Ребенок не ест кусочками: что делать?

Хлопья и вареные овощи в рационе малыша

Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами

Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого

Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка – первые шаги в расширении диеты ребенка

Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот.  Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта.  Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.

Когда время упущено: мама, не хочу жевать!

Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.

Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.

Не держите кроху голодным

Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.

Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.

Не жалейте своё чадо

Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.

Заручитесь поддержкой семьи

Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.

Возьмите ребёнка к себе в помощники

Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.

Проработайте жевательные движения

Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.

Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.

Проявите своё актерское мастерство

Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.

Превратите обучение в интересную игру

Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.

Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.

Расширяйте рацион

Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.

Посетите логопеда

Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.

Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Как накормить ребенка без стульчика для кормления

Стульчик для кормления ассоциируется у детей с приемом пищи. Его рекомендуют использовать до 3 лет. Что делать, если без стульчика малыш не сидит на одном месте и его невозможно накормить?

Наши рекомендации:

  • Убедитесь, что ребенку комфортно сидеть за столом без стула
  • Уберите посторонние игрушки, чтобы малыш не отвлекался
  • Введите правило — во время кормления сидим на одном месте. Если ребенок убегает, заканчивайте обед
  • Если малыш еще маленький и вы вынуждены кормить его без стульчика, посадите его к себе на колени полубоком лицом к вам — так он будет видеть ложку с едой, а вы — его рот.

В каких ситуациях вам сложно накормить ребенка? Идете на какие-то хитрости?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 5

Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!

Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.

Когда начинать обучение?

Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.

Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.

Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.

Не торопитесь

Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.

Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.

Любознательность малыша — ваш помощник

Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.

Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.

Будьте последовательны и настойчивы

Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище

Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды

Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.

Готовая баночная еда

При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать»

Не отвлекайте

Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.

Главные ошибки родителей малоежек

Детский аппетит — один из важных критериев здоровья для родителей. Неудивительно, что, обеспокоенные поведением малоежки мамы и папы используют все доступные средства, чтобы накормить ребёнка. В ход идут телевизор, отвлекающие маневры, потакание детским капризам и даже система наказаний за пропущенный обед.

Пренебрежение полезными продуктами и готовность всякий раз давать ребенку только то, что он просит, приводит к нарушениям пищевого поведения и несбалансированному питанию. Телевизор, книги и игрушки во время приема пищи ненадолго отвлекают ребенка и позволяют “запихнуть” в него ложку-другую — но, вместе с тем, формируют у него устойчивую связь “телевизор = еда”. Постепенно у детей развивается привычка “неосознанного питания”, когда отвлекающий фактор мешает вовремя почувствовать сытость, что приводит к увеличению порций и лишнему весу.

Едой нельзя наказывать или поощрять. Все вопросы завтраков, обедов и ужинов лучше оставлять на территории кухни, тогда прием пищи будет ассоциироваться у ребенка с удовольствием, а не с необходимостью выстраивать свои действия в зависимости от перспективы получить шоколадку.

Несколько хитростей, которые облегчат жизнь родителям малоежек:

Превратите семейные завтраки, обеды и ужины в большое событие. Пусть приемы пищи происходят примерно в одно и то же время, а за стол садится вся семья. Дети любят повторять, поэтому ребенок, наблюдающий, как братья, сестры и родители без разговоров уплетают “невкусное” блюдо, рано или поздно захочет последовать их примеру; Исключите перекусы и сладкие соки между приемами пищи. Стакан фруктового компота вполне может создать у маленького ребенка ощущение сытости, не говоря уже о сладостях; Поиграйте в шеф-поваров: наденьте на малыша фартук и вместе приготовьте необычную овощную пиццу, салат или простое рагу

Игра превратит нелюбимое блюдо в объект для экспериментов и зажжет интерес даже в самых упрямых малоежках; Не растягивайте прием пищи более чем на 20 минут: вынужденное сидение над тарелкой “до тех пор, пока все не съешь” снижает и без того слабый аппетит малоежки; И, пожалуй, самое важное: не превращайте еду в семейный культ, а обеды – в площадь боевых действий
Выражайте ребенку свою поддержку, но также не стоит чрезмерно акцентировать его внимание на проблеме аппетита

И, конечно, на помощь родителям малоежек всегда могут прийти современные решения в виде дополнительного сбалансированного питания. Например, PEDIASURE МАЛОЕЖКА — вкусный коктейль, который понравится даже самым привередливым детям.

В составе PediaSure Малоежка содержатся все необходимые ребенку питательные вещества: белки, жиры, углеводы, 29 витаминов и минералов, Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты, пребиотики. Одной бутылочки питания PediaSure Малоежка достаточно для того, чтобы, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 10 лет), возместить от 10% до 17% суточной нормы калорий.

PediaSure Малоежка – отличное решение для малоежек и их родителей: дети пьют его с удовольствием, а мамы и папы спокойны за их здоровье!

Источник использованной литературы Павловская Е.В. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2013; 12 (6): 10-18

почитать другие истории

Как обучение правильному кусанию пищи связано с развитием речи?

Развитие речи – сложное дело. Оно требует умения слышать, понимать и приобретать словарный запас. Затем ребенку нужно продемонстрировать умение говорить, то есть сказать определенные звуки, которые будут пониматься как человеческая речь. Ему нужно правильно, что зачастую очень сложно, использовать свои речевые органы, чтобы воспроизвести корректную, запланированную последовательность звуков. Во-первых, кормление малыша грудным молоком, задействующее более 40 мышц (включая язык, губы, челюсть и щеки), а затем познание того, как жевать и откусывать пищу, помогают в тренировке этих органов. Эффективное кусание задействует следующие элементы рта – десны, зубы, язык, верхние и нижние челюстные кости. Это те же самые органы, правильное функционирование которых требуется для правильной звуковой артикуляции, и ухудшение развития которых способствует дефектам речи и неправильному прикусу. Весь мышечный комплекс рта участвует в кусании и жевании пищи, что является отличным упражнением для развития речи.  Вот почему, обучая вашего ребенка, как кусать и жевать пищу, мы непосредственно поддерживаем развитие его речи. Что же представляет собой самую большую трудность в функции откусывания, кусания и жевания пищи? Координация! Эти мышцы должны работать синхронно, эффективно и, кроме того, последовательность их работы должна быть достаточной для того, чтобы текстура и консистенция пищи изменились (от твердого до болюсного состояния), и, таким образом, пища могла быть безопасно проглочена.

Какие ошибки чаще всего допускают родители в питании детей

Вообще, ребенок 3–9 лет, который очень мало ест и тощий, как Кощей, — это норма. Дождитесь подросткового возраста.

Известный психолог, специалист по пищевому поведению Светлана Бронникова рассказывала мне про два периода в жизни ребенка, когда почти все родители допускают ошибки.

Период первый: от трех лет до младшего школьного возраста. Ребенок уже давно ест разную еду, всего напробовался, пищевой интерес угасает. И некогда прожорливый ребенок вдруг становится “малоежкой”. Дети, которые когда-то могли и целую тарелку борща съесть, вдруг ограничиваются двумя ложками.

Ребенок вытягивается и худеет. Родители начинают паниковать и закармливать. В ход идут мультики, подкуп и шантаж. А кто съест целую тарелку — вообще конфету получит! Что происходит при этом? Ребенка кормят против его желания, нарушаются все природные механизмы голод — насыщение, нарушаются базовые пищевые привычки.

Запомните! Здоровые голодные дети едят. Если вы вели пищевой дневник и поняли, что ваш ребенок реально ничего не ест — не заставляйте есть, а идите к врачу, сдавайте анализы, выясняйте, в чем дело. Это может быть не просто “плохой аппетит”.

Период второй: ребенок достигает подросткового возраста. Интенсивный рост и буйство гормонов. Подросток хочет есть все время, днем и ночью — и борщи, и чипсы, и колу, и потом снова борщ. Все и побольше.

Но тут уже родители озабочены тем, что ребенок может растолстеть и вообще: “Столько жрать вредно!”. Начинают резко ребенка ограничивать, приправляя добрыми замечаниями типа “Возьми себя в руки, если я тебе не скажу, то никто не скажет!”, “Ты слишком округлилась!”.

Хотя эти округления нормальны для подросткового возраста! И если оставить ребенка в покое, стараться тихонько всей семьей правильно питаться, вовлекать ребенка в семейные занятия спортом и принять, что ребенок может округлиться, то этот период пройдет сам, и ограничивать, вселяя комплексы, не придется.

Родители малоежек в основном находятся в периоде номер 1 — от 3 до 7 лет. Помните, мало есть в этом возрасте вполне нормально. “Половина котлеты и ложка пюре”, — повторяйте, когда нервничаете.

“Старшую дочь я кормила с ложки лет до шести — мне казалось, что она недоедает. Сегодня ей 11, она ест как здоровый мужик. Ест даже больше моего мужа, в котором 90 кг веса. Все это бесследно исчезает в растущем организме. Организм вырос и требует новую пару обуви 37,5 размера, ибо другие жмут.

Двоих младших я больше не кормлю, пусть едят сами. У нас в гостях мои родители, и тут же началось: сказки, машинки, танцы с бубнами — „Он такой тощий!“. На мой протест привели в пример своих детей — мол, мы и вас так кормили. Да, нас так кормили — моего брата со 130 кг веса и меня с расстройством питания и анорексией в багаже. Занавес!”

Изменить пищевое поведение ребенка – это реально

Историй о формировании пищевого поведения я могу рассказать много. Хорошо, когда прямо с введения прикорма все идет гладко. Но есть и такие истории, когда до 5 лет было совершенно неправильное питание, но и его удалось исправить. Это возможно!

Один из таких случаев – когда мама, кстати, тоже доктор, смогла научить ребенка есть творог без сахара. Она предлагала. Она выстраивала систему, обучала, вовлекала, делала доски мотивации. И вот на 18-й раз ее пятилетний сын начал спокойно есть творог без сахара. И все это настолько железно вошло в режим, что через полгода, попробовав творог с сахаром у бабушки, он отодвинул тарелку, сказав, что это приторно и невкусно.

Другая мама смогла изменить пищевое поведение сразу двум сыновьям 4 и 6 лет, хотя до этого тоже были истерики по сладкому. Она начала с простого — устроила день рождения без торта. Все было очень весело: батутный парк, анимация, курица с картофельным пюре, подарки. И самое интересное: никто, ни один ребенок из 20 приглашенных не вспомнил про торт и сладости, не попросил и не испытал никакого неудобства.

После мама рассказывала о своих впечатлениях: “В тот момент я поняла, как все это работает и что именно нужно детям. С завтрашнего же дня я все изменю дома”. Придя домой, она выкинула все сладости, подготовила весь обучающий материал, начала готовить с мальчишками. А дети, не видя сладкого дома, не вспоминали о нем вовсе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий