Что мы выигрываем, если уделяем ребенку время
Нельзя ни обойти, ни срезать — другой дороги нет: нужно уделить ребенку внимание, которое ему требуется. Это внимание заключается не в том, чтобы без конца говорить ему, что он “молодец” или “лучше всех” — нет, не всегда это удачная мысль
Мы ведь его не оцениваем.
То, что малышу нужно, — это рутинная поочередность, двусторонний диалог, не важно, выражен он словами или нет. Чем больше подобного внимания вы уделите, тем меньше потом придется наверстывать
Представьте, что мама с сыном едут в поезде. Малыш, которому приходится сидеть неподвижно во время долгого путешествия, скорее всего, заскучает. Мама может поиграть с ним, порисовать, почитать ему книжку или предложить настольную игру, а может тратить время на то, чтобы без конца просить его вести себя тихо и сидеть спокойно.
Для мамы, как и для малыша, гораздо приятнее будет поиграть или почитать — провести это время “давая и принимая”, — чем пытаться уменьшить издаваемый им шум, который неприятен обоим и всем присутствующим в купе. Часто бывает, что потратив на ребенка время в самом начале продолжительного периода ожидания, например, если приходится долго ехать на поезде, вам удается увлечь его каким-то занятием, и он продолжает играть сам, позволяя вам почитать книгу или расслабиться, думая о своем.
Отчего ребенок становится “прилипчивым”
Не стоит волноваться, если ваш малыш проходит стадию, когда он хочет находиться только с вами или только со вторым родителем. На самом деле, это хороший знак
Это означает, что у него сформировалась очень крепкая связь и он способен формировать такие связи, а это очень важно для умения быть счастливым
Для ребенка совершенно естественно предпочитать родителей и других близких членов семьи остальным людям, заботящимся о нем. Чем увереннее дети чувствуют свою связь с вами, тем легче они сумеют отделиться, чтобы создать крепкие связи с другими — но только когда будут к этому готовы. Не торопите этот момент.
Да, их прилипчивость, требовательность и обожание могут вас иногда утомлять. Тем не менее получайте от них удовольствие: это признак того, что они к вам сильно привязаны. Чем сильнее их уверенность в этой привязанности, тем меньше доказательств ее им понадобится от вас.
В свое время ребенок научится воспринимать маму как само собой разумеющееся, чтобы ходить без нее в гости и оставаться у друзей с ночевкой. Ключевой момент в воспитании независимого духа, как это ни парадоксально, — предоставление возможности отделиться от вас тогда, когда они готовы и сами хотят этого, а не в том, чтобы отрывать себя от них.
С более чувствительными детьми, которым необходимо ваше присутствие, тоже все в порядке, как и с теми, что любят проводить время в одиночестве. Мы все разные и потребности у нас разные. Мы проходим через разные этапы развития и делаем это в своем собственном темпе.
Преодолеть какой бы то ни было этап, на котором сейчас находится ваш ребенок, можно, лишь удовлетворяя его потребности в родственных отношениях, соответствующие этой стадии. Тогда эти потребности будут развиваться, а не застрянут. Нельзя их торопить или игнорировать, иначе малыш может попасть в западню. Чем больше позитивной энергии вы инвестируете в ребенка на старте, тем меньше энергии потребуется в дальнейшем.
Пример № 2
А вот другая ситуация. Ваня, 6 лет, очень зол на родителей, и хочет им отомстить за свою душевную боль и обиду. Он знает, что ему попадет за это, но желание сделать родителям так же плохо, как он чувствует сам, пересиливает его страх перед ними.
Он берёт телефон мамы, кладёт в раковину и открывает воду. Когда мама находит свой телефон в раковине, она вне себя от гнева! Хватает Ваню за волосы, вытаскивает из его комнаты, даёт ему несколько оплеух, кричит на него, потом плачет… «Как ты можешь так со мной поступать? Я тебе такую жизнь устрою, мало не покажется! Месяц без мультиков! Месяц без компьютера! Придёт отец – задаст тебе ремня!!!»
— Какая цель «неправильного» поведения ребёнка?— Отомстить родителям, сделать им «плохо» — Какую реакцию получает ребёнок? — Маме очень плохо, очень обидно, она в замешательстве. — Цель ребёнком достигнута? — Да! — Поведение сработало?— Да!— Шанс, что похожее поведение будет повторяться снова?— Большой.
Из примеров выше видно, что дети своим поведением добиваются именно того, чего хотят. И наши привычные родительские реакции и наказания только закрепляют такой негативный способ поведения ребёнка! Мы видим, что наказания в таких случаях приводят к противоположному результату
Девочка будет продолжать привлекать внимание родителей плохим поведением, а мальчик – ожесточится и разозлится еще больше, и будет продолжать мстить
Мир-дружба: как справиться с плохим поведением
С чем бы ни была связана проблема плохого поведения, чем раньше она разрешится, тем лучше будет для всей семьи. В этом случае могут помочь следующие методы:
- Проявление любви к ребенку. Похвала, объятия, поцелуи помогут малышу ощутить себя важным и нужным, что в итоге позволит снять психологическое напряжение.
- Совместные развлечения. Уроки езды на только что купленном велосипеде, совместная установка надувного бассейна, тихие вечера за настольными играми – это лишь немногие способы показать сыну или дочке свою любовь.
- Перестановка или ремонт детской. Это не только отвлечет ребенка от капризов, но и позволит чувствовать себя нужным и важным. Достаточно обновить мебель – и вот уже любимое чадо с радостью обживает новое царство – ссориться тут просто некогда.
- Беседы с воспитателями. Если поведение сына или дочки резко ухудшилось с началом посещения детского сада – возможно, стоит лично поговорить его сотрудниками. Возможно, совместными усилиями ситуацию легко исправить.
- Спокойствие и только спокойствие. Не реагировать на провокации и непослушание порой так трудно – но ради детей стоит держать себя в руках и гнуть свою линию. Спокойные запреты без криков и наказаний лишь заставят ребенка уважать и чтить авторитет мамы и папы.
1-3 года – еще одна важная ступень в развитии малыша, и на пути к взрослению без неприятностей обойтись крайне сложно
Однако чуткое отношение и любовь мамы и папы помогут ребенку преодолеть любые проблемы с поведением – и понять, как его ценят родители, что невероятно важно для самооценки в будущем
Почему вашим детям нравится расстраивать вас
Есть и другая причина, почему слишком большое количество эмоций может препятствовать эффективному воспитанию и обучению. Когда дети маленькие, они чувствуют свое подчиненное положение. Они меньше, у них мало прав и ответственности, они не такие сообразительные и умелые, как их родители и более старшие дети. И это весьма досаждает им.
Посмотрите на двухлетнего малыша. Он хочет быть похожим на тех крутых пятилетних парней, который умеют делать все намного аккуратнее. В свою очередь, пятилетние хотят быть похожими на десятилетних. Ну, а десятилетние мечтают быть как вы. Водить машину, пользоваться кредитной картой (и некоторые пользуются!). Они хотят влиять на мир в целом и на конкретные ситуации.
Вы когда-нибудь видели, как маленький ребенок кидает камешки в воду? Дети могут заниматься этим часами, потому что большой плюх становится отражением их влияния. Это именно они вызвали смятение на воде. “И как это соотносится с тем, что происходит у меня дома?” — спросите вы. Напрямую! Ваш маленький ребенок может сделать что-то “большое”, и это огорчит вас. А ваше огорчение — словно “плюх” для ребенка. Это как будто аплодисменты его поступку.
Ваш эмоциональный всплеск вызывает у ребенка ощущение силы. Его реакция не означает, что он вырастет преступником. Это абсолютно нормально для его возраста. Когда родители говорят: “Он сидит за столом и ест руками, и я просто схожу с ума! Почему он так делает?” — они уже могут ответить на собственный вопрос. Ребенок так делает отчасти потому, что это сводит с ума мамочку
Запомните важное правило: если дети делают что-то, что вам не нравится, покажите, как вас это огорчает, и, будьте уверены, они будут повторять это для вас снова и снова
Когда дело доходит до дисциплины, будьте последовательны, решительны и спокойны. В моменты конфликтов мы рекомендуем правило “Никаких разговоров, никаких эмоций”.
Некоторые родители и воспитатели могут прекратить разговоры и проявление эмоций — словно закрыть водопроводный кран. Особенно когда видят, насколько эффективно сохранение спокойствия. Но многие мамы, папы и учителя снова и снова должны напоминать себе, что болтовня, пререкания и крики не только не помогают, но усугубляют ситуацию. Подобная “тактика” просто позволяет выпустить пар на несколько секунд.
Помните, мы здесь говорим о негативных эмоциях и о такой же негативной болтовне. Внедрение дисциплины и конфликты между детьми и родителями — это те ситуации, когда вам необходимо держать себя в руках. А вот тепло и привязанность к детям можно выражать щедро.
Как бороться с плохим поведением ребенка
Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:
• первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;
• вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;
• третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.
pixabay.com  / 
Как правильно наказывать детей за плохое поведение?
Родители должны знать, как наказать ребенка за плохое поведение.
Наказание детей – очень щепетильная тема. Одни уверены, что без кнута не обойтись. Другие считают, что ребенка всегда спасет любовь. Но существуют такие проступки, которые нельзя оставлять безнаказанными.
Родители должны знать, что наказание – это не повод «спустить пар» на ребенке. Нельзя лишать своего малыша или ограничивать его в чем-то просто потому, что у вас плохое настроение или проблемы на работе. Также не является уважительной причиной фраза «На всякий случай, пусть морально готовится к тяжелой взрослой жизни».
Главная задача наказания – это помочь малышу понять содержание своего проступка, негативные последствия, к которым он привел, и попытаться исправить создавшееся положение.
Многие специалисты утверждают, что физическое наказание приводит к душевной травме ребенка. Он может понять, что тот, кто сильнее, тот и прав, и пронесет этот неверный факт навсегда. Ребенок должен понять, что неправильно решать свои трудности с помощью рукоприкладства. Если родители не могут наказать ребенка без побоев, им следует пойти к психологу.
Наказать детей можно легко и без ремня. Например, объяснить, почему он неправ. Или лишить на время телевизора или конфет. Необходимо, чтобы санкции были своевременными. Если малыш провинился утром, а вы поставили его в угол вечером, он не свяжет эти два события.
Когда ребенка наказывают, желательно, чтобы он находился в одиночестве. В этом случае он сможет обдумать свои действия и принять последствия. Также наказания не должны лишать детей еды, сна и свежего воздуха.
Негативное самопредъявление
При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих
использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка»,
поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться,
стать заметным
Взрослые своим поведением поддерживают это представление:
они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением
забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.
Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для
наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является
только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются
ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в
положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания,
наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной
– и ребенок избирает простейший путь.
Как обходиться с «негативистом»
Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда
бывает легко следовать
Основной принцип – это четкое распределение, регуляция
внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он
плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те
минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе
внимание хулиганскими выходками
Если же начинаются такие выходки, то любые
замечания надо свести к минимуму.
Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций,
ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам
демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение.
Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое
достижение
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно,
то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок
хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав
только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания
на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор»
и т.п.
Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением
во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой
он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят
театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет
какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При
этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка
сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.
Какому взрослому под силу изменить поведение детей
Чтобы понять, какой же из способов реагирования на плохое поведение наиболее эффективен, давайте на минуту представим себе работу врача. Почему врача? А потому что если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он болен, хотя, скорее всего, не физически. С ребёнком что-то не так.
Итак, представим себе врача-практика. Агрессивные врачи будут ругать пациентов за то, что у тех поднялась температура или давление, а может, будут кричать и топать ногами из-за плохих анализов больных, громко возмущаясь тем, что эти несносные больные им “все нервы измотали”. Представили? Ну, и какой же эффект будет от таких действий врачей?
Теперь представим себе врачей попустительских. Они не обращают внимания на симптомы болезней своих пациентов, делая вид, что всё идёт нормально. Они по-прежнему выписывают больничные и рецепты, ставят градусники и меряют давление, но не вникают в суть проблем своих пациентов, игнорируя очевидное. Интересно, много ли больных вылечат такие врачи?
А вот настоящие врачи будут возиться с каждым пациентом отдельно, разбираясь во всех деталях и нюансах, выискивая все причины и делая всё возможное, чтобы вылечить его.
У какого врача вы хотели бы лечиться? Вот с таким же взрослым хотели бы общаться наши дети.
Помочь ребенку справиться со сложными чувствами. Играть, когда есть возможность
Сделайте глубокий вдох и повторяйте за мной: «Ничего страшного не происходит. Мы можем с этим поиграть».
Говорите дружелюбным и игривым тоном, чтобы рассмешить ребенка: «Прощу прощения… Ты что, на диване в ботинках? Ну это мы еще посмотрим! Я защитник дивана, и я сейчас тебя поймаю!». Схватите его со смехом и перекиньте через плечо. Если вы бегаете с ним по дому, снимите с него ботинки и бросьте их туда, где они должны быть. Спойте шутливую песенку о том, как вы любите его и никогда не отпустите. Роняйте его на диван и подхватывайте снова. Наконец упадите вместе на диван, чтобы хорошенько пообниматься.
В следующий раз, прежде чем зайти домой, скажите, что вы можете снова поиграть в эту игру, но для этого надо сначала снять ботинки, как только вы перешагнете через порог.
Придумайте такую игру, которая поможет превратить неповиновение в воссоединение и радость. Используйте ее каждый раз, когда вам надо остановить «плохое» поведение. Смех помогает избавиться от сложных чувств не менее эффективно, чем слезы. Также он способствует выработке окситоцина, гормона «единения», так что когда вы с ребенком смеетесь вместе, вы укрепляете связь между вами.
Как реагировать на плохое поведение?
Мама и папа должны знать, что делать с плохим поведением ребенка.
- Научитесь контролировать свое дыхание. Попробуйте глубоко вдохнуть и посчитать до десяти. Это работает! Выполнив упражнение несколько раз подряд, вы расслабитесь и посмотрите на ситуацию с другой стороны.
- Будьте строгими, но не жестокими. Не реагируйте на ссору ссорой. Если ребенок начинает кричать, скажите, что готовы с ним вести диалог только в спокойной атмосфере.
- Оценивайте не ребенка, а его поступки. Если ваш сын что-то натворил, это еще не значит, что он сделал это назло. Не нужно из-за разбитой вазы считать его плохим. Поругайте за неаккуратность, но ни в коем случае не оскорбляйте. Понять, как лучше действовать в конкретных ситуациях, вам помогут материалы из нашего блога.
- Помогайте малышу выражать свои эмоции. Старайтесь его истерику переводить в разговор по душам. Цель такого разговора – выяснить, почему он так себя ведет. Возможно, плохое поведение – попытка достучаться до вас.
- Находите повод для похвалы. Хвалите ребенка не только за хорошую оценку, убранную комнату, но и за то, что он смог спокойно, без истерики, попросить вас о чем-либо.
- Ставьте себя на место ребенка. Вспомните, что в поведении родителей вас больше всего обижало в детстве, и не поступайте так.
- Соблюдайте режим сна, отдыха, питания. Причем это касается в равной степени как вас, так и вашего чада. Нарушение режима приводит к нервному напряжению.
- Старайтесь поддерживать хорошие отношения в семье. Не ссорьтесь с другими членами семьи при детях. Дружелюбная атмосфера – залог спокойствия.
Чем опасны разговоры и эмоции
Родители и другие люди, которые воспитывают маленьких детей и пытаются призвать их к порядку, совершают две самые большие ошибки:
- слишком много говорят,
- демонстрируют слишком много эмоций.
Часто родители болтают напропалую в ситуации, где требуется дисциплина. Это плохо, ведь избыточные объяснения не помогают прийти к согласию, а, наоборот, раздражают, сбивают с толку и путают ребенка.
Но почему для дисциплины нежелательно, когда взрослые демонстрируют слишком много эмоций? Универсальная рекомендация современной психологии: “Выражайте себя и не держите ничего внутри”. Вы наверняка много раз это слышали. Но хорошо ли это для родителей? Пятьдесят на пятьдесят.
Хорошие “пятьдесят” заключаются в следующем: если вы испытываете положительные эмоции к ребенку, любым способом выразите их. Проявите свое расположение или похвалите.
Но эта рекомендация совершенно не подходит, когда речь идет о негативных эмоциях. Если вы раздражены или рассержены на ребенка, вы лишь усугубите проблему, показав эти чувства. Рассерженные взрослые орут, унижают и угрожают. Они могут бить и шлепать ребенка. Наш подход помогает контролировать не только поведение ребенка, но и гнев родителя.