Как уложить спать ребенка старше полутора лет

Что мешает ребенку спать

Причины, по которым ребенок недосыпает, можно разделить на две группы: физиологические и неврологические.

Физиологические — это когда режутся зубки, беспокоит живот, хочется кушать. Эти симптомы проходят за несколько дней, а если ребенок плохо спит месяц или два, стоит обратиться к неврологу. Возможно, малыш перевозбуждается вечером и, засыпая, не может успокоиться. Или его весь день носили на руках, катали в коляске на улице, и ему не удалось поползать, походить, узнать мир.

Дети с полугода активно интересуются вещами и процессами вокруг себя, для них это познание становится основной задачей. Поэтому днем они могут плохо есть, просто потому что эта задача не основная, зато ночью начинают просыпаться каждый час-полтора и просить бутылочку.

Иногда родители поздно приходят домой и рвутся играть с ребенком. У младенца еще не сильно развито торможение активности, поэтому после активных игр на засыпание уйдет больше времени и спать он может тревожно.

Как уложить спать днем грудничка

Перед тем, как уложить спать месячного ребенка в дневное время, требуется прикладывание младенца к груди, кормление из бутылочки. Груднички засыпают только полностью сытыми.

Некоторые детки после кормления немного гуляют, а уже затем засыпают. Установить последовательность поведения поможет простое наблюдение за малышом.

Если малыш плохо спит днем, постоянно просыпается, капризничает, чтобы уложить спать грудничка, воспользуйтесь методикой Харви Карпа. Американский педиатр разделяет засыпание на 5 этапов:

  1. Нетугое пеленание крохи. Двигая ручками-ножками, новорожденный будит себя, поэтому не высыпается. Доводом к пеленанию врач называет ощущение материнской утробы, в пеленках кроха возвращается в привычное состояние малой подвижности, успокаивается.
  2. Укачивание. Оно должно быть небыстрым, напоминать ритм биения сердца. Малыш успокаивается, чувствуя привычный ритм, тепло. Шестимесячного кроху держат на ручках до полусонного состояния, а затем кладут в кроватку. Постепенно он отвыкнет от способа укачивания, привыкнет засыпать в кроватке.
  3. Использование соски. У грудничков первых месяцев жизни сильно развит сосательный рефлекс, соска поможет успокоиться. Сразу после засыпания ее вынимают. После 6-ти месяцев ребенка от соски отучают, заменяя мягкой игрушкой, другими атрибутами.
  4. Укладывание на «бочок». Детки хорошо засыпают на боку.
  5. Использование «белого шума». Монотонные звуки: журчание ручейка, шум прибоя, пение птиц, очень тихие, едва слышные, способствуют отдыху малыша. После засыпания ребенка звуки убирают.

Используя методику, мама сможет применить не все пять ступеней укачивания одновременно, только некоторые, удобные в конкретном случае. Х. Карп допускал такой вариант укладывания грудничка.

Многие педиатры, и доктор Комаровский в их числе, рекомендуют совместный сон с грудничком. Мама кладет поспать младенца под бочок, сама рядом отдыхает. Для новорожденного нахождение возле мамы, звуки биения ее сердца — отличный способ успокоится, уснуть.

По достижению ребенком полугода для дневного отдыха малыша используют детскую кроватку.

Грудничков первых месяцев жизни часто мучают колики, укладывая кроху спать, делают массаж живота. Круговыми движениями проводят по животику по часовой стрелке. Массаж снимает колики, помогает успокоиться.

Чтобы уложить новорожденного ребенка, некоторые родители используют мягкие прикасания: поглаживают спинку, ручки, ноготки, ножки, ушки. Малыш привыкает, отождествляет определенные прикасания со сном, быстро засыпает.

В первые месяцы жизни режим крохи строится вокруг кормления, а к полугодовалому возрасту появляются другие потребности. После полугода ребенка приучают к режиму, постепенно его выстраивая.

Как уложить малыша до 3-летнего возраста

Полуторалетние дети понимают многие слова взрослых. Укладывание отдыхать в дневное время становится обязательным ежедневным  ритуалом:

  1. Малыша в течение полутора часов до укладывания занимают спокойными играми, читают сказки, рассматривают картинки, рисуют.
  2. Непосредственно перед сном чадо умывают, переодевают в пижаму, сажают на горшок, надевают памперс.
  3. Желателен ритуал прощания с солнышком, закрывание штор.
  4. Ребенок ложится в кроватку, берет любимую игрушку.
  5. Мама рассказывает сказку, поет колыбельную, включает белый шум.
  6. В 2-летнем возрасте главное — это заинтриговать ребенка. Предложите положить книжку под подушку, чтобы приснилась сказка.

С возрастом малышу полезно рассказать, чем он займется после отдыха, сказать по секрету: время наступит быстрее, если уснуть. Проделывать данный ритуал рекомендуется не для всех малышей, легковозбудимые детки, фантазируя, возбуждаются — процесс засыпания замедляется. По этой же причине ребенку не обещают мультфильм после сна, конфеты.

Начиная с полутора лет, детей приучают засыпать в комнате самостоятельно. Мама сообщает, что выйдет на минутку, выходит, закрывает дверь, возвращается только через 60 секунд (даже если кроха плачет). Плачущего кроху успокаивают, укачивают и снова выходят.

Постепенно ребенок привыкает к новому поведению мамы, а промежутки самостоятельного пребывания в комнате становятся дольше, дитя привыкает засыпать само. Методику описал испанский педиатр Эстивиль, он рекомендовал на протяжении дня напоминать малышу, что скоро нужно спать, а затем действовать по описанному сценарию.

Если 3-летний ребенок спит плохо днем, у него нет режима, время засыпания не фиксировано, отсутствует алгоритм засыпания, то быстро уложить такого ребенка за один раз не получится. Применив описанные советы, маме придется запастись терпением, выработать у своего чада необходимые привычки. Наградой безграничному терпению будет крепкое здоровье маленького человечка, спокойное поведение ребенка, возможность планировать собственное время.

Чем полезен сон днем?

Избыток впечатлений, высокая двигательная активность, познание окружающего мира – все это утомляет организм маленького человека, и ему нужно полноценное расслабление. Дневной сон дает возможность ребенку:

  • снять мышечную усталость;
  • дать отдых позвоночнику;
  • привести в норму деятельность нервной системы;
  • обеспечить бодрость на вторую половину дня.

«Сон-час» особенно полезен гиперактивным и тревожным детям, малышам с ослабленной иммунной системой: во время дневного отдыха восстанавливаются все системы организма, в первую очередь – нервная, пищеварительная, а также опорно-двигательный аппарат, которые испытывали более высокие нагрузки при бодрствовании.

Спокойной ночи, малыши

Итак, все ритуалы проделаны, сказки прочитаны, бабайки под кроватью – укрощены, и тут начинается «хождение по мукам»

Ребенок встает бесконечное число раз – попить, в туалет, сообщить нечто важно и вообще – просто к маме. Придется набраться терпения и каждый раз возвращать его назад в кроватку, напоминая, что сейчас уже ночь и пора спать

Утешить вас должно то, что этот период «бессонницы» недолог – потерпеть придется всего три-четыре недели.

Короткий ритуал не менее важен, чем основной – любое привычное повторяющееся действие успокаивает ребенка. Спокойно и настойчиво возвращайте малыша в кроватку, повторяя ритуальные действия – с каждым вечером период бодрствования будет становиться все короче.

Мифы о детском сне

Если ребенка вымотать днем и не укладывать на дневной сон, он будет лучше спать ночью. Не будет, потому что ему будут мешать стресс из-за нарушенного режима и перевозбуждение. Дети до 4 – 5 лет обязательно должны спать днем, потому что в это время у них восстанавливается нервная система. Чем ребенок старше, тем меньше времени он спит днем.

Соска — вред. Соска может помогать и вредить. Если ребенок привык засыпать на груди, можно дать соску, но убрать, как только заснет. Иначе ребенок проснется на короткий сон и начнет искать соску. Если соски не будет на месте, начнет плакать. В этом случае надо оставлять 2 – 3 соски в кроватке, чтобы ребенок в момент пробуждения сам взял соску и стал спать дальше. Когда родители убирают соску сразу, у ребенка не остается ассоциации соски с засыпанием.

Мамы переводят детей на самостоятельное засыпание исключительно потому, что не хотят ими заниматься. Это не так: самостоятельно засыпание — это не вопрос родительского удобства, а естественный процесс

Самое важное время, которое надо проводить с ребенком — это день. Чем больше ребенок находится днем с родителями, общается с ними, гуляет, тем спокойнее он засыпает

Ребенок за день напитывается любовью и вниманием настолько, что для засыпания ночью ему нужны только кровать и любимая игрушка

На самостоятельное засыпание можно переводить с рождения. До полугода ребенка нельзя переводить на самостоятельное засыпание. В первые месяцы жизни лучше быть с ребенком постоянно, чтобы у него не возникало чувство тревожности. С седьмого месяца можно пробовать разные методы засыпания. Ребенок сам подскажет, что ему нравится больше и по какой системе он будет спать.

Счастье есть
Иногда счастье — это уложить ребенка спать без долгих уговоров и слез, а иногда — купить квартиру, в которой у него будет своя комната.
Посмотреть квартиры Самолета

Каких ошибок при укладывании лучше избегать?

На мой взгляд, с детьми нельзя действовать революционными методами. Воспитание не должно ломать психику малыша, это поступательное эволюционное движение. Если нам нужно ввести в его жизнь какие-то изменения — к чему-то приучить или от чего-то отучить, — надо заранее продумать план действий. Постепенно, шаг за шагом, вы добьетесь своего гораздо быстрее, чем категорическими запретами и требованиями.

Конечно, вы можете пойти другим путем — просто сказать малышу: «Теперь ты спишь один, и точка». И не обращать на его крики никакого внимания. Скорее всего, вам удастся его «переломить». Через 5-7 дней он перестанет плакать и начнет засыпать один. Но какой ценой? Да, он смирится и поймет, что звать бесполезно, что родители его бросили и ждать помощи неоткуда. И будет каждый вечер засыпать с чувством одиночества, оставленности, ненужности. У меня нет научных доказательств того, растет ли тревожность у детей, которых воспитывают такими методами. Но я уверена, что это так.

Ни в коем случае нельзя укладывать ребенка спать на пике конфликта. Так вы растите невроз. Кроха не должен засыпать в слезах. Все конфликты должны быть улажены до сна.

Нельзя пугать «бабайкой» и прочими чудовищами. Это, конечно, очень легкий способ справиться с малышом. Ведь дети верят тому, что мы им рассказываем. Запуганный страшилками ребенок послушно лежит, боясь пошевелиться. Но спит ли при этом, и если да, то не снятся ли ему кошмары? Напугать просто, а вот лечить от страхов, которые впоследствии разовьются у ребенка, будет крайне сложно. Берегите его психическое здоровье. Оно намного важнее, чем сиюминутные проблемы, связанные с засыпанием.

Что делать с «неваляшками» и «нехочухами»?

Иной раз маме приходится несладко, когда ее ребенок никак не желает укладываться в постель днем – капризничает, выражает недовольство, отказывается засыпать. Причин этому при постоянном соблюдении режима дня может быть несколько:

  • недомогание (простуда, насморк, вызывающие затруднение дыхания в положении лежа);
  • перевозбуждение (яркие впечатления после похода в цирк, парк аттракционов, просмотра мультфильмов);
  • проявление характера (я уже большой, могу не спать, как мама и папа).

Родители понимают, что дневной сон необходим малышу, но уложить «неваляшку» никак не удается – не помогают ни уговоры, ни угрозы. Что делать в таком случае?

  1. Во-первых, нужно создать комфортные условия для дневного отдыха ребенка: проветрить комнату, приглушить звуки и освещение, надеть удобную пижаму, говорить тихим, спокойным голосом. При заболевании – высморкать нос и закапать в него, чтобы облегчить дыхание. Атмосфера, привычная малышу во время засыпания, поможет ему расслабиться и постепенно уснуть.
  2. Во-вторых, не стоит пренебрегать проверенными методами, которыми пользовались мамы во все времена – нежная колыбельная, добрая сказка, легкое поглаживание рук, ног, головы – практически беспроигрышные варианты для успокоения и легкого засыпания ребенка.
  3. В-третьих, можно пойти на хитрость. К примеру, если ребенок, почувствовав себя взрослым, отказывается спать днем, можно показать, что и родители нуждаются в отдыхе, лечь рядом с малышом и попросить его не шуметь и не баловаться, пока мама спит. Любящее чадо проявит заботу, а в тишине и покое его глазки сами собой закроются.

Если ни один из способов не срабатывает в течение 15-30 минут, ребенок все больше раздражается, лучше отказаться от попытки уложить малыша днем в постель. На это время можно занять его спокойными играми, рисованием, а вечером уложить спать чуть раньше.

Такие единичные случаи отказа от дневного сна не критичны. Главное, в дальнейшем продолжать придерживаться установленного режима дня, не забывать о прогулках и ограничивать дошкольника в просмотре телевизора и компьютерных играх.

Как уложить ребенка спать: организация сна

Чтобы ребенку было легче уснуть, необходимо правильно организовать его сон.

1. Соблюдение возрастных норм длительности сна. То есть ребенку в зависимости от возраста необходимо разное время на сон.

2. Соблюдение режима сна. Лучше укладывать ребенка всегда в одно время, причем это не только улучшит его самочувствие, но и облегчит жизнь маме. Кстати, на дневной сон малыша следует укладывать в одно и то же время. Правда, тут могут возникнуть сложности, дневной сон может продлиться как 1 ч, так и 2-3 часа, но ночью нужно лечь вовремя. Ребенок в возрасте полугода может спать 2-3 раза в течение дня, после полугода – 2 раза, после года-полутора – 1 раз. Послеобеденный сон важен для каждого малыша дошкольного возраста, а вот школьники спят днем уже на свое усмотрение.

3. Обеспечение спокойной обстановки. Есть родители, которые на время сна включают телевизор или музыку. Конечно же, он может и не проснуться, но очень сильно повлияет на качество сна, так как он не сможет полноценно отдохнуть. С другой стороны, не стоит впадать в крайности и соблюдать полную тишину, боясь даже ходить по комнате. В противном случае дитя привыкнет к этому и не сможет нормально спать в детском саду, где другие дети достаточно часто возятся.

4. Обеспечение нормального температурного режима. Маленькому здоровому ребенку необходима комнатная температура 22-23 градуса, а возможно даже меньше. У детей обмен веществ работает очень быстро, поэтому им обычно тепло там, где взрослым прохладно. Во время сна комфортной будет температура 18-20 градусов, при этом не стоит накрывать малыша теплым одеялом или пледом, а лучше заранее надеть пижаму (дети во сне постоянно раскрываются)

Очень важно следить за тем, чтобы он во время отдыха не замерз или, наоборот, не вспотел

5. Организация притока свежего воздуха. Даже если в комнате будет нормальная температура, то отсутствие свежего воздуха может сказаться на качестве сна. Поэтому нужно заранее проветрить помещение хотя бы в течение получаса, а если семья живет в загазованном районе, то лучше приобрести кондиционер и увлажнитель воздуха.

6. Правильное прерывание сна. Бывает такое, ребенка приходится будить раньше, чем он сам проснулся (например, на прием ко врачу на определенное время). Во время сна любой человек находится в разных его фазах, продолжительность которых составляет 1, 5 часа. И если разбудить его во время одной из фаз, то возникнет ощущение усталости и разбитости. Поэтому лучше всего будить спустя полтора, три или четыре часа. Это можно оценить и визуально, например, в глубоком сне ребенок крепко спит, ровно дышит, а также полностью расслаблен. В этот момент будить его нельзя, лучше дождаться следующей стадии, во время которой он начнет переворачиваться, издавать звуки, шевелиться. Вот тогда и можно будить, тем более что в данный момент малыша может разбудить любой громкий звук или прикосновение.

7. Повторное укладывание, если ребенок проснулся не в настроении. Во время сна организм отдыхает, а хорошо отдохнувший человек просыпается в хорошем настроении. Дети же могут проснуться случайно (например, из-за внезапного громкого звука), что сразу становится заметным по его плаксивости. Не нужно его тут же поднимать, лучше посидеть рядом, погладить и попытаться снова уложить. Чаще всего дети могут повторно заснуть и проснуться чуть позже в прекрасном настроении.

Как нельзя укладывать спать

  • «Отделение» не должно быть слишком резким. Если до последнего момента вы спали с малышом в одной кровати, попробуйте сначала переселить его в отдельную кровать, придвинутую к родительской, а уже потом – в отдельную комнату.
  • В начале двадцатого века в педагогической литературе появилась идея о том, что ребенку, не желающему засыпать самостоятельно, надо «дать накричаться» и после этого он, в конце концов, заснет. Заснуть-то он, может и заснет, но не потому, что успокоился, а потому, что у него от горечи и безысходного отчаянья уже просто не останется сил плакать. Прислушайтесь к голосу материнского сердца! Чаще всего оно оказывается правым. Если маленький человечек просит взять его на руки или уложить с собой в вашу кровать, делает он это лишь для того, чтобы почувствовать, что мама не исчезла навсегда, она рядом и любит его.
  • Сон – это не то состояние, в которое можно ввести ребенка строгим окриком: «А, ну-ка спать сейчас же! Кому сказано!». Даже если малыш испуганно замолчит после таких слов, успокоению они явно не способствуют.
  • Никогда не пугайте ребенка такими, казалось бы, безобидными «страшилками»: «Засыпай скорее, а то придет Бабай (милиционер, дядя с мешком, ведьма и пр.) и заберет тебя» или «Мне не нужна такая плакса, которая никак не засыпает». Представьте себе на минутку, что в тот момент, когда вам страшно и одиноко и вы ищете поддержку у мужа, он ответит вам: «Мне не нужна такая жена, которая все время хнычет». А ведь детская психика намного ранимее и нежнее, чем взрослая. Подобные фразы способны лишь усугубить проблему ночных страхов.
  • В последнее время на Западе стали очень популярны «механические няньки». Появляются они и в наших магазинах. Это может быть, например, плюшевый медведь со встроенным магнитофоном. Мишка исполняет колыбельную песенку и при этом способен даже имитировать человеческое дыхание. Рекламные инструкции уверяют: «Благодаря этой игрушке перед вами больше не будет стоять проблема укладывания ребенка». Конечно, перспектива заманчивая, но психологи предупреждают: родительское тепло не стоит заменять искусственной имитацией!

Инесса СМЫК

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

Что мешает легко уложить ребенка спать

Самой частой причиной, по которой малышу не удается заснуть, считаются проблемы со здоровьем. При этом самыми опасными являются заболевания, вызывающее повышение температуры тела. Однако широко распространены и такие причины:

  • чувство голода;
  • нарушения пищеварения, вызывающие вздутие и боли в животе (нередко возникают после кормления у детей самого раннего возраста, поскольку их пищеварительная система еще не может полноценно усвоить грудное молоко);
  • жажда;
  • кожный зуд или раздражение спровоцированные перенаполненным памперсом;
  • дискомфорт (неудобная одежда или положение, крохе слишком жарко или, наоборот, холодно) и т.д.

При этом если уложить новорожденного спать мешает вздутие живота или колики, не стоит сразу бежать к врачу. Дело в том, что в пищеварительном тракте крохи еще не успели заселиться и размножиться в необходимом количестве полезные бактерии, помогающие усваивать компоненты пищи. Также в таком возрасте наблюдается физиологическая (естественная) недостаточность ферментов, ответственных за переваривание жиров, которыми богато грудное молоко. Все это вызывает появление кишечных колик. Однако убрать их можно довольно легко.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий