Развиваем малыша с первых дней жизни: советы родителям

Игрушки и особенности возраста

В 2—3 месяца у грудничка начинает развиваться внимание, и он фокусирует свой взгляд на ярких предметах. В этом случае, ему полезно будет над детской кроваткой подвесить яркие разноцветные погремушки и фигурки, разные по форме и размеру

Детки в этом возрасте еще не умеют в ручку брать предмет, поэтому все игрушки нужно располагать на расстоянии их взора. Периодически над кроваткой игрушки меняйте.

Взрослый, держа малыша на руках, может показывать ему звучащие погремушки, которые будут различными звуками привлекать внимание младенца. Такие погремушки будут стимулировать его поворачивать голову и наблюдать глазами за объектом

В 5—6-месяцев малыши уже ползают. Здесь, кстати, подойдет специальный игровой коврик либо игрушки, издающие звуки. Благодаря им, у ребенка появится стимул ползти.

Полезные развивающие игрушки

Ближе к году карапуз делает первый шаг, и ему подойдут каталки и толокары. С 6 месяцев младенец все тянет в рот, начинает пробовать на вкус предметы, которые попадаются под руку. Поэтому для них нужны игрушки, которые легко моются, в них не будет мелких деталей, вредных веществ, и они будут безопасны.

Если такие игрушки будут привлекать ребенка, он будет пытаться их достать или взять, что будет стимулировать его к переворачивающимся движениям, малыш будет пытаться садиться и ползать

В 9 месяцев грудничок уже сам регулирует внимание. Здесь уже будут полезны игрушки, которые ребенок самостоятельно может покрутить и потянуть, перебирать и легко спрятать, а потом найти

В этот период нужно внимательно выбирать малышу игрушку. Она не должна быть большого размера. Лучше не покупать игрушки, которые сильно жужжат, заводные и музыкальные. Это напугает кроху.

Ближе к году грудничку уже интересны предметы, которыми выполняют определенные действия. Здесь можно ребенку предложить игрушки для нанизывания колечек на штырек, формочки, которые нужно вставлять в дырочку, разные коробочки, чтобы вкладывать предметы в нее и стучать по шарикам.

Игры на развитие мелкой моторики

Детские психологи уверены, что двигательная активность положительно влияет на интеллектуальные способности. Предлагаем игры, развивающие мелкую моторику у детей старше 1 года:

  • Пальчиковая гимнастика – лепка из мягкого пластилина, создание печенья с помощью готовых форм.
  • Расстегивание молнии или пуговиц.
  • Переливание воды из одной чашки в другую с помощью воронки.
  • Пересыпание песка через детское сито.
  • Раскладка узоров из пуговиц, макаронин, фасоли и других мелких предметов.
  • Создание картин из мозаики.
  • Наливаем в миску мыльную воду. Просим малыша размешать ее венчиком.

Эти занятия, развивающие детей 1-2 лет, будут интересны и крохе, и взрослому. Главное условие успешного обучения в форме игры – обходиться без принуждения.

Заботливый родитель придумает 1000 и 1 способ как развить ребенка. Регулярные тренировки памяти, внимания, речи и занятия на формирование логического мышления помогут малышу познавать окружающий мир и быстрее усваивать новую информацию.

Родителям нужно быть терпеливыми и спокойными, чтобы маленькие уроки приносили ребенку большую пользу.

Занимаемся с малышом

17. Ребенок с момента рождения ориентируется на запах и прикосновения. Через ласковые прикосновения мама передает крохе свою любовь. Благодаря этому малыш чувствует, что о нем заботятся и он не одинок. Это дает ему уверенность и чувство защищенности. Прикосновения, поглаживания, легкий массаж положительно воздействуют на нервную систему грудничка и помогают ей развиваться. Находясь на руках у мамы, чувствуя ее теплые ладони и запах, малыш испытывает удовольствие. Так начинают формироваться эмоции.

18. Когда малышу исполнится месяц и он научится рассматривать интересные предметы, подвесьте на расстоянии 30 см над кроваткой музыкальный мобиль и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился. Постепенно кроха научится задерживать на нем взгляд и будет прислушиваться к звукам, которые издает мобиль

Такие упражнения помогают развивать зрение, внимание и слух

19. С первых дней называйте малыша по имени. Чтобы ребенок прислушивался к вашей речи, говорить с ним надо ласковым голосом, спокойно. Меняйте интонацию в зависимости от того, что вы говорите. Не растягивайте слова, произносите их отчетливо. Привыкнув с первых дней к общению, малыш в будущем будет легко идти на контакт.

20. Старайтесь чаще подходить к крохе. Когда меняете подгузники или кормите, проговаривайте, что вы делаете: «Ты плачешь, потому что голоден. Сейчас я тебя покормлю, тебе будет не из-за чего переживать». Благодаря этому, повзрослев, малыш научится словами выражать свои чувства и эмоции.

Как я вырос за этот год, или поведенческие особенности

Вспомним немного основные особенности интеллектуального развития ребенка в возрасте 12 месяцев, итак, Ваш малыш уже умеет:1. Сознательный словарный запас составляет уже два десятка слов, в том числе понятия «можно – нельзя», «где», «дай» и т.д. Активно используются собственные слова, обозначающие базовые предметы и понятия, встречающиеся малышу в повседневной жизни.2. Все активнее проявляется интерес к другим детям, правда о взаимоотношениях в коллективе крохе пока мало что известно, поэтому контакт с ровесниками иногда заканчивается конфликтом.3. Проявляются поведенческие реакции на ту или иную ситуацию, кроха начинает «испытывать» взрослых на прочность: «а что будет, если я уроню игрушку», буду баловаться вместо того, чтобы кушать или спать т.д.» Будьте внимательны: маленький член семьи сейчас словно искусный кукловод, моментально улавливающий момент, когда взрослые дали слабину – не стоит на данном этапе давать малышу возможность совершать недопустимые вещи, поскольку чем старше он становится, тем сложнее будет без конфликтов его «перевоспитать».4. Развивается долговременная память: кроха помнит действия и ситуации, происходившие ранее. Кроме того, сейчас он уже в состоянии запомнить других людей, которых видит не так часто, как маму и папу, например бабушку или тетю, приезжающую в гости раз в месяц.5. По-прежнему, как и все 12 месяцев до этого дня и еще долгие годы после малыш постоянно занят исследованием окружающего мира каждый день, покоряя все новые и новые горизонты. Пусть пока они очень маленькие и незначительные – книжный шкаф или стиральную машину, мамину сумку или соседскую кошку – все новое удивительно интересно и познавательно для ребенка, и это здорово!

Чтобы крохе было комфортно в квартире

  1. Температура в помещении должна быть 20–24°С, влажность — 50–70%.

  2. 4–5 раз в день устраивайте 10–15-минутное проветривание детской комнаты. Кроху на это время из комнаты надо выносить. После проветривания температура должна опуститься на 2–3°С.

  3. В комнате, где находится кроха, не должно быть паласов и ковров. Книги лучше поставить в шкафы с закрывающимися дверками, чтобы на них не оседала пыль.

  4. Не ставьте кроватку возле розеток и электрических приборов, в том числе рядом с телевизором.

  5. На стене над кроваткой не должно ничего висеть: уберите картины и украшения.

  6. Позаботьтесь о ярком освещении комнаты: во время бодрствования ребенок должен хорошо видеть окружающие его предметы.

Этапы развития речи

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

Как воспитать ребенка

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния

Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни

Режим дня

Первый месяц после рождения малыш адаптируется к новой среде, в которую его так неожиданно вытолкнули. Естественно, такой стресс влияет на режим малыша. Он больше спит, чем бодрствует, и часто просит кушать.

Но для удобства как родителей, так и самого ребёнка важно, чтобы у него понемногу вырабатывался нормальный режим, где все стороны жизни относительно упорядочены:

  • сон;
  • кормление;
  • бодрствование.

Именно в период бодрствования и нужно втиснуть все упражнения и общение с малышом. Он может выйти с родителями на свои первые прогулки или испытать на себе, что такое гигиенические процедуры.

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение  5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев).

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги. 

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места

Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма

Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Не заменяйте совместный досуг гаджетами

Маленький ребенок требует внимания и времени. И родители часто дают ему телефон или планшет, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако долгое использование игровых приложений, многочасовые просмотры мультфильмов оказывают негативное влияние на его здоровье.

Малышам до трех лет не следует давать в руки телефоны или планшеты. Дети от трех до семи лет должны проводить время перед экранами гаджетов не более 10 минут в день, а за компьютером — не чаще двух раз в неделю по 15 минут.

Проект «Здоровая Москва» завоевал Гран-при премии Eventiada IPRA Golden World AwardsМедицина онлайн: как попасть на прием к врачу, не выходя из дома

В Москве работают 40 детских городских поликлиник. Там не только оказывают квалифицированную медицинскую помощь, но и рассказывают мамам и папам, как правильно заботиться о детях, прививать им полезные привычки и формировать для них здоровый образ жизни.

Сегодня медицинские услуги для детей стало проще и удобнее получать благодаря порталу mos.ru. Так, например, родители могут записать онлайн к доктору одного или нескольких детей одновременно. Для этого надо воспользоваться электронной услугой «Запись на прием к врачу, отмена и перенос записи».

Кроме того, родителям больше не нужно приходить в медучреждение и лично писать заявление, чтобы ребенок наблюдался и получал медпомощь в поликлинике. Прикрепить ребенка к детской поликлинике или детской стоматологической поликлинике можно удаленно.

Формирование авторитета взрослого

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность

Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию

Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Тренировка внимания

Умение подмечать мелочи и концентрироваться на определенном задании – это навыки, развивающие детей не по дням, а по часам. Успешное овладение ими поможет малышам в дальнейшем обучении.

Включите в ежедневную активность такие занятия:

Поиск. Эта игра не нуждается в дополнительных атрибутах, поэтому интересна всегда и везде

Она позволяет развивать внимание ребенка от 1 года. Попросите свое сокровище отыскать белую игрушку в корзине, показать белочку на картинке или подать его любимую пластмассовую чашку.
Подбор предметов

Разложите на столе различные предметы и попросите малыша выбрать объекты определенного цвета или с одним узором. Например, пусть ваше чадо подаст желтые прищепки. Если вы постоянно играете с ребенком 1-3 лет, кроха с каждым разом будет справляться с заданием быстрее.
Строительство башни или домика. Помогите малышу возвести замок из груды крупных деталей. Перед покупкой «стройматериалов» обязательно посмотрите рекомендацию производителя. Далеко не во все игры можно играть с ребенком от 1 до 3 лет.
Поиск предметов с одинаковым признаком. Попросите кроху показать белые игрушки или выбрать круглые предметы среди тех, что разложены на столе. Вообще мудрый родитель может придумать 1000 и 1 вариант развивающих игр, связанных с поиском каких-то предметов. Можно связывать в одну цепочку два свойства предмета. Например, мягкий и белый.

Изучаем качества предметов

Человек постоянно окружен какими-то вещами. Зная особенности и свойства, он может применять их по назначению. Процесс изучения качеств предметов нужно начинать с 1 года. Не просто давайте годовалому или 2-летнему чаду какой-то предмет, но и проговаривайте его особенности. Например, «а сейчас мы наденем теплый шарфик, чтобы не замерзнуть», «давай найдем нашего розового зайку», «а где лежит длинная палочка?». Изучение качества предметов позволит ребенку в 2 года развивать абстрактное мышление, сопоставлять фигуры и формы, воспринимать окружающий мир на ощупь. Процесс обучения дома заключается в запоминании свойств: холодный-горячий, длинный-короткий, твердый-мягкий и так далее.

Игрушки для детей 1 месяца

Несомненно, вам уже надарили кучу огромных плюшевых слоников, собачек, красочных машинок и чудесных куколок. Но пусть они подождут пока малыш немного подрастет. Придет и к ним очередь, а в это время подойдут:

Погремушки, предпочтительно красного, зеленого, синего и желтого цвета.
Развивающие коврики с дугой, на которую цепляйте самодельные поделки

Например: цветные бабочки или черно-белое изображение шахматной доски.
Повесьте над кроваткой карусель с крупными, цветными игрушками и нежной приятной мелодией.
Контрастные картинки в черно-белом цвете, где изображены линии, квадраты или спирали необычайно привлекают внимание детей.
Набор мелодичных колокольчиков станет незаменимым атрибутом вашей коллекции игрушек. Вешайте их по очереди в кроватке на высоте до 15 см

Размещайте звоночки на уровне груди или ножек ребенка, чтобы он мог доставать их ручками или ударять по ним ножками. Также пришейте их к мягкой резинке для волос и наденьте на руку или ногу малыша.

Как видите выбор достаточно большой, и задача как развить ребенка в 1 месяц не доставит вам великих хлопот.

Всего доброго мои дорогие читатели. Буду вам благодарен если оставите свой небольшой отзыв о статье. Пишите какие темы интересны вам. Читайте мои статьи вместе с друзьями и находите ответы на ваши вопросы. Не забудьте подписаться на обновления блога. Успехов вам всяческих на ниве развития и воспитания ваших деток.

Занятия с детьми на развитие речи

Достижение двухлетнего возраста – это период, когда каждая активность должна нести эффект развивающий, поэтому детей нужно постоянно увлекать какими-то новыми занятиями. Малыш положительно воспримет информацию, которая ему интересна. Главная задача родителя – проявлять терпение. Не ругайте свое сокровище за ошибки и не усаживайте рядом насильно. Ребенок от 1 года непоседлив, поэтому родителю стоит сделать занятия максимально краткими и интересными.

  • Научите ребенка 2-3 лет задувать свечу, играть на детской дудочке, надувать мыльные пузыри. Для формирования речи нужно правильно развивать дыхание, поэтому занятия желательно проводить регулярно.
  • Кукольный спектакль – это интересный, развивающий фантазию детей, инструмент. Героев представлений и ширму вы можете сшить самостоятельно. Сделайте спектакль интерактивным – постоянно просите малыша помочь герою, вспомнить, что говорит какое-то животное и так далее.
  • Предлагайте своему чаду закончить предложение: «мы сейчас идем в гости к…», «у тебя на кровати лежит…», «ты любишь слушать сказку о…». Эти занятия также помогут развивать память ребенка от 1 года.
  • Играйте в «что происходит?». Просите малыша 2-3 лет рассказать, что он видит перед собой или в окне. Хвалите свое сокровище даже за односложные правильные ответы.
  • Играйте в «какой?». Просите малыша придумать или вспомнить качество предмета. Например, если малыш говорит, что на улице идет снег, то спросите «а какой снег?» или «как выглядит снег?». Вероятно, малыш быстро вспомнит, что снег белый и мокрый. Не забудьте похвалить ребенка.

Грамотная и правильная речь взрослого позволяет малышу самостоятельно говорить осмысленные фразы или даже предложения

Обращайте внимание на тон и содержание своего разговора, чтобы ваше чадо всегда имело перед глазами положительный пример

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Главный принцип этой методики заключается в тесном общении родителей и детей

Родители часто путают понятия «внимание» и «опека». Внимание — это общение с ребенком, ответ на интересующие его вопросы и похвала талантов малыша

А опека мешает развитию ребенка, ограничивает свободу действий и сводит внимание к бытовым вещам. Родители, которые заботятся о собственном чаде, уделяют меньше внимания развитию ребенка как личности.

Основа методики развития заключается в обучении детей без навязывания мыслей взрослых. Нужно развивать малыша в разных сферах, раскрывать в нем таланты. Дарить ребенку любовь и тепло, не относиться к нему свысока, общаться на равных. И познания малыша будет вызвано интересом, а не строгими требованиями.

Как правильно ухаживать за малышом в первый месяц?

Подробное описание ухода за новорожденным мы представляли в этой статье.  В этой пункте расскажем об основах ухода за малышом. Итак, в первый месяц, помимо кормления и укачивания, малыша необходимо будет каждый день купать в теплой воде с отваром ромашки или череды. Это необходимо для того, чтобы ускорить заживление пупочной ранки, и для расслабления крохи перед ночным сном

Важно гулять с малышом, даже в зимний период. О правилах прогулки мы говорили здесь

Несколько раз в день протирайте складочки на теле малыша, его глаза, рот, шею и подмышки ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. Обязательно вытирайте кроху после того, как он срыгивает. Обрабатывайте пупочную ранку в соответствии с рекомендациями педиатра до полного ее заживления.

В первые недели жизни уже нужно ухаживать за ногтями младенца на руках и ногах. Они достаточно быстро отрастают и могут стать причиной появления царапин на коже ребенка. Используйте специальные распашонки с зашитыми рукавами или рукавички. Не кладите подушек в постель ребенка. До года он совершенно не нуждается в подушке, даже самой тонкой.

Польза

За первый месяц своей самостоятельной жизни кроха уже практически полностью адаптировался к окружающему миру. Настало самое удачное время для того, чтобы познакомить карапуза с этим миром более детально. Безусловно, малыш все еще проводит во сне большую часть времени. Однако периоды бодрствования уже стали чуть более продолжительными, и этим обязательно стоит воспользоваться.

Не стоит думать, что занятия с ребенком, которому только исполнился 1 месяц, сделают из малыша настоящего вундеркинда. У них другая цель – наладить тесное и приятное общение, в котором нуждаются абсолютно все люди, будь им месяц от роду или же пять десятилетий.
Контакт с мамой, с папой, с братьями и сестрами, если они имеются, важен для грудничка. На этом и нужно основываться, планируя первые в жизни крохи развивающие занятия.

Рассчитайте календарь прививок

Как воспитывать ребенка с рождения до 3 месяцев

В первый месяц жизни малыш имеет отличный сосательный рефлекс, произвольно двигает верхними и нижними конечностями, сжимает кулачки и пытается засунуть их в рот, вздрагивает на резкий звук. К концу 4 недели он может начать улыбаться и следить за движением предметов.

Двухмесячный малыш может поднимать головку, пытается искать источник звука, фокусировать взгляд на интересных ему объектах. В три месяца карапуз хорошо находит источник звука, начинает гулить, уверенно держит голову.

Главные потребности малютки в этот период – постоянное присутствие мамы, ощущение ее тепла и родного запаха, чем воспитывается его доверие к окружающему и еще такому пугающему внешнему миру

Внимание и ласка ухаживающих за малышом формируют у него чувство безопасности и помогают легче и быстрее адаптироваться ко внеутробному существованию

Новорожденный ребенок только привыкает к этому миру

Важно! Детские психологи рекомендуют первые 1-3 месяца (и даже до 8-9) как можно чаще держать деток на руках, давать ощущение полного телесного контакта. Это помогает воспитать в ребенке спокойный и уравновешенный нрав, который станет определяющим в формировании будущей личности, а также развить сенсорные чувства

В то же время при недостатке тактильного и визуального контакта у детей, который составляет воспитание новорожденного, недоверие к миру вырастает в различные психологические проблемы.

Воспитание внимания новорожденного ребенка от 0 до 3 месяцев проводится в играх по передвижению предметов родителями, с мобилем над кроваткой, лицом (можно строить гримасы и давать карапузу их тщательно рассмотреть), голосовыми играми (песенками и потешкми с различными эмоциями и интонациями), повторением за малышом его первого лепета.

В первый квартал жизни начинается и эстетическое воспитание младенца. Это касается не столько вкусовых ощущений, сколько общих эстетических чувств, стремления к  прекрасному, порядку и комфорту. Большую роль тут играет красивая и ухоженная мама. Также в этом возрасте начинается приучение к режиму сна и питания.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно!
Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно

Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны.
Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.. Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

Особенности возраста

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность

Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения

Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий