Что умеет новорожденный: безусловные рефлексы

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

На что обращают внимание врачи

Осматривая младенца, врач проверяет врожденные рефлексы — сосательный, поисковый, хватательный и защитный, а также глотательный, хватательный и верхний защитный рефлекс. Когда ребенку исполняется месяц, его нужно показать неврологу, который последовательно осматривает его нервную систему, исключая поражение незрелой нервной системы малыша.

Сначала, врач проверяет внешний вид крохи. Месячный малыш должен находиться в позе полуфлексии (конечности малыша согнуты в локтях и коленях), это нормальное состояние новорожденного, так как повышенный тонус мышц способствует сгибанию конечностей. Когда ребеночек не спит, его движения хаотичны — он машет руками, сгибает ножки и ручки, громкий звук или яркий свет раздражают его.

У детей, которые родились раньше срока, движения менее активные, а безусловные рефлексы угнетены.

Что же такое безусловные рефлексы, как их оценивают? Самые главные физиологические рефлексы — оральные, спинальны. У первых рефлекторная дуга заканчивается в головном мозге, у спинальных — в спинном мозге.

Виды рефлексов у новорожденных детей

Медицинские специалисты насчитывают 16 основных безусловных рефлексов новорожденного ребенка. Выделяются оральные, то есть поддерживающие сосательную функцию, спинальные, представляющие собой непроизвольные движения туловища и конечностей, и позотонические, обеспечивающие правильное распределение нагрузки на мышцы, врожденные реакции.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс – способность младенца производить губами и ртом сосание. Причем реакция возникает, когда в детскую ротовую полость проникает не только мамина грудь, но и любой предмет. Если, например, всунуть малышу в ротик палец, то он крепко стиснет его язычком и губками, примется старательно сосать. Этот рефлекс исчезает довольно поздно, в отдельных случаях держится до пяти лет.
Глотательный рефлекс – умение заглатывать пищу, попадающую в рот. Эта автоматическая реакция организма сохраняется на всю жизнь.
Хоботковый рефлекс – вытягивание губ в виде трубочки при непроизвольном сокращении круглой ротовой мышцы. Такой неосознанный ответ появляется при легком прикосновении к верхней губе ребенка. Он важен для правильного совершения сосательных движений, пропадает примерно через три месяца после рождения.
Искательный рефлекс – поиск малышом маминой груди. Если легонько дотронуться до края ротика, то кроха сразу повернет головку в сторону раздражителя, а его губки раскроются. Эта реакция исчезает в четыре месяца.
Рефлекс Бабкина – поиск младенцем материнской груди при прикосновении к его ладоням

Если осторожно надавить на бугорки возле больших пальчиков, то ребенок автоматически откроет ротик и откинет головку, пытаясь найти источник пищи. Эта непроизвольная реакция обычно пропадает уже в два месяца.

Спинальные рефлексы

  • Хватательный рефлекс – сжатие в руках и крепкое удерживание какого-либо предмета. Если новорожденному ребенку в ладонь вложить, например, указательный палец, то он обхватит его и не отпустит. Исчезает эта неосознанная реакция в четыре месяца.
  • Подошвенный рефлекс – сгибание пальчиков ног. При легком надавливании на ступню над второй и третьей плюсной малыш автоматически поджимает все пальцы.
  • Защитный рефлекс – способность ребенка, уложенного на животик, поворачивать головку вбок. Так младенец получает возможность нормально дышать при любом положении тела. Реакция пропадает, когда кроха обучается самостоятельно держать голову.
  • Рефлекс опоры – умение упираться всей ступней в какую-либо поверхность. Когда ребенок находится на весу, например, на руках у мамы, то его ножки согнуты в коленках и поджаты к животу. Если же малыш прикасается стопами к поверхности, то сразу же выпрямляет ноги. Такой непроизвольный ответ организма сохраняется долго, почти до года.
  • Рефлекс ходьбы – имитация шагов. Если младенца, выпрямившегося и упершегося ступнями в горизонтальную поверхность, немного наклонить вперед, то он сделает два или три шага. Сначала кроха ходит неуверенно, путается, спотыкается, но через полтора месяца обычно уже умеет двигаться правильно.
  • Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра) – совершение хаотичных движений, лежа на животе. Новорожденный ребенок, перевернутый со спины на животик, выгибается в разные стороны, шевелит руками и ногами. Реакция исчезает в четыре месяца, когда малыш обучается продвигаться вперед, отталкиваясь задними конечностями от опоры.
  • Рефлекс Бабинского – распрямление и веерообразное разведение пальчиков ног при легком поглаживании ступней от пяток к носочкам.
  • Рефлекс Моро – реагирование на испуг. Если громко хлопнуть ладонями и вскрикнуть рядом с младенцем, то он автоматически выпрямит ножки, раскинет ручки, разожмет пальчики, но затем быстро успокоится и вернется в нормальное положение. Синдром Моро исчезает, как только малыш достигает пятимесячного возраста.
  • Рефлекс Галанта – выгибание спинки при поглаживании тела вдоль позвоночника.
  • Рефлекс Ландау — ребенку необходимо придать положение пловца, для этого его следует поднять малыша, его лицо должно смотреть вниз. В этот момент ребенок поднимет голову, выпрямит спину (возможно даже немного выгнет), разведет и разогнет руки и ноги.

Позотонические рефлексы

  1. Ассиметричный шейный тонический автоматизм (рефлекс Магнуса-Клейна). Если новорожденному ребенку, лежащему на спине, повернуть вбок голову, то с этой же стороны ручка и ножка выпрямятся, а с другой стороны – согнутся. Эта непроизвольная реакция пропадает в два месяца.
  2. Симметричный шейный тонический автоматизм. Когда младенец запрокидывает головку, то его ручки и ножки выпрямляются, а когда наклоняет – то сгибаются.

Что ещё относится к основным рефлексам новорожденных детей (с видео)

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании пальцами, на ладони рук лежащего на спине ребенка у него возникают рефлекторное раскрывание рта, высовывание языка, иногда закатывание глаз и разгибание ног. Рефлекс существует с рождения до 3-х месяцев. Развивать его можно с помощью известной игры «Сорока-сорока». Этот рефлекс закладывает основу для дальнейшего развития речи.

Рефлекс таланта

Если младенцу, лежащему на спине или на боку, наносить штриховые движения в области поясницы с обеих сторон позвоночника, он сгибает ноги и подтягивает их к животу. Если ребенок лежит на животе, то нужно таким же образом раздражать тазовую область. Это вызывает поднимание бедра и сгибание ноги с той же стороны.

Установочный автоматизм

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденных, нельзя забывать про установочный автоматизм. При повороте головы одновременно поворачивается и туловище. Рефлекс существует с 1 -го до 4-го месяца.

Цепной установочный рефлекс

При повороте головы в ту же сторону последовательно поворачиваются плечевой пояс, туловище, а затем и тазовый пояс. Рефлекс проявляется у детей старше 5-ти месяцев.

Все перечисленные рефлексы являются нормальными для малышей определенного возраста и в положенное время угасают.

Посмотрите видео «Рефлексы новорожденных», представленное ниже:

Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка

Сосательный рефлекс

Include Me shortcode: file not found

При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.

Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.

Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.

Ротовой рефлекс Эшериха

При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.

Поисковый рефлекс

При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.

Защитный автоматизм

При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.

Рефлекс Моро

Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.

Хватательный рефлекс

Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.

Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Развитие ребенка в первый месяц

К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только достижениями в физическом развитии, созревании зрительного и слухового анализаторов, но и появлением первых положительных эмоции в ответ на родительское присутствие

Во время разговора с грудничком мама может заметить, что ее кроха не только останавливает движения ручек и ножек, но и приоткрывает ротик (появляется так называемое “ротовое внимание”), пытаясь как бы ответить на обращенную к нему речь взрослого. А на ласковые обращения ребенок может отвечать появлением кратковременной первой улыбки, пусть еще и не совсем осознанной

Рецепт достижения успеха прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени и дарить ему больше улыбок и ласковых слов.

Стараясь добиться от ребенка рекордных успехов в познании нового для него мира, главное не переусердствовать. Родителям не следует забывать о том, что первый месяц жизни является очень напряженным периодом адаптации родившегося человечка к внеутробной жизни. Для новорожденных и детей первых месяцев жизни особенно опасны перегрузки нервной системы. В этот период ребенок как губка впитывает окружающий мир, его мозг получает и перерабатывает колоссальное количество информации. Именно поэтому маленькие дети много спят, их нервная система как бы оберегает себя от перегрузок. Комфорт и покой, особенно в первые дни жизни, являются для них главными. Обстановка, которая окружает новорожденного, должна быть спокойной, а освещение в комнате — приглушенным. Недопустимо, чтобы в комнате, где находится малыш, постоянно работал телевизор, звучала громкая музыка, раздавались громкие резкие звуки и речь. Необходимо дать крохе возможность привыкнуть к новому для него окружению, постепенно знакомя его с различными звуками. Слишком бурные и многочисленные эмоции со стороны счастливых родственников могут не просто испугать и переутомить малыша, но и вызвать плач, а порой — и нарушение сна у новорожденного.

Развитие маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта “тело к телу”, Следует как можно чаще брать ребенка на руки. Это поможет крохе чувствовать себя комфортно и безопасно в новом, совсем еще незнакомом окружающем мире. На первом месяце жизни держать новорожденного лучше в горизонтальном или полувертикальном положении, обязательно поддерживая спинку и головку малыша. В этом положении во время бодрствования кроха знакомится с окружающим его миром, и хорошо, если на глаза ему как можно чаще будут попадаться не стены и мебель, а улыбающиеся лица взрослых, ласково разговаривающих или поющих добрые и нежные песенки.

В заключение заметим: воспитание ребенка требует сил и времени. Запаситесь терпением и наслаждайтесь каждым, даже самым маленьким успехом в развитии малыша.

Ольга Пахомова,врач-неонатолог первой категории,канд. мед. наук, ассистент кафедрыдетских болезней ММА им. Сеченова,г. Москва

Безусловные рефлексы новорожденного

С самого рождения у малыша присутствует ряд рефлексов, которые помогают ему выжить и приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся на всю жизнь (например, роговичный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и многие другие), а некоторые просуществуют лишь 2-3 месяца, а затем угаснут. Но, несмотря на такой короткий срок своей “жизни”, эти рефлексы очень важны для родившегося крохи.

Так, при прикосновении пальцем или грудью матери к углу рта ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык и поворачивается голова в сторону раздражителя. Малыш как бы “ищет” материнскую грудь. Поисковый рефлекс важен в первые месяцы жизни, в последующем он сменяется уже осознанной реакцией при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время благодаря врожденному хватательному рефлексу.

В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша и называется рефлекс Моро.

Среди безусловных рефлексов важное значение имеет защитный рефлекс новорожденного. Если выложить ребенка на живот, он инстинктивно повернет голову в сторону

Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа на животе и проявляется уже с первых часов жизни.

Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если положить ребенка на живот и подставить к его подошвам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры, и продвинется вперед благодаря рефлексу ползания.

Если новорожденного поставить на опору, он будет опираться на нее полной стопой и непродолжительно стоять на полусогнутых ногах, а если малыша слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками. Так проявляются рефлексы опоры и автоматической ходьбы.

Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у новорожденного, однако проверяет и оценивает эти рефлексы только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженности и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов определенным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Кроме того, физическому развитию малыша на первом месяце жизни будет способствовать выкладывание его на животик начиная со второй недели жизни. Положение на животе очень полезно для крохи: пытаясь поворачивать и приподнимать головку на несколько секунд, он укрепляет мышцы спины и шеи; кроме того, в положении на животе лучше отходят газы, что может облегчить состояние малышей, страдающих кишечными коликами. Уже в возрасте 1 месяца дети с удовольствием проводят в положении на животе несколько минут, приподнимая и удерживая голову над поверхностью в течение 5-20 секунд.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий