Памятка для родителей. Как воспитать ребенка добрым, как вырастить послушного вежливого ребенка: пять простых условий
Добрый и неконфликтный ребенок – мечта всех родителей. Но часто случается так, что, несмотря на все усилия, брошенные на воспитания малыша, результат получается практически противоположным. И тогда родители могут начать винить себя («мало внимания уделяли») или самого ребенка («ты такой уродился»). А на самом деле хорошее воспитание не измеряется количеством купленных ребенку игрушек, количеством посещаемых «кружков» или постоянной опекой. Чтобы воспитать в вашем малыше доброту, необходимо всего лишь соблюдать пять следующих условий.
Условие первое: совершаем добрые поступки вместе
Конечно же, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем вырос настоящим помощником – как для них, так и для своих друзей или знакомых. Можно бесконечно вести с ребенком разговоры о том, что нужно быть добрым, нужно помогать старшим и т. п. Но все дети, прежде всего, склонны учиться тому, что они наблюдают воочию. То есть, если в вашей семье принято помогать друг другу, например, папа помогает маме донести тяжелую сумку, то и ребенок будет копировать такую модель поведения.
Поэтому старайтесь воспитывать малыша собственным примером, а также поощряйте добрые поступки и делайте их вместе. Можно, например, вместе помочь пожилой соседке сходить за продуктами для неё. Также просите ребенка помочь вам донести что-то из супермаркета – пусть он возьмет небольшой пакет с хлебом, к примеру. Показывайте и подчеркивайте, что делать добро это хорошо: слова благодарности, улыбка, похвала – все это поднимет настроение вашему малышу, подарит ему чувство собственной значимости, вселит уверенность в своих силах.
Условие второе: личное пространство – это важно
Как часто мы говорим ребенку слова: «Не будь жадиной – поделись». Конечно же, жадничать – это плохо, но очень часто «поделись» означает «отдай свою игрушку поиграть другому». Для совсем маленького ребенка игрушка – это как бы часть его мира, то, что находится внутри его личностных границ. Для детей до трехлетнего возраста это особенно актуально, поэтому заставлять делиться игрушкой такого малыша не стоит. Ребенку постарше уже можно показывать, что «поделиться» ‒ это, к примеру, дать другу пару конфет, если у тебя их несколько. Но ни в коем случае не отбирайте у ребенка единственную игрушку, чтобы отдать её, – это воспринимается очень болезненно, приводя к противоположному эффекту.
Условие третье: добрые детские сказки
Сказки – это настоящий кладезь народного опыта и мудрости. Они всегда имеют ярко выраженную мораль, в игровой форме рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Читайте вашему малышу добрые сказки, а также обсуждайте с ним поступки героев – пусть ребенок представит себя в аналогичной ситуации или скажет, почему герой поступил именно так, а не иначе.
Условие четвертое: нет крайностям
Вдогонку третьему и четвертому правилам можно добавить – не перестарайтесь
Если постоянно акцентировать внимание малыша только на том, что можно сделать для других и как другие о нем подумают, то можно напрочь забыть о потребностях самого ребенка. Всего должно быть в меру, то есть, например, угостить друга конфетой ‒ это хорошо, но вот если он силой у тебя выдирает игрушку – нужно уметь постоять за себя, а не молча отдавать ему любимую машинку
Условие пятое: научите заботиться
Ребенок, особенно если он один в семье, привык к тому, что все заботятся о нем. А ему заботиться не о ком, поэтому малыш не знает, как это – быть ответственным за кого-то. Чтобы научить ваше чадо быть заботливым и внимательным, заведите ему домашнее животное
Не столь важно, кто именно это будет – котенок, попугай или черепашка – главное, чтобы ребенок проникся к нему искренней любовью и сам стремился ухаживать. Поэтому выбор животного лучше обсуждать с малышом, учитывая, конечно, и ваши жилищные условия, и финансовые возможности
Оценка чужих поступков – добрый или злой
Так или иначе, ребенку необходимо иметь контакты с внешним миром, который не всегда может оказаться справедливым
Поэтому следует обращать его внимание на последствия, к которым приводят те или иные действия. Только собственные навыки, знания и вера в свои убеждения, могут надежно оградить подростка от совершения наказуемых ошибок
Он должен уметь разделять благие намерения и порицать пороки.
Этот процесс должен приобрести систематическое развитие, для чего ребенок должен иметь желание делиться личной информацией со своими родителями. Ему стоит осознать, что всякое действие можно отложить до тех пор, пока не придет уверенность, для которой возможно необходим совет опытного человека. Кроме того, многие ответы можно получить из независимых источников (например, из книжек), с которыми, для начала, нужно научиться работать. Такая подготовка позволит формировать свои убеждения, которые помогут находить единомышленников.
Собственная значимость для юного человека
Любовь и физическое присутствие родителей должно всегда сопровождаться благожелательным эмоциональным фоном. Им необходимо быть внимательными, стараясь правильно чередовать поставленные требования с поощрениями и наказаниями
Уделяя время своему ребенку, важно учитывать его текущие потребности и оказывать помощь в преодолении первых трудностей. Необходимо:
- давать подсказки;
- интриговать;
- приводить примеры;
- демонстрировать возможности;
- указывать направление.
Однако любить и делать дело вместе это вовсе не значит решать задачи вместо него. В юном сознании должно крепнуть понимание, что нерешенные вопросы сами не исчезают, а лишь накапливаются, формируя непреодолимые препятствия.