Календарь развития ребёнка в 9 месяцев: 14 умений и навыков

Набор веса в первый месяц

Большинство новорожденных прибавляют вес в первый месяц жизни достаточно активно. В этот период интенсивно развивается нервная система малыша, растет и укрепляется его костная система. Также «грудничковый жир» способствует миелинизации нервных окончаний. Это означает, что нервное волокно покрывается миелином, который состоит из белков и жиров. В результате оно точнее и быстрее проводит сигналы, обеспечивая успешное развитие малыша.

Иногда бывают ситуации, когда набор веса в первый месяц недостаточен. В большинстве случаев это объясняется генетической особенностью ребенка. Если его родители не особенно крупные, то и он не будет отличаться большим весом и размерами. Вместе с тем, такое состояние может указывать на неправильно организованное грудное вскармливание или даже на болезнь ребенка. Поэтому в таком случае необходимо обратиться к педиатру.

Первое взвешивание

Обычно новорожденные дети на вторые-третьи сутки после рождения теряют вес. Такая потеря массы тела является физиологической. Она объясняется тем, что ребенок избавляется от мекония (первородного кала) и лишней влаги, которая в родах помогала ему пройти через родовые пути без повреждений. Норма физиологической потери веса – 5-8% от массы тела при рождении. В таком случае не требуется никакой коррекции состояния малыша. Нужно просто почаще прикладывать его к груди, и начинать это делать как можно раньше после родов. Если же потеря веса составляет более 8% или продолжается спустя 4-5 суток после родов, это может указывать на некоторые отклонения в здоровье и развитии ребенка. Как правило, в такой ситуации проводят докорм малыша под контролем доктора. Кроме того, проводится обследование ребенка.

Второе взвешивание

Следующее взвешивание новорожденного проводят через две недели, к этому времени его вес должен удвоиться. Некоторые мамы ошибочно полагают, что удвоиться должен вес, который был при рождении ребенка. Но это не так. За «отправную точку» принимают вес малыша, который был после физиологической потери массы тела.

Нормы

Набор веса в первый месяц должен составить около 600 г от минимальной массы тела. Если же младенец набрал меньше, нужно обратиться за помощью к врачу. Специалист рассмотрит возможные причины недостаточного набора веса ребенка, поможет их устранить. Достаточно часто причиной такого состояния бывает неправильно организованное грудное вскармливание. Во-первых, доказано, что малыша нужно кормить по требованию, а не по определенным часам, как еще не так давно утверждали педиатры. Во-вторых, нужно следить, чтобы ребенок правильно захватывал грудь и активно сосал ее. Иногда слабенький малыш не может долго сосать грудь, устает, засыпает. Нужно легонько его будить, принуждая продолжать процесс получения молочка.

В случае, когда прибавка в весе менее 500 г за первый месяц, младенцу вводят докорм. Опасно, если низкий набор веса сочетается с сонливостью, вялостью, частыми срыгиваниями и рвотой у новорожденного. Это могут быть симптомы заболеваний. Поэтому нужно обязательно показать малыша врачу.

Если же прибавка веса за первый месяц составляет менее 200 г, требуется немедленная госпитализация ребенка.

Уход за ребенком

Процедуры ухода остаются прежними, но эмоционально протекают уже по-другому, ведь младенец представляет, как проводится купание, умывание, массаж или прием пищи. Кроха включается в эти процессы, радуется, если хвалят, когда что-то получилось. Не стоит подавлять инициативу – младенец должен развиваться самостоятельно. Если кроха не справляется, не нужно что-то делать за него. В этом случае рекомендуется сопереживать, проявляя только положительные эмоции. В целом уход за малышом включает мероприятия по:

  1. Правильной и регулярной гигиене. Уже с детства нужно приучать малышу к уходу за собой.
  2. Нормализации сна. Он обеспечивает нормальное психическое и физическое развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. Составлению меню ребенка. В 9 месяцев грудное молоко составляет уже только 1/4 рациона питания. Прикорм малыша должен включать определенные продукты.

Гигиена

Ежедневные процедуры – это умывание, подмывание, купание, чистка рта и ушей, расчесывание, высаживание на горшок и иногда стрижка ногтей. Для зубов стоит приобрести резиновую щеточку. Чистить их нужно утром и вечером. С этого возраста можно начинать более активное закаливание:

  • начать с температуры воды в 30 градусов;
  • ежедневно понижать ее на 1 градус, пока не дойдет до отметки в 20;
  • после привыкания можно проводить контрастные процедуры, обливая сначала водой в 36 градусов, а потом сразу в 20 градусов.

Сон 9-месячного малыша

Ребенок 9-ти месяцев спит по 12-14 часов в сутки, 10 из которых приходятся на ночной сон, а 1,5-2 часа по 2 раза – на дневной. Ночью кроха просыпается 1-2 раза для кормления, хотя может обойтись и без пробуждения. Это нормальный режим младенца. Во время бодрствования нужно заниматься с младенцем с учетом настроения и времени суток. Утром это может быть гимнастика и активные игры, рассматривание картинок оставляют на вечер перед сном.

Кормление

Девятимесячный малыш еще остается грудничком, но молоко матери уже не является единственным источником питания. Приемов пищи в день должно быть не менее 5 с перерывами по 3,5-4 часа. Они должны приходиться примерно на одно время. Грудным молоком кроху кормят с утра, перед дневным сном, на ночь, перед сном и иногда в ночное время. Прикорм младенцы получают в количестве 1000-1200 мл взрослой пищи за весь день, т.е. по 200-240 мл за один прием. В перерывах между трапезами можно давать питье – компот или несладкий чай. Детское питание может включать:

  • мясо;
  • рыбу;
  • молочные продукты;
  • фрукты;
  • овощи;
  • детские каши и пюре.

Физическое развитие

В этом возрасте ежемесячная прибавке в весе уменьшается. За месяц ребенок прибавляет до 0,5 кг и до 2 см в росте. Это связано с тем, что он много двигается, а не постоянно сидит на руках у мамы.

Нормы развития 9 месячного ребенка зависят от пола. Мальчики крупнее девочек. В таблице данные о весе ребенка в 9 месяцев:

Вес, кгСколько должна весить девочка?Сколько должен весить мальчик?
Нижняя граница6,57,5
Верхняя граница10,511

Наиболее оптимальные усредненные значения. Нормальный вес ребенка около 9 кг.

С момента рождения малыш вырастает более, чем на 20 см. Согласно календарю развития, показатели роста ребенка в 9 месяцев составляют от 65 до 75 см. Девочки немного ниже.

Важным параметром физического развития является размер головы. По ее показателям можно судить о наличии серьезных проблем со здоровьем. Значения окружности головы в 9 месяцев в зависимости от пола малыша:

  • девочки – 41,2-46,5 см;
  • мальчики – 42,5-47,5 см.

Обхват грудной клетки несильно отличается от пола младенца. Средние значения – 44,5-50,5 см.

Параметры ребенка при рождении

После рождения ребенка, первое, что его ожидает – это знакомство с вами, первое прикладывание к груди, и измерение веса и роста. Оптимальным весом является 2500-3800 г, а рост должен «влезть» в параметры 48-55 см.

Как только малыша измерили, результат сравнивают с таблицей роста новорожденного, а также вычисляют так называемый индекс Кетле I.

Несмотря на сложное название, вычисляется он достаточно просто:

  1. берем вес новорожденного (например, 3600 г);
  2. делим его на рост (скажем, 52 см), получаем 69,23;
  3. сравниваем его со средним значением индекса Кетле I (60-70) и понимаем, что новорожденный «вписывается» в нормы ВОЗ, которые установлены для здоровых детей.

Важно! Индекс Кетле I, рассчитывается только для детей, которые родились в срок. Если Ваш малыш родился чуть раньше положенного времени, то и показатели будут отличаться от нормы. Средним ростом для девочек считается 49 см, для мальчиков – 50 см

Средним ростом для девочек считается 49 см, для мальчиков – 50 см.

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

Интенсивность набора массы тела и увеличения роста в этом возрасте снижается. За девятый месяц грудничок становится длиннее на 1-2 см и тяжелее на 450-500 г.

Ребенок прибавляет около 4-6 кг к своему весу при рождении. Педиатры оценивают физическое развитие детей по утвержденным нормативным показателям ВОЗ. Мальчики и девочки имеют некоторые отличия в физическом состоянии.

Значения роста для детей разных полов приведены ниже в таблице.

ПоказательРост в сантиметрах
девочкимальчики
Низкий65,367,7
Ниже среднего67,769,7
Средний70,172,0
Выше среднего72,674,2
Высокий75,076,5
Очень высокий77,478,7

Нормы веса, окружностей головы и грудной клетки, утвержденные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр телаДевочкиМальчики
нижняя границаверхняя границанижняя границаверхняя граница
Вес в килограммах6,510,57,111,0
Окружность грудной клетки в сантиметрах41,046,043,047,0
Окружность головы в см41,246,542,547,5

Если малыш недобрал 1 кг или имеет большую массу тела, то это не означает, что он развивается неправильно. Если грудничок активный, веселый, у него нормальный аппетит, то это говорит о его хорошем здоровье.

Становление каждого ребенка проходит индивидуально.

На становление малыша влияют следующие факторы:

  • тип вскармливания;
  • меню, режим питания;
  • степень активности;
  • количество и продолжительность прогулок;
  • занятия с родителями (физические упражнения, массаж).

Периодически рекомендуется показывать ребенка педиатру. После осмотра врач скажет, нормально ли растет и развивается младенец, нужно ли вносить какие-либо коррективы в его питание, отдых и бодрствование.

Социальное и эмоциональное развитие

В 7 месяцев развивается визуальное восприятие ребенка: он начинает замечать элементы обстановки, его интересует отражение в зеркале, он начинает понимать, что между отражением и его телом есть связь.

В 6 – 8 месяцев дети начинают выражать страх. Эта эмоция развивается позже остальных базовых, так как для того, чтобы ее испытывать, нужно научиться сопоставлять событие, которое вызывает страх в данный момент, с похожим событием из прошлого. Именно поэтому сейчас ребенок умеет сравнивать лица близких и незнакомых людей и выражать боязнь последних.

Между 8 и 12 месяцами малыш знает, какие игрушки и люди ему больше нравятся, он хочет находиться с ними как можно чаще и дольше, видя в них источник эмоциональной поддержки. Также он протестует, если забрать его любимую игрушку или если мама его покидает, пусть даже на одну минуту. Только к 18 месяцам он может менее болезненно переживать расставание с ней.

В этом же возрасте ребенок более активно, чем раньше, копирует мимику, поведение и жесты людей, учится понимать их смысл. Ориентируясь на вашу реакцию, он принимает решение о том, как действовать: например, если он видит одобрение, то подходит и берет заинтересовавшую его вещь.

Малыш проверяет реакцию взрослых на свое поведение, кидая объекты или совершая другие поступки, — таким образом он узнает о причине и следствии и учится взаимодействовать с объектами и людьми.

Познавательные способности

Пока малышу не исполнилось 8 месяцев, он считает, что объект исчезает, если его спрятать или чем-то закрыть. Играть с ним в «ку-ку» сейчас бессмысленно, потому что он не будет заинтересован игрой. Но с 8 до 12 месяцев ребенок понимает, что объект находится на месте постоянно, и игра становится для него забавной и интересной.

  • В 8 месяцев память ребенка начинает действовать иначе. Раньше он просто узнавал людей, когда видел их, а теперь он может сам вспоминать нужные объекты. Малыш начинает эмоционально реагировать, если кого-то или чего-то нет на прежнем месте.
  • В возрасте 8 – 12 месяцев малыш понимает, что у объектов есть названия и функции. Ему интересно не засунуть в рот игрушку, а нажимать на кнопочки. Он подражает взрослым — пробует пить из чашки, есть ложкой и расчесывать волосы.

В 6 – 7 месяцев у малыша начинают резаться зубки, о чем вы можете подробно узнать здесь. Это время для ввода прикорма.

Психическое развитие малыша

В психоэмоциональном плане у родителей появится ещё больше поводов порадоваться за малыша, ведь в 9 месяцев он:

  • знает своё имя, реагирует на него улыбкой и поворотом головы, когда слышит, проявляет заинтересованность;
  • ярче выражает собственные эмоции, смеётся и веселится, проявляет гнев и обиду;
  • указывает пальцами на конкретные предметы, которые хочет взять, потрогать, а также на те места, куда хочет попасть;
  • умеет показывать жестами «нет» и «да»;
  • выполняет простые просьбы, например, дай, возьми, подыми игрушку, иди к маме;
  • пытается помогать при одевании, протягивая руки в рукава, а ножки в штанину, сам снимает шапочку;
  • умеет находить взрослых, играя в прятки, по голосу и шагам.

Личность малыша в девять месяцев активно формируется.

Крупная моторика

На девятый месяц развития ребёнка он активно ползает, переставляя руки и ноги очень быстро. Малыш самостоятельно встаёт на ноги, оказываясь у опоры, за которую хватается руками, приподымая собственное тело. Вдоль этой опоры он уже может уверенно передвигаться, делая шаги и переставляя руки. Некоторые дети передвигаются по всей комнате на ногах, придерживаясь любой опоры, которая оказывается на их пути.

Мелкая моторика

Что должен уметь девятимесячный ребёнок из мелкой моторики, так это уверенно использовать щипковый захват – брать предметы двумя-тремя пальцами. Развивайте этот навык, разминая пальчики каждый день, давайте малышу самостоятельно мять и рвать бумагу, переминать пластилин, щупать ткань и прочие предметы разной фактуры.

Знакомьте малыша с новыми предметами, убедившись, что они не опасны, и ребёнок их не проглотит. Давайте трогать обыкновенную губку, пластиковую бутылку, крупы в ёмкостях, деревянные брусочки, ракушки – чем больше ощущений, тем лучше. Но не увлекайтесь, за раз хватит одного-трёх новых ощущений.

Окружающий мир

Слуховая память у малышей отличная, поэтому малыш демонстрирует узнаваемость людей, предметов, мест, показывая эмоциональную реакцию. Под звуки музыки малыш в 9 месяцев танцует, если родители танцевали с ним в младенчестве, на просьбы отвечает правильными действиями, может показать ручку, если попросить.

Ребёнок внимательно наблюдает за взрослыми, их интонациями, мимикой, реакцией на разные вещи и действия, начиная копировать их

В этот возрастной период он уже умеет сосредотачивать внимание сразу на нескольких предметах, поэтому часто играет двумя и более игрушками сразу. Но фаворитами детей в этот период остаются всё же музыкальные игрушки

Речь

Произношение слогов и цепочек слов у девятимесячного младенца – это ежедневное занятие. Малыш старается подражать взрослым, а если с ним занимались постоянно с первых дней жизни, уже к 10 месяцам он может довольно осмысленно разговаривать, выстраивая логичные предложения.

Пассивный запас слов очень важен, поэтому разговаривайте с малышом постоянно, читайте ему, следите, чтобы ваша речь была правильной. Даже банальное комментирование своих действий играет огромную роль. Повторяйте слова в предложениях, читайте короткие стишки, описывайте словами всё, что видите вокруг.

Эмоции

На появление знакомых людей, которые нравятся малышу, он реагирует очень бурно, смеясь, улыбаясь, жестикулируя. При общении мимика и жесты на этом месяце тоже используются часто. Кроха показывает рукой на вещи вокруг, которые его заинтересовали, недовольно машет головой на то, что ему не нравится. Поскольку он уже может высказать больше, используя невербальное общение, плачет малыш значительно реже.

Психическое развитие и рефлексы

Психологическая зависимость от мамы уже не такая сильная, малыш уже многое может сам. Развитие самостоятельности в этом возрасте вполне нормально. Карапуз сам может достать машинку в метре от него – нужно только подползти поближе на четвереньках. Любопытство – самый главный признак нормального психического развития в этом возрасте. Оно же и двигатель физического развития – ведь если что-то хочется взять в ручки и узнать, что это – надо двигаться и доставать этот загадочный предмет.

Незнакомые люди уже строго дифференцируются от мамы, папы и всех «своих» – то есть, привычного окружения маленького. В 9 месяцев крошка уже ищет защиты у родителей от всего ему непонятного и неизвестного, от всего пугающего

Важно давать ему понять, что мама и папа всегда рядом и всегда «спасут» его от странной тети с конфеткой. Рефлексы малыша ничего нового не обещают

Хватается ребенок все так же крепко, грудь или бутылочку сосет все так же жадно. Но появляются и новинки – жевательный рефлекс, например. Но это в случае, если вы ничего не упустили в прикорме и крошке есть что пожевать.

Питание

Питание в этом возрасте четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!

Примерное трехдневное меню

ДеньНеделиЗавтракОбедПолдник
1-йКаша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСырЩи из свежей капустыГуляш из телятины с гречневой кашейХлебТворожно-вермишелевая запеканка с повидломНапитокКотлета куринаяКартофельное пюреСалат
2-йОмлетМорковь тертаяНапитокХлеб, маслоСырСуп куриный с рисомТефтели куриные с подливойХлебВатрушка с творогомКартофельный рулет с мясом и подливойХлебСалат
3-йКаша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСалат из морковиСуп гороховыйГолубцы ленивыеХлебБулочка домашняяОвощное рагуХлебНапитокПряник

Навыки и умения

Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:

  • устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
  • ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
  • передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
  • понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
  • откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
  • понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
  • издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.

Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Навыки и умения ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок самостоятельно сидит и может находиться в сидячем положении до 10 минут. В сидячем положении он может дотягиваться до игрушек и играть с ними.

Малыш может встать и держась за опору немного постоять. Он хорошо ходит в ходунках и может шагать придерживаясь за стул, медленно двигая его вперед. Пока ребенок может ходить недолго, но еще через несколько месяцев он сможет шагать без поддержки, увеличив время ходьбы до получаса. Ребенку нравится подпрыгивать и приседать находясь в кроватке или манеже. Кроха хорошо ползает. Правда, делает это он пока по-пластунски, так как ползать на четвереньках ему еще тяжело. Если у малыша получается ползать не слишком хорошо, не нужно переживать. Достаточно поделать с ним специальные упражнения, которые не только помогут развить ползательный навык, но и позволят закрепить его на практике.

Девятимесячный ребенок пользуется приемом щипкового хватания, то есть он берет интересующие предметы сначала двумя или тремя пальцами, а только потом всей ладонью. На данном этапе у ребенка совершенствуется мелкая моторика, он старается все трогать и совать пальцы, куда только можно, так как он испытывает неподдельный интерес буквально ко всему, что видит. Ребенок уже может рвать бумагу на куски и уверенно удерживать игрушки или прочие предметы в руках. Это может быть пища, чашка, ложка и прочее. Сжимать пальцы малыш может без труда, а вот с разжатием он пока испытывает проблемы. По этой причине если карапуз схватит какой-либо предмет, то отобрать его у него будет очень сложно. При попытках родителей забрать у ребенка удерживаемый предмет, родители столкнутся с отрицанием, отталкиванием рук и плачем.

В девятимесячном возрасте у ребенка продолжают резаться зубы, а у некоторых детей только начинают. Этот процесс сопровождается капризностью, нервозностью, повышением температурных показателей и слюнотечением. Не нужно переживать, если зубы пока не начали резаться. Они могут появиться несколько позже и вырезаться сразу по паре сверху или снизу.

Правила ухода за ребенком

Чтобы грудничок не болел, хорошо себя чувствовал и нормально развивался, нужно за ним правильно ухаживать. После пробуждения стоит умывать лицо. По мере необходимости родителям надо чистить ребенку уши и нос. После каждого опорожнения кишечника надо использовать влажные салфетки либо подмывать грудничка.

купать младенцаЛучше делать этоМыло разрешается использовать не чаще раза в неделю.

После каждого купания кожу ребенка необходимо обрабатывать увлажняющим кремом. Если малыш находится в памперсах, стоит следить за тем, чтобы не появлялись опрелости. Полезны воздушные ванны, во время которых оставляют ребенка полностью голым. Такую процедуру можно проводить лишь при условии оптимального микроклимата в помещении.

В девять месяцев у детей уже есть зубы

Важно регулярно проводить гигиену ротовой полости

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 2 год 9 месяцев

В этом возрасте малыша могут переполнять все возможные эмоции и чувства, с которыми ему порой бывает очень трудно справиться. Задача родителей быть более внимательными к ребенку, по возможности более гибкими и терпеливыми. В этом возрасте у малыша хорошо развито чувство юмора, он способен понимать шутки и шутить.

Ребенок по прежнему сильно привязан к близким, особенно к маме.К трем годам принято подводить итоги, и судить о присущем ребенку уровню развития. От того, чему научился ребенок за первые годы жизни, зависит его адаптация к новым условиям. Ведь именно в таком возрасте детей обычно отдают в детский садик.

А что умеет ваш малыш в 2 года и 9 месяцев?

Физическое развитие

Морфологические показатели (рост, вес) быстро увеличиваются, при этом девочки развиваются гораздо быстрее.

Таблица. Антропометрические данные детей в возрасте один год девять месяцев

Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями в игровой форме. Костно-мышечная система включает в себя значительные участки хрящевой ткани, суставы и связки слабые и мягкие. Поэтому силовые упражнения (вис на руках, переносы тяжелых предметов) запрещены. При проведении упражнений из положения лежа на спине, следует смотреть за тем, чтобы ребенок лежал прямо

Важно соблюдение двигательного режима. Не рекомендуются игры и упражнения с длительной неподвижностью

МальчикиДевочки
Рост (см)
низкий – 80,4низкий – 79,7
высокий – 88,4высокий – 87,6
низкий – 10,6низкий – 10,5
высокий – 13,6высокий – 12,8

1.1. Моторное развитие

Большую часть времени малыши проводят в движении. Дети обожают бегать, прыгать, залезать и своим игрушкам желают придать движение. Они тащат, толкают любимые предметы везде за собой.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Учитывая, что детская сердечно – сосудистая система находится в стадии формирования, физкультуру следует проводить на воздухе или в проветренном помещении.

Моторные умения и навыки:

  • переступает небольшие препятствия высотой 10 см (палочки, веточки);
  • бегает в разных направлениях;
  • выполняет простые физические упражнения (наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания);
  • поднимается по лестнице самостоятельно;
  • спускается по лестнице с помощью взрослого;
  • поднимается по наклонной поверхности;
  • ходит по гимнастической скамейке, бордюру при помощи взрослого;
  • бросает в корзину мяч с расстояния 70 см;
  • старается поймать и удерживать мяч;
  • подпрыгивает на месте или с продвижением вперед;
  • осваивает подъем по лесенке – стремянке высотой 1 метр;
  • интересуется и участвует в подвижных играх;
  • обожает залезать в неизученные ранее места (подоконники, раковину, ванну, душевую кабинку, шкафы).

Для развития физических навыков и координации движений неплохо использовать толокар. При этом взрослый должен держать на контроле передвижения малыша в этой машине.

1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 1 год 9 месяцев

Умения, необходимые для самообслуживания, становятся осмысленными.

Бытовые навыки:

  • самостоятельно кушает, пользуясь ложкой, вилкой;
  • пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
  • пользуется зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
  • испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
  • причесывается;
  • просится и пользуется горшком;
  • принимает нужную позу для того, чтобы взрослому легче было его одеть и раздеть;
  • при раздевании снимает шапочку, носочки;
  • знает места хранения вещей, игрушек;
  • пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий