Ребенок боится грозы: как ему помочь

Диагностика детских страхов

Немаловажной составляющей частью работы психолога с детскими страхами заключается в их диагностике и установлении причин. Как правило, для детских психологов диагностика детских страхов не составляет никакого труда

Все они очень схожи между собой. У каждого психолога существует своя методика выявления детских страхов. Но в целом, по своей сути, они все очень похожи и основываются на основных типичных особенностях детской психики.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только разновидности психологической болезни, но и причину ее возникновения. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом.

Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого ребенка.

рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Детское горе при потере близких

Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.

Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:

  • сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
  • включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
  • брать его с собой на похороны или нет?
  • вспоминать с ребенком умершего или нет?

Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.

Причины страха перед непогодой

Бронтофобия имеет определенный архаичный момент – страх перед грозой достался человеку в наследство от далёких предков. В кроманьонцах грозные явления природы пробуждали инстинкт самосохранения. Обычно он предлагает нам всего три ключевых варианта поведения: спрятаться, бежать или драться. Понятное дело, что убежать от грозы немыслимо, как и драться с ней. Остаётся лишь найти укромный уголок и затаить дыхание…

Впоследствии многие великие цивилизации считали верховным божеством бога грозы. У славян был Перун, у эллинов – Зевc, а викинги почитали Тора. Гроза расценивалась как гнев богов – не только оглушительный, но и несущий вполне реальную опасность. Молния может поразить человека или животное, повалить дерево или стать причиной пожара… Взрослые люди страшились и трепетали перед этим грозным явлением природы вплоть до начала ХХ века. Чего же тогда ждать от ребёнка?

У детей до четырёх лет страх грозы связан с боязнью неизвестного. Их пугает даже не сама гроза, а неожиданный раскатистый грохот, от которого порой стынет кровь в жилах. Особенно остро реагируют на грозу дети-аудиалы: они не выносят любых громких звуков, включая праздничные фейерверки, домашние скандалы и так далее.

Причиной продолжительного иррационального страха перед грозой может быть единичный случай сильного испуга. Например, когда ребёнок испугался своей первой «встречи» с грозой, не будучи защищённым (далеко от дома и укрытия, без взрослых) или недостаточно зная о природе этого явления.

Детский страх перед грозой может быть сформирован самими взрослыми, если они систематически упоминают о связанных с этой стихией примет или реальных несчастных случаев. Впрочем, последние часто обсуждаются и в телевизионных передачах, где в погоне за рейтингом режиссёры эмоционально накручивают сюжет так, что волосы встают дыбом даже у взрослых телезрителей. Не говоря уже о красочных голливудских ужастиках на эту тему.

Ещё одна причина «наученного страха» – это наблюдение за взрослыми, которые сами боятся грозы и впадают в панику. Если же этот страх у них подавлен (но не «вылечен»), они устанавливают детям жёсткие запреты, связанные с грозой. А в случае непослушания прибегают к шантажу или запугиванию. И дети сами уже не понимают, чего боятся больше – грозы или собственных родителей…

Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

Естественная реакция психики на шум

Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети

Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью

Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

Почему громкий звук вреден для ребёнка

Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

  1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
  2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
  3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
  4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
  5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
  6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
  7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
  8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
  9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!

Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т.

     д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;

  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение — не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, — главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

Убедитесь, что цель соответствует критериям SMART

SMART — это пять критериев, которым должна соответствовать цель. S (specific) — конкретность, M (measurable) — измеримость, A (attainable) — достижимость, R (relevant) — уместность, T (time-bound) —ограниченность во времени. Прежде чем определять цель в борьбе со страхом, подумайте, достаточно ли она конкретна, понятно ли ребенку, что именно нужно сделать. Подойти к подругам и позвать их в гости — понятно, стать общительной и активной — нет.

Сюда же можно отнести измеримость цели. У вас должно быть четкое понимание, когда цель достигнута. И достижима ли вообще ваша цель?

Важно, чтобы достижение цели было ограничено по времени.При этом не стоит начинать с той, чье выполнение займет больше 1-2 месяцев. Лучше разбить ее на несколько краткосрочных

Пример. Ребенок боится темноты.
Цель: сделать так, чтобы ребенок не боялся темноты.
SMART цель: спать одному всю ночь, не убегая к родителям.
Но к этому не прийти за один день, поэтому имеет смысл разбить выполнение задачи на несколько этапов.

Краткосрочная цель: ребенок остается в постели после того, как родители пожелают спокойной ночи, но они еще периодически к нему заглядывают.
Среднесрочная цель: привыкнуть засыпать самостоятельно.
Долгосрочная цель: засыпать самому и спать одному всю ночь.

Как прогнать кошмары

Чтобы справиться с ночным кошмаром, необходимо знать, что именно его спровоцировало. Часто это становится понятным исходя из сюжета пугающего сна. Но разговаривать о ночных видениях лучше только утром, при свете дня. Ночью же главное, как можно скорее успокоить ребенка, чтобы ему удалось снова заснуть.

Вот что лучше сделать:

Обеспечьте защиту. Даже если вы очень напуганы таким пробуждением ребенка, ни в коем случае не показывайте свой страх – малыш воспримет это как то, что вы неспособны его защитить и тоже боитесь. Сядьте рядом, возьмите его на руки, приласкайте, поговорите спокойным голосом.
Дайте выговориться. Если малыш хочет рассказать о том, что его испугало прямо сейчас – позвольте ему это сделать. Невысказанные страхи уходят в подсознание и спровоцируют новые кошмары.
Верните в реальность. Помогите малышу осознать, что это был только сон

Обратите его внимание на детали обстановки в комнате, на то, что все нормально и привычно идет своим чередом. Если нужно, включите свет и/или поносите малыша на руках.
Не оставляйте одного

Пусть малыш заснет в вашем присутствии. Если он уже привык спать отдельно, не берите его снова в свою постель. Но останьтесь рядом или пусть засыпает на руках (не всегда!).
Переключите внимание. Это отлично помогают сделать монотонные негромкие звуки – спойте ему колыбельную, включите очень тихо медитативную музыку, пошепчите что-то на ушко.

Если кошмар был единичной ситуацией, и ребенок утром о нем не вспоминает, а вечером спокойно отправляется спать, то возвращаться к нему не стоит. Но избавляться от повторяющихся кошмаров надо обязательно – самостоятельно или с помощью детского психолога.

Помочь в этом может такой простой и действенный метод, как совместное рисование. Попросите ребенка нарисовать сюжет сна, который его напугал, расспросите о том, кто или что изображено на картинке. А затем дорисуйте ее вместе так, чтобы сюжет или чудовище получились смешными или маленькими. Или просто порвите листочек на мелкие кусочки, подчеркивая то, что вы все перенесли на бумагу и теперь уничтожили.

Для тех, у кого сложности с рисованием, есть другой, не менее эффективный прием. Сочините с ребенком сказку о том, как главного героя преследовало похожее чудовище, или он был в подобной ночному кошмару ситуации и благополучно оттуда выбрался. Тогда малыш поверит в то, что и в его страшной сказке тоже все закончится хорошо.

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать

К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное. Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

Что представляет собой бронтофобия

Что такое бронтофобия? Это боязнь грозы. Альтернативное название – кераунофобия. Все люди соблюдают технику безопасности: стараются не выходить в непогоду на улицу, не пользуются телефоном на улице, дома отключают электроприборы, чтобы те не перегорели. При этом человек сохраняет трезвость ума, его действия рациональные и спокойные. Это нормальное поведение во время грозы, связанное с инстинктом самосохранения. Ведь молния действительно может попасть в дерево, машину, дом или человека.

Но для людей с фобией гроза превращается в настоящую пытку. Человек теряет контроль над своими действиями. Он забивается в угол и вздрагивает при каждом раскате грома. Поведение бронтофоба иррационально, опасно для него и окружающих.

Что свойственно бронтофобу:

  1. Панические атаки при наступлении грозы и перед ее наступлением. В чужом доме, на открытой местности, в общественном транспорте, магазине и подобных местах паника усиливается.
  2. Боязнь розеток и электроприборов. Иногда человека пугают даже выключенные приборы. На запущенных стадиях болезни бронтофоб может и вовсе отключить электричество, отказаться от использования техники.
  3. Стремление спрятаться в безопасное место. На запущенных стадиях некоторые больные специальное укрытие, бункер. Если непогода застала на улице, то больной может стучаться во все подряд дома, просить впустить его.
  4. Неадекватные реакции: крик, плач, агрессия, ступор.

Это интересно! Бронтофобией чаще страдают дети, чем взрослые.

Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи.

Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.

Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.

В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).

В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью. 

Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?

Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка. Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.

Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»

Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.

Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…

Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!

Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи?  С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?

Правила безопасного поведения

Также стоит учить ребенка безопасному поведению во время грозы с раннего возраста.

Если вы дома:

  1. Снимите с балкона все предметы, которые могут быть унесены ветром.
  2. Закройте все окна и двери и эффективно защитите их от открывания. Также помните, что во время грозы не следует подходить к окнам.
  3. Не выходите из дома, если нет срочной необходимости.
  4. Отключите электрические и газовые устройства (клапаны, предохранители).
  5. Обеспечьте доступ к средствам массовой информации, например, через портативную радиостанцию ​​(с батареями). Подготовьте аварийное освещение, например, фонарик, свечи и необходимые лекарства.

Если вы находитесь на улице:

  1. Войдите в ближайшее здание как можно скорее и переждите грозу там. Если у вас нет такой возможности, не останавливайтесь и не ищите укрытия под деревьями, столбами электропередач, нестабильными сооружениями, например, сараями и всеми высокими элементами, потому что они притягивают молнии.
  2. Избегайте открытого пространства. Используйте существующие сооружения в качестве укрытия: мост, виадук, водопропускные трубы или другие постоянные сооружения. Если вы не можете спрятаться таким образом, используйте какие-нибудь углубления (канаву, глубокую яму).
  3. Отойдите от металлических предметов и не трогайте их.
  4. Немедленно выйдите из воды (например, озера).
  5. Не пользуйтесь мобильным телефоном. Лучше выключить устройство.

Как помочь «трусишке»?

Если ребёнок при раскатах грома начинает плакать, паникует или прячется в шкафу, не стоит считать это баловством. Некоторые родители полагают, что такое поведение лучше оставить без внимания, чтобы ребёнок осознал, что нет ничего опасного и страшного. Но нужно понимать, что сохранившийся страх, умноженный на демонстративное отсутствие эмоциональной поддержки со стороны взрослых, в будущем способен сильно усложнить человеку жизнь.

Ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи, мотивируя это фразой «ты уже взрослый», – лучше просто выяснить, в чём же основная причина боязни. Многие дети объясняют, что гром страшит их своей непредсказуемостью, непонятностью. А, как известно, что непонятно, то часто кажется страшным. Поэтому следует доступно объяснить ребёнку, что такое гроза и откуда она берётся. Он должен получить полное представление об этом погодном явлении и, по крайней мере, точно осознавать, чего боится на самом деле.

Причиной иррационального, необъяснимого (и потому неконтролируемого) страха перед грозой может быть и чисто физическая реакция ребёнка на стрессовый фактор, которая проявляется в виде мышечных зажимов. Такие зажимы появляются в различных частях тела в зависимости от того, какие эмоции испытывает человек. В случае со страхом и паникой спазм охватывает область живота, иногда вызывая чувство тошноты и дрожь.

Западный психотерапевт Роджер Каллахан в конце 80-х годов прошлого века выяснил, что, согласно основам акупунктуры, для расслабления брюшных мышц в таких случаях необходимо несколько минут постукать кончиками пальцев под глазами, не забывая при этом глубоко и спокойно дышать. Таким образом основатель энергетической психологии успешно излечивал взрослых пациентов от различных фобий всего за один сеанс.

Планируйте день наперёд. Если прогноз сообщает о предстоящей грозе, не стоит выходить с ребёнком на улицу, сколько бы лет ему ни было. Такую непогоду всегда лучше пересидеть в тепле и уюте, то есть дома. Когда же начинается гроза, малыша нужно просто отвлечь интересными разговорами или забавной игрой, чтобы в дальнейшем в его сознании отложилось, что при грозе на улице страшно, а дома весело.

Если грозы боится взрослый, то он просто не имеет права показывать свой страх перед ребёнком. Здесь главное сохранять полное спокойствие и безразличие при раскатах грома, чтобы малыш, наблюдая за хладнокровным поведением родителей, и сам внутренне расслаблялся во время непогоды.

И последнее: пугать ребёнка грозой однозначно нельзя, но и говорить ему, что гроза не несёт опасности человеку, тоже не стоит. Такой ошибочный подход может вдохновить отпрыска на «подвиги». Появится неуёмное желание выяснить на себе, опасна гроза или нет – а подобные эксперименты с детским здоровьем родителям ни к чему. Лучше подробно объяснить ребёнку правила поведения во время грозы, чтобы он чётко понимал, какие действия обеспечат ему безопасность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий