Как отучить ребенка кривляться, если сам он прекращать не собирается
После того, как удалось установить, почему воспитанник любит кривляться, необходимо выбрать действенные меры, подходящие к ситуации.
Отсутствие реакции
Если ребенок принял решение корчить неприглядные рожицы для того, чтобы лишний раз привлечь к себе внимание, необходимо лишить его возможности использовать этот прием. А именно – перестать сколько-нибудь реагировать на подобные проявления
Если он поймет, что таким способом вопрос решить нельзя, будет искать другие варианты.
Ежедневное общение
Для каждого ребенка важно, чтобы родители уделяли ему внимание. Лучший способ для школьников младших классов это любое ежедневное совместное занятие. В этом случае малыш будет чувствовать свою востребованность, и проявлять стремление к серьезному подходу в решении любых вопросов
В этом случае малыш будет чувствовать свою востребованность, и проявлять стремление к серьезному подходу в решении любых вопросов.
Вера в собственные силы
Первая уверенность приходит с первыми достижениями, а значит необходимо создать благоприятную почву для их формирования. Лучший способ это маленькие, но очень ответственные поручения. Отучить ребенка кривляться в этой ситуации поможет серьезность момента, когда приходится выполнять задачи, которые могут доверить только при достижении определенного возраста.
Способ реализации творческого потенциала
Помимо школьных занятий всегда бывает полезным найти ребенку дополнительное занятие в соответствии с его интересами. Это может быть творческое увлечение или спортивная секция
При этом очень важно, чтобы ребенок проявлял искренний интерес к новому делу и стремился к самостоятельному развитию в этом направлении
Почему и как возникает родительская агрессия?
Проблема взаимопонимания поколений никогда не утрачивает своей актуальности. В раннем детстве малышам так или иначе приходится слушать родителей и играть по их правилам (хотя некоторые 3-летние сорванцы способны довести до белого каления и человека с железными нервами). Но основные проблемы начинаются в школе – дети попадают в новую среду и порой становятся просто неуправляемыми. Вырываясь из-под постоянного контроля родителей и находясь в новой атмосфере, они превращаются в настоящих разбойников.
И если раньше вам приходилось сглаживать детские истерики на тему «Мам, ну купи мне эту игрушку» или «Я хочу ведро мороженого», то теперь придется следить и за тем, чтобы ребенок садился за уроки. А еще дети часами не отрываются от компьютера, разбрасывают игрушки по всему дому, не вешают одежду в шкаф, шумят и портят (специально или нет) домашнюю утварь.
Чаще всего родители негодуют, ругаются и в душе считают, что ребенок пакостит им назло
А ведь причины непослушания могут быть разными – от действительно скверного характера (что бывает не так уж часто) до личных переживаний и попыток просто обратить на себя внимание
Как бы ваш ребенок не выводил вас из себя, помните: взрослый здесь – вы. А значит, вам нужно не нагнетать обстановку дома, а решать проблему конструктивно. И прежде всего вам самим не мешало бы успокоиться.
Что же делать дальше?
В первую очередь родителям необходимо сохранять спокойствие. Излишние эмоциональные нагрузки и наказания могут только усугубить ситуацию. Но это вовсе не означает, что такое поведение должно остаться без внимания. Как только вы заметили (или узнали от других), что ребенок пытается укусить, необходимо четко определить и показать ему свое отношение к такому поведению:
- не проявлять положительных реакций на укусы (не радоваться, не восхищаться и не подначивать);
- никогда не кусать ребенка (даже легонько или в понарошку) в процессе совместных игр;
- стараться отвлечь малыша сменой деятельности, только завидев его стремление укусить;
- предугадав ситуацию (или даже после укуса), приложить ко рту чада руку, оказав таким образом психологическое воздействие, а потом серьезно и решительно объяснить ребенку, что так делать нельзя;
- поинтересоваться у малыша мотивами такого его поведения, почему он так сделал – ребенок должен пытаться выражать свои эмоции и желания с помощью слов, а не зубов. А дальше расскажите ему о других приемлемых способах решения его «проблемы»;
- предложите ребенку больше личного пространства (например, отдельное место для игр), возможно ему некомфортно в кругу большого количества новых детей. А чтобы не провоцировать изоляцию малыша, постепенно привлекайте его к совместной деятельности и формируйте приемлемый для него круг общения;
- если с помощью укусов ребенок пытается выплеснуть свой гнев, а другие способы совладания его не устраивают, попробуйте сначала предложить ему в качестве «жертвы» приемлемую замену (например, грызунок или резиновую игрушку), а со временем научите другими способами справляться со своими эмоциями;
- используйте образные и игровые методы борьбы с вредной привычкой – расскажите сказу про волчонка, который кусался и с которым никто не хотел дружить, а потом он исправился и приобрел много новых друзей; играйте в ролевые игры с детьми постарше, где нужно придумать приемлемые способы поведения в ситуациях, когда у него забирают игрушку, обозвали или ударили, когда он сердится или, когда ему страшно.
Все возможные попытки избавиться от детской «кусачести» не всегда дают действенный результат с первого раза. Повторяя постоянно одно и то же, вы даете ребенку понять, что кусаться – это плохо всегда и при любых обстоятельствах. Если никакие уговоры и разъяснения не действуют спустя длительно время их применения, а такое поведение ребенка крайне травматично для окружающих, то стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу.
Понять маленького ребенка и мотивы его поведения не всегда просто даже самым любящим родителям
Но забота, внимание и интерес к жизни малыша помогают установить с ним доверительные отношения, в которых ребенку не придется самому справляться со своими проблемами или привлекать внимание нестандартными и недопустимыми способами
Я все это понимаю, но иногда все равно кричу. Что же делать?
Помнить, что ребенок — человек, и ваш крик ему очень неприятен. Вспомните, когда вам было окей после того, как на вас кто-то наорал? Наверное, никогда? Почему же тогда принято считать, что ребенок «все очень быстро забудет и продолжит жить как ни в чем не бывало»? Даже если он отходчивый или попросту еще слишком маленький, это не значит, что ему не было страшно, больно и обидно оттого, что вы на него наорали.
Так что прежде всего возьмите за правило не делать вид, что ничего не произошло. Не выступайте с позиции силы — ведь очевидно, что тот, кто сорвался, был настолько слаб, что не придумал ничего лучше.
Почему это так больно
Кожа — самый большой орган: 4−6% от общего веса тела. Она содержит до 82% воды и треть общего объема крови. В коже 2 млн нервных окончаний, 1,5 млн из них — болевые рецепторы.
Температура выше 44 °C разрушает белки кожи — нарушается целостность клеточных оболочек и вода из клеток уходит в пространство между ними. Это можно представить на примере яйца. Оно содержит примерно 73% воды, 13% белка, 12% жира и минеральные вещества. При варке белки в составе клеточной оболочки разрушаются и сворачиваются — вода выходит наружу. То же самое происходит с кожей, только вода уходит в другие ткани. Поэтому появляется отек.
Затем в сосудах дермы склеиваются тромбоциты и закупоривают просвет. Снабжение кровью обожженного участка уменьшается, что может привести к полной гибели тканей, если вовремя не оказать помощь. Ожог также приводит к выбросу в кровь веществ, провоцирующих воспаление.
Чувство вины у родителя
«Меня бесит мой ребёнок», – думает мама и чувствует при этом вину. Ей стыдно за то, что она злиться на родное создание. Мать начинает ругать себя за собственные чувства, думать, что не любит родное дитя, она испытывает душевный дискомфорт и моральные страдания.
Такие чувства – не редкость. Многим родителям сложно переживать отрицательные эмоции по отношению к детям. Лучший способ справиться с чувством вины – это честно признаться самому себе: «Да, мой ребёнок меня бесит, но я люблю его таким, какой он есть. Я справлюсь со своим настроением, и всё будет хорошо». Главное – это понять, что родительская агрессия – частое явление. Вы не первые и не последние родители, которых вывел из себя собственный ребёнок. Нужно просто учиться на своих ошибках и попытаться совладать с собой в будущем.
Почему дети кривляются?
Причин того, почему ребенок ведет себя вызывающе и постоянно кривляется, может быть несколько. Психологи утверждают, что чаще всего такое поведение вызвано повышенной потребностью ребенка к самоутверждению
Когда дети хотят стать центром группы, когда им нравится, что все смотрят на них, они пытаются привлечь к себе внимание такими вот способами
Также паясничание может быть показателем неуверенности в себе. Очень часто маску шута надевают на себя те дети, которых ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.
Потребность привлечь к себе внимание остро ощущают дети, имеющие младшего брата или сестренку. С появлением второго ребенка все родительское внимание обращается именно на него, а старший как бы уходит на второй план, что, естественно, его обижает
Он не видит другого способа выйти из сложившейся ситуации и его кривляние можно сравнить с призывом о помощи: «Мама, ну обрати же на меня, наконец, внимание!».
Иногда шутовскую роль берут на себя дети, наоборот избалованные родительским вниманием. Если ребенка постоянно опекали, сдували с него пылинки и долгое время не позволяли ему проявлять самостоятельность, к возрасту 5-7 лет он не осознает своей общественной роли, поскольку привыкает к тому, что он в семье всегда остается малышом, которому все можно
Такой ребенок просто воспринимает сложившуюся ситуацию как свое предназначение, вживается в роль и не понимает, что можно вести себя как-то по-другому.
Механизм возникновения
Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.
Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.
Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.
В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.
Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.
Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.
Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:
- тонической;
- клонической;
- смешанной.
Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.
Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.
При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.
Среди особенностей характера заик выделяют:
- робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
- слабоволие;
- высокая впечатлительность;
- смущение при посторонних;
- чрезмерное фантазирование.
Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.
Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?
В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:
- Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
- Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
- Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
- У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
- Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
- Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.
Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.
Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка
Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.
Почему кусается ребенок до года? В чем может быть причина? Что делать?
Кусаться могут даже самые маленькие детки. Разумеется, грудничок делает маме больно вовсе не из вредности.
Попытаемся выяснить, в чем кроется причина, по которой кроха грызет все, что попадется на зуб, — будь то погремушка, мамина грудь или папино плечо. Будем разбираться, как взрослым реагировать на происходящее и как донести до ребенка, что его поведение является нежелательным.
Зачем младенец кусается?
- у малыша режутся зубки, и он таким образом пытается избавиться от болезненных ощущений;
- ему любопытно узнать, что будет, если укусить кого-либо;
- чтобы испытать новые ощущения;
- у крохи есть потребность в орально-моторной стимуляции;
- ребенок подражает другим детям или старшим членам семьи;
- так он чувствует себя сильнее;
- ему не хватает внимания;
- он испуган и таким образом пытается защититься от потенциальной опасности;
- он голоден, устал, хочет спать и не видит другого способа сообщить об этом;
- он злится, стесняется, боится, растерян, но пока не знает, как выразить такие сложные эмоции.
Как вести себя родителям?
Татьяна Ивойлова объясняет, что для младенца совершенно естественно пытаться исследовать окружающий его мир любыми доступными для него способами. В ход идут пальцы рук, глаза, нос, зубы в конце концов. Задача взрослых — помочь ему определить, что можно попробовать на зуб, а что — не стоит.
Очень хорошо работают принципы бихевиоральной (поведенческой) терапии:
Способ №1. Вскрикните от боли, но постарайтесь, чтобы это выглядело и звучало естественно. На это реагируют практически все за редким исключением. Если не помогло — попробуйте игнорирование. Как показывает практика, дети не любят, когда их не замечают.
Способ №2. Покрепче прижмите малыша к груди, чтобы он выпустил сосок. Если он прекратил кусаться — поощрите его поведение лаской. И наоборот — если кроха продолжает «безобразничать», не гладьте и не улыбайтесь ему в ответ.
Способ №3
Если ребенок делает больно во время кормления, стоит на время прекратить процесс, осторожно вставив палец между зубками, чтобы освободить сосок
Способ №4. Спрячьте грудь под кофтой и серьезным голосом скажите, что вам больно. Если видите, что крохе все равно, отвернитесь, чтобы он не мог смотреть в ваши глаза.
Даже самый маленький ребенок в состоянии установить связь между своими действиями и вашей на них негативной реакцией. Если он расстроится и заплачет — успокойте (грудь не давайте!).
В Интернете можно прочитать совет от мам «со стажем» — укусить ребенка в ответ, чтобы показать, что это больно. Детские психологи выступают категорически против таких методов.
pixabay.com  / 
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме
Отсутствует внимание к возрастным потребностям
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется
Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью
Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Если ребенок кусается в детском саду: советы психологов
Если ребенок кусается в детском саду, проблема может доставлять неудобства как родителям, так и самому малышу. Первым придется постоянно беседовать с воспитателями, так и с недовольными родителями пострадавших, а последний не сможет подружиться с товарищами по группе. Психологи советуют поступать следующим образом:
- Необходимо посмотреть, какое поведение у ребенка дома. Кусает ли он родителей? Какие еще проявления агрессии у него бывают? Если ответы положительные, нужно понять, когда он такое делает. В ситуациях, когда не хочет делиться игрушкой? Или если ему хочется уйти от родителей, а те его не пускают? Возможно, ребенок хочет просто повеселиться? Нужно разобраться с тем, как реагируют на это родители и другие члены семьи.
- Если ребенок кусает мать или отца, те должны аккуратно его остановить, не позволить ему продолжать себя так вести. Требуется либо его удержать, либо плавно отстраниться. Малыш должен понять, что его поведение неправильно, а добиваться желаемого можно по-другому. К примеру: «Если ты хочешь получить эту игрушку, можешь просто попросить, и я дам ее тебе». Это поможет ему адекватно общаться со сверстниками в детском саду.
- Когда малыш проявляет негативное поведение исключительно в условиях детского сада, нужно узнать у воспитателей, есть ли в группе еще дети, которые кусаются. Кто «показывает пример»? Всю группу кусающихся детей нужно отучать от плохой привычки группой.
- Нужно хвалить ребенка, если он хотел укусить кого-либо, но сумел сдержаться. Это позволит ему понять, как требуется вести себя.
- Во время прогулок или игр с другими детьми нужно наблюдать за ребенком. Это позволит увидеть, каких моделей поведения он придерживается в процессе общения со сверстниками. При необходимости можно будет удержать малыша от укусов.
- Неплохо будет сочинить сказку или историю о герое, который любит кусаться, и что ему за это было. Нужно продумать путь исправления героя, а финал обязательно должен быть позитивным. В повествование можно добавлять компоненты, которые ребенок любит и примет с одобрением. Идеально использовать в сказке персонажа, который является для него авторитетом.
- Не забывайте, что отучать ребенка нужно постепенно. Мгновенного эффекта ждать не стоит. Малыш должен несколько раз побывать в ситуации, где ему объясняют, что такое поведение неправильно. Несколько раз его нужно похвалить за хорошее поведение. Можно выставить для себя срок, например, месяц, а потом смотреть, что изменилось в ребенке.
- Если у родителей не получается «обуздать» ребенка, необходимо попросить о помощи детского психолога или невролога. Специалист сможет понять, в чем состоит суть проблемы, наметит варианты решения.