Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Как нельзя наказывать ребенка

В вопросе выбора мер наказания есть табу:

  • нельзя наказывать физически (бить; заставлять приседать; ставить в угол не стоя, а на колени; обливать ледяной водой, не кормить и пр.);
  • недопустимо унижение публичным наказанием («пусть все полюбуются, какая ты бестолочь, стой в углу на глазах у друзей»);
  • не наказывать за несколько проступков сразу – из одновременно совершенных прегрешений выбирается самое тяжкое;
  • наложив наказание, не отменять его, иначе впоследствии страх наказания станет ослабевать и, в итоге, потеряет силу;
  • не делать в наказании отсрочку – это морально измучает ребенка, он будет с ужасом думать о том, что же его теперь ожидает.

Как правильно наказывать ребенка

Надеюсь, что посетители моего сайта против агрессии и силовых воздействий на детей. И что целью наказания является не желание унизить и оскорбить своего ребенка, а научить его правильно себя вести и взаимодействовать с окружающими. Поэтому сейчас мы разберемся с тем, как можно наказать ребенка, не причиняя вреда его психике и здоровью.

Главное, учитесь контролировать свои эмоции. Не позволяйте им испортить ваши отношения с ребенком. Поверьте, никакой проступок ребенка этого не стоит.

Разговаривайте с ребенком, говорите ему, насколько вам неприятен его плохой поступок или поведение. Но не забудьте так же сказать, что, несмотря на это вы по-прежнему его любите. Чувство вины не должно быть спутником наказания.

Ваша задача – объяснить ребенку, в чем его ошибка. Почему его действия или бездействие неприемлемы, какие последствия они несут для него, для родителей, для других людей. И как ему необходимо вести себя в следующий раз в подобных обстоятельствах. И обязательно уточните у ребенка, все ли он понял. Пусть он проговорит, как и что он будет делать или не делать в следующий раз.

Создайте свой семейный свод правил: за что и чем вы будете наказывать ребенка. Ознакомьте его с каждым пунктом и каждый пункт основательно проговорите. Это очень действенный и очень правильный метод – договариваться и искать компромисс. Конечно же, он сработает не сразу и даже не в первые полгода. Но сработает обязательно. Давайте учить ребенка думать и размышлять над поступками, которые требуют наказания. Он должен понимать, что каждое его действие, слово несут за собой определенные последствия. И, если эти последствия выходят за рамки норм и правил, неотвратимо придет наказание.

Правила не должны ограничивать ребенка во всем и полностью, не должны нарушать его личные границы и должны быть максимально просты и понятны. Не учите ребенка быть удобным для других, делать только то, чего хотят другие. Просто научите его тому, что всё, что он делает должно быть безопасно для окружающих.

Главным наказанием должно быть ограничение чего-либо (доступа к компьютеру, телефону, телевизору, встречам с друзьями и т.д.), а не физическое или эмоциональное воздействие. И важен факт неотвратимости этого ограничения. Если в ваших правилах написано, что беспорядок в комнате лишает ребенка карманных денег на один день, значит, так тому и быть.

Не бойтесь наказывать детей! Бойтесь испортить им психику криками и, не дай боже, ремнем. Это, вообще, не наши методы. Мы за мир, дружбу и осознанное воспитание.

Прежде чем решить, как наказать непослушного ребенка, вспомните, что, несмотря на то, что наши дети иногда ведут себя плохо, мы их любим. И будем любить всегда. Не забывайте говорить им об этом, как можно чаще.

Рекомендую к прочтению:

Соблюдаем важные правила

Чтобы наказать «правильно», с педагогическим подходом, важна мораль. Перед воздействием обязательно следует разговор и объяснение, за какой проступок, почему любящие мама и папа ставят малыша в угол, лишают просмотра мультиков или заставляют идти спать. В слове заложена мощная сила, энергия убеждения. С его помощью ребенку, как взрослому, рассказывают, к каким последствиям приведет шалость, грубость или отказ подчиниться требованиям взрослых.

Главные правила, на которых основана методика наказания, гласят, что:

Наказанием нельзя пугать (не путать с предупреждением).
Воздействие без объяснения причин (из-за плохого настроения, неважного самочувствия) не эффективно.
Воспитание основано на системе, а не случайных повторениях.
Крик, разговор на повышенных тонах – признак слабости.
Наказание ради самого факта наказания является лишним поводом травмировать психику ребенка.

Между фразами «пожалуйста, не делай так, потому что…» и «вот придет папа, он тебя обязательно накажет» разница громаднейшая.

Шлепок или отправление в постель без сопутствующего диалога с конкретизацией причины также вызовут негативную реакцию, непонимание, что было не так. В голове у ребенка должны сформироваться четкие правила поведения. Какие-либо «исключения» (сегодня я тебя ругать не буду, перенесем на следующий раз) порождают хаос, сбой установок и потерю ориентации в логике поступков взрослых.

Многие родители удивляются, почему нельзя кричать. Человек во взбудораженном состоянии плохо себя контролирует, допускает ошибки, может наговорить лишнего или неосознанно причинить боль – вот в чем опасность разговоров на повышенных тонах, криков. И, наконец, поддержание малыша в состоянии постоянного ожидания наказаний за любую, даже мелкую, провинность – путь к садизму и бытовой тирании, превращению ребенка в неврастеника.

Советы психолога – наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.

Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем.

Поэтому выбирая способ наказания нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте сгоряча

Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

Наказывайте любя

Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если он чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание

То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

Наказывать нужно не ребенка, а его проступок

Например, ударил соседского мальчика. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

При наказании необходимо четко определить временной интервал

Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

Границы и запреты

Прежде всего, родители должны решить для себя, что ребенку будет позволено, а что нет. Причем сделать это желательно еще до его рождения или в первые несколько месяцев жизни. С первыми «границами» малыш должен познакомиться в возрасте 9–12 месяцев. Первые “нельзя” — это запреты тех действий, которые могут быть опасны для вашего ребенка. То есть — нельзя трогать отопительные приборы, нельзя лезть к розеткам

При этом важно не ограничивать познавательную активность малыша. Что это значит? Уберите максимально далеко все «опасные» предметы, не оставляете кроху без присмотра и будьте готовы в любой момент вмешаться в его деятельность — забрать баллончик с краской, градусник, нож и т

д. Наказывать за «непослушание» в этом возрасте бесполезно. Ваша функция «ограничить и уберечь».

Когда ребенок начинает понимать элементарные правила, обычно, в возрасте около 2–3 лет, вам надлежит предельно понятно, ясно и четко очертить границы дозволенного

И, самое важное, придерживаться этих правил постоянно. Т. е.если нельзя смотреть мультики после 9 вечера, то нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра

Учтите, что с возрастом правила могут меняться, вернее границы дозволенного могут становиться шире. Если 2-летнемумалышу категорически запрещено трогать микроволновку или газовую плиту, то, скажем, 6–7 летнему ребенку уже можно объяснить, как ею пользоваться правильно.

Что будет, если детей не наказывать?

Многие современные родители считают, что счастливое детство ребенка связано с отсутствием наказания. Они живут в надежде, что ребенок перерастет свое плохое поведение, с возрастом всё поймёт. Такого мнения был и американский педиатр Б. Спок. Он считал, что дети требуют уважения, признания естественных потребностей, и считал наказание насилием над психикой. С ребенка, таким образом, ответственность полностью снималась. Однако такая методика воспитания ведет к тому, что родители идут на поводу у собственного ребенка. Да, самому малышу так спокойнее жить сейчас, в мире, где за все отвечает мама, но по мере взросления такому ребенку становится гораздо сложнее адаптироваться в социуме.

Последствия наказаний

Чрезмерно частое использование каких-либо мер наказания может быть чревато не самыми радужными последствиями. У ребёнка, пусть даже на подсознательном уровне, формируется страх быть наказаны. В итоге отношения между родителями и детьми изменяются далеко не в лучшую сторону. Страх провоцирует ребёнка на обман, нежелание делиться с родителями своими переживаниями. Наказания могут создать в представлениях вашего Чада враждебную, пугающую картину мира. В дальнейшей жизни это будет появляться в виде замкнутости, недоверчивости и нежелании заводить контакты с внешним миром.

Наказания необходимы, но еще более необходимо чувство меры. Ребёнок, равно как и подросток, должен чувствовать в вас поддержку, а не угрозу.

Способы поощрения

Поощрение должно быть актуальным, ощутимым и своевременным. Для детей, особенно маленьких, понятие времени не поставлено в четкие границы. Ставить условие малышу, что если ты всю неделю будешь убирать у себя в комнате, а воскресенье получишь мороженное, крайне неправильно. Он с трудом разбирается, что такое неделя.

В качестве поощрения лучше подарить новую игрушку, предложить сегодня сходить в парк, увеличить время прочтения интересной книжки, позволить немного дольше поиграть вечером. Особенно подарок станет интересным, если ребенок мечтал о нем, но не получил когда-то из-за совершения проступка. Можно придумать календарь, где совместно с малышом разукрашивать в цвета пройденные дни, как пример:

  • красный – все отлично;
  • оранжевый – хорошо;
  • желтый – так себе;
  • зеленый – хуже.

Больше всего радуют и мотивируют ребенка совместные игры с любящими папой и мамой.

Физическое наказание для ребенка: что говорит детский психолог?

Как стать авторитетом для своего ребенка

Как научить ребенка ценить деньги

Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание

Иногда родители путают намеренные капризы с капризами по причине недомогания, голода или жажды, и очень часто малыши ведут себя так после болезни, поскольку чувствуют слабость. Выражаться это может следующим образом: во время обеда они хотят спать, а вовремя дневного сна чувствуют прилив сил. В таком случае наказывать ребенка нельзя, потому что изменение режима дня является ненамеренным. Поэтому сначала нужно выяснить, чего они добиваются, перед тем как наказывать детей за непослушание. Комаровский говорит: нужно объяснить малышам, что их капризы только расстраивают родителей.

Как наказать ребенка за плохое поведение:

  • лишение бонусов (но не ежедневных потребностей — сна, еды, прогулки): к примеру — видеоигр, телефона, общения с друзьями, просмотра телевизора;
  • сделать перерыв в общении (предложить ребенку остаться в отдельной комнате и подумать над своим поступком);
  • принести извинения и исправить ошибку; к примеру, если ребенок истоптал чужую клумбу, необходимо научить его не только просить прощения у обиженного человека, но и восстанавливать разрушенное — то есть потратить время и силы на посадку новых цветоа;
  • домашний арест: за серьезный проступок можно не пускать ребенка на праздник или на прогулку с друзьями.

Как правильно наказывать

  1. В процессе наказания ребенка необходимо помнить о том, что нужно контролировать свои эмоции. Нельзя допускать каких-либо эмоциональных реакций, даже если ребенок не приносит ничего, кроме раздражения. Это самое главное правило для правильного и эффективного наказания.  
  2. Следует постоянно объяснять ребенку, какое именно поведение считается крайне недопустимым и заслуживающим соответствующего наказания. Необходимо это для того, чтобы ребенок осознавал и усваивал нормы социальной жизни.
  3. Всегда заранее ставьте ребенка о том, как вы будете наказывать его в случае непослушания или проступка. К примеру, можно сообщить ему, что даже за самые незначительные проступки он может быть оторван от телевизора или компьютера.
  4. Всегда объясняйте ребенку, за что именно вы будете его наказывать.
  5. Не преследуйте цель подавлять волю своего ребенка, ведь в процессе наказания он должен чувствовать вину и, по возможности, извиниться. Обычно для извинений ребенку потребуется несколько часов.
  6. Добивайтесь послушания, но не следует делать это немедленно. Объясните ему крайнюю неприемлемость поведения и примите, скажем, самое стандартное наказание – отнимите приставку. Кроме того, не стоит давить на своего ребенка, лучше дождаться, когда он все осознает самостоятельно и попросит прощения.
  7. Физическое наказание следует использовать только в самых крайних случаях. Идеальным вариантом будет использовать физическое наказание только 4 лет. Физическое наказание должно носить символических характер, условный. К примеру, легонько шлепнуть и повысить голос. Это должно быть достаточно.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Психологи утверждают, что наказание ребенка в возрасте до двух с половиной лет не несет за собой никакого смысла. Ребенок не осознает, что он совершил плохой поступок, но будет думать, что родители внезапно перестали его любить, потому что запрещают играть в обычные игры, в которые он до этого играл. Да, ребенок понимает, что эта игрушка сломана или стена испачкана, но он не понимает того, что делать этого нельзя и не чувствует вину за собой, поэтому родителям рекомендуется не наказывать ребенка до этого возраста. Не нужно думать, как наказывать детей за непослушание, нужно лишь каждый раз ребенку объяснять последствия его поведения, например, что тарелка может разбиться, если выкинуть ее, игрушка может сломаться и играть с ней ребенок больше не сможет.

В этом возрасте эффективным будет собственный пример. Родители могут показать, какие поступки будут радовать близких людей, а какие огорчат их.

Только при достижении возраста 2,5-3 года ребенок потихоньку начинает самостоятельно управлять своими поступками и поведением. Но это не значит, что нужно сразу пускаться во все тяжкие и наказывать малыша. И в указанном возрасте это нужно делать правильно. В первую очередь, нужно успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать. Постарайтесь рассказывать малышу причину того, почему он не прав, строго, но спокойно. Буквально через год ребенок уже сможет самостоятельно отличать хорошие поступки от плохих. В том случае, если вы правильно его наказывали, он будет бояться вашего гнева, и сам во всем будет признаваться. Вот почему нужно знать, как наказывать детей за непослушание.

Помните также и про особенность трехлетних детей идти наперекор своим родителям не потому, что они хотят насолить вам, а потому что начинают чувствовать свою независимость и пытаются показать это.

Метод кнута и пряника

Метод кнута и пряника считается одним из эффективных педагогических приемов. При воспитании любыми методами должна выдерживаться сбалансированность. Не стоит после применения наказания следом жалеть, баловать или ласкать ребенка. Старшим необходимо четко разграничить, когда поощрить, а когда наказать. В таких ситуациях дети могут провоцировать, а затем манипулировать родителями с целью получения «пряника».

Действиям взрослых надлежит быть слаженными. Отрицательными окажутся методы воспитания, если у папы – «кнут», а у мамы – «пряник». Не стоит оспаривать слова одного из родителей в присутствии ребенка. Малыш быстро разберется, кто из взрослых станет волшебной палочкой для исполнения его желаний.

Главный принцип этого метода:

  • успехи ребенка не следует воспринимать, как само собой разумеющееся, их нужно выделять и поощрять;
  • серьезные проступки, не должны оставаться безнаказанными.

3 вещи, за которые нельзя наказывать ребенка

Любопытство

Сюда относится почти всё, что родители считают опасным для своих крох. «Не открывай ящик — придавишь пальцы». «Убери руки от огня — обожжешься». «Не трогай вазу — разобьешь». «Не лезь на тумбочку — упадешь». Сделав такие и подобные замечания 2-3 годовалому ребёнку несколько раз и, естественно, не получив результата, большинство мам не выдерживают и шлепают малышей.

Не всегда, но в некоторых случаях это срабатывает и ребенок перестает делать «то, что не нужно». Но какой при этом вывод делает малыш? Вместо того, чтобы понять, почему опасно проделывать все эти штучки, он усвоит: за любопытство наказывают.
Разобранный вентилятор, разрисованные обои, разрезанное на лоскутки новое платье, размазанная по зеркалу губная помада — все это также проявления детского любопытства. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за подобные шалости, объясните, почему не нужно больше так сделать, предложите альтернативу и понадежнее прячьте «ценные» вещи.

Случайный проступок

Виктория, моя клиентка, на консультации вспоминала, как в детстве мама наказывала её за любой, даже незначительный или случайный проступок. В памяти девушки отпечаталась сцена, где за случайно разбитую тарелку из сервиза её, восьмилетнюю девочку, на 2 недели лишили всех развлечений. А в 15 лет за опоздание с вечерней прогулки на полчаса, мама обстригла выше плеч её длинные волосы. А девушка всего лишь заболталась с подругами и забыла о времени.

Совершенно неадекватные и несоизмеримые случайным проступкам наказания сделали свое дело — Виктория выросла человеком с психологией жертвы, вышла замуж за абьюзера. И лишь по счастливому стечению обстоятельств ей удалось вырваться из этих отношений.

О том, к чему приводят неадекватные наказания детей, я подробнее расскажу ниже, а сейчас просто повторю: никогда не наказывайте детей за что-то, сделанное случайно, без умысла или из-за неправильной оценки последствий.

Например, дочка хотела помочь маме с сервировкой праздничного стола, но взяла больше тарелок, чем способны удержать детские ручки. Уронила тарелки и большая часть из них разбилась. Естественно, у мамы возникает сильное желание отругать «помощницу» за ущерб и лишние хлопоты. Но делать этого категорически нельзя. Единственный урок, который в этом случае ребёнок усвоит на всю жизнь — инициатива наказуема.

Наказание не сделает ребенка более внимательным, аккуратным, ответственным. Но точно превратит его в невротика, который боится родителей, не доверяет им и не рассчитывает на их поддержку.

Неспособность что-то сделать

Можно ли ругать детей за плохие оценки, неумение постоять за себя, или любые другие вещи, которые он не может выполнить? Нет. Как и за другие его «неспособности». Например:

  1. Играть, петь, танцевать, как сын «маминой подруги»;
  2. Лепить из пластилина или вырезать фигурки из дерева;
  3. Заучивать на память длинные монологи;
  4. Занимать первые места на соревнованиях;
  5. Делать то, что, по мнению родителей, ребенок непременно должен уметь, но почему-то не умеет.

Помню, как несладко приходилось моей школьной подруге Жене, мама и папа которой работали преподавателями на физмате. У неё не было особых способностей к точным наукам, но отец и мать были уверены, что дочь просто ленится. По их мнению, понимание математики и физики было в дочке «заложено генетически». А бедная Женя кое-как вытягивала их на тройки, за что сурово наказывалась. Когда весь класс на каникулах ходил в турпоходы, ездил на экскурсии и в театры, она сидела и зубрила формулы, абсолютно не понимая, что они означают.

Если у сына или дочери что-то не получается, наказание не поможет им «стать лучше». Только поддержка, понимание, доброжелательность и принятие могут дать положительный эффект.

Можно ли обойтись без санкций

Многие родители интересуются, можно ли наказывать ребенка или лучше обойтись без санкций по отношению к нему. Среди психологов и учителей нет общего мнения на счет этого аспекта воспитания. Большинство считает, что наказывать малыша нужно только в крайних случаях, когда он действительно этого заслуживает. К тому же ученые доказали, что чем реже применяется определенная методика по отношению к малышу, тем эффективнее она будет. Если можно наказание чем-то заменить, то лучше так и сделать. К примеру, в школе разыгравшегося подростка можно не ставить в угол, а направить его бурную энергию в мирное русло, приучая к труду.

Некоторые взрослые наказывают детей за любопытство. На самом деле именно это качество нужно развивать. Но из-за частых порицаний в дальнейшем воспитанник закрывается в себе и больше не желает идти на контакт. К тому же тяга к обучению у него пропадает. Такое нельзя допускать, так как это сказывается на обучении в школе. К примеру, если ему интересно, как работает будильник, то нужно не кричать на него и просить не задавать глупые вопросы, а просто сесть и вместе разобраться в механизме устройства.

Но если ребенок осознанно и целенаправленно совершил какой-либо проступок, то это требует соответствующих санкций. Однако не стоит перегибать палку — санкции должно быть адекватными. Наказывать в семье следует единогласно. Отменять решение ни в коем случае нельзя, как и заменять санкции на более простые задания. В дальнейшем воспитанник поймет, что можно манипулировать родителями и воспитателями, чем и начнет активно пользоваться. И если сразу его не наказать, то он поймет, что уже прощен. Нельзя наказывать и за то, что было сделано очень давно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий