Почему ребёнок в год не хочет есть?

Способствуйте развитию мышц челюсти

Многие из мышц, которые ребенок использует во время речи, также участвуют в жевании. Примерно к восьми месяцам дети начинают лепетать. Поощряйте эти первые попытки заговорить — отвечайте на «реплики» ребенка и корчите смешные рожицы, чтобы ребенок повторял за вами (тем самым тренируя мышцы челюстей).

Обратите внимание на снижение рвотного рефлекса ребенка

Каждый ребенок рождается с рвотным рефлексом, который помогает ему с помощью языка выталкивать посторонние предметы изо рта, уберегает его от удушья. Примерно к шести месяцам этот рефлекс ослабевает, и это значит, что ребенок готов к тому, чтобы учиться жевать. Этот рефлекс не уходит сразу, и вначале, когда ребенок будет учиться жевать, рефлекс будет проявляться (ребенок давится, выплевывает пищу). Самое худшее, что вы можете сделать на данном этапе, это переволноваться и вернуться к жидким пюре. Вам нужно успокоиться и под пристальным присмотром продолжать давать ребенку пищу с кусочками, такую пищу, которую он сам может взять руками и попытаться прожевать. Чем больше практики у него будет, тем лучше он научится контролировать рвотный рефлекс.

Какая еда способствует жеванию малыша

Примерно через три недели после того, как ваш ребенок начал есть пюре, ему необходимо постепенно знакомиться с продуктами, которые нужно жевать, чтобы развить данный навык. Сначала нужно предложить ему более густое пюре. Позже можно добавить хорошо проваренный рис или кусочки банана или яблока, вместо того, чтобы перемалывать их блендером. Также предложите ему еду, которую можно взять руками и жевать. Скорее всего, вначале ребенок вряд ли откусит кусочек хлеба или огурца, но вы продолжайте предлагать ему твердые, но легко жующиеся кусочки еды, которые он может сам взять руками. Со временем мышцы челюстей станут сильнее, у ребенка начнут прорезываться зубки, что облегчит жевание. Помните, что не стоит давать слишком твердую пищу. Она должна быть такой консистенции, чтобы ребенок мог размять ее языком. Если вы добавляете кусочки пищи в пюре, то добавляйте какой-нибудь один вид еды в одно блюдо, чтобы ребенок почувствовал одну текстуру, а не сразу несколько. Так ему будет проще понять, как жевать.

Разновидности еды

Есть восемь факторов, которые помогут вам определить, насколько легко или сложно вашему ребенку прожевать ту или иную еду:

  • сила давления, которую ребенок прилагает, чтобы прокусить еду
  • сенсорное восприятие (например температура и сезонность пищи)
  • размер (более тонкие кусочки легче жевать, чем толстые)
  • форма (еду, нарезанную узкими полосками будет удобнее жевать, чем если это будут толстые полоски)
  • мягкая текстура, которая легко разминается во рту
  • консистенция (еду с однородной консистенцией, например, банан, проще прожевать, чем с неоднородной, например, неочищенный огурец)
  • часть рта, которой ребенок кусает и жует (боковая, средняя, передняя)
  • количество жевательных движений, необходимых, чтобы размягчить определенную пищу для глотания.

Когда вы будете выбирать еду для малыша, который начинает учиться жевать, начните с самой простой для него, такой как полоски вареной моркови — они узкие и тонкие, не требуют больших усилий для того, чтобы их откусить и жевать, и быстро размягчаются во рту. Когда он научится справляться с такими видами еды, можете перейти к более сложным, таким как свежие фрукты и овощи, мясо и печенье.

Что указывает на то, что есть проблема: ребенок не жует

У некоторых детей слишком чувствительный рвотный рефлекс (обычно это дети, страдающие рефлюксом). Такие дети дольше учатся жевать и глотать пишу. Многие мамы замечают, что детям проще есть, если они сами берут еду руками, а не когда их кормят с ложки. Так они контролируют ситуацию. Большинство детей перерастают свой слишком чувствительный рвотный рефлекс к двенадцати месяцам; поэтому, если в год ребенок не жует или не может жевать кусочки и еду, которую может сам взять руками, обратитесь к врачу.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Причины нарушения аппетита у ребенка:

1. Нерациональное питание, например, перекорм белком мяса детей, которые любят мясо и больше ничего не хотят есть; докармливание в промежутках между обычными приемами пищи, обильное употребление молока и сладостей.

2. Острые и хронические заболевания органов пищеварения: заболевания кишечника, печени, гастрит, целикалия, иногда – недостаток цинка в организме.

3. Острые и хронические инфекционные болезни: все вирусные и бактериальные инфекции, сопровождающиеся повышением температуры, туберкулез, инфекция мочевых путей, молочница.

4. Дефицит железа в организме , даже не сопровождающийся анемией, особенно у детей младшего возраста.

5. Диффузные хронические заболевания мозга, аномалии обмена веществ, наследственные дегенеративные заболевания мозга.

Читайте еще

  • Пищеварение у детей и причины снижения аппетита
  • Правила кормления детей

6. Нежелание жевать

7. Диэнцефальный синдром, например, опухоль мозга в области гипоталамуса. При этом дети остаются поразительно активными.

8. Заболевания органов дыхания, сопровождающиеся дыхательной недостаточностью.

9. Заболевания сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения.

10. Прием большого количества медикаментов, почечная недостаточность, гипервитаминоз витамина Д.

11. Эндокринные нарушения: болезнь Аддисона, повышенная функция паращитовидных желез.

В таких случаях поможет врач, который выявит и устранит причину.

Игровой процесс

Ребенка нужно заинтересовать. Игровой сюжет для приема пищи — это абсолютная норма. В процессе малышу можно рассказывать интересную историю, в которую он будет вовлечен. Хорошо известный всем «самолетик», летящий в «ангар», — реальный способ накормить ребенка без нервов и истерик

Однако важно понимать, что, если малыш начал отворачиваться, значит, он уже наелся. Докармливать его остатками пюре, даже если это единственная ложка, не нужно

Обучение малыша употреблению «взрослой», твердой пищи — действительно непростое занятие, требующее от родителей внимания и терпения. Помните, что вы помогаете своему ребенку сформировать один из самых важных навыков! На этом пути нужно стать малышу союзником. Кормление насильно вызовет отторжение. Обучить, пичкая невкусными пюре или заставляя доедать кашу, когда ребенок уже сыт, просто невозможно.

(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Слабость у дошкольников и школьников

По мере взросления иммунитет ребенка укрепляется, хотя он и
продолжает болеть инфекционными заболеваниями, вызывающими слабость и общее
недомогание. Также в это время подрастающий малыш более плотно контактирует с
окружающим миром и начинает копировать привычки взрослых, интересоваться
творчеством, книгами, компьютерными играми, а затем идет в садик и школу. Все это
повышает риск возникновения утомляемости по различным причинам.

Именно у дошкольников и школьников внезапная слабость
вызывает наибольшие опасения родителей, так как провоцирует разительные изменения
в поведении. Ее появление может быть обусловлено как действием естественных
причин, так и развитием ряда различных заболеваний.

Поэтому при повышенной утомляемости ребенка родителям
следует в первую очередь проанализировать события последних дней и поискать
причины слабости в них. Если же на ум ничего не приходит, следует обратиться к
врачу. Специалист осмотрит ребенка и сможет понять, что вызвало слабость,
определить тяжесть состояния и подобрать оптимальное лечение.

Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом — это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру “У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?”. Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое — и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: “Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!”. Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: “Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?” и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и наслаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

Если ребенок не хочет есть.

Принятие пищи может быть развлечением, во всяком случае, оно должно доставлять удовольствие и детям, и взрослым. Мы все приходим в этот мир с отличным аппетитом. Естественное, что в детстве мы едим больше, чем в зрелом возрасте. И все же, несмотря на прирожденный аппетит и удовольствие, какое мы получаем от еды, нередко ситуация может измениться. В какой-то момент мы вдруг замечаем, что наши дети проявляют равнодушие или даже выражают отвращение к пище, которую предлагаем им. Мы начинаем тревожиться, беспокоиться, возмущаться и, наконец, выходим из себя. Придумываем разного рода уловки, чтобы заставить ребенка поесть, и постоянно проигрываем сражение, потому что единственное, что здесь может принести пользу, – это НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗРЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ИМЕННО В ТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, ЧТО НЕ НУЖНО НИЧЕГО ДЕЛАТЬ.Оставим ребенка в покое. Ели он ощутит голод, он поест, а не захочет есть, то ни за что не будет этого делать. Перестанем упрекать его, заставлять, кричать, ругать, угрожать, что лишим фруктов и сладкого. ЛУЧШЕ ВООБЩЕ БОЛЬШЕ НЕ ВСПОМИНАТЬ О ЕДЕ. Не будем совсем говорить о ней за столом. И надо поступать так не день и не два, а добрых два месяца.Однако осознать и применить этот совет на практике крайне трудно. Гораздо легче хоть что-то предпринимать, чем вовсе ничего не делать. Мы убеждены, что должны заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет, заболеет. Так нередко считают даже те мамы, чьи дети весьма упитанны. Иные родительницы видят в отказе ребенка от пищи пренебрежение к столь очевидному доказательству любви и понимания, какую заботу проявляют их близкие, предлагая им эту еду. Другая причина, которая побуждает нас действовать решительно, а не оставаться пассивным, заключается в том, что всегда легче идти проторенным путем, чем новым. Очевидно, мы полагаем вопрос питания ребенка настолько важным, что он не может не превратиться в проблему. И было бы наивно ожидать, что после знакомства с нашими советами родители на следующее утро уже изменят своё мнение и станут спокойно относиться к проблеме, которая еще вчера считалась столь значительной.Одному моему знакомому, известному педиатру, нередко удавалось повлиять на убеждения обеспокоенной матери самым несложным приемом – он переносил разговор о проблеме питания с ребенка на домашнюю собаку. В самом деле, ведь никому обычно и в голову не приходит тревожиться из-за того, что наша собака отказывается от еды. Просто предполагается, что она где-нибудь что-нибудь перехватила. И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПОЯВЛЯЮТСЯ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАЧИНАЮТ БЕСПОКОИТЬСЯ, ПОЧЕМУ ОНО НИЧЕГО НЕ ЕСТ. Те же самые встревоженные мамы не могут не признать, что собака, если голодна, может даже укусить того, кто вздумает отбирать у нее еду. Вот в этом-то всё и дело! Если мы станем обращаться с ребенком подобным же образом, к нему вернутся и первоначальный аппетит, и удовольствие от еды. Питание человека столь тесно связано с разными правилами и условностями, что мы легко забываем о главном: потребность в еде врожденное, инстинктивное чувство и никуда от нас не уйдет. В заключение следует посоветовать: ЕСЛИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, ОТКАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ОТ ЕДЫ, НЕТ СЛЕДОВ АПАТИИ И ОН ДОСТАТОЧНО АКТИВЕН, МЫ ДОЛЖНЫ НАЧИСТО ЗАБЫТЬ О ПРОБЛЕМЕ ПИТАНИЯ. Только так мы добьемся того, что наше дитя будет любить и нас, и еду, и самого себя еще сильнее прежнего.

Аллан ФроммГлава из книги «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации».

Физиологические причины

Одной из распространенных причин слабости является банальное
переутомление после интенсивной физической нагрузки. Дети нередко настолько
увлекаются игрой на прогулке, что не чувствуют усталости, или слишком
выматываются на тренировке или спортивном состязании. В результате мышцы
переутомляются, и на следующий день ребенок чувствует усталость и слабость.

Другой причиной усталости может быть нарушение режима дня.
Например, задержавшись за просмотром телевизора или на шумной вечеринке на утро
ребенок, как и любой взрослый, может чувствовать себя разбитым, так как
организм не успел восстановиться полностью, особенно если ему пришлось рано
вставать в школу. Но и слишком продолжительный сон может сказаться аналогичным
образом на самочувствии. После очень долгого сна нередко присутствует ощущение
разбитости.

Также на первый взгляд беспричинная слабость может
наблюдаться во время полового созревания, что часто сочетается с неправильным
питанием и возникновением дефицита питательных веществ в организме. Кроме того,
в этот период наблюдаются гормональные колебания, что может ухудшать состояние
подростка, в результате чего его может преследовать постоянная слабость,
сонливость и рассеянность. Потому нередко у подростков в это время наблюдается
снижение успеваемости в школе, что они объясняют родителям повышенной
утомляемостью.

Ребенок отказывается пробовать новую еду

В этом возрасте вы можете столкнуться с проблемой, когда ребенок отказывается пробовать новое. Наверно, слышали такие истории, когда ребенок ест только макароны с сыром и сладости весь день, не хочет пробовать овощи и фрукты, другие блюда.

Если прикорм вводили правильно, то такой проблемы обычно не возникает, потому что новый продукт мы предлагали не менее 10–15 раз – в результате ребенок любит и ест то, что ему постоянно предлагают.

Что же делать, если у вас все-таки растет маленький “нехочуха” и малоежка?

  1. Первое, с чего надо начинать в этом возрасте, — это правильная мотивация. То есть нужно создать такие условия, при которых у ребенка проснулся бы интерес, и он сам захотел бы попробовать новые блюда. Есть очень хорошая американская методика “Супергерои”: с помощью любимого героя ребенка создается мотивация на интерес к пище. Вы вместе создаете с помощью фломастеров и наклеек меню на все дни недели – и в нем обязательно есть такие позиции, как “Завтрак Супермена” или “Обед Золушки” (или конкретные блюда, названные именем любимого героя малыша). Уверяю вас: ребенок с удовольствием включится и захочет эту еду попробовать.
  2. Создайте доску мотивации, на которую ребенок будет приклеивать наклейку за каждый новый продукт, внесенный в его рацион. Не торопите малыша, это может быть один новый продукт в неделю.
  3. Купите игру “Сумасшедшая корона” — это идеальная игра на развитие новых вкусов.
  4. Пригласите несколько друзей ребенка поиграть и перекусить, если вам кажется, что в компании малыш скорее попробует новое блюдо.
  5. Устраивайте дважды в месяц день овощей или день фруктов — изучайте, как растет определенный овощ, делайте поделку, раскрашивайте картинки и готовьте вместе с ребенком тематическое блюдо из этого овоща.

Причина четвертая: нагрузки

Вам, конечно, приходилось наблюдать за детьми. Дома, на улице они способны часами бегать, прыгать, скакать, кувыркаться. Ребенок по природе своей — сгусток энергии, требующей выхода. По мере расхода этой энергии возникает потребность в ее пополнении, то есть появляется аппетит. Чрезвычайно редко (даже не припомню) жалуются на отсутствие аппетита дети, систематически занимающиеся спортом.

В нашей клинике была обследована довольно большая группа девочек-пловчих и девочек-гимнасток. У нас проводилось профилактическое обследование нахимовцев и кадетов. Плохого аппетита не замечено ни у кого. И дело не в том, что их у себя плохо кормят. Просто у них у всех высокий уровень физических нагрузок.

Высокие энергозатраты — и у ребенка нет проблем с аппетитом.

Возможно, что в приведенном примере также имеет значение феномен «коллективного питания». Еще в старые времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает, что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на его аппетит весьма возбуждающе.

А вот родные полного мальчика жалуются на отсутствие у него аппетита. Оказывается, от физкультуры он освобожден по какому-то надуманному предлогу, после школы дополнительно занимается иностранным языком, в музыкальной школе играет на скрипке, вечером — за компьютер. Обычный современный ребенок! Чему же здесь удивляться? Да у него и при пониженном аппетите сохраняется избыточный вес.

Чем же здесь можно помочь? Придется ломать весь сложившийся уклад семейной жизни. Недостаточно дать своему отпрыску полезный совет. Тут нужен личный пример. Придется утром выходить с ним на пробежку, днем играть с ним в футбол, зимой кататься на лыжах, летом — на велосипеде, возить его в бассейн, ходить в походы. Либо — признать свою родительскую несостоятельность и оставить все как есть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий