Не променяйте ребёнка на интернет!

Стоит ли контролировать ребёнка в интернете: мнение родителей

Я считаю, что следить за детьми любого возраста нужно в обязательном порядке, так как слишком уж много сейчас соблазнов, негатива, агрессии, пошлости, нецензурщины как в жизни, так и в сети. И многие дети по незнанию с этим сталкиваются. И даже не пытаются фильтровать получаемую информацию. В этом, наверное, и состоит главная задача родителей — предоставить свободу выбора, но в то же время и контролировать эту свободу, грамотно направлять их интересы в верное русло…

Из личного опыта: мой ребенок смотрит на ютубе обзоры по играм, в некоторых из них проскальзывает грубая и нецензурная лексика. Материал рассчитан на детей 6+.

Дочки моего друга играют в игры на мобильном телефоне. Проверяя их гаджеты, он заметил то, что дети заходили на порносайты. Они пояснили, что эта информация постоянно выскакивает во время игр и они случайно заходят. Но ведь даже случайные «встречи» с такими вещами не делают наших детей лучше…

Если говорить про интернет (и социальные сети), то я за то, чтобы научить ребёнка использовать их для образования и развития. Почему бы не помочь подростку отыскать YouTube-каналы, сайты или паблики, с которыми он будет развиваться! Учишь английский? Подписывайся на соответствующую группу в соцсетях и практикуйся. Хочешь научиться вышивать? Есть видеоуроки — смотри и учись. А для ситуации «случайно зашёл на взрослый сайт» есть функция родительского контроля.

По соцсетям отмечу единственный момент, который стоит отслеживать обязательно — это безопасность ребёнка. Если рассказать сыну или дочери, как себя вести в интернет-пространстве, никаких проблем не возникнет.

В нашей семье мы придерживаемся трёх методов воспитания: слова, практика и наглядный пример. Поэтому, прежде чем покупать своему ребёнку любой гаджет с выходом в сеть, я буду долго и упорно рассказывать о тех нюансах, которые могут возникнуть, если тыкать маленьким пальчиком на сенсорный экран. Вместе с ребёнком найдём на телефоне безопасные сайты и разберёмся, как не обращать внимания на яркий спам со всевозможными ссылками

Ну и на практике дети видят, что их родители не торчат в телефонах и планшетах, а это самое важное

Повторюсь, что мне пока ещё везёт. У меня довольно много времени, чтобы выстроить доверительные отношения с детьми настолько, насколько это возможно. Чтобы тихой ночью спокойно спать, а не взламывать пароли в соцсетях своих детей.

Что нужно знать об интернет-травле

Многие родители опасаются, что в сети на связь с ребенком выйдет опасный взрослый, но такие случаи происходят куда реже, чем постоянное издевательство детей и подростков друг над другом. В эмоциональном смысле интернет-буллинг, пусть при другой технической базе, ничем не отличается от травли реальной — жертва ощущает себя такой же несчастной и подавленной.

Возможно, здесь стоит задуматься — а как вы сами ведете себя в интернете? Всегда ли вы оставляете разумные и вежливые комментарии? Не случалось ли вам случалось резко или оскорбительно высказываться в темах, посвященных политическим или социальным вопросам?

Важно донести до самого себя, а потом уже и до ребенка, мысль о том, что на поведение в интернет-пространстве распространяются те же законы, что и на «реальную жизнь».

Подойдет ли ваш сын к девочке в классе чтобы сказать ей в лицо гадость? Тогда почему он считает нормальным писать комментарии такого же содержания под фотографиями? Будем ли мы неуважительно высказываться о человеке в третьем лице, когда он стоит рядом? А ведь комментарий, который может прочесть тот, о ком идет речь — это то же самое.

Со знаком плюс

Развитие и обучение

Сегодня можно найти и скачать развивающие программы, рассчитанные даже на трехлетних малышей. Логические задачки, упражнения на координацию движений, обучение иностранным языкам – все, что душе угодно! Конечно, все это можно без организовать и без планшета с компьютером, но с гаджетами получается ярче, веселее, эффективнее. Как подобрать хорошую развивающую программу? Вот четыре признака.

  1. Интеллектуальная вовлеченность: малыш не просто развлекается, но решает поставленные задачи.

  2. Интерактивность: ребенок не просто наблюдает за происходящим на экране, а выполняет какие-то действия.

  3. Соответствие возрасту: игра должна соответствовать уровню развития ребенка, позволять ему получить новый опыт.

  4. Взаимодействие: компьютерная программа не должна замещать живое общение, она должна быть выстроена так, чтобы у ребенка появился новый повод обратиться к маме и папе.

Критическое мышление и поиск информации

Поиск информации в наше время – отдельный навык, которому требуется учить детей. С одной стороны, поисковые сайты неимоверно облегчают эту задачу. Стоит только вбить запрос, и они услужливо предложат ранжированный по популярности список ответов. Совсем не то, что идти в районную библиотеку и искать нужную книжку, которой еще может и не быть в наличии!

С другой стороны, мамы и папы нынешних малышей могли полностью доверять информации из книг, ее достоверность была гарантирована государством. Сегодня же мам и папам придется немало поработать с ребенком, чтобы объяснить, каким сайтам можно доверять, а каким – нет.

Приходится признать, что без информационно-поисковых навыков сегодня никуда, это практически такое же важное умение, как чтение или счет. И чем раньше ребенок научится работать с поисковыми системами, тем лучше!

Социальные сети – общение без границ

Наконец, особую неприязнь родителей вызывают социальные сети. Однако современные школьники используют их скорее как удобные мессенджеры, где можно создать виртуальный аналог реальной беседы – чат (класса, кружка или спортивной секции, просто группы друзей). Зачастую такие чаты создают учителя и тренеры, чтобы размещать срочные объявления, а свои группы в соцсетях есть практически у всех детских клубов и секция. По сути, такой мессенджер почти не отличается от телефонной беседы – эй, мамы, а вы в 12 лет не «висели на телефоне» с подружкой часами?

Социальные сети – это возможность существенно расширить круг общения, переписываться со сверстниками по всей стране и даже по всему миру, найти друзей, которые разделяют твои интересы. Делиться своими проблемами и помогать новым друзьям. Разве не здорово? Не совсем…

Правильно ли это?

На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.

В этой брошюре мы:

  • расскажем о рисках бесконтрольного и бездумного использования интернета;
  • подскажем, как общаться с детьми на тему компьютерной безопасности;
  • научим, как настроить и использовать гаджеты, сетевое оборудование и программы, чтобы избежать ловушек и угроз в Интернете.

Мнение психолога

Еще в 2009 году биолог, член Королевской академии медицины Арик Сигман в выступлении перед Европарламентом обнародовал шокирующую статистику.

Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к своему седьмому дню рождения проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год .

К 18 годам “стаж” пользования Всемирной паутиной достигает 4 лет .

В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился. Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.

Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт. Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.

Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.

Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.

В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.

Стоит ли проверять соцсети ребенка?

Читать переписку точно не нужно. Во-первых, это нарушение личных границ. Во-вторых, ребенок, зная о том, что его переписку будут просматривать, может быть не до конца откровенным, соответственно, это еще больше запутает родителя и ухудшит отношения в семье. 

Лучше использовать гибкие программы родительского контроля. Они могут оградить детей от нежелательного контента. 

Например, ребенок переходит в поисковик, ищет какие-то сайты, которые ему интересны. Если они попадают в категорию, которую в силу возраста ему смотреть еще рано — насилие, материалы для взрослых, нецензурные выражения, азартные игры, алкоголь и так далее — ребенок туда просто не зайдет. Программа даже не покажет ему такую возможность.

Дети в интернете: 4 главных опасности и как от них защититься

Родитель в этот момент получает уведомление. Он может смотреть отчеты, не забирая телефон. Алгоритм фиксирует переходы по сайтам и поисковые запросы. Если ребенка интересует какая-то тема, то родители получат об этом информацию, смогут поговорить об этом с ним. 

Но не стоит бить тревогу каждый раз, когда ребенок пытается найти что-то неподходящее. Часто дети ищут информацию, потому что интересуются окружающим миром. Если вы видите, что ребенок ищет что-то запрещенное очень настойчиво — тогда появляется повод поговорить, а также подробно настроить категории ресурсов, к которым будет доступ с устройства ребенка.

Программа также позволяет контролировать поисковые запросы не только на сайтах, но и на YouTube. Нежелательные ролики будут блокироваться.

Одних ограничений недостаточно

Ограничения времени и контента помогают подтвердить вашу власть над этой сферой жизни детей, но без обучения детей правильному поведению в интернете они мало чего стоят.

Нужно помнить, что технологии регулярно дают сбой, дети иногда угадывают пароли и даже если дома у вас есть ограничения по пользованию интернетом, дети могут использовать сеть Wi-Fi в общественных местах и брать девайсы своих друзей, на которых может не стоять фильтров.

В играх и приложениях всегда есть лазейки, о которых родители могут не знать. К примеру, я недавно разговаривала с мамой восьмилетнего мальчика, который очень любил играть в одну популярную онлайн-игру. Это стрелялка от первого лица, и хотя ее возрастной рейтинг был 12+, ее графика не очень реалистична и похожа на мультик. Мама посмотрела на игру и решила, что ее сыну она вполне подходит.

Обычно он играл на своей приставке Xbox в наушниках, чтобы никому не мешать. Однако однажды он не надел наушники, и звук был слышен. Мама услышала, как из приставки доносятся крики и ругань. Когда она спросила сына об этом, он сказал, что в игре есть функция чата, который автоматически появляется, когда ты играешь в игру онлайн с другими участниками, и он не знал, как ее отключить. Женщина была в шоке оттого, что ее маленький сын месяцами слушал нецензурную брань, а она об этом даже не подозревала.

Существует множество технологий, позволяющих заблокировать непристойный контент и оградить от него детей, однако я считаю, что родители должны объяснить детям, как распознать контент, который им не подходит, и рассказать, что нужно делать, если они наткнулись на то, что их расстраивает или смущает.

Проект по медиаполитике Лондонской школы экономики выявил, что одни люди предпочитают устанавливать временное ограничение и использовать технические и программные фильтры, чтобы ограничивать и наблюдать за деятельностью детей в Сети, а другие выбирают “активные” стратегии: совместное пользование интернетом и беседы о том, чем ребенок занимается онлайн.

Проект показал, что у родителей, использовавших комбинированный подход, чтобы привить детям положительные цифровые привычки, и устанавливающих совместные ограничения, дети лучше использовали потенциал Сети и быстрее справлялись с проблемами. Исследование также показало, что ограничительный подход защищает от рисков в краткосрочной перспективе, но может снизить уровень интернет-грамотности детей в долгосрочной.

Порой понимание того, как ваш ребенок пользуется планшетом или приставкой, помогает избежать ссор. Активно интересуйтесь, чем он занимается онлайн

Очень важно признать, что вы понимаете, как важно для него время в Сети, не отрицайте этого лишь потому, что сами не разделяете любви к стрелялкам

Общайтесь с ребенком, задавайте вопросы об игре: что ему в ней нравится? Что будет на следующем уровне? Коммуникация — ключ ко всему. Если вы слушаете и интересуетесь, чем занят ваш ребенок, пользуясь планшетом, вы выстраиваете с ним отношения, опираясь на его интересы, а хорошие и близкие отношения с ребенком совершенно необходимы, если вы собираетесь установить правила и соблюдать дисциплину.

Что же делать?

Везде что-то травмирующее или опасное, стопроцентной защиты нет, и всё-таки вам предлагают отказаться от жесткой запретительной политики? Пожалуй, да. Главное — учить детей адекватному сетевому поведению. Вот примерный список тем для обсуждения, подняв которые, можно помочь школьнику, начинающему осваивать интернет, адекватно себя вести.

  • Болтать — врагу помогать. Не нужно давать кому-либо свой адрес и контактные данные, равно как оставлять их в открытом доступе. И вообще лучше не рассказывать о себе ничего лишнего.

  • Не садись к дяде в машину. Надеюсь, ваши дети отлично знают, что не нужно идти куда-то с незнакомым человеком. Дайте ему понять, что переписка в интернете аналогична тому, чтобы остаться с кем-то наедине в «реале». Опасные люди не смогут ввязаться в разговор с вашим ребенком, если он не будет им отвечать и сразу пресечет подозрительное общение.

Не надо воровать. Фотографии и тексты — интеллектуальная собственность. Убедитесь, что ребёнок понимает, какой контент можно признать «ничьим», а какой нельзя брать без спроса.
За буквами — живые люди. На стадии перехода от игр и приложений к социальному интернету дети не всегда понимают разницу. Здесь нужно сказать: все, кто пишет тексты и выкладывает фотографии, так же реальны, как и ты. Они могут обидеться, если ты ранишь их чувства

А могут причинить вред.
Вежливость — это важно. Всё как в обычной жизни

Не следует сплетничать, неуважительно обсуждать чужую внешность, грубить, использовать ненормативную лексику. Если ребёнок не имеет привычки писать нехорошее слово на каждом встреченном заборе, это не станет для него новостью.

Источник имеет значение

Важно, чтобы ребёнок умел различать разные виды ресурсов и понимал, какие заслуживают доверия, а какие — нет. Рекламный ли это сайт? Может ли на образовательном ресурсе быть однобокое, предвзятое мнение? Главная задача этих вопросов — сформировать критическое отношение.
Следи за здоровьем

Не только своим, но и компьютера. Ресурсы со множественными всплывающими окнами следует сразу покидать, на сомнительные ссылки — не кликать. Объясните детям, что такое антивирусные программы.
Не бойся рассказать. Если между вами доверительные отношения, ребёнок обязательно скажет, если что-то, увиденное в сети, его напугает. Главное здесь — не осуждать его за любопытство. Чувство вины рождает скрытность, и дети останутся наедине с чем-то страшным или неприятным.

Людмила Усеинова – детский психолог

– Из своего 15-летнего опыта могу однозначно сказать, что спорить со взрослым человеком о методах и правилах воспитания его ребенка, в данном случае с мужем Светланы, пытаться убедить, что он не прав – дело неблагодарное и пустое.

В Интернете масса статей, которые раскрывают негативное влияние такого «прилипания» к гаджетам у детей, особенно дошкольного возраста. И любой родитель, обеспокоенный развитием своего ребенка, может найти подходящую информацию, проанализировать и что-то изменить в своем воспитании. Но что делать, если родитель принимает гаджет как своего помощника в воспитании? И как второму родителю быть в такой ситуации?

Если вы обеспокоены, что в ваше отсутствие ребенок «уходит» в мир бесконтрольного интернета, то создайте ему в реальной жизни такие условия, чтобы его не тянуло в виртуальный мир.

Например, составьте ребенку квест, который он должен пройти до вашего возвращения с работы. В конце квеста ребенок получает какой-нибудь сюрприз. Или пусть выполнит челлендж.

А если вы это задание еще запишите на телефон, то ребенку однозначно будет интересно его пройти. Причем, если подойти к составлению квеста или челленджа с хитростью, то может быть вымыта и посуда дома, и порядок в комнате наведен, и уроки сделаны.

Если вы не очень ориентируетесь в современных мультфильмах и популярных ютуб-каналах, на которых «зависает» ребенок, то уделите один вечер совместному просмотру с ребенком всех интересующих его видео и игр. Но преподнести это надо не как: «Я сейчас посмотрю, что за глупости ты там смотришь! Не дай Бог это будет какой-то бред, заберу все телефоны и планшеты». Нет! Так дело не пойдет.

Вам, наоборот, надо установить контакт с ребенком, чтобы он доверился и показал все свои пристрастия. И если у вас, как у опытного взрослого человека, после просмотра возникнет явное отторжение, раздражение, агрессия, то однозначно нужно ограждать ребенка от этого канала или мультфильма.

Деспотичное родительское «Я сказал (а), что это бред и ты его больше не будешь смотреть!» здесь никак не подойдет, причем не важен возраст вашего ребенка.

Подойдите с хитростью: например, внесите этот ютуб-канал в черный список или под родительский пароль, причем якобы случайно, а пароля вы не знаете.

Однозначно исключите интерактивные мультфильмы, в которых персонаж задает вопросы зрителю, а тот отвечает ему. Например, «Даша-путешественница».

Во-первых, вы заметили, что такого рода мультфильмы создаются только для детской аудитории до 6 лет. Почему? Потому что именно психика дошкольника поддается огромному влиянию.

Персонаж просит сказать что-то, ответить и ребенок ему добросовестно отвечает вслух. И давайте будем честными – если вы встретите человека, который общается с телевизором, холодильником или другой бытовой техникой, каково будет ваше мнение о его психическом здоровье?

Так почему же родители создают такие условия для своего любимого ребенка, что он начинает общаться с телевизором! Не с человеком, как ошибочно полагают многие родители, а с бытовой техникой!

Во-вторых, обманчиво представление родителей, что это обучающие мультики. Они не обучают – они программируют. Ведь у детей дошкольного возраста, особенно до 3 лет, обучение неразрывно связано с действием.

То есть, чтобы понять, что мячик круглый и в принципе понять, что такое «круглый», он должен неоднократно подержать, покрутить, покатать этот мячик. Затем пройти путь проб и ошибок: отверстие круглое, а малыш вначале пытается впихнуть туда квадрат, треугольник и лишь случайно (вначале это случайно) круг. Это и есть обучение.

А через команды мультипликационного героя – это программирование. Ведь квадрат ребенок выбирает не потому, что понял за одну серию и усвоил понятие «квадрат» (если, конечно, он в реальной жизни его уже не усвоил), а лишь потому, что сценарий написан таким образом, что ребенок должен ответить нужное для персонажа слово.

Помните: ребенок нуждается в живом общении с родителями. А если его «затягивает» интернет, то значит в ваших детско-родительских отношениях пролегла трещина. И бороться надо не с интернет-зависимостью, а с ее причинами.

Фото: личный архив героини и Pixabay

Травмирующие сцены были всегда и везде

Когда я ездил в лагерь в конце девяностых, мы тайно читали там чудовищные газеты «Спид-Инфо» и «Мир Криминала», которые подорвали психику целому поколению россиян. Из первого издания можно было почерпнуть совершенно фантастические факты об интимной жизни, а второй содержал такое смакование сцен насилия, что я до сих пор не могу понять, как люди, пишущие это, заставляли себя ходить на обед.

Помню обмененного на макулатуру Мориса Дрюона, страницы которого пестрели опсианием пыток, сцен жестокости и совсем не романтических любовных приключений. Александр Дюма по сравнению с ним был совершенно детским чтением. Родители, что симптоматично, очень гордились пятиклассником, который утыкался вечерами в толстую историческую книгу, как будто не подозревая, какие бездны в этот момент передо мной разверзались. Я чувствовал тревогу и страх, но оторваться не мог, равно как не мог обсудить с родителями то, что меня беспокоило — боялся, что меня осудят за мой интерес.

Некоторые психологи считают, что встреча с насилием и жестокостью особенно травмирует тепличных детей, которые никогда не видели ничего подобного. Нет, это не значит, что ребёнка нужно намеренно принуждать смотреть шок-контент, чтобы закалять его психику. Один шанс на миллион, что благополучный и воспитанный в трепетном ненасилии ребенок станет Бэтменом, встретившись с чем-то ужасным (да и Бэтмен, вообще-то говоря, был травмирован на всю жизнь). Речь идёт о том, что политика полного запрета и табуирования каких-то явлений ведёт только к разжиганию нездорового интереса.

Так спасет ли ограничение допуска в интернет от жестокости и нежелательной информации? В ответ на предложения ограничить доступ к Telegram Павел Дуров предложил запретить слова, поскольку с их помощью общаются между собой террористы. Интернет, как и мессенджеры, является только инструментом в наших руках. Как ваш ребёнок будет распоряжаться доступом в сеть, зависит от культуры пользования, которая ему прививается.

Ограничивать компьютер – это нормально

Дети проводят больше времени за компьютером, чем в общении со сверстниками, и, проводя время в виртуальной реальности, лишаются чего-то другого в жизни. Как это исправить?

Начать жить в виртуальном пространстве — опасность, перед которой стоит все человечество. Дети иногда погружаются в него больше, чем в реальную жизнь. И там, в виртуальном мире, они преодолевают препятствия не ногами и руками, а при помощи бегающих на экране фигурок, в общении не с живыми людьми, а с теми, кто скрывается под “никами”.

Это опасно, но я думаю, что родители находят способ этого избежать: ограничивают пребывание в виртуальной реальности. Вам же приходится ребенка ограничивать, чтобы он не ел весь день одни конфеты или не пропадал по десять часов на улице, играя в футбол. Это вопрос режима и дисциплины.

Ограничивать — это значит не просто запрещать, а чем-то заменять. Поддержать дружбу сына или дочери с другими ребятами, занять чем-то интересным.

Вы никуда не денетесь от планшетов и компьютеров: это среда, в которой дети растут. Надо посмотреть, что сын или дочь делает на компьютере, и включиться в этот процесс. Лучше всего вы можете помочь ребенку в развитии, если будете делать что-то вместе с ним.

Сейчас получается так, что некоторые родители, бабушки и дедушки не владеют современными технологиями. Компьютерная игра конкурирует с культурным запасом и навыками родителя, и родитель проигрывает. Ну, так не проигрывайте! Развивайтесь.

Чем заменить компьютерные игры

Как доказать сыну, что реальная жизнь гораздо интереснее виртуальной, планшетной?

Прежде чем лишать компьютерных игр, стоит спросить ребенка, что ему в них нравится. Состязательность? Отлично. Соглашайтесь. Просто слушайте, и как бы исподволь делайте небольшие экскурсы в реальность. Вот у тебя тут виртуальная армия, а где полководец? А как полководец поступил бы в реальной жизни, что ты думаешь? А знаешь ли каких-нибудь блестящих полководцев и их стратегические ходы, победы?

Мальчики и девочки, повзрослев, жалуются, что они тупеют от этих игр

Тут важно обсуждать, задавать наводящие вопросы, вовлекать, но ни в коем случае не давить. Поменьше воспитательного напора

Действуйте мягче: “Ты играл пять часов. Что ты чувствуешь?” — “Ой, — отвечает, — как-то отупел” (реальный ответ подростка). Вот! “А в наше время, — говорите вы, — таких ловушек, как эти игры, не было: после футбола язык на плечо — и за книжку!”. Здесь, правда, тоже хорошо бы не переусердствовать.

И не говорите ему: вот это занятие лучше, чем… важнее, чем… Как только ребенок и особенно подросток слышит поучения или критику в адрес того, чем он сейчас увлечен, он замыкается и перестает вас слушать. Появляется “психологическая глухота”.

«Распаковка» и «обзоры», или куда катится мир?

У детей «распаковка» и «обзоры» пользуются огромным спросом! Очень часто ютуб блогеры играют на тонких струнах детской души, ведь все любят получать подарки, срывать упаковку и с трепетом смотреть, что же внутри заветной коробки.

За счет вашего ребенка блогеры монетизируют свой канал. Вы же не думаете, что они бесплатно участвуют в этих горе-постановках? Дети – лучшая аудитория, чтобы повысить просмотры, не давая взамен никакой ценности – ни художественной, ни смысловой. Причем эта аудитория придет еще и еще, и будет крайне благодарна. К сожалению, вечно занятые родители сами этому способствуют.

Первое правило напрашивается само собой – знать, что смотрит ваш ребенок. Вы сами можете оградить свое чадо от вредной для

психики и опасной для здоровья информации. Как это сделать правильно, нам расскажет опытный детский психолог:

Цифровая гигиена ничем не отличается от санитарной

— У меня впечатление, что дети еще говорить и ходить не научились, а уже тянутся к планшету.

— Да, это так. При этом в возрасте от нуля до трех гаджет точно не нужен, с ребенком надо общаться, читать, гулять. 

Понятно, что у каждого члена семьи сейчас свой экран, и не один. Дети проявляют к нему интерес практически с рождения, потому что видят в руках у родителей 24/7.

Им, конечно, любопытно: что это за штука, которая так увлекает маму и папу? Сначала они хотят ее взять, потрогать, а потом понимают, что там внутри живут еще какие-то увлекательные картинки. Некоторые родители очень тревожатся, что ребенок чуть проснулся — и уже тянется к телефону. Но на самом деле ничего страшного в этом пока нет.

Задача родителей — на первоначальном этапе выстроить какие-то границы, а потом научить ребенка пользоваться функционалом гаджета так же, как они в какой-то момент учат его чистить зубы. Объяснять правила гигиеничного потребления этой информации, объяснять, для чего она и зачем. Это такой же процесс, как любое другое обучение в жизни. 

А если ребенок бросается на пол, начинает биться и рыдать, когда ты у него отбираешь телефон?

— Телефон тут ничем не отличается от любой другой игрушки. Ребенок выдает истерику, связанную с отказом

Неважно, гаджет это, машинка или вы налили ему воду не в ту кружку. Но как нельзя есть сладкое изо дня в день, так же нельзя смотреть мультики четыре часа напролет

Есть ли какая-то норма экранного времени, общая для всех детей младшего возраста? Или все индивидуально?

— В прошлом году появились рекомендации ВОЗ. Там прописано от нуля до двух полное ограничение, никаких экранных часов, от двух до пяти — не более часа в день. 

Но ситуации в разных семьях разные. Иногда поставить трехлетке мультик на 1,5 часа — это единственный способ отвлечься, приготовить ужин или принять душ в ситуации, когда ты с ребенком один. Если он раз в неделю смотрит мультики не час, а полтора, это точно не катастрофа. 

Шаг 2. Установите на компьютер средство родительского контроля

Многие компании предлагают программное обеспечение, которое позволяет настроить или ограничить выход в интернет. Такие программы могут включать следующие функции:

  • Фильтрация и блокировка. Позволяют ограничивать доступ к некоторым сайтам, программам и изображениям.
  • Блокировка данных, которые ребенок отправляет с компьютера. Не позволяет детям делиться информацией в Интернете, в том числе отправлять что-то по электронной почте.
  • Браузеры для детей. Позволяют фильтровать контент, который видит ваш ребенок.
  • Поисковые системы для детей. Ограничивают поиск и фильтрует его результаты.
  • Мониторинг деятельности ребенка в браузере. Организует контроль доступа детей в Интернет. Фиксирует адреса веб-сайтов, которые посещал ребенок, отправляет родителям сообщения в тот момент, когда ребенок заходит на запрещенный сайт.

Как это сделать?

Windows

  • создайте новую учетную запись (Параметры — Учетные записи — Семья и другие люди — Добавить пользователя для этого компьютера);
  • настройте ее (Параметры — Учетные записи — Семья и другие пользователи — Управление семейными настройками через Интернет);
  • в разделе “Просмотр веб-страниц” включите блокировку нежелательных веб-сайтов или укажите список доступных и недоступных сайтов;
  • в разделе “Приложения, игры и мультимедиа” ограничьте доступ к выбранным программам;
  • в разделе “Таймер работы с устройством” ограничьте время работы за компьютером.

Apple

  • зайдите в “Родительский контроль” (Системные настройки — Родительский контроль), создайте новую учетную запись с родительским контролем и настройте ее;
  • на вкладке “Программы” запретите или разрешите использовать камеру, ограничьте список разрешенных контактов в почте и разрешите использовать определенные программы;
  • на вкладке “Веб” разрешите доступ к некоторым сайтам;
  • на вкладке “Магазины” отключите встроенные магазины Apple, а также ограничьте просмотр фильмов и прослушивание музыки iTunes;
  • на вкладке “Время” ограничьте время работы за компьютером.

Google ChromeЯндекс

Шаг 3. Научите ребенка создавать надежные пароли

Расскажите детям основные правила создания паролей:

  • пароль должен состоять не менее, чем из 6 символов;
  • в состав пароля могут входить цифры, латинские буквы, пробелы и специальные символы (точки, запятые, восклицательные знаки и т.д.);
  • рекомендуется составлять пароль из смешанного набора цифровых и буквенных символов;
  • не следует использовать общеупотребляемые слова и устойчивые словосочетания;
  • не следует использовать наборы символов, представляющие собой комбинации клавиш, расположенных подряд на клавиатуре, например, такие как: qwerty, 123456789, qazwsx и т.п;
  • не следует использовать персональные данные: имена и фамилии, адреса, номера паспортов, страховых свидетельств и т.п;
  • для разных учетных записей необходимо использовать разные пароли.

Как это сделать?

Существуют бесплатные и довольно простые в использовании программы для создания и хранения паролей. Найдите такую программу в интернете, установите ее, создайте пароль и сохраните его.

Почему родительский контроль не работает

С помощью родительского контроля можно распоряжаться временем, которое ребенок проводит за компьютером и ограничивать доступ к компьютеру. Тем не менее, на Youtube есть снятые младшими школьниками видео о том, как зайти под другой учётной записью.

С подростком отсутствие родительского контроля — это уже не технический, но этический вопрос.

Само выражение «родительский контроль» по отношению к подростку оскорбительно и вызывает у него неприязнь. Вы же не хотите, чтобы слова «неприязнь» и «родители» стояли рядом в его голове? Пытаться насильно ограничить доступ к компьютеру — то же самое, что прятать конфеты. Вполне возможно, что сын-старшеклассник физически сильнее вас и занимается спортом — тогда он с легкостью отнимет у вас сладости. Но это явно не тот уровень взаимодействия, на котором мы хотим решать вопросы.

Вот какую историю я наблюдал в семье подруги, когда мы заехали на выходные к её родителям и младшему брату пятнадцати лет. Родители уверенно управляются с компьютером — ищут информацию, смотрят фильмы, посещают форумы по интересам и считают, что хорошо осведомлены. Когда зашёл разговор о запрещённых веществах и оружии, которые, якобы, продаются в сети, отец тут же поискал в интернете и не нашёл ничего, из-за чего стоило бы беспокоиться. Сын посмотрел на него с жалостью:

— Пап, ты же не знаешь, что такое глубокий интернет?

У нас на глазах Саша извлек из недр тёмного интернета такое, что глаза у всей семьи полезли на лоб. Выяснилось, что он знает, например, где можно купить дробовик. Оружие пришлют почтой, по частям, в десяти посылках. Расплачиваться нужно криптовалютой, которую можно выменять на электронные деньги.

Ещё по этой теме


Вы не любите своих детей

— Сашенька, зачем тебе дробовик? — спросила дрожащим голосом мать.

Сын, который, выполнив задачу, потерял интерес к процессу, равнодушно отозвался, не поднимая глаз от смартфона:

— А мне и не надо. Я мопед хочу.

— А за то, что мы сейчас туда заходили, за нами не приедут?..

— Неа. Я через VPN заходил, исландский. Они самые надёжные.

Родители длинно выдохнули.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий