Самые частые причины плохого поведения ребенка
Ежедневно общаясь с детьми, родители и не подозревают, в каких моментах ведут себя неправильно. То, что кажется им привычным и приемлемым, может негативно отразиться на малыше. Человеку кажется, что он воспитывает своих детей должным образом, в то время нанося им вред. После возникает вопрос, почему так происходит?
Дефицит внимания
Считается самой распространенной причиной. Если малыш пытается поговорить с родителями, а они отказываются взаимодействовать, его поведение меняется. Он находит другой способ привлечь старших к собственной персоне — непослушание.
Дети нуждаются в частом контакте с собственными родителями
Потребность во внимании по важности можно сравнить с потребностью в еде и отдыхе
Тотальная опека родителей
Чрезмерная забота со стороны родителей делает его несчастным по жизни. Взрослея, он привыкает, что родители решают за него все проблемы. Вступая во взрослую жизнь, он сталкивается со многими трудностями, которые не может решить самостоятельно.
Это мешает ему контактировать с людьми и добиваться поставленных целей. Нельзя все делать за детей. Необходимо позволять им быть уверенным в принятии собственных решений.
Постоянная критика со стороны взрослых
Когда малыша все время критикуют, он становится неуверенным в себе. Если у него будет что-то не получаться, он даже не будет стараться и все время винить себя за неудачи. Критика со стороны близких людей, неприятности и неудачи рано или поздно сломают человека.
Чрезмерная требовательность
Что бы малыш не сделал, родители всегда требуют от него еще большего. Он очень старается, пытаясь угодить им, забывая о собственных желаниях. От него требуют совершенства, что не по силам каждому человеку.
Выделенная линия общения с каждым взрослым
Бывает, нужно смириться с тем, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым. Лучше дверь в дверь – один пришел, другой вышел. И мама еще какое-то время должна подождать, пока ребенок вернется в норму, превратится в свой цвет.
У ребенка должна быть выделенная линия общения с бабушкой, с няней. В основном это бывает с бабушками и дедушками, но и разведенные папы тоже на выделенной линии висят. Это свои особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой, которые развиваются по другим законам, в которых ребенок другой, ведь в каждых близких отношениях человек проявляется по-разному.
Такие отношения не будут опасными, при условии, что со стороны мамы они не будут вызывать ревности, отпора, агрессии, диктата. Ведь если мама достаточно времени проводит с ребенком, отношения с ней останутся для него самыми главными и доверительными, в них больше всего можно. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими в каком-то пространстве, это только пойдет всем на пользу.
В отношениях с разведенным папой, конечно, всё не настолько спокойно и безопасно, тут гораздо сложнее дать выделенную линию. Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях вы не сомневаетесь, вполне просто позволить отдельный формат. Выделенная линия общения будет с первым учителем, если он окажется человечным. А потом ребенок сможет сформировать свою историю общения с друзьями.
Подготовила Тамара Амелина
Как подавать пример хорошего поведения
- Будьте примером. Ваше собственное поведение — лучший маяк для вашего ребенка. Если вы сами способны соврать, оговорить кого-то, взбеситься или ударить, не злитесь на ребенка, когда он поведет себя так же. Исправляя свое поведение, а именно, избегая нежелательного, вы тем самым отнимаете у такого поведения легитимность, и только тогда оно становится, очевидно, нежелательным и для вашего ребенка.
- Будьте последовательны. Если ваш ребенок смачно выругается, а вы в ответ рассмеетесь, в следующий раз не злитесь и не наказывайте его. Если вы все время реагируете по-разному, он просто не в состоянии понять, как правильно себя вести в данной ситуации.
- Говорите коротко и ясно, чего вы хотите от ребенка. Сравните два комментария:
«Нет, сейчас тебе играть нельзя. Вот доделаешь домашнее задание, тогда можешь полчасика поиграть».
«Ну сколько раз тебе говорить про эти игры?! Тебе дай волю, ты бы целый день сидел перед компьютером! Вместо того чтобы вовремя исполнять свои обязанности, ты вот так вот себя ведешь… Ты вообще слушаешь, что я тебе говорю?!»
Ясно, что первый комментарий намного доступнее и эффективнее, чем второй.
«Вот мы с ним отлично ладим!»
Подобную эмоциональную реакцию ребенка родителям обычно сложно принять. Типичная внутренняя логика: это я — плохая мать. Еще и бабушка может подлить масла в огонь: «Вот мы с ним отлично ладим, а при тебе он сразу начинает капризничать». Но если родители перестанут думать, что такое поведение ребенка обращено на них и что именно они виноваты в том, что произошло, перед ними откроется огромный арсенал возможностей и реакций.
«Просто сразу становится очень холодно». Что чувствуют дети, когда на них кричат родители
В некоторых случаях нужно просто пропустить эту эмоциональную волну. Если немного подождать и не опасно отстраниться — не стать холодными, а внутренне отойти на пару шагов, — то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он сможет выйти сам, но даже если и застрянет там, ему можно помочь словами: «Я так по тебе соскучилась! Вижу, и ты по мне тоже очень скучал».
Бывает, что контраст между бабушкой и мамой слишком большой. Тогда провокативные реакции у ребенка могут быть очень сильными. В таких случаях его желательно моментально передавать с рук на руки, в буквальном смысле. Если мама с бабушкой сядут пить чай или будут долго обсуждать новости, ребенок не успокоится. Лучше — «дверь в дверь»: один пришел, другой вышел.
Иногда нужно смириться, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым.
Помочь ребенку справиться со сложными чувствами. Плакать, когда надо
Что делать, если ребенок не смеется? Не дает вам снять с себя ботинки? Что, если он злится и протестует? Он не хочет играть. Его провокационное поведение говорит вам о том, что ему просто надо хорошенько поплакать и выпустить те эмоции, которые накопились внутри. Конечно, было бы намного лучше, если бы он сказал: «Мама, у меня такое чувство, что все постоянно говорят мне, что делать… И мне так это надоело!».
Но он не может вам сказать, что чувствует, вместо этого он сопротивляется, чтобы показать вам, что он чувствует.
Призовите все свои способности к состраданию. Посмотрите ребенку в глаза. Проведите границу четко и мягко: «Солнышко, ты знаешь, что ботинки пачкают диван. Я не разрешаю тебе вставать на диван в ботинках».
Если у вас получится сделать это с сочувствием, он расплачется. Если вы примете неповиновение на свой счет и разозлитесь, слез вы не получите, а получите драку. Обнимайте ребенка, пока он плачет, если он вам позволит. Не говорите слишком много, просто дайте ему понять, что он в безопасности. Если он взорвется, не забывайте о том, что слезы кроются сразу за злостью. Ему просто надо почувствовать себя чуть более безопасно, чтобы выпустить их наружу.
При помощи спокойного соболезнования вы создаете безопасное пространство. А еще — при помощи вашего ежедневного взаимодействия, при помощи связи между вами и эмпатии, во время игр и физического контакта.
Что мы выигрываем, если уделяем ребенку время
Нельзя ни обойти, ни срезать — другой дороги нет: нужно уделить ребенку внимание, которое ему требуется. Это внимание заключается не в том, чтобы без конца говорить ему, что он “молодец” или “лучше всех” — нет, не всегда это удачная мысль
Мы ведь его не оцениваем.
То, что малышу нужно, — это рутинная поочередность, двусторонний диалог, не важно, выражен он словами или нет. Чем больше подобного внимания вы уделите, тем меньше потом придется наверстывать
Представьте, что мама с сыном едут в поезде. Малыш, которому приходится сидеть неподвижно во время долгого путешествия, скорее всего, заскучает. Мама может поиграть с ним, порисовать, почитать ему книжку или предложить настольную игру, а может тратить время на то, чтобы без конца просить его вести себя тихо и сидеть спокойно.
Для мамы, как и для малыша, гораздо приятнее будет поиграть или почитать — провести это время “давая и принимая”, — чем пытаться уменьшить издаваемый им шум, который неприятен обоим и всем присутствующим в купе. Часто бывает, что потратив на ребенка время в самом начале продолжительного периода ожидания, например, если приходится долго ехать на поезде, вам удается увлечь его каким-то занятием, и он продолжает играть сам, позволяя вам почитать книгу или расслабиться, думая о своем.
Почему он так себя ведет?
Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.
Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).
«Тревожная мать — это уже мем». Психолог Алина Рябый — о нереальных требованиях к родителям
Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.
Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.
Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.
У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.
Негативное самопредъявление
При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих
использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка»,
поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться,
стать заметным
Взрослые своим поведением поддерживают это представление:
они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением
забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.
Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для
наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является
только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются
ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в
положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания,
наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной
– и ребенок избирает простейший путь.
Как обходиться с «негативистом»
Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда
бывает легко следовать
Основной принцип – это четкое распределение, регуляция
внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он
плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те
минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе
внимание хулиганскими выходками
Если же начинаются такие выходки, то любые
замечания надо свести к минимуму.
Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций,
ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам
демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение.
Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое
достижение
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно,
то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок
хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав
только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания
на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор»
и т.п.
Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением
во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой
он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят
театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет
какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При
этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка
сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.
О чём важно помнить родителям?
О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.
Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.
Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.
Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет
Опытные мамы и папы не дадут соврать: зачастую случается так, что после года смешливый, спокойный и покладистый карапуз преображается. Малейший запрет вызывает истерику, попытки добиться своего пугают своей частотой, и кажется, что по игнорированию просьб мамы и папы крохе просто нет равных. Почему же так происходит? Детские психологи утверждают, что чаще всего малышей на путь непослушания толкают вполне очевидные причины:
Ребенку элементарно не хватает внимания. Родители порой ошибочно полагают, что в раннем возрасте детям не так уж и нужно общение, однако именно сейчас кроха нуждается в нем как никогда. Предоставленный самому себе или телевизору, пока взрослые решают свои проблемы, малыш не находит ничего лучше, чем начать изводить их своими просьбами и громкими капризами.
Ревность. Ранний возраст – время, когда чувство собственничества только просыпается, но уже распространяется на маму или папу
Если в семье есть еще один ребенок – неважно, старший или младший – кроха будет делать все возможное, чтобы перетянуть родительскую заботу на себя. Чрезмерная опека
Любящие близкие так стремятся предупредить каждый шаг своего сокровища, что оно не может проявлять собственную самостоятельность. И как результат – резкий бунт, проявляющийся в постоянных попытках настоять на своем или пойти туда, куда хочется.
Стресс. Если капризы и плохое поведение связаны с тем, что ребенок начал ходить в детский сад, то возможно, ему там что-то не нравится. Не исключено, что столь резкий протест вызывает нехватка родителей или же смена режима дня.
Проверка мамы и папы «на прочность». Уже в этом возрасте маленький хитрец понемногу начинает проверять границы дозволенного. В этом случае непослушание и плохое поведение – лишь попытка узнать, что можно делать, а чего родители никогда не разрешат.
Эти причины считаются одними из самых распространенных. Однако прежде чем делать выводы на их основе, стоит убедиться, что малыш здоров физически и его капризы не связаны с недомоганием.
Что нужно делать, когда ребенок «плохо себя ведет»
6. В «плохо ведущем» себя ребёнке надо видеть не того, кого стоит покарать и «прогнуть», а того, кому надо помочь.
Вашему ребёнку нужны помощь, поддержка, чёткие и конкретные объяснение и обучение, вместо критики, криков и наказаний.
7. Мы постоянно замечаем у ребёнка ошибки и недочёты и всё время говорим об этом вслух. А о хорошем поведении вслух говорим намного реже. В итоге получается большой дисбаланс. Обязательно отмечайте ребёнка вслух за то, что у него получается хорошо.
8. Старшие дети часто начинают плохо себя вести из-за дефицита внимания и ревности к младшему. Лучшее лекарство — это проводить больше времени со старшим. Младшему и так достаётся намного больше внимания от вас.(О том, как помочь братьям и сестрам справляться с ревностью и соперничеством я подробно рассказываю на онлайн-курсе «Мои дети живут дружно»).
9. Чаще задавайте себе вопрос: я воспитываю исполнительного солдатика или личность? Если вы воспитывайте личность, пожалуйста, относитесь с уважением к мнению ребёнка и к его чувствам.
10. Капризами и упрямством дети часто отстаивают право на своё мнение и свой выбор. Чем больше в этом случае на ребёнка давить и заставлять, тем больше он будет сопротивляться. Старайтесь договариваться с ребёнком по-доброму, искать способы увлечь и заинтересовать его делать то, что нужно.
11. Часто родители говорят своим детям, что и как им следует делать, управляют ими, поэтому дети ищут моменты личной свободы в тех областях, где от них хоть что-то зависит. Например: не кушать, не спать, не ходить в туалет, когда взрослый просят и т.д. Это нормальный бунт личности против постоянных указаний – что и как делать. Поэтому давайте ребёнку больше личной свободы там, где это возможно.
Как помочь ребенку «перерасти» плохое поведение: 3 совета
- Будьте в курсе. Обладая достоверной информацией о развитии ребенка, вы будете лучше подготовлены к разным ситуациям, которые часто вызывают родительский гнев. Если вы уже знаете, что на втором году жизни у ребенка могут случаться приступы ярости, если вы в курсе, как они чаще всего проявляются и как с ними справиться, вы будете реагировать на них спокойнее, чем если бы вы (ошибочно) относили их к признакам дерзости и избалованности. Если вы хорошо подготовлены, ваши реакции, скорее всего, будут более эффективными и уместными.
- Сохраняйте самоконтроль. Нежелательное поведение, обусловленное спецификой того или иного возраста, — чаще всего результат неспособности ребенка справиться с тем, что с ним происходит. Он ведет себя плохо не для того, чтобы выбить вас из колеи (хотя и такое иногда бывает!), а потому, что не может вести себя лучше в данный момент. Если вы спокойны, если трезво оцениваете все обстоятельства, вам проще будет решить такую проблему.
- Будьте терпеливы. Иногда нам кажется, что некоторые периоды развития и связанного с ним плохого поведения будут длиться вечность. И все же, если вы потерпите и правильно себя поставите, со временем нежелательное поведение исчезнет. С вашей поддержкой (и к вашему огромному удовольствию!) ребенок его просто перерастет. По крайней мере, до начала следующего периода развития…
10 причин плохого поведения
Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.
Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно
А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
Детям скучно
Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими “играющими” гормонами и т.п.).
За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.
Ребенок – это хамелеон
Вторая причина, по которой дети могут хуже себя вести, и опять же именно с мамой, такая: ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Мы сейчас говорим о дошкольнике, вернее, о ребенке до шести лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.
Ребенок – это хамелеон, и это один из механизмов развития, совершенствования и обучения. Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует мамину походку, движение взрослого ложкой, отцовское поведение. Иногда от этой имитации большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок сымитировал, скажем, работу на компьютере и «отрубил» вам системный блок. Или что-нибудь кулинарное – и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим и даже можем над этим посмеяться, если не слишком перегружены и не очень нервничаем.
Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Он стал фиолетовый в крапинку. Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.
Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на те или другие слова. А ребенок всё еще фиолетовый в крапинку, он не успел стать снова красненьким в полосочку.
У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение. Это всё происходит не на уровне осознавания, это истерика, поведенческий сбой.
Плохое поведение и неудовлетворенные потребности ребенка
Пример. С наступлением вечера пятилетняя Бранка стала раздражительной, хнычет, не слушается, все время ищет повод, чтобы обидеться и поплакать. Мама быстро, но спокойно кормит ее ужином и укладывает спать. Мама хорошо понимает свою дочку и знает, что та становится совершенно несносной, когда проголодается и устанет. Если бы мама не отреагировала вовремя, вечер мог бы закончиться совсем иначе: злостью, скандалом и слезами.
Хотя мы часто воспринимаем нежелательное поведение ребенка как намеренное, это очень редко оказывается правдой. Куда чаще дети ведут себя плохо под влиянием каких-то обстоятельств: голод, усталость, скука, неумение справиться с проблемой и т.д.
Если мамы и папы будут внимательнее присматриваться к причинам поступков своих детей, особенно тех, которые часто вызывают гнев, им будет намного легче предупреждать такие поступки или находить легкий и безболезненный способ справиться с проблемой. С возрастом дети постепенно учатся сами различать свои потребности и самостоятельно выходить из критических ситуаций. Но это процесс, который длится долгие годы.
Причины плохого поведения ребенка
Для начала вам необходимо самим себе честно ответить на некоторые вопросы
Вы наказываете ребенка? Обвиняете, стыдите? Даете ему прозвища (например, гениальный или бессердечный)? Слишком балуете? Делаете за него то, что он может сделать сам? Принимаете за него решения? Отвечаете за своего малыша тогда, когда кто-то обращается непосредственно к нему? Фиксируете внимание ребенка на ошибках, а не на достижениях? Ожидаете великих побед и совершенства? Не позволяете сыну или дочке побыть ребенком, объясняя: “Ты ведь уже взрослый (взрослая)!” У вас не хватает времени заняться детьми? Вы не советуетесь с ними, не спрашиваете их мнения? Не обращаетесь к ним за помощью? Отрицаете их чувства и желания (мало ли что ты хочешь – нос не дорос!)? Уступаете их бесконечным требованиям?. Если даже на некоторые вопросы вы ответили “да”, то присмотритесь повнимательнее к своему ребенку, возможно, он подавлен, а, следовательно, часто отступает и не проявляет инициативу; легко сдается, испугавшись первых трудностей; выполняя доступную для него задачу, неожиданно объявляет: “Я не могу этого сделать, я не знаю, как”; вдруг становится инициатором конфликтов; обвиняет в своих проблемах родителей, друзей, одноклассников, учителей; жалуется на то, что у него мало или совсем нет друзей
Вероятно также, он перестает прикладывать усилия, часто выглядит жалким и беззащитным, не знает, чего он хочет в тот или иной момент; выбирает в друзья малышей-“плохишей” или просто становится обжорой и готов бесконечно сидеть у телевизора
Если даже на некоторые вопросы вы ответили “да”, то присмотритесь повнимательнее к своему ребенку, возможно, он подавлен, а, следовательно, часто отступает и не проявляет инициативу; легко сдается, испугавшись первых трудностей; выполняя доступную для него задачу, неожиданно объявляет: “Я не могу этого сделать, я не знаю, как”; вдруг становится инициатором конфликтов; обвиняет в своих проблемах родителей, друзей, одноклассников, учителей; жалуется на то, что у него мало или совсем нет друзей. Вероятно также, он перестает прикладывать усилия, часто выглядит жалким и беззащитным, не знает, чего он хочет в тот или иной момент; выбирает в друзья малышей-“плохишей” или просто становится обжорой и готов бесконечно сидеть у телевизора.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.