О чем говорит детский рисунок

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.

Читать ›

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи

Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

  • темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;

  • фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);

  • коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;

  • черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех

Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.

Описывайте все, что делает ваш ребенок

Ваш малыш наносит на бумагу широкие смелые линии или, наоборот, тонкие и осторожные? Прокомментируйте: «Я смотрю, ты сегодня рисуешь с размахом». Его движения свободны? Вы можете сказать: «Ты используешь всю руку (все тело)». Он выбрал тонкую кисточку или толстую? Ставит точки или рисует большие круги? Какие цвета он взял? Он наносит каждый отдельно или смешивает их? Вы можете сказать ребенку: «Ты кладешь желтую краску на красную. Цвета смешиваются, и получается оранжевый, так?».

Вам не нужно делать подобные замечания каждый раз, когда ребенок что-то творит, но если вы хотите что-нибудь сказать, попробуйте описать процесс и то, что вы видите.

Такой подход я использую для самых маленьких. Для них главное — процесс, кроме того, они пока не могут придумать историю или сюжет своего рисунка. Если ребенок постарше, я уже могу попросить, чтобы он рассказал о своей работе.

Детские рисунки: на что обратить внимание

При анализе рисунков особенно показательны с точки зрения психологии три вещи:

  • Цветовые решения;
  • Изображение автопортрета;
  • Образ семьи.

Начнем с цвета:

  • Если ребенок часто использует в рисунках желтый, это характеризует малыша, как мечтательного, открытого, с положительной динамикой живого воображения.
  • Розовый говорит о чувствительности малыша. Ему необходимо быть с родителями в тесном контакте: чаще обнимайте, поглаживайте по голове или просто держите за руку.
  • Красный свидетельствует о психологической и физической активности; темпераментный малыш, может быть непослушным, неусидчивым.
  • Бежевый или охра, лиловый, голубой говорят о гармоничном психологическом состоянии.
  • Преобладание синего цвета в рисунках определяет ребенка как спокойного, осмысленного в своем выборе и действиях.
  • Зеленый описывает ребенка как упрямого и настойчивого.
  • Оранжевый — цвет возбудимости.
  • Фиолетовый определяет ребенка, как творческого, ранимого и чувствительного. Нужно уделять больше ласки и внимания.

Идем дальше — автопортрет!

Психологи используют такой метод для определения морального состояния ребенка. Например, специалист просит ребенка нарисовать себя.

  • Мимика на лице устанавливает эмоциональность ребенка — позитивный, пассивный и т.д.
  • Изображение маленького размера в нижней части листа может свидетельствовать, что ребенок не чувствует себя личностью, преобладает низкая самооценка. Если наоборот в верхней, — высокая самооценка. Расположение «самого себя» на весь лист говорит о гиперактивности малыша.
  • Недостаток в композиции частей тела: рта, ушей, пальцев может говорить о проблемах проявления себя, как личности.

Образ семьи — еще один тест в работе психолога

Чтобы выявить, есть ли у ребенка психологические проблемы, связанные с семьей, проводится работа с семейным рисунком.

Учитывается все: кого из родителей первым нарисовал малыш, размер членов семьи на листе, мимика, насколько близко/далеко они к ребенку находятся.

Разберем некоторые детали подобной работы:

  • Кого первым изобразил малыш в семейном портрете, того и считает главным в семье.
  • Изображенные на заднем плане родственники свидетельствуют о незначительности в жизни ребенка.
  • Гармоничный портрет, где все участники держатся за руки, говорит о полном порядке в психологическом состоянии. Дополнение: если семья нарисована в комнате, но в ней присутствует обычное желтое солнце, то это может говорить о нехватке тепла со стороны родителей.
  • Если ребенок не изобразил брата или сестру, а они есть по факту, можно судить о ревностном отношении к родителям.
  • Рисунок оформлен в «живых» тонах, значит в семье яркая, увлекательная жизнь — все в порядке! Когда наоборот, то ребенок больше занимается «своими делами», чем совместно с семьей.

Уважаемые родители! Разумеется, все выводы, приведенные в данной статье — это не закон, не стопроцентное правило, это просто повод обратить внимание, уточнить, проконсультироваться. Не более того

Информирован, значит, вооружен.

Для выявления действительных психологических проблем требуются специалисты. Это их работа.

А работа родителей —  заботиться о положительном психологическом состоянии малыша и обращать внимание на любые мелочи, включая указанные выше нюансы детского творчества.  Удачи вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации

Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций. 
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением

Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

История великой любви

Но все пошло не по плану. Вместо этого именно ее сын, Эрос, влюбился в Психею. Не сумев остановиться, молодой бог решил каждую ночь ходить в ее комнату, чтобы покорить ее и сделать своей. Психея влюбилась в таинственного незнакомца, который каждую ночь посещал ее. Она даже не видела его лица. Незнакомец был богом, который хотел сохранить свою личность в секрете.

Но что-то пошло не так. Когда Психея рассказала сестрам об этом, они сказали ей, что она должна оборвать отношения до тех пор, пока не увидит лицо своего таинственного возлюбленного. Так она и сделала. Пока Эрос спал в ее постели, она поднесла лампу к его лицу. В тот момент сын Афродиты проснулся и вышел из себя, совершенно разъяренный дерзостью Психеи.

Манера рисования

Не меньше, чем цвет, скажет и композиция детского рисунка. Это зеркало детских мыслей. Здесь нам стоит посмотреть на нажим карандаша и целостность линий, размер и расположение рисунка на листе.

Нажим

Зная технику художественного рисования, взрослые могут возразить, что нажим карандаша – это специальный приём. Согласна, но только не в этом случае. В отношении с детьми, малообладающими техникой рисования, сила пользования карандашом – это показатель тонуса.

  • Так, когда художник рисует с неуверенным, слабеньким нажимом, едва заметными линиями, можно говорить о робости и пассивности. Иногда весь рисунок либо его большая часть состоит из лёгких штрихов, и это указывает на имеющуюся тревожность.
  • О неустойчивых эмоциях подскажут частые стирания. Когда же лёгкие эскизные штрихи затем выделяются жирно, то можно это расценивать, как попытку взять себя в руки, контролируя тревоги.
  • Небрежные рисунки, часто кинутые на полпути и не дорисованные до конца, принадлежат тем, кто слишком импульсивен. Бывает, что дети настолько жирно чертят контуры, что аж бумага рвётся. Это признаки напряжённости и конфликтности, агрессивности и возможной гиперактивности.

Размер

Имеет значение. Здесь будем ориентироваться на установленные в психологии нормы: размер самого крупного объекта на листе А4 должен быть не более 2/3. Что значит, если художник «не влезает» в общепринятое правило?

  • Когда человек или животное на листе значительно больше, чем надо, занимает всё пространство и даже не вмещается в каких-то частях, задумайтесь о детских тревогах и стрессах.
  • Если рисунок настолько малюсенький, что еле видно его, — это признак заниженной самооценки.
  • Эгоиста «сдаст» автопортрет на всё полотно, а «аватаром» одиночки станет маленькое изображение.

Расположение

Нередко дети рисуют, ориентируясь не на весь лист, а предпочитая центр бумаги либо один из краёв. Это тоже имеет своё психологическое объяснение.

  • По центру у ребёнка всегда «живут» самые важные в его жизни люди, а вот самый высокий – значит, самый влиятельный в семье.
  • Хорошо, если в середине рисунка нашли место мама и папа, можно о благополучии в семье не беспокоиться, а вот когда центральное место рисунка занимают неодушевлённые предметы, — значит, у ребёнка есть зацикленность на материальных благах, родители где-то переборщили с материальными поощрениями.
  • Пустота в центре – признак внутренней опустошённости и низкой самооценки.
  • Нашедшим себя по уголкам рисунка родителям психологи советуют больше уделять времени ребёнку, а если вас совсем нет – это повод для беспокойства, так как вычеркнув какого-то человека из своего рисунка, ребёнок таким образом пытается вычеркнуть его из всей своей жизни.
  • Про детей с завышенным чувством собственного достоинства скажут рисунки, стремящиеся к верхней части, но это также может быть признаком «витания в облаках».
  • Дети с неблагополучным эмоциональным состоянием, одинокие, рисуют обычно мелкие изображения внизу листа.

Отдельные детали композиций

Некоторые тонкости могут подсказать, что переживает ваш ребёнок, вырисовывая карандашом объекты на альбомном листе. Вот часто встречающиеся особенности детских рисунков:

когда дерево или дом «летают» без твёрдой поверхности, поздравляем! Ваш художник – настоящий фантазёр, без пяти минут Мюнхгаузен.

неуверенные в собственных силах усиленно чертят себе линию земли;
соединенные вместе руки в цепочке «мама-папа-дети», иногда даже с лапами кошек и собак, говорят о близких и доверительных отношениях в семье;
ручки-ножки, словно тоненькие веточки, – ребёнка беспокоит его физическая слабость;
большущая голова – не признак большого ума, а предвестник ушедшего в себя художника;
куча украшений, декоров и прочих нарядностей подскажет, что ребёнку очень важна оценка и внимание окружающих.

Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением.

Что рисуют дети разного возраста

В основном дети рисуют то, что их окружает повседневно: дом, семья, животные и т.д. Самые маленькие художники (до 3-х лет) рисуют как мы думаем, непонятные линии и кружочки, и каких-то странных “головоногов”. В большинстве случаев, сначала рождается “шедевр”, а уже потом юный живописец решает, что же он нарисовал.

К 4-5 годам, ребенок начинает рисовать родителей, дома и животных. Но все еще только в общих формах, без конкретных деталей. Дети этого возраста еще не могут свободно выражать свои мысли и чувства словами. Одним из способов самовыражения четырехлетнего  ребенка является рисунок.

В 5-6 лет юные художники уже вполне могут прорисовывать не только крупные детали, но и мелкие тоже. Мальчики любят рисовать машинки, оружие, инструменты, роботов и т.д. Девочки обычно изображают принцесс, животных, замки.

Цветовой журнал (для детей от 3 лет)

Вам следует знать эмоции, на которые уже способен ваш ребенок, символы, которые он употребляет, и попытаться увязать цвета и его чувства. Для этого я рекомендую вести цветовой журнал.

Вам понадобится:

  • Тетрадь или альбом с чистыми, нелинованными страницами
  • Карандаши или фломастеры разных цветов
  1. Обсудите с ребенком, как взаимосвязаны цвет и настроение. Ведь кроме общепринятых ассоциаций (синий — грусть, задумчивость, красный — злость, волнение, стремление, желтый — счастье), у каждого человека может быть свое собственное отношение к цвету. Поговорите с ним об этом. Голубой кого-то приведет в восторг, а красный раздразнит. Об этом можно упоминать мимоходом, например: «В желтой комнате у меня поднимается настроение», «Я сегодня смелая, как моя оранжевая футболка», «Посмотри, какое на улице все серое, из-за этого кажется, что очень холодно».
  2. Предложите ребенку записать в журнал, какие ощущения у него вызывают разные цвета. Такой цветовой журнал может быть у каждого члена семьи, можно даже вести их сообща.
  3. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, доставайте журнал. Спросите ребенка: «Какого цвета был твой день?». Затем порисуйте. Вы можете закрасить всю страницу, нарисовать что-то или проиллюстрировать события прошедшего дня, при этом нужно использовать выбранный цвет или цвета.
  4. Поставьте дату и опишите настроение вашего ребенка. Малыш может продиктовать вам текст для этой записи. Ребенок постарше, возможно, захочет написать что-то самостоятельно, но не обязательно.

Варианты

  • Можно сделать таблицу с семью квадратиками, по одному на каждый день недели, и повесить ее на стену. Каждый день закрашивайте один квадратик другим цветом.
  • Сделайте коллаж в тонах, которые лучше всего отражают ваше настроение. Используйте журналы, цветной картон, мелки, краски, фломастеры, для того чтобы создать оттенки цвета и настроения.
  • В конце недели, месяца или года просмотрите ваши записи и рисунки и обсудите все цвета и эмоции.
  • Даже если ребенок расстроен, все равно спросите его: «Какого цвета твое настроение?» — и предложите порисовать этим цветом. Но лучше просто поинтересоваться, не хочется ли ему изобразить, как он себя чувствует.

Задавайте открытые вопросы

Когда расспрашиваете ребенка о том, что он делает, вы показываете уважение к нему и его работе. А также узнаете все самое главное. Кроме того, ребенок приучится думать о том, что он делает. «Открытыми» я называю вопросы, которые не предлагают ответов и не заключают их в себе (это непедагогично, ведь вы спроецируете свои мысли на работу ребенка). Спросите, например: «Можешь рассказать мне о своем рисунке?».

Такие вопросы могут вызвать новый творческий процесс. Если ребенок ответит: «Это человек», вы сможете предложить варианты, которые помогут ему уточнить свою идею. Например, спросить, ребенок это или взрослый, мальчик или девочка, сколько лет этому человеку, о чем он думает. Что с ним случилось перед тем, как его нарисовали? Что будет дальше? И так далее. Таким образом вы стимулируете воображение своего ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий