Развитие речи
Речь ребенка на 12-м месяце жизни начинает переходить в новую стадию. От запоминания и понимания обращенной к малышу речи, формирования пассивного словаря, карапуз постепенно переходит к активному говорению. В норме, если к году кроха произносит, хотя бы 1 полноценное слово, подразумевающее под собой предмет или человека, но в большинстве случаев дети говорят от 3 до 15 полноценных слов или их сокращенные формы. Малыш постоянно что-то произносит, среди лепета четко прослеживаются слоговые цепочки, распевное произношение.
К концу первого года жизни, основным способом общения с родителями остаются эмоции, к которым постепенно присоединяются слоговые цепочки
Для получения желаемого предмета малыш может привлечь ваше внимание окриком, указать пальчиком на интересующий предмет и произнести первый слог названия. Это очень хорошо
Старайтесь понимать вашего ребенка, повторяя вслух название указанного предмета. Сюсюканье и уподобление детской речи на данном этапе не желательно. Если малыш на машину говорит «би-би», согласитесь, но назовите слово правильно.
Ближе к году стоит постепенно приучать малыша к новым формам изучения окружающего мира. Разнообразные экскурсии по городу, походы в гости, предложение поиграть с другими детьми в песочнице будут полезны малышу. Наблюдая, как другие люди общаются между собой, каким образом организуют совместную деятельность, карапуз будет стремиться включаться в этот процесс, стараться развивать активный словарь.
Основанием для беспокойства в вопросе развития речи ребенка на 12-м месяце жизни должно вызывать отсутствие:
- реакции на собственное имя;
- лепета;
- 1 слова с вложенным смыслом (мама, папа, на, дай).
В случае, если вас беспокоит скорость появления у карапуза первых словесных форм, его реакция на собственное имя или другие речевые особенности, следует обратиться к участковому педиатру или неврологу.
Ребенок в 11 месяцев. Речь и общение.
Малыш продолжает активно осваивать новые слоги, слова, жесты. Уже произносит простые слова (мама, папа, дай) и связывает их с людьми или действием. Развитие речи у каждого малыша идет своими темпами. Одни говорят больше слов, другие чаще используют жесты, но каждый малыш развивается, и каждый день его речь становится лучше.
Кроха пытается повторять слова за взрослыми. При этом копирует не только само слово, но и интонацию, с которой его произнесли. Так же малыш повторяет действия с определенными предметами, которыми пользуются родители. Пытается расчесаться расческой, звонит, если у него в руках окажется телефон.
Общение с ребенком становится двухсторонним. Малыш умеет просить то, что ему нужно, показывая на предмет, или с помощью слова «дай». Понимает многие несложные просьбы (дай, возьми, пойдем и другие). Умеет показывать то, что у него просят показать, при условии, что мама часто занимается подобным с малышом. Просит показать любимую игрушку, носик, папу и.т.д. и первое время помогает крохе.
Что умеют маленькие пальчики
Говоря об 11-и месячном малыше, нужно отметить значительное расширение диапазона его умений и навыков. Теперь кроха уже свободно владеет щипковым захватом, противопоставляя большой палец остальным, умеет координировать свои движения, а также учится исследовать мир с помощью дополнительных предметов – взяв в руки палочку, может перевернуть ею камень, или, зачерпнув ложкой кашу, поднести ее ко рту. Чтобы совершенствовать эти умения и, шаг за шагом, двигаться вперед, чаще проводите занятия и игры для детей, развивающие мелкую моторику.
- «Поиграем в снежки» — научите малыша мять бумагу, чтобы сформировать из нее подобие снежка. «Налепив», таким образом, несколько снежков, кидайте их друг в друга, или попадайте в цель. Объясните ребенку, как уклониться от летящего снаряда. Такая игра не только натренирует пальчики, но и разовьет мышцы плечевого пояса, глазомер и быстроту реакции.
- «Поваренок» — заполнить кастрюльку теннисными шариками. Предложить юному поваренку выловить их при помощи большой ложки или половника и переложить в миску. Также для этой игры хорошо использовать крупу или фасоль.
- «Сюрприз» — заверните в блестящую фольгу орешек или маленькую гремящую игрушку. Предложите крохе развернуть обертку – пусть повозится с шуршащей бумагой, развивая точные движения рук.
- «Равновесие» — попросите малыша расставить кубики на поверхности надувного круга. Маленькие предметы так и норовят скатиться вниз, и кроха очень старается установить их надежнее. Так маленький человек на практике знакомится с понятием равновесие и тренирует координацию движений.
Родителям стоит обратить внимание, что в возрасте 11 месяцев уже можно определить, какая рука является для малыша ведущей. Присмотритесь, какой рукой ребенок берет игрушку, ложку – и сразу все станет ясно
Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу – так вы только навредите его развитию.
Речевое развитие
Навыки и умения
В речевом развитии ребенка намечается прогресс:
- появляются «любимые» слова: обычно это одно- или двухсложные произвольные сочетания звуков, которые приобретают тот или иной смысл в зависимости от ситуации (например, слово «гынь» может обозначать и кошку, и игрушку, и требование подать какой-либо предмет, и неожиданное желание подкрепиться);
- продолжает совершенствоваться детская «автономная» речь, понятная лишь членам семьи и людям, которые часто общаются с ребенком;
- малыш произносит осмысленные слова, сопровождая их жестами (например, говорит «дай» и протягивает ручку с раскрытой ладонью), использует в своей речи звукоподражания: имитирует звуки птиц и животных, шум бытовых приборов или автомобильного мотора.
Ваш ребенок пока не начал говорить? Возможно, проблема кроется в слабости челюстных мышц. Чтобы укрепить челюсти, угощайте кроху твердой пищей: кусочками морковки, сухариками или печеньем.
Техника безопасности
Малыш уже активно передвигается по дому и улице, учится отрывать руки от опоры и залазить в самые укромные уголки, рекомендуется предпринять меры по обеспечению безопасного времяпровождения:
- На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
- Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
- Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
- Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
- Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
- Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
- В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
- Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
- Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.
Основой безопасности ребенка на 12-м месяце жизни является умение родителей предусмотреть опасные ситуации и принять меры по минимизации получения травмы. Малыш еще не понимает, где для него опасно, что лучше не трогать, будьте бдительны.
Эмоциональное развитие
Нервная система карапуза находится в стадии формирования. Она лабильна. Процессы возбуждения и торможения не до конца сбалансированы. Малыш не может контролировать эмоции самостоятельно.
Если что-либо ему не нравится, он не умеет выразить это при помощи слов. «На помощь» приходят плач, истерики, капризы. Истерики могут происходить и по причине переутомления или перевозбуждения, неудовлетворения физиологических потребностей (ребенок голоден).
Следует отличать требования от капризов.
Каприз – это реакция ребенка, который знает, что таким способом может добиться желаемого от взрослых. Капризы являются следствием неправильного поведения родителей: отсутствие единых требований и потакание малейшим желаниям чада. Капризы могут возникнуть в том случае, когда ребенок не знает, чего он хочет.
Каприз также надо отличать от требования, которое необходимо удовлетворить. Если законное желание (переодеть, накормить) в течение долгого времени игнорируется, то может произойти истерика.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ
Попытайтесь переключить внимание крохи. Причем таким тоном, как будто вы преподносите сюрприз
Говорить можно все что угодно. «Ого! Какая красивая бабочка прилетела». Можно предложить прислушаться «Т-ссс! Слышишь шорох? Это мышка бежит».
СОВЕТ ВТОРОЙ. Попробуйте не реагировать. Ребенок успокоится, если не увидит реакции на истерику. Следует вести себя последовательно. В противном случае капризы могут перерасти в капризное поведение, с которым справиться будет гораздо сложнее.
Задача родителей – создать все условия для стабильного развития нервной системы ребенка и избегания эмоциональных взрывов.
Как помочь заговорить?
Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.
Активная речевая среда вокруг него
Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т
д.
Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.
Игровые навыки
На одиннадцатом месяце жизни малыш постепенно осваивает и усложняет новые игры, описанные в статье «Что должен уметь ребенок в 10 месяцев». При этом заметно улучшается координация движений в пальцах рук и противопоставление первого пальчика. Во время занятий ребенок не только открывает или закрывает коробочки, надевает кольца на палочку, но и пытается выполнять первые ролевые действия. При регулярном обучении крохи взрослыми он может катать машину, кормить куклу или стаскивать с нее одежду. Игра сопровождается осознанным озвучиванием с помощью лепетных слогов («би-би», «ко-ко»), а также первыми словами (мама, баба, папа)
Для речевого развития важно продолжать постоянно озвучивать все действия, четко называть окружающие ребенка предметы и давать им характеристику (цвет, размер). Также надо продолжать изучать с малышом части тела
Во время занятий продолжительность сосредоточения и усидчивость нарастает постепенно от 2 до 10 минут. Родителям требуется помочь малышу развивать эту способность, которая крайне важна для обучения и приобретения знаний. Быстрая отвлекаемость, являющаяся нормой для этого возраста, в будущем может стать причиной плохой успеваемости в школе.
Уважаемые мамы, обратите так же внимание на материалы ipregnancy.ru по теме развития ребенка в десятый и двенадцатый месяцы:
Что должен уметь ребенок в 10 месяцевЧто должен уметь ребенок в 12 месяцев
Психологическое развитие
- В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он способен манипулировать взрослыми. Например, вы можете заметить, что ребенок хныкает, но при этом слезы полностью отсутствуют. Таким образом дети хитрят, ведь они уже замечают, что на крик и плач мама прибегает быстрее и становится добрее.
- В 11 месяцев малыши понимают разговоры взрослых. Они отзываются на просьбы (дай, возьми, покажи, брось). Кроме этого, ребенок уже может качать головой в знак согласия или протеста.
- Ребенок может произносить первые слова. При этом он обобщает в одном слове много понятий. Например, он может говорить «ам-ам», под этим словом он будет подразумевать как всю еду, так и желание покушать. Обычно в этом возрасте малыш знает несколько слов, повторяет за родителями новые слова.
- Малыш становится очень настойчивым. Он может несколько раз повторять просьбу, чтобы получить желаемое. Кроме этого, он ожидает похвалы и одобрения за какой-то поступок или действие.
- Ребенок начинает понимать смысл игр и движений. Он может пытаться рассмешить вас или обрадовать во время совместных игр.
- В этом возрасте дети становятся очень сообразительными. Например, ребенок не будет доставать игрушки по одной штуке, а перевернет коробку, чтобы достать все игрушки сразу.
- Малыш начинает осознавать признаки простейшей сюжетной игры. Например, он может кормить игрушку или качать куклу.
Способы развития речи
Расширяйте словарный запас малыша и вводите в его речь новые звукоподражания. Для этого используйте картинки с различными животными или карточки Домана. Показывайте крохе изображение животного, называйте его и произносите звук, который оно издает. Когда малыш освоит 7–10 звукоподражаний, поиграйте с ним в следующую игру: вы называете животное или показываете его изображение, а ребенок должен ответить, какой звук оно издает.
Начните прививать малышу любовь к чтению. Несмотря на то, что он пока плохо говорит и, разумеется, не способен прочесть ни строчки, культуру общения с книгой нужно закладывать именно сейчас
Давайте ребенку плотные картонные книги с ярко разрисованными страничками, чтобы он листал и рассматривал их, обращайте его внимание на привлекательные картинки, читайте ему вслух.
Изучите с карапузом названия некоторых предметов. Для этого сложите в большой мешок несколько вещиц: тарелку, ложку, телефон, игрушки
Затем посадите перед собой кроху и, доставая по очереди эти предметы, громко проговаривайте их названия. После этого можете поменяться ролями: пусть малыш достает вещицы и пытается их назвать, а вы будете помогать ему.
Чтобы стимулировать развитие детской речи, сделайте вид, что не понимаете требований ребенка, выраженных жестами или несвязным лепетом. Пусть он постарается словесно донести до вас свою просьбу.
Помогите ребенку освоить слова, называющие признаки предметов. Если раньше в разговоре с малышом вы пользовались в основном глаголами и существительными, то теперь начните вводить в свою речь прилагательные. Показывая ребенку тот или иной предмет, называйте его признаки: большой, маленький, холодный, горячий, зеленый, красный, синий, круглый.
Организация питания
При планировании режима дня 11 месячного ребенка очень важно правильно составить рацион и распланировать время кормления. В этом возрасте ребенку необходимо есть 5 раз в сутки, паузы между «трапезами» составляют 3-4 часа
Кормить чаще категорически не рекомендуется, поскольку это станет причиной чрезмерной нагрузки на систему пищеварения и приведет к лишнему весу. Малыш по-прежнему нуждается в грудном молоке или заменяющих его смесях, в сутки давать ему необходимо не менее 220-250 мл того или другого. Чаще всего делается это утром после пробуждения (первое кормление). Некоторые малыши начинают просить грудь перед сном, но зачастую причина этому не голод, а стремление к контакту с матерью, поэтому кроху можно взять на руки, предложить молочный напиток или жидкую кашу.
Повторяю за родителями
Родители являются непререкаемым авторитетом для ребятишек в возрасте 11 месяцев. Только в присутствии мамы и папы ребенок раскован и спокоен, так как полностью им доверяет. Мало того, малыш старается копировать все, что делают взрослые. Этой возрастной особенностью обязательно стоит воспользоваться, чтобы социализировать кроху и обучить нормам и правилам общения и поведения.
- «Делай, как я» — покажите ребенку, как нужно расчесываться. Сначала пусть причешет свои волосы, стоя перед зеркалом. Попросите расчесать вас или куклу. Так можно тренировать любое действие, будь то чистка зубов или одевание.
- «Мамин помощник» — во время уборки малыша могут заинтересовать веник или швабра. Не запрещайте, а, наоборот, поощряйте манипуляции с этими предметами. Обязательно похвалите кроху, назвав его своим помощником.
- «Поделись со мной» — научите малыша делиться с окружающими. Предложите угостить печеньем папу или дать одну из игрушек бабушке. Обязательно похвалите кроху за щедрость.
Папы, как правило, более активные, шумные и эмоциональные, делают упор на физическое развитие ребенка. А усидчивые и терпеливые мамы уделяют больше внимания интеллектуальному развитию и обучающим моментам.
Что умеют мальчики, а что девочки
В одиннадцатимесячном возрасте уже с лёгкостью можно замечать отличия не только в физическом развитии мальчиков и девочек, но и в их поведении и даже способе играть.
Что должен уметь мальчик в 11 месяцев
- Любит активные игры.
- Он любопытный и полный энергии.
- Отдаёт предпочтение машинкам, мячику.
- Не любит долго сидеть на месте. Находится в постоянном поиске чего-то нового.
- Любит слушать разные звуки, может долгое время нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
- Отдаёт предпочтение детям своего возраста. С лёгкостью знакомится.
Что должна уметь девочка в 11 месяцев
- Любит спокойные игры.
- Может длительное время сидеть на месте, заниматься понравившимся делом.
- Отдаёт предпочтение куклам, посудке, мягким игрушкам.
- Обожает копировать маму. Хочет, как она краситься, наряжаться.
- Обожает кормить свои игрушки с ложечки, сажать их на горшок, катать куклу в коляске.
- Девочкам интереснее играть с карапузами постарше. И они долго стесняются прежде, чем начать знакомство.
Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях детей. Поэтому эти признаки мальчиков и девочек весьма относительны.
Типовой режим дня
Предлагаем познакомиться с примером рационального расписания для ребенка в 11 месяцев. Родители могут его подкорректировать исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Время | Действие |
6-00 – 6-30 | Пробуждение, первое кормление (грудью или смесью) |
6-30– 7-30 | Гигиенические процедуры |
7-30–8-00 | Гимнастика |
8-00 – 10-00 | Активные игры |
10-00 – 10-30 | Завтрак |
10-30 – 12-00 | Прогулка |
12-00 – 12-30 | Обед |
12-30 – 16-30 | Дневной сон |
16-30– 17-00 | Полдник |
17-00 – 18-00 | Спокойные игры |
18-00 – 18-30 | Ужин |
18-30 – 21-00 | Свободное время, игры с родителями, развивающие занятия, прослушивание сказки |
21-00 – 21-30 | Подготовка ко сну, вечерние гигиенические процедуры |
21-30 – 22-00 | Последнее кормление |
22-00 – 6-00 | Ночной сон |
Соблюдение малышом распорядка дня удобно и ему, и родителям, поскольку ребенок готовится к детскому саду, постепенно учась делать все по часам, а мама может распланировать свой день с учетом расписания крохи. Доказано, что дети, живущие по правильно составленному режиму, более развиты физически и эмоционально в сравнении с теми, кто живет без четкого графика.
Рекомендации родителям
Напоследок полезные рекомендации для родителей:
- Если пока режима дня у ребёнка нет, начинайте приучение постепенно. Запаситесь терпением и не ждите мгновенных результатов. На установление распорядка может уйти несколько месяцев.
- Иногда режим может нарушаться, и это нормально. После сбоев просто возвращайтесь к привычному ритму.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Каждый малыш – личность со своими особенностями, темпераментом и биологическими ритмами.
- Обеспечивайте безопасность, ведь в 11 месяцев ребенок очень активен и любознателен.
- Показывайте свою любовь, больше общайтесь с ребёнком.
Налаженный режим дня поможет сделать жизнь малыша и родителей комфортной, активной и интересной.
Физические упражнения, массаж и прогулки
Свежий воздух и регулярные прогулки – это то, что необходимо для полноценного роста и развития ребенка. А еще лучше, когда такое времяпрепровождение совмещается с физическими упражнениями или гимнастикой. Прогулка в солнечную погоду очень важна в качестве профилактики рахита. Ультрафиолетовое излучение помогает детскому организму вырабатывать витамин Д. При его недостатке замедляется рост малыша, и происходят негативные изменения в развитии, связанные с опорно-двигательной системой. Солнечные ванны в летнее время с 11 до 15 часов могут навредить здоровью, поэтому желательно совершать прогулки в тени деревьев, в парке или сквере, а не на открытом солнцепеке. В прохладный сезон желательно тоже не допускать прямого попадания солнечных лучей на малыша. Детская кожа может получить солнечные ожоги.
11 месяцев – это время, когда ребенок стремиться самостоятельно ходить. Поощряйте это его стремление во время прогулок. Детки любят шагать, держась за свою коляску и подталкивая ее вперед. Такие упражнения помогут малышу быстрее освоиться в пространстве, научиться координировать свои движения и рассчитывать силы. А еще происходит тренировка мышц рук, ног, спины, улучшается настроение и самочувствие.
Режим дня малыша включает в себя время для физических упражнений, массажа и гимнастики. Ребенку необходимо для физического развития ежедневно проводить специальный комплекс упражнений, в который будут входить движения туловищем, наклоны, вращения руками и ногами, их сгибание и разгибание.
При отсутствии медицинских противопоказаний необходим общеукрепляющий массаж, который могут делать мамы в домашних условиях после консультации с педиатром. При нарушениях в развитии ребенка массаж должен проводиться в амбулаторных условиях детскими специалистами после консультаций с детским неврологом и ортопедом.
Физическая активность
Делать гимнастику следует в первой половине дня, отдав вечерние часы под развивающие игры.
О динамической гимнастике для малышей вы можете прочитать здесь.
Упражнения, которые можно включить в гимнастический комплекс для самых маленьких, довольно разнообразны:
- вращения рук и ног (круговые);
- сгибание и разгибание конечностей;
- наклоны;
- приседания;
- подъем прямых ножек лежа на спине.
Показан 11-месячному крохе и массаж, состоящий из серии поглаживаний, растираний. Однако если ребенок имеет какие-либо проблемы со здоровьем, следует посетить специалиста и узнать, разрешен ли ему массаж.
Психико-эмоциональное развитие в 11 месяцев
Ребенок постепенно понимает речь. Он может использовать простые общие фразы из двух-трех слогов для обозначения еды, воды или определенного своего желания. Также продолжает повторять простые короткие слова за родителями. Некоторые дети в этом возрасте уже способны произнести своё первое слово.
Ребенок учиться управлять родителями. Он может специально заплакать или засмеяться, чтобы получить желаемое. К тому же он будет пробовать разное воздействие на разных взрослых. Нужно быть осторожным и не выполнять каждую прихоть малыша.
Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Ребенок продолжает осваивать юмор
Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта.
Занятие малыша становятся более осмысленными
В его играх появляются цели и персонажи. Играя с родителями, он может придумывать различные роли себе, взрослым и игрушкам.
Ярко проявляет эмоции. Если пытаться ребенка рассмешить или похвалить его, то он будет искренне радоваться, если обидеть или наказать ребенка, то он разозлится.
Довольно долго ребенок может играть в одиночестве. Ему очень просто увлечь себя определенным занятие и долго не отвлекаться. Более того, если взрослые отвлечет его на некоторое время, то освободившись ребенок вернется к своему занятию.
Социальный контакт
Малыш все еще настороженно относится к новым людям, ориентируясь на реакцию мамы. На попытку взять кроху на руки со стороны «чужого» человека карапуз может отвернуться или попытаться отползти, заплакать или потянуться к маме. В зависимости от темперамента ребенка одни крохи идут на контакт спустя некоторое время, другие и после длительного присутствия нового человека не пытаются его изучить или делают это, находясь рядом с мамой.
Все четче начинают проявляться индивидуальные особенности крохи. Некоторые карапузы, научившись ползать или передвигаться у опоры, отдают предпочтения спокойным играм в сидячем или лежачем положении, другие не знают покоя и все время перемещаются с места на место. Любой из вариантов является нормой и отражает лишь особенности характера вашего крохи.
Что должен уметь делать малыш в 11 месяцев — навыки и умения
Хотя темпы развития у каждого ребёнка могут отличаться, Всемирная организация здравоохранения разработала список норм, которым должен соответствовать младенец в возрасте 11 месяцев. В этом возрасте малыш должен уметь:
- уверенно стоять у опоры, ходить за руку со взрослыми или удерживаясь за стенку. Некоторые малыши уже начинают делать первые шаги;
- присаживаться из положения стоя. Но если ребёнок делает это неуверенно и медленно, это также считается нормой;
- активно и очень быстро ползать, а также самостоятельно сидеть без поддержки спины;
- указывать пальцем на игрушку или предмет, который его интересует;
- держать ложку и пытаться набрать еду, а также удерживать поильник, бутылочку или чашку двумя руками;
- пытается собрать пирамидку, башню из кубиков. Кроха уже уверенно берёт предметы, даже самые мелкие, двумя пальцами, а не зажимает их в кулак, как раньше;
- залезать на диван или кровать и слазить;
- листать детские книги с плотными страницами;
- собирать игрушки в коробку или корзину.
Родителям рекомендуется купить малышу различные развивающие игрушки, чтобы кроха тренировал мелкую моторику
Психоэмоциональное развитие: кроха проявляет характер
Одиннадцатимесячный малыш — это уже личность, со своими предпочтениями и желаниями. В эмоциональном плане ребёнок также совершает большой скачок в развитии. Младенец уже умеет более чётко формулировать то, чего он хочет. Например, если малыш что-то хочет, он не просто плачем показывает своё желание, а указывает пальцем или проговаривает несложные слова. В этом возрасте кроха:
- начинает разговаривать: может произносить короткие слова, состоящие из нескольких слогов, пытается повторить за взрослыми некоторые звуки и словосочетания;
- понимает обращённую к нему речь: может выполнять некоторые команды, например, принести игрушку, показать части тела, найти предмет;
- радуется, когда его хвалят и огорчается в том случае, если родители обращаются к малышу строгим голосом;
- умеет манипулировать родителями: ребёнок понял, что как только он плачет, многие его желания выполняются. Поэтому малыш начинает устраивать истерики и капризы по любому поводу, чтобы взрослые уступили ему;
- предпочитает слушать музыку: под звуки ритма и весёлых детских песен ребёнок может делать движения в такт или просто веселиться;
- часто повторяет действия родителей: может качать куклу или кормить её. Это признаки первых ролевых игр, когда младенец пытается поставить себя на место взрослого.
Внимание родителей очень важдно для ребёнка этого возраста. Взрослые помогают малышу развивать мелкую моторику и осваивать новые умения. Такая ситуация считается нормальной, ведь приближается кризис первого года жизни
В это время родителям стоит запастись терпением и постоянно объяснять крохе, почему нельзя делать то или иное действие. Некоторые дети быстро перерастают этот период, а у других он затягивается до полугода. Такое поведение малыша считается нормальным и является признаком становления характера ребёнка
Такая ситуация считается нормальной, ведь приближается кризис первого года жизни. В это время родителям стоит запастись терпением и постоянно объяснять крохе, почему нельзя делать то или иное действие. Некоторые дети быстро перерастают этот период, а у других он затягивается до полугода. Такое поведение малыша считается нормальным и является признаком становления характера ребёнка.
Зубы
На 11-м месяце, большинство деток имеет 6 зубов. В ближайший месяц могут появиться еще 2. В норме, к году у ребенка появляется 8 зубов, но незначительные отклонения от этого показателя не считаются критичными. Некоторые малыши к 12-ти месяцам могут похвастаться даже 12 зубами, а другие только 2.
Особого внимания требует отсутствие первых зубов к 11-ти месяцам. Следует обратиться к участковому педиатру и детскому стоматологу, возможно карапузу не хватает витамина Dили кальция. Отсутствие зубов к этому периоду влечет за собой задержку в знакомстве ребенка со взрослым столом, ведь он еще не может жевать.
Процедура чистки зубов становится обязательной. Следует очищать поверхность появившихся зубиков 2 раза в день: утром и вечером, при помощи щетки без использования зубной пасты.
О режиме дня
Режим дня крохи в 11 месяцев устоявшийся, его можно слегка корректировать, но делать это нежелательно. Так можно вызвать стресс у ребенка. В этом возрасте уже понятно, «сова» малыш или «жаворонок». Меняется потребность во сне, отдых составляет 14 часов в сутки, включая дневной сон 1-2 часа.
Прогулки становятся более длительными, гулять нужно с крохой два раза в день. Подъем осуществляется в 08.00, после него следуют гигиенические процедуры и завтрак. До 11 часов с ребенком нужно заниматься активными играми, делать гимнастику и массаж, до 13.00 совершается прогулка.
После обеда кроха спит, в 16.00 кушает. Затем с ним нужно заниматься спокойными играми, чтением. До 19.30 можно погулять, потом следует кормление и подготовка ко сну. Спать укладывается ребенок в 21.00
Важно соблюдать режим, это способствует здоровому развитию крохи, и родители свободно могут построить свой день в соответствии с его потребностями, выделив время на дела и собственный отдых
Массаж и гимнастика
Поглаживания, сгибания суставов, круговые движения руками и ногами, другие упражнения, способствующие тренировке двигательных умений и кровообращению, остаются обязательными для детей на 11-м месяце жизни. Упражнения на укрепление рук и ног, мышц позвоночника и пресса, совершенствования умения садиться и вставать, хорошо предлагать делать до 3 раз в день. Каждый подход к упражнениям рекомендуется заканчивать расслабляющим массажем.
Физическая нагрузка в виде гимнастики предлагается малышу после сна, до еды. Не рекомендуется заставлять кроху делать упражнения во время болезни, активной фазы прорезывания зубов. Если вы видите, что кроха вялый, капризный или негативно реагирует на ваши действия, лучше отложить гимнастику.
Игры и занятия для развития
Занятия и игры должны помогать крохе развиваться, познавать мир и выплескивать энергию. В качестве активных игр можно использовать мяч, толокар, различные каталки, танцы под ритмичную музыку. Для развивающих занятий подойдут сортеры, пирамидки, развивающие игрушки, безопасные мягкие кубики. Обязательно читайте малышу и показывайте ему картинки в книгах, чтобы он узнавал и запоминал названия разных предметов, растений, животных и насекомых. Полезны игровые коврики и комплексы. Также развивайте мелкую моторику шнуровками, специальными игрушками с бусинами, пуговицами, разными фактурами.
Совет! Демонстрируйте и описывайте малышу разные действия, чтобы он знал и повторял их.
Дома во время спокойных занятий можно общаться с 11-месячным ребенком, проговаривать для него свои действия, показывать и называть разные домашние предметы, петь, рассказывать стихи или сказки. Также можно приобретать безопасное тесто для лепки и пальчиковые краски, но постоянно контролируйте действия малыша во время таких занятий.
Умения и двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
Большинство детей к 10-ти месяцам осваивают большой список двигательных умений:
- Самостоятельно садятся и удерживают свое тело в таком положении долгое время;
- Встают у опоры и стараются передвигаться вдоль нее, самостоятельно садятся из положения стоя;
- Используют игрушки, ориентируясь по их предназначению. Кубики ставят один на другой, машинку катают, куклой играют, мяч катают;
- В игре задействуют обе руки;
- Реагируют на простые глаголы «дай», «покажи»;
- Координируют свои пальцы для захвата предмета всоответствии с размером;
- Используют пинцетный захват для игры с совсем маленькими предметами;
- При помощи взрослых играют с другими детьми;
- При помощи взрослых пытаются спускаться и подниматься по лестнице;
- Повторяют слоги и звуки за взрослыми;
- Пьют из кружки, пытаются есть ложкой;
- Хорошо жуют, глотают небольшие кусочки твердой пищи;
- Спокойно реагируют на горшок. Начинают высаживать на него свои игрушки;
- Уверенно повторяют простые игровые движения за взрослыми;
- Могут сделать выбор между предложенными вещами.
На 11-м месяце жизни новые умения появляются не так часто, как раньше. В ближайшие недели малыш будет совершенствовать полученные ранее навыки, развивать умственные способности.