Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче

Дротики

В игру “Дартс” не играл только ленивый. Мы тоже в детстве любили кидать дротики. Да вот только их не продавали или стоили они немалых денег. Поэтому почти любой мальчишка в нашем дворе мог смастерить его сам. Дротик по своим полётным и втыкательным качествам получался не хуже заводского. Смотрите, как мы их делали: 

 
Листок бумаги, 4 спички, иголка, канцелярский клей и нитки. На стенной ковер вешали самодельную мишень из тетрадного листа и играли.
Однажды мы с товарищем играли в дротики у меня дома и повздорили. Он со злости кинул дротик в меня и воткнул его прямо в руку, а я в отместку попал ему в живот. 
На улице делали еще дротики из сварочных электродов. Затачивали на бордюрном камне один конец, а к другому приматывали голубиные перья. Бросали в деревянные двери и деревья. 

Работать руками и помогать по хозяйству

Советские девочки рано учились готовить, стирать свои вещи, могли пришить пуговицу, зашить порвавшуюся одежду. Опять-таки уже в первом классе у них были определённые домашние обязанности (вытирать пыль, мыть полы и пр.)

Мальчишки же с ранних лет учились ремонтировать бытовые приборы (утюг, настольную лампу и пр.), могли починить порванный провод (зачистить, соединить и скрепить концы изолентой), умели соорудить из проволоки антенну для телевизора, чтобы улучшить чёткость изображения. Современные же ребята часто не умеют делать этого и в 18 лет.

Советские дети умели работать руками — во многом этому способствовали уроки труда в школе

Лампы и кинескопы

Грех было не разбить выброшенную на помойку лампу дневного света. Разбивались они с громким хлопком, если кинуть лампу на асфальт торцом. Об экологии тогда не думали. 

А вот эта находка на помойке была крайне редкой и всегда приносила огромнейшую радость мальчишкам. 
Бросали жребий, кто первым кинет кирпич в верхнюю лампу (лучевую пушку кинескопа). Она была самым уязвимым местом кинескопа. Когда лампа разбивалась — кинескоп из-за внутреннего вакуума коллапсировал внутрь с очень глухим хлопком, эхом отзывавшимся во дворах. Соседские мальчишки тотчас же сбегались посмотреть на это действо. Но чаще мы находили кинескопы уже с отбитой лампой. 

Порох “Семидырка”

Добывали мы его неподалеку от Заволжской свалки, что в районе Красного Яра, возле очистных. Доблестные военные с арсенала скидывали под открытое небо эти желтенькие штучки, которые мы и собирали. А однажды нам во двор завезли песок. Не просто песок, а с трубчатым порохом. Конечно, концентрация его была небольшой, но при желании можно было за 15 минут набрать горсточку пороха. Видимо, камазист решил не заморачиваться с песком и черпанул его в районе свалки. Поэтому ходить на свалку за добрый десяток километров нам уже не надо было — арсенал появился прямо под окнами. 
Что мы с ним делали? Да много чего: заворачивали в фольгу и клали на другие “семидырки”, поджигали, и порох в фольге превращался в ракету. Просто жгли, делали фитили для взрывпакетов и так далее. 

Бережно относиться к вещам

Советские ребятишки в большинстве своём имели немного игрушек и к каждой относились бережно. Ведь в стране был дефицит всех товаров, и приобретение каждой новой вещи было праздником. То же самое касалось и детской одежды, обуви, книг.

У детей было немного игрушек, каждая была любимой, к ней бережно относились

Сегодня же у детей куча игрушек, нарядов, при этом мало кто ценит свои вещи. Даже если у семьи небольшой достаток, малышу стараются ни в чём не отказывать, чтобы он не был хуже всех в садике или школе. В результате мальчик ломает новую машину уже через два дня после её покупки, а девочка отрывает кукле голову.

Дети могут (и должны!) пачкаться, играть с грязью и «пулькаться» в лужах

Страшный сон мамы-домохозяйки: сын или дочь бегают по лужам, размазывают в песочнице грязь или по локоть пачкаются, помогая дяде-дворнику. Я сама постоянно становлюсь свидетельницей тому, как мамочки на детской площадке истерически кричат своим чадам: «Петя! Быстро уйди из лужи!», «Маша! Попробуй еще раз взять в руки мокрый песок!».

Тем не менее только с грязью, в грязи или рядом с ней проходит важнейший этап психического развития ребенка! Эта стадия обычно длится у ребенка от одного до трех лет, и в это время важно давать ему возможность топать и прыгать по лужам и размазывать набухшую от дождя землю. Не прожитая как следует, эта стадия отпечатывается на всю жизнь различными достаточно неприятными «особенностями» характера

Кстати, в некоторых видах терапии психологи сознательно погружают клиента в такой регресс. Пачкание в мокром песке или переживание ощущений валяния в грязи дает очень много ресурсов.

Дети могут махать руками, кусаться и даже драться

Мамы на что только не идут, чтобы отучить ребенка от «агрессивных» привычек. Я помню, моя двухлетняя дочь тихонько подходила к ничего не подозревающим детям и, ни слова не говоря, кусала их за щеку. Я была в ужасе, хватала дочку и тащила ее за кустик проводить воспитательную беседу, судорожно извиняясь перед мамами потерпевших.

Я не говорю, что драться и кусаться — это то, в чем мы должны поощрять наших деток. Я лишь хочу сказать: все это совершенно нормальное явление. Малыши еще не умеют выражать свои эмоции. Злость и другие сильные чувства просто не помещаются в их маленьком тельце. Психика не может их переработать. И наша с вами задача, как осознанных взрослых, не отрицать их эмоции, а научить детишек распознавать и справляться с этими эмоциями. И самое главное: не кричать в этот момент и не требовать сейчас же прекратить это! Помните, что в нас чаще всего говорит наш родительский стыд: «Раз мой ребенок дерется или кусается, значит, я плохая мама!».

Лучше, если мы просто прервем акт детской агрессии. Прижмем к себе. И поговорим о том, почему так поступать не следует. Так мы даем ребенку важные уроки. Во-первых, мы не отталкиваем ребенка в негативных эмоциях. Во-вторых, мы именуем эмоции. В-третьих, мы научаем его переводить природную агрессию в человеческую — вербальную. Этого навыка, кстати, и взрослым людям в нашем обществе очень не хватает.

Быть самостоятельными

В большинстве советских семей ребёнок, который дорос до школы (то есть 6–7 лет), мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома (пока родители на работе). Он без проблем мог разогреть себе обед (впрочем, мог съесть его и холодным), некоторые даже умели приготовить простые блюда, например, яичницу или кашу. Родители могли послать малыша в магазин за хлебом и молоком.

Сегодня же за оставление несовершеннолетнего ребёнка без присмотра предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Сами дети гораздо более инфантильные и беспомощные, чем их советские ровесники.

Советские дети рано обретали самостоятельность

Самостоятельность в советское время выражалась и в уходе за собой, самообслуживании. Так, советские малыши в детском саду уже в 4–5 лет отлично завязывали шнурки, чего не умеют даже многие современные младшие школьники (а зачем, если есть обувь на липучках?).

Мой девятилетний сын ходит в бассейн и рассказывает, как там многие папы после тренировки моют его ровесников в душе, затем вытирают полотенцем и полностью одевают.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Брызгалка

Как думаете, что такое сикалка? Что-то от слова “сикать”. Так и есть. Это популярное оружие ближнего дворового водяного “боя” до эпохи появления одноразовых шприцев в аптеках. 
Мастерилась сикалка из пустого флакона из-под шампуня или литровой пластиковой бутылки “Белизны”. В пробке раскаленным на плите гвоздем делалось отверстие и туда вставлялась половинка шариковой ручки без стержня. Все это герметизировалось мастикой или пластилином. Во флакон наливали воду (в первый раз дома, после — из трубы под балконом) и брызгали в соперника. Это было альтернативой дорогому и дефицитному водному пистолету. Кстати, из сикалки было очень здорово утолять жажду. 

Рогатки

Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов: классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой. 
Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком, или незрелыми ягодами типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Иной раз мощности выстрела камнем хватало, чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с трех метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90. 

Гуляя и от нечего делать, можно было смастерить рогатку попроще — шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним проблем не было — легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы — тем лучше жгутик. Стреляла такая рогатка шпонками — согнутыми в подкову кусочками медной или алюминиевой проволоки. Вреда она особого не наносила, но голубей и кошек пошугать было ок. Иногда эта рогатка становилась последним аргументом в дворовых потасовках — по ляжке прижигала она здорово! В основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки. Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за “погонять на велике”. 

Выбирать будущую профессию по интересам

Советские дети хотели быть учителями и врачами, поварами и парикмахерами, милиционерами и космонавтами. Повзрослев, они и выбирали себе профессию по интересам. Сегодня же, если спросить девочку, кем она хочет стать, когда вырастет, она наверняка назовёт профессию фотомодели, актрисы, певицы. Мальчики же планируют быть банкирами, сотрудниками ГИПДД, полицейскими, но только потому, что знают от родителей, что эта работа хорошо оплачивается.

Советские дети мечтали стать врачами, учителями, поварами, космонавтами, а не банкирами и фотомоделями

Современный ребёнок и его сверстник советского периода — эта два совершенно разных человека. Дети в СССР в целом были гораздо самостоятельнее, рано приобретали многие жизненные навыки. При этом они любили мечтать, общаться и быть счастливыми. Безусловно, в произошедших метаморфозах виноваты не сами ребята, а условия жизни, поменявшееся мышление российских людей.

Баллончики для сифона

Использованные баллончики для газировальных аппаратов (сифонов) тоже иногда шли в дело. Их начиняли серой от спичек и закрывали дырочку болтом. Потом адское устройство бросалось в костер. 
Надо сказать, что штука эта была самым опасным изобретением дворовых мальчишек. Однажды всех учеников нашей школы сняли с уроков и отправили на похороны шестиклассника, которому осколком такого баллончика повредило сонную артерию. Скорая не успела приехать. 
А другой товарищ остался без двух пальцев, когда обтачивал начиненный баллон на электрическом наждачном круге. Лично я никогда не делал такой баллон, и другим категорически не советую. 

Много общаться друг с другом

Советская детвора проводила свободное время во дворе — после уроков и уж тем более во время каникул. Ребята играли в многочисленные игры (подвижные, сюжетно-ролевые), были дружными, сплочёнными. Старшие покровительствовали младшим, передавали им свой опыт.

Свободное время советские ребята проводили во дворе, где играли, веселились, просто наслаждались живым, а не виртуальным общением

У современных же мальчиков и девочек лучшие друзья — это электронные гаджеты (компьютер, ноутбук, плантшет, телефон). Основное общение стало виртуальным. На улицу ребята если и выходят, то ненадолго (скорей домой — снова за компьютер), чаще в период летних каникул. Что же касается зимних, то редко встретишь на улице детей, весело катающихся с горки или лепящих снеговиков.

Магний

Измельченный напильником в порошок магний мы смешивали в определенной пропорции с марганцовкой, которая стоила копейки в аптеке, и заворачивали в тугой бумажный пакет, обматывая еще клейкой лентой. Проделывали дырочку и прикручивали к ней спичку, так чтобы серная головка оказалась аккурат в дырочке. Получалось что-то вроде этого:

Чиркали спичку о коробок и резко отбрасывали в сторону. Пакет, с оглушительным шумом и яркой вспышкой, взрывался.

Еще я любил устраивать с магнием разные опыты дома. К примеру, клал его в уксусную кислоту и собирал в баночку выделяющийся пузырьками водород. А потом спичкой этот водород поджигал. Он сгорал со звонким звуком. Или поджигал порошковый магний на кончике ножа и быстро кидал его в воду. Гидроксид магния, в результате бурной реакции с горением, возгонялся к потолку и падал оттуда белыми хлопьями, как снег. Кстати, никогда не пытайтесь тушить горящий магний или титан водой — будет взрыв водорода. 

 
В нашей авиационной столице (Ульяновск) в 90-х запросто можно было найти магний. Достаточно было разыскать авиастаровскую свалку или отпилить кусок обода от самолета-памятника, которых в новом городе было несколько. Однажды одна такая свалка сгорела и магний перестали выбрасывать с завода — все встало на строгий учет. Пилить магний было архитрудно — на это уходило чертова куча времени. Но цель оправдывала средства. 

Не бояться боли

Гуляя на улице, советские ребята сдирали себе коленки, локти. При этом никто не придавал этому особого значения: к ранке летом просто прикладывали подорожник, и веселье продолжалось.

Советские дети всё время падали, сдирали коленки, локти, при этом продолжали весело играть

Современные же дети в этом плане изнежены: малейшая царапина становится трагедией. Её бегут показывать маме, которая охает и ахает, начинает утешать своё плачущее чадо.

Знакомая медсестра, работавшая в детском летнем лагере, рассказывала, что дети ежедневно к ней шли толпами. С широко раскрытыми глазами они показывали на ту же царапину, комариный укус и пр., просили обработать «рану» зелёнкой и прочими препаратами.

Дети могут быть эгоистами

Помните столп советского воспитания: «Нельзя быть эгоистом и думать только о себе»? Действительно, в 20 лет нельзя. А в 2-3-4, и даже в 5 лет — еще можно.

Ребенок не рождается со встроенной программой уважения чужих прав, признания чужих границ и чужой ценности. Как раз первое, что ему нужно освоить, — это собственную ценность, которая определяется тем, насколько он сам уважаем со всеми своими желаниями и потребностями. А они у ребенка всегда эгоистичные.

Детки еще не умеют принимать в расчет чужие психические реальности. Моя дочь научилась понимать, что мама может испытывать боль, огорчаться или страдать, немного раньше, чем пошла в школу. Даже распознавая невербальные сигналы о чужих чувствах, ребенок плохо их толкует. И это не всегда отражается на том, чтобы соразмерить свои эгоистичные потребности с чужими. По моему скромному мнению, чтобы стать альтруистом и любить весь мир, надо пройти возрастную стадию безусловного детского эгоизма. Иначе во взрослой жизни мы так и не научаемся ставить себя и свои интересы на первое место. И раз за разом попадаем в истощающие нас потребительские отношения. Или пытаемся всю жизнь отказываться от своих желаний в угоду тому, чтобы нас любили.

Это не значит, что мы должны потакать детям во всех безрассудных желаниях. Это значит, что мы уважаем то, о чем говорит и просит наш ребенок. Мы слышим это. Обсуждаем. Придаем ценность. И по возможности идем навстречу. Я часто вижу, как родители говорят «нет» на многие просьбы ребенка. И непонятно, почему «нет». Я не могу найти никакого логического объяснения. Но тут включается еще один страх советских родителей: «Избалуешь ребенка — он сядет тебе на голову!». На самом деле после такого воспитания вырастают не баловни, а ущербные взрослые люди со склонностью к созависимости и нарушенными границами.

С каждым годом моего материнства я все больше ухожу от того, что вынесла из своего советского детства. Но самое главное — я все ближе подхожу к своему внутреннему ребенку, который в свое время был бы очень рад получить такое понимание, поддержку и принятие своих неотъемлемых прав на грязь, эгоизм, неуемные эмоции и смелое познание мира. И знаете, кто меня этому учит? Конечно, мои собственные дети! Вместе с ними я получила еще один шанс прожить детство заново и обрести больше целостности, возвращая к счастью маленькую часть меня самой. Я уверена, что только дети могут научить нас истинам, которые мы забыли когда-то, выбрав навсегда стать взрослыми. Давайте учиться у детей! Это в наших общих интересах…

Ножички

По-моему, у каждого мальчишки в детстве был вот такой раскладной нож. Это всегда было предметом гордости. Его бережно хранили подальше от маминого взора и не часто выносили на улицу. Нож постоянно был в песке, помните? А всё потому, что он являлся всего лишь инструментом для игры в “Ножички”. 

Вариантов игры было много, но чаще всего играли в “Земельку”, “Танчики”. У каждой игры была масса разновидностей. К примеру, “Земелька”: чертили круг, делили его поровну на количество участников. Каждый вставал на свой участок. Потом стоя втыкали нож в участок противника и отрезали от его земли по кусочку. “Заранился” (не воткнул) — ход переходил другому. И вот по одним правилам надо было всё время стоять на своей земле до тех пор, пока можешь. По другим — стоять можно было за пределами, но в случае катастрофического уменьшения твоего участка, противник предлагал тебе постоять три секунды на нем. Если не устоял — выбываешь. Стоять можно было даже на цыпочках одной ноги — главное продержаться три секунды. 

Более интересной и продолжительной была игра в “Танчики”. Вспоминать её правил не буду, но вот вам форма ножа — вспомните, что за танк ставился таким образом? 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий