Что делать если ребенок отказывается от прикорма (не ест кашу), и не хочет кушать с ложки

Советы психолога

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи

Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

Что делать, если ребенок не ест овощи?

Заставлять ребенка кушать овощи – занятие неблагодарное и даже недопустимое, это может стать причиной еще большего обострения ситуации и приведет категорическому отказу ребенка от всех овощей, даже которые кушал до этого. Для того чтобы ребенок начал кушать овощи, достаточно всего лишь проявить смекалку.

  • В первую очередь, необходимо выяснить, в чем причина отказа? Невкусно, некрасиво. Например, если ребенок отказывается от лука в любом виде, необходимо его перетирать в пюре, если ребенок не видит его – нет проблем.
  • Стоит помнить, что для детей важны не только вкусовые качества, но и внешний вид блюда. Постарайтесь оформить блюда празднично, красиво, например, выложить овощи в виде мордочки животных.
  • Дети годовалого возраста и старше стараются подражать во всем взрослым, и если при ребенке родители будут часто кушать овощи и говорить о том, что они очень вкусные, постепенно ребенок заинтересуется и распробует овощи.
  • Дети часто «кусочничают», и в качестве перекусов предпочитают использовать сладости, печенья, даже бутерброды. Овощи станут отличной альтернативой.
  • Для детей старшего возраста можно воспользоваться особой хитростью – пусть ребенок помогает в приготовлении блюд, составлении овощных композиций и нарезок. Доверьте ребенку оформить блюдо и ненавязчиво предлагайте овощи. Например, к картофельному пюре с гуляшом добавьте зеленый горошек.
  • Кроме свежих овощей, ребенку необходимо предлагать и термически обработанные овощи, например, тушеные или в отварном виде. Если от картофельного пюре дети отказываются редко, то вот от кабачков могут отказываться. Можно пойти на некоторую хитрость, и смешивать овощи, создавая многокомпонентные пюре.
  • Лучшим сочетанием продуктов будут овощи и мясо, причем в фарш можно добавить морковь, кабачки, лук, чеснок, капусту и даже картофель и далеко не обязательно, чтобы в котлетах был наибольший процент именно мяса.
  • Овощи можно добавлять и в различные соусы, например, смешивать их со сметаной, добавлять в томатные соусы. Дети редко отказываются от макарон с подливкой. Добавьте в соус помидоры, морковь, лук, любые другие овощи. И если ребенок отказывается от этих овощей, просто перетрите их мелко, или пропустите через пресс или мясорубку.
  • Все овощи в супах можно перетирать и создавать супы-пюре. Добавляйте небольшие порции пюре в супы, вторые блюда, постепенно их увеличивая.
  • Дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Можно придумать сказку об особенно проблемном овоще, о его пользе, придумать какую-нибудь героическую историю или рассказать о том, что любимый мульт-герой такой отважный и сильный, кушает овощи.
  • Нельзя исключать и зрительную заинтересованность, можно посмотреть кулинарные каналы, полистать книги по кулинарии различных народов и традиций.

Универсальной рекомендацией будет лишить ребенка перекусов, наладить и сохранить режим питания. С самого раннего детства прививать культуру питания и научить придерживаться правильного рациона. Овощи – это один из основных источников витаминов и клетчатки для всего организма. Достаточное присутствие в рационе  этих продуктов окажется полезным для работы и развития всей пищеварительной системы и организма в целом. Получая необходимое количество питательных веществ, ребенок будет правильно и полноценно развиваться.

Фото – фотобанк Лори

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Малыш не хочет есть с ложки

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Как правильно вводить прикорм

Очень важно знать и уметь правильно расширять меню грудного ребёнка. Тут вам будут представлены основные пункты, как сделать, чтоб не отбить интерес ребёнка к прикорму, но и стимулировать желание — постоянно пробовать что-то новое

Прикорм лучше давать с самого утра, как только малыш проснулся и довольно голоден. В такой момент он не будет сильно перебирать продуктами. Чувство голода оно такое.
Не стоит силой запихивать ребёнку новый продукт. Особенно, если вы даёте его после кормления грудью, и малыш может быть банально сытым.
Первые новые блюда лучше смешивать с привычной для ребёнка едой. Чтоб он чувствовал, что в этом новом вкусе всё ещё присутствует мамино молоко или смесь.
Когда малыш отказывается от какого-то овоща или каши. Не стоит опускать руки и думать, что всё закончено. Возможно, вашему пупсу просто не пришелся по вкусу конкретный овощ или каша. Их большое разнообразие, попробуйте другой вариант.
Не стоит полностью исключать не полюбившуюся еду. Попробуйте ввести её ещё раз недельки через две или через месяц. Возможно, ещё не всё потеряно.
Вводите прикорм поэтапно. Если добавили что-то новое в рацион малыша, пусть пройдёт неделя-две, прежде чем в его рационе появится ещё один новый продукт.
Следите за реакцией организма на новые блюда

Очень важно вовремя распознать аллергию и прекратить прикорм таким продуктом.
Можете кушать играя. Расскажите карапузу, какая это еда вкусная и полезная и не думайте, что он ничего не понимает

Поиграйте с ним, как будто это не простая ложечка, а паровозик или самолётик. Я часто пользовалась таким приёмом.
Показывайте малышу пример. И сами на его глазах начните есть то же, что и он.
Откажитесь от идеи кушать с включённым мультиком
Это, как правило, только концентрирует внимание малыша на экране, а еда при этом плохо переваривается из-за недостаточной выработки пищеварительных соков.
Главное, в принципе понять созрел ли ваш малыш для новых продуктов или нет. Не пытайтесь силой ему навязывать еду только потому, что ему уже 6 месяцев.
Не забывайте, что прикорм нужно вводить маленькими порциями, не больше чайной ложки для первого раза
И при правильной реакции организма, постепенно повышать норму.
Нужно помнить, что первые прикормы должны состоять из одного ингредиента, быть жидкой консистенции, однородными по своему составу. Важно, чтоб еда была нормальной температуры и приготовлена из качественных продуктов. Желательно воздержаться от применения соли и сахара.
Не в коем случаи не ругайте ребёнка, если он перевернул (даже специально) тарелку с едой. Таким образом, вы только вызовите отвращение от новой пищи.

Главные ошибки родителей малоежек

Детский аппетит — один из важных критериев здоровья для родителей. Неудивительно, что, обеспокоенные поведением малоежки мамы и папы используют все доступные средства, чтобы накормить ребёнка. В ход идут телевизор, отвлекающие маневры, потакание детским капризам и даже система наказаний за пропущенный обед.

Пренебрежение полезными продуктами и готовность всякий раз давать ребенку только то, что он просит, приводит к нарушениям пищевого поведения и несбалансированному питанию. Телевизор, книги и игрушки во время приема пищи ненадолго отвлекают ребенка и позволяют “запихнуть” в него ложку-другую — но, вместе с тем, формируют у него устойчивую связь “телевизор = еда”. Постепенно у детей развивается привычка “неосознанного питания”, когда отвлекающий фактор мешает вовремя почувствовать сытость, что приводит к увеличению порций и лишнему весу.

Едой нельзя наказывать или поощрять. Все вопросы завтраков, обедов и ужинов лучше оставлять на территории кухни, тогда прием пищи будет ассоциироваться у ребенка с удовольствием, а не с необходимостью выстраивать свои действия в зависимости от перспективы получить шоколадку.

Несколько хитростей, которые облегчат жизнь родителям малоежек:

Превратите семейные завтраки, обеды и ужины в большое событие. Пусть приемы пищи происходят примерно в одно и то же время, а за стол садится вся семья. Дети любят повторять, поэтому ребенок, наблюдающий, как братья, сестры и родители без разговоров уплетают “невкусное” блюдо, рано или поздно захочет последовать их примеру; Исключите перекусы и сладкие соки между приемами пищи. Стакан фруктового компота вполне может создать у маленького ребенка ощущение сытости, не говоря уже о сладостях; Поиграйте в шеф-поваров: наденьте на малыша фартук и вместе приготовьте необычную овощную пиццу, салат или простое рагу

Игра превратит нелюбимое блюдо в объект для экспериментов и зажжет интерес даже в самых упрямых малоежках; Не растягивайте прием пищи более чем на 20 минут: вынужденное сидение над тарелкой “до тех пор, пока все не съешь” снижает и без того слабый аппетит малоежки; И, пожалуй, самое важное: не превращайте еду в семейный культ, а обеды – в площадь боевых действий
Выражайте ребенку свою поддержку, но также не стоит чрезмерно акцентировать его внимание на проблеме аппетита

И, конечно, на помощь родителям малоежек всегда могут прийти современные решения в виде дополнительного сбалансированного питания. Например, PEDIASURE МАЛОЕЖКА — вкусный коктейль, который понравится даже самым привередливым детям.

В составе PediaSure Малоежка содержатся все необходимые ребенку питательные вещества: белки, жиры, углеводы, 29 витаминов и минералов, Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты, пребиотики. Одной бутылочки питания PediaSure Малоежка достаточно для того, чтобы, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 10 лет), возместить от 10% до 17% суточной нормы калорий.

PediaSure Малоежка – отличное решение для малоежек и их родителей: дети пьют его с удовольствием, а мамы и папы спокойны за их здоровье!

Источник использованной литературы Павловская Е.В. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2013; 12 (6): 10-18

почитать другие истории

Почему дети не едят каши?

Есть несколько причин, по которым дети не едят каши или кушают их без воодушевления:

  • ребенок еще не знает вкуса нового продукта, ему необходимо привыкнуть;
  • ребенок еще не готов к употреблению каши, его организм еще не настроен на ее усвоение;
  • ему может не нравиться конкретный вид каши;
  • малыш может быть просто не настолько голодным, чтобы есть кашу.

Самыми полезными для организма ребенка с начала прикорма считаются каши, которые сварены на воде без добавления сахара и соли. Однако далеко не все дети с охотой будут есть подобный продукт даже в начале прикорма. В этом случае можно попробовать начинать прикорм с других групп продуктов – пюре из овощей, творога и кефира, фруктовых пюре. И затем уже снова пробовать заинтересовать малыша кашами, дополнив их теми продуктами, которые он уже успел полюбить. К примеру, к овсяной каше можно добавить банан, абрикос или потертое яблоко, к гречневой каше можно добавить моркови, тыквы, желток яйца, сыр, к рисовой каше можно добавить банан, творог или кефир.

Если ребенок категорически не желает есть каши в любом из предложенных вами вариантов, тогда стоит оставить его в покое на пару недель, и возможно, по истечении этого срока малыш будет готов принимать каши более благосклонно. По мере адаптации ребенка к кашам на воде, можно вводить  рацион каши на молоке, с добавлением сливочного масла и совсем небольшого количества сахара.

Крайне редко бывает так, что ребенок совсем не ест каши, обычно он отказывается от некоторых видов, которые просто приходятся ему не по вкусу

Важно предлагать все варианты и находить оптимальный вариант

Каши могут быть как из одного злака (монокомпонентные), так и из смеси злаков. Нередко дети с благосклонностью воспринимают нелюбимую крупу в смеси с другими, более любимыми. К примеру, дети, которые любят кашу с рисовой крупой, но не любят пшено, очень хорошо кушают кашу «дружба» из смеси риса и пшена.

Рисовая каша – содержит витамины группы В: тиамин В1, рибофлавин В2, ниацин В3 и В6; витамин РР, каротин, витамин Е, которые способствуют укреплению нервной системы и благотворно влияют на состояние кожи, волос и ногтей. Рис содержит ряд микроэлементов: калий, фосфор, цинк, железо, кальций, йод и селен. В рисе содержатся сложные углеводы, поэтому рис питателен, но при этом не калориен.

Ребенка трудно накормить без бутылочки?

Многие малыши привыкают есть из бутылочки и потом не хотят есть «как взрослые». Чем позже вы отучите кроху от бутылочки, тем сложнее приучить его пить из чашки и есть ложкой.

Приучать к поильнику и к чашке можно начинать уже примерно в 9 месяцев.

Но сперва проверьте, готов ли ребенок к этому:

  • Может ли он сам сидеть и держать голову без поддержки?
  • Открывает ли малыш рот, когда его кормят из ложки?

Если ребенок способен делать эти вещи, он готов к поильнику.

Знакомьте с поильником медленно. Сперва покажите малышу, как им пользоваться. В течение нескольких дней заменяйте питье из бутылочки во время кормления на питье из поильника. Сегодня на завтрак используйте поильник, в другие приемы пищи — бутылочку. Завтра давайте его уже в два приема пищи. Но если ребенку так сложно, лучше сразу перейти на поильник.

Что еще поможет:

  • Говорите малышу, что он уже вырос и ему не нужна бутылочка.
  • Хвалите его, когда он пьет из поильника или чашки.
  • Если ребенок достаточно взрослый, дайте ему выбрать поильник самому.

Отказ только от одно вида прикорма

Может быть такая ситуация, что малыш отказывается только от одного вида прикорма. Я вводила старшему ребенку все по графику прикорма, почти все во время, в годик он уже кушал взрослую еду, несколько вид каш, причем овсяную я вводила позднее 1 года. Но в 2 года вдруг он стал отказываться от прикорма кашами.

Моей ошибкой с первым ребенком было пойти на поводу у ребенка и сделать большие промежутки времени отдыха. Он просто вдруг и резко стал отворачиваться от любых каш. В итоге мы целый год не кушали каши, вообще все, потом потихоньку, когда до меня дошло, что я делаю не так, я ввела ему каши снова в рацион питания, как итог мы едим только 2 вида каши на данный момент (как думает мой ребенок) – гречневая и овсяная, причем преимущество отдаем овсяной каше.

Молочные каши почти не едим, один или два раза в неделю может поесть, но не более. Это проблема не для меня больше, а для ребенка, который периодически ходит в детский садик, где постоянно порой два раза в день дают молочные каши. Конечно, я кормлю малыша разными кашами, в основном покупаю 4 злака или 3 злака, очень удобно (почему-то малыш думает, что это овсяная каша, мы просто не разубеждаем, наверное, как скажут некоторые мамы я подрываю доверие ребенка, обманывая его, но считаю, здоровый ребенок потом простит).

Или варю овсяную кашу, а в нее добавляю пару ложек другой каши, так чтобы сильно вкус не изменялся. Да, мама дурит ребенка. Но малыш очень упрямый, любит ритуалы и порой даже перемешать кашу не правильно, приводит к полному отказу от завтрака. Что очень проблематично, когда в саду ребенок не кушает молочную кашу, а покормить его необходимо в любом случае. Да, не все идеально у меня с прикормом.

Что делать?

Прежде всего, подчеркнем, что не стоит пытаться заставить малыша есть кашу, вталкивая ложку в рот силой. Такие действия могут лишь еще больше усугубить ситуацию, напугать кроху и отдалить время, когда ребенок полюбит злаки. Чтобы приучить к кашам, нужно учесть причину отказа от такого вида блюд.

  • Если малыш недостаточно голоден, отложите тарелку на 20-30 минут, а затем предложите кашу снова. Если совсем недавно он перекусил печеньем, фруктами или чем-то подобным, аппетит снизится, блюдо будет выглядеть менее привлекательным. Поэтому постарайтесь убрать перекусы, если хотите научить карапуза есть полезную пищу.
  • Если ребенок отказывается от определенной каши или плохо ее ест, попробуйте другую крупу. Вполне вероятно, она понравится ему намного больше. Если вы предлагаете малышу заводские каши, поменяйте производителя, так как вкус, консистенция и запах одной и той же каши от разных фирм имеют некоторые отличия. Этот подход особенно эффективен в начале введения каш в рацион младенца, но подойдет и деткам, которые ранее ели нормально, а потом постепенно перестали.
  • Попробуйте также поменять густоту готового блюда, так как одним малышам нравится более жидкий вариант, а кто-то любит погуще. Кроме того, убедитесь, что каша теплая, не слишком горячая и еще не остыла. Помните, что в жаркое время горячая пища привлекает меньше, поэтому в летнюю пору настаивать на употреблении каш не стоит.
  • Поэкспериментируйте и с добавками. Многие малыши, которые отказываются от безмолочной каши, с удовольствием едят ее с молоком, фруктами, домашним вареньем, изюмом. К слову, такие добавки помогают сделать готовую кашу более привлекательной на вид. Ребенок наверняка заинтересуется, если сверху на рисовой, кукурузной или другой каше будет «нарисована» машинка, солнышко или смешная рожица.
  • Предложите крохе кашу в красивой и яркой посуде. Большинству малышей нравится, если на дне тарелки «спряталась» картинка, которую можно увидеть, когда все будет съедено.

Включите в меню злаки в другом виде, например, предложите по утрам вкусную запеканку или оладьи, добавьте немного крупы в любимый суп. Пробуя разные рецепты, вы непременно найдете компромиссный вариант, который устроит и маму, и ребенка.

Подобнее о том, что можно придумать родителям, чтобы ребенок с удовольствием ел кашу, вы узнаете далее.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Грудное вскармливание

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

10 правил, которые помогут накормить ребенка

2. Ограничьте отвлечения.

Если ребенок во время обеда смотрит мультфильмы, играет в игру, он может легко потерять интерес к еде. Со стороны гаджеты кажутся нам хорошим способом усадить ребенка за стол, но на самом деле они отвлекают от приема пищи. Установите дома правило — есть всем членам семьи без телефонов и с выключенным телевизором.

3. Следите за размером порций.

Возможно проблема не в том, что ребенок не хочет есть, а в том, что он отказывается съедать всю еду, которая у него на тарелке. Помните, что детям не нужно столько еды, как взрослым. Если размер порции слишком велик, малыш не в состоянии все съесть. Не потому, что он вредничает, а потому, что он уже наелся. Лучше сократить размер порции. При необходимости малыш попросит добавки.

5. Убедитесь, что время кормления не слишком поздно и малыш еще не устал.

Вам тяжело будет заставить есть ребенка, если он сонный и переутомленный. Пересмотрите режим питания и не кормите, когда уже пора спать.

6. Следите за своими эмоциями, когда кормите ребенка.

Уговоры, угрозы или крики не помогут вам заставить малыша есть. Как только он расстроится и станет плакать, он точно откажется от еды.

7. Привлеките ребенка к приготовлению пищи и выбора новых продуктов.

С подросшим малышом решите, что сегодня приготовить, вместе составьте список продуктов. Ребенок с большей вероятностью станет есть то, что сам приготовил.

8. Сократите количество перекусов и напитков, кроме воды, между приемами пищи.

Некоторые дети отказываются есть основную еду, если было слишком много перекусов. У малышей размер желудка меньше, чем у взрослых, и они быстрее насыщаются. Если ребенок не голоден, вряд ли он будет есть.

9. Разберитесь, какой стиль питания у малыша.

В течение дня его аппетит может меняться. Некоторые дети не едят плотно ужин, но хорошо съедают завтрак и обед.

Больше советов, что делать, если ваш ребенок плохо ест, читайте здесь.

Чем заменить кашу

  • Для привередливых детей, которые плохо едят или не хотят кушать, предлагайте несколько вариантов завтрака. Для этого положите на тарелку понемногу разных продуктов. Это могут быть вареные яйца, порезанные овощи и фрукты, хлебцы с маслом и сыром;
  • Печеные фрукты – полезный и вкусный вариант для завтрака. Лучше всего подходят зеленые яблоки и груши. В блюдо можно добавить творог или мед;
  • Фаршированные яйца и помидоры выглядят интересно и аппетитно. Кроме того, они имеют оригинальный вкус. В качестве фарша используют сыр и творог, яичный желток и творог, творог с зеленью и т.д.;
  • Шарики из отварной гречки или риса станут прекрасной альтернативой каше. Для этого сварите крупу и скатайте шарики, сверху полейте нежирной сметаной, фруктовым пюре или растопленным сливочным маслом. Такое блюдо обязательно вызовет интерес у крохи. Для детей постарше в рецепт шариков можно добавить тертое вареное яйцо или сыр, мелко порезанные сухофрукты и пр.. Кроме того, шарики можно обвалять в панировке и запечь в духовке в течение трех минут;
  • Разнообразить завтрак помогут овощные и фруктовые салаты. Для заправки овощей используйте нежирную сметану, растительное масло или лимонный сок, а для фруктов – натуральный йогурт. Кроме того, можно подать ребенку отварные или запеченные овощи. Но не используйте тяжелые продукты, типа картошки, свеклы или белокочанной капусты;
  • Макаронные изделия кушать по утрам гораздо полезнее, чем в обед или на ужин. Чтобы не переварить макароны, варите продукт в большом количестве воды. Также из макарон можно приготовить запеканку. Для этого залейте изделия яйцом со сливками. Для вкуса и питательности в блюдо добавляют тертый сыр, овощи. Вареные макароны не рекомендуют давать чаще двух раз в неделю;
  • Гречневая и рисовая лапша тоже станет прекрасной заменой каше. Такое блюдо прекрасно сочетается с перепелиными и куриными яйцами, овощами и шпинатом, сухой зеленью, творогом и сыром. Кроме того, блюдо можно заправить сметаной и посыпать кунжутом. Варить лапшу лучше на пару;
  • Молочный суп – сытное и полезное блюдо для малышей старше года. Чтобы сохранить пользу ингредиентов, молоко и компоненты варят по отдельности. В супчик добавляют вермишель и макароны. Используйте макаронные изделия необычной формы, например, звездочки или буквы. Кроме того, в молочный суп добавляют цветную капусту и брокколи, тертую морковь, рис;
  • Омлет – тяжелое блюдо, которое, как и макароны, не рекомендуется чаще одного-двух раз в неделю. В рецепт можно добавить зелень и овощи, тертый сыр;
  • Запеканки – распространенное блюдо на завтрака, которое тоже можно готовить из круп. В этом случае оно станет прекрасной заменой каше. Для приготовления используйте рис, гречку и овсянку, различные фрукты и овощи, сухофрукты, яйца, творог. Кроме того, можно приготовить запеканку из макаронных изделий.

Новое питание в жизни ребёнка

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма

Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности

младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке

Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;

рефлекс выталкивания пищи угасает

В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;

нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий