Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Информация о статье

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Категории: Общение

На других языках:

English: Develop Good Communication Skills, Français: développer de bonnes aptitudes de communication, Italiano: Sviluppare Buone Capacità di Comunicazione, Español: desarrollar buenas habilidades de comunicación, Deutsch: Gute Kommunikationsfähigkeiten entwickeln, Português: Desenvolver Boas Habilidades de Comunicação, Nederlands: Goede communicatievaardigheden ontwikkelen, 中文: 培养良好的沟通技巧, Bahasa Indonesia: Mengembangkan Kemampuan Komunikasi yang Baik, Čeština: Jak získat dobré komunikační dovednosti, Tiếng Việt: Phát triển Kỹ năng Giao tiếp Tốt, 한국어: 커뮤니케이션 잘하는 방법, हिन्दी: कम्युनिकेशन स्किल्स (Communication Skills) सुधारें, العربية: تحسين مهارات التواصل مع الآخرين, ไทย: พัฒนาทักษะการสื่อสารที่ดี, 日本語: コミュニケーション能力を高める, Türkçe: İletişim Becerileri Nasıl Geliştirilir

Эту страницу просматривали 70 939 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да Нет

Деловое общение

В основе профессиональной коммуникации неизменно находился и находится устный контакт. Осуществляется он между людьми, которые связаны между собой интересами дела, а также обладают необходимыми полномочиями для решения возникших проблем и установления партнерских отношений.

Такие беседы представляют собой средство профессиональных коммуникаций, заключая в себе все те достоинства, которых лишены телефонная связь и обмен письменной информацией. Дело в том, что деловое общение:

проводится в условиях тесного контакта, когда есть возможность сосредоточить свое внимание только на одном собеседнике или на небольшой группе людей; создает условия, при которых возможно установление личных взаимоотношений; предполагает непосредственный контакт. Под деловой беседой в первую очередь понимается устная речь. А она, по сравнению с письменной формой, обладает целым рядом существенных отличий

Во время проведения такой беседы появляется возможность непосредственно воздействовать на собеседника или на группу людей. При этом используются жесты и мимика, интонация и прочее. Кроме того, непосредственное общение не оставляет времени на предварительное обдумывание. Именно поэтому в деловом разговоре нередко используются непринужденные формы общения, а также имеют место некоторые стилистические и грамматические особенности

А она, по сравнению с письменной формой, обладает целым рядом существенных отличий. Во время проведения такой беседы появляется возможность непосредственно воздействовать на собеседника или на группу людей. При этом используются жесты и мимика, интонация и прочее. Кроме того, непосредственное общение не оставляет времени на предварительное обдумывание. Именно поэтому в деловом разговоре нередко используются непринужденные формы общения, а также имеют место некоторые стилистические и грамматические особенности

Под деловой беседой в первую очередь понимается устная речь. А она, по сравнению с письменной формой, обладает целым рядом существенных отличий. Во время проведения такой беседы появляется возможность непосредственно воздействовать на собеседника или на группу людей. При этом используются жесты и мимика, интонация и прочее. Кроме того, непосредственное общение не оставляет времени на предварительное обдумывание. Именно поэтому в деловом разговоре нередко используются непринужденные формы общения, а также имеют место некоторые стилистические и грамматические особенности.

Используемый в качестве основы профессиональной коммуникации деловой разговор отличает прежде всего логичность построения мысли. Исходя из существующей практики, можно утверждать, что бизнесмены, прекрасно оперирующие суждениями и понятиями, способные убедительно доказывать и делать верные умозаключения, намного быстрее добиваются успеха, чем те деловые люди, которые данными навыками не обладают.

Для профессиональной беседы характерна своя психологическая культура. Заключена она в умении собеседников производить хорошее впечатление на окружающих, создавать дружескую атмосферу встречи, применять специальные приемы, защищающие от некорректных вопросов, до конца выслушивать своих оппонентов и при необходимости опровергать их доводы, использовать технику, позволяющую проводить бесконфликтное общение.

Основные причины развивать навыки межличностного общения

Если вы оглянитесь назад и вспомните различные конфликтные ситуации, которые с вами возникали. То вы вспомните, что это, как правило, происходило из-за вашего неумения слушать, либо из-за нехватки навыков общения. А если вы посмотрите на круг своих друзей, на членов семьи или коллег, то вы легко сможете определить людей с хорошо развитыми навыками межличностного общения. Люди с такими навыками — это, как правило, уверенные в себе люди. И благодаря уверенному общению, они умеют хорошо строить как личные, так и рабочие отношения. Люди с развитыми межличностными навыками более успешны во многих аспектах жизни, благодаря тому, что они имеют желание обучаться и получать новые знания.

Настало время честно взглянуть на то, как вы общаетесь с другими людьми. Насколько хорошо вы умеете слушать? Насколько сильное вы имеете желание понять вашего собеседника? Благодаря сосредоточению на межличностных навыках общения, вы сможете лучше коммуницировать с людьми, и станете лучшим слушателем. Вы поймете то, что вам нужно научиться управлять своими мыслями и думать, прежде чем говорить. Возможно, вам нужно научиться вести переговоры, чтобы добиться повышения по работе, и достигнуть желаемых результатов.

Подумайте обо всех ваших прошлых взаимодействиях с людьми и определите, какие области нуждаются в улучшении. Все навыки межличностного общения можно развивать и улучшать. Ниже перечислены некоторые из наиболее распространенных навыков, а так же практические советы, чтобы начать двигаться в правильном направлении.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети  отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

  • «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
  • «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
  • «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
  • «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
  • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.

Желаем вам удачи!

Средства коммуникации

Выделяют несколько средств коммуникации. Разделить их можно на две большие группы – вербальные и невербальные.

Вербальные средства коммуникации представлены словами и выражениями, то есть речью. Речь является одним из важнейших методов коммуникации. Речевая деятельность представлена не только говорением и слушанием, но также письмом и чтением, то есть умением зафиксировать информацию на бумаге и воспринимать зафиксированные таким способом данные.

Невербальные средства коммуникации характеризуются интонацией, мимикой, жестами, взглядом, картинками, фотографиями, различными предметами. С точки зрения психологии именно невербальные методы коммуникации, которые называют также неречевыми, крайне важны. Доказано, что люди больше доверяют невербальным знакам общения, чем словам, так как они более информативны и правдивы.

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?. Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя

А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников

Для дошкольного возраста свойственно изменение характера взаимодействия. Это выражается расширенным представлением об умениях и навыках партнера, заинтересованностью в ранее незаметных сторонах его личности. В результате развивается более цельное представление себя самого, личность стабилизируется.

Для дошкольников крайне важна помощь и сопереживание взрослого человека. В этом возрасте ребенок особенно чувствителен к негативной оценке и неуважительному отношению к нему. У дошкольников интенсивно развиваются и осмысливаются этические понятия, важнейшим источником знаний является взрослый человек. Если его оценка и самооценка ребенка расходятся, то это вызывает переживания.

Эффективным общение называют при наличии следующих факторов:

  • желание взаимодействия с окружающими людьми;
  • знание норм и правил поведения;
  • восприятие социальных ролей в обществе;
  • умение общаться, слушать, воспринимать эмоции и сигналы от других людей, в том числе посылаемые бессознательно;
  • разрешение любых конфликтов в общении.

От уровня коммуникативных навыков у ребенка зависит не только социальная сторона его развития, но и формирование психических процессов – речи, памяти, мышления. Наблюдается прямая пропорциональность развитости психических процессов и эффективности дальнейшей адаптации в социуме.

При формировании коммуникативных навыков у ребенка успех зависит от выполнения следующих правил:

  • интересы ребенка – отправная точка при занятиях и общении с ним;
  • у ребенка должны быть партнеры для общения;
  • ребенку надо давать время на ответ;
  • стимулировать ребенка выражать свои желания, а не предугадывать их;
  • показывать ребенку ценность и пользу общения с ним в психологическом и эмоциональном плане.

Игры для развития навыков общения

Коммуникативные игры для детей — это возрастные занятия, направленные на развитие вербальных, невербальных и визуальных навыков. Регулярная коммуникативная игра может помочь развить хорошие навыки общения для детей. Вот список игр, которые вы можете попробовать.

Сломанный телефон

Это одна из распространенных групповых игр, которая может помочь развить хорошие навыки слушания у детей. Это веселая игра для группы из семи-восьми человек.

Все игроки сидят в круге достаточно близко, чтобы шептать на ухо другому игроку. Когда игра начинается, один ребенок / человек шепчет сообщение игроку рядом с ним. Это же сообщение должно быть передано другим игроком игроку, сидящему рядом с ним.

Процесс будет продолжаться, пока все игроки в круге не закончат шептать своему следующему игроку. Как только сообщение дойдет до последнего игрока, попросите его произнести сообщение вслух. Будет весело услышать, что они сказали.

Начните игру с простого предложения. Как только дети поймут игру, используйте более сложные предложения.

Навигация

Это хорошее упражнение для оттачивания невербальных навыков общения вашего ребенка, таких как письменное общение. Игра поможет вашему ребенку понять, что успешная навигация возможна только тогда, когда общение является точным.

Попросите ребенка записать, как проехать до ближайшего торгового центра или магазина. Начните путешествие со своим ребенком, следуя этим указаниям, чтобы добраться до места.

По пути помогите своему ребенку понять, как он мог бы лучше написать инструкции. Например, указывать на маркировку ориентиров, чтобы легко найти путь, или отмечать номера полос при упоминании поворота налево или направо.

Укажи и скажи

Это интерактивное увлекательное занятие может помочь отточить навыки устного общения ребенка. В игре вы должны дать своему ребенку случайный предмет, о котором ему нужно произнести пять-шесть предложений.

Объектом может быть что-нибудь простое, например, его любимое платье, игрушка или книга. Говоря на эту тему, ваш ребенок будет выражать мысли и одновременно повышать уверенность в себе, улучшать словарный запас, дикцию и беглость коммуникации. Эта деятельность также помогает в практике правильного произношения слов.

Картинное повествование

Дети любят слушать истории, и теперь их очередь рассказывать. Рассказывание картинок — это интересное занятие, в котором ваш ребенок должен рассказывать историю на основе предоставленных ему картинок.

Это упражнение помогает вашему ребенку обрабатывать визуальные сигналы, а затем использовать интерпретированную информацию для вербального общения.

Для этого ребенок должен расположить картинки в логической последовательности, в которой он хочет рассказать историю. Выполнение этого упражнения помогает вашему ребенку развить свои творческие навыки общения.

Скачать картинки для составления сюжетного рассказа.

Экспромт

Нерепетированная речевая практика — идеальный способ оттачивать навыки публичного выступления ребенка, особенно импровизированные. Чтобы поиграть, составьте списки интереснейших и веселых тем и попросите вашего ребенка выбрать один раздел и выступить с ним в течение двух-трех минут.

Поскольку это занятие импровизированное, ребенок получит практический опыт в мышлении, формулировании и точном изложении своих идей, знаний и мыслей. Чтобы увеличить сложность игры, вы можете установить ограничение по времени подготовки для выступления. В целом, эта деятельность может быть использована в качестве эффективного инструмента для развития  навыков общения у детей.

Эмоциональные шарады

Эта игра включает в себя сочетание типов общения для развития навыков понимания и презентации. Это поможет вашему ребенку отточить свои коммуникативные способности, используя выражения лица.

Чтобы поиграть, возьмите несколько фишек и напишите на них эмоциональные сценарии. Сценарии должны быть легкими и соответствовать возрасту, например, потерять ящик для карандашей, потерять любимое платье, подождать школьный автобус или пробраться в сумку друга. Каждый ребенок получает сценарий, и играть во время разговора не разрешается.

После того, как сценарий угадан, обсудите эмоциональный ответ. Это поможет детям выразить свои чувства в устной форме, относящиеся к конкретной ситуации.

Изображения: Shutterstock, Unsplash

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют

Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность

Заключение

Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.

Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий