Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

Ошибка третья

«Ребенок должен получать все витамины, поэтому я предпочитаю мультифруктовое пюре, где содержится много всего полезного».

Разнообразие – это то, к чему нужно стремиться, но не в самом начале введения прикорма. Начало прикорма –ответственный период в жизни малыша. И чтобы избежать проблем, необходимо следовать правилам введения прикорма, в частности, поэтапному его введению

Ребенка следует осторожно, постепенно приучать к различным видам пищи. Начинать надо с однокомпонентного продукта (узнай больше об однокомпонентных продуктах на http://www.gerber.ru/info.aspx?id=130), это позволит оценить реакцию на него организма младенца

При введении первым многокомпонентного продукта у малыша может возникнуть аллергия, кишечно-желудочное расстройство, нарушение микрофлоры кишечника. И отследить, какой именно компонент вызвал нежелательную реакцию, практически невозможно. Кроме того, из-за нарушений в состоянии здоровья ребенка введение прикорма придется отложить до его выздоровления. Получится эффект, противоположный желаемому.

Чем опасна еда под мультики

На определенном этапе взросления ребенка к родителям приходит, казалось бы, «гениальная мысль»: если малыша развлекать, он ест гораздо лучше. И понеслось… Птичка с самолетиком полетели, зайка прискакал, а когда они не справляются, появляется враг здорового пищевого поведения — планшет.

Печально, что родители даже понимают, в чем кроется вред, кивают и соглашаются, а потом тихонько признаются, что не могут убрать гаджет, так как без него их чадо умрет с голоду…

Начнем сначала. Лучше всего люди воспринимают информацию визуально, поэтому, когда человек ест перед телевизором или планшетом, он запоминает то, что видит, а не то, что кладет себе в рот. Проверьте это на себе: пообедайте, просматривая ленту в соцсети. Через час вы уже забудете, что ели, и захотите есть опять, но новости в ленте скорее всего запомните.

А бедные дети при таком кормлении покорно открывают рот, пока еда не полезет назад. Родители радуются своей находчивости, но статистика детских пищевых расстройств становится все более неблагополучной. Ведь в таком питании нет удовольствия, радости, нет культуры еды и ритуалов принятия пищи.

Зато так можно положить в рот побольше, побыстрее и с регулярностью, не подвластной ребенку. Нам, взрослым, так удобно, ведь потом надо спать, гулять или бежать в поликлинику. Ничего не напоминает? Правильно, фастфуд, от которого так трудно бывает отказаться подросткам и многим взрослым…

Ошибка № 2: Не давать ложка ребенку

Ложка напрямую связана с чистотой, как только малыш берет ложку в руки, он учится ей управлять, в итоге еда на потолке, обоях, маме и т.п. Поэтому многие родители не дают ложку ребенку, стараются их кормить, в итоге к году малыш не может держать ни ложку, а к 1.5 года – вилку. Это не правильно, чем раньше малыш научиться держать ложку в руке, зачерпывать ею жидкую пищу и доносить ее в рот, тем быстрее он станет кушать самостоятельно. Поверьте уже в 1 год и 4 месяца ребенок может кушать с вилки, не выколов глаз ни себе, ни своему соседу.

Также важно давать кружку в виде пиалы с небольшим количеством воды, чтобы малыш учился пить воду самостоятельно уже с 6 месяцев. Бытует такое мнение у консультантов по детскому питанию, что как только намечается у ребенка прогресс развития навыков владения ложкой и кружкой, то это время для перехода к пальчиковой еде

Но напоминаю, внимательно смотрим за ребенком перед переходом на пищу кусочками, готов ли он и ему не должно быть меньше 8-9 месяцев

Бытует такое мнение у консультантов по детскому питанию, что как только намечается у ребенка прогресс развития навыков владения ложкой и кружкой, то это время для перехода к пальчиковой еде. Но напоминаю, внимательно смотрим за ребенком перед переходом на пищу кусочками, готов ли он и ему не должно быть меньше 8-9 месяцев.

Ошибка шестая

«После этих „самостоятельных” трапез кухня превращалась в Бог знает что!»

Не становитесь заложником собственного настроения – нередко самостоятельное пользование ложкой (начиная с 8-9 месяцев) становится серьезным испытанием для мамы. Поумилявшись тем, как крошечный человечек пытается попасть ложкой в рот, через пару дней многие мамы принимают решение продолжать кормить малыша самим. Будьте терпеливы и показывайте любимому чаду, как пользоваться ложкой, пить из чашки. Вы будете вознаграждены за терпение. Ребенок с удовольствием будет брать с Вас пример, ведь на данном этапе Вы и Ваши родные – его единственные проводники в большой мир.

Первый прикорм: тревоге — нет!

С самого начала, с первых ложек прикорма еда не должна быть источником опасности и тревоги для ребенка! Родители начинают прикорм, и с ним в процесс еды приходит суета: посадить малыша, подогреть пищу, вложить в рот. «Ой, не ест» — паника у всех вокруг! «Ой, сначала ел, а теперь не ест» — опять паника!

Но пока в жизни малыша есть грудь мамы или молочная смесь, любая паника беспочвенна в принципе. Если ребенок в 6 месяцев потребляет литр и более грудного молока в сутки, он может вообще больше ничего не есть, если не хочет. А причин для «не хочу» у него множество: погода, зубы, животик, неподходящее время, нет настроения…

Еще одна причина — психологическая. При первых кормлениях мама нервничает (иногда в компании папы и бабушки), на ее лице тревога, она паникует, когда малыш отказывается от еды, — все это вместе дает яркую и неправильную обратную связь. Ребенок усваивает два момента: во-первых, еда — это опасно; во-вторых, при помощи еды у мамы можно вызвать эмоции.

Поэтому прежде чем кормить ребенка — успокойтесь. Сядьте за стол, положите себе любой еды — хотя бы хлеб и воду. Посадите рядом ребенка, спокойно разговаривайте с ним: «Мама кушает, и ты кушай. Это — чудесный кабачок. Его вырастили и собрали добрые люди и привезли нам с тобой. Он очень вкусный и полезный».

Можно говорить что угодно, лишь бы спокойно и уверенно. Ребенок проглотил ложку овощного пюре из хваленого кабачка? Ура! Выплюнул? Ерунда! Если ребенку всего 7–8 месяцев, то можно даже повременить с введением прикорма, сделать перерыв.

Еда не должна ассоциироваться у человека с тревогой. Однако молодые мамы сами порождают в ребенке эту тревожность — когда только и ждут мужа, чтобы поесть, когда твердят ребенку: «Спи, кроха, я хочу выпить чаю». Кроха быстро понимает: еда — это что-то тревожное и опасное, от этого надо защищать маму. И как только мама садится за стол, она слышит детский плач. Похоже, ребенка раздражает, что мама хочет покушать! А он считает, что просто защищает маму от этой тревожащей и порождающей дискомфорт обязанности.

Вы только выписались из роддома? Питайтесь не реже трех раз в день. Вам не на кого оставить ребенка? А зачем? Ешьте при малыше, а слинги, шезлонги и разные другие приспособления будут вам в помощь. Тогда ребенок с рождения поймет, что еда — это радость, а не опасность, ради которой мама бросает его одного, отворачивается, да еще и приговаривает: «Ради тебя я битый час тушу эти кабачки». На самом деле ради него первым делом надо сесть и спокойно поесть вместе.

Когда?

Специалисты в области детского питания и педиатры считают, что прикорм нужно вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие научные исследования, а также большой практический опыт,накопленный к настоящему времени по вопросам детского питания, позволили достаточно четко обосновать эти рекомендации. Именно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает полностью удовлетворять потребности ребенка, и, примерно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых продуктов питания. Так к 3-4 месяцам повышается выработка соляной кислоты в желудке, активизируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте уменьшается проницаемость слизистой кишечника для крупных молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, увеличивается выработка местных иммунных факторов защиты. К 4-5 месяцам у ребенка появляется готовность к жевательным движениям и приему пищи с ложки, постепенно угасает рефлекс “выталкивания” густой пищи языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой пищи. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм ребенка просто не готов для усвоения другой пищи кроме грудного молока (или молочной смеси), да она ему, в большинстве случаев, и не нужна.
Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Хорошо, если эти реакции будут кратковременными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и необходимо будет лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита – хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме ребенка. Особенно страдает незрелая иммунная система, имеющая очень важные функции в организме: она отличает свои клетки от чужих, формирует приспособление организма к пище и среде обитания, защищает организм от поврежденных и опухолевых клеток и от инфекций. При ранних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частые инфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, то он можетей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, а также есть опасность вдыхания такой пищи. Раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки.

Как научить ребенка жевать

Этот вопрос часто встает перед родителями, которые привыкли кормить ребенка пюре и не дают ему питаться самостоятельно. Время идет, а малыш так и не учится жевать: давится, выплевывает кусочки еды. Как же сделать ребенка полноценным участником семейных обедов?

  1. После 8 месяцев используйте более густую пищу.
  2. Примерно с 7–9 месяцев давайте ребенку пробовать то, что он просит с вашего стола. Не блокируйте пищевой интерес!
  3. С 9–10 месяцев во время кормления кладите на стол перед ребенком кусочки еды: вареные овощи, курицу и т.д.
  4. Сушки и баранки очень помогут в этом деле. Их можно давать с 6 месяцев.
  5. Ближе к году еда становится удовольствием для ребенка. Готовьте вкусно.
  6. Предлагайте ребенку есть самостоятельно из собственной тарелочки, давайте ему вилку.
  7. Общайтесь с другими детьми, которые уже хорошо жуют, устраивайте совместные обеды и перекусы. Помните, что дети приобретают новые навыки, повторяя за окружающими.

Ошибка № 3: Слишком здоровые продукты

Большинство родителей, в последнее время, просто обеспокоены здоровым питанием детей. Их волнует сбалансированное питание, правильный прикорм, но у каждого человека разное понимание здоровых продуктов.

Так в детском питании к здоровым продуктам относят фрукты, овощи и цельные зерна. Но существуют другие важные продукты и питательные вещества, такие как холин и DHA (полиненасыщенная жирная кислота, которая есть в грудном молоке

Важно, чтобы ребенок получал ее первые два года.). Конечно, детям нужны эти здоровые продукты, но нельзя жить без мяса (или его заменителей, например, бобы), обогащенных злаков, полезных жиров и молочных продуктов

Питание должно быть по-настоящему сбалансированным, а не сдвинутым в ту или иную стороны.

Ошибка № 1: чистый ребенок

Почти во всех своих статья я пишу, что прикорм – это грязное дело. В стремлении держать ребенка чистым и опрятным, родители могут протирать рот ребенка полотенцем после каждой ложки, не давать ложку в руки малыша или избегать пищи не удобной консистенции, чтобы сократить время и усилия, необходимые для очистки одежды и ребенка после еды.

В чем ошибка?

Чистота лишает ребенка важного опыта, развития тактильных ощущений, пальчикового захвата, мелкой моторики, ведь воздействие различных текстур, запах пищи и обучение манипулированию пищей, при помощи рта и рук важный первый опыт малыша. Обучение происходит во время еды, и нет лучшего способа узнать еду, чем покопаться и испачкаться в ней

Обучение происходит во время еды, и нет лучшего способа узнать еду, чем покопаться и испачкаться в ней.

Пройдет совсем немного времени, и ребенок станет кушать значительно чище, просто нужно немного потерпеть. Если жалко одежду, то раздевайте малыша до голой груди, чтобы быстрее помыть, или одевайте старую одежду, которую не жалко.

Диеты с точки зрения психолога

Скажете, у детей нет диет? Но ведь существуют бесконечные ограничения, запреты и «мотивации» при помощи еды. Для нас еда — это традиционный способ выстраивания отношений: «хорошая девочка — получай конфетку», «плохо себя вела — сегодня останешься без сладкого». Но мы почему-то никогда не говорим: «Ты наказана: не получишь супа».

Культ сладкого, который мы сами воспитываем в детях (здоровых детях без пищевых аллергий и других проблем), обернется для них лишними килограммами и постоянными диетами. С точки зрения психологии диета — это зло. Организм начинает жадно искать то, что ему запрещено.

Люди страдают от идущей из детства системы запретов на «вкусненькое». Раньше во многих семьях дефицитную колбасу можно было есть только в праздник, при гостях. Теперь дети из этих семей выросли, и либо едят колбасу без ограничений, либо худеют от праздника до праздника, так как сам праздник для них — как сигнал к обжорству. Мечта о празднике — это мечта «пожрать».

Не надо угощать ребенка сразу килограммом конфет — давайте ему по пять штук

Первые дня три он будет съедать все пять (в это время неплохо бы напоминать ему, что важно делиться). К концу недели ребенок поймет, что конфеты не исчезнут, их не заберут

Я проводила этот эксперимент на своих детях: через пару недель конфеты становятся не нужны, хотя в доме их полно. При таком спокойном отношении к еде человек не будет себя награждать или наказывать конфеткой, когда вырастет.

Ошибка пятая

«Я брокколи тоже не стала бы есть, и малыш не хочет – в меня пошел!»

Ребенок с рождения различает четыре вкуса: сладкое, горькое, кислое, соленое и отдает предпочтение сладкому. Формирование вкуса во многом зависит от той пищи, которую малыш получал на первом году. Для обеспечения ребенка необходимыми питательными веществами (подробнее о веществах, необходимых малышу, здесь http://www.gerber.ru/info.aspx?id=38#5) необходимо включать в рацион малыша разнообразную пищу: кашу, овощи, фрукты, мясо и т.д. Чтобы новый продукт «пришелся по вкусу», его следует предлагать ребенку не менее 8-10 раз; позитивное восприятие, как правило, отмечается после 12-15 раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий