дети, а системы воспитания

Что делать родителям, которые оказались в подобной ситуации? Мнения специалистов здесь расходятся. Одни считают, что взрослые непременно должны вмешаться в конфликт, поскольку он травмирует детскую психику (не говоря уже о более трагических случаях, когда дело доходит до применения насилия). Другие, напротив, выступают за то, чтобы ребенок учился сам решать свои проблемы, иначе он будет всю жизнь убегать от них и вырастет слабым и беззащитным.

Всегда следует помнить, что издевательства, пережитые в детском возрасте, так или иначе отразятся на психике ребенка, когда он вырастет, просто у кого-то это проявится в меньшей степени, у кого-то – в большей.

Фото: YAY/TASS

«Я семейный психотерапевт, поэтому работаю не только с детьми, но и со взрослыми. И я часто сталкиваюсь с тем, что, когда человек уже вырастает, в нем сохраняется обида, потому что он не мог сам справится с какой-то ситуацией без помощи взрослых, но взрослые отнеслись к этому легкомысленно (по-детски!) и не смогли ребенку помочь. И потом ребенок всю жизнь понимает, что у него никогда нет поддержки, что он может положиться только на себя, у него нет доверия к обществу», – отмечает Наталья Наумова.

Почти всегда конфликты между детьми произрастают из непонимания, разных взглядов на жизнь, которые, в свою очередь, формируются внутри каждой семьи. Поэтому любые конфликты между детьми должны решать именно взрослые, считает имидж- и этикет-инструктор, специалист в вопросах светского и делового позиционирования Ксения Ферзь.

Если вам пришлось инициировать такой диалог, то вы говорите другому родителю: «Я вынужден (а) обратиться к вам, чтобы уладить конфликт между нашими детьми и избежать его в будущем». Здесь надо выяснить: а родитель вообще понимает, что и как думает его ребенок? Потому что бывают случаи, когда дети находятся вообще не под родительским контролем. То есть вы в этом процессе можете выяснить, какое влияние имеет родитель вашего «обидчика» на своего ребенка. Может быть, он не имеет никакого влияния, и проблему надо решать только через «менеджера» учебного заведения, то есть через завуча или директора. Если его решение вам не подходит, то вы предлагаете свою альтернативу: это может быть либо перевод в другой класс, либо дистанцирование в рассадке, либо какие-то еще решения», – говорит Ксения Ферзь.

«Теперь я смотрю на травлю со стороны пострадавшего»

«Девочка, судя по всему, нравилась мальчику, который пытался обратить на себя ее внимание, как-то издеваясь над ней. В какой-то момент она со своей компанией сидела на задней парте, и он решил сунуть ей таракана за шиворот

У нее с тех пор большая боязнь насекомых в целом и тараканов в особенности», – пересказывает Саша очередную историю из тех, что услышал от прохожих на улице.

Он и его друзья опросили несколько десятков человек, не устанавливая строгих рамок по возрасту: среди рассказчиков были и 14-летние подростки, и люди предпенсионного возраста. Истории про девочку и таракана уже 20 с лишним лет – казалось бы, такой невинный и в чем-то даже анекдотический случай. Но далеко не всегда насмешки оказываются безобидными.

«К счастью, были люди, которые сообщали, что в принципе серьезного впечатления на них это не произвело, но были и тяжелые истории, которые некоторые рассказывали о своих знакомых», – произносит Саша, и в разговоре повисает тяжелая пауза.

Часть людей, с которыми ему довелось пообщаться, призналась, что издевательства в школе вынудили их обратиться к психологам, кто-то находил утешение в обществе друзей, но «в основном это оставляло довольно серьезный след на психике».

Спектакль, которые поставили ребята, произвел на зрителей сильное впечатление. Саша и его друзья видели, как менялись лица людей, сидевших в зале: было видно, что у многих в душе всколыхнулось что-то тяжелое и неприятное, о чем хотелось бы навсегда забыть.

«Мы поставили достаточно антиутопичный спектакль: все было в темных тонах, в том числе мы сами, и некоторые зрители испытали довольно серьезное расстройство, потому что, судя по всему, у многих есть связанный с этим отрицательный опыт. Спектакль и вообще открытие этой темы производит довольно большое впечатление на смотрящих. Мы не подводили никакого итога, мы просто сообщали миру, что такая проблема есть и ее нужно решать. Она не будет решена до тех пор, пока ей не займется серьезная часть людей», – убежден Саша.

Он и сам когда-то был изгоем среди сверстников: в детском саду с ним никто не дружил, большую часть времени он был предоставлен сам себе. Со временем воспоминания стерлись, но теперь Саша точно знает: унижения, издевательства, насмешки – все это, может, и пройдет для человека относительно легко, но бесследно – никогда.

Почему люди вообще критикуют вас?

Критику принято разделять на конструктивную и неконструктивную

. Цель первой –исправить недостатки вашей работы, вашего поведения и пр., цель второй –задеть, оскорбить, вызвать отрицательные эмоции . Даже если в таких словах есть зерна истины, подаются они более резкими словами, вплоть до оскорблений. Соответственно, и реакция на подобные речи более яркая, хотя в большинстве случаев на них вообще не надо реагировать. Как не попасться в эту ловушку?

Подумаем, почему везде – на улице, на работе, в интернете – так много индивидов, которые хотят испортить вам настроение и уязвить по поводу и без? Как правило, все можно объяснить следующими причинами

Проблемы в жизни и, как следствие, желание выместить злость на ком-нибудь.

Попытка прикрыть зависть, раздражение, обиду на вас или иные отрицательные эмоции, связанные с вами, но не с рассматриваемым вопросом.

Наличие некой потребности , которая по каким-либо причинам не может быть удовлетворена, а вы выступаете как раздражитель (например, вы только вернулись из отпуска, а коллега не может себе в этом году его позволить).
Желание утвердить свой статус и более высокое положение в обществе – может проявляться у начальников.
Потребность почувствовать себя нужным и уважаемым – нередко возникает у старшего члена семьи.
Стремление выглядеть лучше по сравнению с вами , чтобы продвинуть свою идею или добиться своих целей – так могут действовать коллеги.
Попытка оправдать собственные неудачные действия , выставив вашу деятельность в более негативном свете.
Потребность компенсировать собственное чувство неуверенности .
Желание привлечь ваше внимание , сопровождающееся нехваткой социальных навыков и неумением давать хорошие отзывы – чаще характерно для детей и подростков.
Стремление добиться вашего восхищения – в такой ситуации критик обычно считает себя экспертом в том, из-за чего возник конфликт между вами.

Самовлюбленность , которая не позволяет человеку смириться с тем, что вы не согласны с ним в некоторых вопросах.
Желание дать понять, что ваши действия ранят или вредят критику .
Подозрение, что у вас есть незаслуженное преимущество в чем-либо.

Также отметим несколько вариантов, когда критику нельзя назвать конструктивной, однако и цели испортить вам настроение она не несет:

  1. Искреннее желание помочь сделать «как лучше» (как иногда говорят – «причинить добро».
  2. Наличие твердых убеждений – политических, религиозных, др.
  3. Иная система ценностей , из-за которой индивид осуждает вас.

Таким образом, когда вас критикуют, нужно отличить справедливые слова от несправедливых

, чтобы определить дальнейшую тактику действий. Помните, что к справедливым замечаниям также могут примешиваться эмоции. Например, начальник уже пять раз объяснил вам, как правильно оформить отчет, но очередная распечатка показала, что вы снова витали в облаках.

В каких ситуациях воспитывать чужих детей нельзя

Согласно рекомендациям психологов, существуют ситуации, при которых делать замечания чужим детям категорически нельзя.

Ситуация 1: если ребёнок плачет и истерит в присутствии своих родителей

Довольно часто можно встретить в общественных местах плачущих детей в сопровождении «равнодушных» родителей, которые никак не реагируют не истерику ребёнка. Такая картина — раздражающий фактор для окружающих, которая нередко заканчивается замечаниями с их стороны. При этом замечания могут быть адресованы как в адрес ребёнка, так и его родителей. Однако вмешиваться в такую ситуацию не следует по следующим причинам:

  • «равнодушие» родителей может быть частью воспитательного процесса. Например, ребёнок при помощи плача может пытаться манипулировать родителями. В такой ситуации игнорирование истерики ребёнка взрослыми — абсолютно правильное решение;
  • ваше замечание может усилить детскую истерику. Во время плача ребёнок находится в неадекватном состоянии и не может нормально воспринимать ваши слова;

  • чужая детская истерика — не ваша забота. Каждый родитель сам знает, как правильно вести себя со своим ребёнком.

Ситуация 2: если поведение ребёнка вам не нравится, но оно нормально для детей

Если поведение ребёнка кажется вам неправильным, но оно не агрессивно и не угрожает окружающим, то следует несколько раз подумать, прежде чем делать замечания. Очень часто случается так, что нас раздражает нормальное детское поведение. Детям свойственны яркие эмоции и бурное их выражение. Громкий смех, гиперактивность, повышенная возбудимость — естественные особенности любого ребёнка. Нельзя требовать от детей «взрослого» поведения, которое не соответствует их физиологическому и психическому развитию.

Радостные детские эмоции должны не раздражать окружающих, а вызывать улыбку

Ситуация 3: если ваше мнение субъективно

Бывают ситуации, когда поведение ребёнка раздражает только вас, но не вызывает никакого недовольства у других. Например, ребёнок может громко петь в общественном транспорте. У большинства людей это вызовет улыбку и восхищение, и лишь у некоторых — недовольство. Если ваше мнение о ребёнке субъективно, то следует справиться с собственным раздражением и не высказывать свои мысли вслух.

Как понять, справедлива ли критика?

Когда человека критикуют, часто его первым желанием становится попытка прервать обвинителя и начать защищаться, но очень важно дать ему договорить

Сконцентрируйте внимание на говорящем и постарайтесь честно ответить на следующие вопросы

Соответствуют ли слова критика реальности?
На что направлена критика – на вас как личность или на ваши поступки, действия, вашу работу? Переход на личности редко свойственен конструктиву, особенно когда осуждаются ваши качества, напрямую не связанные с рассматриваемым вопросом.
Кажется ли вам, что этот человек имеет хорошие намерения, старается ли он помочь вам?
Действительно ли говорящий заинтересован в решении проблемы и достижении взаимопонимания или он преследует иные цели – к примеру, просто хочет излить свое недовольство или возвысить себя, принижая вас?
Демонстрирует ли он чувства зависти, злости, обиды и т.п., не связанные с рассматриваемым вопросом? Обратите внимание на тон голоса, мимику, язык тела.
Вас критикуют тет-а-тет или публично? Если публично, почему именно при этих людях?
Человек обращается к вам или его представление рассчитано на окружающих?
Конкурирует ли он с вами за статус или должность?
Действительно ли его слова отражают его мнение или это что-то личное?
Проецирует ли он на вас свои собственные проблемы, о которых вы точно знаете?
Готов ли он выслушать ваш ответ?
Уважает ли он ваше право иметь другое мнение и сделать собственный выбор?
Готов ли он пойти на уступки ради достижения компромисса?

Ответы подскажут вам, чего от вас на самом деле хотят – чтобы вы исправили какие-либо недостатки/ошибки или же просто выступили поводом излить на вас негатив. В зависимости от этого выбирайте дальнейшую стратегию, как реагировать на критические реплики.

Оскар Уайльд писал: «Критика является единственной надежной формой автобиографии». Чаще слова критика больше говорят о нем самом, чем о критикуемом объекте

Советы ребенку.

Критика не является личной обидой. Поясните малышу, что он не должен воспринимать ее близко к сердцу. Ведь у каждого человека есть свое мнение, и у всех оно разное: кому-то понравится дерево с красными листьями, а кому-то нет. Объясните, что критика является точкой зрения человека по поводу работы или действий малыша, но не выражает личного отношениячеловека к нему.

Порекомендуйте ребенку адекватно реагировать на замечания людей, не проявлять агрессии. В некоторых случаях критика бывает уместной, например, малыш сделал большое количество ошибок при выполнении домашнего задания. Задача ребенка – научиться понимать, действительно ли данная критика объективна, сделал ли он ошибки или же человек, который негативно отозвался оего действиях, просто не понял задумки ребенка.

Ребенок должен отвечать на критику.Малыш обязан выслушать предъявляемые претензии, проанализировать услышанное и ответить. Если он уверен, что допустил ошибку, то стоит признать ее и обратиться за помощью. Если же ребенок считает, что был прав, он должен спокойно аргументировать свое мнение или действия, доказать свою правоту всеми возможными способами.

        Объясните малышу, что преподаватель имеет право критиковать, ведь он стремится к тому, чтобы дети становились лучше, а критика является неким толчком, который побуждает развиваться. Критика дает возможность не стоять на месте, правильно оценивать свои поступки, делать объективные выводы.

        Убедите малыша в том, что все взрослые люди обладают большим жизненным опытом, чем он, они имеют больше знаний, по этой причине их точку зрения следует уважать.Оспаривать чужое мнение необходимо только тогда, когда имеется большое количество аргументов или когда критикуют творчество малыша, где не существует определенных правил и границ.

        Ребенок ни в коем случае не должен ссориться из-за критики. Следует найти компромисс и все спокойно обговорить.

Если у малыша возникли проблемы, не оставляйте его, помогите найти решение.Если вы думаете, что некоторые высказывания педагога в адрес вашего малыша являются резкими и несправедливыми, поговорите об этом с учителем при личной встрече, но никогда не говорите плохо о педагоге в присутствии ребенка, поскольку так вы можете понизить его авторитет в глазах малыша, а это приведет к новым проблемам. Желаем вам удачи!

Если замечание необоснованно

Как мама я даже коллекционирую особо абсурдные замечания, например: «ребенок пугает голубей». Ребенок познает мир! Он бегает, радуется солнцу, стае птиц рядом, ему интересно послушать, как хлопают крылья. Сын не бьет голубей камнями, не калечит, никому не причиняет вреда.

С какой стати я должна заставить его сидеть спокойно, не получать ярких эмоций и вообще быть «примерным мальчиком»? Сможет ли он понять меня, если я вдруг шикну и возьму его за руку, если просто скажу, что радоваться — нельзя. Почему ради моего душевного равновесия мой сын должен стать пострадавшей стороной?

 Мы, взрослые, тоже боимся неодобрения. Понимаем, что невозможно угодить всем, но тем ни менее хотим быть хорошими родителями в глазах окружающих, но это пример ситуации, когда нужно полностью встать на сторону своего ребенка. Да, придется удержать неприятную ситуацию, проявить уверенность в себе.

Улыбнитесь, скажите, что не видите ничего плохого. Как правило, это оказывается достаточно, чтобы незнакомец сурово поджал губы и отошел в сторону. На любые же аргументы у Вас уже готовы свои.

Велика вероятность стать «плохой матерью» в глазах постороннего, однако в глазах собственного ребенка — Вы надежная и справедливая, уважающая и поддерживающая. Не это ли главное?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий