Ребенок не какает в горшок: как приучить?

Купите правильный горшок

Горшок должен быть удобен для вашего крохи. Ему должно быть комфортно сидеть, он не должен ерзать или проваливаться. Самыми функциональными, как правило, оказываются самые простые пластиковые изделия: круглые — для девочек, а с перегородкой спереди — для мальчиков. Музыкальные или горшки сложной формы чаще всего не переходят из разряда игрушек в разряд функциональных вещей.

Горшок может быть яркого и привлекательного оттенка. Ребенку понравится наличие спинки у горшка. Ноги должны твердо стоять на полу и быть под прямым углом, допустимо, если колени будут немного приподняты. Горшок должен устойчиво стоять на своем месте и выдержать ребенка, решившего поиграть в капитана корабля.

Когда приучать малыша к горшку

Многие педиатры заявляют, что оптимальный возраст, когда ребенка можно приучать к горшку, –18-24 месяца. В этот периоду жизни происходит психологическое и физическое созревание, и младенец уже способен обучаться всем навыкам опрятности.

Обратите внимание! Период формирования необходимых условных рефлексов у всех индивидуален. Некоторые малыши уже в годик умеют осознанно ходить на горшок, другие – до трех лет продолжают писать и какать в памперс

Раннее высаживание младенца

Новорожденный младенец еще не осознает, что ему хочется какать или писать. Он просто ощущает дискомфорт или легкую боль в области половых органов. Управлять сфинктерами он не умеет и, издавая различные звуки, просит маму о помощи. Раннее высаживание ребенка считается одной из важных его потребностей.

Если родительница будет легонько похлопывать по половым органам крохи и указывать на то место, где именно находится область дискомфорта, у малыша получится расслабить сфинктер. Если родители освоили технику высаживания, то младенец быстро обучится контролировать свои сфинктеры и научится терпеть.

Также метод раннего высаживания способствует установлению тесного эмоционального контакта мамы с ребенком, так как за крохой необходимо все время наблюдать, чтобы научиться с первой секунды понять все сигналы, которые он подает. Кроме того, раннее высаживание избавит родителей от проблемы приучения малыша к горшку.

Если кроху начали высаживать очень рано, то, скорее всего, он будет проситься на горшок намного раньше своих ровесников. К плюсам раннего высаживания можно также отнести существенную экономию на подгузниках, которые стоят больших денег.

Малыш на унитазе

Как правильно приучать к горшку ребенка

Когда и как начать приучать ребенка к горшку, решают, конечно же, родители

Необходимо брать во внимание физическое развитие и психологическую готовность каждого конкретного малыша. У одних приучение можно начать с полутора лет, у других немного позже

Как приучить полуторагодовалого ребенка к горшку, если он еще не научился контролировать свой мочевой пузырь? Вам придется затратить достаточно большое количество времени и отнестись к ребенку с большим вниманием.

Приучение к горшку может показаться ребенку борьбой, требующей много времени и нервов. Оно предусматривает прерывание игры, множество новых правил и, что хуже всего, неудобство в самом процессе.

Сегодня мы расскажем, как двухлетнего ребенка приучить к горшку. Овладение этой гигиенической привычкой ребенком — это важный эмоциональный и физический этап. Если Вы поймете его мысли, Вам будет легче приучить малыша к горшку:

Ребенок думает: «Это не прикольно!»

Ваш ребенок в самом разгаре игры, но тут его прерывают и тянут в туалет на горшок. Этот вид деятельности может смущать и вызвать стресс. Бывает, что ребенок боится сходить «по-большому», вспомнив, что у него был запор. Неудивительно, что  случаются «аварии».

Ребенок думает: «Ну я так круто покакал!»

Вы, наверное, думаете, что «продукты жизнедеятельности» ребенка — это отходы, которые следует как можно быстрее смыть в унитаз. Но с точки зрения Вашего ребенка это его произведение! Он столько над ним работал! Возможно, именно в этот раз он ценит «результат» так же сильно, как и свой последний рисунок. А Вы хотите его смыть в унитаз. Это же невежливо!

Ребенок думает: «А нет ли там монстра?»

После того как ребенок привыкнет к горшку, ему приходится смывать за собой, а это может быть страшно. Весь этот шум! Вдруг в туалете скрывается большое чудовище, которое только и ждет, когда он сядет, чтобы укусить? Воображение может быть безудержным, особенно, если более старший брат или сестра рассказывает ужасы о туалетных монстрах.

Ребенок думает: «Это так сложно!»

Он прервал игру, выжил в противостоянии со страшным туалетным монстром, а сейчас еще и подтираться. И штанишки надевать. И руки мыть. Так когда же это кончится, мама! Приучение к горшку — это большая работа, множество новых различных привычек, которыми ребенку приходится овладеть. Это может быть так сложно или может просто раздражать.

Ребенок думает: «Упс…»

После того как ребенок привыкнет к горшку, он начнет понимать, что эти дела лучше делать туда. Его за это вознаграждают, Вы ему рассказываете, как гордитесь им. Поэтому если у него случайно произошла «авария», малыш может чувствовать себя неудобно или испугаться, что Вы рассердитесь

Кажется, что приучение к горшку очень важно для мамы и папы, и он ни в коем случае не захочет Вас разочаровывать!

Как начать?

При этом никаких инструментов не дали, а лишь показали пальцем, где должен стоять дом. То же самое понимает кроха, когда взрослые что-то от него хотят.

Он не разбирает и половины слов, которые слышит, но должен сделать так, как желают остальные. Это приводит к ступору, страху и ненависти горшка. Возможно, это кажется безобидным событием, но ребенок с детства будет испытывать дискомфорт.

А дальше дошкольное учреждение, где дети самостоятельно это делают. И впереди школа. Конфузы случаются, но если малыш замкнутый, будут большие неприятности. Поэтому, поэтапно, нужно отслеживать, куда идет кроха, чтоб сделать свои большие дела.

Терапевты уверяют, что малышу может быть некомфортно от ощущений, когда процесс дефекации происходит сидя.

Терапевтическая сказка

Некоторым родителям это дело до сих пор кажется странным и стыдным. Но стыдиться тут нечего — это естественный физиологический процесс.

Такую проблему деликатно решить помогут игры, сказки и истории про Какашку, которая становится одушевлённым героем. С некоторых пор  терапевтические книжки для детей на эту тему начали появляться и на русском языке.
«Занятное путешествие» 

Жила была какашка
В животике у нас,
И очень ей хотелось
Запрыгнуть в унитаз!

Проплыть по трубам лихо,
Увидеть Свет земной —
Услышать шум прибоя,
Узнать про солнца зной!

С дельфинами попрыгать
И попыхтеть с китом,
И в джунглях полазить
С мартышкой под зонтом!

На северный на полюс
Отправиться скорей
И там средь белых мишек
Найти себе друзей!

Вокруг земного шара
Проплыть быстрей стрелы!
Вернуться, чтоб удобрить
Побеги и ростки!

Но вот случилось худо —
Никак ей не попасть,
Минуя все преграды,
В заветный унитаз!

Заплакала какашка —
Из трусиков глядит:
«Когда же я отправлюсь
На Кипр и на Крит?»

Задумался хозяин
Трусишек и сказал:
«Отныне унитазом
Мы назовём вокзал!»

«И каждый день ты будешь
С вокзала отбывать,
Чтоб по морям поплавать
И Мир чтоб повидать!»

И радостно Какашка
Вещички собрала!
И, как большой корабль,
С вокзала уплыла.

Поставьте горшок там, где ребенок может его увидеть

Если у малыша возникнет самостоятельное желание, он может вспомнить, что можно воспользоваться горшком

Или наоборот, сам горшок напомнит малышу о важном процессе, который можно совершить с его помощью. В любом случае ребенку будет полезно знать, где стоит горшок, так приучение пройдет проще

Главное, не меняйте его местоположение, это может вызвать у малыша смятение и расстройство.

Больше наблюдайте за ребенком

Пытаясь научить ребенка ходить на горшок, вы непременно поймете, когда малыш хочет в туалет. Он может притихнуть или уединиться; напрячься или начать тужиться; застыть в одной позе, будто ожидая чего-то.

Наблюдайте, но не слишком пристально

Стараясь приучить к горшку, не стоит слишком акцентировать внимание на самом процессе

Иногда сложности, например, боязнь горшка, свидетельствуют об отклонениях или даже заболеваниях. Если вам кажется, что у малыша что-то идет не так, обязательно расскажите об этом педиатру.

Используйте удобную и подходящую для быстрого переодевания одежду

Вы должны легко раздевать-одевать ребенка, а возможно и подмывать в случае необходимости. Удобно приучать ребенка к горшку в летнее время, когда он легко одет. Либо предусмотрите этот момент в зимнее время.

Все должно быть под рукой!

Если приучаете к горшку ребенка летом, постарайтесь гулять без подгузников, берите с собой запасную одежду, влажные салфетки. Ребенок должен осознать, что сделать дело в горшок лучше, чем в штаны.

Никакого негатива!

Ни в коем случае не заставляйте сидеть ребенка на горшке, если он этого не хочет

Не важно, с какого возраста вы приучаете ребенка к горшку. Если есть результат, обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним

Пусть ребенок видит, что удачный процесс доставляет не только ему облегчение, но и вам радость.

И все-таки — КАК?

По сути — также как вы учите ребенка ходить или говорить — никак. Вроде бы никак… Вы же разговариваете с ребенком, когда он произносит первые слова, и даете ему руку, чтобы поддержать в момент первых шагов? Покажите ему горшок и постарайтесь объяснить, для чего он нужен. Не играйте в него! Дальше — подсказывайте, напоминайте, но не превращайте процесс в пытку, чтобы не получилось так, что ребенок станет бояться горшка. Не заставляйте подолгу сидеть малыша на горшке и не высаживайте его строго по часам. Постарайтесь угадывать время, когда все может получиться (например, после еды). Радуйтесь успешному результату. И самое главное — снимите подгузник! Иначе, зачем вам вообще горшок?

RUDFL174433 от 03.07.2018

Основные признаки готовности к приучению:

  • ребенок старше 18 месяцев;

  • после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;

  • ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;

  • ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;

  • ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;

  • знает и показывает части тела;

  • умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.

Как приучить ребенка к горшку через разрешение

Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему “делать дела” так, как он хочет, но при этом активно показывать ему, как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так, как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда это делаю, где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие, игрушки, книжки и тогда что-то придется стирать, а что-то даже выбрасывать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в “хорошем” обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями — но и в “плохом” смысле (в частности, не пользоваться на горшком), то у ребенка не возникает фиксация на этом “плохом”, не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ “разрешение” труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости: почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем вроде “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать”, но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно “заряжена” стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой у своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко, и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”: мол, это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало. Часто она противоречива и не дает “работающих” педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Начните с себя

  • Проанализируйте обстановку в семье, какую роль играет в ней ваше чадо. Насколько близкие взаимоотношения между родителями. Обсудите с супругом модель поведения, в которой ребёнок почувствует себя в безопасности. Ни при каких обстоятельствах не позволяйте повышать голос, давить и унижать дитя. Покажите всем своим поведением, что мама с папой любят его. Избегайте конфликтов при ребёнке.
  • Пообщайтесь с малышом о его чувствах. Спросите причину такого поведения. Что он хочет этим показать. Цель беседы вызвать доверие, уверенность в своей значимости.
  • Есть такой приём «Сказкотерапия«. В сказочной форме, обрисуйте вашу ситуацию. Пусть малыш в главном герое узнает себя и поймёт, как неправильно он поступает. Каждый день ваш персонаж живёт жизнью ребёнка и радуется его успехам.
  • Ведите каждый день совместный дневник (можно в картинках). Отслеживайте причину, по которой ребёнок накакал в штаны. Результат зарисовывайте яркими картинками: грязные штаны — тучка, чистые — солнышко. Все зависит от вашей фантазии.
  • Если ничего не помогает, попробуйте быть строгими. Поставьте условие, при котором маленький член семьи будет знать, чего он лишится в случае нарушения договора (это не наказание, а ограничение). Конфеты, мультфильмы, игрушки — всё, что значимо для него.

Дорогие родители, что может быть дороже ваших милых деток? Оставьте в стороне обиды и бытовые проблемы, забудьте грубые слова и пагубные привычки. Только чуткость и тёплое обращение поможет справиться с навалившейся бедой. Любите, оберегайте своих малышей. Дети нуждаются в вас, вашем внимании!

Алина Нафикова Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).

Если обманывает ребенок, что делать родителям

Ребенок не хочет учиться: советы детского психолога

Что делать, если ребенок не слушается: совет психолога

Что делать при конфузе?

Когда малыш не дает себя посадить на горшок, ни в коем случае не нужно его удерживать.

Если ребенок привык это делать стоя, надо подождать, когда он сам захочет попробовать свои силы в другой позе. Также в таких начинаниях кроха может плакать.

Это связано с болезненными ощущениями.

Мать может попробовать поставить глицериновую свечку, если у малыша долго не получается сосредоточиться на процессе. Придет позыв, и он сам сделает все что нужно в горшок.

Когда все случится, малыша нужно обязательно похвалить и возможно чем то поощрить его большие начинания. Нужно показать ему, что взрослые испытывают радость к таким победам.

Знакомство с естественной физиологией, так же важный и познавательный процесс всего мероприятия. Надо показать ребенку его конечный результат пищеварительной деятельности. Если он захочет потрогать содержимое горшка, – помочь в познании. Следует промыть горшок вместе, и тогда он перестанет бояться своих действий.

Любое насилие над волей ребенка, может в дальнейшем проявляться неврозами.

Ребенок не садится на горшок. Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и Интернете на тему “Как приучить ребенка к горшку”. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически “созреет” к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более — менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься, снять штанишки и сесть на горшок, то после двух лет мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и на сайтах!), что “пора!”.

Хорошо, когда все получается “как по писаному” — показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что “дела” нужно делать на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы “ходить” в горшочек. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно пользоваться специально отведенным для этого местом.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает за собой— все бесполезно.

У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки умения (желания) пользоваться специально отведенным для этого местом, даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят, и как это делать, он знает. Но он не хочет пользоваться горшком и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно, это упорство, очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина. Почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс пользоваться специально отведенным для этого местом?

Возможно, ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс. И эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не пачкают одежду. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема — не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис. Который, кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он

показывает своим поведением, что ему пора.

5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.

6

Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру

Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на

прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна

Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник

9

Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком

«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Что делать, если ребенок не хочет ходить на горшок

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!

Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: “Я на стороне своего ребенка!”, но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так, как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. “Быть на стороне ребенка” — означает давать и себе, и своему ребенку быть таким, какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!

Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет, почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться на долгое время.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди

И уже намного проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали внимание на том, что у малыша не получается сделать, и не выражали свое недовольство происходящим

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.

Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть “этому” и не переживать. И тогда все может очень быстро измениться… Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этой цели. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет пользоваться унитазом…

Мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься на горшок.

Привлечь знающих людей.

Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как “плохо”, то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка, и грамотно поработает с этим, проблема отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.

Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять, не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему места для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, которыми он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, независимо от возраста, возможности и желания не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа, с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого.

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев

Приучение к горшку в более раннем возрасте

Ребенок осознанно контролирует все процессы

Процесс основывается полностью на рефлексах

Приобретенные навыки не теряются

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Приучение проходит быстрее и легче

Приучение дольше и сложнее для ребенка

Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом

Частые промашки, больше стресса для ребенка

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Как помочь малышу подружиться с горшком

Если мама и папа поставили перед собой цель научить кроху какать на горшок, для начала им следует запастись терпением. Нужно заранее смириться с тем, что получится не сразу, и настроиться на позитив. Когда придет время, все выйдет.

Приучать кроху ходить по большому на горшочек можно способами, зависящими от причины его отказа, то есть от того, есть ли у малыша негативные ассоциации с этим предметом.

Негативный опыт отсутствует

С помощью игры молодым родителям можно попробовать приучить маленького ребенка ходить на горшок

Если у карапуза нет негативных ассоциаций с горшком (излишнего давления при приучении, опыта болезненной дефекации, испуга, связанного с горшком, и так далее), опытные мамы предлагают такой оригинальный способ.

  • Кроху высаживают покакать, не снимая трусиков или подгузника.
  • Когда малыш привыкает, что ходить по большому на горшок не страшно, в задней части трусиков (или подгузника) вырезается отверстие.
  • После очередного «покака» карапузу показывают, что все оказалось в горшке.
  • Это помогает малышу смириться с мыслью, что при «покаке» что-то отделяется от его тела. Он видит, что ничего страшного с ним не случается, а мама при этом рада и хвалит его.

Если негативный опыт имел место

Если есть негативные ассоциации с горшком и малыш его боится, первое, что можно сделать – это приобрести новый горшок. Причем выбрать его вместе с крохой.

Не стоит отдавать предпочтение моделям, слишком уж отвлекающим от главного предназначения предмета, например, горшкам – игрушкам, так как они могут создать неправильные ассоциации.

Можно сначала усаживать «покакать» плюшевых зверят, придумывая истории о том, как грустно было зайчику или котенку, пока они не научились делать большие дела правильно.

Некоторые дети быстрее привыкают ходить по большому на унитаз, для этого приобретается специальная накладка.

Полезен позитивный пример. Это могут быть сверстники крохи (или дети постарше), которые уже ходят по большому на горшок. Если таких детей в окружении нет, пример могут показать и родители.

Нельзя забывать, что главные помощники в этом вопросе – время и терпение. Не стоит устанавливать временных рамок. Если все способы испробованы, а малыш продолжает пачкать трусики, значит, ему нужно больше времени

Важно помнить, что пытаясь искусственно ускорить процесс приучения, можно еще больше его замедлить

Приучая кроху ходить по большому на горшок, нужно относиться к этому, как к задаче, призванной укрепить детско-родительскую связь. В конце концов, дети растут так быстро, и уже скоро они перестанут нуждаться в повышенной заботе и опеке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий