5 советов педиатра, которые помогут ребёнку научиться сидеть

Питание ребенка: ввод прикорма

Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.

Прикорм назначается врачом-педиатром, если у ребенка:

  • Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
  • Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
  • Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.

В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме грудного вскармливания или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.

Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.

Чуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию. Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца

Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой

Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.

Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами

Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе

Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками, лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант. Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.

Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то предлагаем вашему информацию о проверке Роскачеством детской молочной смеси.

Этапы развития навыка

Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание — прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.

Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.

На животе

Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.

По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе — на животике, если устанешь продвигаться вперед.

Сроки начала этого этапа — самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.

На животе с участием ног

Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги — ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.

По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа — 6-8 месяцев.

На четвереньках

Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания — с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.

Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.

На четвереньках с перестановкой

Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.

С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.

1.2 Когда девочки начинают сидеть без опоры

Мнение педиатров по поводу возраста, в котором присаживают малышек, разделились. Как уверяют одни эксперты, развитие младенца в первый год жизни мало зависит от пола. Другие считают, что гендерные различия проявляются с самого рождения. Например, девочки легче и раньше осваивают двигательные навыки.

Учите девочку сохранять вертикальное положение туловища с 5 месяцев, совмещая присаживание малышки с ползанием.

Есть рекомендации, не учить сидеть без опоры девочек до 6 месяцев из-за опасности развития загиба матки. Большинство педиатров относятся к этому предупреждению, как к медицинскому мифу. Ведь патологии женского и мужского организма возникают исключительно по причине анатомических, физиологических и генетических нарушений.

Как помочь малышу освоить навык?

Упражнение, которое доступно крохе буквально с первых недель жизни — выкладывание на живот. С 3-4 месяцев его желательно выполнять на полу, на котором нужно предварительно расстелить одеяло.

Рядом можно поместить яркие игрушки или любые другие предметы, которыми кроха явно интересуется. Со временем грудничок будет предпринимать все более успешные попытки добраться до желаемого и научится ползать. А этот навык для ребенка гораздо более полезный, чем положение сидя.

Упражнения

Ребенок начинает сидеть, когда его мышцы становятся достаточно крепкими для этого.

Приведем несколько упражнений, которые можно выполнять, чтобы освоить навык быстрее:

  1. качаем пресс. Исходное положение: ребенок лежит на ногах у взрослого, лицом к нему. Задача: аккуратно тянуть малыша за руки вверх, имитируя качание пресса. Похожее упражнение можно выполнять, поместив младенца на кровать. Задача: дать крохе ухватиться за пальцы взрослого, подтянуть вверх, зафиксироваться на 10 секунд, аккуратно опуститься;
  2. перевороты. Путем привлечения внимания малыша яркими игрушками, необходимо стимулировать изменение положения тела: со спины — на животик, а также наоборот;
  3. велосипед. Исходное положение: лежа на спинке, ножки подняты вверх. Задача взрослого — имитировать езду на велосипеде, совершая характерные движения нижними конечностями крохи;
  4. растяжка. Исходное положение: младенец лежит на спинке. Задача: правую ножку аккуратно подтянуть к левой руке, расположив кроху полусидя. Затем повторить для другой стороны. Это упражнение прекрасно тренирует боковые мышцы спины;
  5. качели. Еще одно замечательное упражнение выполняется, когда кроха лежит на животике. Задача: взять малыша двумя руками, одной поддерживая под грудь, второй — под ножками. Через пару секунд можно вернуться в исходное положение. Повторять несколько раз.

Часто родители, желающие научить ребенка сидеть, приобретают разнообразные приспособления для ускорения освоения навыка. К ним относят: кенгуру, ходунки, прыгунки, детские стульчики и прочее. Специалисты напоминают: пока кроха не научится сидеть сам, пользоваться подобными аксессуарами — нельзя.

Гимнастика на фитболе

Когда проходят занятия на фитболе, кроху нужно держать голеньким. Подстилать на мяч пеленку не рекомендуется.

Последовательность упражнений:

  • младенец лежит на мяче, на животе. Взрослый удерживает корпус младенца и раскачивает мяч вперед-назад, постепенно увеличивая амплитуду. На полу можно разместить игрушки, чтобы малыш их хватал. Затем основу можно раскачивать по направлению вправо-влево;
  • ребенок лежит на мяче сначала на животе, затем — на спинке. Взрослый совершает движение фитболом по часовой стрелке;
  • малыш размещен на мяче на спинке. Взрослый тянет за ручки, дает посидеть пару секунд, возвращает в исходное положение;
  • кроха лежит на животе. Задача взрослого: поднять малыша, придерживая за лодыжки так, чтобы он упирался в снаряд вытянутыми ручками. В таком состоянии нужно покачать мяч, чтобы грудничок потренировался держать равновесие;
  • ребенок лежит попеременно на животе и на спинке. Двое взрослых перекатывают мяч, при этом один держит кроху за лодыжки, второй — за предплечья.

Заниматься с мячом можно только в те дни, когда малыш здоров и весел. Если кроха плачет и показывает явное недовольство тренировкой, ее лучше прекратить.

 Массаж

Существует немало техник, мы расскажем о базовой. Такой массаж особенно полезен перед вечерним купанием крохи.

Последовательность:

  1. расположить грудничка на спинке;
  2. погладить, а затем аккуратно растереть кожу на животе;
  3. покачать пресс, потянув кроху за ручки;
  4. перевернуть малыша спинкой вверх;
  5. растереть, погладить (по часовой стрелке и против нее), аккуратно пощипать кожу, “попилить” ребром ладони;
  6. разместив кроху набок, помассировать позвоночный столб подушечками пальцев;
  7. уложить малыша на животик, разместив валик под грудью, поднять ягодицы, покачать в стороны;
  8. потереть, погладить и пощипать кожу на ручках и ягодицах.

Во время такого сеанса с ребенком нужно разговаривать, петь ему песенки или давать слушать полезные и приятные мелодии, например, классическую музыку.

Критические заметки

Родители пытаются приложить немало усилий для активации развития ребенка – уж так им хочется не отставать от соседских Пети или Люси. Они пытаются применять различные приспособления и устройства чтобы их чадо село чуть ли не в 4 месяца. Самое простое – это его присаживают в кресло или подушки с 4-5 месяцев, при этом особо упорные малыши тут же заваливаются головой вниз. Аргументы родителей в свою защиту «он же сам хочет сидеть, просто не получается. Вон как спинку выгибает!». Выгибание спины – это тренировка мышц прежде всего для переворачивания, а не сидения. Сажать ребенка ранее полугода категорически запрещается, это чрезмерная нагрузка на позвоночник и травма межпозвоночных дисков – вы же не желаете своему ребенку раннего остеохондроза?
По мере формирования правильных изгибов позвоночника и укрепления мышц и связок, малыш начнет садиться сам – не нужно торопить события и форсировать сидение. Малыш сядет сам в 6-8 месяцев.
Многие совершенно неправильно понимают термин «ребенок сел самостоятельно» и не знают, как правильно сажать ребенка. Попробуем прояснить ситуацию. Многие думают, что термин «ребенок сам сел», это когда ребенок ползал и из положения на четвереньках уже сел на попу. До этого времени они не воспринимают явления сидения вообще никак, полагая, что ребенку нельзя сидеть в шезлонге, под углом около 45 градусов на коленях родителей или подушках, многие боятся сажать ребенка без подушек или поддержки, хотя это можно делать аккуратно с полугода.
Другой вопрос – если ребенок рано сел самостоятельно, что делать? Если он это сделал сам, из любого положения, тогда малыш может сидеть и далее, несмотря на возраст. Но что такое «сел сам»? Это значит: сажаем ребенка на ровную поверхность без опоры и подушки (а не держим со всех сторон), и он сидит, а не пытается завалиться на все бока. Тогда можно сидеть ребенку и далее, только помогайте ему почаще менять позу, особенно если он сидит довольно долго, а лечь потом не может или боится.
Если вы сажаете ребенка, а он сидит очень мало или заваливается вбок, можно использовать это как упражнения для сохранения равновесия, либо можно сажать ребенка в правильное с точки зрения эргономики кресло типа шезлонга. Можно немного подержать ребенка в сидячем положении, спинкой прислонив к себе, но очень недолго и часто меняя позу.
Чего не стоит делать с ребенком ранее полугода, который не умеет еще сидеть:
– присаживать его в подушках,
– присаживать из лежачего положения ранее 5-6 месяцев,
– сажать в обычные (не эргономичные кресла), где дети сидят с кривым позвоночником.
Не стоит постоянным сидением заменять движений ребенка, не нужно пользоваться интересом к новому навыку у малыша и переутомлять мышцы его спины; чаще кладите его на пол, чтоб ребенок переворачивался, ползал и вставал.

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

Как научить ребенка стоять без опоры?

Давай разберемся, что ты можешь сделать, чтобы развить хорошую осанку и равновесие у своего ребенка.

Что не поможет, когда учишь ребенка ходить?

Прежде чем мы начнем с того, что ты можешь сделать, чтобы помочь ребенку учиться ходить, стоит отметить, что не помогает.

Детские ходунки и разные помощники

Хотя ходунки кажутся отличной идеей на первый взгляд,они могут фактически задержать способность малыша самостоятельно стоять. Это происходит потом, что ребенок привыкает к неправильному положению туловища. В ходунках вес твоего ребенка смещается вперед, а не фокусируется на ногах и ступнях. Малышу придется переучивать это позиционирование, прежде чем он сможет эффективно стоять. Ходунки также показали, что они опасны! Потому, что еще недавно мобильный ребенок теперь может наткнуться на лестничные ступеньки или достать предмет, который раньше не мог.

Детский манеж, когда ребенок учится ходить

Хотя манежи более безопасны, они также не подходят для обучения ребенка правильному равновесию и координации. Использование детского манежа дает родителям очень необходимый перерыв. Также манеж обеспечивает немного положительного развития через игрушки, которые обычно включены в их конструкцию. Это делает манежи полезными, но они должны использоваться ограниченно. Чтобы манеж не способствовал плохому позиционировании и осанке, когда ребенок учится ходить.

Что помогает в том, как ребенок учится ходить?

Когда ребенок учится ходить, помогай ему развить мышцы

Физическое развитие ребенка является важной частью подготовки для самостоятельного хождения. Положение стоя вовлекает большую часть наших мелких мышц

И поэтому ребенок не сможет самостоятельно пойти, пока не разовьет хорошую мышечную силу. Например, ты можешь играть с ребенком, чтобы развивать его мышцы, когда ребенок учится ходить.

Через несколько недель после рождения и в молодости игровое время поможет ребенку улучшить прочность позвоночника. Крепкий позвоночник будет важен для поддержания ребенка, пока он стоит и балансирует. По мере того, как твой младенец растет до возраста 5 или 6 месяцев, ты можешь начать развивать его ножки. Делать это путем поддержания ребенка в положении стоя. И нежно поднимая малыша от положения на корточках к стоячему, и после этого обратно.

Поощряй своего ребенка исследовать

Размещение любимых игрушек ребенка вне досягаемости может несколько его мотивировать. Тогда он должен начать экспериментировать со своим положением. Помести предмет интереса на низкой и крепкой мебели и подбодри своего малыша потянуться, чтобы встать.

Обеспечить безопасную окружающую среду

Важно помнить, что стояние даст твоему ребенку гораздо больше, чем было раньше, доступа к вещам внутри вашего дома. Оцени, что сейчас в зоне досягаемости твоего ребенка, и оцени его безопасность

Также, убедись, что на полу нет опасных предметов. Убедись, что вся мебель, которую твой младенец может использовать чтобы держаться, крепкая и не опрокинется.

Во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть? Большинство младенцев могут начать сидеть, когда им от 4 до 7 месяцев. До этого момента ребёнок определённо научился переворачиваться и держать голову. По достижении 8-месячного возраста малыш должен сидеть вертикально несколько минут, не опрокидываясь. Однако опрокидывание не является чем-то необычным даже для тех детей, которые уже научились самостоятельно сидеть, поскольку они, возможно, устали долго сидеть.

Постепенно мышцы младенца становятся сильнее с каждым наступающим месяцем, он сможет сидеть без поддержки более длительное время. Когда ребёнку исполнится восемь месяцев, он пытается самостоятельно садиться, опираясь на руки, когда лежит на животе. В процессе этих попыток мышцы спины усиливаются, а способность балансировки улучшается. Тем не менее большинство младенцев должны уметь садиться самостоятельно к одиннадцати месяцам.

Младенцы, которые проводят много времени лёжа в кроватке или без большой физической активности, достигают этого этапа примерно на девятом месяце.

Советы родителям грудничков

При занятиях с малышом родителям не нужно забывать о технике безопасности. Не пытайтесь сажать ребенка, если он к этому еще не готов.

При постановке диагноза «гипертонус» обязательно нужно пройти лечение. Такой ребенок изначально неправильно сидит, в результате могут начаться проблемы со спиной.

Во время тренировок хвалите малыша, пойте песенки. Делать упражнения можно в игровой форме и с хорошим настроением.

Соблюдая эти несложные рекомендации, вы поможете своему малышу быстро научиться сидеть. Если у вас нет возможности так заниматься с ним, когда придет время, и организм ребенка окрепнет, он начнет сам садиться без чьей-либо помощи.

Заключение. Мир, открытый заново

Мышцы ребенка развиваются с рождения, наиболее активно — между четвертым и седьмым месяцами. Именно в этом возрасте младенец начинает самостоятельно переворачиваться, делает попытки сидеть без опоры и ползать. Эти движения открывают перед малышом широкие возможности для игры, обучения и дальнейшего развития.

Начинается новое увлекательное «открытие мира», теперь уже из положения сидя. Малютка подробно рассматривает привычные вещи с иной точки зрения. Руки остаются свободными, значит, появляются более сложные игры. Прогулки на улице тоже становятся разнообразнее, ведь родители приподнимают спинку коляски. Вертикальный слинг для маленького ребенка и ходунки облегчают маме и папе совместное времяпрепровождение. Следующие достижения маленького первооткрывателя — сидеть в своем высоком стульчике за семейным столом, вставать и ходить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий