Ребенок ворует деньги: 5 правил для родителей

Разбираемся в мотивах, если ребенок ворует и в школе, и дома

  • Угрызения совести велики, но желание обладать чужим гораздо сильнее.
  • Неудовлетворенность – психологическая и/или материальная. (Возможно, его представления о необходимом отличаются от ваших).
  • Недостаточные представления о нравственности и силе воли.
  • Месть. Вещи пропадают у одноклассников, к которым присутствует зависть. Такие “трофеи” прячут, никакой материальной выгоды. С помощью противоправных действий школьник повышает свою значимость в собственных глазах. Конечно, в школе он не популярен. Если вы узнали в данном пункте своё чадо – хвалите его. За все, за любой хороший поступок, хвалите безмерно, ему этого не хватает. Установите доверительные отношения. Не устанавливайте материальную оценку за достижения, никаких денег за отметки. Вашему чаду не достает эмоциональной близости и уверенности в собственных силах, а не денег.
  • Нравственное воспитание. Виновник не думает, как сильно расстраиваются другие, его не волнуют возможные последствия. Так бывает, когда маленькому человеку не объясняли, что он взял без спроса и хозяин очень расстроится. Полезно читать, а после обсуждать тематические сказки и рассказы. Особенно это эффективно в 6-7 лет.

Что делать: практические советы

Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.

Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:

Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь

Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт».
Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже

Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали!
Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем.
Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно.
Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.

Главный совет

Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.

История первая

Все это рассказывала мама, возбужденная, возмущенная, переполненная гневом и стыдом. Папа в это время сидел отрешенный, глядя в одну точку. Было видно, что оба они страдают и потрясены тем, что сделала их дочь. Их дочь, которая, как выяснится позже, всегда была предметом гордости родителей и источником, питавшим их самолюбие.

Девочка очень рано стала опережать в развитии своих сверстников, почти круглая отличница, она была очень начитана и имела широкий кругозор. Могла свободно поддерживать беседу практически на любую тему. Очень хорошенькая и живая во всех своих проявлениях, она легко вызывала симпатию у собеседника. Вот только друзей среди сверстников у нее не было. И поделиться своими проблемами ей было не с кем: родители ждали от нее только сногсшибательных успехов.

Очень сильное впечатление на меня производил взгляд ее черных глубоких глаз: проникновенный и недетский, временами просто завораживающий.

Мама продолжала:

Дальше стал рассказывать папа:

На этом я прерву изложение этого случая. Но хочу заметить, что Аню консультировал детский психиатр, профессор из института Бехтерева и констатировал отсутствие каких-либо психических заболеваний. Да, у Ани есть проблемы, и она нуждается в помощи психолога, но она психически здорова.

Почему дети воруют деньги?

У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь

Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать

Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.

Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним

Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности

Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.

Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  • Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  • Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  • Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
  • Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  • Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.

Почему воруют дети? Разбираемся в причинах проблемы

Психологи выделяют три основные причины детского воровства:

  • сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести;

  • психологическая неудовлетворённость, реакция на травмирующие обстоятельства жизни;

  • недостаточно развитые нравственные представления, недостаток воли.

Также различают мотивацию к желанию украсть в зависимости от возраста. Понимание «своего» и «чужого» формируется в сознании ребёнка в возрасте от 3-х лет. Однако в столь раннем возрасте малыш ещё не может давать оценку своим поступкам — он просто берёт то, что ему нравится. Называть такое поведение «воровством» пока рано. Впрочем, как и в 4–5 лет, когда ребёнок уже понимает, что понравившаяся вещь ему не принадлежит, брать чужое — нехорошо, но пока не может управлять своими желаниями и страстями.

В возрасте 6–7 лет ребёнок начинает испытывать потребность в социализации, желает повысить уровень самоуважения и признания со стороны сверстников. Эту задачу он решает через присвоение материальных вещей. При этом значение имеет не стоимость вещи, а её ценность для него самого. Он осознаёт возможные последствия, но цель становится важнее страха наказания. Если ребёнок не может отказать своему «хочу!» и в возрасте 8–10 лет, это свидетельствует о недостатке воли, с которым нужно работать.

Следует обратить пристальное внимание на проблему, если ребёнок старше 10 лет ворует деньги и другие ценности. Здесь уже имеет место осознанное присвоение чужого имущества, которое можно ассоциировать с воровством «по-взрослому»

И, вероятнее всего, потребуется участие специалиста. Это может быть как личная консультация с детским психологом, так и дистанционная психологическая помощь. Например, при прохождении курса модификации поведения по технологии 7Spsy.

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только гены тут ни при чем. Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

По горячим следам

Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!

Даже если все стрелки указывают на ребёнка, не стоит громко и во всеуслышание кричать, что ему светит тюремное будущее и вор в семье – это позор. Совсем необязательно знать всем окружающим, что произошло. Доставит ли вам удовольствие раскаяние из-под палки? Не пытайтесь силой добиться признания – ребёнок замкнётся, и причину поступка найти будет тяжелее. Не оставляйте случившееся без внимания, иначе это вызовет чувство безответственности и послужит поводом для последующих поступков

Проведите ликбез на тему того, как важно быть честным и уважать собственность других. Предложите ребёнку самостоятельно исправить ситуацию и вернуть взятое

Если стыд не даёт ему сделать первый шаг, предложите свою помощь и сделайте это вместе. Не возвращайтесь к обсуждению поступка после исправления ситуации и сделанных выводов, дав ребёнку шанс стать законопослушным.

Популярное за 7 дней

Что такое артос? Зачем он нужен? Как его хранить и употреблять?
07.05.21 11:15

Как поступить, если грех, который был исповедан, продолжает беспокоить совесть?
10.05.21 15:48

Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха
07.05.21 10:44

О главнейшем подвиге великомученика Георгия Победоносца: о чем нужно просить святого, кому он покровительствует
06.05.21 00:57

Религиозная живопись Виктора Васнецова
11.05.21 14:00

Что такое Антипасха? Когда она наступает? Что в этот день нужно делать?
07.05.21 13:04

Иконы Георгия Победоносца
05.05.21 22:03

Фома Неверующий: без права на ошибку
07.05.21 13:10

Как укрепить свою веру
06.05.21 18:12

Радоница. Смысл поминовения и советы святых, как молиться
10.05.21 18:16

Другие опасности

Невозможно защитить детей от всех бед на свете. Опасность может прийти откуда не ждёшь. Чтобы предупредить неприятности, нужно знать круг общения детей. Однако в современном мире и этого мало: сейчас дети общаются в соцсетях, на различных сайтах, и следить за таким общением намного сложнее. Мы все помним шумиху вокруг сообщества «Синий кит», которое призывало подростков совершать самоубийства. Люди на расстоянии влияли на детей, причём нередко — детей благополучных.

Подростки управляемы, и умелые психологи знают, как заставить их либо постоять «на стрёме» во время совершения ограбления, либо сделать закладку наркотиков в нужное место. Наша задача — не быть равнодушными. Мы должны рассказывать об опасностях, отслеживать, с кем общается ребёнок, вновь и вновь делать всё, чтобы не разорвалась ниточка доверия. Я имею в виду не выпытывание тайн, а нормальное общение. Конечно, оно не обезопасит от всего, но даст возможность не растеряться в неожиданной ситуации.

Нам нужно быть бдительными. Есть слепая любовь к детям, которая не задумывается о том, что ребёнок не может расти без ограничений и рамок. Но без контроля и ограничений жизнь ребёнка превратится в хаос, и наша задача эти рамки создать. Ну и, конечно, надо за детей молиться — это главное оружие родителей-христиан.

Протоиерей Георгий Цыганов

Что делать, ежели ребенок ворует средства у родителей

Малыши до 6 лет еще не способны совершать осознанные проступки. Они лишь обучаются различать понятия «свое» и «чужое». Ежели ребенок ворует средства у родителей в старшем возрасте, то это можно считать неувязкой. Начинать биться с таковым поведением нужно как можно раньше.

Почему ребенок ворует

Прежде чем приступать к активным действиям, нужно узнать предпосылки поступка. Они могут быть следующими:

  1. Ребенок не знает, что брать чужое нельзя.
  2. Отсутствие общения, доверительных отношений в семье.
  3. Стремление самоутвердиться в очах одноклассников, родителей, друзей.
  4. Подражание примеру старших в семье: матери, папы, братьев, сестер.
  5. Недостаток либо полное отсутствие карманных денег.
  6. Желание иметь то, что есть у других.
  7. Месть. Ребенок забрал мамину зарплату, чтоб отомстить ей за что-то.
  8. Стремление быть первым, не отставать от сверстников.

Этот перечень можно продолжать нескончаемо. В каждом отдельном случае нужно кропотливо разбираться. Ежели ребенок взял средства уже не в 1-ый раз, то возможно у него есть задачи, о которых вы не понимаете. Постарайтесь сделать все, что в ваших силах, чтоб навести его по верному пути.

Как с сиим бороться

Худшее, что вы сможете сделать – это накричать, унизить, наказать. Все эти меры только ухудшат ситуацию, и вы получите обратный эффект.

Что делать:

  1. Разговаривайте много и долго. Пусть вашей домашней традицией станут вечерние чаепития и дискуссии по душам. Начните с себя и делитесь своими впечатлениями, делами, неуввязками. Со временем ребенок откроется и станет доверять для вас свои секреты.
  2. Обсудите тему воровства. Объясните, почему это плохо и что ожидает в будущем человека, пристрастившегося к этому ремеслу. Повторяйте свою речь почаще. Спросите малыша, что он запомнил, и что задумывается по этому поводу. Будет отлично, ежели он сам начнет задавать для вас вопросы.
  3. Украденные средства нужно отработать. Поручите ребенку уборку, мытье посуды, остальные домашние дела. Он должен осознавать, что за все проступки придется платить.
  4. Пересмотрите домашний бюджет и выделяйте детям средства на карманные расходы. Они не должны завидовать одноклассникам, покупающим для себя раз в день конфеты. К тому же, это обучит их бережней относиться к деньгам и распоряжаться ими.

Зная, как отучить от воровства, вы поймете, что все эти меры можно использовать и для профилактики. Ежели вы видите, что сами не справляетесь, обратитесь к спецу. Выслушайте советы психолога и непременно следуйте им.

Смотрите далее: ребенок рисует черным цветом

ru в

Так как же на ребенка воздействовать?

Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно

Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу

Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс)

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит

Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Причины воровства

Как видим, в шоке от факта, что в классе что-то украли, пребывают и учителя: как же так, вроде все приличные дети, и вдруг такое… На самом деле воруют самые разные школьники, из семей любого уровня. Подтолкнуть ребенка к совершению кражи могут следующие причины:

сильное желание обладать определенной вещью. Примерно к 5–7 годам у ребенка формируется понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо». То есть любой первоклассник прекрасно осознает, что воровать – плохая идея. Но при этом желание получить понравившуюся вещь hic et nunc (лат. – «здесь и сейчас») оказывается сильнее совести и внутреннего протеста. Такая причина характерна для детей со слабой волей, чрезмерно контролируемых родителями. Навязчивая опека подавляет развитие у ребенка самоконтроля и самодисциплины. Будучи уже большим, он не в силах противиться искушению и сказать твердое «нет» сиюминутному желанию;
протест против чрезмерно диктаторского отношения родителей, попытка выйти из-под жесткого контроля;
недостаток душевной близости в семье

С одной стороны, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей плохим поступком, с другой – компенсировать украденными вещами или деньгами отсутствие любви и заботы; 
зависть. Почему, мол, у Маши есть, а у меня нет? При этом ребенок может оправдывать свой поступок тем, что у него такой вещи все равно никогда не будет, а Маше родители сразу новую купят;
добрые намерения

Младшеклассник может стащить какой-то предмет, но не для себя, а чтобы от чистого сердца подарить его маме, брату или лучшему другу – словом, тому, кого любит;
давление со стороны сверстников или ребят постарше. Это могут быть угрозы («расскажем всем кое-что про тебя/побьем тебя, если не принесешь то-то и то-то»), попытки взять на слабо или просто необходимое испытание, чтобы подростка приняли в компанию;
желание отомстить однокласснику за какие-то его действия, обидные слова или поступки. Ребенок хочет наказать противника, лишив того некой вещи или денег; 
двойная мораль в семье. Высказывания, которыми порой бравируют взрослые, могут крепко засесть в сознании ребенка: «Тихо взял, потом пошел – называется “нашел”», «На работе ты не гость – унеси хотя бы гвоздь» и т. д. Тем более если слова подкрепляются делом: есть взрослые, которые не стесняются приносить с работы – в зависимости от сферы, где они трудятся, – канцтовары, продукты, гвозди, запчасти и прочие мелкие вещи, да еще и радуются в присутствии ребенка своей «добычливости»;
необходимость купить угощение, игрушки и прочие мелочи другим детям (а для этого деньги приходится украсть) и приобрести таким образом их симпатию. На такой шаг чаще идут неуверенные в себе ребята, которые не знают, как еще можно найти друзей, и не верят, что дружить можно и просто так, без материальной выгоды;
стрессовая ситуация: развод родителей, рождение младшего братика или сестренки (любовь и дружба могут возникнуть не сразу, а пока ребенок воспринимает новых родственников как соперников в борьбе за родительское внимание), переезд на новое место жительства и т. д. Эмоциональное напряжение ослабляет волю, и не поддаться искушению становится сложно. (Заметим в скобках, что точно так же ведут себя порой и взрослые. Да, они не воруют, но вспомните, сколько людей заедает стресс пятой конфетой или третьим пирожным, не в силах сопротивляться своему желанию и забывая о собственном здоровье.);
уверенность во вседозволенности – у ребенка отсутствуют границы нормы, и он не привык слышать отказ, заявляя о своих желаниях;
желание рискнуть и получить дозу адреналина;
клептомания – психическое заболевание, когда человек ворует не ради выгоды, а просто потому, что не может не взять. Похищенные вещи он может где-то складировать, никак их не используя. Но все же это очень редкая болезнь. Гораздо чаще встречается ситуация, когда воришка, чтобы уйти от наказания, заявляет, что он якобы клептоман. 

Что делать, если в краже замечен подросток

Если в воровстве уличен подросток, то здесь действия родителей должны быть более кардинальными. Учитывайте рекомендации, актуальные для детей, плюс ко всему подросток в силу возраста должен отдавать отчет в своих действиях. К беседе следует основательно подготовиться, подростки легко манипулируют родителями. Не заставляйте приносить клятву, скорее всего, она будет сказана для успокоения, смысла в словах не будет.

Откровенный разговор, убедительные примеры, не запугивание ребенка, а понимание его проблемы могут дать положительные результаты в решении возникшей проблемы.

Какими бывают кражи

Школьное воровство может принимать различные формы:

  • классический вариант, когда ребенок залез в чужой карман или портфель и вытащил что-то ценное;
  • ученик нашел в классе чью-то вещь (например, валяется на полу калькулятор, шоколадка, фломастеры), поднял и не стал искать хозяина, а взял себе, ведь «ничье же»;
  • ребенок взял у одноклассника какой-то предмет на время и «забыл» отдать. При этом события могут развиваться по-разному: школьник либо постоянно откладывает сроки возвращения («дома оставил, в другой раз принесу») в надежде, что хозяин вещи про нее забудет, либо выдумывает историю, что нечаянно сломал или потерял эту вещь, а сам продолжает ею пользоваться.

Карманные деньги и возможность зарабатывать

У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги

Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко

Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Не предавайте огласке

Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к «позорному столбу». Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с «дурными генами» его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.

Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней. Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. «Разговаривает» — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий