Как развить навыки переговорщика в общении с ребенком

Игры для развития навыков общения

Коммуникативные игры для детей — это возрастные занятия, направленные на развитие вербальных, невербальных и визуальных навыков. Регулярная коммуникативная игра может помочь развить хорошие навыки общения для детей. Вот список игр, которые вы можете попробовать.

Сломанный телефон

Это одна из распространенных групповых игр, которая может помочь развить хорошие навыки слушания у детей. Это веселая игра для группы из семи-восьми человек.

Все игроки сидят в круге достаточно близко, чтобы шептать на ухо другому игроку. Когда игра начинается, один ребенок / человек шепчет сообщение игроку рядом с ним. Это же сообщение должно быть передано другим игроком игроку, сидящему рядом с ним.

Процесс будет продолжаться, пока все игроки в круге не закончат шептать своему следующему игроку. Как только сообщение дойдет до последнего игрока, попросите его произнести сообщение вслух. Будет весело услышать, что они сказали.

Начните игру с простого предложения. Как только дети поймут игру, используйте более сложные предложения.

Навигация

Это хорошее упражнение для оттачивания невербальных навыков общения вашего ребенка, таких как письменное общение. Игра поможет вашему ребенку понять, что успешная навигация возможна только тогда, когда общение является точным.

Попросите ребенка записать, как проехать до ближайшего торгового центра или магазина. Начните путешествие со своим ребенком, следуя этим указаниям, чтобы добраться до места.

По пути помогите своему ребенку понять, как он мог бы лучше написать инструкции. Например, указывать на маркировку ориентиров, чтобы легко найти путь, или отмечать номера полос при упоминании поворота налево или направо.

Укажи и скажи

Это интерактивное увлекательное занятие может помочь отточить навыки устного общения ребенка. В игре вы должны дать своему ребенку случайный предмет, о котором ему нужно произнести пять-шесть предложений.

Объектом может быть что-нибудь простое, например, его любимое платье, игрушка или книга. Говоря на эту тему, ваш ребенок будет выражать мысли и одновременно повышать уверенность в себе, улучшать словарный запас, дикцию и беглость коммуникации. Эта деятельность также помогает в практике правильного произношения слов.

Картинное повествование

Дети любят слушать истории, и теперь их очередь рассказывать. Рассказывание картинок — это интересное занятие, в котором ваш ребенок должен рассказывать историю на основе предоставленных ему картинок.

Это упражнение помогает вашему ребенку обрабатывать визуальные сигналы, а затем использовать интерпретированную информацию для вербального общения.

Для этого ребенок должен расположить картинки в логической последовательности, в которой он хочет рассказать историю. Выполнение этого упражнения помогает вашему ребенку развить свои творческие навыки общения.

Скачать картинки для составления сюжетного рассказа.

Экспромт

Нерепетированная речевая практика — идеальный способ оттачивать навыки публичного выступления ребенка, особенно импровизированные. Чтобы поиграть, составьте списки интереснейших и веселых тем и попросите вашего ребенка выбрать один раздел и выступить с ним в течение двух-трех минут.

Поскольку это занятие импровизированное, ребенок получит практический опыт в мышлении, формулировании и точном изложении своих идей, знаний и мыслей. Чтобы увеличить сложность игры, вы можете установить ограничение по времени подготовки для выступления. В целом, эта деятельность может быть использована в качестве эффективного инструмента для развития  навыков общения у детей.

Эмоциональные шарады

Эта игра включает в себя сочетание типов общения для развития навыков понимания и презентации. Это поможет вашему ребенку отточить свои коммуникативные способности, используя выражения лица.

Чтобы поиграть, возьмите несколько фишек и напишите на них эмоциональные сценарии. Сценарии должны быть легкими и соответствовать возрасту, например, потерять ящик для карандашей, потерять любимое платье, подождать школьный автобус или пробраться в сумку друга. Каждый ребенок получает сценарий, и играть во время разговора не разрешается.

После того, как сценарий угадан, обсудите эмоциональный ответ. Это поможет детям выразить свои чувства в устной форме, относящиеся к конкретной ситуации.

Изображения: Shutterstock, Unsplash

Причины отсутствия контактности

Специалисты выделяют три основные причины, которые влияют на снижение или полное отсутствие коммуникативных навыков у детей:

  • социокультурные факторы — современное общество не требует от детей высокоразвитых навыков коммуникации, действует правило «каждый сам за себя»;
  • внутрисемейные — родители, охваченные динамичным темпом жизни, мало общаются с детьми, сами редко активно коммуницируют, не демонстрируют пример навыков общения;

внутриличностные психологические проблемы — тревожность, заниженная самооценка, страхи.

Как показывает опыт педагогов Coral Family, часто детям не хватает знаний и опыта, алгоритма действий выстраивания коммуникативных связей. Ребенок хочет общаться со сверстниками, но не знает, как наладить контакт, как познакомиться и как взаимодействовать. Типичная ситуация, когда малыш активно контактирует со взрослыми людьми, не проявляет дефицита навыков общения, но в компании сверстников «теряется». Дети с раннего возраста должны общаться в «своем» кругу, начиная с игровых площадок у дома и заканчивая специальными игровыми комнатами.

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Развитие навыков общения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение является главным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человек может понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативное развитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намного меньше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта тема становится еще актуальнее.

Если ребенок будет мало общаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовывать коммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности и отвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженной самооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежать таких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям в социальной адаптации.

В наших статья мы уже не раз говорили о том, что лучшей формой обучения детей чему-либо вообще является форма игровая, и формирование коммуникативных навыков тоже подчиняется этому правилу. Конечно же, чтобы в подробностях изучить все особенности развития навыков общения у детей, лучше обратиться к работам признанных специалистов в этой области, таких как И. А. Кумова, Л.В Чернецкая, М. Г. Елагина, Г. М. Андреева, И. И. Иванец и другие. Мы же хотим дать лишь несколько советов и указать верное направление тем, кого касается рассматриваемая тема.

Развитие навыков общения у детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме. Игры на развитие коммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможность развития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще. При этом в них нет соревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости и единства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование умения общаться и выстраивать межличностные отношения.

Игры на развитие коммуникативных навыков могут различаться по направленности. Так, существуют:

  • игры на установление контакта;
  • игры на общение без слов;
  • игры на выразительность речи;
  • игры на поведение в конфликтных ситуациях;
  • игры на эмпатийное поведение и другие.

В таких играх часто используются наиболее эффективные обучающие методы и приемы:

  • практические упражнения;
  • игры со словами;
  • беседы и обсуждения;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивные задания;
  • обыгрывания эмоциональных состояний;
  • чтение художественных произведений;
  • инсценировки, танцы, хороводы;
  • праздники и вечера отдыха.

Чаще всего обучающие мероприятия для детей организуются профессиональными специалистами. К деятельности по развитию навыков общения у детей привлекаются не только сами дети и педагоги, но и родители – дети учатся общаться, а родители совершенствуются в умении находить с ними общий язык, получают бесценный педагогический опыт от профессионалов и ответы на всевозможные вопросы о воспитании.

Услуги педагогов – это, пожалуй, лучший вариант, ведь эти люди обладают соответствующими знаниями, навыками и инструментами. Если же родители сами решают учить своих детей общаться, на них ложится еще большая ответственность за формирование в ребенке здоровой личности, готовой к жизни в обществе. При этом в любом случае будет необходимо обращаться к специализированным источникам, таким как книги, пособия или видеоматериалы. Кстати, вот пример хорошего обучающего видео:

Формирование навыков общения у детей

Эффективные коммуникативные навыки так же важны для детей, как и для взрослых. Тем не менее, для детей важность этих навыков является первостепенной по следующим причинам:

  • Помогает ясно выразить свои идеи, чувства и мысли.
  • Облегчает понимание и качественное обучение. Эффективные навыки общения — это достижение для ребенка и актуально в период обучения, поскольку обмен информацией при этом имеет решающее значение.
  • Способствует последовательному обмену информацией с другими. Это шаг, необходимый для развития навыков межличностного общения.
  • Развивает социальные навыки вашего ребенка (социальный интеллект). Навыки социального общения важны для развития крепких личных и профессиональных отношений.
  • Повышает уверенность в себе и формирует чувство собственного достоинства.
  • Помогает ребенку развить особый стиль общения.

Хорошие коммуникативные навыки также необходимы для того, чтобы выдержать интенсивную конкуренцию в мире, когда ребенок станет самостоятельным и независимым.

Умения и навыки общения для детей

Вот некоторые из основных навыков общения, которые необходимы ребенку:

Вступить в разговор с вежливым энтузиазмом. Ребенок может практиковать эту привычку общения, приветствуя людей перед началом разговора. Теплая улыбка и вежливый тон могут взять правильную ноту.
Установить зрительный контакт со слушателем. Это отражает уважение и интерес ребенка к разговору. Отводить взгляд или зевать во время разговора недопустимо и указывает на отсутствие интереса, считается дурным тоном.
Говорить ясно и стараться быть услышанным. Это необходимо для комфорта слушателя. Кроме того, это говорит о том, что говорящий уверен в том, что говорит. Заставьте ребенка практиковаться в разговоре с вами и другими членами семьи, чтобы научиться этому навыку на практике.
Быть чутким и учитывать различия. Понимание ценности эмпатии поможет ребенку узнать, что каждый человек индивидуален, и у него / нее будут разные точки зрения. Признание этих различий может помочь в развитии правильных коммуникативных навыков.
Никогда не прерывать чужой разговор. Если ваш ребенок часто прерывает разговор, это является ранним показателем плохой саморегуляции

Помогите своему ребенку осознать важность слушания, объяснив, как его практиковать. Слушать и отвечать соответственно

Слушание собеседника помогает собирать информацию без задержек, а соответствующий ответ показывает, насколько хорошо получена  и учтена информация. Жизненно важно, чтобы общение было эффективным. Корректно завершить цикл общения. Официальное или неформальное, общение должно быть надлежащим образом закрыто. Научите своего ребенка никогда не выходить из разговора, не достигнув завершения. Это показывает интерес и уважение к разговору и собеседнику.

Эти навыки общения для детей являются базовыми и могут быть развиты при постоянном внимании к данному вопросу.

Эффективный переговорщик

Чтобы работать над собой, человек должен знать, к чему стремиться. Для это следует составить устный портрет эффективного переговорщика

В образе важно все:

  • поведение;
  • стиль одежды;
  • образ мыслей.

В первую очередь человек должен быть естественным. Фальшь чувствуется всегда. Она не вызывает симпатии. Значит с образом нужно сжиться. Не казаться, а быть. Профессиональное ведение переговоров – это трезвый взгляд на проблему или конфликт. Хороший переговорщик рассматривает ситуацию с разных сторон. Он умеет взглянуть на нее глазами оппонента. Чтобы понять визави, следует правильно задавать вопросы и внимательно выслушивать ответы.

Стили ведения переговоров

У каждого человека свой индивидуальный стиль общения. Два разных человека по-разному проведут переговоры. Каждому менеджеру по продажам следует определить свой индивидуальный стиль. Существует четыре основных стиля. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Дружелюбный

Такой стиль общения располагается к себе людей. Человек, который ведет переговоры в этом стиле, внимательно выслушивает оппонентов, входит в их положение, стремиться прийти к компромиссу. Он искренне уверен, что всегда существует соглашение, которое сможет устроить всех. В ходе таких переговоров оппонент часто уступает. Недостаток такого стиля – туманная цель. Не ясно, чего больше хочет переговорщик: получить выгодный контракт или сохранить хорошие отношения. Часто такие переговоры бывают проиграны.

Жесткий

Стиль предполагает четкую постановку целей. Жесткий переговорщик стремится добиться желаемого любым путем. Этот человек лидер. Он всегда берет на себя ответственность за действия и события, быстро принимает решения и реализует идеи. Но такой напор и агрессивность часто раздражают противоположную сторону. Отсутствие внимания к интересам собеседника приводит к шаткости доверия. Строить отношения с таким человеком сложно, да и желающих мало.

Дотошный

Дотошный стиль – это наличие веских аргументов: фактов и цифр. В голове у дотошного переговорщика всегда куча деталей. Он тщательно подходит к переговорам и просчитывает риски. Это дает ему уверенность в себе. Такой переговорщик не позволит собеседнику уйти от темы и потребует аргументировать все доводы. Его позитивные качества – терпение и упорство. Такой человек отталкивает собеседника дотошностью и постоянным копанием в мелочах. Среди других негативных качеств выделяется упрямство и нежелание учитывать чужие интересы.

Гибкий

Гибкость в данном случае уместно сравнить с легкостью. Гибкий переговорщик легко приспосабливается к собеседнику. Он быстро переключается с одной точки зрения на другую, быстро находит новые аргументы. Может показаться, что это идеальный вариант для переговоров, но гибкие люди часто бывают приспособленцами. Они назойливы, но тщательная подготовка не их козырь. Зато они способны на обман во имя достижения цели. Это рождает сомнения в умах партнеров.

Определение своего переговорного стиля дает возможность понять, над чем нужно работать. Тщательный анализ своих сильных и слабых сторон позволит менеджеру по продажам выделить достоинства и подкорректировать недостатки.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Развитие коммуникабельности, социализации и познания дошкольников

С раннего возраста социализация, коммуникативные навыки развиваются с помощью игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игра – основной метод детского познания. 

Самой простой игрой для развития коммуникативных навыков является беседа от имени куклы или игрушки, можно домашнего животного. Такая методика позволяет привыкнуть к разговорам, что в дальнейшем поспособствует более свободному общению с людьми. Можно включить в диалог домашнее животное. Начать игру можно с вопроса, например, какой возраст котят, щенка или попугая.

Развитию коммуникабельности способствуют и коллективные игры. В процессе такой коллективной деятельности у крох появляется возможность живого общения друг с другом в игровой деятельности. 

Развитие коммуникативных навыков может происходить в комплексе с тренировкой и других способностей, например, памяти. Для этого разработана игра «Знакомство». Для организации такой игровой деятельности всех участвующих необходимо посадить в круг. Затем каждый по очереди начинает представляться и коротко рассказывать о своих интересах. Каждый следующий игрок должен сначала повторить речь предыдущего малыша, а затем произнести свою собственную. Подобные игры развивают коммуникативные навыки за счет организации пространства, в котором каждый может в спокойной обстановке рассказать о себе, а также выслушать других ребят. 

Детская коммуникабельность: как определить?

В определенном возрастном периоде кроха должен владеть определенными коммуникабельными навыками. Поэтому для определения степени коммуникабельности, родителям требуется сравнить свое дитя и представленные ниже обобщенные характеристики.В возрасте от  2 до 3 лет коммуникабельные признаки появляются в следующем:

  1. способность привлечения внимания людей;
  2. инициирование социального взаимодействия со сверстниками в устной и физической форме;
  3. способность выслушивания речи другого человека;
  4. ведение беседы при наступлении своей очереди;
  5. реагирование смехом на нелепые объекты или явления.
  6. 3-4-хгодовалые ребята должны:
  7. четко соблюдать очередность в процессе игры;
  8. воспринимать игрушки или куклы как живое существо;
  9. быть инициаторами вербального взаимодействия.
  10. В возрасте 4-5 лет крохи чаще всего:
  11. умеют контактировать с другими ребятами;
  12. применяют прямые требования в общении, к примеру, «Перестань»;
  13. подают себя в роли родителей в ходе игровой деятельности;
  14. начинают сплетничать и ябедничать.

Признаки коммуникабельности у детей старше 5 лет

В возрасте 5-6 лет коммуникабельные личности проявляются с помощью:

  1. способности развития стратегического подхода к разговорам;
  2. участия в соревновательных играх, основанных на конкуренции;
  3. введения в игровую деятельность понятия «честная игра»;
  4. осознания собственного поведения, применения слов «извините», «спасибо», «пожалуйста»;
  5. доставления радости собственным друзьям.

Ребята, возрастом от 6 до 7 лет:

  1. учатся сочувствовать и сопереживать окружающим людям;
  2. чаще делятся с окружающими своими переживаниями, при этом они используют не только слова, но и жесты, позы;
  3. четко ожидают своей очереди;
  4. прислушиваются к чужому мнению, а затем анализирует свою солидарность с ним;
  5. умеют заканчивать разговор;
  6. больше шутят, учатся проигрывать и радоваться за победителя.

Стоит учесть, что до возраста 7 лет малыши плохо различают разницу между хорошим и плохим, вследствие чего они зачастую не способны определить самостоятельно правильное направление или принять правильное решение. Поэтому родители обязаны не только развивать коммуникативные навыки в своем чаде, но и объяснять ему, как поступать хорошо, а как плохо. Только при таком комплексном подходе ребенок сможет вырасти социализированной коммуникабельной личностью.

В этом видео приведены рассуждения о том, как развивать ребенка с рождения и нужно ли? Обязательно оставляйте свои вопросы, пожелания и комментарии к статье. 

Основные вопросы при ведении переговоров

Всегда нужно помнить о том, что ведущим является тот, кто задает вопросы. Навыки ведения переговоров – это умение грамотно задавать вопросы. Переговоры – это деловое взаимодействие. Оно предполагает два типа вопросов: открытые и закрытые. Открытые начинаются с вопросительных слов: что, где, когда, как. Они предполагают развернутый ответ и продолжение диалога. Вопрос «почему» лучше заменить более мягкими «каким образом» или «в чем причина».

Вопрос «почему» звучит несколько грубо. Он напоминает допрос и может раздражать собеседника. Вопрос «почему» допустимо применять только в сочетании с утвердительным предложением в качестве продолжения темы, например: «Это интересно, а почему вы думаете…». В этом случае он звучит мягче, показывает заинтересованность в делах партнера и стимулирует продолжение беседы. Открытые вопросы заставляют говорить.

Закрытые вопросы могут ограничиваться односложными ответами. Ответ может быть как утвердительным, так и отрицательным, но состоять он будет только из одного слова. Закрытые вопросы не предполагают продолжение беседы, а задаются для подтверждения принятого решения. Они нужны для проверки фактов и важны при согласовании. Без них нет подведения итогов. Например: «Вы согласны с выводами?». 

Закрытым вопросам нет места в начале переговоров. На этом этапе они создают эффект давления. Психологи утверждают, что если три раза задать человеку вопрос, на который он ответит «да», то в следующий раз он не сможет сказать «нет». А вот в беседе все наоборот. Отрицательные ответы одного собеседника настраивают другого на противоречие. Это правило используется грамотными переговорщиками. Для достижения результата переговорщик задает вопросы, на которые человек неизменно ответит утвердительно.

Затем он задает важный вопрос. Срабатывает инерция, и человек снова отвечает «да». При этом сами они не спешат соглашаться с оппонентом, вызывая противоречие. Следует помнить о том, что закрытый вопрос – это установление факта, а открытый – его исследование. В определенных ситуациях есть смысл задавать поведенческие вопросы. Например: «При каких обстоятельствах вы сделали бы …». Поведенческие вопросы дают возможность получить наиболее объективную информацию о партнере. 

Существуют еще гипотетические вопросы. Люди так устроены, что задают их часто. Эти вопросы скорее выражают предположение

Относиться к ним стоит осторожно. Ответ может выходить за рамки компетенции собеседника

Но при грамотном использовании они способны привести к хорошему результату. Например: «Если цена вас устроит, сколько товара вы закажете?» Партнер условно вводится в ситуацию, при которой соглашение достигнуто. Вопросы следует продумывать заранее, на этапе подготовки к переговорам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий