Советы родителям, дети которых переживают кризис подросткового возраста
- Пересмотрите свое отношение, поймите,что ситуация изменилась. Перед Вами уже не послушный ребенок, но еще и не взрослый человек, способный принимать самостоятельные серьезные решения. Постарайтесь понять, где же она, золотая середина между надзором и подростковой анархией. Ведь взрослому ребенку необходима свобода, но контролируемая.
- Проявляете искренний интерес к жизни детей. Не ограничивайтесь дежурной фразой:”как дела в школе”, получив формальный ответ. Живите жизнью ребенка, интересуйтесь его проблемами и успехами. Будьте с ним на равных и будьте готовы прийти на помощь в нужный момент.
- Найдите точки соприкосновения. Постарайтесь увлечь ребенка чем-нибудь интересным: хобби, экскурсии, выставки, спорт. Совместные походы, например, в кино помогут лучше узнать внутренний мир вашего подростка.
- Деликатно объясните ребенку, что с ним происходит. Расскажите, что творится с его организмом, как эти перемены влияют на настроение.
- Контролируйте круг общения подростка. Если Вы обнаружите нежелательные связи, например, пристрастия к алкоголю, наркотикам, то попробуйте объяснить вред такого общения. Не пытайтесь запретить, это может вызвать противоположную реакцию.
- Не навязывайтесь. Иногда подросткам требуется уединение, не идите против его воли. Дайте ему возможность побыть одному. И не выбрасывайте личные вещи и не наводите порядок без согласования с обитателем комнаты.
- Личный пример. Советы будут приняты достойно, если Вы подтвердите их личным авторитетом.
Что делать взрослым
Общие рекомендации
Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:
- помочь подростку побороть страхи;
- проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.
Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:
- Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.
- Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.
- Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).
- Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.
- Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.
- Помочь в профориентации.
- Создать комфортную обстановку дома.
- При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.
Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка. Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам
Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.
Отдельные советы…
…для родителей юношей:
формировать уверенность в себе;
уделять достаточное внимание физическому развитию;
бороться с вялостью и инертностью — для юноши эти черты в будущем обернутся проблемами с трудоустройством и финансовой состоятельностью;
следить за тем, чтобы сын не приобщился к вредным привычкам и не стал зависимым от игр (компьютерных и азартных);
учить обращаться с деньгами;
не сюсюкаться и не слишком нежничать (особенно касается мам, которые продолжают относиться к сыновьям как к маленьким детям);
отцы должны проводить с сыновьями больше времени, воспитывая в них твёрдость характера.
…для родителей девушек:
- обучать ведению домашнего хозяйства, готовить к роли матери и жены;
- закрепить основы ухода за собой, правила соблюдения гигиены;
- мать должна установить с дочерью доверительные отношения, чтобы та могла рассказать ей о своих проблемах;
- отцу нужно проявлять максимум уважения и нежности к дочери, воспитывая в ней женственность, быть в меру строгим;
- формировать чувство собственного достоинства, чтобы девушка не была легкомысленной и не стала игрушкой в чужих руках;
- предоставлять определённый уровень свободы, но при этом контролировать поведение и круг общения.
Мама 17-летней девушки должна обратить особое внимание на её половое воспитание. Не нужно думать, что этим занимаются учителя в школах
Это — прямая обязанность родителей. Ранняя половая жизнь, беременность или аборт в таком возрасте будут иметь самые негативные последствия и для психики, и для физического здоровья.
Укрепление корней
Так называется кризис, наступающий в период от 3 до 7 лет. В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен он или враждебен. И отношение это складывается из того, что чувствует малыш в семье – любим ли он или ему приходится «выживать». Имеется в виду не физическое выживание (хотя и такое случается), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей.
Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, и отношение человека к самому себе в дальнейшем. В доброжелательном мире у ребенка развивается любознательность и желание быть лучше. В нем малыш взрослеет с чувством значимости собственных усилий. Недоверие же к миру взрослых (а значит, к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного.
Психология и физиология подростка 13-14 лет
Подросток старше 13 лет расстается с детством, не понимает, что с ним происходит и что будет дальше, поэтому испытывает дискомфорт. Именно в этом возрасте чаще всего подростки видят мир в черно- белых тонах. Они же и становятся любимыми цветами. В этом периоде проявляются такие особенности:
Девочки выглядят взрослее мальчиков, они более развиты и выше ростом.
У девочек наблюдается повышенная эмоциональность, которые могут вызывать беспричинные истерики.
Мальчики отстают в развитии примерно на 2 года.
Появляются первые признаки полового созревания.
Практически у всех появляется повышенный аппетит.
Подростки в этом возрасте всеми правдами и неправдами пытаются обратить на себя внимание.
В 13 лет дети очень вспыльчивы.
Подросткам нравится чувство юмора у других людей, и они пытаются развивать его у себя.
Именно в этом возрасте появляются попытки найти себя.
Подростки становятся очень любознательны.
Интенсивно развивается способность мыслить логически.
Дети все еще зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости.
Ценят дружбу превыше всего.
Обострено чувство справедливости.
Лучшее, что вы сможете сделать для своего ребенка в этот нелегкий период, это придерживаться следующих рекомендаций:
- Пытайтесь помочь справиться с возникающими проблемами, хотя бы советом.
- Предоставьте больше свободы.
- Постарайтесь вести контроль за ребенком так, чтобы он об этом не знал.
- Никогда не говорите неправду.
- Советуйтесь по поводу семейного бюджета.
- Следите за здоровьем.
- Применяйте похвалу даже при незначительных достижениях.
- Никогда не высказывайте критику подростку в присутствии его друзей.
- Всегда старайтесь выслушать ребенка и его мнение.
- Интересуйтесь успехами.
- Доверяйте.
- Любите всем сердцем.
Для чего все это нужно знать родителям? Подготовленные родители, знают, что происходит с ребенком в подростковом возрасте, легче переносят этот период и относятся с пониманием к поведению подростка. И этим самым, помогают своему отпрыску преодолеть сложности подросткового периода.
Подростковый период у девочек
Мы уже говорили о том, что у девочек подростковый возраст наступает раньше примерно года на два, чем у мальчиков. У некоторых девочек половое созревание может начаться в 9-10 лет, а у некоторых только к 13 годам.
Первые звоночки — это резкий скачок роста на 10-15 см. Из-за этого скачка у девушек подросткового возраста наблюдается неуклюжесть и нескладность фигуры.
Волосы становятся более жирными. Появляются угри и акне.
И из-за этих недостатков у девочек начинают появляться комплексы. Поэтому помогите своим дочкам подобрать правильные средства по уходу за собой.
Также, в этот период проявляется склонность к полноте, поэтому строго следите, чтобы дите не переедало, не употребляло много сладостей, фастфуда и калорийной пищи. Также в этот период нельзя сидеть на диетах.
Наряду со всеми изменениями тела у девочек начинает формироваться молочные железы, а также появляется растительность в районе лобка. В районе 13 лет происходит оволосение подмышечных впадин и ног. Если Ваша дочь желает удалять волосы, помогите подобрать ей подходящий способ.
Также у девочек в подростковом периоде формируется первая менструация. Если девочка не подготовлена к таким изменениям, то она испытывает стресс. Она может считать, что больна и переживать. Поэтому о половом созревании дочери нужно рассказать заранее. Менструальный цикл налаживается постепенно.
К 17-18 годам обычно наступает физическая зрелость девушки, а вот психологическая чаще наступает позже. Она выражается в готовности создать семью, родить и воспитать детей.
Естественно все изменения в жизни девочки сопровождаются определенными изменениями психики. Девочки становятся эмоциональными, часто плачут и переживают по пустякам. Именно в этот период ей необходима поддержка.
Что стоит за нерешительностью?
Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности – всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.
Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:
- Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили – покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
- Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она – возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
- Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.
Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.
Случай из практики психолога
Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.
Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.
Как помочь ребенку стать уверенным в себе
На практике большинство родителей сталкивается с проблемой неуверенности своих детей.
Признаки неуверенного поведения
Их распознать довольно легко:
- не стремится выразить свое мнение;
- не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
- молчалив и замкнут;
- очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
- не креативен, повторяет чужие действия;
- обладает высоким уровнем тревожности;
- болезненно ориентирован на других детей.
Развивать в малыше лидера нужно
Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.
К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.
Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.
К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.
Действия родителей
Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.
Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет
Исключение унижения
Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.
Ценность
Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием
Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы.
К сведению
Если обращать внимание на негативный результат, то ребенок укоренится в мысли о своей неуспешности, что послужит причиной комплексов.
Поддержка
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.
К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.
Поддержка взрослого важна
Принятие
Дитё следует воспринимать таким, какой он есть
Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома
Проблемы в окружении ребенка
Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.
К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.
Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться. Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе. Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.
Подростковый кризис 13 лет
Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.
Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:
- Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
- Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
- Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
- Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
- Попытки смены имиджа.
Право на собственные решения
На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».
Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:
- Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
- Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
- Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
- Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.
С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.
Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.
12 качеств — фундамент сильной личности с детства
Психическое развитие и формирование личности ребёнка начинается с рождения и переходит во взрослую жизнь. Конечно, люди в любом возрасте могут меняться, но приятнее и проще жить человеку, который уже в детском возрасте научился качествам, которые помогут стать сильной личностью, ведь ему не нужно тратить время и силы на переобучение. Мы будем говорить в основном о детях школьного возраста, так как именно в школе начинается осознанная самостоятельная деятельность — учёба. Какие же качества стоит развить у ребенка, чтобы он вырос сильной личностью?
Ответственность. Умение просчитать последствия своих действий, разграничить свою ответственность и ответственность других людей, не брать на себя лишнее.
Решительность. Привычку принимать самостоятельные решения, добиваться их выполнения, преодолевать препятствия.
Уверенность в себе и своих силах. Умение трезво оценивать свои способности, верить в свои силы, не опускать руки и не сдаваться при малейшей сложности.
Целеустремлённость. Способность формулировать цели, планировать их достижение и не упускать их из виду, мотивировать себя на их достижение.
Дисциплинированность. Способность организовать себя и своё пространство, следовать расписанию или графику, придерживаться правил.
Аккуратность. Привить навык поддерживать порядок дома и в своих делах, соблюдать личную гигиену.
Стрессоустойчивость. Знание, как преодолевать жизненные сложности и без серьёзных потерь переживать стрессовые ситуации.
Трудолюбие. Умение получать удовольствие от выполняемой трудовой и учебной деятельности.
Общительность. Находить друзей, договариваться, общаться, обладает харизмой, может быть открытым и приветливым.
Доброта. С уважением и бережливостью относится к другим людям, к животным и природе.
Щедрость. Умение делиться и помогать другим, способен разделить не только материальные ценности, но и оказать моральную поддержку, способен сострадать и сопереживать.
Креативность. Способность проявлять и развивать свой творческий потенциал, способен нестандартно мыслить и предлагать оригинальные решения.
Конечно, не обязательно развивать все эти качества одновременно. Что-то может быть более важными для вас, что-то — менее. Вы можете сформировать портрет сильной личности и развивать нужные качества в ребёнке сами или с помощью технологии модификации поведения 7Spsy.
Также обратите внимание, что некоторые качества недоступны детям из-за возраста, например, в 8-9 лет сложнее просчитывать последствия своих поступков, чем в 18-19. Но мы можем заложить основу для развития этих качеств: рассказывать о том, какие последствия у каких действий могут быть, показывать на примере, позволять ребёнку сталкиваться с последствиями (конечно, если нет опасности для здоровья и жизни)
Так как же помочь ребёнку воспитать сильный характер и развить силу духа, стать сильной личностью?
Кризис 18-22 лет. Поиск себя, принятие своих достоинств и недостатков
Этот период в жизни молодых людей подразумевает поиск своего места в окружающем мире. В этот период может вернуться неуверенность в себе, страх, что он может не добиться успехов в выбранной деятельности.
Если молодой человек не смог вписаться в социум, он выбирает путь подражания, может позволить себе забыться в наркотической, алкогольной и игровой зависимости. Благодаря последней, он ощущает, что обладает своего рода властью, способностью как угодно выстроить собственную жизнь, в то время как реальном мире не имеет никаких успехов.
Если правильно прожить столь непростой период, можно начать принимать себя со всеми достижениями и неудачами, обрести веру в свои силы и понять, какие истинные ценности существуют в этом мире.
Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?
В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:
- Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
- Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
- Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
- У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
- Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
- Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.
Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.
Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка
Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.
Заключение
Иногда кажется, что юноша слишком вспыльчивый и агрессивный, плаксивый и депрессивный, неустойчивый и не определившийся, но кризисный период 17 лет – это нормальный этап развития, который обязательно завершится через некоторое время. Это произойдет, когда человек сдаст экзамены, поступит в учебное заведение и адаптируется к новым условиям. В результате успешного выхода из кризиса он сможет более адекватно воспринимать мир, успешно взаимодействовать с окружающими и качественно заниматься своей профессиональной деятельностью.