Как сказать ребенку «нет» – 5 основных правил

Можно ли управлять трудным поведением?

Обычно взрослые стараются прекратить нежелательное поведение запретами, угрозами, уговорами или не замечать капризов. Но иногда достаточно просто сочувственно выслушать ребенка и попытаться увидеть ситуацию с его точки зрения.

Покажите ребенку, что вы понимаете его и разделяете его проблему. “Ты забрал у Пети машинку, потому что она тебе понравилась, и ты тоже захотел с ней поиграть”. Это обеспечивает ребенку чувство защищенности и уверенности в себе.

Однако, сочувствуя ребенку, не позволяйте ему делать то, что нарушает заранее выдвинутые требования: “Но отбирать игрушки нельзя, предложи Пете поменяться машинками или выбери другую”.

Показать, что вы понимаете чувства ребенка, это не значит, что вы “идете на поводу”. Оставайтесь рядом и говорите с ребенком спокойным голосом.

Имейте при себе любимую книгу или игрушку ребенка. Это может помочь, если вы находитесь в магазине, в транспорте или беседуете с людьми. Если вы чувствуете приближение нежелательного поведения, достаньте книгу и попробуйте поговорить с ребенком.

Носите в сумочке маленький флакон с раствором мыльных пузырей. Если нужно отвлечь малыша на улице, это может вас выручить. Пузыри, как правило, вызывают положительные эмоции у большинства детей.

Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, старайтесь сохранять спокойствие и позитивный настрой. Помимо отрицательных замечаний, не забывайте о добрых словах для вашего малыша. Хвалите и одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо и проявляет даже небольшие успехи (например, спокойно рисует).

Часто родителей смущает реакция окружающих на поведение ребенка. Не придавайте этому большого значения. У разных людей представления о плохом и хорошем поведении различны. Поэтому не беспокойтесь о том, что подумают окружающие.

Постарайтесь найти занятия, от которых ребенок получает положительные эмоции и ведет себя хорошо (например, прогулка в парке или игра на детской площадке). Находите время для этих занятий и получайте как можно больше положительных эмоций от общения друг с другом.

Первые запреты для малыша

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно

В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания “гладить”, “прикасаться одним пальчиком”, “осторожно трогать”. Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер

Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Слово «НЕТ» нужно произносить РЕДКО

Если ребёнок постоянно слышит «нет» и «нельзя», он очень быстро перестает реагировать на эти слова

Если употреблять слово «нет» редко на фоне многих «да», оно будет восприниматься как «стоп-сигнал», как что-то очень важное и не обсуждаемое

Слово «нельзя» —  еще более категорично в восприятии ребёнка. Оно более резкое и довольно неприятное на слух. Это слово лучше приберечь для самых серьёзных случаев. Ещё лучше, если ребёнку говорят  «нельзя» при одних и тех же ситуациях. Например: «нельзя выходить одному на дорогу» и «нельзя тянуть цветочные горшки с подоконника». А в остальных ситуациях используются другие запрещающие или предупреждающие слова. Чем младше ребёнок, тем меньше «нельзя» он способен усвоить. 1-1,5 годовалому малышу оптимально вводить 2-3 нельзя.

Слова «нет» и «нельзя» можно заменить множеством других слов так же предупреждающих ребёнка об опасности. Например, вместо «нет» и «нельзя» — опасно, горячо, горько, высоко. Согласитесь, звучит по-разному: «Нельзя трогать кастрюлю, обожжешься!» и «Кастрюля горячая, можно обжечься». Во втором случае вы оставляете ребёнку выбор, трогать кастрюлю или нет, честно предупреждая его о возможных последствиях. В случае, если ребёнок после вашего предупреждения все же решит потрогать кастрюлю, он получит определённый опыт (пусть и негативный). И в дальнейшем при желании прикоснуться к кастрюле, он будет вспоминать его, а не то, что ему это запрещено.

В первом варианте жёсткий запрет может привести к нежеланию связываться с кастрюлями (т.е. отбить исследовательский интерес), а во-вторых вызовет, скорее всего, массу протестов.

Упростите себе жизнь! Создайте для вашего ребёнка такое пространство, в котором слово «нет» вам  придется произносить как можно реже. Уберите вещи, которые  ребёнок может сломать, разбить, и те, которые могут быть для него опасны. Может быть, дом ваш немного потеряет в эстетической красоте от временного отсутствия вазочек, блюдечек и других украшений, но зато ваша жизнь будет намного спокойнее.

Как тактично отказать

42. Расставьте приоритеты.

Если вам дают работу, на которую у вас нет времени, и отказ не принимается, спросите, от чего вам придется отказаться. «Звучит интересно, я бы с радостью это сделал, но это значит, что я не смогу написать отчет к пятнице. Так что вы хотите, чтобы я сделал в первую очередь?»

43. Как мило с вашей стороны.

Если ваша свекровь хочет устроить вам шумный праздник по поводу дня рождения, а вы предпочитаете просто посидеть с близкими подругами, будьте признательны, но откажите. «Как мило с вашей стороны, но я уже запланировала пойти с подругами посидеть в кафе».

45. Это невозможно.

Возможно и невозможно — это волшебные слова. Однако используйте эту фразу уверенно, и вам не придется больше ничего говорить.

46. Какая честь для меня.

Например, если вас попросили произнести речь на свадьбе или стать крестной матерью, и вы не хотите показаться грубым, используйте эту фразу.

«Это честь для меня, но так как я не люблю выступать на публике, я не смогу справится с этой ролью так, как нужно, и боюсь, что подведу вас. Может вы попросите кого-то другого?».

29.10.2017

Давайте ребёнку встречаться с последствиями его действий

Прекрасный метод объяснения ребёнку, почему ему «нельзя» делать то, что вы запрещаете – метод естественных последствий. Суть его заключается в том, что у каждого действия есть определённое последствие. Почему, собственно, взрослый человек стремится поддерживать порядок в своём доме. Потому что убираться придется тоже ему (в большинстве случаев). И тратить на это время и силы.

Так же и с ребёнком. Если после того, как он разлил воду, вы предложите ему тряпку, покажите, как вытирать воду и проследите за тем, чтобы он её действительно вытирал, то при следующей попытке намеренно разлить воду, ваш малыш может уже и задуматься, а хочется ли ему вместо игр заниматься уборкой. Часто после такого опыта ребёнку уже достаточно простого предупреждения: «Ты можешь вылить воду на пол, но тебе же придется её вытирать».

Этот метод является прекрасной альтернативой наказанию ребёнка. Сама по себе необходимость встречаться с последствиями своих действий – уже само по себе наказание, а вернее опыт, почему так лучше не делать.

Главное, не превращайте логическое последствие в наказание, т.е. не кричите, заставляя ребёнка убирать за собой, говорите доброжелательным тоном, СО-чувствуйте малышу, устраняющего последствия своих проделок, помогите ему. Но не делайте это за него.

Правило 4. Играйте в «дурацкие» игры

Малыш учится в процессе игры с предметами взаимодействию с окружающими. Чем веселее этот процесс, тем ярче запоминаются слова и фразы, которые звучат в процессе игры. Ведь так и у взрослых, чем больше эмоций вызывает у нас то или иное событие, тем ярче оно запомнится.

Поэтому играйте и дурачьтесь, делая небольшие паузы между «сетами» внутри одной игры — так вы дадите малышу пространство, чтобы побудить вас продолжать, используя слова или жесты.

Веселая игра снимет излишнее напряжение и стеснение перед использованием речи, снизит тревогу ребенка перед просьбами сказать или повторить что-либо. И поверьте, чем более эмоциональным вы будете, тем лучше включится ребенок.

Предложите альтернативу

Запрещая что-то, попробуйте найти для ребенка адекватную замену: нельзя вырезать картинки из книжки, а из старых журналов — можно. Нельзя кричать и бегать в поликлинике, а во время прогулки в парке — можно.

При этом стоит понимать, что ребенок — существо энергичное и любознательное, и часто ему необходимо реализовать свою творческую энергию «здесь и сейчас». Особенно трудно сдерживать свои порывы малышу, поэтому в ситуациях, требующих более жестких рамок поведения, постарайтесь придумать для него интересные занятия, не нарушающие их.

К примеру, в поликлинику можно взять с собой любимую игрушку, блокнот с ручкой или гаджет. Не обязательно смирно сидеть у кабинета — можно занять очередь, а потом пройтись вместе по коридору и рассматривать яркие плакаты на стенах, читать надписи, рассказывать, чем занимается тот или иной медработник и т.п.

Правило 3. Развивайте пассивный словарный запас в процессе обычной жизни

Помните, что с года до двух в первую очередь набирается пассивный словарный запас малыша, он учится понимать речь, с которой к нему обращаются. Если обратиться к цифрам, то в год ребенок знает значения около 30 слов, в два их уже около 300, в три — 3000.

Представляете, какую огромную работу проделывает этот маленький человек? Важно ему помогать, обращая его внимание на самые разные предметы и называя их. С детьми старше года и младше 2 лет стоит говорить короткими фразами, делая акценты в предложении на тот объект, на название которого вам хочется обратить внимание ребенка

С детьми старше года и младше 2 лет стоит говорить короткими фразами, делая акценты в предложении на тот объект, на название которого вам хочется обратить внимание ребенка. Например: «Смотри, собака идет

Собака хорошая. Вот какая красивая собака. Собака лает. Давай скажем собаке: «Пока!». В выстроенном таким образом предложении нужное слово повторяется многократно, облегчая ребенку задачу его запоминания

Например: «Смотри, собака идет. Собака хорошая. Вот какая красивая собака. Собака лает. Давай скажем собаке: «Пока!». В выстроенном таким образом предложении нужное слово повторяется многократно, облегчая ребенку задачу его запоминания.

Помните, что ребенок не рождается с врожденным знанием языка, и если вы не сообщите ему, что круглый черный предмет — это сковородка, то больше это будет сделать некому. Этот процесс должен происходить фоном, говорите со своим ребенком — и он заговорит с вами.

Будьте последовательны

Если Вы запретили что-то, проявите твердость и не меняйте своего решения. Разумеется, ребенок попытается проверить, насколько установленные рамки прочны: он может начать капризничать, проявлять агрессию или как-то по-другому эмоционально реагировать на запрет. Если Вы меняете свое решение только для того, чтобы прекратить истерику — это сигнал для малыша: он нашел отличный способ манипуляции и начнет выдавать подобную реакцию каждый раз, когда Вы будете его ограничивать.

Что в итоге? Ребенок уверен, что родители скоро успокоятся, стоит на минутку «стать хорошим», а потом можно продолжать самозабвенно посыпать песком товарища по играм или отбирать от него машинку. Поэтому прежде, чем «грозить санкциями», подумайте, насколько Вы готовы их реализовать или ищите другие способы справиться с ситуацией.

Еще один пример непоследовательного поведения взрослых — то разрешать, то запрещать те или иные действия. К примеру, сегодня Вы «в настроении» и позволяете малышу скакать на кровати, при этом весело смеетесь и радуетесь вместе с ним. А завтра вдруг вспоминаете, что мебель может не выдержать такого обращения или просто не расположены «немного пошалить».

Правило 5. Пойте песенки и не заканчивайте их

Такой прием дает ребенку опыт «речи» еще до того, как он фактически начал говорить. Малыш вставляет слог в знакомую песню и чувствует, что он может говорить, что у него получается. А такой настрой побуждает его пробовать произносить слова снова и снова.

Как все устроить? Вам подойдет хорошо знакомая песенка, которую малыш слышал сто раз. Начните ее петь и неожиданно сделайте паузу перед окончанием слова в строке. например:

«Уточка пошла гулять, в теплом озере нырять,
Плавала по озеру, кря-кря – …
Утка позвала утят, возвращайтесь вы назад,
Четыре утенка пришли домой, ой-ой-…

Если вы будете делать паузы в песенках и сказках регулярно, это послужит отличным трамплином, который подтолкнет ребенка к активной речи.

Не спешите предугадывать все желания ребенка. Для того чтобы попросить у вас что-нибудь, малышу надо как минимум этого захотеть. Если любое желание карапуза заранее предугадано — у него просто нет почвы для «разговора» с вами.

Как предотвратить плохое поведение?

Анализируя поведение ребенка, попытайтесь понять, какие ситуации вызывают “срыв”, и пробуйте их предупреждать.

Ребенок начинает плохо себя вести от скуки — вовремя предложите смену занятия.

Ребенок капризничает, когда вы разговариваете по телефону, — поставьте рядом коробку с игрушками.

Требуется ваше внимание во время игры — разговаривайте с ребенком, задавайте заинтересованные вопросы. Возникают трудности во время совместного похода по магазинам — рассказывайте, что вы покупаете, для чего, что еще нужно купить

Составьте для ребенка “рисуночный” список покупок, предложите малышу вместе с вами отыскать в магазине нужные вам продукты

Возникают трудности во время совместного похода по магазинам — рассказывайте, что вы покупаете, для чего, что еще нужно купить. Составьте для ребенка “рисуночный” список покупок, предложите малышу вместе с вами отыскать в магазине нужные вам продукты.

Выделите типичные ситуации, в которых ребенок плохо себя ведет, и выбирайте соответствующую стратегию.

Как рассказать ребенку, что он приемный

С момента усыновления, приемных родителей все чаще гложет вопрос, что лучше сладкая правда или горькая ложь? Стремление уберечь малыша от серьезного удара, заставляет усыновителей прятать документы, подтверждающие отсутствие кровного родства, а желание избежать боли для отказника позволяет взглянуть на ситуацию глазами ребенка.

Для маленького человека сам факт отказа говорит о том, что он не нужен, что он плохой и не такой как все. Задача людей усыновивших его, научить малыша воспринимать информацию в ином ракурсе.

Да, в жизни случается всякое, и по некоторым причинам, биологические родители не смогли оставить его в семье. Возможно, им не позволило материальное состояние, или они просто не были готовы к рождению новой жизни. Однако для Вас он горячо любим, дорог и бесконечно желанен. Его появление в доме явилось осознанным, взрослым решением. Кроме того, забирая кроху в семью, Вы имели возможность воспитывать, заботиться и растить маленького человека. Так разве он что-то потерял от усыновления или наоборот обрел нечто ценное? Стечение обстоятельств ни в коем случае не делает его хуже, ведь от крохи здесь совсем ничего не зависело.

Озвучив такую позицию, Вы не только настроите маленького человека на нужный лад, но и внесете в отношения с ним больше уважения и благодарности.

Итак, ребенок узнал историю своего появления в вашей семье. Естественной его реакцией станет вопрос: «Почему мне не сказали раньше?» Теперь он может чувствовать себя обманутым. Ему, скорее всего, трудно будет смириться с тем, что родители хранили в тайне секрет его рождения. До нынешнего момента невозможно было и представить, что мама и папа могут утаивать какую-то информацию, каждое слово родителей всегда воспринималась как истина. А что теперь? Такое положение дел может навсегда подорвать доверие не только к близким людям, но и к обществу.

Но давайте представим другой исход. Допустим, Вы решили оставить тайну усыновления и малыш ни в коем случае не должен узнать правду. Однако не забывайте, что оградить ребенка от окружающего мира не возможно. Что же будет, если тайну усыновления раскроет посторонний? Этот вариант может иметь куда более серьезные последствия.

Большинство усыновителей опасаются, приемное дитя начнет интересоваться своей предыдущей семьей, своим действительным происхождением. Уметь ответить на все вопросы и не навредить психике малыша – вот главная задача приемных родителей.

Воспитание усыновленных детей ничем не должно отличаться от отношения к своему собственному ребенку. Усыновленному малышу необходимо узнать о своих корнях именно от вас. Чтобы сделать это безболезненно для психики дитя, следует придерживаться следующих правил:

  • Интуитивно выберите время и возраст малыша, ориентируясь на задаваемые вам вопросы;
  • Рассматривая какую-либо историю, либо просто при прочтении вместе интересной книги, ненавязчиво сами заведите разговор о других детях, воспитывающихся приемными родителями;
  • Не скрывайте от детей своих переживаний из-за того, что он может перестать вас любить;
  • Будьте максимально откровенными, ведь дети очень тонко чувствуют присутствие лжи и недоговоренности, подтверждая его возможные предчувствия. Это позволит крохе испытывать меньше затруднений при общении с вами, ведь он будет ощущать, что от него в семье нет никаких тайн.

При всем этом, все ответы на задаваемые вопросы следует первоначально хорошо продумать. Они должны быть такими же, как и для всех других детей, находящихся в данном возрасте, чтобы лишний раз не подчеркивать, что усыновленный ребенок чем-то отличается от родных, чтобы не вызвать развитие чувства неполноценности.

Как сказать ребёнку «нет»

Правило первое: говорить «нет» как можно реже. Не отмахивайтесь от своего ребёнка словами: «Прекрати!», «Перестань!», «Отстань!» – ведь это те же запреты, пусть и временные. Ребёнок, привыкнув к этим словам, не воспримет ваше «нет» так, как нужно. А нужно, чтобы оно обескуражило его, озадачило, тогда оно будет для него что-то значить. Для того чтобы уменьшить количество запретов, нужно научиться их предвосхищать: уберите с глаз или за черту досягаемости опасные для ребёнка предметы, вот и запрещать не придётся. Чем меньше поводов вы находите, чтобы сказать ребёнку «нет, нельзя», тем серьёзнее будет отношение к тем запретам, которые вы всё-таки введёте.

Правило второе: «нет» никогда не превращается в «да». Сказав «нельзя», вы загоняете себя в тупик, из которого нет выхода, поэтому тщательно взвесьте, так ли необходим запрет в данном случае. И какова цена запрета, если его можно отменить? Так что если вы можете обойтись без запрета – лучше обойдитесь, ведь у детей прекрасная память, и, добившись один раз отмены запрета, они не пожалеют ни сил, ни времени, чтобы добиться этого и в следующий раз. Будьте последовательны в своей позиции, не разрешайте запрещённое и не запрещайте разрешённое.

Правило третье: сказав «нет», настройтесь на серьёзную работу. Как только прозвучал запрет, желание ребёнка получить запрещённое становится гораздо сильнее, потому что запрет – это ограничение свободы, которое у любого человека вызывает протест. Первая реакция ребёнка – сопротивление, и ваша задача не превратить сопротивление в ссору. Потом он начнёт требовать поправок и послаблений к запрету, и вы должны проявить стойкость без резкости. И вот наступит момент, когда ребёнок примет запрет за правило и начнёт ему следовать, и вы должны всячески поощрять и поддерживать его на этом пути. Кроме того, введя для ребёнка запрет, например, на сладкое до обеда, вы обязаны и сами воздерживаться от него, иначе это будет нечестно и очень обидно для малыша. Контроль за соблюдением запрета – тяжёлая работа, имейте это в виду.

Правило четвёртое: объясняйте ребёнку своё «нет» на доступном для него уровне. Как объяснить двухлетнему ребёнку причинно-следственную связь между диареей и немытыми руками, которые он засовывает в рот? Наверное, никак. Хорошо бы найти понятное ребёнку объяснение любого запрета, но если это невозможно в силу его возраста и развития, то просто скажите ему, что этого делать нельзя.

Правило пятое: слово «нет» нужно произносить нейтрально. Ваше резкое и эмоциональное «нет, нельзя» может быть воспринято ребёнком на свой счёт: раз мама говорит громко и сердито, значит, она его не любит. Ваше весёлое и доброжелательное «нет, нельзя» может рассматриваться так: мама улыбается, значит, она играет. Когда вы произносите слово «нет» спокойно и нейтрально, ребёнок примет его без лишних волнений, как загадку природы, которую можно не понимать, но принять нужно.

Правило шестое: консолидация всех членов семьи в отношении запрета. Иногда у одного из членов семьи возникает желание пожалеть ребёнка и разрешить запрещённое. Во-первых, это непорядочно по отношению к остальным домочадцам, а во-вторых, крайне вредно для ребёнка. Два-три таких случая, и ребёнок научится манипулировать своими родственниками, а различать, что плохо и что хорошо, так и не научится.

Воспитание ребёнка – обязанность всех членов семьи, поэтому в интересах сохранения его психического здоровья и формирования у него правильных взглядов постарайтесь свои усилия объединить. Табу – понятие священное для всего племени.

Труднее всего сказать «нет» самому себе. Помните об этом, когда собираетесь сказать «нет, нельзя» своему ребёнку.

Е.Н.

Икота у новорожденныхКак объяснить ребёнку, почему взрослые разводятся?

Добавить комментарий

Словесная инструкция

Как правило, безапелляционное «нельзя» мы употребляем в тех случаях, когда действия ребенка касаются его безопасности или могут повредить его здоровью. Кроме этого слова есть и другие способы сформулировать запрет.

1. «Потому что мы с папой так решили»

Эта фраза спасает родителей неутомимых почемучек. Когда вопросы сыплются в режиме нон-стоп и в какой-то момент возникает насущная необходимость их прекратить, можно использовать такой маневр. Или когда сил удовлетворять любопытство малыша ну совсем не остается.

2. «В нашей семье так не принято»

Эта формулировка подходит для тех случаев, когда вы хотите донести до чада семейные традиции или семейный ценности. Например, у вас дома не ругаются матом/не едят продукты, упавшие на пол/не оставляют посуду на столе и т.п.

3. «Так делать не стоит», «Так говорить не надо», «В общественных местах не кричат»

Выглядит как запрет, но более мягкий, потому что он обезличенный. Такая формулировка позволяет взглянуть на себя и на ситуацию со стороны. И она не порождает у ребенка сильных негативных чувств по отношению к себе. Он не чувствует себя плохим, виноватым. Обезличенные запреты легче принять, а ведь ваша задача — не ругать или запугать, а скорректировать его поведение. По этой причине старайтесь избегать «ты-сообщений» («Ты плохой», «Ты невыносимо себя ведешь», «Ты так больше не делай!»). У любого психически здорового человека, будь то взрослый или ребенок, они вызывают протест, неприятие и желание спорить или защищаться.

4. «Это нельзя. Выбирай — сделаем так или вот так?»

Эту формулу можно использовать, когда вы запрещаете ребенку какое-то действие, но тут же предлагаете выбрать один из двух альтернативных вариантов, оба из которых вас устраивают. Так вы даете малышу шанс принять решение самостоятельно. Безусловно, подобные эксперименты следует ставить в ситуациях, когда речь идет о мелочах, а не о вопросах безопасности ребенка.

5. «Этот поступок плохой»

Когда мы используем эту фразу, мы характеризуем поведение или поступок, а не даем оценку самому ребенку и не вешаем ярлык. Малыш прекрасно считывает, что это не он плохой, а поступок плохой, и тогда ему гораздо легче исправиться. А вот хрестоматийную фразу родом из советских времен: «Хорошие дети так себя не ведут» — лучше не использовать вовсе. Ребенок мгновенно считает, что его записали в разряд «плохих». Подобная критика из уст родных людей может сильно травмировать детскую психику, и здорового энтузиазма точно не вызовет.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Распространенные ошибки

Если родитель боится брать на себя ответственность, он общается с ребенком из позиции «друга». Тогда ему трудно отказывать и запрещать. Если взрослый занимает детскую позицию, он фактически ждет, что малыш станет для него утешителем.Такие мамы и папы нередко говорят: «Пожалей мамочку, у меня столько дел, а тут ты со своими капризами!», «Папа так устал на работе, пощади меня сегодня!»

Некоторые родители, что еще хуже, действуют с позиции власти или насилия. Любая ситуация, где приходится сказать ребенку «нет», может вызвать у них раздражение или злость. При этом они апеллируют не к поведению ребенка или конкретной ситуации, а фактически выставляет его виноватым, «плохим». Часто они говорят например так: «Ты плохой, поэтому нельзя!», «Ты только и делаешь, что чего-то хочешь! Замолчи! Тебе бы только есть конфеты/играть/не слушаться/смотреть мультики и т.д.», «Как тебе не стыдно! Я столько делаю, а ты!»

Для ребенка такой запрет видится как нападение и проявление агрессии. К тому же он укрепляется в мысли, что он плохой. В ответ ему ничего не остается делать, как протестовать, огрызаться или плакать. При этом он может чувствовать обиду, стыд, вину, беспомощность или злость. Стоит ли говорить, что отношения между малышом и родителями при всех этих сценариях портятся. Чтобы наладить контакт, попробуйте действовать иначе.

Что означает плохое поведение?

Для ребенка плохое поведение является формой коммуникации со взрослым, может быть способом привлечь внимание и сообщить о своих желаниях. Поэтому если ребенок демонстрирует плохое поведение, прежде всего, попытайтесь понять, что он хочет вам “сообщить” таким своеобразным способом

В различных ситуациях плохое поведение может означать: “Не знаю, что мне делать”, “Мне требуется внимание”, “Я устал”, “Хочу делать что-то другое”, “Я не понимаю, что происходит вокруг” и т.д. Рассказывает мама двухлетнего мальчика: “Сын спокойно играл, но через некоторое время начал капризничать, разбрасывать игрушки и приставать к сестренке

Я стала отчитывать его и попыталась отвлечь новой игрушкой”

Рассказывает мама двухлетнего мальчика: “Сын спокойно играл, но через некоторое время начал капризничать, разбрасывать игрушки и приставать к сестренке. Я стала отчитывать его и попыталась отвлечь новой игрушкой”.

Что произошло? Ребенок долго играл и потерял интерес к игре, мама была занята своими делами

Малыш “использовал” сестренку, чтобы привлечь внимание матери и получить смену деятельности

Как красиво и грамотно отказать

25. Дело не в тебе, а во мне.

Используйте эту фразу, если чувствуете, что идея/человек/мероприятие больше подходит кому-то другому, но этот кто-то — не вы. Также вы можете сказать, что вам это не подходит.

26. Дело не во мне, а в тебе.

Переверните эту фразу и не бойтесь сказать твердое «Нет», если вы уверены в этом. Например, если вы вегетарианка и не хотите «чуть-чуть» попробовать мясо, приготовленное вашей тетей, скажите: «Спасибо, но ты знаешь, что я вегетарианка и никогда не попробую это». Проведите границу, когда нужно, и люди будут уважать ваш выбор.

27. Проявите сочувствие.

Иногда все, что нужно, это сопереживание другому человеку. Например, «Я знаю, что это неприятно, но я не могу, извини».

Предложите альтернативу

Запрещая что-то, попробуйте найти для ребенка адекватную замену: нельзя вырезать картинки из книжки, а из старых журналов — можно. Нельзя кричать и бегать в поликлинике, а во время прогулки в парке — можно.

При этом стоит понимать, что ребенок — существо энергичное и любознательное, и часто ему необходимо реализовать свою творческую энергию «здесь и сейчас». Особенно трудно сдерживать свои порывы малышу, поэтому в ситуациях, требующих более жестких рамок поведения, постарайтесь придумать для него интересные занятия, не нарушающие их.

К примеру, в поликлинику можно взять с собой любимую игрушку, блокнот с ручкой или гаджет. Не обязательно смирно сидеть у кабинета — можно занять очередь, а потом пройтись вместе по коридору и рассматривать яркие плакаты на стенах, читать надписи, рассказывать, чем занимается тот или иной медработник и т.п.

С чего стоит начинать объяснять правила поведения?

Какие правила стоит вводить первыми в жизнь ребенка? Начнем с дисциплины, а для ребенка это распорядок дня. Нужно объяснить что такое режим , для чего нужен, и постепенно применять все это в жизни. Подробно распишите когда нужно вставать, а когда ложиться спать, во сколько начинается завтрак, обед , полдник и ужин.

Если ребенок уже учится в школе, не забудьте выделить время для уроков и отдыха. С таким расписанием ребенок будет понимать, что он все может успеть, главное делать все вовремя. Он будет чувствовать себя увереннее и защищеннее, и в будущем он сможет рационально и эффективно распределять свое время.

Еще один плюс у такого режима дня, это то, что вы бережете нервную систему своего ребенка. Достаточно точное установление биологических часов в организме способствует тому, что у ребенка правильный режим сна и отдыха, а это как раз таки не перегружает нервную систему.

На ранних этапах развития стоит подробно объяснять и напоминать о режиме дня. Потом можно просто иногда подсказывать и направлять. Со временем ребенок перейдет на полную самоорганизацию своего времени, и вмешиваться стоит только в том случае, если ребенок сам попросит помощи. На последний этап обычно переходят, когда ребенок начинает учиться в средней школе.

Помогайте ребенку собирать игрушки в комнате, если хотите чтобы он, потом это делал сам. Всегда сначала стоит помогать, а не требовать чего-то даже не объяснив, что нужно делать. Так ребенок будет не только помогать вам с уборкой дома, но и ценные качества разовьются в нем. Например, способность систематизировать свою деятельность и разделение потоков информации на полезное и не очень.

Обозначьте четкие сроки, когда «нет» превратится в «да»

Часто родители говорят «нет, не сейчас», услышав просьбу ребенка что-то ему купить. Но для маленьких детей эта фраза зачастую означает «у меня этого никогда не будет». Будьте более конкретны. Если все же намерены в недалеком будущем исполнить желание ребенка, обозначьте сроки.

Но данное малышу обещание нужно обязательно выполнить! Да, ребенок может совсем скоро забыть, что хотел ту игрушку. Но есть вероятность, что это закрепится в памяти.

Плохо: «Нет, сейчас не куплю».

Хорошо: «Мне жаль, но мы сейчас не можем купить куклу. Но ты обязательно получишь ее на Новый год».

Ранее мы писали про девять ошибок в воспитании, которые мы упорно продолжаем совершать.

Семейные правила

В каждой семье по ходу жизни вырабатываются определенные правила. Для того чтобы ребенок их усвоил, они не должны ежедневно меняться, а в требованиях разных членов семьи не должно быть противоречий. Ребенок должен понять, что если что-то запрещено, то назойливые просьбы и хныканье не помогут. Осознав это, ребенок обычно соблюдает правила: их постоянство дает ему ощущение безопасности.

Дети очень сообразительны и могут проверять вас на прочность. В этот момент вам может показаться, что ситуация становится только хуже. Но не отчаивайтесь, это временно. Как только ребенок поймет, что вы постоянны в своих требованиях, поведение изменится к лучшему.

Будьте честны в отношениях с детьми, если где-то ошиблись, не бойтесь сказать об этом и признать свою ошибку.

Конечно, нормы поведения — это здорово, но мы не должны забывать и о человечности. Иногда, так хочется лечь спать чуть позже обычного или съесть больше сладкого, например, во время похода в парк. А как приятно выйти под теплый летний дождь и прыгать по лужам босиком. Время от времени позволяйте себе эти маленькие слабости, они делают нас счастливее и остаются в памяти намного дольше, чем обыденные нормы.

Мы хотим, чтобы наши дети росли чуткими, добрыми и понимающими. Для этого мы должны подавать им положительный пример. Дети больше следуют примерам, а не словам.

Горькая правда или сладкая ложь?

Этот вопрос начинает мучить приемных родителей еще до того, как малыш приходит в семью и остается с ними все то время, пока правда о биологических родителях спрятана вместе с документами об усыновлении в забытых уголках дома.

Главное ваше желание — это не причинить боли своему ребенку. Вам кажется, что горькая правда может навсегда отравить ему жизнь. Вы словно бы примеряете на себя эту ситуацию, вы размышляем о том, что бы вы чувствовали, если бы вдруг родители, которых вы любите, оказались неродными. Безусловно, это было бы ударом. И в первую очередь это сокрушающий удар по самооценке: “Я не нужен, от меня отказались, я плохой, хуже, чем другие”.

Однако одни отказались, а другие согласились. Вот они, люди, которые любят, заботятся и желают только добра. Если вы смотрите на эту ситуацию глазами ребенка, то видите только факт отказа. А если вы смотрите на нее глазами взрослого человека, то понимаете, что те, кто отказались от малыша по каким-то причинам, не были готовы к его появлению или не могли благополучно воспитать его. Вы же такую возможность имеете, ваши действия были осознаны, вы готовы любить и растить этого человека. А значит, он ничего не потерял, а только приобрел от смены родителей. И вы, имея жизненный опыт, способны донести эту мысль до своего ребенка и доказать, что отказ биологических родителей не имеет к его личности никакого отношения. Что он лично от этого не стал хуже.

При такой позиции вы не только не травмируете его открытием своего секрета, а добавите в ваши отношения уважения и благодарности.

Представим себя на месте подростка, которому сообщают о том, что мама с папой, которых он помнит с детства, не рожали его, а взяли из детского дома. Один из первых вопросов который возникает в голове в такой ситуации — это “Почему мне не сказали раньше?”. Для большинства людей горькая правда действительно дороже сладкой лжи, потому что осознание того, что самые близкие в жизни люди долгое время обманывали, очень болезненно, порой даже невыносимо. Ведь до определенного момента ребенок всю свою жизнь воспринимает через родителей, их слова — истина в первой инстанции. И если вдруг из фундамента доверия выбивается такой основополагающий камень, то под сомнение ставится каждое слово, когда-либо произнесенное близкими людьми. Это может навсегда подорвать доверие ребенка, как к своим родителям, так и к людям вообще.

Конечно, есть люди, которые предпочитают жить в иллюзорном мире, однако жизнь, как правило, склонна рано или поздно сбивать с них розовые очки. В данном же случае вашими палачами могут стать болтливые соседки, врачи и другие люди, которые окажутся в курсе того, что ваш ребенок неродной. И тогда это будет худшим из возможных вариантов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий