Почему возникают ссоры?
В зависимости от возраста участников детские конфликты могут иметь различные причины. Если, к примеру, говорить о малышах 2-3 лет, то ссорятся они, в основном, из-за того, что не хотят делиться игрушками. Кроме того, слезы и плач могут возникать, если кто-то кому-то сломал башенку или растоптал куличик в песочнице. Не имея еще достаточных навыков выражения мыслей и эмоций, дети начинают драться, истерить. Такие действия направлены на привлечение внимания взрослых людей к тому, что произошло. Ребятишки хотят, чтобы их пожалели.
Взрослея, каждый ребенок имеет уже более развитую речь, чем раньше, и способен лучше выражать свои мысли. Однако споры не прекращаются. Ссорятся зачастую из-за совместных игр. Кто-то не хочет с кем-то играть вместе или один отказывается подстраиваться под другого. К 4-5 годам конфликтуют из-за того, какими должны быть правила игры, сюжет, кто какую роль будет выполнять в игре.
Детские конфликты в 4-5-летнем возрасте практически всегда связаны с игрой. Игры и их правила становятся более сложными, а решать все с помощью компромиссов не выходит. Ссоры возникают и во время планирования игры и во время самих игровых действий.
Детишкам, не достигшим 5-6 лет, еще сложно разобраться со своими эмоциями и желаниями
Поэтому и к тому, чего хотят окружающие, они относятся без особого внимания и не понимают, что это важно для их сверстников. Сложности в отношениях вызваны и тем, что ребята неспособны поставить себя на место другого и понять его чувства
Дети дошкольного возраста до последнего будут стоять на своем, они не будут слушать, стараясь перекричать друг друга.
Все описанные причины разногласий объясняются несформированными навыками общения. Всему этому детей можно научить. Однако результат будет положительным только при совместных усилиях родителей и работников детского сада.
Ребёнок не слушает на детской площадке
Дети, взрослея день от дня, познают и прощупывают мир на то, что можно или нельзя в обществе, куда попали. Поэтому родители должны заложить верную модель поведения и чем раньше они это начнут делать, тем лучше. Можно и нужно начинать общаться с ребёнком уже с самого нахождения в животе у мамы. И продолжать общаться и рассказывать, учить и наставлять уже с момента его рождения.
Читайте предыдущие статьи по этой теме:
- Как вести себя на детской площадке без конфликтов (часть 1) — ребёнок личность, родителям держать слово, общие правила, забрали игрушку
- Как вести себя на детской площадке без конфликтов (часть 2) — ребёнок боится отдать своё, ломает, отбирает он маленький или большой
Откуда берутся непослушные дети, да от того, что некоторые родители не могут или не понимают, что ребёнку нужно ставить границы дозволенного. Т.е. сказали так нельзя, объяснили почему, и ребёнок в любом случае пойдёт делать это снова, пока вы не покажете ему почем так нельзя и какие наступят последствия за его действия. Пока не лишится чего-то, не поймёт, что так делать нельзя. Далее пример, как поступить и что делать.
Бывают такие ситуации на площадке, которые не должны остаться без внимания родителей и должны быть пресечены:
- Драки и насилие на детской площадке
- Ругань и нецензурные выражения
Ребёнок не слышит, что делать
Что делать в таком случае, если ребёнок не слышит вас и продолжает делать своё:
- нужно не кричать или бить ребёнка,
- а попытаться спокойно донести, что такое поведение плохое, что взрослые мальчики и девочки так не делают, или другие более убедительные доводы, на которые реагирует ваш ребёнок
- если нет понимая, то спокойным тоном говорим, при этом проверяем, что услышал вас ребёнок, спрашиваем, услышал или нет
- что он или она в ближайший обед или ужин будет лишен или лишена: сладкого, мультиков, игр, т.е. что любит
- если не успокаивается, и не слышит вас, то уходим с площадки и дома обязательно выполняем те угрозы, которыми вы пытались успокоить ребёнка.
Например, Маша ты отбирала игрушки у маленького мальчика и не хотела отдавать, меня ты не слышала и делала по-своему, и я сдержу слово и сделаю, что обещала, раз ты меня не услышала на площадке. Ты не получишь сладкое после обеда, т.к. отбирала на площадке у маленького игрушки без спроса. Так вести себя плохо, ты выбрала такое поведение, и я обещала не дать тебе за это сладкое.
Первая реакция на это будет плачь, и вам нужно перетерпеть, и сдержать слово, не дать в этот момент, что обещали. А потом скажите, что будете смотреть по поведению, и если до вечера ребёнок будет вести себя хорошо, то получит любимое лакомство или игру.
Учите говорить обидчику «Нет!»
Если вашего ребенка обижают, отбирают его игрушку, нужно за него заступиться и дать понять обидчику, что вашего ребенка никто не имеет права обижать.
Если игрушка уже отобрана, попробуйте дать что-то взамен или обратитесь к маме маленького «агрессора».
Глядя на ваше спокойное и уверенное поведение, кроха будет учиться конструктивно решать подобные конфликты. Уже в 2 года ребенок может предложить обмен на другую игрушку, если его этому учить. Постепенно давайте своему малышу больше самостоятельности в разрешении таких ситуаций.
С трех лет старайтесь минимально вмешиваться в «разборки», можете только напоминать ребенку о правильной линии поведения.
Но учить делиться все же нужно. Чаще объясняйте своему чаду, что давать другим детям поиграть своими игрушками – это вполне нормально. Он тоже может оказаться в такой ситуации, когда предложить взамен нечего, а поиграть хочется. Это – воспитание доброты, сочувствия, понимания желаний другого ребенка.
Демонстрируйте такое поведение своим примером в разных бытовых ситуациях.
Нужно ли учить ребёнка давать сдачи, чтобы постоять за себя
Учить малыша давать сдачи или нет? Неимоверно сложный вопрос для многих ответственных родителей. И однозначного ответа на него нет, ведь даже у психологов мнения разнятся. Так, одни считают, что учить ребёнка бить в ответ неправильно. Причин тому несколько:
- чадо в дошкольном и младшем школьном возрасте не умеет контролировать свою силу и может сильно поранить обидчика;
- ответный удар может вызвать ещё один выпад, и в итоге начнётся бой без правил, ведь агрессия вызывает агрессию.
Оптимальный вариант — обходить задиру стороной, а в случае конфликта научить ребёнка говорить, что ему не нравится, когда его бьют.
Сложная дилемма для родителей: учить или не учить ребенка давать сдачи
Другие же психологи считают, что неправильно запрещать ребёнку давать сдачи, особенно мальчикам. Специалисты приводят такие аргументы:
- мы живём в жестоком мире, и человек, который не умеет защищать себя, может плохо кончить;
- ребёнок, которого приучили терпеть побои, ощущает себя очень униженным, так можно сломать его личность.
Маленького человечка нужно приучать к тому, что первым бить нежелательно, хотя иногда это единственный способ ответить на нефизическую агрессию. Расскажите школьнику, что нельзя бить по голове, в живот и ниже пояса, это смертельно опасно. И вообще, главное — дать понять любимому чаду, что он должен реагировать на оскорбление согласно ситуации, проявляя гибкость мышления.
Отметим, что по большей части всё вышесказанное относится к мальчишкам. А вот к девочкам нужен особый подход. Им стоит дать понять — с мальчиками драться нельзя и провоцировать их тоже, ведь рано или поздно она может столкнуться с мужчиной, которого не учили, что бить представительниц слабого пола плохо. Когда её обижают, стоит вначале поговорить с обидчиком, если не поможет, рассказать взрослым.
Важный момент: не стоит учить детей, что нельзя рассказывать взрослым о проблемах со сверстниками — это вовсе не ябедничество, а призыв о помощи. Лучше объясните: когда ваше чадо чувствует, что само не справляется, лучше рассказать старшим. Возможно, это даже спасёт кому-то жизнь.
Драки — естественная часть взросления ребёнка. Существует множество причин агрессивности — как внешних, так и внутренних. Но только от вас зависит, закрепится ли привычка размахивать кулаками, или маленький человечек научится решать конфликты мирным путём.
Правила для игры на детской площадке
Очень часто можно встретить молодых мамочек, которые постоянно лузгают семечки и чрезмерно заботливых бабушек, которые не отпускают своих внуков ни на секунду. Обычно до «новеньких» им нет дела.
Поэтому каждый раз, приходя на детскую площадку нужно громко поздороваться независимо оттого какой будет реакция «старожилов».
Если вы хотите подружиться с кем-либо из родителей, можете смело подойти и начать разговор. Хотя бы одна общая тема у вас есть – игры для развития детей. Не стесняйтесь обменяться телефонами. Возможно, в будущем вы будете вместе гулять в парке ил даже ходить друг к другу в гости.
Как известно, чужие игрушки привлекают детей всегда больше, чем свои. Даже если свои в сто раз красивее, больше и качественнее. Расскажите своему малышу о том, что лопатками, машинками и куклами нужно делиться с остальными. Тогда и другие детки будут разрешать пользоваться своими пасочками и колясками. Показывайте ребенку, что каждый конфликт можно решить мирно. Тогда не будет ни лишних слез, ни обид.
Чтобы не забывать дома набор игрушек, сложите отдельный пакет того, что можно взять на детскую площадку. Не берите с собой слишком много всего, есть шанс, что половина принадлежностей останется в песочнице.
Особое внимание уделите безопасности своего малыша. На качелях и каруселях не разрешайте своему малышу кататься без вашего согласия
Если на горке слишком много детей, они начинают толкаться. Чем закончатся такие катания предвидеть очень тяжело.
Летнее время, проведено за городом позволяет получить заряд здоровья, бодрости и энергии на целый год. Только на дачном участке малыш сможет бегать босиком по траве, дышать свежим воздухом, кушать свежие ягоды, овощи, фрукты и познавать окружающий мир.
Правила поведения на детской площадке и в песочнице – чему научить ребенка?
Как обустроить детскую площадку
Для того чтобы ребенок не скучал, родители, как правило, заранее думают об обустройстве детской площадки и игрового пространства.
Для этого нам понадобится небольшая, проветриваемая площадь. Удобнее всего будет в том случае, если прямые солнечные лучи не будут попадать на малыша.
Вместе с тем, утренняя роса должны быстро высыхать, не создавая ребенку дискомфорта. Если на выбранной вами территории нет разлогих деревьев, можно натянуть тент или передвинуть место ближе к забору.
Для безопасности малыша, игровая площадка должна легко осматриваться со двора и из окна дома.
Как только вы выбрали подходящее место, позаботьтесь о том, чтобы поверхность была максимально ровной. Очень удобно поставить небольшую изгородь, чтобы малыш знал границы своих владений.
Оборудование на участке будет целиком и полностью зависеть от финансового состояния родителей. Если есть возможность, можно поставить песочницу, бассейн, стол для игр, детскую палатку, скамеечку или батут. Не лишним будет и спортивный комплекс. В их состав входят лестницы, канат, а также различные детские тренажеры и рукоходы.
Если есть возможность, оборудуйте детскую площадку качелей. Малыши очень любят такое время провождение и всегда с удовольствием катаются на подвесных каруселях или качалках. Во время катания тренируются мышцы брюшного пресса и рук, развивается вестибулярный аппарат.
Обратите внимание на то, что перед использованием качели родители обязаны рассказать ребенку и безопасном ее использовании. Если территория позволяет, установите невысокую горку
Как правило, ее наклон можно регулировать и она будет «расти» по мере развития ребенка
Если территория позволяет, установите невысокую горку. Как правило, ее наклон можно регулировать и она будет «расти» по мере развития ребенка.
У нас есть еще статьи по этой теме, ознакомьтесь.
- В какие игры поиграть с детьми на улице?
- Игры и эстафеты для деток.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас обо всем догадаетесь. Послушайте песню (звучит песня «Верные друзья» В. Шаинского)
– Вы догадались, о чем мы будем говорить?
(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях)
– Что такое дружба? (Дружба – это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся).
– У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что у вас есть друзья? У кого есть друг? Почему считаешь … своим другом? (Ответы 2 – 3 детей).
– Подумайте и скажите, кого можно назвать своим другом.
(Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам).
– Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает).
– Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).
– А как вы сами должны относиться к другу?
– Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.
2. Основная часть.
Беседа «Что такое ссора?».
– Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились», а вы внимательно слушайте.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала.
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!».
– Скажите, что произошло с подружками? С чего началась ссора?
– Можно ли было избежать ссоры?
– Как вы думаете, что такое ссора по пустякам?
– Как можно закончить эту историю, придумайте.
– Сейчас я вам прочту стихотворение доконца и мы посмотрим, чем закончилась эта история.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
– Наши подружки помирились и стали играть вместе. Я вам тоже предлагаю сыграть в игру.
Подвижная игра «Сороконожка».
– Игра называется «Сороконожка».
Дети встают друг за другом в линию и крепко обнимают друг друга за талию.Далее выполняются движения на слова:
«Друзья сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга держали.
И так крепко обнимали,
Что едва мы их разняли!».
Воспитатель делает попытку разъединить детей, цель которых — удержаться. Игра повторяется несколько раз.
Дети садятся на стульчики.
А сейчас мы с вами послушаем историю, которая произошла с Котиком и Ёжиком. А помогут мне наши ребята.
Ситуативная игра-история «Машина».
Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик довольный помчался во двор.
Ежик машину увидел, и вот
Молча у друга ее он берет.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.
И говорит он, надувшись,Ежу:
«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
– Ребята, что произошло с друзьями?
– Как бы вы поступили в этой ситуации?
Выход из проблемной ситуации.
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми!».
Игра «Кто вспомнит больше мирилок?».
– Ребята, а ещё помириться нам могут помочь мирилки.
– А теперь давайте немного посоревнуемся и посмотрим, кто из вас знает больше всех мирилок. (Дети по очереди произносят мирилки.)
– Я предлагаю вам выучить еще несколько мирилок.
1. «Мирись, мирись, мирись,
и больше не сердись (мизинчиками)»
2. «Скучно, скучно нам сидеть,
Друг на друга не глядеть (отвернувшись друг от друга)
Помириться нам пора,
начинается игра (берутся за руки)».
3. «На столе лежит звезда,
наша дружба навсегда! (пальцы детей соединяются по очереди, начиная с мизинцев)».
– Ребята, давайте, вспомним, как можно друг с другом помириться? (Извинится, попросить прощение, при помощи мирилки.)
3. Заключительная часть.
А теперь давайте подведем итог нашего разговора.
А помогут нам картинки: демонстрационный материал «Этикет для малышей».
А есть ли плюсы?
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами. Отец, например, проявляет свой гнев, когда рушит скульптуру принца.
2. Информационная и связующая функции. Происходит некоторое прояснение отношений, отец и дочь узнали о мнениях друг друга
3. Стимулирование к изменениям и развитию: конфликт заставляет стороны искать способы его разрешения и установления нормальных взаимоотношений. Отец даже спрашивает краба Себастьяна, не кажется ли тому, что отец слишком строг с Русалочкой. Тритон задумывается о правильности своего поведения и начинает искать другой подход.
4. Снятие синдрома покорности. Русалочка начинает высказывать идеи, которые ранее скрывала, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем. Например, в своей песне она поёт о том, что хотела бы быть частью мира людей. В разговоре с отцом она признается, что любит принца.
Почему возникают конфликты?
Дети младшего дошкольного возраста не умеют анализировать мотивы своих и чужих поступков и часто идут только на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.
Например, в песочнице играют несколько малышей. Замечено, что почти у всех возникает интерес к чужим игрушкам, поэтому то и дело раздаются крики и дружный рев, ведь забирая чужую игрушку, ребенок не хочет расставаться со своей.
Другая ситуация. Устав от долгой прогулки, ребенок может стать очень «вредным», капризным. В таком состоянии он начинает задирать других ребят, провоцировать их. И вот новый конфликт на детской площадке.
Еще пример. Дети шумят, бегают, придумывают все новые и новые игры, а рядом на лавочке сидят вездесущие бабушки и время от времени высказывают критические замечания провокационного характера в адрес детей и их родителей. Чем не повод для конфликта?
Иными словами, причинами ссоры чаще всего становятся необдуманные действия одной стороны и агрессивная реакция на них другой.
Примеры конфликтов и способы их разрешения
«Нарожали, а не воспитывают!» Это резкое замечание могут услышать в свой адрес молодые мамочки, разрешающие ребенку исследовать мир в лучших педагогических традициях нашего времени: дитя может делать «замеры» луж, валяться на песке, «печь куличики» из грязи и т.д
Вряд ли ветеран войны 1812 года тетя Маша сможет понять, как это важно для ребенка, поэтому с радостью отметит, что «мать вы никакая»
Стоит ли просвещать «заботливую женщину» и пересказывать ей труды М.Монтессори, Б. Спока и других? Думаю, бесполезно. Тогда и спорить с ней не надо. Сделайте вид, что не заметили ее недовольства, – так сможете избежать конфликта. Хотя, если честно, всегда есть сильное желание дать отпор!
«Ну, ты грязнуля! Видно, мама долго не стирала!» Согласитесь, не очень-то приятно выслушивать такие замечания в адрес ребенка, только что пустившего по ручью несколько новых корабликов, от чужого человека. Первый порыв – осадить критика, но в этом случае конфликт неизбежен, и он явно не для детских ушей. Поэтому лучшим выходом из ситуации могут стать слова, сказанные веселым голосом: «Да, мы здорово погуляли! Ни в чем себе не отказывали! Ну, ничего, сейчас дома приведем себя в порядок».
«Это моя игрушка!» Самая распространенная картина в песочнице: борьба за игрушки. Дети до 3 лет не понимают, что такое свое-чужое, поэтому хотят все и сразу. Взрослые в таких ситуациях быстро теряют терпение и либо отбирают у ребенка игрушку со словами «это не твое – брать нельзя», либо начинают взывать к совести: «Тебе что, для мальчика игрушку жалко? Ты жадина! С тобой никто дружить не будет!» и т.д.
Это неправильно, потому что ваш гнев, каким бы праведным он ни был, не исправит проблему: скорее всего, дети расценят любое ваше волевое решение как несправедливость. Поэтому не стоит действовать резко. Постарайтесь найти компромисс: предложить на время поменяться игрушками, объединить детей в игре (например, «А давай твоим совочком наполнять машинку Миши, а он будет отвозить песок «на стройку»).
«Я первым занял качели!» Конечно, всем знакома ситуация: стоит кому-то сесть на качели, как появляются еще желающие. Здесь главное, во-первых, подготовить своего малыша к мысли, что через некоторое время качели нужно будет уступить, во-вторых, организовать детскую очередь по договоренности со всеми ребятами о «правилах игры»: каждый качается 5 минут. Время можно засекать по часам или сотовому телефону.
«А ты кто такой?!» Детям свойственно время от времени выяснять отношения и ссориться. Впрочем, это не мешает им через несколько минут снова дружно играть. А вот взрослые, сами того не замечая, быстро втягиваются в конфликтную ситуацию и продолжают выяснять, «чей ребенок круче».
Для разрешения конфликта между детьми важно сохранять «нейтралитет»: не принимать чью-то сторону. И по возможности не вмешивайтесь, если спор не принимает угрожающей тональности
При обострении ситуации твердо, но спокойно привлеките внимание детей к себе, называя их по имени: «Сережа, Игорь, посмотрите на меня». Далее вернитесь в прошлое, когда дети мирно играли: «Вы такие молодцы, такой дом из песка построили»
Возвратите детей в реальность: «А сейчас вы во что хотите поиграть? Расскажите». Скорее всего, на этом конфликт будет исчерпан.
P.S. Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии через группу в контакте без регистрации на сайте. И про кнопочки социальных сетей не забывайте пожалуйста!
Правила поведения на детской площадке, о которых важно знать.
У детей любого возраста на детской площадке будут возникать разные конфликтные ситуации и это совершенно нормально.Ребёнок опытным путём учится общению с другими детьми. И от вас зависит, насколько успешно будет проходить его обучение социальным навыкам.
Помните, что маленький ребёнок пока ещё многого не знает, не умеет и не понимает. То, что вам кажется очевидным и понятным, для него таким не является. У малыша пока ещё очень мало жизненного опыта, мало знаний и понимания, как нужно себя вести.
Если вы будете только ругать и стыдить ребёнка за неправильно поведение, он так ничему и не научится. Ведь он так и не понял — а как было правильно повести себя в этой ситуации?
Поэтому, если ваш ребёнок кого-то толкает, бьёт, обсыпает песком, что-то отнимает, ломает чужие постройки и так далее – это не повод ребёнка поругать и публично пристыдить, а повод его научить, КАК нужно вести себя в этой ситуации.
Ведь он элементарно этого пока ещё не знает! И ваша задача его этому обучать.
Если у вашего ребёнка, например, что-то отняли, важно подсказать ему, как получить свою игрушку обратно. Помогите ребёнку тут же, на месте, повести себя по-другому:. Какие слова сказать? Что конкретно сделать? Как договориться и получить то, что хочешь без кулаков? Как начать играть вместе?
Какие слова сказать? Что конкретно сделать? Как договориться и получить то, что хочешь без кулаков? Как начать играть вместе?
Если ребёнок ещё совсем мал, то проделывайте все необходимые действия вместе с ребёнком, всё проговаривая вслух: «Давай мы попросим у мальчика ведёрко, а взамен дадим ему лопатку, вот так, протягивай лопатку. Мальчик, давай с тобой поменяемся – мы тебе лопатку, а ты нам ведёрко». Таким образом ребёнок будет постепенно обучаться.
Если малышу 2 года и старше, старайтесь не делать за него то, что он уже может делать сам. Подсказывайте ему, как поступить и побуждайте его делать это самостоятельно. Не разбирайтесь с другими детьми за ребёнка – так он всё время будет полагаться на вашу помощь и не научится сам действовать в разных ситуациях с другими детьми.
P.P.S. Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-класс «Воспитание без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро
Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм
- Как научить ребёнка самостоятельности. 3 важных шага для родителей.
- 5 быстрых способов наладить лучший контакт со своим ребёнком.
- 6 шагов, чтобы помочь ребёнку вас услышать.
- Как рассказать ребенку о смерти.
- Что делать, когда дети ссорятся. 10 важных правил для родителей.
- Страхи у детей. Что делать, когда ваш ребенок боится.
Быть, а не казаться
Итак, как мы выяснили, человек — существо социальное. Он умело считывает знаки окружающих и делает это почти подсознательно. Посмотри на свою походку или мимику со стороны. Что они тебе говорят? Ты уверенный в себе человек или потенциальная жертва? Алексей Маматов, специалист по самообороне, считает, что к уверенному человеку, скорее всего, не подойдут.
Но как добиться этой уверенности? Есть несколько способов, но чего не стоит делать, так это пытаться создать видимость. Вероятно, твой неуклюжий закос под альфача будет замечен сразу, особенно если это будет резонировать с конституцией твоего тела или психологией. Ответ, как быть уверенным, вытекает из этого предложения. Возможно, стоит поработать над своей ментальностью или подкачаться.
Как ни странно, но этот способ поможет тебе по двум причинам. Психологическая: тебе будет не так страшно оказаться в конфликтной ситуации, и появится больше уверенности в себе. Социальная: люди дважды подумают, прежде чем лезть к тебе, когда увидят, что ты спортивный.
Дистанция безопасности
В ситуации, когда ты оказываешься перед компанией с неясными желаниями, у тебя три варианта. Психолог экстремального поведения Магомед Эминов рассказывает про типичные реакции, где это: а) необдуманное нападение в состоянии аффекта; б) паническое бегство; в) оцепенение, когда человек пассивно реагирует, повинуется и не оказывает сопротивления. Каждая из реакций приемлема, однако психолог советует выиграть время для оценки происходящего. После этого нужно обязательно выработать подходящее решение. Иными словами, прикинув свои шансы и намерения напавших, нужно решить, что ты будешь делать: демонстрировать уверенность, агрессию, убегать или вступать в переговоры.
Как правило, человек в критической ситуации не реагирует адекватно. По мнению Магомеда Эминова, люди начинают учить напавших жизни, упрекать и возмущаться, тем самым провоцируя агрессию. Поэтому надо усвоить базовое понятие дистанции безопасности, которое не требует особой аналитики. Дистанция безопасности — это расстояние, с которого тебе могут нанести урон. По мнению Алексея Маматова, эта зона совпадает с интимной, когда тебе становится некомфортно из-за приближения человека
Очень важно не подпускать к себе потенциального нападающего на расстояние удара. Неподготовленный человек может ударить с расстояния двух метров
Если двигаться ближе, опасность возрастает: одно резкое движение — и ты можешь оказаться в нокауте. Опять же, все твои действия всё это время направлены на побег.
Как сделать так, чтобы ребёнка не обижали на детской площадке
На детской площадке можно столкнуться со взрослыми, которые иначе смотрят на то, как можно вести себя их детям.
Вот что вы можете делать, если вашего ребёнка обижают:
— Не позволять другим детям и взрослым брать и использовать вещи вашего ребёнка без его согласия. Избыточное количество игрушек может снизить накал страстей, но это не обязательно. Если малышу одинаково нужны все его сорок совочков и двести машинок, что вы потрудились взять с собой — ему виднее. К слову, вы несёте игрушки, поэтому вправе устанавливать лимит на их количество.
— Правило частной собственности работает в обе стороны. Вы не позволяете ребёнку брать чужое без спроса. Никогда. Да, несколько раз это будет поводом для большого огорчения. Но если вы последовательны в соблюдении этого правила и в равной степени уважаете чужое и его право распоряжаться личными вещами, то ситуаций сильной печали не будет очень много.
— Побуждать ребёнка ожидать, пока другие закончат пользоваться общими снарядами, такими как качели и горки, не позволять отбирать силой место
Иногда на время ожидания можно помочь переключить внимание на другое. Хорошо, если вы при этом обратите внимание ребёнка на то, что желанное место свободно
Захочет он туда идти, или уже нет, у него будет повод знать, что вы помните о его желаниях и серьёзно относитесь к его терпению.
— Ваш ребёнок не обязан уступать место на общем снаряде другим детям, и вы вправе оградить его от попыток других детей отобрать это место силой. Вы и другие взрослые заботитесь о безопасном использовании снарядов детской площадки: «не взбирайтесь по горке вверх, пока малыши катаются вниз, они могут вас нечаянно сбить», «не качай, пожалуйста, этот брус, Варя (которая стоит на нём) может упасть» и т. п.
— Другие взрослые вправе указывать вашему ребёнку только на корректное соблюдение их границ и границ их детей: «не трогай меня, не бери вещи моего Васеньки, не толкай Петю, подожди, пока Маруся покачается, потом будет твоя очередь» и т. п. Если посторонние люди переходят на личности («ты что, жадина?»), пытаются притеснять вашего ребёнка («разойдитесь все с горки, Настя будет кататься»), — вы пресекаете подобные действия. Возможно, это возвращает нас к первому пункту, касающемуся лично вашего репертуара поведения в конфликте.
— Вы обязаны обоснованно выбирать подходящие места для прогулок и совместных с другими игр и/или успешно отстаивать ваше право на корректное отношение к вам и ребёнку. К сожалению, есть немало стихийных сообществ, в которых встречаются токсичные взрослые и подражающие им дети. В некоторых случаях стоит поискать другое место, более дружелюбное. Иногда атмосферу можно переломить, но за изменения придётся побороться. Для этого требуется большое искусство, так как в итоге желательно не «выиграть войну», а помочь «победить миру».
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Предупреждение конфликтов
Заниматься профилактикой конфликтных ситуаций обязаны в первую очередь родители. Они должны понимать, что полностью избежать разногласий между сверстниками в детском саду невозможно. Как утверждают детские психологи, этого и не стоит делать. Вступая в конфликт, малыш учится находить выход из сложных ситуаций, а это — важная предпосылка успешной социализации.
Взрослые должны научить свое чадо правильно вести спор. Для этой цели подойдут игры. Совместная игра формирует такие навыки, как умение распределять обязанности, действовать согласованно, искать общие решения. Полезны с этой точки зрения сюжетно-ролевые игры (больница, магазин, школа, автомойка и т.д.). Кроме того, можно воспользоваться приемами неигрового типа. К ним относятся приветствия и прощения, ведение диалога о впечатлениях от игры.
Роли должен распределять родитель, в то время как малышу можно предоставить возможность устанавливать начало и конец игры. Ребенка нужно всегда выслушивать внимательно, учить передавать свои чувства и переживания. Любовь к малышу должна быть адекватной, то есть следует контролировать собственные эмоции. Кроха должен чувствовать, что его любят, но не считать себя особенным. Нужно учить его идти на уступки другим.
Расстраиваться по поводу того, что малыш повздорил с кем-то в детском саду, не нужно
Важно интересоваться его жизнью и на собственном примере показывать, как правильно себя вести в конфликтных ситуациях
Метки: Детский сад, Конфликт, Родители