Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Чего боятся дети в разном возрасте

До 6 месяцев. Детей в этом возрасте пугают незнакомые звуки, яркий свет, потеря опоры, слишком быстрое приближение предметов. Что делать? Избегать всего этого. Например, включать свет постепенно.

С 8 месяцев до 1,5 лет. Возникает страх чужих людей. Нередко в этом возрасте родители устраивают крестины или, например, впервые приглашают гостей. Прежде они ждали, пока ребенок окрепнет. А малыш, который в четыре месяца охотно сидел на руках у бабушки, теперь признает только маму с папой, а от остальных пытается уползти или оглушительно плачет. В норме это состояние длится лет до полутора, а потом проходит само. У одних — чуть быстрее, у других — позже.

Это механизм, заложенный природой. Дети в таком возрасте уже начинают двигаться самостоятельно. И чтобы они не попали в беду во внешнем мире, они боятся потерять маму. К тому же грудные дети не могут еще сохранить в памяти мамин образ, когда ее нет рядом. Поэтому даже если она уходит в соседнюю комнату, для них это катастрофа — кажется, что самый родной человек пропал из их жизни. Став старше, дети держат в памяти образ мамы, и этот страх ослабевает.

2 года. Ребенок начинает ходить и познавать мир. У него формируются страхи, связанные с движением. Он начинает бояться высоты, собак, движущихся машин, огня — того, что он видит вокруг себя.

3 года. Человек впервые отделяет себя от других в этом возрасте. Страхи его меняются. Теперь он боится последствий своих поступков. Малыши боятся, что их накажут или что на них не обратят внимания.

5 лет и старше. Это самый «страшный» возраст. У ребенка в этот период возникает максимальное количество страхов. Может доходить до 20 одновременно. И это абсолютно нормально!

У дошкольников внутренний мир становится богаче и развивается фантазия. Впечатлительный ребенок все события окружающего мира может домыслить так, что будет бояться. Интеллектуально он уже способен на это.

Дошкольник может бояться темноты (вернее, того, что в ней притаилось), открытых пространств, опасных объектов, домовых, монстров, привидений… Чего угодно. С большинством страхов дети простятся без особых проблем. Но есть незначительный процент дошкольников, у которых они трансформируются в более серьезные нарушения. Об этом мы поговорим позднее.

Катерина Мурашова: Не ждите месяц, чтобы сообщить ребенку о смерти папы

Еще один важный момент. Среди прочих страхов в 5–6 лет у ребенка впервые возникает страх смерти. До этого момента маленький человек не очень понимает, что это такое, и не думает, что может уйти из жизни кто-то из его близких. Нередко родители обращаются к психологу, когда ребенок боится, что умрет он сам или его родители.

От 7 до 12 лет. Страхи связаны с самооценкой. Младшие школьники больше боятся негативной оценки взрослых — родителей («мама будет ругать за двойку») или учителей («боюсь Марью Ивановну, она строгая»). Подростков же волнует мнение сверстников.

От 16 и старше. Юношеские страхи связаны с будущим. Они боятся ЕГЭ, выбора профессии, взрослой жизни. Нынешних подростков часто называют «поколением снежинок». Они появились на свет после 90-х и нулевых. Родители пытались дать им очень многое, потому они не получили в детстве минимум жизненных проблем, которые тренируют людей и помогают им в дальнейшем справляться с трудностями. Таким детям труднее решать вопросы, связанные с выбором жизненного пути.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две

Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Подъезд и лифт – зона опасности

Злоумышленники редко нападают на детей на улицах. Чаще они предпочитают выслеживать ребенка и нападать в подъезде. Лифт и лестничная площадка между этажами – самые опасные места в доме.

Это простое правило помогает не всегда – преступник может заскочить в кабину лифта в последний момент, когда двери уже закрываются, может втолкнуть туда ребенка или затащить за собой. Поэтому лучше, если в подъезде (от улицы и до того момента, пока за ребенком не закроется дверь в квартиру) он будет непрерывно с вами на связи. Один этот факт может отпугнуть преступника, особенно если в потенциально опасной ситуации ребенок будет обсуждать с вами, что вы сейчас откроете ему дверь и так далее.

Многие родители считают, что гаджеты сами по себе могут привлечь преступника, и телефон в руках ребенка станет приманкой для грабителя. Поэтому лучше, если на улице ребенок будет пользоваться самым простым и дешевым сотовым телефоном.

Главное – сохранить жизнь и здоровье, ребенок должен твердо это знать!

Почему разные дети боятся по-разному?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

образа жизни семьи

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.

поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Где ждать подвох

Говоря о детской безопасности, можно выделить 3 типичных конфликтных ситуации, в которые попадают дети:

  1. Конфликтные ситуации, связанные со сверстниками
  2. Со старшеклассниками
  3. Со взрослыми

Конфликты со сверстниками чаще всего происходят в школе, детсаде, на детской площадке, где очень часто общаются именно по возрастному принципу. Противоречия могут возникнуть на любой почве, и не всегда ребенок может даже понять, что он столкнулся с актом агрессии

Поэтому важно объяснять детям критерии неадекватного поведения, нарушения личных границ или угрозы психологического воздействия. 

Столкновения со старшеклассниками начинают происходить тогда, когда ребенок уже посещает какие-то секции и кружки, где пересекаются представители разных классов. Тренируются они, как правило, отдельно, но раздевалки для всех общие, и здесь как раз может возникнуть конфликт. Причем в данном случае ситуация усугубляется тем, что между оппонентами есть явная разница в силе и возрасте.

Но самая опасная угроза — это конфликты со взрослыми. Дело не только в их физическом превосходстве, но и в том, что большие могут изощренно психологически воздействовать на эмоции ребенка, манипулировать им

Поэтому очень важно объяснять ребенку, что не все взрослые хорошие и для достижения своих целей по-разному могут пытаться вывести его из равновесия

Карта нападения

Чтобы понятнее объяснять, как грамотно предотвращать любое нападение еще на этапе намерения, я использую схему, по которой действуют все преступники и хулиганы. Она состоит из 4 пунктов: выбор жертвы, изоляция, выход на атаку и сама атака. Разберем их подробнее.

Выбор жертвы 

Это первое, что предпринимает нападающий. Жертва выделяется агрессором чаще всего по совокупности нескольких критериев, которые провоцируют нападение. Чаще всего это походка (шаг, скорость движения, осанка) и взгляд.

Чаще всего, человек, который идет уверенной походкой, размеренно, с постоянной скоростью, не вызывает интереса у преступников, т.к. они подсознательно чувствуют, что человек собран и может дать отпор

Двигаться нужно плавно, следить за осанкой – спина прямая и плечи расправлены. Не меньшее внимание нужнор уделять глазам. Когда человек чувствует себя неуверенно, его взгляд меняется: он подавленно смотрит вниз, растерянно озирается по сторонам, проецируя тем самым ощущение неуверенности

Такая демонстрация слабости делает человека заметным для нападающих,  и поэтому важно контролировать выражение своего внутреннего состояния. Для этого требуется усилие и тренировка, но ничего сложного в этой задаче нет

Для этого требуется усилие и тренировка, но ничего сложного в этой задаче нет.

Изоляция

На стресс человек реагирует 3 способами: ступор, побег или сопротивление. Чтобы предотвратить 2 последних, преступник обычно старается настигнуть жертву там, где ни убежать, ни позвать на помощь не получится. 

Изоляция может быть пассивной и активной. Первая предполагает, что злоумышленник достаточно долго преследует жертву на удаленной дистанции, не выдавая себя до того момента, когда обстановка будет благоприятствовать нападению. Вторая — самая опасная — это когда преступник предпринимает активные действия, чтобы изолировать свою цель. Это не обязательно физическое воздействие: похищение, применение силы и т. д

Изолировать, особенно ребенка, можно с помощью психологических манипуляций: предложить сладости, попросить помочь, привлечь внимание с помощью животного и т. д

Поэтому очень важно донести до ребенка, что взрослому человеку (если это не родители и родственники) он ничем помочь не может, и если незнакомцы обращаются к нему с подобными просьбами, то нужно уходить или просить о помощи

Атака

Прежде чем атаковать, нападающему нужно приблизиться к жертве на определенную дистанцию. Для акта насилия всегда нужны удобные условия, и первоочередная задача — помешать агрессору их создать. 

Как распознать начало атаки? Если вы видите, что подозрительный человек пытается с вами поравняться или резко ускорил шаг по направлению к вам, если кто-то пытается преградить вам путь или резко изменил траекторию движения и стремиться в вашу сторону, нужно собраться и предпринимать действия: голосовые команды («Не подходите», «Остановитесь»), бегство, отступление на безопасную дистанцию. Можно прибегнуть и к другим способам: окрики, бросание предметов. Если вы замечаете неестественное движение автомобиля, то нужно отойти дальше от проезжей части или зайти в здание.

И физическое воздействие тоже может быть скрытым, например, насилие

Поэтому особенно важно быть чуткими и внимательными к детям, учится понимать их эмоции и состояние, т. к. не о всем они могут решиться рассказать

Уличное преследование

Зачастую преступник не сразу подходит к ребенку, а какое-то время следует за ним, выбирая наиболее укромное и безлюдное место. Дети не всегда умеют определять такую слежку, а если и замечают ее, то не знают, как реагировать. Действительно, взрослый человек пока ничего не сделал, а что следует в паре метров за ребенком, так, может, ему в ту же сторону нужно? Именно такая история была описана на днях в сообществе новосибирского микрорайона «Шлюз» в социальной сети ВКонтакте.

Необходимо объяснить ребенку, что в любой ситуации, которая кажется ему опасной, следует немедленно позвонить родителям, и описать где он находится.

При малейшей возможности следует вернуться в укрытие (школа, магазин), при необходимости (например, преследователь ждет ребенка снаружи) обратиться за помощью к охранникам. Желательно дождаться родителей или других сопровождающих, которые проводят ребенка до дома.

Если возможности отправиться в школу или магазин нет, нужно идти в максимально людное место. Это может быть одна из центральных улиц, двор с детской площадкой. Звонок родителям обязателен! Уже сам по себе громкий разговор по телефону и обсуждение, что «сейчас меня у подъезда встретит папа» могут отпугнуть злоумышленника.

Как родители могут «напугать» ребенка

Детские страхи порой возникают из-за поведения родителей.

1. Родители сами чего-то боятся.

Например, мама или папа сами чего-то боятся. Например, летать в самолете. Если каждый перелет для кого-то из родителей — это истерика и нервное состояние, то и ребенок будет относиться к самолетам так же. Или же будет бояться чего-то иного столь же сильно.

2. Требования к ребенку постоянно меняются.

Путешествие на территорию страха. Что делать, если ребенок боится темноты?

Чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, его мир должен быть предсказуем. Если дети не знают, чего ждать от родителей, и одни и те же их поступки приводят к разной реакции — от одобрения («Вот ты хитрец!») до осуждения («Да как ты мог такое натворить!»), то они чувствуют себя неуверенно.

Зачастую страх — это психическое напряжение. Порой оно вытесняет саму причину, ребенок привязывает свои чувства к внешней причине. Он на самом деле боится, что его будет ругать мама, а говорит, что его страшит монстр под кроватью.

Если же родители последовательны в воспитании, их требования понятны и выполнимы, то у ребенка страхов может быть меньше.

3. «Попустительский» стиль воспитания. 

Сейчас нередко родители говорят: «Он сам должен выбрать», «Я не буду ему ничего запрещать, и он сам поймет» и так далее. Ребенок поступает плохо, а мама или папа думают: «Вырастет и сам все поймет». Не хочет надевать колготки: «Пусть идет так». Казалось бы, такое поведение полностью ориентировано на интересы ребенка. Но результат противоположный.

Ребенок маленький, он не знает, как надо. Ему необходимо, чтобы родители показывали: это можно, а вот это — нельзя. Иначе он не научится делать что-либо сам.

Без разумных ограничений у ребенка возникает картина, опять-таки, небезопасного мира: «Я взрослый, а мама и папа — нет. Они сами ничего не знают, поэтому не смогут меня защитить». Конечно, это вызывает тревогу.

Если родители последовательны, а их требования к ребенку адекватны, они сами не испытывают иррациональных страхов или работают с ними, то вполне вероятно, что ребенок перерастет свои страхи.

Почему малыш боится?

Что же такое происходит с малышом, что он вдруг начинает бояться посторонних? Причин возникновения этого страха несколько:

Причина 1

Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы. Причём ничуть не меньше, чем приход вовсе незнакомого человека. Стоит маме значительно изменить свой образ — и кроха уже не сразу узнаёт её и даже сторонится. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к «новой» маме.

Причина 2

Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.

Причина 3

Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения

Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите

Когда пора обратиться к психологу

Большая часть страхов проходит, человек развивается, и меняется его отношение к действительности. Но есть признаки, по которым можно определить, что ребенку нужна помощь психолога.

1. Продолжительность.  Страх не проходит месяц, два или три или даже усиливается. Ребенок много говорит о нем, сильно переживает.

2. Физиологические проявления. Когда ребенок рассказывает о том, чего он боится, то кусает губы, заламывает руки, грызет ногти. У него продолжительные проблемы со сном из-за страха (не одну ночь он спал плохо, а уже несколько).

3. Нерациональность страха. В нем отсутствует логика. Например, ребенок не хочет садиться на скамейку, потому что она его съест.

Если увидели хоть один из этих признаков, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, что же происходит.

Иногда ребенок постоянно говорит про свои страхи, но у него не меняется тон, он спокоен и ведет себя как обычно — возможно, у него есть другая проблема, которую он так выражает. Это повод задуматься.

Сколько страхи задержатся в жизни ребенка, зависит прежде всего от поведения родителей. Большая часть рекомендаций специалистов — психолога, психиатра или невролога — будет касаться общения с ним, а не лекарств или медицинских процедур.

Что делать родителям «мизантропа»?

Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.

О чём же важно помнить?

  • По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
  • Не считайте, что с малышом происходит что-то неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
  • Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
  • Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
  • Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
  • Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» и т. д. Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
  • Придерживайтесь правила нескольких «не»:

1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите что-то вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

Фото: www.globallookpress.com

Что делать родителям

Итак, ребенок позвонил вам и воспользовался условной фразой, или связь внезапно прервалась, когда он был в лифте или на лестнице. Как ни грустно, вы должны предусмотреть возможность такой ситуации.

Звоните в полицию

Постарайтесь обратить внимание на серьезность ситуации. Не сомневайтесь, требуйте помощи без колебаний

Даже если в глубине души вы думаете, что ребенок мог пошутить, или его подвела техника, не стоит рассказывать это полицейским.

Подружитесь с соседями! Наверняка среди них есть домоседы – пенсионеры, мамочки в декрете, работники-фрилансеры. У вас должны быть их домашние и сотовые телефоны – договоритесь, что по вашей просьбе они выйдет в подъезд и проверят лифт и лестницу.

Узнайте, кто из одноклассников ребенка живет в вашем дворе, доме, подъезде. Преследователь скорее обратит внимание на ребенка-одиночку, чем на компанию подростков. Да и они скорее заметят преследователя и будут действовать более решительно и организованно. Если у ребенка нет компании, чтобы зайти в подъезд, можно договориться с соседями-домоседами, чтобы они встречали его на первом этаже и доводили до квартиры. Многие согласятся оказать вам такую услугу бесплатно (в отличие от сопровождение от школы до дома). Главное, чтобы и ребенок согласился!

Возможно, нас упрекнут в нагнетании тревожности. Действительно, нападения на детей – не самые частые преступления, куда выше вероятность, что у школьника потихоньку вытащат в транспорте кошелек или телефон из рюкзака. Но мы все же думаем, что лучше перебдеть, чем недобдеть!

24.01.2018
Подготовила Алена Новикова
  
  о детях от 7 до 10 лет, о подростках  Другие статьи автора

Опасные детки

Источник опасности – «чужой дядя», именно так обычно живописуют родители образ потенциального злодея. Изредка упоминают, что от чужих теть тоже добра ждать не приходится, хотя женщин в роле киднепперов или грабительниц нам представить сложнее. И совсем никто из родителей не предупреждает, что посторонних детей тоже нужно опасаться, даже маленьких девочек.

Вслед за ребенком могут зайти и взрослые грабители, но ловкий подросток и в одиночку может лишить вас материальных ценностей. Именно такую ситуацию описывает обеспокоенная мама на форуме новосибирского Академгородка.

Так что учите детей смотреть не на внешний вид, возраст и пол незнакомца, а на суть его просьбы. Любое вторжение в пространство ребенка должно расцениваться как потенциально опасное!

Предупрежден, значит, вооружен

Чтобы повысить безопасность ребенка и подготовить его к возможным конфликтным ситуациям, нужно, чтобы он был осведомлен о принципах мышления нападающего, которые были описаны выше. Усвоив эту информацию, он уже повысит свой уровень подготовки.

Второй фактор, который влияет на безопасность, — это бдительность. Мы не должны воспитывать параноиков, но необходимо научить детей быть внимательными к тому, что происходит вокруг и анализировать ситуацию

Важно, чтобы ребенок не стеснялся просить о помощи. Это умение можно даже потренировать дома, чтобы вербальный зажим исчез

Нужно укреплять психологическую готовность и внутреннее умение справляться со стрессом

В ситуации нападения очень важно уметь быстро собраться мыслями и действовать. Здесь одних разговоров может быть недостаточно, поэтому стоит рассмотреть вариант посещения занятий по самообороне

Безусловно, важен физический тонус. Реальность такова, что то, кто крепче и выносливее, лучше сможет выйти из ситуации нападения, как минимум быстро убежать. Поэтому, для общего развития вообще, стоит отвести ребенка в какой-то спортивный кружок или клуб единоборств.

Партнерский материал

Как помочь ребенку победить страх

Ребенок от трех лет и старше поделился с вами своими страхами. Что делать, чтобы ему помочь?

1. Показать, что вы сами не боитесь монстров (пожара, собак, машин и так далее). 

Неважно, три года ребенку или 15 лет. Он ориентирован на то, что чувствуют родители

Малыши даже копируют их мимику, дыхание, эмоциональное состояние.

Поэтому если ребенок чего-то боится, первое, что должны сделать мы — это показать ему, что мы в отношении этой проблемы совершенно спокойны. Например, наш дом не сгорит, потому что мы правильно используем электроприборы, знаем правила безопасности и вообще это случается очень редко. И монстр из-под кровати не выпрыгнет — я точно это знаю.

2. Не обесценивать чувства ребенка.

Для чего детям страшилки о черных занавесках и красных пятнах

Ребенка ни в коем случае не надо стыдить, ругать или смеяться над ним («такой большой, а боишься»). Выразите понимание и поддержку.

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Не думай об этом, не смотри на это, не говори про это». Так мы лишаем человека поддержки. Вспомните себя — если вы чего-то сильно испугались, то вы хотите кому-то об этом рассказать. И пока говорите, эмоциональный накал спадает, становится легче.

Детям в этом смысле сложнее. Они редко рассказывают о своих страхах. Поэтому родители порой долго не знают о проблемах в жизни ребенка.

3. Рассказать, что страх нормален и он обязательно пройдет.

Можно сказать: «Ты боишься, это нормально, со мной было то же самое, когда я была маленькой. Все пройдет, вот увидишь».

Если ребенку пять и он боится монстра из темноты, вы можете сказать, что в этом возрасте очень многие дети его боятся. Потом они подрастают и спокойно спят, потому что им больше не страшно. Пока ребенок маленький, мы занимаемся «маминым гипнозом», внушаем ребенку отсутствие страха.

Подростку мы говорим иначе: «Да, я вижу, что ты боишься экзаменов. Любой бы на твоем месте чувствовал себя так же, все боятся экзаменов. Но страх помогает тебе лучше подготовиться. Ты все выучишь и сдашь хорошо, вот увидишь».

4

Не акцентируем внимание на страхах

Страхи приходят и уходят. Это же эмоции, а они подвижны

Поэтому важно не укоренять их. Например, если ребенок сегодня боится один войти в темную комнату, не надо ему завтра говорить: «Включи свет, ты же боишься»

А он уже перестал бояться или забыл, что боится. Лучше напомните ему о том, где он проявил смелость.

5. Бороться со страхом на его территории — в фантазии. 

Если ребенок поделился с вами страхами и попросил помощи, помните — с ними надо бороться на их территории, в воображении.

Если сказать, что под кроватью монстра нет, это не поможет. В фантазии ребенка он живет. Поэтому лучше взять швабру, запустить ее под кровать и сказать: «Монстр, ну-ка, уходи! Не мешай моему Коле спать!» Это может помочь.

Помните: то, что смешно, уже не страшно. Многие папы — отличные психотерапевты, которые запросто могут Бабу Ягу или Бабайку представить в ином свете — придумать и рассказать смешную сказку. Или нарисовать страх, а потом переделать рисунок так, чтобы он стал смешным.

Можно поиграть в игру, которая нейтрализует страх

Но действовать стоит осторожно. Одному ребенку это поможет, а другого напугает еще больше

Поэтому если вы не уверены в себе, лучше заручиться поддержкой психолога, который поможет сделать все правильно.

Например, ребенок боится пожара. Можно поиграть в пожарных, которые спасают всех жителей дома, а потом те строят новый — лучше прежнего. В магазине можно купить наборы с фигурками пожарных, лестницами, машиной. Во время игры вы можете еще раз поговорить о том, что вы не боитесь пожара. А то, что ребенку страшно — это нормально и обязательно пройдет. Так ребенок увидит, что есть люди, которые в силах защитить его и родителей от этой беды.

В 99% случаев, чтобы скорректировать страхи, не потребуется медикаментозная терапия. Нужно будет время для созревания психических функций, либо семейное консультирование и коррекция воспитания, либо поведенческие приемы, которые позволят ребенку сделать проблему не страшной, а смешной, или почувствовать себя в безопасности.

Фото: Adrian Sommeling

Почему ребенок должен уметь фантазировать

Фантазии – неотъемлемая часть детства. С ними ребенок познает окружающий мир, учится творчески мыслить и нестандартно решать проблемы. Без этого дети не могут полноценно развиваться и быть индивидуальностью. Это помогает им с интересом проводить время самим с собой, мечтать и быстрее определиться со своим предназначением в будущем.

Ребенок в раннем возрасте практически не отличает реальный мир от вымышленного. Его фантазии часто дополняют реальные истории из жизни, если детям чего-то не хватает. Через них они учатся взрослой жизни, применяют роли членов семьи, представителей разных профессий, применяют то, что они замечают за взрослыми в игре. Живое и богатое воображение позволяет им без труда придумывать и воплощать свои идеи в играх. У взрослых это умение гораздо менее развито. Поэтому им часто сложно играть с детьми.

До 8 лет ребенок часто не может четко разделить фантазию от реальности. И если эта способность сохраняется и в дальнейшем, это признак того, что в его жизни далеко не все в порядке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий