Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Творческое и интеллектуальное развитие в детском саду

Одним из весомых аргументов в пользу сада является интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Конечно, можно сказать, что в саду педагоги никудышные и мало уделяют внимания этому вопросу. Зачем об этом спорить? Всегда можно нанять домашнего учителя и получить результат значительно выше. Никто не отбирает у вас этого права. Но если ребенок большую часть свободного времени находится дома перед телевизором или монитором компьютера, то сад даст ему намного больше.

И зачем платить больше? Рисование, лепка, конструирование из цветной бумаги, развитие речи, музыкальные занятия, хореография и физкультура. Все это входит в обязательный план развития дошкольников, и их может обеспечить обычный государственный детский сад.

Занятия в детском саду будут интересны и кожным детям, которые любят что-то новое, и детям с анальным вектором, которым от природы задано стремление учиться. К тому же детки с анальным вектором обладают феноменальной памятью и быстро усвоят программу детского сада, что впоследствии сделает их отличниками в школе.

В процессе занятий с удовольствием раскроют свои таланты и дети со зрительным вектором. Они будут в виде ролевых игр получать так необходимые им эмоции, учиться любить и постигать мир. Одним из самых главных преимуществ детского сада было и будет общение со сверстниками. Здесь себя как рыба в воде будут чувствовать дети с уретральным вектором. Ведь они от природы вожаки и заводилы всегда и во всем. Все дети тянутся к ним.

Получить опыт взаимодействия с людьми возможно только в группе детского сада, и это положит прочный фундамент для будущей социальной реализации в обществе. Зачем же пренебрегать такой уникальной возможностью?

Воспитание ребенка дома без садика и коммуникабельность

Основным доводом необходимости детского сада является социализация. Человек – несомненно, существо социальное и нуждается с малых лет в общении как со сверстниками, так и со взрослыми (не только с родственниками). Другой вопрос, как же должна развиваться эта пресловутая коммуникабельность.

Сторонники детского сада говорят о том, что только там ребенок становится дисциплинированным, начинает уважать взрослых и соблюдать требования своей первой социальной группы

Садик учит малыша делиться и договариваться со сверстниками.  Именно в условиях яслей или детского сада ребенку бывает важно научиться ставить понятие “мы” выше “я”, “наше” над “мое”. Считается, что в отсутствие дошкольного образования детям потом сложнее приходится в школе и в целом при общении с окружающими

Однако разве социум и детский сад – это одно и то же? Если ребенок в семье единственный, а мама замкнута и необщительна, и правда, говорить о нормальной социальной адаптации малыша сложно.  Дети не обязаны организовывать свой досуг и создавать себе компанию. Они не нуждаются и в постоянной навязанной извне группе одновозрастных детей, которую дает им детский сад. Проблема социализации решается проще (хотя для кого-то – сложнее): общением с другими семьями с детьми, домашними и “садовскими”, развивающими кружками, участием в активной жизни взрослых.

Для многих родителей именно развитие коммуникабельности является доводом в пользу домашнего воспитания. Редкие семьи живут действительно отдаленно от общества, и для организации нормального круга общения ребенка достаточно бывает лишь выходить чаще на улицу, жить обычной социальной жизнью и вовлекать в нее малыша. Воспитываемые дома дети не ограничены 8-часовым общением с одними и теми же 20-30 сверстниками. У них есть выбор, с кем дружить; они не изолированы от остального общества стенами детского сада.

Воспитание ребенка: психолог и его участие в процессе воспитания

Несомненным преимуществом воспитания ребенка в саду является контроль развития детей со стороны профессионального психолога. Какова роль в процессе воспитания ребенка психолога?

Многие реакции ребенка, формы его поведения, отклонения в развитии вызваны переживаниями, стрессами, полученными ребенком в кругу семьи. Также к нарушению развития малыша могут привести ошибки родительского воспитания (чрезмерная опека либо строгость, поблажки в процессе обучения). Психолог призван выявить причины стойких нарушений развития ребенка. К таким нарушениям относятся:

  • Пугливость;
  • Нерешительность;
  • Чрезмерная агрессивность;
  • Замкнутость;
  • Гиперактивность;
  • Тревожность и прочие.

То, что родителями может рассматриваться, как вариант нормы поведения ребенка, может быть существенным отклонением в психическом развитии малыша, что в дальнейшем скажется на его способности адаптироваться в обществе сверстников в школьной жизни

Очень важно диагностировать данные нарушения именно в процессе воспитания ребенка в саду, а также предпринять меры по устранению причин, вызывающих данные нарушения. Детский коллектив и пребывание ребенка среди сверстников является точнейшим диагностическим методом, определяющим эффективность предпринятых мер

В воспитании ребенка психолог может вовремя оказать корректирующее воздействие.

Развивать или не развивать?

Какими же методиками могут порадовать нас частные детские сады?

По принципу взаимодействия с ребенком все их можно разделить на две группы: развивающие, которые предлагают определенные занятия, нацеленные на те или иные качества или умения малыша, и проповедующие невмешательство, то есть ребенку предоставляется некое пространство для игр, взаимодействия с другими членами группы, саморазвития, а воспитатель вмешивается только в крайних случаях или по просьбе ребенка.

К первой группе принадлежат методики Монтессори, Зайцева, Домана, ко второй — Вальдорфские и им подобные. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.

В Вальдорфских садах не стремятся развить интеллект ребенка, скорее, ставка делается на познание мира через собственный опыт. Не приветствуется здесь оценка ребенка — как отрицательная, так и положительная. Запреты тоже не в чести, и могут быть использованы, только если действие несет угрозу самому ребенку или окружающим. Здесь царствует Любовь. Атмосфера доброжелательности, любви и взаимопомощи, отсутствие оценок, а значит, конкуренции, позволяет малышам развиваться индивидуально и ярко, проявлять свои таланты и способности — не потому что этого требуют, а потому что это ему интересно.

Развивающие детские сады проповедуют совсем другой подход. Чтобы ребенок развивался, его надо развивать. Разнообразные кубики, таблицы, вкладыши и книги, пение и танец, гимнастика и языки, лепка, рисование, математика — все это направлено на то, чтобы дать пищу любознательному уму, развить пластику, умения и таланты. Выбор направления развития может основываться только на способностях и склонностях самого ребенка. А вот подобрать методику занятий может помочь психолог. Они, кстати, есть во многих частных детских садах, как и логопед, массажист, диетолог и другие специалисты.

Пришла пора:

Существует несколько критериев, по которым родители могут определить, подходит ли их чаду воспитание в коллективе или время расставаться с домом еще не настало:

  • Возраст вашего ребенка от 2 до 3 лет.
  • Раньше он без проблем оставался с бабушками, нянями, друзьями.
  • Вы посещали дошкольные группы развития, всевозможные образовательные центры.
  • У вашего ребенка нет тяжелых хронических заболеваний, требующих специального лечения и мешающих длительному пребыванию ребенка вне дома.
  • Вы видите, что вашему ребенку тесно дома, он без особых затруднений играет с ровесниками, стремится к общению с ними.
  • Если вам приходится оставлять своего малыша с бабушками, нянями или в группе развития, вы совсем не переживаете за то, “как он там без мамы”.  В отсутствие ребенка вы можете спокойно заниматься своими делами.
  • Сейчас на дворе лето, поблизости август.

Если на большинство вопросов вы ответили “ДА”, значит ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы встретиться с целой группой таких же малышей. Поэтому вам пора заняться поисками дошкольного учреждения, которое максимально отвечает вашим требованиям.

Если же в основном ваш ответ был “НЕТ”, значит заглядываться на обычные садики вам не стоит. Ваш ребенок еще не готов к тому, чтобы надолго расставаться с родителями. Хотя при нынешнем разнообразии детских дошкольных учреждений почти любой родитель может найти подходящий для него и для его малыша садик. “Выход в свет” можно начать с групп кратковременного пребывания, с простых прогулок по детскому саду вместе с мамой или папой. Даже если ваш ребенок болен, можно найти детский сад, где условия позволяют следить за его здоровьем.

Правила для родителей, решивших воспитывать ребенка дома

1. Не стремитесь заменить детский сад

Попытки стать “заменой”детскому саду в плане музыкальных, физкультурных и других занятий характерны для тех родителей, которые считают домашнее воспитание в какой-то мере ущербным. Программа дошкольных учреждений – это усредненная обучающая методика, не учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка. Домашнее обучение имеет множество преимуществ благодаря своей направленности на конкретного малыша. Усердствовать, стремясь к “садиковому” расписанию занятий, не имеет смысла. Игры, чтение и прогулки в удобном для вас и ребенка темпе разовьют ребенка не меньше и наверняка даже больше, чем занятия в группе.

2. Соблюдайте режим дня

А вот четкий режим дня необходим. Если ребенок ложится в двенадцать ночи или даже позже, не считайте, что это замечательно, потому что удобно и привычно для вас. Вставать по будильнику в 7 утра при домашнем воспитании в общем-то незачем, но и сдвинуть режим дня в более физиологичные рамки не помешало бы.

3. Общайтесь с малышом и старайтесь разнообразить его досуг

Мама, воспитывающая ребенка дома, несомненно, несет большую ответственность за формирование его личности.  Уважайте врожденные способности своего крохи, не навязывайте ему при занятиях собственные нереализованные интересы. Помогите ребенку раскрыться, ведь именно поддержка и помощь близких людей  часто являются залогом для будущего успеха в какой-либо деятельности.

Малыш, сидящий по нескольку часов в день у телевизора, действительно, будет уступать в развитии посещающему детский сад. И виной тому – не домашнее воспитание, а, по сути, его отсутствие. Мультфильмы и специальные компьютерные “развивашки” должны быть исключительным явлением. Основной частью “рабочего дня” ребенка должны стать общение с мамой (дома и на улице), чтение книг, прогулки. Дети прекрасно впитывают новую информацию, когда она исходит от любимого близкого человека. Рассказывайте сыну или дочке обо всем, что вас окружает – людях, животных и событиях.  Посещайте детские мероприятия, выставки и музеи.

4. Приучайте ребенка к самостоятельности

В детском саду детям ничего не остается, как надеяться только на себя. С одной стороны, это в какой-то мере является стрессом, а с другой – приучает к мысли: “именно я, а не мама, должен убирать за собой игрушки / посуду после еды”. Воспитание ребенка дома обязательно включает обучение его этим и другим самостоятельным действиям. Вы не можете всегда одевать и обувать малыша, обихаживать его и выполнять всю домашнюю работу самостоятельно. Приучайте ребенка помогать вам по дому, конечно, в той степени, в какой ему это пока по силам. Определенные “потери” типа разбитой посуды неизбежны, но это цена взросления и приобретения вашим крохой самостоятельности.

5. Обеспечивайте необходимое для ребенка общение

Если вы воспитываете ребенка дома, это не означает, что нужно запереться в четырех стенах, нагрузить малыша развивающими занятиями и раз в день выходить на прогулку в ближайший двор. Помните о необходимости коммуникации. Ходите в гости, занимайтесь с ребенком текущими делами, посещайте интересные кружки и школы развития (именно с целью общения).

6. Не растите ребенка потребителем

Даже если вы можете купить любимому чаду абсолютно любую игрушку, не нужно этого делать. Получая по первой просьбе всё, что вздумается, ребенок в лучшем случае вырастет человеком, не знающим цены труду и деньгам, в худшем – превратится в самого настоящего эгоиста, постоянно требующего от родителей всё новых и новых “подношений”. Кроме того, излишнее количество игрушек губит детскую фантазию.

7. Воспитывая ребенка, в первую очередь, воспитывайте себя

Если ребенок воспитывается дома, именно на близких лежит вся ответственность за его развитие. Малыш, как зеркало, отражает поведение взрослых. Бессмысленно ругать ребенка за то, что он говорит “плохие слова”, если родители грешат тем же.

Еще один важный момент – это единство воспитательных действий взрослых. Споры и ругань при ребенке не приведут ни к чему хорошему, а отсутствие четкой линии поведения, когда один из родителей запрещает, а другой позволяет, путают малыша или учат его манипуляции.

Частный детсад

Платные негосударственные дошкольные учреждения стали панацеей во времена огромных очередей в обычные детские сады. В настоящий момент они незаменимы в том случае, если родители хотели бы отдать своего ребенка в группу наполняемостью не больше 10 человек.

Если у семьи достаточно средств, то у такой формы организации времяпрепровождения ребенка есть огромное количество плюсов:

  • Получая необходимое общение в среде сверстников, ребенок также постоянно находится в поле зрения педагога, который придет к нему на помощь или ответит на вопрос, поможет включиться в игру или наладить контакт с другими детьми.
  • Родители могут быть уверены, что с их ребенком занимается грамотный специалист, ведь уважающий себя директор платного дошкольного учреждения, работающий на перспективу и добрую репутацию, тщательно подбирает персонал.
  • Платный детский сад предоставляет тот же спектр развивающих и готовящих к школе занятий и ролевых игр, что и государственный, поэтому находясь в таком учреждении, дети получают еще и всестороннее развитие, азы счета и письма, открывают свои способности и таланты, а также приобретают навыки самообслуживания.
  • При желании программу ребенка можно расширить дополнительными уроками иностранного языка или, скажем, плавания, в зависимости от желаний и склонностей малыша, а также финансовых возможностей родителей. Чаще всего администрация частного детского сада готова предоставить факультативные занятия по просьбе родителей, так как это положительно сказывается и на репутации заведения, и на его доходах.
  • Мать, отдавая ребенка в группу частного детского сада, может со спокойной душой возвращаться к своей прежней жизни, выходить на работу, будучи уверенной, что ее малыш в надежных руках и получает все необходимое.

Недостатки частного детского сада:

  • К сожалению, высокую вероятность заболеть во время сезонных эпидемий не отменяет даже то, что детей в группе не так много, как в обычном детском саду. Поэтому родители, выходя на работу в том числе и с целью оплачивать занятия своего ребенка, должны быть готовы периодически подключать и няню, ведь, как правило, работодатель не стремится сотрудничать с тем, кто в любой момент может сесть на больничный.
  • Частный детский сад несет с собой большое количество расходов, ведь все, начиная с аренды помещения и зарплаты персонала, заканчивая посудой и канцелярскими принадлежностями, оплачивается из кармана родителей.

Недостатки домашних детсадов

Сколько бы хорошего не представляли домашние садики, есть множество важных «НО», которые должен учесть каждый родитель, прежде чем доверить своего ребенка в руки «домашних» воспитателей. Возможно, именно из-за внушительного списка недостатков, такие организации никак не выйдут на официальный уровень.

  • Нельзя забывать, что в большинстве случаев деятельность такого клуба никак не лицензирована, организаторы зачастую и вовсе не имеют никаких документов, которые бы подтверждали существование домашнего детского сада. А это значит, что безопасность вашего чада остается под вопросом: учреждение никем не контролируется и не проверяется, в случае какого-то неприятного инцидента, вам некуда будет пожаловаться и не на что будет опираться, чтобы доказать свою правоту. Даже если при вступлении вы заключаете с организаторами договор, с его помощью будет очень трудно что-либо доказать. Получается, что вы оставляете своего ребенка, опираясь лишь на «честное слово» воспитателей.
  • Качество занятий с детьми никем не контролируется, ровно так же, как и отношение к ним воспитателя.
  • Еще одна серьезная проблема домашних детсадов – это отсутствие близлежащей территории для ежедневных прогулок. Чаще всего бывает так, что дети и вовсе целый день проводят в квартире или выходят гулять во двор. Проблема еще и состоит в том, что в условиях обычного парка или детской площадки одному взрослому человеку довольно-таки трудно уследить за всеми детьми, а, как следствие, обеспечить им безопасность.
  • В домашнем садике обычно нет квалифицированного медика, а потому и с оказанием первой медицинской помощи могут возникнуть проблемы.
  • Стоимость домашнего садика обычно дороже стоимости муниципальных детсадов.

Как вы видите, существует большое количество, как плюсов, так и минусов подобных организаций, а, потому вопрос дошкольного воспитания вашего малыша – спорный и может решаться только после тщательного взвешивания всех «за» и «против».

Для того чтобы чувствовать себя спокойнее, родители собирают информацию и отзывы от тех родителей, которые уже испробовали домашние детские сады на своем опыте.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Подготовка к школе — главная задачи дошкольного возраста

Способы осуществления домашнего воспитания:

     Чтобы малыш получал полноценное развитие и воспитание, родители (и взрослый, который будет это осуществлять) должны использовать основные методы и способы, которые позволят сделать этот сложный процесс максимально эффективным и увлекательным для всех. Вот основные из них:
     
     • Домашнее чтение, во время которого ребенок взаимодействует со взрослым, а также развиваются его основные моральные представления об окружающем мире, умение сопереживать людям и событиям;
     • Рисование, лепка, конструирование. Предлагайте ребенку задания, контролируйте его выполнение, хвалите за самые незначительные успехи и достижения. Так будет развиваться мелкая моторика рук и психомоторное развитие будет соответствовать возрасту. Кроме этого, такие занятия эффективно воспитывают усидчивость, а также развивают эстетический вкус.
     • Уделяйте очень много внимания физической активности ребенка. Проводите много времени на свежем воздухе, играйте в активные и подвижные игры. Дошкольный возраст – это время активного физического развития и формирования практически всех органов и систем детского организма. И физические нагрузки в этом играют очень важную роль;
     • Заучивание стихотворений о временах года и календарных праздниках;
     • Просмотр передач с последующим пересказом увиденного и услышанного, а также рисование на просмотренную тему;
     • Специальные игры и упражнения для развития коммуникативных навыков;
     • Проведение детских праздников, совместных прогулок, посещение театра, цирка, зоопарка, совместные походы за покупками (очень хорошо развивают кругозор малыша), путешествия. Любое мероприятие необходимо комментировать и анализировать.
     Домашнее обучение и развитие в любом случае является прочной основой личности

Формирование характера, способностей, умений будет полезно для вашего ребенка в будущем и станет залогом успеха в обучении.&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp
     
     Важно! Родители обязательно должны понимать, что независимо от того, посещает их малыш дошкольное учреждение или нет, домашнее воспитание все равно должно иметь место! Пускай в вечернее время после работы, на выходных, в отпуске – но участие родителей в развитии малыша является самым главным в его жизни!
     
     Целями профессионального воспитания в стенах садика должны быть такие, как создание подходящей атмосферы для полноценного развития крохи, формирование его культурных понятий и навыков, а также всех необходимых личностных качеств в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастными нормами, качественная подготовка малыша к дальнейшей общественной жизни

Плюсы и минусы домашнего воспитания

Воспитание ребенка дома имеет ряд серьезных преимуществ перед традиционным дошкольным образованием. Основные плюсы домашнего воспитания:

  1. Ребенок находится в психологически комфортной обстановке. Он чувствует себя в безопасности, ему не приходится проходить тяжелую адаптацию, свойственную детсадовским сверстникам. Известно, что только в психологически комфортной среде дети могут нормально развиваться в интеллектуальном и творческом плане. Кроме того, “домашние” дети реже болеют. Это связано не только с меньшим количеством атакующих вирусов и микробов – у них отсутствуют психосоматические причины традиционных детских болезней (нежелание идти в садик, стремление побыть дома, с мамой).
  2. Родители могут быть уверены в качестве ухода и питания, получаемых малышом.
  3. Режим и занятия с ребенком проводятся в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  4. Ребенок видит нормальную, взрослую жизнь. Он учится помогать маме в быту, общается с людьми разного возраста, а не только с ограниченным коллективом сверстников.
  5. Воспитание ребенка дома изначально учит его тому, что он не “винтик большой системы”, а уникальная личность.

Однако домашнее воспитание, несмотря на все его плюсы, выбирают немногие. В чем же его сложность? Существуют и определенные минусы такой модели воспитания:

  1. Обычно мама (реже – папа или бабушка) бывает вынуждена стать домохозяйкой или начать работать на дому. Не для всех семей это реально, в первую очередь, по финансовым причинам.
  2. Ограниченность общения. Социальный аспект домашнего воспитания – вопрос непростой. С тем учетом, что большинство детей в будние дни находятся в садиках, найти друзей малышу может быть сложно. О развитии коммуникабельности при воспитании ребенка дома мы поговорим ниже.
  3. Если для мамы домашнее воспитание ребенка является вынужденным (в силу, например, его слабого здоровья), постоянное нахождение дома может восприниматься ей как невыносимо тяжелое.
  4. Существует риск избаловать ребенка, особенно если он в семье единственный. Мама у малыша всегда рядом, и при отсутствии должных границ он может превратиться в настоящего маленького тирана.
  5. Общество не понимает и не принимает домашнее воспитание. Для некоторых мам косые взгляды окружающих являются определяющим фактором в решении, отдавать ли ребенка в садик. Почему-то в отношении, например, любимой одежды или выбора автомобиля мы склонны проявлять завидную твердость, а вот воспитание собственного ребенка часто корректируется в угоду чьих-то вкусов и мнений. Не забывайте, что чужим людям, дающим советы, ваш малыш, в общем-то, безразличен. А смелостью иметь собственное мнение в наше время, к сожалению, обладают немногие…

Чем чаще всего руководствуются родители, отдавая малыша в детский сад?

1. Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем
2. Ребёнку нужно общение
3. Ребёнка нужно развивать
4. Все дети ходят в детский сад
5. Ребёнку нужен детский сад

Давайте обсудим эти пункты по-порядку.

«Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем». — С этим не поспоришь. В этом случае детский сад действительно спасает.

«Ребёнку нужно общение со сверстниками». — Согласна, ребёнку нужно общение, но далеко не любое

Зачем, например, ему такое общение, при котором он чувствует себя обиженным или униженным? Ребёнок нуждается в позитивном общении! Ему жизненно важно чувствовать себя личностью, которую уважают. Согласитесь, Вы не можете гарантировать, что в детском саду у ребёнка не будут отбирать игрушки, обижать или наказывать – а Вашему малышу это надо?

«Ребёнка нужно развивать». — Конечно нужно! Но почему нельзя делать это дома? Не получается заниматься развитием ребёнка своими силами, не страшно! На помощь придут многочисленные развивающие школы для малышей, среди которых можно выбрать подходящую по своему вкусу.

«Все дети ходят в детский сад». — А вот с этим утверждением я позволю себе не согласиться – не все! По статистике (данные за 2011 год) 46% детей в России не посещают детский сад, 14% детей (а это чуть больше 1 500 000) не посещают детский сад добровольно и количество таких «домашних» детей с каждым годом растёт.

Есть ещё один очень важный момент. В детском саду, даже самом наилучшем, 100%-го индивидуального подхода к ребёнку Вам не обеспечат. В детском садике к детям в большей степени применяют коллективный подход, учат следовать установленным правилам. Я бы не сказала, что такие методы помогают ребёнку раскрыться в полной мере. Скорей они «выравнивают» детей, учат быть как все.

Дома же обеспечить ребёнку индивидуальный подход очень легко, было бы желание.

И теперь мы подошли к последнему, на мой взгляд, самому необъективному аргументу.

Сколько раз я слышала эту фразу, когда в ответ на вопрос врачей, знакомых, соседей и даже друзей «Когда пойдёте в детский сад?» говорила: «Мы останемся дома». «Как! Ребёнку нужен детский сад!» — не соглашаются они. «Зачем?» — задаю я встречный вопрос. Ну, очень уж мне интересно, что скажут в ответ.

Чаще всего в ответ я получаю растерянное молчание или аргументы типа «Э-э-э…, ну все же ходят в детский сад… ребёнку общаться нужно… и т.д. (смотрите список выше )»

И что же мы в итоге получаем? Зачем нужен детский сад ребенку?

Ребёнку садик не нужен – это мы считаем, что он ему необходим. В действительности же детям нужна мама, общение и развитие. Всё это с успехом можно дать ребёнку, воспитывая его дома

И если Вы не работаете, подумайте, стоит ли отдавать ребёнка в садик? Может всё-таки лучше дать ему домашнее воспитание? А вот как это сделать и на что обратить внимание – это уже тема для другого поста

Фото: Homeschool Books

Несколько причин, в силу которых родители выбирают детский сад

  • Играя со всевозможными конструкторами, материалами, принадлежностями для творческой работы, дети открывают свои таланты, развивают креативное мышление, учатся рисовать, петь, танцевать;
  • В повседневной жизни без постоянного контроля родителей дошкольники становятся более самостоятельными, осваивают навыки самообслуживания;
  • Именно общение в группе и на прогулках максимально приближено к реальной жизни, которая ожидает детей в недалеком будущем. Здесь они получают первый опыт взаимодействия в обществе, проходят необходимую социализацию.

Исходя из приведенных выше неоспоримых преимуществ детских садов, можно подобрать им подходящую альтернативу, проанализировав положительные и отрицательные моменты каждого из вариантов.

Психологический аспект

Психологический стресс, который переживает каждый ребенок в первые месяцы посещения детского сада, отрываясь от домашней обстановки и привычного окружения, является серьезным испытанием для детей и их родителей. Малышам сложно расставаться с матерью, они не сразу привыкают к шуму и большому количеству людей, могут испытывать дискомфорт, чувствовать себя одинокими и покинутыми. К тому же, начав посещать детский сад, ребенок перестает быть центром всеобщего внимания, в то время как дети на домашнем воспитании окружены большей заботой и лаской.

Из-за психологической составляющей многие специалисты не советуют отдавать детей в детские сады и ясли до трех лет. Особенно это относится к детям, которые часто болеют, имеют ослабленную нервную систему, родовые травмы, или же чересчур сильную привязанность к матери.

Если же родители, решив не отдавать ребенка в садик, прибегают к услугам нянь и гувернеров, разлука с матерью проходит в более мягкой форме.

Конечно, выбор между детским садом и домашним воспитанием всегда остается за родителями, здесь невозможно дать однозначного совета. Для того чтобы ребенок рос гармоничной личностью, и в том, и в другом случае родителям необходимо проявлять внимательность, вносить свои корректировки в ситуацию и главное – чутко прислушиваться к потребностям своего ребенка.

Методы воспитания и развития малыша в детском саду:

     Любое дошкольное учреждение использует в своей работе определенные методики, направленные на развитие гармоничной и всесторонне развитой личности. Основными и наиболее эффективными принципами и способами работы с детьми принято считать следующие:
     
     ◦ Воспитание детей, а также их комплексное развитие осуществляется в ходе различных видов деятельности: обучающей, художественной, двигательной, трудовой (разнообразные упражнения и задания по развитию речи, математике, изобразительной деятельности, конструированию, физической культуре, музыке; развлечения, праздники), игровой;
     ◦ Создание в группе доброжелательных отношений (психологическое сопровождение дошкольников, сюжетные игры, игры – драматизации, занятия и мероприятия по этическому воспитанию), формирование уважения и любви к окружающим;
     ◦ Привлечение семьи к жизни группы садика и всего дошкольного учреждения (праздники, родительские собрания, тренинги, конференции).
     ◦ Преемственность в жизни и деятельности детского сада и начальной школы (совместные праздники, экскурсии, посещение школьных уроков и занятий в детском саду, день открытых дверей, выступления на родительских собраниях воспитателей и учителей).
     ◦ Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении строится по таким важным направлениям: физическое развитие, умственное и нравственное воспитание, трудовое обучение, чтение художественной литературы, художественно-эстетическое развитие, игровая деятельность (весь процесс осуществляется согласно утвержденным планам).
     

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий