Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Разумеется, ребенок не может выполнять ту же работу по хозяйству, что взрослый человек. Нужно давать ему задания по силам.

  1. Поручив ребенку даже небольшое задание (например, мытье посуды или подметание пола), родители освободят время для себя, для своего отдыха.
  2. Когда сын или дочь помогают вам по дому, они учатся работать в команде. Этот навык очень важен для будущего любого человека. В школе, в университете, на работе всегда придется вливаться в новый коллектив и учиться работать с другими людьми. Будет здорово, если это обучение начнётся в детстве вместе с семьёй, когда при приготовлении ужина происходит распределение обязанностей. Дочь моет овощи, мама режет салат, папа жарит мясо.
  3. Обязанности по дому формируют у ребенка также такие качества, как честность и пунктуальность. Во-первых, мы ждём от малыша, чтобы он всё сделал правильно, без хитростей. А во-вторых, мы ставим ему точные сроки выполнения действий, в которые он должен попасть. Например, убрать свою комнату до ужина.
  4. Есть мнение, что человек не поймёт, как обстоят те или иные дела, пока не попробует их на собственной шкуре. Так же и дети остаются в неведении, сколько сил потрачено на ужин и чистую квартиру, пока сами не испытают это на себе. Узнав, как непросто поддерживать домашнее хозяйство, дети начнут больше уважать родителей за их труд.

Шаг третий

Находим очень большую коробку (лучше всего высокую), ставим ее в детской и вываливаем туда содержимое всех ящиков. Иначе куда вы будете рассортировывать игрушки? Теперь место свободно и можно приступать к уборке. Только не пытайтесь разобрать всё и сразу! От этого качество уборки заметно пострадает: в спешке вы можете забыть, куда и что нужно положить, или оставить в детской много ненужных вещей.

Перед началом сортировки приготовьте три пакета:

  1. Для мусора. Туда складываем все, что вы посчитаете нужным выкинуть: сломанные игрушки, фантики, старые запчасти, остатки еды, использованные раскраски, старые альбомы.
  2. Для лишних игрушек. Сюда определяем игрушки, которые нравились ребенку, но он давно в них не играет. А также примерно одинаковые игрушки, из которых пользоваться достаточно одной (два ксилофона, два мяча, два набора посуды). Они могут полежать в другом месте, отдохнуть, подождать своего часа. Возможно, вы сочтете необходимым отдать что-то из этого другим детям.
  3. Для вещей из других комнат. Складываем в пакет все то, что «прибежало» из других зон вашего жилища, а после уборки проходим с пакетом по комнатам и раскладываем вещи на место.

Подготовка окончена, теперь берем часы или таймер, отмеряем себе 15 минут на разбор и… поехали! Через 15 минут я советую вам сделать паузу. А возможно, вы решите, что продолжите уборку завтра.

Почему любовь к чистоте и порядку – это важно

Приучать малыша к порядку с ранних лет стоит потому, что:

1Уборка дисциплинирует. Во время наведения порядка в собственной комнате у малыша вырабатываются многие позитивные привычки. Так, ребенок легко и быстро запомнит, что разбрасывать игрушки – это так же нехорошо, как и рисовать на столах или пачкать пол и стены пластилином.

2 Клининговые процедуры сближают. Во время уборки всегда есть о чем поговорить: об успехах в детском саду, любимых занятиях, лучших друзьях или детстве родителей

Можно зацепить и более глобальные, важные вещи: например, важность взаимопомощи, поддержки и отзывчивости

3 Уборка – еще один повод похвалить ребенка. Ни для кого не секрет, что похвала – очень важный в воспитательном процессе инструмент, который способствует формированию здоровой и объективной самооценки. Главное – применять ее вовремя и не скупиться на позитивные комментарии.

Просить и благодарить

Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»

И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!

Приучаем ребенка к порядку

Каждый родитель должен понимать, что приучать ребенка к порядку нужно без криков и истерик. Последнее прежде всего может плохо сказаться на психике малыша. Ни в коем случае не ругайте его за выпачканное личико или одежду, ему и самому вряд ли нравится результат. До определенного возраста вам все равно придется убирать детскую кашу со стола или даже вымывать ее из волос вашего чада.

Как вы уже поняли, заставлять ребенка убирать за собой не нужно, поскольку он сам должен быть в этом заинтересован. Необходимо действовать так, чтобы уборка доставляла малышу только радость. Для этого можно применить некоторые хитрости, которыми мы с удовольствием поделимся далее.

  • Превратите наведение порядка в игру, например, предложите ребенку убраться в комнате наперегонки с вами. Также можете включить музыку и выставить условие, что малыш должен будет успеть собрать все игрушки за то время, пока играет мелодия. Разумеется, уборка может быть некачественной, но зато веселой и интересной.
  • Помогите вашему чаду. Коллективная уборка пройдет быстрее и качественнее. К тому же таким образом выстраиваются доверительные отношения между детьми и взрослыми.
  • Покажите пример. Если ребенку продемонстрировать, как нужно правильно, например, пылесосить, он с удовольствием скопирует увиденное. При этом обязательно малыша похвалите, чтобы ему вновь захотелось взяться за пылесос.
  • Укажите время, за которое маленький член семьи должен навести порядок, поскольку малыш обычно часто отвлекается на игрушки, заигрываясь ими.
  • Составьте распорядок дня, включив в него уборку, при этом обязательно придерживаетесь его и сами. Не включайте мультики, пока все игрушки не будут собраны.
  • Ни в коем случае не требуйте от своего чада порядка. Если вы хотите, чтобы уборка действительно началась, избегайте таких слов, как убери, сделай и т. д. Старайтесь делать акцент исключительно на результате. Например, скажите, что вам не нравится заваленная игрушками комната и вы хотите, чтобы она была уютной и чистой. Без командных фраз ребенок обязательно вас порадует.
  • Оставьте участок, в котором детки могут не наводить порядок, например, тот, в котором присутствуют их любимые развлечения.
  • Позвольте малышу складывать игрушки в те места, в которые ему хочется. Прежде всего это придаст ребенку ощущение, что он может самостоятельно принимать решения.
  • Дайте ребенку проявить креативность. Предложите ему каждый день убираться по-разному. Сегодня пусть использует один метод, а завтра другой и т. д. Чтобы было более интересно, ежедневно фотографируйте результат.

Если малышей приучить к порядку достаточно просто, то с детьми возрастом 8, 9 или тем более 12 лет все обстоит гораздо сложнее. Особенно если это качество даже не пытались привить ребенку с детства и все домашние дела постоянно делали за него. В таком случае между родителями и детьми обычно возникает много недопонимания, поскольку ребенок не может понять, почему сейчас он должен выполнять какую-либо работу по дому, если с этим прекрасно справляются родители. Однако даже в таких «запущенных» случаях можно найти подход к ребенку, если действовать по приведенной ниже схеме.

  • Прежде всего старайтесь не кричать на детей, так как чаще всего это приводит к детской истерике, и при этом тема все равно остается незакрытой. По этой же причине не нужно угрожать ребенку, что вы выбросите все его принадлежности, разбросанные по комнате. Попробуйте внести ясность, что с возрастом не только появляется больше прав, но и расширяется круг обязанностей. Напомните детям, что они уже взрослые. Возможно, это высказывание станет «ключиком» к совести вашего чада, и он больше не сможет спокойно сидеть за компьютером, в то время как вы усердно занимаетесь уборкой.
  • При необходимости организуйте список с обязанностями, которые ребенок должен выполнять ежедневно. Также можете позволить ему выбрать их самому. Однако не забывайте про ежедневное правило. Даже если ребенок принес из учебного учреждения пятерку или просто хорошо себя вел на протяжении всего дня, он все равно должен убраться в своей комнате.

Разумеется, не стоит забывать, что дети такого возраста прежде всего должны думать об учебе и о каких-либо дополнительных увлечениях, например, о музыке. Поэтому обязательно знайте меру, нагружая ребенка домашними делами.

Особенности быстрой уборки разных комнат

Каждое помещение в квартире предназначено для определённых целей. От этого зависит то, каким образом стоит проводить там уборку.

Спальня

Основным атрибутом спальни является кровать. Неубранная постель создаёт иллюзию бардака во всей комнате. Именно поэтому уборку спальни рекомендуется начинать с кровати.


Основным предметом в спальне является кровать, именно с неё и стоит начинать наведение порядка

Алгоритм действий следующий:

  1. Замените бельё на свежее, аккуратно застелите кровать, и половина пути к чистоте будет пройдена.
  2. После постели наведите порядок на прикроватных тумбочках и полках.
  3. Протрите пыль.
  4. Вымойте пол.

Всё, ваша спальня сияет чистотой.

Детская

В помещении, где живут дети, идеального порядка постоянно быть не может. Однако убираться там надо регулярно, ведь пыль в первую очередь вредит маленькому человечку, любящему игры на полу. Также в детской комнате есть игрушки, которые постоянно путешествуют по комнате, составляя компанию вашему малышу.


В комнате, где живёт ребёнок, основной беспорядок создают разбросанные игрушки

Начинать уборку в детской стоит с игрушек. Протрите пыль и расставьте по местам всех заек и мишек. Затем сложите постель, помойте и пропылесосьте пол. Избегайте бытовой химии, содержащей хлор или имеющей резкий запах. В идеале уборку в детской стоит производить с применением гипоаллергенных средств.

Чтобы было проще наводить порядок в квартире, я научила свою дочь тому, что у каждой игрушки есть свой «домик», куда она должна отправиться после игры. Дочка с удовольствием сама «провожает игрушки по домам», поэтому уборка проходит значительно быстрее и проще.

Гостиная

Гостиная — это комната, где вся семья может собраться вечером для просмотра кино, общения, времяпрепровождения за настольными играми или просто выпить чаю в уютной тишине. В гостиной не разбрасывают личные вещи, в ней нет постели, зато тут можно найти кружки, оставленные после чаепития, упаковки от снеков, которые ели во время просмотра кино, и, конечно, крошки.


Гостиная — это комната, в которой ежедневно собираются всё члены семьи, но при этом не разбрасывают там личные вещи

Наводя порядок в гостиной, выполните следующие действия:

  1. Соберите мусор.
  2. Потом уберите посуду и предметы, которые должны находиться в других комнатах.
  3. Протрите пыль.
  4. Пропылесосьте диван, кресла и ковер.
  5. Расставьте по местам предметы интерьера (подушки, фоторамки, вазочки и статуэтки).

Готово, ваша гостиная сияет чистотой.

Кухня

Наибольший беспорядок возникает на кухне во время приготовления пищи. Лучше всего сразу прибрать и помыть за собой, однако это не всегда возможно. Последовательность действий следующая:

  1. Обработайте поверхности средством против жира или кашичей соды, пока оно подействует, вы справитесь с посудой. Тем более что все кружки и тарелки уже принесены из других комнат.
  2. Вымойте посуду и расставьте по местам.
  3. Проверьте, все ли продукты в холодильнике свежие, не стоит ли избавиться от «исторических артефактов» вроде прокисшего супа или заветрившейся колбасы.
  4. Обмойте и протрите рабочие поверхности, плиту и микроволновку.
  5. Вымойте пол.
  6. Замените кухонные полотенца на свежие.


Помещение, которое служит для приготовления пищи, нуждается в ежедневной уборке

Можете наслаждаться чистотой и порядком.

Ванная и туалет

В санузле не возникает такого беспорядка, как в жилых комнатах, однако он тоже нуждается в регулярной уборке.

  1. Начинать уборку проще всего с протирания полочек и расстановки по местам всех баночек и пузырьков. Нелишним будет проверить, не истёк ли у чего-то срок годности и не требуется ли положить в мыльницу новый кусок мыла.
  2. Развесьте по местам полотенца.
  3. Протрите бортики ванны и раковины.
  4. Обработайте унитаз чистящим средством, оставьте на 10 минут.
  5. Протрите зеркало.
  6. Если в туалете имеется урна, то опустошите её.
  7. Смойте чистящий состав с унитаза.
  8. Вымойте пол.


Основная проблема этого помещения — мыльные брызги и беспорядок среди банных принадлежностей

Ваш санузел вновь сияет чистотой.

Прихожая

Прихожая — это лицо квартиры, ведь именно её мы видим, открывая входную дверь. Основная проблема прихожей — это грязь, которую домочадцы приносят на обуви.

Последовательность уборки прихожей такая:

  1. Расставьте по местам обувь.
  2. Аккуратно повешайте одежду на вешалки.
  3. Протрите зеркала и смахните с мебели пыль.
  4. Тщательно помойте пол и почистите придверный коврик.


В прихожей главным образом приходится убирать землю и песок, которые заносятся на обуви

Готово. Осталось только вынести мусор и насладиться чистотой и порядком, которые вы навели в вашем доме.

Алгоритм уборки спальни, гостиной, детской, кабинета:

1. Снять занавески отправить их в стирку, помыть окна и карнизы, протереть пыль на подоконнике.

2. Убрать верхние ярусы – снять паутину с полотков и по углам, помыть люстру, вытереть пыль на верхних полках и шкафах (разложив предварительно все по местам).

3. Уборка среднего яруса – разобрать все вещи, спрятать ненужные, аккуратно сложить оставшиеся. Мусор отправить в мешок и вынести его из комнаты. Протереть внутренние полки, фасады мебели, ручки, двери.

4. Поухаживать за растениями, очистить поверхности и протереть экраны техники, гаджетов.

5. Взяться за мягкую мебель – снять с кровати покрывала и чехлы, все пропылесосить аккуратно. Подушки, которые можно снять, вынести во двор, выбить.

6. Полы – пропылесосить мягкие покрытия, вымыть ламинат, линолеум и т.д. Протереть плинтуса.

7. Открыть окно для проветривания.

Читайте так же…

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Разбираемся с одеждой

Казалось бы, сложнее всего разложить игрушки по местам. Но на практике самым трудным делом будет привести в порядок одежду. Когда ребенку исполняется 5 лет, в его комнате накапливается целый ворох вещей – старые, ставшие маленькими куртки, колготки, юбки, штаны, кофты, осенняя и зимняя обувь, конверт из роддома, ползунки и самодельные подгузники, подаренные прабабушкой… перечислять можно бесконечно. Эти вещи загромождают помещение, выпадают из шкафов в процессе уборки, мешают сосредоточиться.

Итак, в первую очередь, разложите одежду и обувь. Уберите ту, что стала мала или просто непригодна для носки. Оставьте только те вещи, которые ребенок носит сейчас или будет носить в ближайшем будущем. Если вы покупаете одежду на вырост, аккуратно сложите ее в пакеты и уберите куда-нибудь к себе. Здесь ей делать пока нечего.

Теперь разложите то, что осталось. Скорее всего, никаких проблем не будет: ящики и шкафы волшебным образом освободятся и откроют вам массу места. Возможно, вы даже сможете оставить пару выдвижных ящиков под книжки и игрушки.

Основные этапы генеральной уборки дома:

1. Определение масштабов уборки – с указанием фронта работ и времени, которое есть в запасе, привлеченных ресурсов и основных пунктов. Нужно сразу определить, планируете ли вычистить полностью весь дом и каждый уголок в нем либо убрать одну-две комнаты. Решить, сколько времени готовы потратить – один или несколько дней либо пару часов.

Также стоит задуматься о том, кого и как можно привлечь к выполнению тех или иных задач. Вовсе не обязательно убирать игрушки в детской или мастерскую мужа, но вот делегировать кому-то из членов семьи уборку кухни или спальни не стоит точно.

От ключевых моментов будут зависеть дальнейшие действия и порядок уборки дома.

2. Составление общего плана – с указанием помещений, зон, которые планируется убирать, с определением примерного времени для каждого вида работ, распределением, кто отвечает за их выполнение. Чем тщательнее все будет спланировано, тем быстрее и эффективнее будет проведена генеральная уборка.

3. Создание подробного списка всего необходимого для реализации задуманного – приготовить моющие средства, химикаты, инструменты, пакеты, боксы для хранения вещей. Возможно, даже есть смысл купить новый шкаф или еще что-то необходимое.

4. Моральная подготовка – заварить чай, отдохнуть минут 15, собраться с мыслями и приступить к работе.

5. Реализация спланированных задач – выполнять уборку четко по списку, делая все качественно и тратя минимум времени. Если походу обнаруживается что-то неожиданное (необходимость перебрать всю одежду, желание сменить все емкости для сыпучих продуктов на кухне, что-то переделать) – не реагировать, а продолжать уборку, чтобы не залипать на незапланированных задачах.

Сначала нужно убрать, а потом займетесь дизайном, перестановкой мебели и всем остальным.

6. Выполнение дополнительных задач – того, что забыли написать в список, что неожиданно добавилось и что не может ждать до завтра (если что-то где-то разлилось, сломалось, требует принятия срочных мер).

7. Завершение уборки – проветривание всех помещений, поход в душ и приятный вечер с книгой или кино.

Что делать с мотивацией

Конечно, все это стоит делать бок о бок с ребенком, потому что его главная мотивация — провести с вами время. Даже если ребенок убирается у себя в комнате, а вы в коридоре — он чувствует, что вы команда и у вас есть совместное занятие.

Чтобы поддержать мотивацию ребенка, давайте ему сперва интересные и несложные задания. Пусть они лучше будут разные, но небольшого объема. И обязательно хвалите его после выполнения каждого задания или этапа, говорите, как ценна эта помощь.

Если за ребенком нужно что-то переделать или поправить, не бросайтесь это делать сразу после того, как он закончил. Если малыш решит, что не справился — от мотивации не останется и следа. Мягко помогите ребенку советом или примером улучшить качество работы самостоятельно или подождите, когда он отвлечется на другое дело.

Мотивацией может служить выбор, ведь у ребенка быстро сложатся любимые и нелюбимые дела. Однако выбор должен быть не «убираться или не убираться», а, например, «что ты больше хочешь: помыть посуду или протереть пыль?». Если у вас несколько детей, пишите задания на карточках, пусть дети по очереди выбирают по одной, составляя свой план уборки на день.

Конечно, не все будет так гладко: дети часто будут упрямиться и воевать с вами. Используйте разные приемы из своего воспитательного арсенала: от авторитетной просьбы до запретов желаемых удовольствий. Однако избегайте давать карманные деньги за уборку, иначе вы уже вряд ли когда-нибудь увидите в ребенке искреннее участие и гордость за вклад в семейное дело.

Ребенок не вырастет эгоистом

Я расспросила коллег, какие домашние обязанности, по их мнению, дети могли бы взять на себя, и выяснилось, что учителя имеют куда лучшее представление о возможностях своих учеников, чем родители. Когда я попросила составить списки дел, с которыми дети могут справляться самостоятельно — и которые родители ни за что бы им не доверили, — я получила многостраничные ответы. Учительница первого класса, услышав вопрос, что могли бы сделать ее детишки, если бы им дали на это достаточно времени, улыбнулась и ответила: “Все что угодно”.

Мне самой довелось написать немало рекомендаций для старшеклассников и выпускников, а для этого — прочесть их тщательно продуманные, отлично составленные резюме с перечнем волонтерских подвигов: кто-то раздавал еду в приюте для бездомных, кто-то сортировал отданную в дар одежду или даже строил уборные в Коста-Рике — при этом я доподлинно знала, что эта девочка в жизни своей не стирала собственное белье. Мы тратим огромное количество денег и сил, приучая детей к благотворительности, вывозя их в страны третьего мира; мы волнуемся, как их волонтерство будет учтено при поступлении в университет, — но приучать ребенка помогать другим надо прежде всего дома, в семье, и чем раньше, тем лучше.

Мы даем детям бездельничать и заниматься тем, что у них получается лучше всего, — пассивно следить за происходящим — так что в итоге у них на лицах проступает эдакая гримаса недовольства: когда же наконец явится кто-то взрослый и выручит ребенка, неспособного самостоятельно справиться с проблемой? Мы приучаем детей заботиться только о самих себе и того гляди столкнем их еще дальше, за черту неумелости и некомпетентности прямиком в эгоизм. Неумелых и некомпетентных можно исправить, было бы терпение, а вот перевоспитывать эгоиста — тяжелая будет задача.

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2.     Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Секрет № 1: уменьшить количество игрушек

Чем больше игрушек в детской, тем чаще дети жалуются, что им «не во что поиграть». Они просто не могут выбрать себе занятие и часто вываливают содержимое всех ящиков на пол.

Что делать? Убрать с глаз то, во что ребенок играет редко или не играет вовсе! Выкинуть хлам и перестать его покупать.

Будьте осторожны, не выкидывайте мусор сразу. Кусок потрепанной веревки и прищепка, заляпанная пластилином, могут оказаться змеей и драконом — единственными и неповторимыми друзьями вашего ребенка! Отправьте мусор на карантин, и если никто о нем не вспомнит в ближайшие дни, тогда смело выкидывайте.

Когда в семье детей двое и больше

Если в семье несколько детей, то стоит помнить о такой вещи как разделение домашних обязанностей в семье. В большинстве современных семей не более двух детей, и часто родители считают, что вполне могут самостоятельно справиться и со старшим ребенком, и с малышом. А следовательно, не нужно отвлекать старшего от учебы и просить его побыть с младшеньким. Правильно ли это? Скорее нет, чем да, поскольку ситуации, в которых ребенок отыгрывает разные социальные, семейные роли, способствуют его всестороннему развитию. К тому же это для родителей старший всегда остается ребенком, а для младших брат или сестра воспринимаются взрослыми, со своим авторитетом. Близкое общение и совместно проводимое время сближает детей, делает отношения между ними более доверительными, теплыми.

Трехлетнего малыша вполне можно оставить на пару часов с 10–12-летним старшим, не забыв подробно рассказать, что запрещено и разрешено, и оставив мобильный телефон для экстренных случаев. Подросткам в 14–16 лет можно поручить погулять с младшим, накормить его, отвести или забрать из садика.

Сюжетно-ролевые игры

Для маленького ребенка нет лучшего способа, чем игра. Можно представлять себя бульдозером, сгребающим мусор или развозить кукол по домам на такси. Можно «клевать» крупинки мозаики, разбросанные на ковре. Или изображать робота-сортировщика.

Мой сын много лет практиковал специальную уборочную игру, в которой силы чистоты боролись с мусорными монстрами. Игра длилась часами и была не очень эффективной, поскольку побежденные и загнанные в контейнеры монстры потом освобождались и шли в контратаку. Но зато играл ребенок увлеченно и каждый день.

Дети Аллы Пугачевой растрогали соцсети до слез

За пределами детской не меньше поводов для игр. Например, пылесос очень похож на существо, требующее еды. А ботинки – на лошадок, которых нужно мыть от грязи и тереть щеткой.

Поросенок без цели

Разновидность поросенка в недоумении – поросенок, который не понимает рутину как таковую. Он с удовольствием поможет вам убраться перед приходом гостей, перед праздником, приездом бабушки, но если ничего подобного не намечается, то он впадает в недоумение. Раз нет события, к которому надо поторопиться, то зачем спешить? Почему бы не отложить неприятное занятие на потом и еще раз на потом?

Что делать?

Никаких обманов «Ой, приедет тетя Люба (которая, разумеется, и не собиралась к вам), давай уберемся!». Придется воспитывать внутреннюю потребность в чистоте. Постоянно подчеркивайте, как вам приятно находится в убранной комнате, и старайтесь поддерживать в малыше любые положительные эмоции, которые, возможно, зародятся случайно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий