Топ-11 способов увести ребенка с прогулки без истерики

В каком возрасте с детьми становится легче договориться?

До 3 лет дети очень эмоциональны. Иногда проще избегать неприятных ситуаций, чем решать, как из них выйти. Например, пропустить прогулку, если ребенок капризничает больше обычного. К 4-5 годам с детьми становится проще договариваться, они с удовольствием участвуют в делах взрослых, напоминают маме, что нужно зайти магазин или позвонить сантехнику.

Мальчики и девочки-дошкольники понимают, когда родители устали или сердятся, и могут подстраиваться под чужое настроение, сидеть в очереди, ждать, когда мама договорит по телефону. Ученики младших классов проявляют самостоятельность, гуляют во дворе без взрослых, учатся засекать время и вовремя возвращаться домой.

Детская площадка — хорошее место, нужное для развития ребенка. Плюсы от ее посещения: физическая активность, общение, игры. Время, когда дети маленькие, быстро проходит. Период, в который сына или дочь трудно увести с улицы, заканчивается в средней школе. Тогда родители уговаривают школьников оторваться от гаджетов и подышать воздухом. Поэтому иногда можно уступить ребенку и отложить все дела, чтобы он гулял и наслаждался детством.

“Купи мне хоть что-нибудь!”

Взрослые сердятся, когда ребенок говорит: “Купи мне что-нибудь!” Они начинают выяснять, чего именно хочет ребенок. И, если ребенок так и не сможет ничего толком сформулировать, просто отказывают в покупке. Они так и говорят: “Раз ты не знаешь, чего хочешь, значит, тебе ничего не нужно”.

Не будет преувеличением сказать, что они и правы и не правы одновременно. С одной стороны, ребенку в этот момент действительно ничего не надо — ничего, что можно было бы купить за деньги в магазине.

Но, с другой стороны, ребенку именно сейчас надо нечто, что невозможно описать словами: немного поддержки или немного сочувствия, немного внимания или немного поощрения.

Это вовсе не означает, что ребенок обездолен, заброшен и несчастен. Просто у каждого человека в повседневной жизни бывают минуты, когда ему хочется немного больше душевного тепла

И каждый, кто вспомнит тот очевидный факт, что первая забота и любовь приходит к человеку вместе с совершенно материальной вещью — маминым молоком, совсем не удивится, что купленная в магазине мелочь, неважно какая, может быть проявлением именно этой душевной теплоты

Вещи часто имеют для людей гораздо больше смысла, чем вложено в их функциональное предназначение. Для детей это тем более значительно, ведь они совсем недавно получали заботу именно в ее материальном воплощении: чистые пеленки, красивые игрушки, подходящая еда.

Проходит время, и все больше чувств ребенок сможет выражать словами и принимать в словесном выражении, но в некоторые моменты он по-прежнему будет говорить на детском языке: “Купи!”

Несмотря на то что у каждого ребенка бывают моменты, когда он просит купить “что-нибудь”, слишком частое повторение именно такой просьбы должно насторожить. Это может означать, что:

ребенок совсем не умеет самостоятельно принимать решения

Он привык к тому, что “мама все лучше знает” и “взрослые всегда правы”, и даже при выборе удовольствия для себя готов принять то, что ему предложат;
ребенок действительно чувствует себя одиноко — родители, возможно, слишком заняты, чтобы обратить на него внимание. Ему почти безразличны его собственные интересы, он хочет хоть ненадолго попасть в зону интересов папы и мамы, заставить их думать о нем и решать что-то за него и для него.

Для ребенка является проблемой говорить о своих чувствах и переживаниях словами. Он просто не привык рассказывать, делиться впечатлениями, эмоциями

В радостные или грустные моменты своей жизни вместо того чтобы рассказать маме, что его волнует, он просто стремится привлечь ее внимание, чтобы она эмоционально побыла рядом с ним, просто задерживает ее около себя привычным детским способом

Капризы детей до 1 года

Родителям важно понимать, как происходит психологическое развитие крохи в таком возрасте

Кризис новорожденности

Наблюдается в период от самого рождения до двухмесячного возраста малыша. Этот этап в развитии играет очень важную роль. Если такой кризис проявляется вовремя, это считается нормальным. Малыш на приближение взрослых должен реагировать, а общаясь с мамой, издавать различные звуки и улыбаться. Основной признак этого кризиса – это потеря веса.

Младенческий возраст

Начинается в двухмесячном возрасте и длится до одного года. В этот период общение ребенка с окружающими происходит с помощью эмоций

Очень важно, чтобы родители и другие родственники уделяли как можно больше внимания общению с малышом. В этот период многие дети уже могут произносить свои первые слова и познают мир

Когда кроха в этом возрасте плачет или лепечет, это значит, что он стремится наладить контакт с родителями. Кризис пройдет тогда, когда у ребенка сформируется самостоятельная полноценная речь.

На основе этих особенностей психологии детей, выясним, есть ли неприятные причины и последствия этих кризисов.

Неожиданная сторона детского воровства

“Однажды, когда я была маленькой, я нашла вложенные в толстую книгу деньги. Я подумала, что мама, наверное, забыла их здесь и уже не вспомнит. Я взяла эти деньги и вышла с ними во двор. Я была просто на высоте блаженства, потому что могла купить всем своим друзьям все, что они хотели. Мы покупали шоколадки, печенье и газированную воду. И я чувствовала себя очень взрослой, как будто я — мама, а они — мои дети, которые просят им что-то купить. Мама все-таки вспомнила о деньгах и очень меня ругала. Но, как ни странно, у меня все равно осталось приятное воспоминание о том дне”.

В представлении ребенка тесно переплелись понятия “взрослость” и “деньги”, “мама” и “лакомство”. Дети до семи, а то и до восьми лет часто подменяют для себя одно другим. Особенно если по разным причинам ребенку:

  • трудно себе представить, что такое “взрослость”, чем занимаются взрослые, как они дружат, работают, общаются;
  • трудно построить новые, соответствующие возрасту, отношения с мамой.

Такому ребенку кажется, что лучший способ показать во дворе, что он — большой, значимый и важный, — это выйти во двор с деньгами и всех накормить. Так он “становится больше похож” на маму или на папу, а ведь каждый ребенок в душе надеется, что сможет стать таким же, как они — его замечательные родители.

Надеясь быть похожим на взрослого, ребенок иногда ведет себя так, будто он сам может “быть себе мамой и папой” — принимать решения и делать нужные покупки, например.

Небольшое отступление: психологи замечают, что у маленького ребенка нет до конца полного представления о маме или о папе. Мама и папа существуют как бы в двух ипостасях: “мама хорошая” и “мама плохая”, “папа хороший” и “папа плохой”. “Плохая мама” может отшлепать малыша, и он будет очень злиться на нее, может даже укусить, а “хорошая мама” — накормит вкусным обедом, и маленький ребенок может даже не вспомнить обиду, потому что он вовсе и не обижался на эту “хорошую маму”.

Это разделение на “только хорошее” и “только плохое”, конечно, постепенно исчезает по мере тесного общения подрастающего ребенка со своими родителями. Однако его следы еще долго могут оставаться в душе ребенка. А если мама и папа слишком заняты и просто недоступны для своего ребенка, то такое разделение может сохраняться довольно долго.

Так вот. Надеясь быть похожим на взрослых, ребенок иногда ведет себя так, будто он сам может “быть себе мамой и папой”, причем он, конечно, становится для себя “хорошей мамой” или “хорошим папой”. И если “плохие родители” для него не хотят что-то делать, то “хорошие”, то есть он сам, могут “восстановить справедливость”.

“Когда мне было лет шесть, родители отказались мне купить машинку. Я вытащил у мамы из кошелька рубль и сам ее купил. Я не помню, что я придумал, когда родители спросили, откуда машинка, — то ли что деньги нашел, то ли что кто-то из детей дал поиграть. Потом мама спрашивала, не брал ли я денег, и я сказал, что нет. Мне казалось, что они решили, что деньги где-то затерялись. Но через какое-то время я все-таки признался отцу. Было ли какое-то наказание, я тоже не помню, но я, кажется, не чувствовал себя особенно виноватым”.

Ребенок не чувствует себя виноватым, так как в глубине души считает, что действительно “восстанавливает справедливость”, что “берет свое”, ему принадлежащее, — то, что ДОЛЖНА была бы дать ему мама, если бы в этот момент была рядом и была “хорошей”.

Получая упреки и наказания за “воровство”, ребенок не принимает их как справедливые, а поэтому они почти никогда не срабатывают. Детское воровство — это следующий (после отчаянного “Купи!”) SOS, крик о помощи. Громкий крик, который ДОЛЖНЫ услышать родители, потому что он очень антисоциален, а для родителей обычно важен социум, и ребенок, который идет против социума, обязательно будет замечен.

Детское воровство, или его редкие случаи, или просто тенденция к нему, желание или попытка что-то украсть у родителей или близких людей, — к сожалению, довольно частое явление в мире занятых и озабоченных взрослых людей.

И справиться с ним невозможно ни угрозами, ни наказаниями, ни нотациями. Единственный способ его преодолеть — дать ребенку то, чего он на самом деле хочет, — качественно новые, близкие и доверительные отношения с родителями.

Что не стоит делать.

Ни в коем случае не запугивайте детей фразами типа: «я ухожу, а тебя пусть дядя/тетя заберет». Первые три года ребенок активно познает мир и учится взаимодействовать с ним и доверять. Такие пугалки могут сформировать у малыша боязнь окружающего мира и недоверие к людям. Это может проявиться в поведении таким образом: малыш будет отказываться оставаться с бабушками, с воспитателями. Будет с опаской воспринимать людей и испытывать проблемы при новых знакомствах, заведении друзей.

Подкуп

(Не надо отвлекать внимание, уводя карапуза в магазин за сладеньким, например) Это ваша манипуляция ребенком. Будьте уверены, через пару лет он освоит этот стандарт поведения и использует против вас, закатит вам истерику в магазине, на улице и т.п., если не получит удовлетворения своей просьбы.

Не стыдите ребенка, приводя в пример поведение других детей: «как тебе не стыдно, посмотри, никто не плачет,  только ты»

В таком возрасте (лет до шести) дети не воспринимают понятия прилично, неприлично, стыдно. Ваши слова трактуются ребенком совсем по-другому: «я плохой» и закрепляют у ребенка чувство вины.

Не наказывайте и не бейте. С точки зрения ребенка это несправедливо. Он гуляет, доволен и счастлив происходящим. Почему он должен уходить с прогулки ради сна или супа или потому что маме надо домой, ее ждут дела? Он не поймет почему, но усвоит урок жестокости и несправедливости.

Что стоит сделать.

Понаблюдайте. Возможно, вам надо немного скорректировать время прогулки, успеть «увести» кроху пока он еще не переутомился. Если причина капризов не в этом, посмотрите, не научился ли ребенок уже манипулировать вами, используя крик и истерики, зная, что в таком случае мама уступит?

Подумайте, почему ребенок может не хотеть идти домой? Причины могут быть самые разные. Как пример, ребенок приходит домой и ему там скучно, или он сразу остается один, потому что маме надо заниматься другими делами. Может быть его друг по игре приходит на площадку позже и они не успевают наиграться вместе, может быть ребенку очень нравится играть именно в песочнице, предложите взять немного песка с собой. Причин может быть настолько много и такие неожиданные, что все не перечислишь. Поэтому наблюдайте за своим малышом и представьте себя на его месте. Например, моим очень нравились камешки. В таком возрасте они были у детей во всех карманах. И уходя с улицы, я позволяла набрать еще, потому что дома после прогулки можно было их раскрашивать, рассматривать их причудливые формы, возить дома их в грузовых машинках и т.д. Вариант с камешками очень часто выручал, чтобы избежать скандала и с интересом отправиться домой, делать интересное для ребенка дело.

Покажите малышу, что его понимают. Проговорите крохе его чувства. Скажите, что он расстроен, что надо идти домой и вы его понимаете, ведь на улочке так хорошо

Когда ребенок успокоится, переключите его внимание, предложив что-нибудь интересное. Придумайте какую-нибудь игру, например, кто быстрее добежит в сторону дома, а там уже придумайте следующую интересность

Что-нибудь, что интересно делать вашему ребенку дома. Только обязательно выполните обещание!
Еще один способ, не акцентировать внимание карапуза на сборах домой. Просто предлагайте ему на выбор разные действия, направленные на сборы и поход домой. К примеру, спросите по какой дорожке или тропинке ему нравится ходить? Пусть выберет. Предложите выбрать, как он понесет игрушки, будет ли убирать их в сумку или понесет что-то в руках? Можно предложить по дороге домой нарвать цветочков, чтобы потом поставить их в вазочку. Постоянно переключайте внимание малыша на нужные вам действия.

Для деток постарше, можно озвучить что-то интересное, что они успеют сделать дома, если сейчас соберутся и пойдут домой. Подумайте, что может привлечь?
С детками постарше можно пробовать договариваться. Озвучив отведенное время до конца прогулки или обозначив это время количеством каких-либо действий. Например, еще пять минут покачаться на качели, еще два раза поиграть в прятки или еще пять раз скатиться с горки и после домой. Но положительную перспективу тоже можно упомянуть.

В общем, придумывайте и пробуйте. Предлагайте ребенку заменить
одно интересное дело, в данном случае прогулку, на какое-либо другое не менее
интересное для ребенка дело.

Как спокойно реагировать на детские капризы?

Возраст до 3 лет — период, когда ребенок часто плачет. Капризы, в понимании взрослых, схожи с манипуляцией, но часто дети просто не могут иначе выразить эмоции. Они кричат и льют слезы, когда устали, плохо себя чувствуют, не согласны с поступками и словами мамы. Родителям не стоит забывать, что перед ними маленький человек, который не получает удовольствия от истерики и никого не хочет разозлить.

Стоит меньше беспокоиться об осуждении со стороны прохожих, и ни в коем случае не кричать и не бить ребенка, чтобы он замолчал. Некоторые взрослые ставят себя в неловкое положение, обещая малышу уйти без него. Сначала он пугается, но постепенно понимает, что это пустые угрозы. Лучше взять его на руки и быстрее уйти с площадки. Выяснять отношения, вести беседу можно, успокоившись, и не на глазах у посторонних людей.

Детям 3-4 лет можно озвучивать планы заранее, вместе с ними продумывать маршрут прогулки. Перед тем, как увести ребенка с площадки, стоит предупредить его, что осталось немного времени для игр. Так он сможет завершить то, что начал, успеет покататься с горки или на качелях.

Прерывать капризы обещанием купить ребенку угощение или игрушку — не очень хорошая идея. Он быстро усваивает последовательность действий и плачет снова, чтобы добиться желаемого.

Некоторые мамы заранее продумывают поощрения, которые заинтересуют детей. На площадке — это встреча с другом или возможность побегать босиком, в магазине — йогурт или мыльные пузыри, в гостях — кот или щенок, дома — мультики после ужина. Видя, что малыш собирается закатить истерику, взрослые быстро напоминают, что ждет его дальше.

На поведение ребенка влияет его характер, возраст, настроение и самочувствие. Дети не всегда осознают, что голодны или устали. Поэтому родители стараются придерживаться режима дня, не вести сыновей и дочерей гулять, когда тем пора есть или спать.

В каком возрасте с детьми становится легче договориться?

До 3 лет дети очень эмоциональны. Иногда проще избегать неприятных ситуаций, чем решать, как из них выйти. Например, пропустить прогулку, если ребенок капризничает больше обычного. К 4-5 годам с детьми становится проще договариваться, они с удовольствием участвуют в делах взрослых, напоминают маме, что нужно зайти магазин или позвонить сантехнику.

Мальчики и девочки-дошкольники понимают, когда родители устали или сердятся, и могут подстраиваться под чужое настроение, сидеть в очереди, ждать, когда мама договорит по телефону. Ученики младших классов проявляют самостоятельность, гуляют во дворе без взрослых, учатся засекать время и вовремя возвращаться домой.

Детская площадка — хорошее место, нужное для развития ребенка. Плюсы от ее посещения: физическая активность, общение, игры. Время, когда дети маленькие, быстро проходит. Период, в который сына или дочь трудно увести с улицы, заканчивается в средней школе. Тогда родители уговаривают школьников оторваться от гаджетов и подышать воздухом. Поэтому иногда можно уступить ребенку и отложить все дела, чтобы он гулял и наслаждался детством.

Куда сходить с ребенком помимо детской площадки?

Если времени на прогулку мало, на улице дождливо или очень холодно, стоит подумать, куда пойти с ребенком вместо детской площадки. Можно прогуляться в магазин, зайти на чай к соседке или выбраться в кино, кафе. Смена обстановки обеспечивает хорошее настроение, подобные развлечения не требуют больших затрат энергии от родителей и детей.

Хотя прогулки важны для здоровья и развития, иногда нужен и пассивный отдых. Можно полежать на диване, почитать книгу или посмотреть фильм, приготовить что-нибудь вкусное или побездельничать. Главное — получать от этого удовольствие.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Что поможет увести ребёнка с прогулки домой без истерики

Если истерика уже случилась, то нам остаётся только принять разочарование малыша и поддержать его. Но в будущем мы можем действовать более эффективно, чтобы предотвратить истерики.

Сразу оговорим стратегии, которые не работают:

Уговаривать, объяснять. Детская нервная система ещё не настолько развита, чтобы внять уговорам и объяснениям

Дети живут в здесь и сейчас: «Мне так интересно здесь, почему я должен уходить домой?» Они пока не способны простроить причинно-следственные связи и не понимают важности распорядка дня.
Обещать вознаграждение — конфету, мультик или покупку новой игрушки. Так мы приучаем к неэффективной мотивации: «Ты получишь вознаграждение только если сделаешь то, что мне нужно».
Устраивать завлекающие представления

Например, убегать за птичками или прятаться за деревьями, чтобы заманить подальше с площадки, когда ребёнок не хочет идти домой. Такими действиями мы роняем свой родительский авторитет, а придумывание и воплощение завлекалочек забирает много сил.

​Но есть два принципа, которые помогут увести ребёнка с прогулки без истерик:

  1. Дайте немного времени, чтобы он смог принять ситуацию. Например, озвучить заранее, какие действия будут происходить и проговорить распорядок дня. Тогда ему становится проще: он включается в то, что одно действие заканчивается и он переходит к следующему пункту.
  2. Не обращайтесь с ребёнком как с человеком, которому нужно постоянно указывать. Ему больше поможет, если вы будете говорить с ним как с товарищем, с которым можно сотрудничать в соблюдении распорядка и давать ему какой-то выбор в действиях. Если малыш что-то выбирает сам, то у него будет ощущение, что он контролирует свою жизнь. И тем охотнее он будет следовать собственному выбору.

Рассмотрим на примере, как это работает.

Придя на детскую площадку, вы говорите: «Мы можем пробыть здесь до обеда», и отпускаете ребёнка играть. Эта фраза даёт ему понимание, что есть какая-то точка, после которой нужно будет уйти.

За 10 минут до обозначенного времени подходите, устанавливаете контакт и напоминаете:

— Скоро нужно будет уходить. Ты можешь скатиться с горки два раза или сделать два круга на карусели. Что ты будешь делать?

Допустим, ребёнок подходит к карусели. Помогаете ему сесть на лошадку и крутите карусель. При этом считаете: «Ты прокатился один круг. Остался ещё один».

Затем снова проговариваете: «Пора уходить», и делаете паузу.

Если не уходит, напоминаете о распорядке и даёте выбор:

— Помнишь, мы должны уйти до обеда? Сейчас уже до обеда. Ты пойдёшь со мной или побежишь, а я буду тебя догонять? Поймаю-поймаю-поймаю.

Вот ещё несколько фраз для предоставления выбора, которые помогут переключить внимание ребёнка на возвращение с прогулки домой:

  • Будем возвращаться домой через парк или через магазин?
  • Пойдём по этой дорожке или по этой?
  • Ты возьмёшь меня за руку или пойдёшь рядом?

Этот алгоритм действительно работает, просто попробуйте. В ситуации, когда ребёнок уже привык к истерикам при уходе с детской площадки, может понадобиться чуть больше времени на перестройку. Но оно того стоит.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Почему малыш не хочет идти домой?

Ребенок не хочет идти домой, потому что ему интересно на улице. Дети любят кататься на качелях, с горок, лепить замки и куличи из песка, бегать за бабочками, нюхать цветы и рассматривать муравейники. Проблемы возникают, когда на прогулку есть только полчаса, а у малыша много важных дел во дворе.

Маленькие дети плохо ориентируются во времени, они смутно представляют, сколько длится час. Когда он проходит, они негодуют, не понимая, почему нужно идти домой так рано. В моменты счастья время летит незаметно, и даже нескольких часов, проведенных в хорошей компании, бывает мало. В теплое время года еще и погода располагает к тому, чтобы гулять целыми днями.

Малыш отказывается идти домой ужинать, отдыхать, когда не голоден и не хочет спать. Родители выбирают аргументы, которые не срабатывают: дети не видят смысла в том, чтобы прерывать интересное занятие и скучать в квартире.

У капризов и слез не всегда есть причины, иногда дети перечат взрослым из чувства противоречия. Ребенку хочется иметь и высказывать свое, отличное от маминого или папиного, мнение. Сначала родители уговаривают его выйти прогуляться, а потом не могут увести домой.

Детей маленького возраста дома ждет вкусная еда и игры. Их свободное время состоит из развлечений и общения с родственниками. Для ребенка 7 лет не все так безоблачно. У него появляются обязанности, необходимость делать уроки и какую-то работу по дому. Школьники подолгу гуляют после занятий, откладывая домашнее задание и разговор с родителями об оценках на потом.

Дом — это не всегда крепость и надежное пристанище для детей. Некоторые из них живут в неблагополучных семьях и избегают общения с родственниками. Если взрослые часто ссорятся, в квартире грязно, нет еды, ребенок не спешит домой.

О чём важно помнить родителям?

О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.

Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.

Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.

Почему малыш не хочет идти домой?

Ребенок не хочет идти домой, потому что ему интересно на улице. Дети любят кататься на качелях, с горок, лепить замки и куличи из песка, бегать за бабочками, нюхать цветы и рассматривать муравейники. Проблемы возникают, когда на прогулку есть только полчаса, а у малыша много важных дел во дворе.

Маленькие дети плохо ориентируются во времени, они смутно представляют, сколько длится час. Когда он проходит, они негодуют, не понимая, почему нужно идти домой так рано. В моменты счастья время летит незаметно, и даже нескольких часов, проведенных в хорошей компании, бывает мало. В теплое время года еще и погода располагает к тому, чтобы гулять целыми днями.

Малыш отказывается идти домой ужинать, отдыхать, когда не голоден и не хочет спать. Родители выбирают аргументы, которые не срабатывают: дети не видят смысла в том, чтобы прерывать интересное занятие и скучать в квартире.

У капризов и слез не всегда есть причины, иногда дети перечат взрослым из чувства противоречия. Ребенку хочется иметь и высказывать свое, отличное от маминого или папиного, мнение. Сначала родители уговаривают его выйти прогуляться, а потом не могут увести домой.

Детей маленького возраста дома ждет вкусная еда и игры. Их свободное время состоит из развлечений и общения с родственниками. Для ребенка 7 лет не все так безоблачно. У него появляются обязанности, необходимость делать уроки и какую-то работу по дому. Школьники подолгу гуляют после занятий, откладывая домашнее задание и разговор с родителями об оценках на потом.

Дом — это не всегда крепость и надежное пристанище для детей. Некоторые из них живут в неблагополучных семьях и избегают общения с родственниками. Если взрослые часто ссорятся, в квартире грязно, нет еды, ребенок не спешит домой.

Как научить ребенка общаться с другими детьми

Дети с СДВГ часто испытывают проблемы в отношениях со сверстниками. Бывает, что дети с рождения умеют понимать чужое состояние, сочувствовать, интуитивно чувствовать, когда их обманывают или над ними смеются. Многие дети с СДВГ ничего этого не чувствуют, не понимают. Некоторые из них ведут себя, как сказочный набитый дурак — всегда неуместно. Другим кажется, что весь мир против них — или, наоборот, все с ними дружат, когда другие дети шарахаются от их навязчивого внимания.

Ирина, мама 17-летнего Ивана, рассказывает: “Ване всегда казалось, что мир к нему враждебен: если где-то смеются, то над ним, если говорят о „ненормальных“ — то это о нем. Он это пережил. Его все любят, за ним носятся девочки, он хорошо учится. Но он до сих пор воспринимает любой косой взгляд как наезд. Весь спектр доброжелательных эмоций и отношений он вообще не воспринимал, любое прикосновение считал угрозой. Спасло его то, что его трудно обидеть. Сегодня кого-то ударит, а завтра они опять друзья. Помогало и проговаривать его чувства: сказанное вслух он воспринимал как уже сделанное: прокричит „Я их всех убью!“ — и успокоится, как будто реальное действие уже состоялось”.

Задач при обучении ребенка общению очень много. Надо научить его правильно знакомиться (завязать драку на детской площадке — не лучший способ завязать знакомство), понимать выражение лица и считывать социальные сигналы, поддерживать диалог и зрительный контакт, разговаривать на интересные другому человеку темы, активно слушать, контролировать свой тон, проявлять уместное чувство юмора, уметь говорить “нет”, справляться с дразнилками, со стрессом, с гневом, разрешать конфликты…

Родителям приходится работать над социальными навыками последовательно и серьезно. Нужно наблюдать за тем, как ребенок взаимодействует с окружающими. Анализировать ситуации. Разыгрывать по ролям или с игрушками нужные модели социального взаимодействия. Не вбрасывать ребенка сразу в ситуацию общения со многими детьми, а начинать с игры с одним ребенком под родительским контролем.

Специалисты советуют работать над выработкой новых навыков постепенно, по одному. Ставить перед ребенком конкретные цели: не “вести себя прилично”, а, например, на этой неделе в два раза меньше перебивать других во время разговора. Или один раз на этой неделе мирно поиграть во дворе. Или освоить один новый способ реагировать на дразнилки. Или научиться показывать “я тебя слушаю” (кивнуть, сказать “угу” и т.п.). Это очень большая работа, и здесь ребенку необходима помощь родителей и психолога.

Чем занять ребенка во время ожидания

Еще одна точка стресса для семей детей с СДВГ — долгое ожидание. Чем можно занять ребенка, если заняться совершенно нечем? Можно играть в словесные игры. Можно рассказывать и сочинять сказки. Играть в пальчиковые игры. Раскраски и куклы-перчатки, если ими запастись заранее, тоже сослужат добрую службу. Можно учить стихи наизусть.

Можно заняться наблюдениями и исследованиями. Помню, как у нас однажды сломалась машина, и пока папа искал помощь, нам с сыном-первоклассником пришлось двадцать минут неподвижно стоять на разделительной полосе зимней дороги. В результате мы решили выяснить, каких машин мимо проезжает больше — красных или белых. Он считал красные, я — белые, и когда за нами пришел папа, сын не хотел уходить: красных получалось на две меньше.

Для малышей в дорогу можно собирать коробки с кучей разноцветных объектов, мелких игрушек и т.п. Сейчас такие коробки можно даже купить: их специально придумывают и выпускают для семей, путешествующих с детьми; есть они в продаже и в России.

Важно не забыть еду и воду, правильно оценивать возможности ребенка (необходимость полчаса идти в гору по жаре заставит разныться даже очень терпеливое чадо), не давать ему переутомляться и перевозбуждаться, особенно если речь идет о ребенке с СДВГ

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий